Перейти к содержанию
Rust

Казахи

Рекомендуемые сообщения

Наурыз знают крымские татары, ногаи, карачаи и балкары, кумыки и азери. По одному из источников он был знаком и татарам Поволжья.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

32 минуты назад, RedTriangle сказал:

Здесь загодочно. Ведь казахи Республики Алтай это найманы. АКБ говорил что кереи могли принять их у южных соседей, но найманы откуда?

С другой стороны откуда казахам достать эти злаки оседлой культуры? Да и погода в марте у нас может быть очень суровая в это время.

Почитайте в русских источниках о земледелий северных и северо-восточных казахов. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 часов назад, RedTriangle сказал:

Здесь загодочно. Ведь казахи Республики Алтай это найманы. АКБ говорил что кереи могли принять их у южных соседей, но найманы откуда?

С другой стороны откуда казахам достать эти злаки оседлой культуры? Да и погода в марте у нас может быть очень суровая в это время.

Все оттуда же, т.е. от оседлых иранских и тюркских народов. Все кочевые тюркские племена были связаны с ними. Часть наших найманов же  тоже вроде как  выходцы из Маверанахра.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 часов назад, RedTriangle сказал:

Здесь загодочно. Ведь казахи Республики Алтай это найманы. АКБ говорил что кереи могли принять их у южных соседей, но найманы откуда?

С другой стороны откуда казахам достать эти злаки оседлой культуры? Да и погода в марте у нас может быть очень суровая в это время.

Обратите внимание на рассказ китайского казаха (видео в теме Казахи), он рассказывает, что отчет нового года начинался со дня весеннего равноденствия т.е. 20-21 марта и праздновался в течение месяца. Это получается до 21 апреля. 

С 1926 года в СССР празднование Наурыза попало под запрет как религиозный праздник и возродили его лишь в 1990 году.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, Zake сказал:

Все оттуда же, т.е. от оседлых иранских и тюркских народов. Все кочевые тюркские племена были связаны с ними. Часть наших найманов же  тоже вроде как  выходцы из Маверанахра.

Монгольские кереи тоже из Мавераннахра? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 часов назад, arkuk сказал:

Разве наурыз не пришёл к нам вместе с исламом АКБ, арабы переняли у персов и внедрили дальше. У нас много чего не родного  пришедшего с исламом,  но ингредиенты из 7 злаков - это не обязательно  не знакомые крупы да овощи.  Про не знание у вас в степном крае (а запад степной край?)  наурыза до 90 годов - при советах он был запрещён ведь. Память подводит выборочно, не помню было в детстве или нет.

Ислам здесь вообще ни при чем!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 минут назад, Аrсен сказал:

Монгольские кереи тоже из Мавераннахра? 

Я писал о давних контактах с оседлыми народами. По источникам кераитов мы находим в Йанги Таразе и Алмату, во времена походов Тимура. Здесь вы правы, скорее  всего РАНЬШЕ в зимнее время они (кераиты=кереи) были гораздо южнее. Оттуда и переняли празднование Наурыза.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

Я вас просто жалею перед юзерами других национальностей. А вы этого не понимаете, все лезете в бутылку.

Если хотите, то я вас загоню в неудобное положение своими детальными вопросами про скотоводство, нюансы согыма, конских блюд и прочее и прочее. Хотите?

 

Возможно и загоните в неудобное положение детальными вопросами про скотоводство городского человека!

Что здесь удивительного?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 минут назад, Zake сказал:

Возможно и загоните в неудобное положение детальными вопросами про скотоводство городского человека!

Что здесь удивительного?

Я часто ездил с бабушкой в детстве по всему Казахстану. То на похороны, то на свадьбы. Бывало приглашающие просили остаться и мы могли месяц жить в ауле. Иногда она просто выезжала на лето по приглашению родственников и мы с ней жили в юрте на летнике (жайлау) у чабана :D

Я естественно даже когда жили в ауле успел сходить на "койдын кезеги" когда очередь по выпасу овец выпало на хозяев дома :)

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 часов назад, Аrсен сказал:

На деле-то это вы, все мои доказательства с приведенными фактами отрицаете. Сами же за исключением просто ваших пустых предложении ничего так и не предоставили.  Так что продолжайте в том же духе :D И не собираюсь отныне более с вами дискутировать и приводить опровержения вашим нелепым местечковым знаниям.

Думаю все здравомыслящие участники форума  тому свидетели.

Удачи в ваших сказках и местечковых байках :D

 

Я не могу распыляться в разных темах. К тому же здесь это оффтоп.

