Перейти к содержанию
АксКерБорж

АЛТЫН УРУК: Байдаулет батыр - Сатыбалды - Казангап - Бердалы - Иса - Кабыш

Рекомендуемые сообщения

АЛТЫН УРУК:

Байдаулет батыр - Сатыбалды - Казангап - Бердалы - Иса - Кабыш

 

 

После изгнания жунгар с прииртышских степей и пойм правителями были ақ сүйеки - белая кость или чингизиды.

Одним из первых правителей из числа қара - т.е. не белой кости был:

ҚАЗАНҒАП САТЫБАЛДЫҰЛЫ (1771 - 1856)-

Би (судья), оратор. Род Бөрі - Бәсеңтиін - Арғын.

В 1843 - 1847 гг. аға сұлтан Баянаульского внешнего округа.

В 1808 г. жалован при дворе Его Императорского Величества в Санкт-Петербурге чином прапорщика, с 1810 г. капитан, а с 1833 г. получил чин майора.

Награждался: 05.12.1842 г. золотой медалью на Владимирской ленте, 09.08.1844 г. серебрянным кубком обрамленным золотом, в 1838 г. 300 рублями серебром и дважды 26.10.1817 г. и в 1825 г. кафтанами (шекпен) и меховыми шапками и 500 рублями серебром.

Дружил с аға-сұлтаном Қарқаралинского внешнего округа (1849 - 1852 гг.) Құнанбаем Өскенбайұлы - отцом Абая Құнанбаева.

В бытность аға-сұлтаном Баянаульского округа Қазанғап, как и все его последующие потомки, занимался благотворительнстью, был меценатом. В частности, строил мечети по округу. Так, для мечети Баянаула привез из г.Казани муллу татарина Ғабдұл Ғапара, при этом взял к себе на поруки (на воспитание) и сделал своим помощником молодого парня татарина по имени Рамазан, приехавшего вместе с муллой Ғабдұл Ғапаром из Казани. Ему он поручал все свои коммерческо-торговые дела. Рамазан ездил по поручениям Қазанғапа по ярмаркам Ирбита (Урал), Сибири, Омска, Иркутска и увеличил доходы и торговлю Қазанғапа, тем самым разбогател и сам. Известно, что Рамазан при смерти Қазанғапа в 1856 г. привез из Қызылжара (Петропавловска) и Омска выменяв у купца, торговца керея Жексембая красный жженный кирпич и белый мрамор из которых построил күмбез с белым куполом и установил белый мрамор с надписями заслуг Қазанғапа на его могиле (не сохранился, кирпичи были разобраны коммунистами для нужд близлежащего села и фермы при советской власти). Сын (внук?)этого Рамазана по имени Абдулфаттах Рамазанов позже построил в г.Павлодаре (Кереку)белую мечеть по ул.Академика Марғұлана.

С именем Қазанғапа связаны: «Қазанғаптың асуы» (горный перевал в Баянаульских горах) и местность «Қазанғаптың қоралары» (при въезде в Баянаул в верховьях родника Төлеу).

Похоронен в родовом захоронении аула Балықшы, местности Бауыртас - ныне Ребровка села им.Қ.Қамзина Ақсуского района.

Сохранился оттиск его личной печати.

Его прадед Бөрі (род. около 1650 г.).

Дед Байдәулет (род. около 1685 г.) -

Отсюда все потомки Байдәулета именовались Байдәулет или Төменгі бөрілер - нижние по течению Иртыша, от Ақсу ниже, тогда как потомки его младшего брата Жандәулета Жоғарғы бөрілер - верхние или Жандәулет.

Известно, что был сардаром - воином особого ранга, звания, в отличие от простого сарбаза - рядового воина. Соратник и друг сырым Малайсары тархана (батыра антижунгарской битвы). Участвовал в делегации казахов в переговорах с русскими в 1716 - 1719 гг. в г.Тобольске при решении вопросов обмена пленными и создания совместного военного союза с русскими против джунгар.

Отец Сатыбалды (род. около 1735 г.).

Сын Бердәлі (1802 - 1842) –

Би (судья), волостной управитель Бәсеңтиінской волости Павлодарского уезда в 1833-1837 гг. С 1839 г. являлся қазы (заседателем) Баянаульского внешнего округа, затем с 16.09.1840 г. кандидатом в аға-сұлтаны, а в 1841 - 1842 гг. аға сұлтан Баняаульского внешнего округа. Имел чин прапорщика. Умер в 40 лет.

Похоронен в родовом захоронении аула Балықшы, местности Бауыртас - ныне Ребровка села им.Қ.Қамзина Ақсуского района.

Внук Иса Бердалин (1838 - 1899) –

Бай, би (судья), аульный старшина, с 1885 г. волостной управитель Қараөткелской волости, в 1890-1895 гг. волостной управитель Алтыбаевской волости Павлодарского уезда. В 1885 г. участвовал на чрезвычайном съезде казахских биев при принятии Ереже (Чарского законоуложения степного права) как делегат от Қараөткельской волсти Павлодарского уезда. К примеру, от Чингизской волости Семипалатинского уезда принимал участие Абай Құнанбаев. Имел чин капитана. Награждался: 15.07.1891 г. под Омском Николаем-II серебрянной медалью, 10.06.1890 г. халатом 2 разряда, 26.03.1894 г. золотой медалью на Станиславской ленте, а также Похвальным листом и халатами I и III разрядов. При посещении цесаревичем Николаем-II казахского аула на Иртыше в 7-ми верстах под Омском, в числе других биев, преподнес в дар от себя деревянную айбалту, в ручке которой был скрыт стальной кинжал (см: статьи каркаралинского краеведа Попово Ю.Г.).

