Перейти к содержимому






Фотография

Ормон хан


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 71

#21 Кара-Кыргыз

Кара-Кыргыз

    Старожил форума

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 321 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Тенир Тоо

Отправлено 24 Сентябрь 2008 - 05:55

О взаимоотношениях Сарыбагышей и Саяков:

Первое известное нам крупное военное столкновение произошло между племенами сарыбагыш и саяк в начале XIX в. Поводом к войне послужили взаимные оскорбления манапов этих племен, о которых сообщается следующее в рукописи «Борьба саяков и сарыбагыш». Родственник глав¬ного манапа племени сарыбагыш, отца Ормон-хана, Нияз-бека Есенгулова,— Айдаке-батыр был оскорблен табунщи¬ками Джанболота из рода Чоро, племени саяк. Они в Кочкорке, угощая встретившегося с ними Айдаке-батыра кумысом, смеялись над тем, что один из них, ответил другому, требовавшему от него свои призы: «Вот твой приз, это Айдаке, я его поставил в байге». Айдаке возвра¬тился сильно обиженным и доложил об этом Ниязбеку. Ниязбек, видя в этих словах оскорбления своей чести, предъявил главным манапам рода Чоро и Курманкожо, Качике-батыру и Медет-датха требование, где было сказа¬но: «Приведете ли вы Джанболота ко мне с дарами про¬сить прощения или же я пойду походом и разорю его. Если он намерен устоять против меня, то пусть укажет место боя. Джанболот ваш родственник, поэтому вы должны ответить».
Когда Качике и Медет-датха явились к Ниязбеку с дарами Джанболота, состоявшими на 9 лошадей, то его не удовлетворило это. Ниязбек еще более возмутился тем, что сам виновник Джанболот не только не явился, а со своим айылом откочевал в Нарын. Качике был принят очень плохо, обвинен в том, что бегство Джанболота сделано с его ведома, и был подвергнут побоям. Вернувшись к себе в Джумгал, на старости лет сильно оскорбленный Ниязбеком, Качике искал мести. Он обратился ко всем родам саяк, призывая к мщению и оплакивая умершего саякского батыра Тайлака. Наконец, в результате 2 — 3-х летних усилий, ему удалось организовать силы разрозненных ро¬дов саяк, начиная с Кетмень-Тюбе, откуда пришло ополче¬ние во главе с Карашана-батыром, и с Нарына во главе с Кожоберди-батыром. Ранней весной большое войско саяк выступило из Джумгала в Чуйскую долину против сарыба¬гыш. Ниязбек, айылы которого находились в местности Желаргы-Тайгак, был застигнут саяками врасплох и раз¬граблен. Сын Качике, Ераалы, явившись к юрте Ниязбека, бросил вызов на бой, сказав: «Если можешь — отбивай свой скот, если не приедешь — надень на голову элечек своей жены. Если убегу, то пусть я надену элечек моей жены». Ниязбек принял вызов и наскоро собрав отряд сарыбагышей во главе со своими сыновьями, прозванными «восемью беками Ниязбека», выступил в погоню. У входа в Шамшинское ущелье произошел бой, где сарыбагыши были разбиты. В единоборстве, которое предшествовало всеобщей схватке, двое сыновей Ниязбека — Ормон и Субанбек были побеждены выступившими со стороны саяков батырами Ераалы и Кожоберди. Тогда же попал в плен к саякам Ормон. В паническом бегстве, преследуемые саяками, сарыбагыши потеряли много коней и оставили плен¬ных. Ормон в течение лета и зимы находился в плену у саяков, подвергаясь всякого рода унижениям. Кузнец, кото¬рому поручалась охрана Ормона, заковывая его в кандалы, при сопротивлении разбил ему молотком нос, испортив ему его на всю жизнь. В знак тягчайшего позора надев Ормону на голову женский головной убор, саяки заставля¬ли его доить корову, а при перекочевках возили на корове и волах без седла.
Но когда Ормон был уже на краю гибели, ему удалось убежать. Скрываясь в болоте, где он неминуемо должен был погибнуть, ему посчастливилось, с помощью случайно встретившегося одного человека из рода Катаган, разбить кандалы, достать одежду и лошадь, после чего он смог вернуться к себе домой.
Это столкновение саяков и сарыбагышей имело безус¬ловно более глубокие причины. Они состояли, надо пола¬гать, в стремлении феодально-родовой верхушки сарыбагы¬шей во главе с Ниязбеком Есенгуловым, овладеть пастби¬щами Кочкорской долины и подчинить своему влиянию разрозненные саякские роды — чоро, курманкожо, кулжыгач, кочевавшие в долинах Кочкора и Джумгала. Джанболот, табунщики которого дали повод началу межплеменной распри, видя непосредственно нависшую над ним угрозу со стороны сарыбагышей, откочевал в Нарын, пока его стада были целы от разграбления.
Оставшийся в Джумгале Качике, с большими усилия¬ми организовав отпор сарыбагышам, на некоторое время предотвратил опасность для своих стад и пастбищ.


