Rust

Вопросы Бутанаеву Виктору Яковлевичу

20 сообщений в этой теме

Наша новая/старая рубрика "Угол зрения" развивается и вот теперь, по предложению некоторых пользователей форума (Кара-Кыргыза в частности), решено формировать интервью с теми или иными специалистами по стории Евразии всем вместе. В этой теме можно задать свои вопросы известному хакасскому историку-этнографу Виктору Яковлевичу Бутанаеву.

Краткая справка:

Бутанаев Виктор Яковлевич - заведующий кафедрой археологии, этнографии и исторического краеведения, доктор исторических наук, профессор;

В 1964-1969 гг. учился на историческом факультете Ташкентского государственного университета. После его окончания стал работать в Хакасском краеведческом музее этнографом.

В 1972г. поступил на работу в Хакасский научно - исследовательский институт языка, литературы и истории, где почти 20 лет трудился в качестве старшего научного сотрудника в секторе истории.

С 1991 г. перевен работать в Институт Филологии Сибирского отделения Российской Академии Наук (г. Новосибирск). Был этнографом в секторе фольклора.

В 1993 г. постановлением Совмина Республики Хакасия была создана Лаборатория этнографии при Научно-исследовательской части Хакасского госуниверситета им. Н.Ф. Катанова, которую возглавляет с начала образования.

С 1994 г. и по сей день работает заведующим кафедрой археологии, этнографии и исторического краеведения Института истории и права Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова.

В 1983 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме "Социально-экономическое развитие хакасского аала в конце XIX - начала ХХ вв."

В 1993 г. защитил диссертацию на соискание степени доктора исторических наук по теме: "Этническая культура хакасов и проблемы реконструкции основных этапов их исторического развития".

В настоящее время имеет более 140 печатных работ, среди которых 14 монографий.

От себя добавлю, что в 2004 году Виктор Яковлевич был удостоен престижной премии от "ТЮРКСОЙ" - организации, призванной налаживанию культурных и научных контактов между учеными тюркоязычным стран.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Виктор Яковлевич, здравствуйте!

Меня зовут Анвар, я – татарин(казанский), в совершенстве владею родным языком.

Я очень люблю разбираться в различных языках и истории.

У меня к Вам 2 вопроса:

1. Исторический. Я считаю, что Тимур(Тамерлан, Аксак Тимер) сыграл в истории Золотой Орды неблаговидную роль(побил Мамая, Тохтамыша…).

Тем самым

- положил начало трагическим страницам истории Золотой Орды(и ее последующим государственным образованиям тоже)

- сыграл на руку восточным славянам

Вопрос: какова Ваша оценка?

2. Личный. Почему Вас зовут не тюркскими именем и отчеством?

У нас, например, обычно такое встречается только у крещеных татар.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте, Виктор Яковлевич,

У меня тоже пока пара вопросов к Вам:

1. Можете ли Вы поделиться с нами данными: какова численность хакасов в мире, какой процент проживает в Хакасии, и какая доля хакасов за пределами Вашей страны и в каких местах?

2. Насколько глубоко Вы знаете свою родословную (сколько поколений), насколько распространено знание своей родословной среди хакасов, захоронение какого самого дальнего своего предка Вам известно?

С уважением,

Мансур

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Наверное мне стоит отметить, что отвечать историки будут не прямо здесь в теме, а через некоторое время будет сформирован пул вопросов, которые и будут направлены им для ответов.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемый господин Бутанаев!

С уважением отношусь к хакаской школе истории и тюркологии,

Вашими произведениями и произведениями покойного господина Кызласова знаком с турецких

источников. Если Вам не трудно, выскажите свои мысли насчет истоков

скифской культуры (стиль "аньк"-т.е. "звериный").

Уже очень давно её очень хотят окончательно "иранизировать".

Хотя я сам разделяю такую точку зрения, что его первоконтуры есть в Переднеазиатской

культуре (доиндоперсидской, или как еще её величают "доарийской").

В китайской школе истории её хотят "ханъизировать"(окитаить). Хотя этот стиль

был занесен в Китай и в тибетоязычный мир с Запада (Бахэддин Огель, Эберхард)

Мнений много, и научных и этно-тенденциозных.

2-ой вопрос. Читал что, Вы имеете свое мнение насчет этнонима "татар". Я же сторонник

той версии, что она связано с одной из форм "додурга" из "Огузнаме" Рашидаддина.

Ваше мнение, уважаемый господин Бутанаев...

:ost1: С почтением и уважением, Oquzer...

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Господин Бутанаев! Как вы относитесь к теории,что киргизы,казахи,алтайцы,хакасы ,тувинцы и многие другие тюркоязычные кипчакской группы были одним народом в прошлом,и не пробовали вы близость народов установить через лингвистические особенности языка?

В киргизском языке присутствуют монгольские слова,это говорит о том что мы когда-то соседствовали,а так как могут они присутствовать когда нет даже общих границ?Спасибо!

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Кто такие тагарцы?

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте Виктор Яковлевич!

Скажите, пожалуйста, на сколько реален переход письменности всех тюркских народов с кириллицы и латиницы на тюркскую рунику?

