Перейти к содержанию
Алтай

Монгольские казахи

Рекомендуемые сообщения

У Вас какой-то не здоровый интерес к казахам...

 

 

Нет , я только пытаюсь показать что наши казахи намного предприимчивее казахов в Казахстане и конешно монголов.  Сейщас если вы увидите подержанные машины в Казахстане с УБ номерами, то будьте уверены, что там наш Олкеский казах.

 

Кстати у меня не был интерес казахам до этого форум, а щас у меня есть потому что казахы пишут всякие ерунду о Монголии, даже хужее чем китайцы  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У Вас какой-то не здоровый интерес к казахам...

 

 

Нет , я только пытаюсь показать что наши казахи намного предприимчивее казахов в Казахстане и конешно монголов.  Сейщас если вы увидите подержанные машины в Казахстане с УБ номерами, то будьте уверены, что там наш Олкеский казах.

 

Кстати у меня не был интерес казахам до этого форум, а щас у меня есть потому что казахы пишут всякие ерунду о Монголии, даже хужее чем китайцы  

 

Машины с номерами УБ не встречал пока. Бизнес есть бизнес, все средства хороши ведь так. Главное, что машины не угнанные.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 казахы пишут всякие ерунду о Монголии, даже хужее чем китайцы  

КазахЫ  :) ,  всетаки в учебниках не пишут небылицы, в отличии от китайцев, ихние учебники, с картами помечеными "красной краской" от Ташкента - Балхаша и до Байкала - Реки Лены, вот это фольк :).  Цинская империя - это не маодзедуновские ханьцы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.zonakz.net/articles/66458

 

 

UB Post: Монголы продают подержанные машины в Казахстане

 

 

- В Темиртау многие привозят с монголии, ездят с оралманами, которые знают язык и дорогу.

 

 

- ДЕЛО В ТОМ ЧТО МАШИНЫ ЭТИ ЗАВОЗЯТ ОРАЛМАНЫ ИМ МОЖНО БЕЗ РАСТОРМОЖКИ ПО ОДНОЙ МАШИНЕ НА ОДНОГО ЧЛЕНА СЕМЬИ ВОТ И БИЗНЕС ТАК СКАЗАТЬ ПОДЪЕМНЫЕ

 
 
- дело в том, что машины все рано надо таможить, уже на форуме обсуждали и ссылки приводили на соответствующий "Закон Республики Казахстан от 22.07.2011 г. N 477-IV ЗРК "О миграции населения", глава 3, ст.23. п.6 :"Этнические казахи и члены их семей, получившие согласие на включение в квоту иммиграции оралманов, а также оралманы и члены их семей, включенные в квоту иммиграции оралманов, при въезде на территорию Республики Казахстан освобождаются от уплаты таможенных платежей на личное имущество, за исключением транспортных средств. "

 

 

За все время проведенное на сайте, не встречал ниодной причины (культурной и экономической)  посетить Монголию. Может теперь появится :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

За все время проведенное на сайте, не встречал ниодной причины (культурной и экономической)  посетить Монголию. Может теперь появится :)

Да унас несколько автомобильного рынкы  в Улаанбаатаре

Самые крупные из них, этот Да Хүрээ , можно видить на Googlе- map, среды юрты

 

27.jpg

 

Но лучшее купить в автомобильного рынкы ближе Вокзала

 

5851.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да унас несколько автомобильного рынкы  в Улаанбаатаре

Дело не в том что в Казахстане с этим делом "все плохо", оно стало таким, после запрета на праворульки и вступления в таможенный союз (политическое решение).

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сейщас если вы увидите подержанные машины в Казахстане с УБ номерами, то будьте уверены, что там наш Олкеский казах.