Пожалуйста пройдите в открытую вами же тему "Казахская кухня - 3", там и поговорим и выясним кто из нас местечковый и кто сказочник.

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 05.01.2018 в 17:17, АксКерБорж сказал:

У них с юга, даже к гадалке не ходите.

На севере и на северо-востоке (в Степном крае) никто про Наурыз до 1990-х годов даже не слышал. И даже сейчас он чужд у нас (не считая официальных мероприятий по директивам из Астаны)))).

Название "науруз" и блюдо из 7-ми земледельческих ингредиентов тому яркое подтверждение. Праздник не скотоводческий, не казахский.

В 05.01.2018 в 17:29, АксКерБорж сказал:

Ваша главная ошибка в том, что вы исход Абакты Кереев выводите почему-то с севера Казахстана. Поэтому у вас и не сходится версия с Наурузом.

Если же вы будете их выводить с казахско-китайского приграничья, то Науруз вполне вписывается в их быт как ближайших соседей южан.

 

я лично склонялся к тому, что Наурыз на севере появился недавно. но не знаю: в 90-х или в царский период. но после видео от Arceн о Наурызе у абак-кереев Монголии стал сомневаться. давайте не будем делать поспешных выводов и попытаемся узнать: был ли Наурыз в 18-19 веках, в нач. 20 в. в ВКО и в Сев. Казахстане

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 часов назад, кылышбай сказал:

я лично склонялся к тому, что Наурыз на севере появился недавно. но не знаю: в 90-х или в царский период. но после видео от Arceн о Наурызе у абак-кереев Монголии стал сомневаться. давайте не будем делать поспешных выводов и попытаемся узнать: был ли Наурыз в 18-19 веках, в нач. 20 в. в ВКО и в Сев. Казахстане

 

Я считаю, что Новруз на севере, северо-востоке, в Китае и Монголии, где он никогда не был, явление 21 века, подражание официальной политике государства, Астаны, через государственные органы, общественные организации, ТВ и интернет.

 

  • Не согласен! 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Я считаю, что Новруз на севере, северо-востоке, в Китае и Монголии, где он никогда не был, явление 21 века, подражание официальной политике государства, Астаны, через государственные органы, общественные организации, ТВ и интернет.

 

Месяц март как у северных и т.д. казахов назывался?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

19 минут назад, Zake сказал:

Месяц март как у северных и т.д. казахов назывался?

 

Раньше у казахов месяцев не было как и дней недели. Приход весны в конце марта и вообще весну в наших краях называли и сейчас называют "жазғытұрым" (у вас на юге "көктем").

Приблизительно этот месяц или это время прихода весны и таяния снега у нас называли "көкөк" - "кукушка" (у вас на юге "сәуір").

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, АксКерБорж сказал:

 

Раньше у казахов месяцев не было как и дней недели. Приход весны в конце марта и вообще весну в наших краях называли и сейчас называют "жазғытұрым" (у вас на юге "көктем").

Приблизительно этот месяц или это время прихода весны и таяния снега у нас называли "көкөк" - "кукушка" (у вас на юге "сәуір").

 

Жазгытурым и кокек у нас тоже говорят. Но гораздо реже. Уже это обсуждали.

Т.е. наурыз вообще незнакомое слово для северного региона?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, Zake сказал:

Жазгытурым и кокек у нас тоже говорят. Но гораздо реже. Уже это обсуждали.

Т.е. наурыз вообще незнакомое слово для северного региона?

 

Да, я думаю, что как название месяца и как название праздника слово было незнакомым.

 

Чую что сейчас выкинете на стол карту Наурызбай батыр (младший брат последнего казахского хана Кенесары), мол откуда в Степи в начале 19 века имя, связанное с Новрузом? :)

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, АксКерБорж сказал:

 

Да, я думаю, что как название месяца и как название праздника слово было незнакомым.

 

Чую что сейчас выкинете на стол карту Наурызбай батыр (младший брат последнего казахского хана Кенесары), мол откуда в Степи в начале 19 века имя, связанное с Новрузом? :)

 

Нет, даже не думал об этом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 минут назад, Zake сказал:

Нет, даже не думал об этом.

 

А я бы ответил вам, Zake, так. Что хан и его семья это элита общества, образованная семья, имеющая дипломатические и культурные контакты с различными регионами и даже странами. Думаю следы имени идут в Степь 19 века откуда-то оттуда. ;) И думаю поэтому имя Наурызбай в Степи было редким (если не единственным).