Я считаю, что данный переход для тюрков был бы одним из толчков для возрождения, поднятия и развития богатой, и не побоюсь этого слова Великой, тюркской культуры, имеющей богатое историческое прошлое.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемый Виктор Яковлевич. Я по папе казах (ру - жалпак карагайдагы аю, тайпа - карауыл), по маме - белорусский (литовский, польский) татарин (мой предок был из племени усунь, из Ногайской Орды, попал в Литву вроде бы в 16 веке). Данные по геногеографии говорят о том, что современные киргизы (по мужской линии) - это в основном смесь гаплогрупп R1a (до 40% у славян) и О (преобладает у китайцев). Исходя из этого вполне возможно, что древние кыргызы Хакасии и есть предки киргизов Киргизии. Известно, что кыргызами управлял китаец , назначенный хуннами и его потомки. К тому же гаплогруппа О есть у некоторых казахских племён (найманы и др.) происхождение которых учёные до сих затрудняются установить (тюрки это , или монголы). Вполне возможно, что это потомки китайцев, бежавших от рабства в Китае в степь. Поскольку гаплогруппа О китайская, то гаплогруппа R1a - или индоевропейская или тюркская. Т.е. возможно, что древние кыргызы - это отюреченные индоевропейцы или настоящие тюрки. R1a происходит от R, родной сестры гаплогруппы Q, преобладающей у индейцев и эскимомов, а обе они происходят от гаплогруппы P, встречающейся в Сибири. Отсюда вывод: носители гаплогруппы P были ностратами или урало-алтайцами, антропологически монголоидами (точнее американоидами, не ярко выраженными монголоидами). Носители произошедших от неё гаплогрупп Q - американоиды, R1a и R1b (так называемая кельтская гаплогруппа)- в основном европеоиды (за исключением киргизов, алтайцев и некоторых других тюркских народов). Поскольку некоторые лингвисты считают индоевропейский язык смесью урало-алтайского и западносеверокавказского, то вполне возможно, что монголоидные (точнее американоидные) мужчины, носители гаплогрупп R1a и R1b пришли из Центральной Азии в Причерноморье, где перерезав местных мужчин взяли их европеоидных женщин в жёны. В результате появились индоевропейцы. Получается, что R1a и R1b изначально были урало-алтайскими или алтайскими (последняя возможно тюркская). Поскольку в индоевропейских языках по данным некоторых лингвистов много слов, имеющих тюркское происхождение, например, слово "курган". Как вам такая гипотеза?

Дополнительным аргументом в пользу данной гипотезы может служить следующий факт. У казахов до 40% гаплогруппы C3c, родственной гаплогруппам индейцев на-дене (их язык относят к на-дене-синокавказской надсемье), австралийцев-аборигенов, маори и др. Отсюда следует, что С3с не может быть тюркской. Её носители перешли на тюркский язык в Центральной Азии.

С уважением                  Рахмет

Ответ   

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемый Виктор Яковлевич!

Что такое бурханизхм?

Есть ли у вас свои монографии по фольклору и обычному праву хакасов?

Кто такие Хоорайцы? Они буряты-хори?

Как вы специализируетесь во всех вопросах этнографии хакасов?

Когда успеваете?

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Добрый вечер, Виктор Яковлевич!

Расскажите, пожайлуста, какую роль играет шаманизм в самосознании хакассов в данное время. Какой религии придерживается большая часть людей? Есть ли мусульмане среди хакассов?

Спасибо

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

хакасы это кыргызы или нет?

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемый Виктор Яковлевич!!!! Какие связи прослеживаются между башкирами Южного Урала и саянскими киргизами? Предпринимаются ли у Вас попытки налаживания связей с башкирскими учеными для изучения башкиро-киргизских отношений?

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемый Виктор Яковлевич! У меня к Вам вопрос, кем будет Шынгысхан по национальности? Заранее благодарю!

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемый Виктор Яковлевич!

Начиная с эпохи Возрождения Европа (народы западной европы) вышли в лидеры технологического и экономического развития. Чем Вы объясняете это явление? Чем Вы объясняете отставание в технологиях народов восточной Европы, центральной Азии и Сибири в этот период. Обращаясь к корням, возрождая старые традиции и рекультивируя религию, не возродим ли мы одновременно и факторы отставания.

В средние века религии играли заметно большую чем сейчас роль в жизни людей и сильно влияла на управление государствами. Рекультивируя традиционные религии в России, не движемся ли мы назад к средневековью?

Как по Вашему мнению, когда человечество встанет перед настоятельной необходимостью массового выхода в космос на постоянное место жительство (колонизация космоса)? Будет ли при этом человечество единым, или по прежнему будет разбито на страны, народы и племена? То есть надо ли будет и в космосе проводить границы и воевать за территории и ресурсы?

Как Вы относитесь в учению А. Т. Фоменко? Безотносительно к тому, как Вы относитесь к отдельным положениям альтернативной хронологии по Фоменко, допускаете ли Вы что имел место сговор по сознательному фальсифицированию истории (уничтожение подлинных документов, переписывание хроник,

создание ложных текстов и придание им статуса исторических документов)?