 

Уважаемый Алтай Хангай, часто бываю в Астане и на пятаке таксистов со всех округ, ближе к автовокзалу, вижу Баян-Ольгийских таксистов на бусиках "Istana" (прямо как Астана :) )  с номерами "БӨА", "БӨТ" и другими. Молодцы, очень предприимчивые ребята, Вы только представтье сколько им колесить! Я даже от Астаны до Кереку устаю в такси (около 5 часов). А они едут от Астаны до Кереку, затем до Барнаула (часов 9-10), потом до Бийска (пару часов или более), дальше до Косагаша (не знаю, наверняка не менее 8 часов) и только потом до Баян-Ульгий (это еще часов 5)!. И это на старых машинах. Вот что значит настоящие кереиты!!!    :asker28it: Правда у наших кереитов такой хватки нет, жилка не та, мы больше конину любим и про историю поболтать.  :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

За все время проведенное на сайте, не встречал ниодной причины (культурной и экономической)  посетить Монголию. Может теперь появится \

 

А я давно хотел посмотреть, места очень красивые. Дали бы на выбор посетить Японию и США или Монголию, я бы с закрытыми глазами выбрал бы Халху. 

 

Насчет машин - мне один акмолинский парень (ныне навязали название Астана) сказал, что в Монголии машины намного дешевле, например Хюндай-Сонаты, правда про махинации как их растаможить без проблем я не обратил внимания, отвлекся.

А может мне действительно съездить летом в отпуске за машиной в гости к Алтай-Хангаю, Енхду или к Азе (Хукеру) за машиной? Представляете, и выгода и еще отдых, и еще исторический интерес, короче 3 в 1.  B)

 

Благо что с Монголией у нас емнип безвизовый режим?!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

За все время проведенное на сайте, не встречал ниодной причины (культурной и экономической)  посетить Монголию. Может теперь появится \

 

А я давно хотел посмотреть, места очень красивые. Дали бы на выбор посетить Японию и США или Монголию, я бы с закрытыми глазами выбрал бы Халху. 

 

Насчет машин - мне один акмолинский парень (ныне навязали название Астана) сказал, что в Монголии машины намного дешевле, например Хюндай-Сонаты, правда про махинации как их растаможить без проблем я не обратил внимания, отвлекся.

А может мне действительно съездить летом в отпуске за машиной в гости к Алтай-Хангаю, Енхду или к Азе (Хукеру) за машиной? Представляете, и выгода и еще отдых, и еще исторический интерес, короче 3 в 1.  B)

 

Благо что с Монголией у нас емнип безвизовый режим?!

АКБ! Ну сколько раз вам можно повторять, что я не АЗА?

 

Приезжайте ко мне в гости!

Поймите, это намного лучше для вас чем здесь постоянно сидеть ,смешить народа и получать очередной бан от админа Руста. :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Кош-Агаче прошло международное совещание, участники которого подрались на последовавшем банкете
22.05.13 23:28 С.С. Михайлов Просмотров: 2324 Раздел: Новости - Кош-Агачский район
  • emailButton.png
  • printButton.png

17 мая в Кош-Агаче прошло международное совещание с делегацией Баян-Ульгийского аймака Монголии, в котором приняли участие более 50 человек, - сообщает наш корреспондент в районе Алёна Ерёмина.

В совещании со стороны Монголии участвовали: председатель Президиума Хурала представителей граждан Баян-Ульгийского аймака, губернатор того же аймака, начальник депертамента охраны окружающей среды аймака, начальник таможенного отдела в Красной юрте и другие. Со стороны Республики Алтай в совещании участвовали советник министра экономического развития и инвестиций РА, пограничный уполномоченный РФ на Алтайском участке, начальник Ташантинского таможенного поста Алтайской таможни, и.о. главы Кош-Агачского района, председатель районного совета депутатов и другие.

На совещании обсуждались перспективы строительства таможенно-логистического терминала «Ташантинский», развития транспортных коридоров, проходящих по территории России, Монголии и Китая, проведение международных ярмарок на территории Кош-Агачского района. Был затронут вопрос установления упрощенной процедуры пересечения государственной границы гражданами приграничных районов (Кош-Агачский район и Баян-Ульгийский аймак)

Совещание длилось около двух часов, в результате некоторых обсуждений уже были намечены перспективы в совместной работе. Принятые решения будут опубликованы позже, - пишет Алёна Ерёмина.