Участвовал в церемонии коронации последнего русского царя Николая-II в г.Санкт-Пертербурге (см: российский журнал «Отечественные архивы» за 1996 год № 1. Извлечения из дневника графа Сергея Дмитриевича Шереметева). Первое его участие в коронации императора Александра-II 26.08.1855 г. в Москве в составе делегации сибирских казахов из 8-ми человек подлежит уточнению (где принимал также участие Мусса Шорманов).

Архивные источники называют Ису Бердалина «Повелителем прииртышских степей, владельцем многочисленных табунов лошадей» (до 7-8 тысяч голов). Среди казахов Степного края он славился не только богатством скота, но и пользовался неограниченным авторитетом. Он, как и многие другие крупные предприниматели, оказывал материальную поддержку талантливой молодежи в получении образования, оказывал всяческое содействие в открытии школ для детей.

В период Первой всеобщей переписи населения Российской империи Иса Бердалин был утвержден в звании члена Павлодарской уездной переписной комиссии приказом Военного губернатора Семипалатинской области от 14.10.1896 г.

Скончался в сентябре 1899 г. В Омской газете «Киргизская степная газета был опубликован некролог: «В сентябре 1899 года на 61-м году ушел из жизни известный бий Алтыбаевской волости Иса Бердалин. В свое время он состоял старшим помощником у Мусы Чорманова. Был награжден медалью, Похвальным листом и халатами I, II и III разрядов. В числе депутатов Семипалатинской области Иса Бердалин присутствовал в Москве на церемонии коронации Александра III. Говорил по-русски, знал грамоту. Казахи 9-ти волостей рода Басентеин плачут» (автор Джанасов).

Алихан Букейханов 2 января 1900 года дополнил воспоминания автора некролога Джанасова: «Иса Бердалин был повелителем, соперничал с Хусаином Боштаевым. Усердный исполнитель законов, народ дрожал перед ним».

Похоронен в родовом захоронении аула Балықшы, местности Бауыртас - ныне Ребровка села им.Қ.Қамзина Ақсуского района.

Правнук Қабыш Исин-Бердалин, по рождению Абдұлжапар (1968 - 09.04.1935) –

О Қабыше Бердалине, согласно архивным источникам Государственного архива Павлодарской области и Центрального государственного архива Республики Казахстан, известно дословно следующее: «…Среди населения Павлодарского уезда и края пользовался громадным влиянием и неограниченным авторитетом. До 1917 года, до Февральской революции в России, в продолжении нескольких лет бессменно состоял волостным управителем: с 1898 г. волостным управителем Алтыбаевской волости, до 1898 г. был кандидатом на эту должность. После, вплоть до 1917 г. волостным управителем Қараобинской волости Павлодарского уезда…». Избирался также волостным бием (судьей). Неоднократно председательствовал на бийско-аксакалских судах.

О громадном авторитете и уважении к Қабышу Бердалину среди населения края говорят следующие архивные сведения: «…Для подписания плана и заключения нотариального арендного договора с Киргизским Горнопромышленным Акционерным Обществом и для других дел мы единогласно избираем из своей среды Абдульжаббара он же Қабыша Исина-Бердалина и Мухамет-Амина Темирова и всё что они в пределах настоящего договора законно учинят мы верим, спорить и прекословить не будем. К сему приговору подписуемся:...23 января 1916 г. Аул № 3 Павлодарской волости. Аульный старшина 3 аула Садвокас Джанпеисов, Народный судья 3 аула Павлодарской волости Абдрахман Молдабаев…». Далее: «…1916 года 25 февраля, мы, нижеподписавшиеся волостные выборные Павлодарской волости и уезда, собравшись на волостной съезд выборных в количестве 12 человек в присутствии волостного управителя Павлодарской волости постановили: Настоящий приговор № 3 аула нашей волости от 23 января сего года на отдачу в аренду Киргизскому Горнопромышленному Акционерному Обществу земель из зимовых стойбищ и об избрании доверенным киргиза Абдулжаббара он же Қабыша Исина-Бердалина утвердить единогласно. В сем подписуемся…».

Қабыш Бердалин известен также как активный деятель национально-демократического движения «Алаш», одноименной партии и её правительства. 18.03.1917 г. был избран членом Павлодарского уездного исполнительного комитета. В этом же году был избран вместе с Ахметуллой Барлыбаевым от Павлодарского уезда депутатом на 2-й (главный по своему значению) Общеказахский съезд партии «Алаш», проходившей в период с 5 по 13 декабря 1917 года в тогдашней столице Казахской АССР г.Оренбурге В 1918 году был созван уездный съезд казахов в г.Павлодаре, где он единогласно был избран председателем Павлодарского уездного комитета правительства «Алаш-Орда» и одновременно возглавил местный отдел национально-демократической партии «Алаш». Известно, что первый съезд казахов Павлодарского уезда состоялся 15.02.1918 г., в котором участвовали Қабыш Бердалин, Ахмедтолла Барлыбаев, Тұрағұл Кунанбаев, Міржақып Дулатов и другие, на котором рассматривался вопрос о формировании национального фонда. Второй казахский съезд проходил с 13-го по 26 июня 1918 года, когда в городе временно пала советская власть (в начале 1918 года усилиями городской буржуазии, областного и уездного казахских комитетов советская власть в городе была свергнута). Этот съезд имел принципиально важное значение, так как на нём официально был образован уездный Совет Алашорды в составе 5 членов: председателем Павлодарского уездного Комитета (Совета) единогласно был избран Қабыш Бердалин, заместителем председателя - Ахметолла Актайулы Барлыбаев, членами: Иманқұл Бадисов, Мұхтар Жәлелдинов, Омархан Күзембаев.

