Перейти к содержанию
Акскл

Ленинская национальная политика

Рекомендуемые сообщения

Michael Rywkin "Moscow's Lost Empire" M.E.Sharpe Armonk, New York, Londоn, England 1994

с.162 Ленинская национальная политика 1917-1922 гг.

Знание начального периода советской национальной политики в то время когда Ленин, а не Сталин, имел решающий голос, является исключительно важным для понимания будущего расхождения между официальным правом наций на самоопределение и кремлевской систематической обструкцией против использования этого права народами, находящимися под его контролем.

Первое крупное воззвание нового революционного режима - "Декларация Прав Народов России" (ноябрь 1917 г.):

1) Равенство и суверенноcть народов России.

2) Право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

3) Отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений.

4) Свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.

Это были тактические уступки, мотивированные необходимостью привлечь поддержку нерусских русскому революционному делу.

Всего лишь два месяца спустя Третий Съезд Советов (январь 1918 г.) ограничил право на отделение, предоставляя его только "трудящимся массам" данного народа, таким образом аннулируя основной пункт ноябрьской Декларации. Первая Советская Конституция (1918 г.) следовала этому же образцу. Она резервировала для "рабочих и крестьян каждого народа" право решать хотят ли они участвовать в федеральном правительстве и других федеральных институтах". Эта лазейка позволяла центру отвергать все сепаратистские требования как противоречащие желанию масс, чьих законными представителями были, фактически по определению, только те партийные функционеры, которые были податливыми кремлевским директивам. Те же, которые упорстовали на независимом курсе, были быстро заклеймлены как не представляющими желания данного народа, и обвинены в предательстве - эффективное устрашение при все более и более подавляющих условиях большевистского правления.

События, которые последовали, подтвердили это направление большевистской политики. Везде, где это было только возможно, Москва боролась против самоопределения, смиряясь только с неизбежным. В Финляндии, царской провинции с существенной степенью автономии, чье право на независимость Ленин признал, Москва сначала признала и новое независимое правительство, и марионеточный режим, поддерживаемый советскими войсками. После военного поражения последнего в 1919 г. Москва стала вести нормальные отношения с "буржуазной Финляндией". Когда новая возможность представилась двадцать лет спустя, Москва повторила тот же сценарий, и после того как опять не смогла аннексировать Финляндию, снова возобновила нормальные отношения.

В случае с Польшей Москва сначала не видела никаких возможностей предотвратить независимость. Но во время польского отступления от Киева в 1920 г. последовавшему за неудачным польским движением восстановить границы 18-го века, была предпринята попытка загнать Польшу в загон Москвы. Наступающие советские силы установили марионеточное польское правительство во главе с Феликсом Дзержинским - урожденным поляком - главой печально известного ЧК. Это правительство, основавшееся в оккупированном Белостоке, было короткоживущим: польские войска вскоре повернули ситуацию и, двигаясь на восток, прошли Белосток. Придя к заключению, что польский пролетариат еще не готов к революции, Ленин принял Рижский договор и сдал приличный кусок белорусских и украинских земель Варшаве. И опять, когда, как и в случае с Финляндией, предоставилась возможность в 1939 г., и опять в 1944-45 гг., Москва постаралась восстановить свои потери.

В ноябре 1919 г. только что основанный украинский парламент, Рада, провозгласил свою собственную Народную республику. В ответ новое большевистское правительство издало ультиматум, требующий, чтобы Рада признала власть советского режима на Украине и предоставила помощь войскам Красной Армии. Столкнувшись с неповиновением Рады Москва создала свое украинское правительство в Харькове. Это двоевластие продолжалось некоторое время, но после того как Рада провозгласила полную независимость Украины в январе 1918 г., советские войска двинулись на Киев, чтобы закончить этот противостояние. Когда советские войска оставили Киев по условиям Брест-Литовского договора, по которому Россия вышла из войны с Германией, Рада была восстановлена, и предыдущий сценарий повторился опять. Советское украинское правительство водворилось в Харькове, и опять - после развала германских сил в конце первой мировой войны - Киев был взят. Во время гражданской войны которая бушевала на украинской земле - между красными и белой армией генерала Деникина, Киев переходил из рук в руки еще несколько раз, пока наконец не был окончательно взят советскими войсками в декабре 1919 г., закончив все мечты об украинской независимости. Короткая польская оккупация Киева в 1920 г. во время советско-польской войны не смогла оживить движение за независимость.

Белорусский сценарий был похожим во многих отношениях. Рада основанная в августе 1917 г. - в период между Февральской и Октябрьской революциями , была свергнута советскими силами, потом восстановлена немцами после Брест-Литовска, и свергнута снова в декабре 1918 г. Поддерживаемая Москвой затея создания Белорусско-Литовской федерации (весна 1918 г.), как способ получения обратно Литвы, провалилась. Наконец, в 1920 г. была провозглашена Белорусская Советская республика как страна белорусских, русских, польских и еврейских трудящихся (что было символизированно щитом с надптсью "Пролетарии всех стран, соединяйтесь" на всех четырех языках).

В Латвии и Эстонии советские режимы были провозглашены сразу же после октябрьской революции, но они не смогли пережить национальный подъем, поддержанный вначале германскими силами, а потом британскими военными кораблями. Националы смогли консолидировать свои позиции, и Москва смирилась с новой реальностью, и подписала мирные договора с обеими республиками в 1920 г.

В Литве Национальный Совет (Тариба) был основан зимой 1917-1918 гг. под германской защитой. После краха Германии советское правительство было основано в Вильнюсе (Вильно), но город вскоре был взят поляками. 15 месяцев спустя, когда началась война между Россией и Польшей, советские войска снова захватили город. Отступая на восток опять, Советы сдали город "буржуазному" литовскому правительству, находившемуся в Каунасе. Это было сделано не из любви к литовцам, а из желания подпитать польско-литовский конфликт. Поляки вернули себе Вильно вскоре после этого силой, и владели им до 1939 г., когда Москва еще один раз "отдала" Вильнюс Литве - лишь для того чтобы проглотить и Литву, и "подарок" менее чем через год. Тем не менее, Литве, отделенной от Советского Союза полосой польской территории, было дано 20 лет (независимой-А.) жизни.

В Закавказье Грузия, Армения и Азербайджан были объединены в Закавказскую федерацию, но вскоре каждый народ пошел своим путем: социалистское (меньшевистское) правительство взяло власть в Грузии, националистическое появилось в Армении, и режим за режимом появлялся в Баку. В 1920 г. Грузия добилась признания со стороны западных государств и Москвы, но в феврале 1921 г. советские войска вошли в Грузию и установили там советский режим. Армянская независимость была подавлена турецкими силами, восстановлена британскими, а затем снова оказалась под угрозой и турок и Советов.

После британской, турецкой и даже армянской интервенций, советские войска смогли захватить Баку - столицу Азербайджана и крупнейший промышленный город Закавказья, и затем использовать эту базу в Баку для заполучения обратно всего Закавказья.

