Перейти к содержанию
Гость Berick

Татабы (Хи)

Рекомендуемые сообщения

Гость Василий

Потомки татабов-хи это урянхайцы. Но на свете много всяких ураанхай.

Монгольское племя урянхит - откуда родом Субудай и Джелме.

Тувинцы - это не настоящие урянхайцы, по определению Сердобова и

Рашид-ад-дина. Эвенки (увань-хи )- вот кто настоящие урянхайцы, в легендах эвенков их герои зовутся урянхайцами. Еще С.М.Ахинжанов

от хи-татабы выводил кимаков, настоящим названием которых был урянхай (уран-кай). Может от них, может от эвенков, но скорее от

саянских предков самоназванием якутского народа является этноним

"ураанхай-саха".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

... самоназванием якутского народа является этноним

"ураанхай-саха".

Ураанхай саха – это так якутов называли монголы, т.е. если переводить: урянхайцы” живущие на окраине (слово саха – заха по монгольски означает край или крайний). Так как сегодняшний якутский народ является сложносоставным, можно считать так стали называться новообразующийся народ гораздо позже от времени создания объединенного Монгольского хаанство.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ураанхай саха – это так якутов называли монголы, т.е. если переводить: “урянхайцы” живущие на окраине (слово саха – заха по монгольски означает край или крайний). Так как сегодняшний якутский народ является сложносоставным, можно считать так стали называться новообразующийся народ гораздо позже от времени создания объединенного Монгольского хаанство.

Ты не прав уважаемый ЭНХД? Мы же не потомки ляодунских уранхайцев, образовавшихся

в времена МИНОВ?

Ураанхай как и байаат-байааттар старинное эпическое самоназвание, т.е. восходит видимо

к домонгольской и даже докыпчакской эпохе. А саха тоже древнее, только не от монгольского

чахар-слуга, а от уваньского черный, черноречные.

Т.е. мы потомки настоящих монголов, проживавших на Сахалянь-хэ! А этот многоуважаемый

не прав, чтобы доказать, что татабы - это кимаки, к тому же найманы или кереи - предки

понадобится увы не одно столетие усиленных поисков археологов, историков, востоковедов.

Татабы от этнонима татар назвали их?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

движение каев на запад произошло между 1035 и 1050. Результатами были

1. захват власти племенем уран(кай) в кипчакской конфедерации.

2. Вытеснение гузов из казахстана на юг и запад

3. Появление кипчаков на границах киевской руси и византии(1054)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

движение каев на запад произошло между 1035 и 1050. Результатами были

1. захват власти племенем уран(кай) в кипчакской конфедерации.

2. Вытеснение гузов из казахстана на юг и запад

3. Появление кипчаков на границах киевской руси и византии(1054)

Поспорить можно исходя из того, что каи по Гардизи уже были в начальный период

сложения кимакского союза (или я ошибаюсь?), вообще-то там Кимак и отдельно йемек.

Но уранкаи не захватывали власть у кыпчаков, наоборот считается, что это кыпчаки

отняли суверинитет (каганат) уранкаев.

Ну урани доминировали в Донской орде (Шаруканиды), еще в стране Югур в Сыгнаке Алп-Кара.

Гузов еще раньше кимаки и кыпчаки вытеснили. К тому же каи вошли

в состав сельджуков, потом бежали из Туркмении в Малую Азию при одном слухе о

страшных урячнхитах Субэдэй бахатура и дали начало Османам.

Да каи, куны, шары упомянуты во время великого передвижения племен в 11 в.

Но кто есть кто? Куны это врядь ли кури т.е. курыканы, так как у Нанзатова (есть такой

бурятский ученый) утверждается, что от них якобы пошли хори (но есть мнение о связи

их с Коре). Куны это кытаи, хинове, котани, кытай-кыпчаки, прочтите русские былины

о казах батырах!

Каи тут вроде считаются кимаками, а сары кыпчаками. Действительно, тут не упоминаются

йемеки - по Кумекову они и кимаки, т.е. видимо они упомянуты как Каи.