Қабыш Бердалин в политической деятельности вёл работу в плеяде выдающихся представителей казахской демократической интеллигенции, сплотившихся вокруг национально-демократической партии «Алаш», в том числе и уроженцев нашего края - Павлодарского и Семипалатинского уездов, таких как (на тот момент молодежь): Сұлтанмахмұт Торайғыров, Жүсіпбек Аймауытов, братья Әбікей и Қаныш Зеинович Сәтбаевы (последний позднее стал академиком), Қошмұхамбет Кемеңгеров (г.Омск), Шәкәрім Құдайбердиев и Тұрағұл Құнанбаев (родственники Абая Құнанбаева), Нәзипа Күлжанова, Омархан Күзембаев, Райымжан Марсеков, выпускник Казанского университета Мұқыш Сапарулы Боштаев, учитель Ахметолла Актайулы Барлыбаев, Хәлел Ғаббасов (г.Семипалатинск) и мн. другие. Идею об образовании национальной автономии они высказывали через свои статьи в журнале «Айқап» (1911-1915 гг.) и в газете «Қазақ» (1913-1918 гг.), которые явились своего рода идеологическим рупором казахской интеллигенции.

Павлодарский уездный Совет во главе с Қабышем Бердалиным проводил не только идеологическую, пропагандистскую, но и большую организаторскую, конкретно-практическую работу среди населения, в пользу чего можно привести такой факт: под непосредственным руководством уездного Совета Алашорды в Павлодарском уезде был сформирован Алашский отряд из 150 жигитов для борьбы с большевиками (как и в других уездах Семипалатинской области, например, в самом Семипалатинске был создан 1-й Алашский полк, командовал которым казахский капитан Х.Тоқтамышев).

Мұқыш Боштаев был заместителем председателя так называемого Национального Совета. Он был выдвинут депутатом от делегации правительства Алаш Орды для участия в работе Российской Государственной Думы.

В октябре 1917 года Сұлтанмахмұт Торайғыров, Әбікей Сәтпаев, Жүсіпбек Аймауытов, А.Сеитов были официально зачислены в члены партии Алаш.

Местная интеллигенция занималась не только социальными вопросами, они также участвовали в работе многих съездов. К примеру, представители от Семипалатинской области участвовали во Всероссийском съезде, который прошел 20-28 мая 1917 года в Оренбурге.

Председателем из числа делегированных от Семипалатинской области членов партии Алаш, был Әбікей Сатпаев. Абікей Сатбаев хорошо известен совей просветительско-педагогической деятельностью. В начале он работал в Павлодарском русско-казахском училище, затем его перевели в Семипалатинскую учительскую семинарию, которую он впоследствии много лет возглавлял.

Ярким представителем интеллигенции начала 20 века являлся Сұлтанмахмұт Торайғыров. С.Торайгыров - поэт, публицист, в 1913 г. он стал секретарем журнала «Айқап». Вместе с Жүсіпбеком Аймауытовым сочинил тексты гимна Алаш. Само содержание этого гимна отражало огромные надежды казахского народа на лучшие перемены и веру в светлое будущее.

Жүсіпбек Аймауытов один из видных деятелей Алаш, родился в Қызылтауской волости, Баянаульского округа. Он был одним из организаторов создания семипалатинского фонда «Жанар», основной целью которого было оказание помощи умирающему от голода населению. В состав комитета фонда вместе с ним вошли такие видные деятели как: Әлихан Бөкейханов, Мұқыш Боштаев, Міржақып Дулатов, Мұхтар Әуезов.

С 20 годов, пришедшая на смену Советская власть наложила запрет на дальнейшее существование правительства Алаш Орды, начались гонения деятелей партии Алаш, аресты, расстрелы.

В результате репрессий направленных против представителей национально-освободительного движения, в конце 1928 года по ложному обвинению были арестованы 44 деятеля Алаш Орды. Среди них Ж.Аймауытов, М.Боштаев и др.

При Временном правительстве в России (1917 г.) Қабыш Бердалин являлся членом суда, членом Городской Думы и членом уездного исполнительного комитета в г.Павлодаре, в годы «колчаковщины», приблизительно с конца 1918 года, избирался Гласным (членом) Семипалатинского Земского Управления от Павлодарского уезда.

Известно также, что 7 июня 1919 года делегацию Семипалатинского областного Земства в составе Раимжана Марсекова, Қабыша Бердалина и Тұрағұла Қунанбаева принял председатель Совета Министров Временного Сибирского правительства. Эта делегация, проводя переговоры по разрешению таких важных вопросов, как о казахских судах, об административном устройстве, об упорядочении земельных отношений вместе с тем просила остановить преследование казахской интеллигенции.