в Средней Азии после октябрьской революции русские переселенцы взяли контроль над Ташкентом - столицей Туркестана, в то время как бывшие русские протектораты Хива и Бухара сохраняли свой прежний статус и правительство. Эта ситуация продолжалась все то время, пока этот регион был отрезан от остальной страны белыми силами, действующими в Сибири и Казахстане. Попытка мусульман сформировать правительство в Коканде была с легкостью подавлена, в то время как представительство коренного населения в советском правительстве в Ташкенте было сведено к минимуму. Но как только русские (советские - А.) силы прорвались с севера и вошли в регион, перевороты были организованы и в Хиве (апрель 1920 г.) и в Бухаре (сентябрь 1920 г.). Старые режимы были свергнуты войсками красных с помощью местных членов левых партий, и были провозглашены "народные республики" Хорезма и Бухары. Эти республики были первыми прототипами будущих советских сателлитов и в других частях мира. В январе-марте 1921 г. "национально-революционные" правительства в обеих народных республиках были смещены, и более покладистые лидеры из коренного населения были выбраны ташкентскими властями для правления этими маленькими сателлитами.

Мусульманское сопротивление - т.н. басмаческое восстание против советского режима бушевало в Средней Азии с 1918 г., но несмотря на некоторые успехи оно достигло пика в 1922 г., и было постепенно усмирено комбинацией массовых репрессий и искусного использования местных национал-коммунистов, которые пытались совместить национализм и коммунизм.

Эта ранняя советская национальная политика отличалась великими надеждами о нарушенными обещаниями, хотя и с местными вариациями этой политики. За первоначальным провозглашением права народов на самоопределение почти немедленно последовали меры по его ограничению, оправдываемые необходимостью защитить интересы "трудящихся масс" данного народа. В некоторых случаях "трудящимися массами" называли рабочих (фабричных рабочих), которые чаще всего были русскими. Любимой тактикой было поддержание соперничающего "советского" правительства в пику национальному правительству - с Красной Армией, предоставляющей активную помощь. Сотрудничество с национал-коммунистическими лидерами обычно было короткоживущим, и они уничтожались в пользу более послушного, специально отобранного наследника. Некоторые были устранены (were eliminated) уже в 1920-х гг., остальные - во время чисток 1930-х.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чтобы они не говорили, эта декларация спасла кыргызов от вымирания! Например мой дед вообще не родился бы. Соответственно не было бы и меня. Спасибо тебе дедушка Ленин!!! :kg1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Свободу провозгласила Февральская Революция, а не октябрьский переворот, который уничтожил эту свободу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Свободу провозгласила Февральская Революция, а не октябрьский переворот, который уничтожил эту свободу.

После февральской революцию гонения кыргызов (северных) продолжались. Временное правительство продалжало колониальную политику царской администрации. Мы стояли на грани исчезновения. И только после Октябрьской революции и провзглашения Декрета о самоопределении наций мы вернулись из Восточного Туркестана. О последующих событиях ничего говорить не буду (гражданская война, коллективизация, репрессии и т.д.). Но если бы не этот декрет даже если бы и Временное правительство дало бы свободу, эту свободу кыргызы не увидели бы. Свобода о которой говорило Временное правительство предназначалось для усилившегося в то время в России либерально настроенных выходцев из среднего класса. А аборигенов имперских окраин ожидала участь тех убыхов, шапсугов, которых царская администрация уничтожила и поселила там угодное себе русское население (Сочи, Анапи и т.д.) Они нас оставили бы в горах Нарына и Сырта Ысык-Кёля. А все плодородные долины .... Ну Вам понятно. :kg1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хотелось бы старожилу предложить лишь один аргумент. Пусть он сравнит Киргизию, ее прекрасные города, которые возникли именно в Советский период, и среднеазиатские города в Афганистане, Пакистане, Иране, не говоря уже о быте и культуре этих народов. Ну если это не убедит ни в чем, то извините, средневековое мракобесие и невежество для Вас, видимо, ближе и роднее.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хотелось бы старожилу предложить лишь один аргумент. Пусть он сравнит Киргизию, ее прекрасные города, которые возникли именно в Советский период, и среднеазиатские города в Афганистане, Пакистане, Иране, не говоря уже о быте и культуре этих народов. Ну если это не убедит ни в чем, то извините, средневековое мракобесие и невежество для Вас, видимо, ближе и роднее.

Мой друг прожил несколько лет в Иране и говорит что это "фантастическая страна".

И памятники древности там все как новенькие.

А Афганистан дошел до такого состояния не без помощи совка. А при короле там было, говорят, очень неплохо. Вся интеллектyальная элита из Пакистана свободно могла переселяться на Запад - и там остались одни "мракобесы" :( которым еще приходится и воевать на два фронта.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Elizabeth E. Bacon "Central Asians Under Russian Rule - A Study in Culture Change" Cornell University Press, Ithaca and London. 1966, 1980.

Глава VII. Русское влияние на центрально-азиатские языки.

с.189

...До революции 1917 г. все народы Центральной Азии использовали для письма арабский алфавит. Хотя отсутствие интереса арабского языка к гласным звукам сильно контрастирует с особым значением гласных в тюркской гласной гармонии эти ограничения арабского алфавита имели до некоторой степени эффект затушевывания диалектных различий между тюркскими языками. 2 . Поэтому образованные тюрки-центроазиаты могли без слишком больших проблем читать литературу других тюркских народов. Это позволяло взаимообщение не только среди тюрков Центральной Азии, но также и и других тюрков Российской Империи - особенно казанских и крымских татар - и с Турцией, которая в 19 веке являлась воротами для Исламской мысли и для новых европейских концепций. Использование одинакового алфавита для тюркского, персидского и арабского также помогало заимствованию и пониманию персидских и арабских терминов среди тюрко-говорящих. В дополнение это поощряло мультиязычную ученость. Все центрально-азиатские студенты получали образование на арабском, и многие образованные узбеки читали по-персидски и получали удовольствие от классических поэтов Персии. Так много образованных таджиков читало по-узбекски, что после революции 1917 г. они ставили под вопрос необходимость отдельного таджикского литературного языка. Арабская письменность являлась т.о. тем, что все центрально-азиатские народы имели общего - и как знакомая система письма, и как символ религиозныых и культурных связей с большим по размеру Исламским миром. Несколько разбросанных попыток ввести кириллический алфавит в 19 веке оказались неэффективными.

После революции 1917 г. первым импульсом советских лидеров была модификация арабского письма повсеместно использовавшегося образованными центрально-азиатами для письма на языках традиционных этому региону. В 1923 г. улучшенный арабский алфавит был принят для узбекского (языка), и примерно в это же время похожие алфавиты были введеные для казахского и киргизского. Однако для Советского правительства, которое должно было силой установить свой контроль над Центральной Азией, скоро стала очевидной опасность того, что позволив этим народам продолжать использование алфавита который мгновенно отделял их от русских и давал им обший образ выражения с мусульманскими соседями за пределами Советского Союза. В 1925 г. ввоз материалов напечатанных на арабском алфавите был запрещен указом. Уже в 1924 г. латинский алфавит был введен в Советском Азербайджане - отделенным лишь Каспийским морем от Центральной Азии. В 1926 г. на Съезде Тюркологов в Баку было провозглашено, что латинский алфавит должен быть принят всеми тюркскими языками Советского Союза. Год спустя Унифицированный тюркский латинский алфавит был представлен для распространения - с несколькими буквами (символами) добавленными для специальных тюркских звуков (фонем). Этот модифицированный латинский алфавит официально введенный для использования в письме центрально-азиатских языков в 1928 г. (в 1929-1930 гг.для туркмен) не вызвал сильного сопротивления среди центрально-азиатских ученых. Так же как и арабский алфавит, который он заменил, он давал единую письменность для всех тюркоговорящих. Он был лучше приспособлен для тюркской фонетической системы, чем был арабский, и многие центрально-азиатские ученые были осведомлены о движении по направлению к латинскому алфавиту в Турции. Так и случилось - латинский алфавит принятый в ноябре 1928 г. под началом Кемаля Ататюрка был почти идентичным с алфавитом официально введенным в Центральной Азии в том же году. 4. Таджикские ученые были меньше рады латинскому алфавиту принятому для письма на таджикском из-за того, что он выделял диалектные различия межлду таджикским и стандартным персидским языками.