Но сары в русских документах этого периода, которые были изучены, очень четко

обозначены, сарацины всякие синоним половцев.

Мнение что басмылы и половцы тождественны тут интересно, но не более того.

Так как басмылы (у Гумилева) упомянуты в Центр.Азии в наймано-кереитское время,

еще у Карпини есть басими применительно к обитателям Аргы.

Поэтому тут скорее цветовое обозначение половцев.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

каи это татабы, но не кимаки (Я уважаю ахинжанова, но не думаю, что он был прав) Кимакский каганат существовал с 9 века и это не могли быть татабы, так как в это время те были под уйгурами и жили в восточной монголии. Если следовать логике Ахинжанова то, тут было две волны переселения тататов: после 840 года (и они типа основали кимакский каганат) и в период между 1035 и 1050 годами. Тут типа уже две ветви племени, а третья еще осталась на родине. Как говорил станиславский не верю. Кимаки состояли из 7 племен(Гардизи)

Кипчаки(сеяньто), ланиказ, аджлар, баяндур, эймур, татары(3 этих племени пришли после разгрома уйгуров в 840 году) имек(яньмо). В 9 веке у Гардизи никаких каев тут нет. Имек это яньмо китайских летописей(одно из телесских племен).

Куны еще одно неизвестное племя: ахинжанов считал их крещенными киданями, что вполне укладывается в географию переселения. Хотя это всего лишь гипотеза.

Шары - это кипчаки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хорошо спорить с логически мыслящим человеком, разбивающим все доводы авторитетов

на основе простых логических упражнений! Итак начнем.

Уран и каи упоминаются отдельно в Египте во времена мамлюков-бурджитов (т.е. бурчевичей).

Уран - это династийное племя кыпчаков в стране Югур. Кайи - огузское племя, тоже авторитетное

среди сельджуков, дало начало Османцам.

Так что тут уранхаев единых пока не видно!

Уран якобы змея по тюркски они могли получить в Казахстане. Но откуда тогда искомые улян-ха,

волянхатай, урян-хит, уранкаи-эбэнки и т.д. в территории Маньчжурии, Монголии и Якутии?

Хи отражает каи - змея на монгольском.

Кумохи с кимаками отождествляли еще Маркварт, Пелльо и ряд других солидных специалистов.

Ахинжанов просто позаимствовал их идею.

Однако это простое созвучие. Кумо отражает кумак, хи - уранкаи (согласно Н.В.Кюнеру),

т.е. здесь обьединение двух племен. Значит, кумаки (тоже змея) могли уйти ранее каев.

В совр.уранхайских текстах нет идеи каганата-иля, есть только описание прародины Араал

Байгала. А кимаки не обитали на Арале. А там были кыпчаки-уранийцы, надо полагать,

потомки мигрантов - каев.

Топонимы уранхай в территории Казахстана имеются на Севере (Караганда), где побывал

не один год видимо Субудай на железной телеге "тэмир-терген" с уранкайцами преследуя неукротимых меркитов, возглавляемых сыном старого Тохтоо еще юнцом Худу-мэргэном,бежавших подобно раненому оленю отстреливаясь от монголов с крепости Тай-хая на Селенге.

Ну пока все.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Когда и где появились кумаки, и под какими именами они значаться у китайцев. В воточной монголии было три племени. Кидань(китаи) Хи(каи, татабы) и отуз-татары(шивэй). Не думаю, что кумохи - это 2 разных народа.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я тоже думаю, что это не так. Иногда пишут просто си или хи (кантонский вариант - кай),

иногда кумо-хи. Кумак где-то в арабском словаре с тюркского означает змей, змея!

Т.е. уран-каи, кумо-хи это два отдела одного и того же племени: одна тюркоязычная,

другая монголоязычная. Уран и кумак это тюркская ветвь уранкаев.

Каи уже на монгольском змея. Значит, тюркоязычные кумаки (урани) могли раньше отделиться

и уйти на Запад от Запада. А каи потом догнать их, когда и они приняли тюрк.язык,

возникли проблемы с монголоязычными шивеями и киданями.

С.Г.Кляшторный по существу в последних своих работах стоит на этой позиции.