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте, уважаемый Виктор Яковлевич. Я — преподаватель Авестийского языка и исторической фонологии иранских языков на историческом факультете Национального Государственного Университета Узбекистана, который Вы окончили, и в Ташкентском Государственном институте Востоковедения. Пожалуйста, скажите:

1) На чём основаны гипотезы о тюркской прародине, её географической локализации?

2) Где Вы локализуете прародину пратюрок?

3) Каковы общие свойства и каковы различия между пратюркским этносом и их соседями: иранскими скифами, монголами в отношении языка, расы, эпоса, культа коня, материальной культуры, социальной структуры?

4) В книге [Л. Г. Герценберг. Основы реконструкции индоевропейской просодики], стр. 115 написано, что древнетюркское слово ot 'огонь', древнеуйгурские jaz 'весна', palingla 'содрогнуться от ужаса', aš 'еда', ysyg 'горячий', elik 'косуля' соответствуют праиндоевропейским словам. В книге [Д. Е. Еремеев На стыке Азии и Европы (Очерки о Турции и турках)], стр. 16 — 17 написано, что первые тюрки появились в результате смешения монголоидного народа с индоевропейцами. Тюркский алфавит заимствован у согдийцев. В орхоно-енисейских надписях зафиксированы заимствования из тохарских языков: беш (пять), тюмен (десять тысяч), кюн (день), окюз (вол), из иранских языков: бэг (господин, вождь), тон (одежда), почти вся титулатура социальной структуры: джабгу (князь, наместник хана), шад (воевода), бага (витязь), багатур (богатырь), ышбара (рыцарь); бёрю — волк (тотем тюрок); этноним тюрк (от иранских: тур- и окончания этнонимов "-к"). У иранцев древние тюрки заимствовали кочевничество, конное всадничество, кочевнический костюм из длинных штанов и короткого кафтана. Что Вы думаете об этой гипотезе этногенеза тюрок?

5) В древних тюркском и монгольском почти нет общих слов основного лексического фонда — названий числительных, местоимений, частей тела, родственников. В более поздние эпохи возникают общие слова неосновного лексического фонда. Из этого делают вывод, что тюрки и монголы в ранний период были неродственны друг другу. Затем тюркский и монгольский языки стали сближаться. Что Вы думаете об этой гипотезе?

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Виктор Яковлевич, здравствуйте

В чем на ваш взгляд роль истории, как науки? В чем ее практическая польза для людей? Не кажется ли вам, что история своими утверждениями еще больше разобщает людей, что плодами достижений этой науки пользуются в основном только политики для своих не очень, скажем так, «добрых» целей? Что хорошего, скажем, в патриотизме, который «воспитывается на примерах истории»? Еще Чаадаев, кажется, говорил, что от партиотизма до национализма один шаг.

Говорят еще, что героические деяния предков повышают самоуважение народа. Боюсь, что это самоуважение, достигается за счет принижения других народов. Что еще? А-а, еще мы учимся на ошибках прошлого. Но обычно человек пока сам не обожжется, не понимает, что такое «горячо». В истории народов, по-моему то же самое. Несмотря на то, что мы прошли через фашизм, «бритоголовые» опять появились на наших улицах.

«Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего» – сказано, конечно, красиво, но бездоказательно.

На уровне внутренних ощущений я понимаю, что без знаний своей истории стать высокодуховным человеком скорее всего нельзя (ведь смысл жизни, наверное, в том и состоит, чтобы человеческое общество развивалось духовно – приблизилось к богу). Но когда видишь, что в каждом государстве история трактуется по разному и используется в каких-то корыстных целях, а таже является предметом национальных разногласий, то закрадывается сомнение – насколько положительная роль изучения истории и затраты на эту науку перекрывают ее отрицательные последствия. Понятно, что все в этом мире имеет две или даже много сторон, но хотелось бы, чтобы хороших было больше. Что на Ваш взгляд можно реально сделать (в рамках данной науки), чтобы история, как наука, в большей степени способствовала тому, чтобы наше общество стало лучше, добрее, совершенней?

С уважением...

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте, Виктор Яковлевич!

Пожалуйста, помогите, мне очень необходима Ваша консультация.

Скажите, Виктор Яковлевич, существовал ли в истории такой случай (я, к сожалению, очень мало сама о нём знаю): якобы Чингисхан разгромил армию бывшего своего союзника и взял силой сестру поверженного предводителя. Дабы не опозорить род, предводитель заслал двоих людей на территорию Чингисхана (женщину и мужчину) с целью убить сестру. Женщина убивает ночью спящую девушку, переодевается в ее платье и ложится на ее место, что бы наутро предстать перед Чингисханом. Такой, своего рода обман. Что было далее, я не знаю. Знаю только, что у тех кто убивал девушку одежда была не монгольская, головы были обернуты материей, как у мусульман.

Очень надеюсь на Вас, Виктор Яковлевич. Помогите.

С уважением.

Суфия.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Тема закрыта, вопросы отправлены адресату.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость
Эта тема закрыта для публикации сообщений.