Принятие латинского алфавита совпало с кампанией предпринятой по всему Советскому Союзу ло искоренению неграмотности. К 1930 г. все языки ЦА получили латинские алфавиты и они были использованы в учебниках подготовленных для новых открывающихся школ и для газет, журналов, и книг, издаваемых только что открывшимися типографиями. Многие сотни тысяч взрослых и школьников впервые учившихся читать, знали только латинский алфавит. Незнакомые с арабским письмом, они были отрезаны от классических работ, которые составляли литературную традицию ЦА. Коран и его комментарии превратились в закрытые книги - так же как и персидская поэзия Саади, Фирдоуси, и Хафиза, и ученые труды, созданные в золотые дни учености в Самарканде и Бухаре. Для этих поколений начинавших свое образование в советских школах и учебных классах для взрослых, школьная доска была в буквальном смысле вытерта начисто - готовая к новому письму.

Но принятие Турцией подобного же латинского алфавита пробудило новые страхи среди советских вождей. Существовала потенциальная опасность того, что новая Пан-тюркистская литература может развиться на латинским алфавите, и что эта новая письменность - так же как и арабская до этого - может привлечь народы ЦА в сторону Турции - и от России. Столкнувшись с этой возможной опасностью, советские политические деятели и лингвисты обратились к литературным языкам ЦА. Алфавит является всего лишь системой символов, созданной для записи звуков. Тот факт, что латинский алфавит, введенный в ЦА был специально сделан созвучным фонетическим нуждам ЦА языков, давал возможности для подчеркивания различий среди этих нескольких языков. Это было продемонстрировано в таджикском языке, в котором фонетические различия между таджикским и страндартным персидским были привнесены введением латинского алфавита.

Что касается языка, узбеки имели литературный язык, который начал формироваться в 17 веке и развивался дальше во время периода цраского правления. После революции 1917 г. советские ученые пытались развивать на этой базе национальный литературный язык.Узбекские ученые были предрасположены к арабскому алфавиту, к которому они были привычны, но независимо от алфавита они надеялись создать такой литературный язык, который бы служил узбекскому народу, включив в себя грамматические и словарные особенности всех узбекских диалектов. Далее, их привлекали не-городские диалекты, которые сохранили гармонию гласных, характерную для тюркской речи, чем иранизированные диалекты Ташкента и других городов, где этот элемент был в большой степени утрачен. По мере того как европейские термины вводились в узбекский язык на волне политических изменений и индустриализации, узбекские ученые пытались заменить их словами арабского и персидского происхождения, или путем формирования новых тюркских слов для этих терминологических нужд. Их целью было помочь развитию механизма коммуникации для всего узбекского народа. Казахские ученые так же стремились развивать далее литературный язык, который был развит казахскими писателями в царский период - не только в поэзии - традиционной литературной форме, но и в новеллах - новой литературной форме для казахов. Туркменские ученые, с ограниченной литературной традицией, спорили о том - должен ли новый литературный советский язык развиваться из старых форм, или основываться на анатолийском турецком, в то время как таджикские ученые были вполне довольны литературным языком, который они делили со своими персидскими соседями через границу.

Эти цели ЦА ученых получили мало внимания русских лингвистов работавших по советской директиве. Как первый шаг, ташкентский диалект, который под персидским влиянием почти полностью утратил гармонию гласных, характерную для тюркского языка, был выбран в качестве основы для граммматики и словаря узбекского литературного языка - хотя фонетика была выведена из диалекта Туркестана - города-оазиса в южном Казахстане, который сохранил гармонию гласных. Этот язык, который могли читать и обычно понимать казахи, каракалпаки и туркмены, обещал стать общим (lingua franca) для народов ЦА. В 1937 г. узбекский литературный язык был изменен для того, чтобы подстроиться фонетически под иранизированные диалекты Ташкента, Самарканда и Бухары, и других городов, которые утеряли гармонию гласных.5. Так же и в других ЦА республиках движение советской политики было по направлению к принятию в качестве литературного языка республики диалекта большого городского или административного центра. Такая политика имеет поддержку в истории. Французский язык, например, выведен из диалекта региона, где французские короли держали свои дворы, но lang d'oil стал стандартным по всей Франции только через много веков. Советское правительство старалось установить такие стандартные языки в течение одного поколения посредством использования современных методов коммуникации. В Ц.Азии 1930-х годов эти новые будущие стандартные языки использовались в учебниках, газетах, и книгах, но они часто сильно отличались от региональных диалектов, использовавшихся в разговоре.

Как оказалась, эти новые стандартные языки чтобы укрепиться не имели одного поколения или даже десятилетия. Использование латинского алфавита для ЦА языков сделало более трудным изучение русского, написанного на другом алфавите и препятствовало принятию русского словарного заваса в языках коренных народов. К концу 1930-х годов было уже поколение центроазиатов, которые выучили как говорить и читать по-русски, и которые высоко ценили важность владения русским языком для получения экономического и политического статуса при советском режиме. Болеее того, чистки 1932- 1938 гг. ликвидировали многих ЦА ученых, которые уже сделали один переход от арабского к латинскому письму, и могли бы сильно сопротивляться еще одному. Хорошо помня об этих чистках, те, кто выжил, имели мало духа к сопротивлению. В 1939-1940 гг. следовательно Советское правительство заменило латинский алфавит новой письменностью, основанной для кириллическом алфавите. Этой заменой, как объяснялось, учащиеся сэкономят труд по изучению двух разных алфавитов. Это изменение в алфавите сделало возможным введение различающихся символов для тюркских звуков, не найденных в кириллическом алфавите. А то время как в Унифицированном тюркском латинском алфавите один и тот же символ использовался для одной и той же фонемы во всех тюркских языках, с введением кириллического алфавита различные символы былии введены для каждого языка, в котором эта фонема была найдена. Введение этой политики по отношениею к каракалпакскому языку, для того чтобы различить его от казахского, привело к такой несуразице, что в 1954 г. пришлось начать реформу каракалпакской орфографии...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Handbook of Major Soviet Nationalities. Z. Katz, R.Rogers, F.Harned eds., The Free Press, A Division of MacMillan Publishing Co., Inc.