Как сообщают наши источники в районе, традиционный банкет, начавшийся после совещания, закончился казусом - пьяной дракой между, по одним данным, начальником подразделения полиции из Монголии (а по другим — губернатором аймака) и российским председателем районного совета (источники дружно сообщают, что это был Гарри Телёсов). Другие участники совещания (и, соответственно, банкета) начали растаскивать «конфликтующие стороны», за что некоторые из них поплатились порванной одеждой (среди пострадавших таким образом называют Виктора Безрученкова, губернатора Баян-Ульгийского аймака и специалиста республиканского правительства). Кроме того, пострадала посуда.

Чтобы предотвратить дальнейшее «развитие международного конфликта», монгольских гостей до утра охраняла полиция. Утром, по словам нашего источника, участники конфликта с российской стороны приехали мириться с зарубежными гостями.

Как сообщил источник, в настоящее время этим ЧП занимается ФСБ, т.к. речь всё же идёт о конфликте с официальными представителями иностранного государства.

 

 

http://www.listock.ru/29815

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Н.Лаханулы: Сотни казахов возвращают себе гражданство Монголии.

 

Н.Лаханулы: Сотни казахов возвращают себе гражданство Монголии
00:33 07.06.2013 Сотни казахов возвращают себе гражданство Монголии
Посетивший Баян-Ольгийский аймак президент Монголии Цахиагийн Элбэгдорж объявил, что потерявшие гражданство этой страны местные казахи восстанавливают свое монгольское гражданство.

Президента Монголии Цахиагийна Элбэгдоржа встречают жители Баян-Ольгийского аймака страны. 6 июня 2013 года.

Президент Монголии Цахиагийн Элбэгдорж прибыл 6 июня в город Ольгий, административный центр Баян-Ольгийского аймака, где компактно проживают местные казахи. Как сообщил Азаттыку местный житель, блогер Жанарбек Акби, президент Монголии встретился с местным населением и объявил:

"С марта месяца я издал четыре указа, гражданство 695 казахов восстановлено. У остальных документы готовы, указ будет подписан на следующей неделе".

Первым о проблеме, о решении которой заявил президент Монголии, сообщал в апреле Азаттык в репортаже "800 казахов просят вернуть им гражданство Монголии". Эти казахи, живущие в Монголии, говорят, что они лишились гражданства Монголии, оказались гражданами Казахстана и были включены в квоту иммиграции оралманов не по своей воле, а по прихоти мошенников.

"ЛИШНИХ ЛЮДЕЙ У НАС НЕТ"

В начале июня с жителями Баян-Ольгийского аймака встретился глава правительственного учреждения по вопросам гражданства Бохчулууны Пурэвдорж. На сайте Baiolke.com опубликовано видео с его выступлением, где он говорит, что в Монголии лишних граждан нет:

"Я работал в Баян-Ольгие два года. Знаю нужды местных жителей, их положение очень хорошо. Знаю и тех, кто брал деньги из выделенной Казахстаном квоты и сейчас живет припеваючи за счет тех, кто остался с проблемой. У нас лишних людей нет, все наши люди нужны нашему государству".

Репортеру Азаттыка удалось поговорить с некоторыми из тех, кто вернул себе гражданство Монголии. Герой нашего первого репортажа, Рахат Кайсарулы, Если переезжаешь в Казахстан, ты как бы должен привезти свое благоустройство с собой.говорит, что он не хочет уезжать из Монголии:

- Вопрос гражданства решен окончательно. Мои дети получают образование в Казахстане. Если мои дети хотят остаться там, я не против. Но я сам останусь здесь. Не хочу покидать нажитое место.