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Могу даже подыграть вам! ;)

Еще раньше в конце 16 века, и даже не в Степи, а дальше в юго-западной Сибири, была известна внучка хана Кучума - Наурызбек, которую взяли в плен русские.

Но я думаю следы имени тоже с юга. 

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, АксКерБорж сказал:

 

А я бы ответил вам, Zake, так. Что хан и его семья это элита общества, образованная семья, имеющая дипломатические и культурные контакты с различными регионами и даже странами. Думаю следы имени идут в Степь 19 века откуда-то оттуда. ;)

 

Из слов назидания Абая:

"Ол күнде Наурыз деген бір жазғытұрым мейрамы болып, наурыздама қыламыз деп, той-тамаша қылады екен. Сол күнін „ұлыстың ұлы күні" дейді екен. Бұл күнде бұл сөз құрбан айтына айтылады, ол уақытта жаңа дінге кірген соң енді бір Бұхардан басқа шәһарлардыңда, жер-сулардың да, халықтың да бұрынғы аттарын бұзыпты. Сондықтан да болғанғаұқсайды. Әйтеуір сонан соң қазақ аталыпты"

В те времена был весенний праздник Наурыз, который праздновали. Тот день (праздника) называли «Великий день народа». Сегодня, эти слова мы произносим на курбан айт (праздник жертвоприношения). После того как пришел ислам из Бухары и т.д. произошло изменение названий мест и рек,  народа. После этого стали зваться казахами.

  • Одобряю 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад, Zake сказал:

"Ол күнде Наурыз деген бір жазғытұрым мейрамы болып, наурыздама қыламыз деп, той-тамаша қылады екен. Сол күнін „ұлыстың ұлы күні" дейді екен. Бұл күнде бұл сөз құрбан айтына айтылады, ол уақытта жаңа дінге кірген соң енді бір Бұхардан басқа шәһарлардыңда, жер-сулардың да, халықтың да бұрынғы аттарын бұзыпты. Сондықтан да болғанғаұқсайды. Әйтеуір сонан соң қазақ аталыпты"

 

Я выделил ключевые слова, которые означают то, что Абай рассказывает это как байку, неизвестную народу, в которой рассказывается, что Наурыз праздновали в Бухаре.

екен - оказывается...

қылады екен, дейді екен - эти слова свидетельствуют о том, что он рассказывает о них как о незнакомых ему вещах!

:)

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 минуты назад, АксКерБорж сказал:

 

Я выделил ключевые слова, которые означают то, что Абай рассказывает это как байку, неизвестную народу.

екен - оказывается...

:)

 

АКБ, ведь сам Абай пишет что оказывается РАНЬШЕ казахи бурно праздновали Наурыз. И называли это "улыстын улы куни". 

Зачем упорствовать? Все ведь очевидно?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Я же написал, что он рассказывает про Бухару и о тамошних казахах (казахах юга), которые как он пишет .... "оказывается отмечали Новруз".

 

Он же не описывает северных или северо-восточных казахов?!!!

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

О возникновении традиции празднования Наурыза казахами Северного и Восточного Казахстана:

 

С началом обретения Казахстаном независимости ежегодное празднование Наурыза вошло в традицию всего Казахстана, более того, его празднование было закреплено на законодательном уровне как государственный праздник. Сейчас Наурыз с успехом празднуется во всех регионах Казахстана.

Вместе с тем необходимо отметить, что вплоть до 90-х гг. 20 в. Наурыз в северных и восточных областях Казахстана практически не праздновался, что подтверждается свидетельствами очевидцев (местных старцев), а также другими документальными свидетельствами.

Причин тому две:

 

1. Географическо-климатические условия:

 

Дни празднования Наурыза, в частности день весеннего равноденствия (с 21 на 22 марта), в северных и восточных областях приходятся по сути на зимний месяц, когда лежит снег, метет буран, держатся морозы. Поэтому, в отличие от южных регионов, о пробуждении, воскресении и обновлении природы в этих регионах говорить не приходится.

 

2. Условия хозяйственного уклада (экстенсивное кочевое скотоводство):

 

Это земледельческая основа, обрядность данного торжества, ознаменовавшая собой испокон веков начало весенних сельскохозяйственных работ. Чего нельзя приписать кочевникам-скотоводам северных и восточных регионов. Данное обстоятельство просматривается даже в самом приготовлении основного блюда празднества «Наурыз коже» из семи компонентов, в основном, зерновых культур (рис, пшено, кукуруза, гречиха и др.), которые у северных и восточных казахов отсутствовали, за исключением мясомолочных продуктов и изредка проса или пшеницы в небольших количествах.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...