Перейти к содержанию
enhd

Потомки братьев Чингиз-хана: Род Кият-Борджигин

Рекомендуемые сообщения

Т.е. вы придумали построение, согласно которому были какие-то решения курултая 1206 насчет потомков Чингиса, отменяющие их божигинство?

Это ж глупость несусветная.

 

Все это очевидно для всех кроме вас, в чем же я не прав? Ведь все халхаские ханы в реальности не "чингизиды", а значит они не "ханы", а всего лишь "тайджи", как впрочем и все калмыцко-ойратские ханы всего лишь "тайши", что одно и то же!

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

太子 - Tàizǐ китайское слово означающее принц. Стал в обиходу у монголов благодаря Хубилай хагана который являлся большим любителем всего китайского.

 

Оригинальный монгольский термин: жинон - наследний принц, ханхүү - принц,

 

У монголов потомков мужских   от самого Чингис хагана называли тайдж-ами.

А потомки из его родных братьев и близких родственников (например Даритай отчигин) имели титул харъяат тайдж - принцы относящие к золотому роду.

 

Если кто то тайдж то он потомок золотого рода Чингис хагана.

Казахские төре - тайджи из рода кият борджигин.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

太子 - Tàizǐ китайское слово означающее принц. Стал в обиходу у монголов благодаря Хубилай хагана который являлся большим любителем всего китайского.

 

Кубилай к халхам никакого отношения не имеет, все это фольк. А китайское и маньчжурское наследие у халхасцев в результате агрессии и соседства. Я смотрю наш подводник забросил казаховедение и занялся маньчжурским и китайским? :)

 

У монголов потомков мужских   от самого Чингис хагана называли тайдж-ами.
 
Казахские төре - тайджи из рода кият борджигин.

 

Тайджами могли быть хоть кто из любого рода-племени, достигшие этого ранга, для них, из черной кости,  был это наивысший возможный властный титул. А ханами могли быть исключительно прямые потомки Чингизхана, то есть чингизиды из белой кости. Всякие кияты, борджигины и потомки Хасара это не белая кость, поэтому они не могут быть выше тайджи/тайши.

 

Казахские төре начиная с самого Чингизхана и его сыновей уже давно не кияты, не борджигины и не джалаиры, а "алтын ұрұқ" (золотой род), "ақ суйек" (белая кость).

 

Хватит нести чушь.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У татар Чингизхана, как и у казахов, как и у всех тюрков есть свой верховный титул "хан". Зачем нам ваш китайский титул низшего ранга "тайджи-тайша"? Оставьте его себе.

  • Не согласен! 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У татар Чингизхана, как и у казахов, как и у всех тюрков есть свой верховный титул "хан". Зачем нам ваш китайский титул низшего ранга "тайджи-тайша"? Оставьте его себе.

А куда девать титул керейта Алин ,тайджа ,брата Ванхана?

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

ДЕТИ КЮН-ХАНА—САМОГО СТАРШЕГО ИЗ ВСЕХ СЫНОВЕЙ ОГУЗА

1. Кайи, т. е. могущественный 103; [его рода] тамга: онгон — белый сокол 104, доля мяса — правая лопатка 105.

2. Байат, т. е. богатый, полный благодати 106; [его рода] тамга: онгон — белый сокол 107, доля мяса — правая лопатка 108.

3. Алкаравли 109, т. е. в каком бы месте он ни был, всегда удачливый и достигающий благоденствия 110; [его рода] тамга: онгон — белый111 сокол , доля мяса — правая лопатка 112.

4. Кара-Ивли 113, т. е. по чернотропу прекрасно ездил 114; [его рода] тамга: онгон — белый сокол 115, доля мяса — правая лопатка 116.

 

 

§ 213. Потом сказал Чингис-хан Онгуру-кравчему: "Ты ведь был со мною одним куренем. Ты, Онгур, сын Мунгету-Кияна, со своими Чаншиутами и Баяутами, да еще три Тохураута да пять Тархутов. Ты, мой Онгур,

В туман не терял ты дороги,

А в смуту был верен ты мне.

Со мною ты мокнул в ненастье,

Со мною в мороз коченел.

["В туман - не терял дороги, в схватках не отставал ты. В мокроть - мокну! вместе со мной, в стужу - мерз вместе со мной ..."]

Какую же ныне награду ты хочешь?" - "Если мне дозволено, - отвечал Онгур, - если мне дозволено выбирать, то дозволь мне собрать воедино братьев моих Баяутов, которые разбросаны и разметаны по всем концам". - "Хорошо - изволил он повелеть, - разрешаю тебе собрать твоих братьев Баяутов. Будь у них тысячником". 