Еще один из тех, кто не ведал о том, что оказался "гражданином Казахстана" и смог вернуть себе гражданство Монголии, - 56-летний Курметхан Катыранулы. Он занимается бизнесом:

- Переезжать в Казахстан сейчас невыгодно. Очень трудно решить проблемы земельного участка, жилья. Если переезжаешь в Казахстан, ты как бы должен привезти свое благоустройство с собой.

ПОСТРАДАВШИЕ

Депутат парламента Монголии Бакей Агыпарулы, избранный от Баян-Ольгийского округа, говорит Азаттыку, что местные казахи живут в условиях социальной справедливости. Он рассказал нам о местных казахах, которые оказались исключенными из монгольского гражданства и сейчас восстанавливают его обратно:

- Первую группу составляют те, кто сами вышли из гражданства Монголии,
Дети оралманов, живущих в селе Есиль Карагандинской области. Иллюстративное фото.x
Дети оралманов, живущих в селе Есиль Карагандинской области. Иллюстративное фото.
переехали в Казахстан, но потом по разным причинам вернулись обратно. Их очень мало. Вторая группа – это те, кто собирался переехать в Казахстан и вышел из гражданства Монголии, но по разным причинам не переехал. Третья группа – это потерявшие гражданство из-за деяний определенных шустрых людей. Некоторые люди из этой третьей группы граждан не то что в Казахстан, даже в центр аймака ни разу не приезжали. Всю жизнь живут в степи, занимаются скотоводством. Но кое-кто оформил на их имена гражданство Казахстана, получил квоту на их имена, - говорит Бакей Агыпарулы.

После публикации нашего репортажа "800 казахов просят вернуть им гражданство Монголии" в редакцию Азаттыка обратился представитель министерства внутренних дел Казахстана и предложил совместно расследовать случаи оформления ложных документов на имена оралманов в Казахстане и на имена казахов зарубежья.

О судьбе 800 казахов Монголии, потерявших гражданство Монголии и оказавшихся жертвами аферы с квотами оралманов, сказал писатель Дулат Исабеков на одном из собраний с участием президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Президент Назарбаев пообещал, что это дело будет проверено.

 

http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1370550780

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

скажите братья монголы как у вас в Монголий  воспитывают твердость характера детей,Я в жизни много ездил по соревнованиям да и драк было больше чем на ринге,но вот одного Я так и не смог понять,в годы моего учебы 1990-2000 гг в Алматы,мы с ребятами часто устраивали разбор новичков без разницы с какого он курса,кто он там спортик или ..., и какой национальности,ездили в другие вузы на разборы,короче ломались все,но как-то попалися к нам первачи 17 летние казахи из монголий,сколько мы их не ломали так и не смогли сломать,и об стенку головой их били,но не смогли свою тему им навязать,пришлось оставит в покое,что удивительного у них еще хватало духа драться с нами,даже в одиночку не смотря на наши спортивные габариты,они как клещи как схватятся не отцепишь,иногда приходилось забивать толпой чтоб отцепился,после всех этих рамсов большое уважение появляется к этим ребятам,только вчера интересовался у братишки,говорит бесполезно монгольских казахов бить все равно что об стенку,вроде все малые и среднего роста но вот духу хоть отбавляй,Я удивляюсь братьям каракалпакам,хвалятся своими внешними габаритами и ростом,все это бесполезно,вон на днях на работе с двух ударов ушатал беспредельшика казаха из каракалпакий ростом в 2 метра сразу тихим стал,при моем-то 178,все таки очень большая разница отличает монгольских казахов -это их характер в стойкости стоять до конца,  

  • Не согласен! 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Едыге, кереев сам Чингизхан уважал! А Вы про какие-то общаговские потасовки. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