  • 0

#22 chorobek

chorobek

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 14 сообщений

Отправлено 10 Август 2009 - 15:56

Тезек-торе был двоюродным племянником Кенесары. Интересные ссылки, спасибо.


Да, сыграл не последную роль в убийстве Ормон хана.
Можно сказать отомстил за Кененсары и Ноорузбая.
Открыто напасть не мог.
Тогда он решает убрать Ормона с помощью других кыргызов.
Поддерживает очень хорошие отношения с биями бугу.
Особенности с Тилекматом.
Возвышение к-го среди бугинцев произошло в том числе из за его дипломатии между бугинцами и Тезек торе.
Предалагет свое ходатайство в получении русского подданства бугинским кыргызам.
Отправлял щедрые дары бугинским биям.
Обещал военную поддержку в случае чего.
Подстрекал как мог и был награжден за труды.

В общем, мы знаем, что он постарался.

Сообщение отредактировал chorobek: 10 Август 2009 - 15:57

  • 0

#23 asan-kaygy

asan-kaygy

    Старожил форума

  • Модераторы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 7 924 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Астана
  • Интересы:Генеалогия Чингизидов

Отправлено 12 Август 2009 - 09:58

Да, сыграл не последную роль в убийстве Ормон хана.
Можно сказать отомстил за Кененсары и Ноорузбая.
Открыто напасть не мог.
Тогда он решает убрать Ормона с помощью других кыргызов.

А вам не кажеться, что два убийства не связаны. Тезек-торе было глубоко без разницы как умер Кенесары, его отцы не особо поддержали Кенесары, зато имели хорошие отношения с Валихановыми.
  • 0
R1a1a1b2a1a-L657

#24 chorobek

chorobek

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 14 сообщений

Отправлено 25 Август 2009 - 08:08

А вам не кажеться, что два убийства не связаны. Тезек-торе было глубоко без разницы как умер Кенесары, его отцы не особо поддержали Кенесары, зато имели хорошие отношения с Валихановыми.


Возможно вы правы и Тезек торе участвовал в вражде двух кыргызских родов только из за полученой от бугинцев в дар Торетай кыз :)
  • 0

#25 Племя БУГУ

Племя БУГУ

    Старожил форума

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 451 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:БИШКЕК, Кыргызстан

Отправлено 01 Октябрь 2009 - 16:06

К северу от Бишкека за Объездной трассой на территории Аламудунского района есть село Мыкан. Местный житель поведал следующую историю: в этом местечке прозошло столкновение между отрядами кыргызов и казахов, и в результате кровавой битвы полегло порядка 1000 казахских воинов. Очевидцы говорили: "Мын кан тогулду", что означает пролилась кровь тысячи джигитов (Мын - по казахски тысяча). После этого сражения местечко стали именовать МЫКАН (Мын кан).
Так ли это было в Истории?
  • 0

#26 Noyan

Noyan

    Старожил форума

  • Бесправные
  • PipPipPipPip
  • 376 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 01 Октябрь 2009 - 16:19

К северу от Бишкека за Объездной трассой на территории Аламудунского района есть село Мыкан. Местный житель поведал следующую историю: в этом местечке прозошло столкновение между отрядами кыргызов и казахов, и в результате кровавой битвы полегло порядка 1000 казахских воинов. Очевидцы говорили: "Мын кан тогулду", что означает пролилась кровь тысячи джигитов (Мын - по казахски тысяча). После этого сражения местечко стали именовать МЫКАН (Мын кан).
Так ли это было в Истории?



Саламалейкум!

Не знаю, не слышал...можно покопаться в инете...Но если аташка такое рассказывает, то наверное так оно и было...

Сам я в Киргизии ни разу не был. Но хочу поехать в Бишкек там у меня много друзей...Говорят на пути к Иссык Кулю есть гора которая образовалась после походов Аксак Темира...хочу увидеть его.
  • 0

#27 Племя БУГУ

Племя БУГУ

    Старожил форума

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 451 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:БИШКЕК, Кыргызстан

Отправлено 05 Октябрь 2009 - 12:17

Ziyavitdin ИМХО.