Кроме государственной и политической деятельности, Қабыш Бердалин принимал активное участие и в религиозном движении. Так, представителем ЦДУ (Центрального Духовного Управления мусульман) выдвигался на должность мухтасиба как наиболее религиозный и авторитетный человек в округе. Являлся участником Всероссийского съезда мусульманского духовенства.

Как и деды, Қабыш Бердалин имел награды царского правительства: халат и серебряную медаль на Станиславской ленте.

Среди нынешнего поколения населения области он известен больше как акын (поэт). Им писались и распространялись в рукописях стихи, песни, слова назиданий. Играл на мандолине, балалайке, домбре. Доподлинно известно, что он стал непосредственным учителем и наставником, ставшего позднее известным благодаря поездкам по регионам Казахстана Затаевича, его фольклорным исследованиям и записям, ақына Естая Беркімбаева, самые популярные песни которого (Құсни-Қорлан и Юран, а возможно и др.), по свидетельству стариков и по некоторым ещё не опубликованным версиям (имеющихся, к примеру, в сочинениях знаменитого драматурга Жүсіпбека Аймауытова), появились не без участия Қабыша Бердалина. В настоящее время рукописи стихов, песен и слов назиданий Қабыша Бердалина хранятся в отдельной папке в библиотеке Национальной Академии наук Республики Казахстан, часть из них собрана внуком.

Многие песни Қабыша Бердалина в годы сталинских репрессий перешли в категорию «народных» либо, как сказано выше, в чужое авторство, а именно, после того, как стало известно о его смерти, начиная с лета 1935 г. Со слов стариков - непосредственных очевидцев событий тех минувших лет, песни Қабыша Бердалина очень любил петь народ, но только в узком кругу хорошо знакомых людей, говорить же вслух даже имя «врага народа» - истинного автора боялись абсолютно все, в противном случае грозил Гулаг, притом, что на поток было поставлено доносительство на близких.

По причине жёсткого преследования и гонений со стороны местных органов советской власти, ОГПУ и НКВД как руководителя Павлодарского уездного комитета национально-демократической партии «Алаш», Қабыш Бердалин в начале 1928 года вынужден скрываться в Омской области, сначала в Қызыл-Тусском районе, позже в аулсовете № 4 (ныне Щербакульский и Марьяновские районы Омской области). Проживая в Омской области под чужими именами, он сотрудничал с единомышленниками по «Алаш-Орде» и продолжал распространять стихи, в которых обличал репрессивную сущность советской власти и критиковал работу и действия отдельных коммунистов.

Решением Президиума Павлодарского Окрисполкома от 27 августа 1928 года Қабыш Бердалин вместе с семьёй заочно был подвергнут ссылке в Актюбинский округ, а его хозяйство (скот, имущество, нажитое собственным трудом семьи и предков) конфискации.

Ходатайство супруги Қабыша Бердалина Бибі-Ханым Оспанқажықызы (следует отметить, что это была его четвертая жена: первая Мақфуза, которой он посвятил песню, вторая узбечка Сара, третья қыпшақ Күлпаш, от которой был сын Қапан; первые жены умерли в молодом возрасте от различных болезней), направленное осенью 1928 года в Казсовнарком в тогдашнюю столицу Қаз.АССР г.Қызыл-Орду о невиновности её и детей, младшему из которых исполнился только 1 год и непричастности их к деятельности главы семейства, осталось без удовлетворения (сохранились телеграмма и решение Казсовнаркома). В результате ссылки его супруга скончалась по месту ссылки в г.Актюбинске от болезней, тягот, лишений и голода в весьма молодом возрасте (около 30 лет). А младшие дети Қабыша Бердалина: дочь Нүран (сравните с песней Естая «Юран»...) и сын Ғабдұл-Бәри в возрасте 7 и 4 лет, соответственно, попадают в Омский детский дом им.Мирзояна в годы «голодомора» 1931 – 1933 гг.

Советская власть по ложному доносу 7 января 1934 года арестовывает Қабыша Бердалина в г.Омске. Постановлением Особой тройки ПП ОГПУ Западно-Сибирского края он приговаривается к 3-м годам тюремного заключения за якобы причастность к контрреволюционной деятельности по ст.58-10-11 УК РСФСР и направляется в Юргинский лагерный пункт ОГПУ. С 3 июня 1934 года по 1 января 1935 года содержится в Сусловском отделении Сиблага, а с 1 января 1935 года в Тайгинском отделении Сиблага, где и скончался 9 апреля 1935 года в возрасте 67-ми лет (в настоящее время это станция Тайга Кемеровской области).

Определением Военного трибунала Сибирского военного округа (г.Новосибирск) № 260 от 29.03.1957 года постановление Особой тройки ПП ОГПУ было отменено, а уголовное дело в отношении Қабыша Бердалина прекращено. Согласно справке Военного суда Сибирского военного округа № 1360 от 18.06.1996 года Қабыш Бердалин был осужден Особой тройкой по необоснованному обвинению и считается полностью реабилитированным.

Захоронен там же, на ст.Тайга Кемеровскй области.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Один из первых знаменитых казахов-не белой кости

Ничего подобного. Начать можно хотя бы с легендарного Алаша, никаким боком не чингизида. И продолжать до бесконечности. Фактически, даже с учетом имен правителей, төре занимают очень скромный процент в списке знаменитых личностей казахской истории.