Мол белые сисцы это есть и кимаки.

В уранхайских текстах наглядно видно деление на белых (урун) и серых (борон) ураанхай.

При этом борон уранхайцы (есть диалектный, эвэнкийский вариант данного слова)

это собственно искомые предки. А насчет белых говорят: "Урун ураанхайга этимэ"

("Не сообщай белому уренгойцу").

И в глубокой древности мы видим, отнесение сисцев то к ветви дун-ху, считают сяньбисцами,

то их связывают с тюркоязычными хунну, притом считают шаньюйским родом южных сюнну

Юйвэнь. Т.е. это деление очень древнее!

В Казахстане мы видим распространение этих топонимов на огромной территории, и на Юге,

и на Караганде, и в Иртыше, везде где жили кимаки есть топоним Уранхай-Уранхайка.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

да татабы это смесь сяньби с хуннами. Но язык у них был монгольский.

А насчет Кляшторного: он у нас на евразийской конференции год назад сказал что поддерживает позицию своего ученика Кумекова, и не отождествляет кимаков с каями.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Об взаимоотношениях киданей и татабов смотрите диссертацию Xu Elian-Qian в теме о киданях. Татабы монголоязычный народ, который однако испытал большое влияние со стороны тюрок в древнетюркскую эпоху. Татабы или Кумо Хи это племя кай.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из сборника Кюнера:

Си (хи), кумоси (кумохи)

Проверка второго извлечения о народе си (хи): «Собрание сведений...», т. II, стр. 72—74, из «Бэйши».

Стр. 72. «Предки его произошли из дома Юйвынь, принадлежавшего к восточному Ху». В китайском тексте сказано: «Си [хи] — особое племя [отрасль] Юйвэнь из Ху восточного поколения [части]».

Стр. 73. «вступил в пределы Китая, опасаясь грабительств от Дудэуганя». В китайском тексте сказано: «внезапно вступил в пределы Китая, опасаясь грабительств от Дидэуганя». В китайском тексте сказано: «внезапно вступил в пределы Китая под предлогом ограблений от дидоугань» (наименование народа, жившего в Хэйлунцзяне).

Стр. 73. У Бичурина пропуск: «Если поверить и не позаботиться, то может случиться тревога. Поэтому» (далее как у Бичурина).

Стр. 74. «Прочие поколения присоединились к нему», надо: «подчинились ему».

Для своего издания Н. Я. Бичурин воспользовался текстами хроники «Бэйши» об этих народах (т. II, стр. 72—74). Однако в предшествующих хрониках «Суйшу» и «Вэйшу» содержатся тексты о Си и Кумоси, которые хотя и повторены в «Бэйши», но имеют некоторые дополнения.

Из «Суйшу», гл. 84, стр. 14б. Си (хи).

Стр. 73. Перед словами «Впоследствии роды...» стоит: «Сперва подчинялись тукюэсцам».

Стр. 74. К слову «своего предводителя» добавлено: «Сыцзиня (Сыгиня)». В конце текста в «Суйшу» добавлено:

Умерших, завернув труп в тростник и траву, вешают на верху дерева. После того, как тукюэсцы назвали их вассалами, также отправляли посланника явиться ко двору. То вступали в сношения, то прерывали, весьма были ненадежны. Во время правления Дайе (605—617) ежегодно отправляли посланника приносить в дань местные произведения.

Из «Вэйшу», гл. 100, стр. 11а—11б. [306]

Стр. 73. Между словами «ни справедливости» и «рыщут для» добавлено: «ими были нарушены границы империи, поэтому я отравился воевать против них. Вместе с тем они воруют камыши». После слов «перешел на юг» добавлено: «и возвратился в Юньчжун, обложил и покорил царства Янь и Чжао».

Стр. 73. Восстанавливается пропуск текста «Вэйши» после слов «расположению к нам»: «нельзя допустить пользоваться прежней свободой и надлежит ввести ограничения в отношении, торговых дел».