New York, Collier Macmillan Publishers, London, 1975

с.417

12 октября 1924 г. Молдавская АССР было образована как часть Украинской ССР для того чтобы официально оформить противдействие Кремля включению Бессарабии в состав Румынии в конце Первой Мировой войны, и чтобы создать политическое ядро для будущего воссоединения всех "молдаван". 17 (Clark 1927, с.239фф). Начиная с самого момента создания эта Молдавская республика являлась инструментом советских политических действий против Румынии.

Ее границы были прочерчены так, чтобы включить значительный сегмент румынского населения к востоку от Днестра, но ни в коей мере не всех румыно-язычных жителей Заднестровья и Украины - только 30% населения республики составляли румыны. Предполагалось, что это было сделано для того чтобы "доказать", что относительная пропорция молдаван в этом регионе, протянувшемся от Румынской Молдавии до Одессы была примерно такой же, таким образом делая неправомочным утверждение Румынии, что (ее) захват Бессарабии был оправдан подавляюще румынским характером этой области. 18 (Babel 1926, сс.198-233). Эти демографические аргументы

были дополнены "историческими доказательствами" выражающими исторические права России на Бессарабию, основанные на владении этой провинцинй во время большевистской революции и якобы незаконного расчленения и последующей передачи Румынии в 1918 г. Демократической Молдавской Республики впервые основанной в декабре 1917 года. 19. (Babel 1926, сс. 198-233).

Советские претензии на Бессарабию могут быть оспорены и на демографических и на исторических основаниях. Исторически Бессарабия была частью Румынского княжества Молдавии; ее включение в 1812 году в состав России было вызвано стратегическими и политическими соображениями связанными исключительно с русско-турецкими отношениями и интересами Великих Держав.

Возвращение княжеству Молдавия частей Бессарабии на Парижском Конгрессе 1856 г. было опять решением этих держав так же как и возвращение этих же самых частей России на Конгрессе 1878 г. в Берлине. И несмотря на непреклонные усилия царистского режима руссифицировать Бессарабию между 1812 и 1917 гг. (в основном путем поселения украинцев, русских и евреев), свыше двух третей жителей Бессарабии были румынами на момент большевистской революции. Демократическая Молдавская Республика, образованная в 1917 г. доминирующими румынскими политическими силами в Бессарабии, имела ярко-выраженный анти-большевистский характер, призванной быть инструментом для того, чтобы позволить включение этой области в состав Румынии, в случае, если их автономии будут угрожать большевики. Фактически, следовательно, союз Молдавской республики с Румынией в апреле 1918 г. был добровольным. 20 (Clark 1927, сс.151-157)

Молдавской АССР - теоретически реинкарнации Демократической Молдавской Республики 1917 года - Москвой была предписана задача включения Бессарабии посредством пропаганды, так же как и революционными действиями внутри самой Бессарабии. Продвижение молдавской культуры в автономной республике Украиной, развитие национального "молдавского" языка и литературы и спорадическая революционная активность экспортируемая в Бессарабию членами коммунистической партии были однако неэффективными. 21 (Clark 1927, сс.261-276; Охотников и Бачинский, 1927, сс.149-153). Повторное включение (реинкорпорация) Бессарабии в состав СССР стало возможным только путем советской военной акции в июне 1940 года, когда СССР было позволено Гитлером, на основе секретного дополнения к пакту Риббентропа-Молотова августа 1939 года, вторгнуться и аннексировать Бессарабию и северную Буковину. Именно тогда была создана Молдавская ССР как союзная республика с границами измененными так, чтобы улучшить ее "молдавский" имидж путем передачи 1900 из 3200 квадратных миль бывшей автономной республики Украине и включением большей части Бессарабии в состав Модавской ССР.

После нападения Германии в 1941 году на СССР Молдавская республика и территория до этого входившая в состав автономной республики были заняты Румынией - союзницей Берлина, по большей части для того чтобы получить обратно Бессарабию. 22 (Cioranesco et. al. 1967: 165ff). Только в 1944 году легитимность Молдавской ССР была формально гарантирована когда советско-румынская конвенция признала законность советской аннексии Бессарабии и Северной Буковины. Подтверждение этого соглашения румынским мирным договором от 1947 года закрыло де юре, если не де факто бессарабский и "молдавский" вопросы. 23 (Ionescu, 1964: 91, 129-131). Но история Молдавской ССР должна быть понята в точности в контексте "незаконного" поднятия этих вопросов "силами враждебными" СССР.

История Модлдавской СССР с 1947 года и, в частности, начиная с развития румынского "независимого" (или анти-советского) курса в начале 1960-х годов, характеризовалась последовательными русскими попытками по усилению основ советской мощи в Молдавии и изоляции республики от Румынии и румынского влияния. 24 (Cioranesco et. al. 1967: 196ff; Fischer-Galati, 1967: 55ff., 78ff). Первая из этих целей достигалась путем гарантированного контроля над партией и госаппаратом не-молдаванами, путем систематического внушения идей молдавскому населению, и путем развития экономики республики. Вторая цель достигалась культурной пропагандой, разработанной таким образом, чтобы доказать историческую обоснованность и законность Молдавской республики путем постоянных атак на про-румынские национальные проявления части молдаван и путем практически полного прекращения личных контактов между советскими молдаванами и румынскими молдаванами. Такая политика проводимая несколькими первыми секретарями Молдавской коммунистической партии - и самим Леонидом Брежневым в 50-х годах - оказалась удовлетворительной для Кремля, и возможности изменения этого статуса Молдавской ССР кажутся невозможными в настоящее время (т.е. в 1975 году - прим.А.).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ужасные примеры советских «скотозаготовок, коллективизации и обобществления скота» у казахов-скотоводов:

Акт обследования двух пунктов оседания казахских хозяйств в п.Казгородок Карагандинской области, 17 мая 1932 года:

…В связи с участившимися случаями смертности среди населения, комиссия в составе районного врача и председателя РИКа по поручению председателя ПРИКа обследовала подворным обходом…

…По поселке «Шокы» 15 семейств поголовно истощены и отечены, еле-еле ходят на ногах, питаются исключительно падалью, костяным супом и кожей.

В домах, где варилось разложившееся мясо, неимоверная вонь, при входе в такие дома невольно перестаешь дышать и собираешься скорее выйти на свежий воздух.

Эти семьи следующие:…

…В старом ауле «Комербай» № 3 аула в семье Амирова имеется 9 душ, сам ушел в конце февраля, где находится – неизвестно, сын Ками 22 лет умер от полного истощения 10 мая с.г., Ахметжан 4 лет – 16 апреля 1932 г., Ахметулла – 17 апреля, жена и дочь умирают, Акет – сын 7 лет – чуть живой, сноха ушла неизвестно куда.

О чем и составили настоящий акт. п/п.

Петропавловский филиал Северо-Казахстанского облгосархива (ПФСКОГА), ф.22, оп.1, д.17, л.201, 202.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А меня удивляет,то что татары не стремились в этот судьбоносный период к полной независимости-предел мечтаний штат Идель-Урал В СОСТАВЕ РОССИИ!Ведь союзный статус получили те народы,которые стремились отделиться от России и подкрепляли свои стремления военными формированиями.