Если говорить только о би, то практически все они были выходцами из обычных казахских родов. Для примера достаточно вспомнить происхождение самых репрезентативных судей - Әйтеке би, Қазыбек би, Төле би. О Қазыбек би даже сохранилась поговорка: "Қаракесек қара күңнен туған, Қазыбек биі болған соң бетін жуған".

Нисколько не умаляя свершений Қазанғап би, "одним из первых знаменитых казахов не белой кости" его назвать никак нельзя. Заголовок темы и первое ее предложение выглядят более чем странно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ничего подобного. Начать можно хотя бы с легендарного Алаша, никаким боком не чингизида. И продолжать до бесконечности. Фактически, даже с учетом имен правителей, төре занимают очень скромный процент в списке знаменитых личностей казахской истории.

Если говорить только о би, то практически все они были выходцами из обычных казахских родов. Для примера достаточно вспомнить происхождение самых репрезентативных судей - Әйтеке би, Қазыбек би, Төле би. О Қазыбек би даже сохранилась поговорка: "Қаракесек қара күңнен туған, Қазыбек биі болған соң бетін жуған".

Нисколько не умаляя свершений Қазанғап би, "одним из первых знаменитых казахов не белой кости" его назвать никак нельзя. Заголовок темы и первое ее предложение выглядят более чем странно.

Странного ничего нет.

1. Я не про биев в смысле судей, они всегда были не из торе, а про правителей. Здесь говорится об ага-султанах округов и волостных правителях, по-казацки "болыс".

2. Легендарного Алаша вряд ли сюда можно включать, если время его жизни считать до чингизовской эпохи. Именно после такой постепенной смены власти мы имеем нынешнюю каз. элиту.

Вот сведения (Андреев И.Г. Описание Средней Орды киргиз-кайсаков. А-1998 г./Аполлова Н.Г. Хозяйственное освоение Прииртышья в конце 16 в. - первой половине 19 в. М-1976 г./Ф.Щербина ……экспедиция…./Ә.Н.Бөкейханов/Ж.Марданов-Тлеке/М.Ж.Копеев и др.):

В 18 в. влиятельным человеком Прииртышского региона был сұлтан (төре) Сұлтанбет (Сұлтанмәмет). В 1778 г. для него русским правительством был построен деревянный дом на левобережье Иртыша, напротив Коряковского форпоста в 7 верстах от реки (на месте нынешнего 7 аула - п.Ленинский). В 1788 г. ему было разрешено перенести свой дом на левобережье Иртыша (т.е. на место современного г.Павлодара).

Его сын Орыс сұлтан (төре), жалованный золотой медалью при дворе Ее Императорского Величества в бытность его в Москве при коронации Екатерины II в 1762 г. Ему также в 1780 г. был построен деревянный дом на правобережье Иртыша напротив станицы Чёрной (Лебяжинский район, с.Черное).

Орыс сұлтан (төре) возглавил перекочевку части павлодарских казахов вместе с төре на левобережье Иртыша начиная от оз.Маралды до Кулундинской степи в конце 18 в.

В 1802 г. Шаншару Сұлтанмаметову (төре), жившему издавна среди рода Бәсентиін, была дарована русским правительством земля находящаяся между поселками Ямышевским и Подстепным, где разные отделения рода Бәсентиін кочевали издавна.

Могу добавить к казахам - не торе, одними из первых ставшими правителями в нашем регионе также Шоң Едігеұлы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Қазанғап туралы сөздер:

- «...Ұл тумас Қазанғаптай ата ұлынан,

Тұқымды дегдар шыққан жатынынан.

Полковник шен алады туған бала,

Шырылдап түскеннен соң қатынынан...» - Біржан сал Сара ақынмен айтысқанда айтқан сөзі.

- «...Шоң би сөйлегенде қара арғымақты су түбіне батырады, Қазанғап сөйлегенде сол арғымақты судың бетіне шығарады...» -

ел ауызында қалған сөз.

- «...Исі Бәсеңтиіннің көсемі, арқа сүйер кемеңгеріміз Қазекем...» - асы берілгенде айтылған сөз.

- «...Қазанғап Бәсеңтиін ел ағасы,

Бөрі деп атанады арғы атасы.

Баянда дуанбасы болған кезде,

Қыстауы Қарабұлақ оң жағасы...»

- «...Әйтей бар, Көшеншүрек Кеңтүбекте,

Тұзқала енші бопты Рыспекке.

Қойсары, Қозыбақтың қаласы жоқ,

Зергер бар Бұқакүбір, ел Сәмекте.

Тұсында Керекудің Апай-Бөрі,

Жақсының күнде жиын жүрген жері.

Жол бермей азулыға қарсы тұрған

Қазекең өткен екен кемеңгері...» - Шөже ақынның айтқан сөзі.

(здесь: Тұзқала – Ямышев, Кеңтүбек – Көктөбе/Май,

Зергер – Заря, и естественно, Кереку – Павлодар; Көшеншүрек, Рыспек, Қойсары, Қозыбақ, Бұқакүбір, Сәмек – рулардың аты).

- «... Бөріден шыққан, атағы жер жарған Қазанғап...» - Мәшһүр Жүсіп Көпейұлы.