У Худояра был папа по имени Шерали.
Откуда жена Шерали-хана? Какого она рода-племени?
И откуда был сам Шерали? Где и в какой местности он (Шерали) кочевал до избрания его ханом Какандским?
  • 0

#28 Хак-Назар б. Касым

Хак-Назар б. Касым

    Khoja

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 1 984 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 05 Октябрь 2009 - 12:26

Ziyavitdin ИМХО.

У Худояра был папа по имени Шерали.
Откуда жена Шерали-хана? Какого она рода-племени?
И откуда был сам Шерали? Где и в какой местности он (Шерали) кочевал до избрания его ханом Какандским?


"Шир-Али, сын Алим-хана, родившийся от дикокаменной киргизки, еще в юности удалился к своему деду, бию из рода сару Аджибаю и, забытый всеми, вел тихую кочевую жизнь. Женатый на дикокаменной киргизке он имел трех сыновей: Сарымсака, Малибека, Худояра. Линия Омар-хана, со смерти Мадали-хана и брата его Суфия Махмуда пресекалась; малолетний сын Мадали был в руках эмира, а народ, недовольный бухарцами, волновался и готовился свергнуть ненавистное иго. У Шир-Али явилась надежда. В белой войлочной киргизской шапке и грубом киргизском плаще явился среди кокандцев Алишир, как восстание выспыхнуло.
Мангиты были перерезаны. Эмир подступил к Кокану, чтобы восстановить свое влияние, но был разбит и обратился в бегство. Шир-Али сделался ханом..."

Ч.Валиханов "Записка о Кокандском ханстве".
  • 0
Великие мне в кровь внесли к священной истине любовь

Ходжа Ахмет Яссауи

#29 Племя БУГУ

Племя БУГУ

    Старожил форума

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 451 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:БИШКЕК, Кыргызстан

Отправлено 05 Октябрь 2009 - 12:41

Хак-Назар б. Касым уважаемый!

Я писал Нояну, что если капнуть глубже родословную кокандских ханов, то там и кыргызская кровь выявится.
В сообщении я упоминал Худояр-хана, отец которого кочевал в среднем течении в реки Талас (это примерно Таласская долина КР и г.Тараз, РК), откуда его забрали и возвели в ханы. У Шерали жена была кыргызка дикокаменная, родился он сам в утробе дикокаменной кыргызки, в таком случае он наполовину кыргыз, да и сын его Худояр тоже наполовину кыргыз. Вот об этом я хотел сказать....
  • 0

#30 Rust

Rust

    Рустам Абдуманапов

  • Admin
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 3 427 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Tomsk

Отправлено 05 Октябрь 2009 - 12:49

Здравствуйте,
У Худоярхана была жена АГАЧА ойим.Она имеет киргискому роду или Орманхана какой нибудь отношения.?


Подозреваю у Худояр-хана было несколько жен, была ли среди них кыргызка, не знаю. Знаю, что матерью Худояр-хана была кыргызка Жаркын-Аим, близкая подруга известной "алайской царицы" Курманджан-датки. Отец Худаяр-хана Шералы вырос среди кыргызов в Таласе и был посажен на кокандский престол представителями кыргызов и ферганских кыпчаков.

#31 Хак-Назар б. Касым

Хак-Назар б. Касым

    Khoja

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 1 984 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 05 Октябрь 2009 - 13:14

Хак-Назар б. Касым уважаемый!

Я писал Нояну, что если капнуть глубже родословную кокандских ханов, то там и кыргызская кровь выявится.
В сообщении я упоминал Худояр-хана, отец которого кочевал в среднем течении в реки Талас (это примерно Таласская долина КР и г.Тараз, РК), откуда его забрали и возвели в ханы. У Шерали жена была кыргызка дикокаменная, родился он сам в утробе дикокаменной кыргызки, в таком случае он наполовину кыргыз, да и сын его Худояр тоже наполовину кыргыз. Вот об этом я хотел сказать....


