АксКерБорж

Имена коней тюрко-монгольских каганов

35 сообщений в этой теме

Известно, что тюрко-монголы особенно чтут имена (кличкой назвать язык не поворачивается) любимых коней, которые были на проятжении всей жизни во всех битвах самым надежным другом.

Многие из которых сохранились в памяти народной до наших дней:

Чингис хан - Найман, есть сведения о Құба.

Абылай хан – Айғасар.

Былинные герои (герои богатырского эпоса):

Алпамыс батыр - Байшубар.

Қобыланды батыр – Тайбурул.

Ер Тостiк – Шалкуйрук.

А что известно про имена коней, к примеру, Аттилы, Тоньюкука, Бейбарса и мн. др.?

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Чингис хан - Найман.

:lol: Он имел 8 любимых шарга коней.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
:lol: Он имел 8 любимых шарга коней.

Хе, хе. Думал что за лошадь найман, а оказывается "найман шарга морин". :D

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Хе, хе. Думал что за лошадь найман, а оказывается "найман шарга морин". :D

:lol::lol::lol:

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Чингис хан - Найман.

Откуда инфа?

Абылай хан – Айғасар.

Вроде его коня звали Жалынкуйрык - т.е. Огненный хвост.

А что известно про имена коней, к примеру, Аттилы, Тоньюкука, Бейбарса и мн. др.?

Имена боевых коней Кюль-Тегина: Ак-Оксиз, Ак-Азман, Башгу-Боз.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Известно, что тюрко-монголы особенно чтут имена (кличкой назвать язык не поворачивается) любимых коней, которые были на проятжении всей жизни во всех битвах самым надежным другом.

Многие из которых сохранились в памяти народной до наших дней:

Чингис хан - Найман, есть сведения о Құба.

Абылай хан – Айғасар.

Былинные герои (герои богатырского эпоса):

Алпамыс батыр - Байшубар.

Қобыланды батыр – Тайбурул.

Ер Тостiк – Шалкуйрук.

А что известно про имена коней, к примеру, Аттилы, Тоньюкука, Бейбарса и мн. др.?

Боевой конь Қабанбай батыра - Қубас (на Тарбагатае, через который казахи победоносно гнали джунгар, есть местность Қубас кезеңі, где батыр со своими войском захоронил своего любимого коня, верного помощника, путчика и друга). :asker13mt:

Қубас ат - сухоголовый, жилистоголовый, т.е. с изящной небольшой головой без единой жиринки, признак породистого скакуна.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У легендарного Ер Тарғын коня звали "Тарлан"

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Боевой конь Қабанбай батыра - Қубас (на Тарбагатае, через который казахи победоносно гнали джунгар, есть местность Қубас кезеңі, где батыр со своими войском захоронил своего любимого коня, верного помощника, путчика и друга). :asker13mt:

Қубастың асуы называется маленький перевал. А еще проще называют просто Қубас. В галерее есть фото размещенное мной с названием "Қызылтас". Снят он прямо с Қубаса мной.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Дюль-Дюль, так звали лошадь Али, зятя пророка Мухаммада (Ч.Валиханов).

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Дюль-Дюль, так звали лошадь Али, зятя пророка Мухаммада (Ч.Валиханов).

Видать скакун был непобежденный. Қазақ жүйрік атты дүлдүл дейді.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У легендарного Ер Тарғын коня звали "Тарлан"

У нас не коня а корову зовут тарлан. / в роде пёстрый/ Тарган это толстый. Эр это мужчина.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Абылай хан – Айғасар.

Шокан пишет, что любимого коня Абылай хана, на котором и заслужил свою известность и славу, звали Шалқұйрық (видимо от Жалын құйрық) - хвост-пламя. Думаю он верно, т.к. это мы слышим из уст правнука.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Нашел также, что любимого коня Аттилы звали Баламер.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Шокан пишет, что любимого коня Абылай хана, на котором и заслужил свою известность и славу, звали Шалқұйрық - хвост-пламя. Думаю он верно, т.к. это мы слышим из уст правнука.

В исторических песнях казахов о Абылай хане воспеваются и другой его боевой конь Алшанбоз (пестро-серый).

