Перейти к содержанию
Гость Алексей Михайлович

Род Булюкпаев

Рекомендуемые сообщения

Гость Алексей Михайлович

Уважаемые друзья!

Прошу помочь знающих.

В одной исторической песне упоминается некий "род Булюкпаев" из дикокаменных киргиз.

Время действия - 1855 год, место - "за хребтом Алатау", точнее не известно.

Подскажите, кто бы это мог быть?

Заранее благодарен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемые друзья!

Прошу помочь знающих.

В одной исторической песне упоминается некий "род Булюкпаев" из дикокаменных киргиз.

Время действия - 1855 год, место - "за хребтом Алатау", точнее не известно.

Подскажите, кто бы это мог быть?

Заранее благодарен.

Можно ли уточнить, что за песня и дать ее целиком или фрагмент?

Дикокаменные киргизы - дореволюционное название современных кыргызов. "Дикокаменные" означает "горные".

Тогда, может быть, можно будет уточнить название этого рода - ведь их насчитывается очень много.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей Михайлович

К сожалению, больше никаких признаков, которые позволяли бы идентифицировать род, нет.

Сюжет, в общих чертах, состоит в описании стычки между казаками, служившими в Верном, и этим "родом Булюкпаевых" по поводу скота, который кто-то у кого-то угнал.

Может быть, на этот вопрос в принципе не существует ответа?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

К сожалению, больше никаких признаков, которые позволяли бы идентифицировать род, нет.

Сюжет, в общих чертах, состоит в описании стычки между казаками, служившими в Верном, и этим "родом Булюкпаевых" по поводу скота, который кто-то у кого-то угнал.

Может быть, на этот вопрос в принципе не существует ответа?

Mojet eto mongolskii rod ot slova Buleg -gruppa,otryad i t.d i t.p. ili ot slova Bulag(bulak) -rodnik i budet posmislu rod iz mesnosti bogatoi(bai-paev) rodnikom ili rod imeyushii mnogo podrazdelenii (buleg).Kstati takoi rod "bulyuk" bil sredi rodov Syanbi i Toba posmotri Wei shu tam upominaetsya.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

К сожалению, больше никаких признаков, которые позволяли бы идентифицировать род, нет.

Сюжет, в общих чертах, состоит в описании стычки между казаками, служившими в Верном, и этим "родом Булюкпаевых" по поводу скота, который кто-то у кого-то угнал.

Может быть, на этот вопрос в принципе не существует ответа?

Mojet eto mongolskii rod ot slova Buleg -gruppa,otryad i t.d i t.p. ili ot slova Bulag(bulak) -rodnik i budet posmislu rod iz mesnosti bogatoi(bai-paev) rodnikom ili rod imeyushii mnogo podrazdelenii (buleg).Kstati takoi rod "bulyuk" bil sredi rodov Syanbi i Toba posmotri Wei shu tam upominaetsya.

О каких монгольских родах может быть идти речь вокруг Верного в 1855 году? Самые ближайщие монголы в то время находились в Боро Тола. Они вряд ли приперлись ради нескольких десятков голов скота. Точно так же могу привести примеры к слову булюкпаев с казахского языка. Булюк - Смута, раздор, Болек - отдельный, Булак - родник. Но тут булак тут не при чем. Скорее Болекпаевы, немного искаженные.

И еще. Что за песня такая, где упоминается конкретный год? "Шел в атаку яростный сорок первый год", я понимаю.

Уважаемый Алексей Михайлович. не могли бы Вы сказать конкретно, что за историческая песня? То есть, кем она сложена? Кыргызами или какзаками из верного (что маловероятно)?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей Михайлович
О каких монгольских родах может быть идти речь вокруг Верного в 1855 году? Самые ближайщие монголы в то время находились в Боро Тола. Они вряд ли приперлись ради нескольких десятков голов скота. Точно так же могу привести примеры к слову булюкпаев с казахского языка. Булюк - Смута, раздор, Болек - отдельный, Булак - родник. Но тут булак тут не при чем. Скорее Болекпаевы, немного искаженные.

И еще. Что за песня такая, где упоминается конкретный год? "Шел в атаку яростный сорок первый год", я понимаю.

Уважаемый Алексей Михайлович. не могли бы Вы сказать конкретно, что за историческая песня? То есть, кем она сложена? Кыргызами или какзаками из верного (что маловероятно)?

Пожалуй, монголов там действительно быть не должно - далековато.

В песне, в самом деле, никакой год не упоминается (хотя известно довольно большое число песен XIX века, в которых прямо называется конкретный год). Однако сами события, о которых идет речь, зафиксированы в документах, и о них точно известно, когда они произошли.