Изменено пользователем sann
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Даже башкиры были тогда более государственниками чем татары.Татарское движение не породило решительного лидера-националистов,у башкир же был Заки Валиди

http://rutube.ru/tracks/2820274.html

http://rutube.ru/tracks/2823953.html

http://rutube.ru/tracks/2824090.html

Изменено пользователем sann
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

За пассивность в 20-е годы татары расплачиваются сейчас,в частности,оставшиеся на территории Башкортостана татары страдают от башкиризации.И басмачества не было у татар.А киргизы начинали свой путь к государственности с национальной области,далее нац.автономия и наконец в 1936 году союзная республика(

Как это удалось киргизам?

Изменено пользователем sann
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да и казахи союзный статус получилив 1936 году.А татары так и остались с второсортной автономией-якобы в толще России-хотя от Казахстана отделяет только Оренбургская область,(оренбург был столицей КАССР до 1925г)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Handbook of Major Soviet Nationalities. Zev Katz et.al. The Free Press, Collier Macmillan Publishers, New York - London, 1975

с.165

...В мае 1920 г. Советская Россия подписала договор с Грузией признающий ее независимость и отказ от любого вмешательства в ее дела. 23

Однако, в феврале 1921 года, 11-я Красная Армия, возглавляемая Серго Орджоникидзе, вторглась в Грузию со стороны Азербайджана (якобы для того чтобы помочь большевикам, которые возглавляли народное восстание), и поставила страну под коммунистическое правление.

Советско-турецкий договор был подписан в марте 1921 года, устанавливающий современные границы между двумя странами. Политика поощряемая Сталиным - слияние Грузии с Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республикой - спровоцировала сильную оппозицию среди грузинских коммунистических лидеров, которые опасались чрезмерной централизации и русского доминирования. Сталин победил. 24.

Закавказская СФСР (которая включала в себя Армению, Азербайджан и Грузию) была сформирована в 1922 году и вошла в СССР. Это продолжалось до 5 декабря 1936 года, когда Грузинская ССР была официально основана как составная единица СССР.

Во время правления Сталина и Бериевской администрации тайной полиции, оба этих человека имели тесные связи с соотечественниками на ключевых позициях Грузинской Компартии (ГКП). После смерти Сталина грузинский аппарат оказался источником важной поддержки для Берии. По этой причине его соперниками были проведены широкие чистки аппарата (с казнями грузинских официальных лиц, включая самого Берию). Василий Мжаванадзе был тогда назначен первым секретарем ГКП и оставался у власти 19 лет.

В 1972 г. Эдуард Шеварднадзе, который служил министром госбезопасности ГССР в течение 7 лет, был назначен первым секретарем партийной организации Тбилиси, а два месяца спустя (30 сентября) - всей ГКП. Смещенный Мжаванадзе был также смещен со своего статуса кандидата в члены Политбюро. 44-летний Шеварднадзе начал широкомасштабную чистку администрации своего предшественника, обвиненной в терпимом отношении к коррупции, частной торговле и спекуляции, а также в бюрократической неэффективности. Крупные частные торговцы были арестованы, и атмосфера добродушия изменилась. 25

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Handbook of Major Soviet Nationalities

Zev Katz, Rosemary Rogers, Frederic Harned, editors, The Free Press, A Division of Macmillan Publishing Company, Inc., New York, Collier Macmillan Puiblishers, London, 1975

с.14

Русское влияние и официальная политика

Влияние русских в советском обществе является даже большим, чем это видно по их политическому, экономическому, лингвистическому и образовательному положению. Это является результатом многих лет официальной поддержки руссификации и поощрения русского национализма.

Как официальная политика руссификация имеет долгую историю. В течение правления Николая I (1825-1855), преднамеренный процесс внедрения русской культуры начался в образовательной системе части Польши, Белоруссии и Литвы. В то же самое время Русская Православная Церковь усилила свою прозелитическую активность. Проявления национализма подчиненных народов были сокрушены, а личности, о которых считалось, что их мысли вели и вдохновляли эти народы - типа украинского поэта Тараса Шевченко, были арестованы и сосланы. Политике руссификации был дан новый толчок при Александре III (1881-­1894), когда даже народ, который проявлял полную лояльность российскому трону, был подвержен нападениям (harassed). Евреи были подвергнуты интенсивным погромам, часто подстрекаемыми Черной Сотней - протофашистской группой получавшей официальную поддержку. Последний царь, Николай II, был почетным членом одной из таких групп.9

Первоначально, по причинам и политическим и принципиальным, Советские лидеры отвергли такой подход к народам меньшинств Империи. При захвате власти большевики стремились отличаться в этом отношении от националистических Белых. Они выпустили декларацию гарантирующую право "народов России" на самоопределение - включая отделение, если они этого желали - и обещание отмены всех национальных привилегий и ограничений. В это же самое время (ноябрь 1917), они выпустили воззвание к мусульманам Империи:

"Мусульмане России, татары Волги и Крыма, киргизы (т.е. казахи и кыргызы- прим.А.) и сарты (т.е. узбеки, уйгуры и таджики - прим.А.) Сибири и Туркестана, турки и татары Закавказья (т.е. азербайджанцы, кумыки, и др. тюрки Кавказа - прим.А), чеченцы и горцы Кавказа и все вы, чьи мечети и храмы (oratories) были разрушены, чья вера и обычаи были растоптаны ногами Царей.... Отныне ваши верования и обычаи, ваши национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными. Устраивайте свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно. Вы имеете право на это." 10

(http://news.bbc.co.uk/hi/russian/in_depth/2005/islam_russia/newsid_4308000/4308586.stm)

За этими декларациями последовал ряд жестов расчитанных на то, чтобы выиграть симпатии национальных мятежников в пограничных регионах. Исторические и священные реликвии были возвращенны украинцам и нескольким мусульманским народам. Большевики даже запретили дальнейшее расселение русских на территориях заселенных некоторыми меньшинствами (казахами, калмыками, чеченцами и ингушами).11

В течение первых лет после большевистской революции, эти лидеры смотрели с благосклонностью на национальную автономию - политическую, культурную, или экономическую - до тех пор пока она не вступала в конфликт с "демократическим централизмом." Все они были принципиально против великорусского шовинизма, а некоторые действительно боролись с ним на деле. Веря в близость мировой пролетарской революции, видные члены партии верили в некое будущее унитарное наднациональное государство, в котором все национальные различия прекратили бы существовать. Они относились презрительно, и возможно даже стыдились, к истории великорусского доминирования и притеснения в Империи. Ленин, например, питал отвращение к русскому шовинизму и объявил, что он будет "воевать с ним насмерть". Он был против принудительного использования русского языка в советских школах и поддерживал образование на местных языках. Его указания по поводу отношений с меньшинствами показывают его заинтересованность в том, чтобы нерусские традиции и гордость уважались, и что русские или руссифицированные бюрократы управляли бы народами меньшинств тактично.12

В течение некоторого времени, в двадцатых годах, ленинское отношение продолжало преобладать в официальная политике. Двенадцатый Съезд партии (апрель 1923 г.) осудил "пережитки великодержавного шовинизма" во взглядах русских должностных лиц и "высокомерное и бездушное" отношение последних к национальным республикам. Резолюция в конце Съезда объявила что самой срочной задачей партии является борьба против великорусского шовинизма в своих собственных рядах. Лояльность меньшинств к Советской власти должны была быть достигнута, как надеялись партийные лидеры, путем дозволения национальным лидерам управлять местными правительствами и экономикой. Национальные языки поощрялись и алфавиты для народов, не имевших письменных языков были разработаны: они были носителями для передачи социалистических идей. Даже были созданны некоторые национальные военные формирования для помощи в защите советской территории. 13