скажите братья монголы как у вас в Монголий  воспитывают твердость характера детей,Я в жизни много ездил по соревнованиям да и драк было больше чем на ринге,но вот одного Я так и не смог понять,в годы моего учебы 1990-2000 гг в Алматы,мы с ребятами часто устраивали разбор новичков без разницы с какого он курса,кто он там спортик или ..., и какой национальности,ездили в другие вузы на разборы,короче ломались все,но как-то попалися к нам первачи 17 летние казахи из монголий,сколько мы их не ломали так и не смогли сломать,и об стенку головой их били,но не смогли свою тему им навязать,пришлось оставит в покое,что удивительного у них еще хватало духа драться с нами,даже в одиночку не смотря на наши спортивные габариты,они как клещи как схватятся не отцепишь,иногда приходилось забивать толпой чтоб отцепился,после всех этих рамсов большое уважение появляется к этим ребятам,только вчера интересовался у братишки,говорит бесполезно монгольских казахов бить все равно что об стенку,вроде все малые и среднего роста но вот духу хоть отбавляй,Я удивляюсь братьям каракалпакам,хвалятся своими внешними габаритами и ростом,все это бесполезно,вон на днях на работе с двух ударов ушатал беспредельшика казаха из каракалпакий ростом в 2 метра сразу тихим стал,при моем-то 178,все таки очень большая разница отличает монгольских казахов -это их характер в стойкости стоять до конца,  

Едыге все таки неприлично писать такие вещи! 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Признаюсь,вспоминаю о тех событиях с большим стыдом,но то было юношество+середина и конец 90-х,когда беспредел считался крутизной,сильный давил слабого,стараюсь забыть,просто те беспредельные времена монгольские казахи дали нам отпор не силой а своим стойким характером,сколько встречал оралманов но таких стержней как у монгольских казахов не встречал,побольше бы таких ребят

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Акс Я лишь привел маленький отрывок.доили всех кого можно и кто двигался,к тому-же мы западники но на востоке вели себя как дома,но это не относится к теме

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Жас ақын Сұлтанмуратұлы  Әмірбектің "МЕН ОТАНШЫЛ ҚАЗАҚПЫН" өлеңін ұсынамыз. @omir.blogmn.net

 

МЕН ОТАНШЫЛ ҚАЗАҚПЫН

Мен отаншыл қазақпын бар жігері бойында,
Еңсесі биік халқым бар жырлаймын елім жайында.
Намысты қазақ ұрпағымын Жәнібектің тұяғы,
Отаным бірақ Моңғолия өсірді мені қойнында.
Тарамда тарам тарих болған ұрпағымыз Күлтегін,
Намысы бірге төскейде малы, төсекте басы қосылған
Шырайлы қазақ, моңғолменен екеүіңнің де бір тегің
Ынтымақ болып ортада бейбітшілік орнасын
Лаззат сонда отаншыл қазақ өз құқығын қорғасын
Қалмасын тұл боп дараланып көшпенді елім қазағым
Азбасын бірақ бөлінбесін тәңірім оны жазбасын
Затына аты сай болған асыл халқым қазағым
Асқақтай берсін тұғырың жырамды арнап жазамын
Қалықтай берсін көгіңде қыраның биік Моңғолым
Патриот жырым тартуым сыйлағмын саған оң қолым
Ынтық болған отанына баршаға аян азатпын
Намысшыл, ұлтшыл, отаншыл Моңғолиядағы Қазақпын!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Жас ақын Сұлтанмуратұлы  Әмірбектің "МЕН ОТАНШЫЛ ҚАЗАҚПЫН" өлеңін ұсынамыз. @omir.blogmn.net

 

МЕН ОТАНШЫЛ ҚАЗАҚПЫН

Мен отаншыл қазақпын бар жігері бойында,

Еңсесі биік халқым бар жырлаймын елім жайында.

Намысты қазақ ұрпағымын Жәнібектің тұяғы,

Отаным бірақ Моңғолия өсірді мені қойнында.