Песня сложена казаками из Верного.

Привожу цитату, чтобы не засорять форум:

"На годичной мы служили

В укрепленьи Алматах.

Дни за днями проводили

Тихо, смирно в волостях.

Той-Чубек, подлец разбитый,

Он убрался за хребет;

Он за Чу рекой стоял,

У Ташкентских у границ,

Против русских возмущал

Дикокаменных киргиз.

Булюкпаев род богатый,

Он послушал его слов,

С ташкентскими вожатыми

Их черт бросил, как ослов:

Вздумал к русским он явиться,

Удальство нам показать.

В октябре, в осенний месяц,

Часов в десять в темну ночь, -

Напрокудили [т. е. набезобразничали, навредили] в отряде

И бежали за Чу прочь.

<...>

Казакам-ли мешкать дело,

Сбор трубят - идти в поход,

Наше сердце закипело,

Ногу в стремя и марш в ход.

<...>

Чрез хребет мы Алатау

Ночью щелью перешли,

На свету места кыставы

Болюкпаевых нашли.

<...>"

Далее следует довольно длинное повествование о взаимной рубке, которое, однако, никакой конкретики не содержит.

Упоминаемый здесь Той-Чубек - это реальный персонаж - бий Старшего жуза Тайшибек, чье укрепление при впадении реки Алматы в Каскелен в 1850-1851 было одним из центров боевых действий против русских.

Эпизод, о котором рассказывается в песне, помимо архивных документов, описан и в общедоступных источниках, в частности, у Путинцева (Путинцев Н. Г. Хронологический перечень событий из истории Сибирского казачьего войска со времени водворения Западно-Сибирских казаков на занимаемой ими ныне территории. – Омск, 1891), который пишет буквально следующее:

"Для наказания дикокаменных киргизов за угон ими от укреп. Верного табуна казенных лошадей командирован , под командою войскового страшины Шайтанова, отряд из 150-ти казаков с 2-мя ракетными станками. Войсковой старшина Шайтанов 30-го ноября выступил из Верного к уроч. Курдай, где были расположены аулы дикокаменных киргизов ...".

Таким образом, "щелью", через которую перешли через Алатау, являлся, по-видимому, Курдай, за которым и находились аулы (кыстау) искомого рода Булюкпаевых (Болюкпаевых).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О каких монгольских родах может быть идти речь вокруг Верного в 1855 году?

????????nenado dorogoi ponimat' bukvalno, ya tolko predpolojil proishojdenie a neutverjdal chto eto mongoli.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

to chuluu Приношу свои извинения, если Вас как-то задел

Монгольское происхождение рода все равно определить по фамилии невозможно, т.к. она происходит от ближайщего предка, т.е. отца или деда. Разве что по названию рода.

Очень интересная песня. Стиль сложения очень похож на эпос :D .

Мне кажется следы Булюкпаевых нужно искать среди кыргызов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

То, что речь в песне речь идет о кыргызах - "дикокаменных киргизах" - безусловно.

Навскидку, род "бёлёкбай" - "булюкбай, болюкбай" является подразделением северного кыргызского племени СОЛТО. Это племя еще называют племенем БОГОРСТОН по имени общего предка, однако более известно название СОЛТО. Генеалогическая линия выглядит так:

Богорстон + Эштек + Солто + Чаа + Бёлёкбай

Подробнее можно посмотреть здесь:

Племя Богорстон

В принципе все сходится. Дома посмотрю еще где кочевали в середине 19 века солтинцы, напишу позднее.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей Михайлович
То, что речь в песне речь идет о кыргызах - "дикокаменных киргизах" - безусловно.

Навскидку, род "бёлёкбай" - "булюкбай, болюкбай" является подразделением северного кыргызского племени СОЛТО. Это племя еще называют племенем БОГОРСТОН по имени общего предка, однако более известно название СОЛТО. Генеалогическая линия выглядит так:

Богорстон + Эштек + Солто + Чаа + Бёлёкбай

Подробнее можно посмотреть здесь:

Племя Богорстон

В принципе все сходится. Дома посмотрю еще где кочевали в середине 19 века солтинцы, напишу позднее.

Действительно, сходится.

Например, в рапорте заведующего местным населением левого фланга Туркестанской области от 29 августа 1865 г. военному губернатору Туркестанской области отмечено, что в районе укрепления Токмак (бывшая кокандская крепость Токмок) пребывало 1500 юрт рода Булекпай племени Солто (http://tokmok.host.net.kg/history/history1.htm).

Надо думать, что кочевали как раз в Чуйской долине, в районе перевала Курдай, к северу от Токмака.

Кстати, отсюда, похоже, и известная фамилия Булекпаев.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...