- - «... Әкеміз Көпейдің інісі Мағұрыптың бәйбішесі Бөжей шешеміз айтып отыратын: «Жүсіпжан туғанда Бәсеңтиін Қазанғапқа ас беріп, сегіз болыс Сүйіндікпен бес болыс Бәсеңтиін, қала берді қалың Қанжығалының, Қыпшақтың есінде қалар ас болды»...» - Мәшһүр Жүсіп Көпейұлы. (Қазанғаптың асын Тобықты Құнанбай, Жансары Уақ Нұреке байлар Меккеден келгенде берген).

Кого заинтересует перевод, дам позже.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Странного ничего нет.

1. Я не про биев в смысле судей, они всегда были не из торе, а про правителей. Здесь говорится об ага-султанах округов и волостных правителях, по-казацки "болыс".

В заголовке написано "Один из первых знаменитых казахов-не белой кости", что не стыкуется с вашим объяснением.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Странного ничего нет.

1. Я не про биев в смысле судей, они всегда были не из торе, а про правителей. Здесь говорится об ага-султанах округов и волостных правителях, по-казацки "болыс".

Не сочтите за придирку к словам, но в названии темы ничего не было сказано об аға-султанах. Поэтому заголовок и первая фраза и выглядят странно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В заголовке написано "Один из первых знаменитых казахов-не белой кости", что не стыкуется с вашим объяснением.

Не сочтите за придирку к словам, но в названии темы ничего не было сказано об аға-султанах. Поэтому заголовок и первая фраза и выглядят странно.

Извиняюсь, по горячке не вписал, но задумка была именно такая, т.к. ръяно её защищаю :) Как можно исправить?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Извиняюсь, по горячке не вписал, но задумка была именно такая, т.к. ръяно её защищаю :) Как можно исправить?

Скажите как нужно написать по вашему, исправлю (попытаюсь разобораться как это сделать)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Скажите как нужно написать по вашему, исправлю (попытаюсь разобораться как это сделать)

Улкен рахмет!

КАЗАНГАП БИ САТЫБАЛДЫ УЛЫ. Один из первых знаменитых казахских правителей - не белой кости.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не звучит это. Ага-султаны не правили сцверенно, поэтому решил просто оставить только имя и отчество

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не звучит это. Ага-султаны не правили сцверенно, поэтому решил просто оставить только имя и отчество

Құп.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кроме таких параллелей, как сходство родо-племенных названий саха и казацких суюндук-аргынов, кангалас и канглы, мне кажется, существующая у саха древняя историческая поэма ХОРЫЛАН аналогична аргынской легенде про красавицу КОРЛАН, бытовавшей у аргынов Павлодарского края ещё в конце 19 - начале 20 века и которая по всей вероятности легла в основу песни Кусни-Корлан, названной по именам родных сестёр, проживавших в Маралдинской волости (кыпшак), подлинным автором которой в большей вероятности является Кабыш Бердалин (правнук бия Казангапа Сатыбалдыулы) - наставник и учитель Естая Беркимбаева, что подтверждается рядом доказательств. Кстати эту песню поёт Батырхан Шукенов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

подлинным автором которой в большей вероятности является Кабыш Бердалин (правнук бия Казангапа Сатыбалдыулы) - наставник и учитель Естая Беркимбаева, что подтверждается рядом доказательств.

А где сам ряд доказательств? Есть еще недомолвки и разногласия по одному из казахских народных композиторов-домбристов. Якобы автором большинства композиции является не он сам, а другой, менее известный, но тоже народный композ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 09.11.2009 в 17:41, Shalkar сказал:

А где сам ряд доказательств? Есть еще недомолвки и разногласия по одному из казахских народных композиторов-домбристов. Якобы автором большинства композиции является не он сам, а другой, менее известный, но тоже народный композ.

Шаке, с Вашего разрешения я Вас бы поправил: "а другой, более известный". Ну да, в результате всех завихрений 20 века, теперь Ваши слова звучат точнее: "а другой, менее известный", т.к. известные стали неизвестными, а не известные стали известными... надеюсь Вы меня поняли?

Приведу некоторые доказательства, которые помню на память:

1. Так утверждали очевидцы тех событий конца 19 начала 20 вв., с некоторыми из них я встречался лично, записал сказанное, к сожалению их нет в живых. По их словам автором песни Корлан (музыки и слов) является Кабыш Бердалин.

2. На это намекает в своём рассказе "Певец" известный драматург Жусупбек Аймауытов (1889 - 1931), сам выходец из Павлодара (Баянаула), который сотрудничал в своё время с Кабышем Бердалиным по "Алаш-Орде" в г.Павлодаре и прекрасно знал кто есть кто, причем сам был поэтом и писателем. Написать прямо не мог, т.к. Кабыш Бердалин (1868 - 1934) считался "врагом народа". Естай (1874 - 1946). Вот отрывок из того рассказа, дабы Вам не искать его (Ташкент, 1925. 6 марта. Перевод Ерлана Сатыбалдиева:

В рассказе некий Семипалатинский певец Амирхан обращается к гостям, в т.ч. к молодому Жусипбеку Аймауытову: "... Слышали когда-нибудь Естая? - Нет... - Говорят, это он "Корлан" сочинил... А вот поёт Естай как-то чудно: рычит, зубами скрежещет, напрягается весь. Посмотреть - человек в драку лезет, а не поёт... Многие певцы напускают на себя непонятно что. А песня хорошая, глядишь и испорчена уже. Чего-то там визжат, вздыхают...Слушать не хочется - что они с хорошей песней делают. Да и как слушать, когда он весь кривляется или тужится изо всех сил? Петь надо, чтобы песня сама летела, свободно...".