Тарамда тарам тарих болған ұрпағымыз Күлтегін,

Намысы бірге төскейде малы, төсекте басы қосылған

Шырайлы қазақ, моңғолменен екеүіңнің де бір тегің

Ынтымақ болып ортада бейбітшілік орнасын

Лаззат сонда отаншыл қазақ өз құқығын қорғасын

Қалмасын тұл боп дараланып көшпенді елім қазағым

Азбасын бірақ бөлінбесін тәңірім оны жазбасын

Затына аты сай болған асыл халқым қазағым

Асқақтай берсін тұғырың жырамды арнап жазамын

Қалықтай берсін көгіңде қыраның биік Моңғолым

Патриот жырым тартуым сыйлағмын саған оң қолым

Ынтық болған отанына баршаға аян азатпын

Намысшыл, ұлтшыл, отаншыл Моңғолиядағы Қазақпын!

 

Переведите Алтай Хангай.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

БИ – ЭХ ОРОНЧ ХАСАГ БОЛОЙ!

Би – Эх оронч хасаг болой!

Буй биендээ ид-хаваа шингээсэн.

Би - хүчирхэг түмний удам болой

Би - тийм л түмнээ дуулмуй.

Би - хиймор сүлд нь унаж үзээгүй

Хаан Жанибекийн удам болой.

Хайран, гэвч өсгөсөн эх орон минь - Монгол билээ.

Эгэл түмэнээ дуулам уу,

Эрт ээдрээт түүхэн дэх

Элэнц овог Култегинийг дуулам уу!..

Аяа, бас авга нутаг,

Алтан Өлгий – Хасагийн уудам тал

– Андуугүй миний төрөлх ураг болой!

Омог бардам, Нэр төр, уур-хилэн нь – ижил!

Оргил, шанд, атарт бэлчих Мал-сүрэг нь – ихэр!

Орон-гэр, Ор-дэр, Огтоос буй болсон

– Цус-нүүж, Яс нь хүртэл ихэр

– Хүннүүгийн үрс

– Хасаг, Монгол хоер оо!..

Эв-эеэрээ Би-биендээ түшиг болж,

Бүтэн ганц Эх орноо

Бусдад битгий алдаасай!

Бүтэлгүй зан нь дэндэж

Бүрэг хасаг түмэн минь

Битгий Өнчирч хоцроосой!..

Би эл хоер түмний,

Эв-эеийг дуулам уу!

Би ийм л хоер түмний

Бардам түүхийг дуулам уу!

Хөхрөх Тэнгэрийнхээ мандалд

Хийморт шонхороо нисгэсэн,

Хэзээ түүхэнд алдарт

Монгол орноо магтам уу!

Буй биеийг минь өлгийдэн,

Баатарлаг омог хайрласан,

Хөх Монгол түмэндээ

Бадаг шүлгээ өргөм үү!

Эгэл биеэндээ

Эр зоригыг өвөрлүүлсэн

Эх Монголоор овоглох

Эх оронч хасаг Би юм шүү!- хэмээсэн Найман овогт Султанмуратын хүү Амирбекийн энэхүү шүлгийг орчуулан хөрвүүлэгч Керейд Молх овогт Хамайн Жукел Долоон голын сав, Харатал голын эрэгт хөрвүүлвэй гэж байна

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Казахстане преступлении  совершают мигранты в основном из Монголии,Узбекистана и России.

 

http://mnews.mn/news/24/single/19230

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://asiarussia.ru/articles/3512/ 

12 июля 2014

Ни один монгол не оскорбил этническое достоинство казаха

ae0527688afc1919d79998f953377055.jpg

Автор: Гульмира Орынбаева

Группа исследователей под руководством профессора С. Ажигали побывала в Монголии, для того чтобы изучить жизнь проживающих там казахов в условиях неизбежных процессов межэтнической интеграции. "Соседство с народом, имеющим героическую историю, но при этом добрый и открытый нрав, наложило свой отпечаток и на менталитет казахов Монголии", - выяснили казахские ученые.

Уже на протяжении более десяти лет отдел этнологии и антропологии Института истории и этнологии им. Ч. Валиханова занимается изучением казахских этнических групп за рубежом, руководит перспективной программой профессор С. Ажигали. Для этой цели в последнее время регулярно организуются научные командировки в страны дальнего и ближнего зарубежья.