Все это изменилось, однако, при Сталине, который очевидно верил, что для того, чтобы мобилизовать население, большинство которого было русским, для индустриализация и обороны, было необходимо открыто идентифицировать режим с русским народом и с русской ис­торией. Начиная с 1930-х годов он постепенно стал продвигать русский национализм и русские национальный символы официальной политики. Русский народ и культура прославлялись, его язык возвеличивался. Герои русской истории стали превозноситься - даже те которые ранее осуждались коммунистами как тираны и реакционеры. Русские были подняты на первую позицию среди народов страны. Официальная печать объявила, что они стоят "во главе народов СССР" и "возглавляют борьбу всех народов советской земли за счастье человечества." 14

Сталин боялся развития национальных идей и роста национальных чувств среди нерусских народов, которые могли стать основанием для сепаратистских или коллаборационистских движений в военное время. Республики - потенциальные центры лояльности меньшинств - были поэтому лишенны всех признаков политической автономии к концу 1930-х гг. Большая часть национальных кадров выросших в течение 1917-1920 гг. и в двадцатые годы были уничтожены в чистках 1937-1939 гг. Практика назначения русских в качестве секретарей в не-русских партийных организациях был усилена. Выдающиеся представители национальной культуры были арестованы, и руссификация стала принудительной. Кириллица была навязана мусульманским народам, и русский язык был сделан обязательным предметом во всех нерусских школах.15

Сталин относился с подозрением к нерусским и его поддержка великорусского национализма достигла пика во время войны - Великой Отечественной войны - по сталинистскому лексикону. Целые нации были выселены по обвинению в том, что они помогали врагу или могли бы помогать потенциально. В своей знаменитой речи Сталин обратился не к советским символам, а к русским - "народу Плеханова и Ленина, Белинского и Чернышевского, Пушкина и Толстого,Глинки и Чайковского, Горького и Чехова, Сеченова и Павлова, Репина и Сурикова, Суворова и Кутузова." Это пассаж с долгим перечислением исключительно русских личностей, был сущностью новой сталинистской системы.16

Когда Сталин умер, резкое продвижение всего русского уменьшилось и драконовские меры против меньшинств были отменены, но в целом направление руководства относительно надлежащий роли русских и русской культуры не изменилось. Официально, русские были все еще считались самой важной этнической группой, хотя теперь вместо "ведущего народа" они были представлены как "старший брат" для технологически менее развитых и культурно более отсталых нерусских. Политическая и культурная автономия меньшинств все еще виделась как угроза власти режима, и проявления национальных традиций, особенно в их религиозной форме, были строго преследуемы. Хрущев объявил, что русский язык стал основой для "слияния народов" СССР - перспектива предполагающая исчезновение и национальных отличий и их соответсвующих политических объектов.17

Брежнев и Косыгин избегали хрущевских риторических полетов и утопических прожектов, но они тихо предпринимали шаги которые, как казалось, предназначены воплотить его взгляды в реальность. Русский язык и культура распространялись в нерусских регионах самыми разнообразными путями, в то время как самовыражение меньшинств тщательно ограничивалось и держалось в скромных пропорциях. Хрущевская политика поощрения "межреспубликанского обмена кадрами" продолжалась в очень больших масштабах. Многие тысячи молодых специалистов и рабочих посылались каждый год на работу в другие республики нежели чем в свою собственную. Меньшинства таким образом были отрезаны почти от всех контактов со своей родной культурой и по практическим причинам впитывали элементы имеющейся русской культуры. В то время как русские вне РСФСР имели обильно снабжаемые школы, книги, и периодические издания для того чтобы им помочь в сохранении и распространении их культуры. Смешанные браки между русскими и другими национальностями поощрялись во многих регионах, в ожидании того, что нерусский партнер будет ассимилирован.18

Русский язык активно продвигался в каждой республике как "второй родной язык," хотя обратные усилия к стимулированию русских учить языки других народов СССР были обычно неэффективны. Журналы посвященные улучшению преподавания русского языка в нерусских регионах сильно распространились в последние годы, так же как и многочисленные региональные и межреспубликанские конференции посвященные этому предмету. Число преподавателей русского языка и литературы в начальных и средних классах превышает в два раза число преподавателей всех других языков и литературы народов СССР вместе взятых (336 000 по сравнению с 133 000).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Джамбул Джабаев написал поэму о казах батыре воевавшем на стороне русских

против бухарцев, в начале он благославляет Иосифа Виссарионовича,

давшего долгожданную свободу казахскому народу!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ужасные примеры советских «скотозаготовок, коллективизации и обобществления скота» у казахов-скотоводов:

Акт обследования двух пунктов оседания казахских хозяйств в п.Казгородок Карагандинской области, 17 мая 1932 года:

…В связи с участившимися случаями смертности среди населения, комиссия в составе районного врача и председателя РИКа по поручению председателя ПРИКа обследовала подворным обходом…

…По поселке «Шокы» 15 семейств поголовно истощены и отечены, еле-еле ходят на ногах, питаются исключительно падалью, костяным супом и кожей.

В домах, где варилось разложившееся мясо, неимоверная вонь, при входе в такие дома невольно перестаешь дышать и собираешься скорее выйти на свежий воздух.

Эти семьи следующие:…

…В старом ауле «Комербай» № 3 аула в семье Амирова имеется 9 душ, сам ушел в конце февраля, где находится – неизвестно, сын Ками 22 лет умер от полного истощения 10 мая с.г., Ахметжан 4 лет – 16 апреля 1932 г., Ахметулла – 17 апреля, жена и дочь умирают, Акет – сын 7 лет – чуть живой, сноха ушла неизвестно куда.

О чем и составили настоящий акт. п/п.

Петропавловский филиал Северо-Казахстанского облгосархива (ПФСКОГА), ф.22, оп.1, д.17, л.201, 202.

Моя мать как-то рассказывала о том, что видела в детстве: на обочинах дорог лежали трупы умерших от голода казахов. У коренного населения, проживавшего в сельской местности, отнимали скот, взамен давали обесцененные денежные знаки. Мясо вагонами везли в Россию.

Недавно один пожилой собеседник (местный русский) рассказал о чудовищном факте намеренного уничтожения детей. Его отец - житель Семипалатинска - видел события своими глазами. На площадь привозили полевую кухню и намеренно до отвала кормили кашей беспризорных детей-казачат, которые многие дни голодали. Сильное чувство голода заставляло их есть лишнее. Затем их трупы бросали в специально приготовленные емкости с известью. Люди других национальностей видели это, но боялись репрессий и молчали, так как те, кого арестовывали по каким-либо причинам, были расстреляны большевиками.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хотелось бы старожилу предложить лишь один аргумент. Пусть он сравнит Киргизию, ее прекрасные города, которые возникли именно в Советский период, и среднеазиатские города в Афганистане, Пакистане, Иране, не говоря уже о быте и культуре этих народов. Ну если это не убедит ни в чем, то извините, средневековое мракобесие и невежество для Вас, видимо, ближе и роднее.

