Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

Былыргы Быларыйбат дьыл

Былдьасыктаах мындаатыгар

Урукку уларыйбыт уйэ

Охсуhуулах уоргатыгар

Эргээтэхи эстибит уйэ

Этиhиилэх миичэригэр

Дьиримниир, мичигиннир

Угайар уоттаах сулустаах

________

Отрывок из олонхо чуть позже дополню :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Саха Уолана

Олонхо, общепризнанный жанр литературы. Суть этого эпического произведения такова: злой дух из подземного мира (абаасы) тайком придя в наш, срединный мир похищает красавицу, невестку богатыря невиданной силы. И чтобы найти свою невестку богатырь отправляется в нижний мир, где обитают абаасы. И в конце освобождает свою невестку. Но, перед этим происходит бой между добром и злом.

Этими надеждами на доброго богатыря жили наши предки в дореволюционной царской России.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ОЛОНХО

Олонхо - общее название героического эпоса якутов, состоящего из множества больших сказаний. Средний размер их 10- 15 тысяч стихотворных строк. Крупные олонхо доходят до 20 и более тысяч стихотворных строк. Путем контаминации различных сюжетов якутские олонхосуты (сказители олонхо) в прошлом создавали еще более крупные олонхо, но они остались незаписанными.

Якутские олонхо - эпос очень древнего происхождения. Истоки их восходят еще к тем временам, когда предки якутов жили на прежней родине и тесно общались с древними предками тюрско-монгольских народов Алтая и Саян.

Об этом говорит общность сюжета олонхо с сюжетом эпоса этих народов, сходство в строе языка и лексике. Встречаются общие элементы в именах героев (хаан - хан, мерген, боотур и др.). Постоянным элементом имени героини олонхо служит забытое современными якутами слово "куо". В эпосе других тюрских народов сходное слово "ко" означает "красавица". Подобно древнегреческим мифам, и в якутском эпосе боги поселили первых людей на земле- в Среднем мире; Верхний мир находится во власти светлых богов, и лишь края его занимали злые исполины - абаасы; Нижним, подземным миром правили чудовища, враждебные людям. Исполнялись олонхо раньше сказителями-мастерами без музыкального сопровождения. Монологи героев олонхо поются, остальное декламируется в быстром темпе, но нараспев, близко к речитативу. Все олонхо исполняется одним человеком : олонхо - театр одного актера. Для песен олонхо жарактерно разное по тембру и тону исполнение ролей. Песни героев стараются петь басом, молодых богатырей - тенором, а богатырей абаасы -нарочито неправильно поставленным грубым голосом. Различаются также песни героинь, старцев - родителей героя и героини, мудреца Сээркээн Сэсэна, раба-табунщика Сорук Боллур, рабыни Симэхсин, шаманов айыы и шаманок абаасы (голоса шаманок абаасы отличаются от мелодичных голосов шаманок айыы особой грубостью и какой -то бесшабашной разнузданностью) и т.д. В песнях олонхо заметно звукоподражание ржанию коня, голосам различных птиц и зверей. Выдающимся олонхосутам такое разнообразие удавалось, вызывало восхищение слушателей и придавало исполнению олонхо необыкновенно яркий, живописный характер. Раньше каждый якут с детства знал множество различных сюжетов и пробовал свои силы в сказывании олонхо.

Было мног олонхосутов-"профессионалов". Они специально занимались пением олонхо. Некоторые из них в осеннее и зимнее время и в голодный период весны выезжали в другие улусы петь олонхо. Им платили мало, больше натурой; кусок мяса, масла или немного зерна. Исполнение олонхо для них было подсобным промыслом. Все олонхосуты занимались своим крестьянским хозяйством, как правило, бедняцким. Для бедности олонхосутов, кроме социальных, были и чисто профессиональные причины ; это были народные странствующие артисты, поэты. Они увлекались своим искусством, самозабвенно занимались им, теряли массу времени на заучивание текста, на прослушивание других олонхосутов, запоминание их олонхо в целом или частично и компонование из них "своего". А потом - длительная тренировка в пении и декламации. Поэтому они плохо следили за состоянием своего скудного хозяйства , часто просто забрасывали его. У такого "профессионала" семья, зимой редко видевшая своего главу, жила в большой нужде , часто голодала.

Являясь центром национальной культуры прошлого, олонхо оказало большое влияние на зарождение и развитие литературы и искусства. Одним из первых глубокий и научный анализ героического эпоса якутов - олонхо дал Платон Алексеевич Ойунский (10 октября 1893- 31 октября 1937), один из первых якутских ученых советского времени, филолог, этнограф, фольклорист, литературовед. Много лет жизни он посвятил своду в единый сюжет героического эпоса "Нюргун Боотур Стремительный" одного из лучших и наиболее популярных якутских олонхо.

По размерам олонхо П.А.Ойунского почти в два раза превышает самые крупные из числа записанных (в нем свыше 36 000 тысяч стихотворных строк). В народе же бытовали олонхо и большего размера.. Раньше олонхо определяли не по количеству стихотворных строк, как сейчас, а по длительности исполнения. Причем за основу измерения объема олонхо принималось исполнение в течение одной ночи. По словам олонхосутов самые крупные олонхо пелись в течение семи ночей.

bootor_self.jpg

URL: http://www.sakha.ru/sakha/nasled/oloncho/oloncho.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...