Так, в 2013 году состоялась комплексная и довольно продолжительная экспедиция в Монголию и Китай. Во время экспедиции в Монголию, которая проходила с 24 июля по 5 сентября 2013 г., группа исследователей-этнологов обследовала населенные пункты в центральной, северо-восточной и юго-западной части Монголии,  то есть районы проживания казахов вне «казахского» Баян-Ольгийского аймака: Тов аймак (сомоны Угтаалцайдам, Эрдэнэ, г. Налайх), Сэлэнгэ аймак (Шарынгол, Хонгор, Дархан), Хэнтий аймак (Шандыгын, Бэрх), Ховд аймак (Уенч, Булгын) и др. Возможно, читательской аудитории будет интересно ознакомиться с некоторыми наблюдениями, полученными в ходе этой комплексной научной экспедиции.

Монголия – страна с небольшим населением, его численность не достигает и трех миллионов. Казахи – единственное этническое меньшинство в этой стране не монгольского происхождения. Захчины, дэрбэты, буряты, урянхаи, торгоуты имеют другой язык, а также некоторые культурные отличия по отношению к халха-монголам, поэтому также причисляются к этой категории.

До сих пор нет никаких препятствий со стороны правительства Монголии для всемерного развития скотоводства – свободного выпаса скота, хозяйственного обустройства и т.д. Поэтому благодаря сохранившемуся кочевому и полукочевому скотоводству монгольский народ никогда не нуждался.

Как говорят местные казахи, Монголия – благодатная, Богом хранимая земля. Монголы сумели сохранить свою землю и себя как народ, находясь между двумя крупными державами: Россией и Китаем. Благодаря мудрости и дальновидности руководителей социалистического периода, перестроечного и постперестроечного времени в стране был сохранен кочевой уклад.

Казахские школы в Монголии работают только в Баян-Ольгие – ее казахском аймаке. Здесь повсеместно слышится казахская речь, казахская музыка. Вне Баян-Ольгия, в других монгольских аймаках казахские школы отсутствуют, поэтому казахская молодежь знает порой монгольский язык лучше, чем казахский. Намекая также на наше частое обращение к русской лексике, один из наших собеседников, Онерхан, 53-летний водитель из Уланбатора, не без оснований заметил: «Скоро понадобится переводчик для общения между казахами из разных стран». Такую картину вполне можно встретить и на практике. Чтобы понять друг друга, в беседах с молодыми казахами в Монголии нам приходилось прибегать иногда даже к английскому языку.

Местные казахи имеют тесную связь с Казахстаном. У многих проживают там близкие родственники. Поэтому наши соотечественники из Монголии, оказавшись впервые на своей исторической родине, стремятся проехать по всем крупным городам. Местные казахи хотят участвовать в общественной жизни Казахстана. Так, 66-летний Санак Кошпанулы из Булгына (аймак Ховд), что на западе страны, сетовал на то, что на Всемирные курултаи казахов приглашаются в основном казахи из Баян-Ольгия. Наши же соплеменники из других районов Монголии, оказывается, остаются вне этого важного как для зарубежных казахских диаспор, так и для казахстанского общества мероприятия.

На вопрос: «Хотели бы вы переехать в Казахстан?» – нам отвечали по-разному: люди с устойчивым, неплохим материальным положением говорили, что пока не торопятся уезжать. 57-летний Батолзий из сомона (то есть района) Угтаалцайдам в 1991 г. пытался уехать в Казахстан. Тогда приезжали люди, которые агитировали уехать, обещали отвезти в любое место по желанию, просили написать, куда именно. Батолзий записался в Семей, собрал необходимые документы. Через какое-то время приехала машина, но из Актюбинска. «Возможно, я зря не поехал тогда. Но некоторые оттуда возвратились, не выдержав трудностей на новом месте», – задумчиво и устало рассуждает он.