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вы уже запутали с конем Аблая. :) Как помню с детства, Шалкуйырык конь сказочного персонажа ер Төстік.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

:D Действительно, уже три. Кличке Шалкуйрык доверяю как услышанному из уст правнука самого Абылай хана... :)

Более того нашел, что свою славу хан Абылай заслужил именно верхом на коне по имени Шал құйрық или Жалын құйрық (букв: хвост-пламя).

Изменено пользователем АксКерБорж
0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У Яна в его романе " Чингиз-хан" был конь по имени "Сэтэр".

. У него были огненные глаза и серебристая белая шерсть по черной коже. Он никогда не знал седла, и ни один человек не садился на него. Во время походов Чингиз-хана — по объяснению шаманов — на этом белоснежном коне ехал невидимый могучий бог войны Сульдэ, покровитель войска монголов, и вел их к великим победам

Что это за конь такой?

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У Яна в его романе " Чингиз-хан" был конь по имени "Сэтэр".

Что это за конь такой?

Сэтэр. Сэтэрлэх

Обычай такой у кочевников. Как бы перевести. Коня и даже барана сэтэрлэдэг. То есть после этого нетрогает вообшем неприкосновенным становится. И ныне скотоводы своих коней сэтэрлэдэг.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сэтэр. Сэтэрлэх

Обычай такой у кочевников. Как бы перевести. Коня и даже барана сэтэрлэдэг. То есть после этого нетрогает вообшем неприкосновенным становится. И ныне скотоводы своих коней сэтэрлэдэг.

У Яна в его романе " Чингиз-хан" был конь по имени "Сэтэр".

Что это за конь такой?

Это же художественный вымысел, несерьезно Мерген! Братья монголы за неимением традиции давать любимым боевым коням имена (что подтверждается отсутствием такового в эпосе монголоязычных народов) стали привлекать советских писателей. :lol:

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Это же художественный вымысел, несерьезно Мерген! Братья монголы за неимением традиции давать любимым боевым коням имена (что подтверждается отсутствием такового в эпосе монголоязычных народов) стали привлекать советских писателей. :lol:

Думаете, я вымислами занимаюусь? Нет уважаемый, не зачем мне таким заниматься. У нас своя исконная история, нам нет необходимости заново писать её, в отличие от некоторых. У нас ныне те же кротоконогие кони как при Чингисхаане. Те же традиции кочевников как 1000 лет назад. Вот как мы отличаемся между собой, АКБ. Кто из нас является потомком кочевников, ясное дело.

На счёт сэтэр, сэтэрлэх.

Когда приедешь к монгольским скотоводам то обнаруживаешь большой большушый баран. Спрашивают отчего, отвечают сэтэртэй баран.

Когда президент посешает скотоводов, дают ему в подарок конь. Обычно он коня собой не берёт, оставляет при хозяене. Он же его сэтэрлэдэг. И становится неприкосновенным.

Вот так АКБ.

На счёт писателя Яна, раз с него начали. Там монголы говорят "дзе дзе" Это самое употребляемое слово нынешных монголов "за" "зэ". А казахи говорят ли так?

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ян начинал неподалеку от нас - в Минусинске.

Интересное слово дзе, у хакасов оглушенно говорят "че". Самое популярное слово, на вроде "ok".

У Таскина есть упоминание, что дунху по каждому поводу говорят че/дзе (не помню точно) в значении "ладно".

А вот русское "же" это частица "усиливающая" (например, "правда же", "так же") не от монгольского ли?:asker28it:

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Моего товарища в КНР зовут Сетер. Родители его якобы сказали, что это слово калмакское. Вот теперь понятен смысл. А то никак не могли объяснить. Значит, сетер не просто недотрога, а как бы освященное животное, которое нельзя резать, на котором нельзя ездить, предназначен только богу. Только вот как его ему передать. :) Ежели не резать.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Такие лошади у хакасов называются изых ат. Перевод, по моему не требуется. Они вольно пасутся, к ним не должен никто притрагиваться. Их моют молоком и заплетают гриву.

Схожий обряд у древних индоевропейцев назывался ашвамедха.

Передать богу жертву можно, если не проливать кровь животного. Можно, например, задушить.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А я и не подумал, что можно задушить. :) Можно и по голове долбануть. Но тогда это уже не недотрога.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да, это будет уже не изых ат.

Он должен жить и своим существованием радовать избранное божество.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!


Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.


Войти