***

Вопроса об улянха по китайским источникам касался и наш известный синолог д-р Бретшнейдер, который в прекрасно документированном труде «Mediaeval Researches from Eastern Asiatic Sources», t. II, p. 173—175 приводит в переводе соответствующую выдержку из «Минши» («Минской истории»), гл. 328. В общем содержание выдержки совпадает с приведенным без подробностей, опущенных Бретшнейдером, но важным указанием, что на севере страна Улянха граничит с Бэйхай (Северным морем), что обычно соответствует озеру Байкал (стр. 173).

На стр. 174—175 Бретшнейдер в своих пояснениях указывает, что он не в состоянии дать удовлетворительное объяснение для имени Улянха, однако отмечает, что во время династии Юань оно прилагалось к монгольскому племени Oriangut (Urankhit), упомянутому Рашид-ад-дином. Хоуорт в средневековой карте Монголии помещает их между Верхним Енисеем и озером Байкалом. Рубрук называет их Оренгаи. Ныне монгольское племя Уранга или Урянхай находим в Китайском Алтае на запад от Кобдо (Потанин, Очерк Северо-Западной Монголии, т. II, стр. 34).

В заключение Бретшнейдер указывает, что по свидетельству известного дю Гамеля, бывшего в плену в Корее в XVII в., корейцы называют маньчжур именем Оранкай. Однако, заключает Брегшнейдер, в корейско-французском словаре, изданном в 1880 г. католическими миссионерами, указано, что слово оранкхай прилагается корейцами ко всем иностранцам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из Сборника Бичурина:

Прибавление о поколении Хи, иначе Кумохи

[Синь-Таншу, гл. 219, стр. 7а — 10а]