Как и в Казахстане, казахи в Монголии в последнее время ощущают на себе сильное влияние ислама. Зулкарнай Бекбайулы, 75-летний житель сомона Хонгор, говорит, что современная молодежь стала религиозной, а старики поголовно читают намаз. В Налайхе, городе, расположенном вблизи Уланбатора, недавно была открыта большая мечеть с общежитием для учеников медресе. Она была построена и профинансирована турецкой стороной – религиозной организацией под названием «Дос». 12 апреля прошлого года состоялась церемония открытия мечети, в которой принял участие премьер-министр Турции Р. Эрдоган. Здание мечети двухэтажное, на первом этаже располагается Налайхо-конийский культурный центр и местный офис Объединения мусульман Монголии, на втором – собственно молельный зал.

Многим известно, что около года назад довольно большая группа казахов, когда-то переехавших на свою историческую родину из Монголии, обратилась к руководству этой страны с просьбой вернуться обратно. В Монголии об этом факте нам говорили с явным порицанием: «Везде же есть трудности, часто бываем в Казахстане, не думаем, чтобы там было все так плохо».

Мусульманская литература в мечети в основном на монгольском языке. Проповеди здесь также в основном ведутся на монгольском.

Служители мечети поделились с нами своими планами: привезти в ближайшее время религиозную литературу на казахском языке из Баян-Ольгия, а также договориться с Верховным муфтием Казахстана о приезде в налайхскую новую мечеть наставников, которые бы проводили занятия религиозного характера, а заодно обучали бы казахскому языку. На сегодняшний день в Налайхе один буддистский храм, две мечети и семь христианских приходов неортодоксальных направлений. То есть идет невидимая серьезная конкуренция в борьбе за умы. Стремясь привлечь людей в мечеть, в первую очередь, конечно же, казахов, ее служители уделяют внимание каждому прихожанину, каждому жителю казахского района Налайха.

Глобализационные процессы все активнее проникают в местную среду. Толеген Сатыбас, 38-летний житель Налайха, серьезно занимается пауэрлифтингом, ездит на международные соревнования. Он часто бывал в Казахстане, поэтому говор у него уже казахстанский: с добавлением русских слов, без характерного для казахов Монголии и Китая повышения интонации в конце предложения и т.д. Толеген – местный предприниматель, с группой товарищей копает шахту, добывает уголь. Добыча минералов в Монголии доступна и для рядовых граждан, при условии уплаты соответствующих взносов и получения разрешения. Кроме того, он имеет свой бизнес в Дубае – возит новичков-отдыхающих, помогает с обустройством, шопингом. Этот курорт монгольские туристы в отличие от казахстанских только осваивают. Речь Толегена – микс казахского, русского и английского языков. Поездки за границу наложили отпечаток и на его внешний вид: он выделяется из толпы не только благодаря своей атлетической фигуре, но и экстравагантной одежде.

Выяснилось, что у Монголии многому можно поучиться. Например, каждый из встреченных там казахов утверждал, что ни один монгол ни разу на его памяти не позволил себе задеть этнические чувства казаха. Каждый из них с уверенностью говорил, что «они так не поступают», «с их стороны такого не было никогда», «они на такое не способны». Появляется чувство благодарности к этому народу за его природное миролюбие и доброе отношение к нашим единоплеменникам.

Наверное, не всегда представители диаспоры в какой-либо стране так тепло отзываются о коренном народе. То есть бытовой национализм в Монголии практически отсутствует. Государство не проводит здесь ассимиляторскую политику – ни явную, ни скрытую, но доверительные отношения между этносами в итоге ведут к естественному смешению культур и в итоге к монголизации казахов как малочисленного этноса.

Можно утверждать о схожести менталитета казахов и монголов как наследников кочевой цивилизации. Соседство с народом, имеющим, как известно, героическую историю, но при этом добрый и открытый нрав, наложило свой отпечаток и на менталитет казахов Монголии. Хотя в развитии своем страна пока заметно отстает, но темпы роста экономики Монголии последних лет настраивают на вполне позитивный результат.

info-tses.kz

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...