Какие можно сделать выводы? Только прямые: Во-первых, что Естай неизвестен певцам края (в рассказе дело происходит в Семее: как семипалатинцам, так и земляку Естая - павлодарцу Жусупбеку Аймауытову); Во-вторых, что слух об авторстве Естая создан искусственно; В третьих, что Естай только певец, но не автор и композитор (акын), а потому "...а песня хорошая, глядишь и испорчена уже... что с песней хорошей делают "; В четвертых, Жусупбек Аймауытов земляк Естая, оба из Павлодарского уезда Семипалатинскоьй области и прекрасно зснал кто и что...

3. У Кабыша Бердалина, приходящимся мне нагашы ата, т.е. отцом моей матери, по рассказам родственников старого поколения, была любовь к девушке Корлан из Маралдинской волости, родом кыпшак. У нее была сестра Кусни. В знак любви он и посвятил эту песню. Так как он был женат, на тоях давал петь песню своему помощнику-ученику, бедняку Естаю.

4. Корлан была дочерью богатых и известных людей, тогда как Естай являясь не знатным и бедным не мог претендовать на написание в честь её песни.

5. Истинным автором песни "Корлан" Естай стал после приезда в край собирателя фольклора Затаевича, причем после смерти Кабыша Бердалина в Тайгинском лагерном пункте ГУЛАГ 09.04.1935 г.

6. И наконец, не знаю, может я и ошибаюсь, но как правило в подлинных песнях Естая везде в тексте песен есть строчки о себе: "Естай акын", чего нет в песнях "Корлан" и "Юран".

7. Сомневаюсь в подлинности авторства Естая и другой его песни "Юран", все по тем же причинам, а также по той причине, что в память о девушке Юран, Кабыш Бердалин назвал в 1925 г. свою дочь (мою мать) именем отсутствующим у казахов.

8. Были и другие претенденты на его песни. Так, помнится в каком-то казахскоязычном республиканском журнале еще в конце 80-х - начале 90-х гг. некто выдал одну из его песен за свою. Хотя в ней, которая на самом деле является жоктау, поётся о безвременно погибшем младшем брате Кабыша Бердалина - Макене (по рождению Габдул-Манап), который переходя весной 1920 г. Иртыш в районе Шаукен (ныне Черноярка) на другую сторону к своей невесте ушел под лед. В советское время, упоминаемая в жоктау мунара - памятник на могиле Макена был разобран на кирпичи.

Вот отрывок из его песни-жоктау:

...Жүрегім, өкпе-қолқа, бауырым-ай,

Ішінде бауырымның тәуірім-ай.

Лаулаған жаңа ғана бір шам едің,

Сөнгендей күңгірт тартты ауылым-ай.

Медеуім, көңілге тоқ керегім-ай,

Ұғатын ишарамен зерегім-ай.

Жолаушы мұнарыңа бір қарайтын,

Өрімдей жаңа шыққан терегім-ай...

Поговаривают и о наследии Исы Байзакова (не применительно к Кабышу Бердалину). Но лично про это ничего сказать не могу.

Случаи казахского плагиата новоявленных «акынов» в основной массе произошли после репрессий 1928-1937 гг., сочинения и рукописи настоящих акынов были присвоены либо переписаны после их смерти в лагерях казахами, перешедшими на сторону Советской власти, в основном выходцами из бедноты или людьми не знатными.

Кстати часть песен Кабыша Бердалина записана и хранится мной.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спорить не могу. Скажу честно. Но нужно сравнить стилистику стихосложения других песен Естая и Кабыша Бердалина. И с его творчеством не знаком, к сожалению.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спорить не могу. Скажу честно. Но нужно сравнить стилистику стихосложения других песен Естая и Кабыша Бердалина. И с его творчеством не знаком, к сожалению.

Да, я тоже так считаю, это дело будущего, нынешнее старшее поколение (начиная с 1920-1930-х гг. рождения) просто не воспримет этого. К тому же нужен спец, у меня же всего лишь задумки и кое-какой сырец.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О торговом бизнесе в Прииртышье во второй половине 19 века – начале 20 века и предпринимателях Казангаповых:

Яркими представителями зарождающейся казахской буржуазии в Прииртышье были Казангаповы. Их с полной уверенностью можно отнести к крупным торговцам-предпринимателям. Как писал дореволюционный исследователь края А.К.Гейнс: «Они вели обширную торговлю скотом и этою торговлею составили миллионы».

Среди побудительных мотивов в занятии торговым бизнесом среди казахов влялся неуклонно растущий спрос на казахский скот и скотоводческую продукцию.

Размах их торгового бизнеса был настолько широк, что они вели крупные торговые операции не только на внутреннем рынке, но и на внешнем рынке

Большая часть вывозимых товаров из Прииртышья приходилась на западно-сибирский и восточно-сибирский регион. Во второй половине 19 века на всей сибирской линии, ривозимых товаров из казахских степей, было свыше 4,5 млн. рублей серебром. Известно, что многие казахские предприниматели наживали состояния на торговых операциях именно с этим регионом. Например, Казангаповы накопили немалые капиталы за счет продажи скота на золотые прииски Восточной Сибири.

Так, во второй половине 50-х годов 19 века у казахов ежегодно закупалось 450 тыс. баранов на сумму 1 млн. 125 тыс. рублей и 110 тыс. голов скота на сумму 2 млн. 425 тыс. рублей. При продаже от этого скота скотопромышленники получали прибыль почти на 1,6 млн. рублей серебром.