 

103 В «Сборнике летописей» и у Березина: «крепкий». Название передается также в форме Кайиг, Кай, Кайгат, Кыйгат, Кыйат, Кара-Кай и Орюнг-Кай.

 

 

СРАЖЕНИЕ ОГУЗА С ОТЦОМ, ДЯДЬЯМИ, РОДСТВЕННИКАМИ И БЛИЗКИМИ И ПОБЕДА ОГУЗА НАД ЕГО ВРАГАМИ

Не успел возвращавшийся с охоты Огуз подойти к дому, как его отец и дяди вместе со своими близкими уже были готовы к сражению. Огуз с своими слугами сразился с ними и во время этого сражения были убиты его отец Кара-хан и дяди Кюр-хан и Кюз-хан 11. Огуз укрепился на своем месте и в течение 75 лет постоянно сражался с племенами своих дядей. В конце концов он одолел их и уничтожил. Он подчинил себе их вилайеты и улусы до самых дальних окраин Каракурума 12. В конце концов те, что уцелели (не погибли от меча), подчинились его власти. Они сказали: «Мы из твоего же рода и племени. Мы ветви от одного корня и его же плоды. Зачем ты прилагаешь столько сил для того, чтобы извести нас?».

Огуз сказал: «Если вы признаете господа и его единство, то тогда ваши души получат пощаду (аман) и я определю вас для проживания в Туркестане» 13.

Однако они этого не приняли, и Огуз преследовал их до Каракурума. И они были принуждены переселиться в степи и долины вдоль берегов реки Тугла 14 и жить там в нищете. Они превратили эти места в свои летовки (яйлак) и зимовки (кышлак). От бедности, нищеты, [29]бессилия и недомоганий они пребывали в постоянной печали и грусти. Огуз стал называть их мовал 15, что означало: «Будьте всегда опечаленными, стесненными и несчастными. Носите собачьи шкуры, ешьте только дичь 16 и никогда после этого в Туркестане не появляйтесь!».

[Поэтому, согласно вере туркменов, монголы происходили из рода Кюр-хара, Кюз-хана и Ор-хана и являются владыками восточных краев. Однако их действительное происхождение неизвестно. Также неизвестна судьба тех двух девиц — приняли ли они веру в единого господа и принял ли их к себе Огуз] 17.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

АКБ пишет

 

 

 

Чингиз кипчак потомок огуз кипчакского племен кият.Тотем у огузов кипчаков кок бори(серый волк).
Чингизхан из кипчакского рода кият боржигит(джигит подобен волку) из кипчакского племени племени ель бори(народ волков).

Батыр
Следовательно Дешт и Кипчак мог быть этнонимом «могучих», «многочисленных» или «больших» кипчаков. Мог означать, таким образом, «большой род кипчаков», «страну кипчаков» — термин, который араба-персидские писатели передали как Дешт-и-Кипчак.Тюрки кипчаки населявшие гигантскую страну Дешт и Кип-чак (Степь кипчаков). На западе она достигала подножия Альп, на востоке её граница терялась за Байкалом. На севере страна Дешт-и-Кипчак доходила до Москвы-реки, а на юге — до Чёрного моря. Этого народа сейчас уже не существует, но ныне живут его прямые потомки, принявшие лишь другие имена и другие языки - кыргызы, казахи, каракалпаки, башкиры, алтайцы, ногайцы, кумыки, карачаевцы и палочи, теперь уже говорящие на венгерском языке.Дешт и Кипчак кипчак это не название какого-то одного рода. Мусульманские историки и русские летописцы знают кипчаков как племя многочисленное, сильное, именем которого стала называться вся великая степь.
Великий тюркский ученый 11 века Махмуд Кашгари в своем труде.Словарь тюркского языка перечисляет племена кыпчаков:кимаки,суары,канлы,кара борик,
токсаба,жеты,борли,кай.

Арабский историк Шамс ад - Дин Мухамед аль Димашки отмечает. 
Что западная часть кыпчаков представлена племенами:биркуба,тособа,иека,барт,алорыс,бузыкоглы,менгуоглы,кимаки(имеки)тоги,башкурты,куманки,бозанки,бежан,кара борикли,уз жортан.