Из той же оперы только на английском :ozbek:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Michael Rywkin "Moscow's Lost Empire" M.E.Sharpe Armonk, New York, Londоn, England 1994

с.167

Советская национальная политика 1920-х годов

Период между 1922 г. (примерно с того времени когда Ленин стал недееспособным по болезни) до конца 1920-х годов был ключевым и формирующим для советской национальной политики. В течение этого периода Сталин поднимался к абсолютной власти, но был все еще привязан к ленинскому видению федерализма для наций перестроенной империи - видению более эгалитарному чем его собственное.

Историческая интерпретация русских колониальных завоеваний под влиянием школы Михаила Покровского, которая осудила всю колонизацию - и русскую, и французскую, и английскую, и хвалила сопротивление коренных народов. Русский шовинизм представлялся как колониальный по природе, и злодеяния прошлого, совершенные во времена колониального правления Романовых были признаны.

Три основных элемента должны быть отмечены в этом периоде:

- Первая Всесоюзная конституция 1924 года установила юридическую основу вертикальных связей между центром и республиками - основу которая существовала до августа 1991 г. Она придавала мало внимания горизонтальным связям между республиками.

- Политика коренизации (продвижение национальных языков и культур) - позитивное развитие насколько это касалось национальностей, но которая не смогла выжить в следующем десятилетии.

- Установление национально -территориальных единиц для некоторых наций, которые никогда не имели их до этого, и проведение границ. В Центральной Азии сушествовавшие до этого государства были аннулированы и новые государственные единицы были сконструированы на их территориях идущие вразрез со старыми границами.

Первая Всесоюзная конституция установила две законодательные палаты. Совет Союза представлял население в основном согласно численности населения, в то время как Совет Национальностей был составлен из делегатов от национальных республик и областей. Каждой национально-территориальной единице имеющей равный статус было позволено иметь равное число мест в этой Палате независимо от размера ее населения. Союзные и автономные республики (последние будучи в составе первых) изначально имели равное представительство (пять мест) в Совете национальностей; каждой автономной области было дано одно место.

Новая Конституция установила основной образец для правительственных министерств (тогда называвшихся комиссариатами). Всесоюзные министерства центра имели львиную долю власти. Только сельское хозяйство, образование, здравоохранение, санитария, социальная защита, местная экоомика и внутренние дела были оставлены в руках республик (Конституция 1936 года перевела большую часть этих секторов во всесоюзную колонку). Республики были отсечены от каких-либо прямых контактов с иностранными державами - и дипломатических, и коммерческих. Налогообложение и бюджет, связь и транспорт были так же выведены из компетенции республик.

Еще одним нововведением в Конституцию было установление "предприятий общесоюзной важности" напрямую подчиненных центральным властям. Это необычная мера предосторожности позднее стала главным рычагом контроля Москвы над республиками. Если в начале только крупные предприятия были классифицированы таковыми, и не такие многочисленные, то все крупные новые фабрики построенные в последующие десятилетия, присоединились к этому разряду, и в результате три четверти промышленного производства было под центральной нежели республиканской юрисдикцией. Более того, руководство и работники этих предприятий были в основном русскими, фактически превращая эти фабрики в русские оплоты на территориях национальных республик. Даже партийные организации таких предприятий подчинялись Москве в обход обычной лестницы местной власти.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Handbook of Major Soviet Nationalities. Z. Katz, R.Rogers, F.Harned eds., The Free Press, A Division of MacMillan Publishing Co., Inc.

New York, Collier Macmillan Publishers, London, 1975

c.240

...Россия начала расширять свой контроль над киргизами в середине 19 века когда окончание Крымской войны снова позволило отвлечь русские силы для завоевания Средней Азии. Первоначальное русское проникновение в этот регион было достигнуто в 1855 году, когда главный манап (24, манап это был термин использовавшийся в 19-м, начале 20-го веков для обозначения местных киргизских лидеров. Они были старшего (ага), среднего (орто) и младшего (чала) ) (ранга) в зависимости от их положения в иерархической структуре. См. Абрамзон 1971, с.158-159.), когда главный манап клановой конфедерации Бугу предложил принять русское правление в обмен на помощь против ее врагов (25, Бартольд, 1963, с.532). В 1862 году Пишпек, важная кокандская крепость, был взят русскими силами (26, там же с.535).

После завоевания Россией Киргизстан стал территорией славянского земледельческого расселения. Это движение началось в 1866 году, и к 1911-1912 годам там было 87 000 мигрантов внутри современного Киргизстана и соседствующих территорий к северу (27, Бартольд, 1963, с. 323). Славянская колонизация киргизской территории привела к значительному сокращению пастбищной земли, уменьшению размеров поголовья скота кочевников и к заметному снижению их уровня жизни. Негодование киргизов из-за отчуждения их земли и трудовой мобилизации военного времени прорвалось как крупное восстание в 1916 году - тысячи русских переселенцев и киргизов были убиты и, по-видимому, 150 000 кочевников бежало, спасаясь, в Китай (28, Малабаев, 1969, с.39).

Большевики установили контроль над Киргизстаном в начале 1918 года после того как вначале захватили власть в Ташкенте - административном центре Туркестана (29, Жантуаров, 1957 г., сс.98-101). Сначала никакой административной единицы не было установлено для киргизов - их земля была поделена между различными областями (провинциями) Туркестанской Советской Республики.

Советская политика в этот ранний период было открыто колониальной. Практически вся администрация состояла из русских. Политические партии, образованные коренным населением, такие как Алаш-Орда, выступавшей за создание автономной Казахско-Киргизской республики, и Шуро-и-Ислам - поддерживавшую Кокандскую автономию, были аннулированы (30, Казахбаев, 1966 г,, с.57-58). Как и до революции, киргизские земли экспроприировались и передавались русским переселенцам (31, "Правда", 20 июня, 1950 г.).

Столкнувшись с народным восстанием (т.н.) басмачей (32) режим после 1919 года перешел к более примирительной политике в Туркестане. В Киргизстане земельная реформа проведенная в 1920-1921 гг. вернула обратно киргизские земли (33). Как часть делимитации (т.е. т.н. размежевания) Средней Азии в 1924 г. была создана Киргизская Автономная Область с ведущими фигурами из национальной интеллигенции - такими как Касым Тыныстан-уулу - введенными в администрацию (34, Алтай 1964 г, с.101). Традиционная киргизская культура с кочевой экономикой, кланово-ориентированным обществом и манапским руководством, оставалась существенно нетронутой (35, Кушнер, 1929, сс.77-79, 88-112).