Н.Коншин приводит примеры казахских скотопромышленников. Среди них он называет и Казангаповых.

[Мамытова С.Н., к.и.н. Торговый бизнес в Прииртышье во второй половине 19 века – начале 20 века и предприниматели Казангаповы: история и историография]

В Корреспонденции из Павлодарского уезда, направленной в редакцию "Степной киргизской газеты", имеется упоминание об участии Казангаповых в товарном земледелии. Речь идет об одном из потомков Казангапа Сатыбалдыулы - управителе Караоткельской волости Ароне Ногербекове, который вел земледельческое хозяйство с достаточно хорошим урожаем: с десятины от 60 до 120 пудов хлеба.

О нем же в Киргизской степной газете сказано, что его предки "с давних времен славились между киргизами своим богатством, благородными стремлениями, щедростью...[Дала уалаяты. - 1893. - № 32. С.3, 12]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казахские старшины и бии Прииртышья (19 век):

q59avy0ywksi.htmlhttp:

Что-то не получается загрузить фото, но вот ссылки:

http://turbobit.eu/z7ronget6r0r.html

http://turbobit.eu/b3tpya92189r.html

http://www.bestbit.ru/q59avy0ywksi.html

Кто в этом поможет буду очень благодарен.

Изменено пользователем АксКерБорж
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Оттиск личной печати (каз: мөр) Қазанғап би Сатыбалдыұлы (1771-1856) - аға сұлтана Баянаульского внешнего округа (1843-1847) из рода Бөрі рода Бәсеңтиін племени Арғын Орта Жүза

1fa4c0e1d457.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казахские (киргизские) волостные старшины и бии Прииртышья, фото 19 века (знать бы еще кто из них кто... :) )

d679affe8b94.jpg

Карта Павлодарского Прииртышья 17 века (С.У.Ремезова):

f56371cc9598.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У кого есть инфа про старшин и биев на фото, прошу поделиться здесь.

Про карту: что любопытно, указана река под названием Шигай, приток Иртыша, где сейчас ее нет и в помине. Да и в других документах встречал и люди (старики) вроде как говорили, что она была (приблизительно чуть севернее от н.п.Качир на восток).

Неоднократно бывая там пытался обнаружить низменность или старое русло, но увы. Бывает же такое! :o

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"

Казахские (киргизские) волостные старшины и бии Прииртышья, фото 19 века (знать бы еще кто из них кто... :) )"

d679affe8b94.jpg

в данной фотографии запечатлены казахские султаны и известные в степи люди 19 в. из Западно-сибирского генерал-губернаторства в целом. Кстати, из Прииртышья там никого практически нет))) Разве, что фото сделано в г. Омск))) Поэтому ваше название фотографии неверно.

итак начали. слева направо первый ряд: ага-султан Атбасарского округа Ерден Сандыбайулы; ага-султан Кокшетауского округа Шынгыс Уалиулы (отец Ч.Валиханова); ага-султан Баянаульского внешнего округа Муса Шорманулы; волостной правитель в Баянауле Секербай Малгельдыулы; ага-султан Каркаралинского округа Кусбек-торе. Во втором ряду слева направо: Халиулла Оскенбайулы (дядя/брат Абая); известный кюйши Таттимбет; Какабай Алшынбайулы (прямой потомок Казбек бия); волостной правитель в Баянауле Кусаин Боштайулы; Кулмаганбет уста; Мустафа Байдалыулы; волостной Аккошкар.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Рахмет!

Судя по ник-нейму Вы потомок баянаульского ага-султана Шоң Едігеұлы?

И есть ли что про Баянаульский внешний округ - фото, архивные данные и пр.?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ҚАЗАНҒАП САТЫБАЛДЫҰЛЫ (1771 - 1856)-

Его прадед Бөрі (род. около 1650 г.).

Дед Байдәулет (род. около 1685 г.) -

Отец Сатыбалды (род. около 1735 г.).

Сын Бердәлі (1802 - 1842) –

Внук Иса Бердалин (1838 - 1899) –

Правнук Қабыш Исин-Бердалин, по рождению Абдұлжапар (1968 - 09.04.1935) –

12-13 сентября 1716 г. в Тобольск прибыли послы от Каип хана и от всей Казачьей Орды Бекболат Екешев и Байдаулет Буриев с вызволенными из калмыцкого плена русскими посланниками к контайше подполковника Ивана Бухгольца, Меркула Трубникова и писаря, и с посланием хана к генерал-губернатору Сибири князю М.П.Гагарину и к царю Петру-1 с просьбрй о мире и военном союзе против джунгарского хунтайджи, основавшегося в г.Еркенд.

ПСИ-2. Док. № 41. С.152-153; КРО-1. Док. № 15. С.18.

ИКВРИ. т.2, с.271-274.

Байдовлет-батыр (участие в церемонии присяги императрице, 1742 г.)

ИКВРИ, т.4, стр.55.

Февраля 27-дня (АКБ: 1732 г.) Абулхаир-хан с письмом переводчика Тевкелева к уфимскому воеводе Кошелеву отправил от себя одного казака Сатыбалдыя, чтоб от набегов воровских киргиз-кайсаков на Башкирцев имели твердую осторожность.

ИКВРИ. т.3, с.102.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...