Хи 1214 [Си] также есть отрасль Дома Дун-ху, пораженного хуннами. Хисцы осели у хребта Увань. При династии Хань Цао-цао [генерал и министр при ханьском императоре Сянь-ди, основатель династии Вэй (с 220 г. н. э.), первым императором которой был его сын — Цао-Вэй (Вэньди)] убил предводителя их Татуня. Это был их потомок. В царствование династии Юань-вэй хисцы сами себе приняли название Кучженьхи. Они кочевали на прежних сяньбийских землях в 4.000 ли о.т столицы прямо на северо-восток. Владения хисцев на северо-востоке были смежны с киданями, на западе с тукюесцами; на юге протекает река Бай-лан-хэ; 1215 на севере смежны с Си [или Байси (пишется другим иероглифом, произносимым также Си)]. 1216 Обыкновения одинаковые с тукюескими. Хисцы перекочевывали с места на место, смотря по достатку в траве и воде; жили в войлочных юртах, отабориваясь телегами. Стойбище [371] владетеля их всегда было окружено 500 вооруженных людей. Прочие поколения рассеянно кочевали по горным долинам. Податей не платили. Содержались звериною ловлею. Сеяли более неклейкое просо; хранили его в ямах при подошве гор. Отрубок дерева служил ступою; глиняная плошка с ножками для варения. Ели кашу с холодною водою. Охотники были до драк и сражений. Войско разделено было на пять полков; каждым полком управлял один Сыгинь. Хиские владения на запад /471/ простирались до озера Да-ло-и; 1217 до хойхуской орды 1218 считалось 3.000 ли; лежали по большой части по реке Тхухо-чжень-шуй. 1219 Хиские лошади легко ходят на горы; овцы черные. В межень лета переходили к горам Лын-хин-шань. Сии горы лежат от Гуй-чжеу прямо на северо-запад. При династии Суй откинули [622] Кучжень и назывались только Хи. В средине правления Ву-дэ, 622, Гао Кхай-дао при помощи войск их дважды произвел набег на Ю-чжеу. Правитель Ван Сянь разбил их. При Тхай-цзун в [629] третие лето правления Чжен-гуань, 629, в первый раз 1220 приехали к Двору. В продолжение 17 лет всего четыре раза представляли дань Двору. Когда император воевал Корею, главный старейшина Суйчжы, следуя за ним на войну, оказал услуги; а чрез несколько лет старейшина Кэдуч-же поддался Китаю. Император открыл область 1221 Жао-ло-фу, определил Кэдучже военным начальником шести округов, главноначальствующим в Жао-ло-фу, облек в княжеское достоинство, 1222 и пожаловал прозванием Ли; аймаки переименовал: Ахой округом Жошуй-чжеу, Чухо округом Цили-чжеу, Юешы округом Ло-хуань-чжеу, Дуги округом Да-лу-чжеу, Юаньсыси округом Кхэйе-чжеу. В каждом округе старейшина поставлен начальником, а Жугэчжу правителем области. Все подчинены правлению в Жао-ло-фу. Еще в Ин-чжеу учреждено протекторское правление, для надзора за восточными инородцами 1223 и купно для /472/ управления землями в Сун-мо и Жао-ло. Поставлен был пристав для восточных инородцев. В правление [660] Сянь-кин, 655 — 661, Кэдучже умер, и хисцы отложились. В пятое лето, 660, Ашидэ Чубинь, [372] главноначальствующий в Дин-сян, предводитель 1224 Яньто Тичжень, и Ли Хань-чжу, главноначальствующий в Гюй-янь-чжеу, назначены главнокомандующими действующих войск по дороге Лын-хин-дао. В следующем году, 661, министру Цуй Юй-кин указано с бунчуком принять верховное начальство над войсками трех главноначальствующих. Хисцы пришли в страх, и покорились в [китайском тексте: их князю (вану)]. Пиди-вань-суй отрубили голову. В правление Тхун-тьхянь, 696, когда кидани взбунтовались, хисцы также отложились и заключили с тукюесцами взаимно вспомогательный, союз под названием: Лянь-фан. 1225 В первое лето правления Янь-хо полководцы Сунь цюань, 1226 Ли Гяй-ло 1227 и Чжеу И-тьхи 1228 выступили со 120.000 войск, разделенных на три корпуса. Поколения расположились при Лын-хинь. Ли Гяй-ло с передовым корпусом вступил в сражение с хиским старейшиною Ли Дапу, но не имел успеха. Сунь Цуань пришел в страх и, стянув свои войска, обманом сказал Дапу: я по указу императора пришел успокоить вас, а Ли Гяй-ло вопреки воле его начал сражение. Я его казню в пример другим. Если вы в самой вещи [в самом деле], сказал Дапу, пришли для успокоения нас, то имеете ли что пожаловать нам? Сунь Цуань взял принадлежащие корпусу шелковые ткани, кафтаны и поясы, и отдал ему. 1229 /473/ Дапу поблагодарил и попросил Сунь Цуань возвратиться с войском. Сим образом корпус спасся, и без всякого порядка бросился в обратный путь. Дапу пошел вслед за ним. После сего Сунь Цуань был совершенно разбит и потерял несколько десятков тысяч убитыми. Сунь Цуань и Чжеу И-тьхи взяты в плен и препровождены к Мочжо [тукюескому хану], который их предал смерти. Двор тогда озабочен был множеством дел, и не имел времени усмирить. 