Несмотря на уступки советского режима, резкие различия между центральными властями и киргизской интеллигенцией оставались, с конфликтами, повторяющимися с частыми интервалами. В 1920 г., когда коммунисты коренных национальностей из Киргизстана и других частей Туркестана попытались создать отдельную Тюркскую Коммунистическую партию со своими собственными вооруженными силами, Ленин возразил, и этот план пришлось отбросить (36 - Зенковский 1960 г., с.244-248). Попытка Абдукарима Сыдык-уулу, председателя Семиреченского Исполнительного Комитета и других киргизских лидеров сформировать Киргизскую Горную область из регионов населенных киргизами была отвергнута в 1922 г. более высокими партийными властями (37 Казахбаев 1966 г., с.118-119). Интересы режима столкнулись с интересами киргизской интеллигенции снова в 1925 г. когда группа лидеров, называвшаяся "Тридцать", подала официальную жалобу в ЦК РКП(б) относительно состoяния дел в Киргизстане. Эта группа "Тридцать" критиковала ведение официального делопроизводства на русском языке, жаловалась на недостаточное число национальных кадров, обучающихся для того, чтобы управляться с делами Области, предлагали вводить образованных людей в правительство независимо от их социального происхождения, выступали против всех репрессивных мер, и требовали снятия русских коммунистов с ведущих постов. Режим ответил снятием этих тридцати с официальных постов и исключением их из партии. Их лидер Абдукарим Сыдык-уулу был отправлен в ссылку (38, Джунушев, 1966, сс.73-74).

Еще одна группа руководителей из коренного населения, которая выступила против московских властей в этот период, называлась Ур-токмок, возглавлявшаяся К. Худайкуловым - главой Киргизского Союза Кошчи (бедных крестьян), и Д. Бабахановым

- вторым секретарем партийной организации. По всей видимости эта группа поддерживала традиционное киргизское руководство против советских попыток их сместить и репрессировать. Однако в феврале 1926 г. лидеры Ур-токмока были исключены из партии, а через год Худайкулов и Бабаханов были отданы под суд и посажены в тюрьму. (39 Малабаев 1969, сс.73-74).

После 1928 г. главной целью сталинской программы были де-номадизация и коллективизация скотоводов коренного населения. Эта аграрная революция начатая в 1927-1928 гг. столкнулась с повсеместным противодействием. Многие стали забивать скот или уводить его за границу в Китай для того чтобы избежать его сдачи в колхозы. Движение басмачей, которое уже было затихло, возникло опять в виде вооруженного противодействия коллективизации (40 Малабаев 1969, сс.371-374, 393-394). От лица режима утверждалось даже, что Абдукарим Сыдык-уулу, который вернулся как директор Киргизской Плановой Комиссии, будто бы организовал заговорщическую организацию для сопротивления коллективизации и свержения коммунистического режима в Киргизстане с помощью вооружения, полученного из Китая и других зарубежных держав (41 Зорин, 1934, сс.170-171). Несмотря на это сопротивление, программа коллективизации проталкивалась вперед - к 1933 году 67% крестьянских хозяйств были коллективизированы (Малабаев, 1969, с.401).

Вторым аспектом гонки за революционными целями была замена большей части политической и интеллектуальной элиты персонами считавшимися более послушными и идеологически соответствовавшими сталинистскому руководству. Среди государственных и партийных функционеров подвергшимся чисткам между 1933 и 1938 гг. были три председателя Киргизского Совета Министров - Абдрахманов, Иракаев и Салихов; три первых секретаря Киргизской партийной организации - Шахрай, Белоцкий и Аммосов (якут - прим.А.); и председатель Киргизского ЦИК Уразбеков. Ведущей личностью среди интеллигенции подвершейся чисткам был Тыныстан-уулу - доминируюшая фигура культурной и интеллектуальной жизни республики. Также были арестованы писатели Караш-уулу, Кенесарин, Наматов и Джамгирчинов (43 Алтай, 1964, сс.97-107). Ряды новой интеллигенции были опустошены в 1934-1939 гг., а численность членов партии снизилась примерно на 51%.

Вместе с негативными аспектами сталинистской политики должны быть отмечены и позитивные моменты. Была достигнута некоторая индустриализация вместе со значительным прогрессом сделанным в развитии образования и здравоохранения. В 1936 г. киргизы достигли формального равенства с другими центрально-азиатскими народами - более высокого статуса внутри СССР, когда их автономная республика была повышена до статуса союзной республики (45, Алтай, 1964, с.97).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Принцип национально-территориального обустройства реализовался молодой Советской Республикой. Сейчас, некоторые говорят, мол "Ленин виноват" заложил под Росс.империю "национальную бомбу".

Якобы это уж очень выгодно было нац.меньшинствам России

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Калмыки на момент прихода революции насчитывали 200 тыс.чел.

Вместо того, чтобы отсидеться в сторонке ойраты приняли активное участие и ошиблись стороной.

По соаременным стат.данным всего 170 тыс.чел.

Т.е. когда население других народов увеличивалось в несколько раз калмыки опустились ниже прежнего уровня.

Для "калмыц.демографа Kenana" скажу, что в Калмыкии в совет.время семья имеющая 5 детей считалась многодетной. Сейчас же при 3 детях семья многодетная.

У моей мамы 27 двоюродных братьев и сестер. М.б. им повезло, попали в Алтайск.край. У моей жены 8 братьев и сестер.

Насколько выгодным оказалось национальное размежевание ?

При другом развитии событий калмыки могли составить половину населения соврем.Астрахан.обл., а может и больше......

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Калмыки на момент прихода революции насчитывали 200 тыс.чел.

Вместо того, чтобы отсидеться в сторонке ойраты приняли активное участие и ошиблись стороной.

По соаременным стат.данным всего 170 тыс.чел.

Т.е. когда население других народов увеличивалось в несколько раз калмыки опустились ниже прежнего уровня.

Для "калмыц.демографа Kenana" скажу, что в Калмыкии в совет.время семья имеющая 5 детей считалась многодетной. Сейчас же при 3 детях семья многодетная.

У моей мамы 27 двоюродных братьев и сестер. М.б. им повезло, попали в Алтайск.край. У моей жены 8 братьев и сестер.

Насколько выгодным оказалось национальное размежевание ?

При другом развитии событий калмыки могли составить половину населения соврем.Астрахан.обл., а может и больше......

 

А мы попали в самую горячую точку басмачества и фактически воевали друг с другом.

Согласно всесоюзной переписи 1926 года численность каракалпаков и калмыков фактически одинакова, но мы к настоящему времени в 4 раза увеличили свою численность (620 тыс), а вы всего на 50% (183 тыс).

Удивительные цифры у узбеков, на тот период их было меньше чем казахов, но за 90 лет они выросли фактически в 10 раз (нынче их 30-40 млн), казахи выросли чуть менее 4 раза (около 15 млн). Если даже списать на то, что у казахов был голодомор, то мы избежали такую участь и фактически находились в одинаковой социальной и климатической среде с узбеками, но по показателям демографического роста узбеки в 2,5 раза опережают нас, а наш показатель как у казахов, которые пережили потрясение. Русские и то увеличились меньше чем в два раза.

Если бы задали вопрос "кому было выгодно?", то однозначный ответ - узбекам. А больше никто не поправил свои демографические показатели, у всех идет естественный прирост, а у кого-то дефицит или как его правильно называют. Например, я так и не понял, почему с 1939 по 1959 год, у каракалпаков отмечено снижение численности, которое у других не замечено, хотя с фашизмом воевал весь советский союз. К депортациям тоже не подвергались, а вместо прироста, наоборот, минусовой показатель. Тоже загадка истории.

 

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/51331

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...