Арабские историки 14 век Шихаб Ад -Дин Ахмед ан - Ан Нувейри и Абдар - Рахман Абу Зейдибн Халдун называют племена кипчаков: токсоба,жеты,боржогылы,(беришогылы)борли(елбори),каноглы(кангарлы,канлы или печенеги)анжогылы,дорут,караборогылы(карабарлы)тозан,(жерсак)караборикты,котан,(кунун).
Известно, что во время нашествия Чингисхана, а затем Батыя под предводительством кипчакского хана Кодана часть кипчаков переселилась в Венгрию. Сегодня мадьяры (венгерские кипчаки) проживают в двух зонах. Восточные называют себя Великими кипчаками, западные — Малыми кипчаками. В состав первых входят роды улас, токсаба, жалайыр, керейт, найман, баяндур, печене, конырулы (отсюда и фамилия исследователя Иштвана Коныр, который относит себя кпотомкам Великих кипчаков). Малые кипчаки включают в себя роды: шортан, тортуыл, таз, жыланшык, бурышулы, куыр и др. Немаловажным является и то, что данный ученый специально акцентирует внимание на то, что кипчак это не название какого-то одного рода,кипчак это название народов.

 

Урянхаец пишет.

 

 

 

Саха ураанхай,есть Сага урянхай т.е белые урянхаи воевавшие с хори и эхиритами на Бакале.Чх нирун монгол Кыйат это род канглов Кыйи или Кайи.У Саха основной род ХаҤалас,называют даже Ханыл ХаҤАЛАС из за жестокой заваоевательной политики уранхаев туматов.Сага-Саха хягассы т.е Енимейские кыргызы.Вернемся к Чх он Буордьигин это по сахалыы родился в Баргузине.Саха есть Маас саха т.е лесные,Буор саха т.е земляные кузнецы,уу саха которые жили вблизи рек.уу -вода.От борджигинов есть род саха на Вилюе Бордон.А империа Чх называлась Йека Мэнгу УУлс.Саха Мэнгу УУлс.После восстания туматов и поддержавших их урянхайцев,Даян хан жестоко подавил бунт разбросав по тумэну урянхаев среди других народов.

 

http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=14844

 

:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Рашид-ад-дин: 

 

"... Прозванием детей Есугей-бахадура стало Кият-бурджигин, что по-тюркски значит человек, глаза которого синие."

"... Бурджигин же по-тюркски [значит] человек, глаза которого синие." 

 

Монгольский историк А.Очир объясняет это название: "... Из тюркского языка "волчий принц".

 

Легендарный тюркский персонаж Коркут согласно экземпляру дрезденской библиотеки, тоже был из рода Кият.

 

Борджигин не этноним, поэтому и не было в недавнем прошлом и в современном мире борджигинов. Думаю, что в Монголии последних 25 лет это банальная дань моде причислять себя к громким фамилиям, группам или родоплеменам, потому что ни путешественники, ни исследователи Монголии вплоть до 20 века не были знакомы с одноименным племенем, что косвенно подтверждает и халхизированная искаженная огласовка названия из книг - боржигон.  

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Рашид-ад-дин: 

 

"... Прозванием детей Есугей-бахадура стало Кият-бурджигин, что по-тюркски значит человек, глаза которого синие."

"... Бурджигин же по-тюркски [значит] человек, глаза которого синие." 

 

Монгольский историк А.Очир объясняет это название: "... Из тюркского языка "волчий принц".

 

Легендарный тюркский персонаж Коркут согласно экземпляру дрезденской библиотеки, тоже был из рода Кият.

 

Это не этноним, а потому это не чингизиды, и даже не есукеиды. Думаю, что Монголии последних 25 лет это банальная дань моде причислять себя к громким фамилиям и группам, потому что ни путешественники, ни исследователи Монголии вплоть до 20 века не знакомы были с одноименным племенем, а тем более с халхизированной огласовкой "боржигон".  

 

Монгольские борджигины это прямые потомки Чингисхана и его братьев. Потомки Хасара ,Белгутея и Отчигина тоже себя называют борджигинами.В составе монголов тоже есть кияты.Но они не называют себя борджигинами.

 

Изучайте это сначало!  :lol:

 

gallery_4820_23_270775.jpg

 

 

 

§ 42. Белгунутай стал родоначальником племени Белгунут. Бухунутай стал родоначальником племени Бухунут. Буха-Хатаги стал родоначальником племени Хатагин. Бухату-Салчжи стал родоначальником племени Салджиут. Бодончар стал родоначальником поколения Борджигин.

Но это совсем не говорит о том,что Бодончар своего потомка назвал борджигинам.