1230 Сюань-цзун во второе лето правления Кхай-юань, 714, убедил Юйсу Хойломяня покориться, дал ему княжеское достоинство, 1231 военный чин 1232 и должность главноначальствующего в Жао-ло. Указал за Дапу выдать Синь, девицу из своего рода под названием Гу-ань [373] царевны. В следующем году Дапу приехал к Двору и совершил брак, после чего опять сделан главноначальствующим в Ин-чжеу. Военачальник 1233 Ли Цзи с бунчуком отправлен для препровождения. Впоследствии Дапу убит в сражении с киданьским Кэтуганем. Младший его брат Лусу вступил в управление аймаком и наследовал княжеское достоинство Ван. Указано ему еще быть комиссаром пограничных дел. Служащий при нем чиновник Саймогйе замышлял отложиться. Царевна повелела лишить его жизни. Император похвалил ее услугу и наградил множеством вещей. Но царевна обвинена в доносе на мать; почему выдали за него Вэй, дочь Шен-ань царевны, под названием Дун-гуан царевны. По прошествии трех лет Лусу пожалован княжеским /474/ достоинством 1234 и военным чином при Дворе 1235 и сверх сего почти двумстам из старейшин его даны военные чины. По прошествии довольного времени киданьский Кэтугань поднял бунт, и принудил хиский народ вместе с ним поддаться тукюесцам. Лусу не мог удержать, и бежал в Юй-гуань, а царевна бежала в Пьхин-лу. Чжао Хань-чжан, правитель в Ю-чжеу, разбил Кэтуганя, и народ мало по малу добровольно возвратился. В следующем году князь 1236 Вэй покорил старейшин Ли Ши и Согао с 5.000 кибиток, и владение их переименовано округом Гуй-и-чжеу; почему Ли Шы пожалован военным чином, 1237 главноуправляющим в своем округе и награжден 100.000 кусков шелковых тканей. Аймак его размещен в смежности с Ю-чжеу. По смерти Ли Шы сын его Яньчун наследовал, и с киданями опять отложился; но был стеснен полководцем Чжан Шеу-гуй. Яньчун покорился. Он опять получил должность главноуправляющего в Жао-ло и княжеское достоинство, 1238 и сверх сего выдали за него Ян, девицу из царского рода, под названием И-фан царевны. Яньчун, убив ее, опять отложился. Указано для утверждения спокойствия в поколении поставить старейшину Согу князем с титулом Чжао-синь-ван, и главноначальствующим в Жао-ло. Ань Лу-шань, в бытность главноуправляющим и Фань-ян, ложно выказывая заслуги, несколько раз отчаянно дрался с ним, и богато одетых пленников [374] представлял Двору. Владетель Ли Жиюе казнен, а здоровые и сильные из пленников /475/ сосланы в Юнь-нань в гарнизон. В царствование императора всего восемь раз приезжали к Двору с поднесением даров; в продолжение правлений Чжи-дэ и Да-ли, [788] 756 — 780, двенадцать раз; в четвертое лето правления Чжен-юань, 788, они с шивэйцами напали на Чжень-ву. По прошествии семи лет в Ю-чжеу истребили их до 60.000 человек. В царствование Дэ-цзин дважды приезжали к Двору, с поднесением даров. В первое лето правления [806] Юань-хо, 806, Гюньмэй Лошень [в китайском тексте: правитель (цзюнь) Мэйло лично] приехал к Двору, получил высший гражданский чин и княжеское достоинство; 1239 старейшины Соди и Мужугу также получили военные чины, 1240 и оба пожалованы прозванием Ли. Со всем тем они вступили в тайный союзе хойху и шивэйцами, и вместе с ними напали на Чжень-ву [в китайском тексте стоит Сигэн и Чжень ву]. Вообще в царствование Сянь-цзун, 806 — 821, четыре [830] раза приезжали к Двору с поднесением даров. В четвертое лето правления Да-хо, 830, еще ограбили границу, но Лу Лун и Ли Цзын-и разбили их; в плен взяли более 200 старшин и предводителя их Жугйе связанным представили Двору. Вынь-цзун пожаловал ему шляпу и пояс, и военный чин. 1241 По прошествии пяти лет главный старейшина Нишелан приехал к Двору. В первое [847] лето правления Да-чжун, 847, горные хисцы северных поколений взбунтовались. Лулун Чжанчжунву поймал главного их предводителя и сожег более 200.000 юрт; отрезал 300 ушей у предводителей, в добычу получил 70.000 баранов и быков, 500 телег с имуществом в вещах, и все [868] это представлено в столицу. /476/ В девятое лето правления Сянь-тхун, 868, король их Тудунсу прислал к Двору важного старейшину Сагэ. После сего кидани усилились, и хисцы не в силах были сопротивляться; почему и покорились им. Кидани жестоко управляли ими. Хисцы вознегодовали, и старейшина их Кюйчжу с одним [в китайском тексте: отдельным] поколением поддался Китаю. Он утвердился у Гуй-чжеу у северных гор, и таким образом хисцы разделились на восточных и западных. [375]