Так, я, а точнее Валиханов и я :D тоже об этом...
  • 0
Великие мне в кровь внесли к священной истине любовь

Ходжа Ахмет Яссауи

#32 Хак-Назар б. Касым

Хак-Назар б. Касым

    Khoja

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 1 984 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 05 Октябрь 2009 - 19:53

А что известно про Малля-хана и его жен?
  • 0
Великие мне в кровь внесли к священной истине любовь

Ходжа Ахмет Яссауи

#33 BARS_KG

BARS_KG

    Новичок

  • Новички
  • Pip
  • 9 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 21 Октябрь 2009 - 12:18

О взаимоотношениях Сарыбагышей и Саяков:


Цитата

Первое известное нам крупное военное столкновение произошло между племенами сарыбагыш и саяк в начале XIX в. Поводом к войне послужили взаимные оскорбления манапов этих племен, о которых сообщается следующее в рукописи «Борьба саяков и сарыбагыш». Родственник глав¬ного манапа племени сарыбагыш, отца Ормон-хана, Нияз-бека Есенгулова,— Айдаке-батыр был оскорблен табунщи¬ками Джанболота из рода Чоро, племени саяк. Они в Кочкорке, угощая встретившегося с ними Айдаке-батыра кумысом, смеялись над тем, что один из них, ответил другому, требовавшему от него свои призы: «Вот твой приз, это Айдаке, я его поставил в байге». Айдаке возвра¬тился сильно обиженным и доложил об этом Ниязбеку. Ниязбек, видя в этих словах оскорбления своей чести, предъявил главным манапам рода Чоро и Курманкожо, Качике-батыру и Медет-датха требование, где было сказа¬но: «Приведете ли вы Джанболота ко мне с дарами про¬сить прощения или же я пойду походом и разорю его. Если он намерен устоять против меня, то пусть укажет место боя. Джанболот ваш родственник, поэтому вы должны ответить».
Когда Качике и Медет-датха явились к Ниязбеку с дарами Джанболота, состоявшими на 9 лошадей, то его не удовлетворило это. Ниязбек еще более возмутился тем, что сам виновник Джанболот не только не явился, а со своим айылом откочевал в Нарын. Качике был принят очень плохо, обвинен в том, что бегство Джанболота сделано с его ведома, и был подвергнут побоям. Вернувшись к себе в Джумгал, на старости лет сильно оскорбленный Ниязбеком, Качике искал мести. Он обратился ко всем родам саяк, призывая к мщению и оплакивая умершего саякского батыра Тайлака. Наконец, в результате 2 — 3-х летних усилий, ему удалось организовать силы разрозненных ро¬дов саяк, начиная с Кетмень-Тюбе, откуда пришло ополче¬ние во главе с Карашана-батыром, и с Нарына во главе с Кожоберди-батыром. Ранней весной большое войско саяк выступило из Джумгала в Чуйскую долину против сарыба¬гыш. Ниязбек, айылы которого находились в местности Желаргы-Тайгак, был застигнут саяками врасплох и раз¬граблен. Сын Качике, Ераалы, явившись к юрте Ниязбека, бросил вызов на бой, сказав: «Если можешь — отбивай свой скот, если не приедешь — надень на голову элечек своей жены. Если убегу, то пусть я надену элечек моей жены». Ниязбек принял вызов и наскоро собрав отряд сарыбагышей во главе со своими сыновьями, прозванными «восемью беками Ниязбека», выступил в погоню. У входа в Шамшинское ущелье произошел бой, где сарыбагыши были разбиты. В единоборстве, которое предшествовало всеобщей схватке, двое сыновей Ниязбека — Ормон и Субанбек были побеждены выступившими со стороны саяков батырами Ераалы и Кожоберди. Тогда же попал в плен к саякам Ормон. В паническом бегстве, преследуемые саяками, сарыбагыши потеряли много коней и оставили плен¬ных. Ормон в течение лета и зимы находился в плену у саяков, подвергаясь всякого рода унижениям. Кузнец, кото¬рому поручалась охрана Ормона, заковывая его в кандалы, при сопротивлении разбил ему молотком нос, испортив ему его на всю жизнь. В знак тягчайшего позора надев Ормону на голову женский головной убор, саяки заставля¬ли его доить корову, а при перекочевках возили на корове и волах без седла.
Но когда Ормон был уже на краю гибели, ему удалось убежать. Скрываясь в болоте, где он неминуемо должен был погибнуть, ему посчастливилось, с помощью случайно встретившегося одного человека из рода Катаган, разбить кандалы, достать одежду и лошадь, после чего он смог вернуться к себе домой.
Это столкновение саяков и сарыбагышей имело безус¬ловно более глубокие причины. Они состояли, надо пола¬гать, в стремлении феодально-родовой верхушки сарыбагы¬шей во главе с Ниязбеком Есенгуловым, овладеть пастби¬щами Кочкорской долины и подчинить своему влиянию разрозненные саякские роды — чоро, курманкожо, кулжыгач, кочевавшие в долинах Кочкора и Джумгала. Джанболот, табунщики которого дали повод началу межплеменной распри, видя непосредственно нависшую над ним угрозу со стороны сарыбагышей, откочевал в Нарын, пока его стада были целы от разграбления.
Оставшийся в Джумгале Качике, с большими усилия¬ми организовав отпор сарыбагышам, на некоторое время предотвратил опасность для своих стад и пастбищ.