 

Кличка" Буха" это  прямо указывает их хуннское проихождение.

 

Почему этноним "борджигин "существует только в Монголии,а в Казахстане нет ? Что это означает?

 

АксКерБорж

Чингиз кипчак потомок огуз кипчакского племен кият.Тотем у огузов кипчаков кок бори(серый волк).

 

 

 

 Династия кипчатских ханов происходила из монгольского племени «баяут».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

\\

 

Легендарный тюркский персонаж Коркут согласно экземпляру дрезденской библиотеки, тоже был из рода Кият.\

Баят, а не кият

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

Монгольские борджигины это прямые потомки Чингисхана и его братьев. Потомки Хасара ,Белгутея и Отчигина тоже себя называют борджигинами.В составе монголов тоже есть кияты.Но они не называют себя борджигинами.

 

 

 

Получается сначало были кияты, а потом от них ответвились борджигины?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

\\

 

Легендарный тюркский персонаж Коркут согласно экземпляру дрезденской библиотеки, тоже был из рода Кият.\

Баят, а не кият

 

 

Кият, а не Баят. Не путайте.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Получается сначало были кияты, а потом от них ответвились борджигины?

 

Если следовать историческим документам и действительности, то Кият - это понятие этническое, а Борджигин - не этническое. Поэтому его не было и нет в составе народов прошлого и современности, ведь не возможна этническая преемственность по летописным прозвищам. Этой фейк.  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я вообще не вас спрашивал.

 

Но если вклинились, то приведите доказательства того, что 1) кият это этнос, 2) что этот этнос существовал до появления этнонима борджигин.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Легендарный тюркский персонаж Коркут согласно экземпляру дрезденской библиотеки, тоже был из рода Кият.\

Баят, а не кият

 

Кият, а не Баят. Не путайте.

 

 

Близко к времени посланника (божьего), привет ему, из племени Баят вышел человек по имени Коркут-Ата [«отец Коркут»]. Среди огузов он был первым человеком, он знал все; все, что он говорил, сбывалось.

http://www.vostlit.info/Texts/rus9/Korkut/frametext0.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

приведите доказательства того, что 1) кият это этнос, 2) что этот этнос существовал до появления этнонима борджигин.

 

Извольте, доказывайте себе сами прописные истины.

(читайте источники, там черным по белому говорится, что "борджигин" это прозвище потомков одной личности, но не этноним, т.е. не род и не племя).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

В приведенном вами с Востлита переводе Бартольда он Баят, но я же писал про дрезденскую рукопись.

 

В Дрездене я был, но не за чтением "Коркут-ата", а во время экскурсии во время службы в ГСВГ.  :) 

 

Но знающие люди дают цитату из этой рукописи и объясняют:

В 1815 году немецкий ученый Х.Ф.Диц напечатал найденный им в Дрезденской библиотеке вариант "Коргыт ата китаби", состоящий из 12 песен-сказаний.

Отрывок: "Коркут из рода Кият принадлежавшей к племенй Огуз". 

 

И ничего удивительного я здесь не вижу, так как и другие так называемые "монгольские" племена, найманы и керейты, многими исследователями тоже относятся к огузским ветвям, соответственно, сегиз-огузам и тогуз-огузам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 1815 году немецкий ученый Х.Ф.Диц напечатал найденный им в Дрезденской библиотеке вариант "Коргыт ата китаби", состоящий из 12 песен-сказаний.

Отрывок: "Коркут из рода Кият принадлежавшей к племенй Огуз".

а вы покажите ссылку

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

Монгольские борджигины это прямые потомки Чингисхана и его братьев. Потомки Хасара ,Белгутея и Отчигина тоже себя называют борджигинами.В составе монголов тоже есть кияты.Но они не называют себя борджигинами.

 

 

 

Получается сначало были кияты, а потом от них ответвились борджигины?

 

да.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И где это написано?

 

 

 

приведите доказательства того, что 1) кият это этнос, 2) что этот этнос существовал до появления этнонима борджигин.

 

Извольте, доказывайте себе сами прописные истины.

(читайте источники, там черным по белому говорится, что "борджигин" это прозвище потомков одной личности, но не этноним, т.е. не род и не племя).

 

Доказательство лежит на том, кто выдвинул тезис, иначе это просто балабольство. Кроме того я ведь спрашивал вас вовсе не о том, что вы написали

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С каких пор цитаты из письменных источников перешли в разряд чьих-то, например, тезисов?

 

Вам предупреждение за термин "балабольство".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...