Текст воспроизведен по изданию: Н. Я. Бичурин [Иакинф]. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М-Л. АН СССР, Институт этнографии им. Миклухо-Маклая. 1950

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

V. Хи. Дом Хи [Си] собственно называется Кумохи. Предки его произошли из Дома Юйвынь, принадлежавшего к восточному Ху. 87 Они прежде были разбиты Муюн Хуан. Оставшиеся после поражения бежали и скрылись в Сун-мо. Они весьма неопрятны, но искусны в стрелянии [73] [386] зверей из лука; склонны к набегам и грабежам. В третье лето правления. Дын-го, 386, Дао-ву [386 - 409] лично ходил воевать их и на южной стороне реки Жо-шуй совершенно разбил их; в добычу получил около 100 т. голов лошадей, быков, овец и свиней. Император 88 сказал: «эти толпы кочевых не знают ни добродетелей, ни справедливости, рыщут для собачьего хищничества. Они не стоят того, чтоб обращать внимание на них. Ныне великие замешательства в Срединном государстве, и мне предлежит [надлежит] прежде прекратить их; а потом уже показать страх и милость. Тогда все покорятся мне». И так он перешел на юг. В продолжение десяти с небольшим лет кумохи и другие поколения размножились. Но когда открыли /88/ Ляо-хай и устроили Хо-лун; то восточные иноземцы пришли в трепет, и каждый представил дары из местных произведений. В царствование государей Вынь-чен-ди [452 — 465] и Сянь-вынь-ди [466 — 471] Кумохи ежегодно присылал превосходных лошадей и лучшую мягкую рухлядь. Вначале царствования Хяо-вынь-ди [472 — 489] отправил посланника с данью к Двору. В четвертое лето правления Тхай-хо, 480, вступил в пределы Китая, опасаясь грабительств от Дидэуганя. Указано сделать ему выговор. В двадцатое лето, 496, произвел набеги на Ань-чжеу. Тогда несколько тысяч войск из областей Ин-чжеу, Янь-чжеу и Ю-чжеу отразили их. После того они опять приходили к границе и каждый раз просили дозволения входить в пределы для менового торга. Сюань-ву-[ди] [500 — 515] в указе сказал: «Кумохи до двадцать первого года правления Тхай-хо, до 487, в Ань-чжеу и Ин-чжеу жили смешанно с пограничными жителями, ходили друг к другу для менового торга, и не было ни обид, ни измен. В двадцать второе лето, 488, когда они взбунтовались, далеко устранились от нас. Ныне, хотя они и пришли к границе, но еще стоят за пограничною чертою, и просят о дозволении вступить в пределы для менового торга с народом. При настоящем случае если не склониться на просьбу их, то можно повредить их расположению к нам. (В подлиннике пропуск). Во время расторжки окружные начальники должны отправлять чиновников для надзора». С сего времени ежегодно представляли обыкновенную дань до правления Ву-дин, до 543 г. Когда Дом [Бэй] Ци получил престол от Дома Вэй, в 550 г., то приезжали к Двору, смотря по времени. Впоследствии роды мало по малу [74] размножились, и Дом Кумохи разделился на пять /89/ аймаков, которые суть: Жугэчжу, Мохэфо, Кигу, Мугунь и Шидэ. В каждом аймаке тысяча человек имеют своего предводителя. Перекочевывают смотря по достатку в траве и воде. Во многом сходствуют с тукюесцами. Аймак [надо: Дом] был сильнейший в числе пяти аймаков; прочие поколения Ахой присоединились к нему. Каждый раз, когда дерутся с киданьцами, забирают имущество и скот: почему и отправляют посланника с данью из местных произведений.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

06.09.2018 в 16:07, asan-kaygy сказал:

Забавно, то есть чувашский, который явно был под воздействием Сяньбийского языка переводят как некий древнетюркский. Это звучит как ахинея. С чего лингвисты решили, что коян это тюркское слово? Если глаголы монг. происхождения и древние тюрки не использовали форму коян. Забавно, что Хиян или Хияд (поток) пытаются связать с коян, хотя такого слова даже не существует, есть лишь чув. хорен, хоран. 

Эти лингвисты смотрю фантазеры придумывающие праформы алтайского языка

 
 
 
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...