Кара-кыргыз, интересно из какого источника эта информация? Возможно здесь имеются определенные неточности. Так как здесь речь идет о саяке Жанболоте из рода чоро и события вроде как проходили в начале XIX в. Однако в это же время говориться о смерти баатыра саяков Тайлака. А Тайлак баатыр, прославившийся в боях против китайцев и кокандцев, приходился вышеуказанному Жанболоту родным внуком и годы его жизни 1802-1844 гг.
  • 0

#34 chorobek

chorobek

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 14 сообщений

Отправлено 27 Октябрь 2009 - 13:11

Кара-кыргыз, интересно из какого источника эта информация? Возможно здесь имеются определенные неточности. Так как здесь речь идет о саяке Жанболоте из рода чоро и события вроде как проходили в начале XIX в. Однако в это же время говориться о смерти баатыра саяков Тайлака. А Тайлак баатыр, прославившийся в боях против китайцев и кокандцев, приходился вышеуказанному Жанболоту родным внуком и годы его жизни 1802-1844 гг.


Это из серии кыргызских племенных санжыра типа наши деди круче всех :)
Такие утверждения я видел только у Тоголок Молдо.
А он был из племени...
  • 0

#35 BARS_KG

BARS_KG

    Новичок

  • Новички
  • Pip
  • 9 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 28 Октябрь 2009 - 08:51

Это из серии кыргызских племенных санжыра типа наши деди круче всех
Такие утверждения я видел только у Тоголок Молдо.
А он был из племени...



Чоробек, я тоже из того же самого племени что и Тайлак с его дедом Жанболотом, что и упамянутый тобой Тоголок Молдо, из племени саяк. К чему этот сарказм? Между прочем сам Кара-кыргыз, написавший вышеотмеченный постинг не из саяков, а из бугу.

Вот и интересуюсь из какого источника взята информация и лишь подметил, что возможна ощибка в датах.
  • 0

#36 BARS_KG

BARS_KG

    Новичок

  • Новички
  • Pip
  • 9 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 28 Октябрь 2009 - 08:55

Кстати, Тоголок Молдо будучи из того же самого села что и Тайтак баатыр и Жанболот, а именно из с. Куртка Акталинского района (по моему оно сейчас называется с. Тоголок Молдо) должен был очень хорошо знать историю жизни своего земляка и сородича. Думаю врятли он бы ошибался в датах и соответственно врятли эта информация санжыра в его версии.
  • 0

#37 asan-kaygy

asan-kaygy

    Старожил форума

  • Модераторы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 7 924 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Астана
  • Интересы:Генеалогия Чингизидов

Отправлено 02 Ноябрь 2009 - 18:29

А к модерам у меня просьба - перенесите всё касающееся хана Кене в соответствующую тему (такое моё предложение) :)

Попытаюсь сейчас перенести.
  • 0
R1a1a1b2a1a-L657

#38 asan-kaygy

asan-kaygy

    Старожил форума

  • Модераторы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 7 924 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Астана
  • Интересы:Генеалогия Чингизидов

Отправлено 02 Ноябрь 2009 - 18:58

Попытаюсь сейчас перенести.

Сообщения о хане Кене перенесены в отдельную тему:
http://forum.eurasic...я/page__st__100
  • 0
R1a1a1b2a1a-L657

#39 chorobek

chorobek

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 14 сообщений

Отправлено 10 Ноябрь 2009 - 17:04

Кстати, Тоголок Молдо будучи из того же самого села что и Тайтак баатыр и Жанболот, а именно из с. Куртка Акталинского района (по моему оно сейчас называется с. Тоголок Молдо) должен был очень хорошо знать историю жизни своего земляка и сородича. Думаю врятли он бы ошибался в датах и соответственно врятли эта информация санжыра в его версии.


Вы не первый человек, кто заметил эту нестыковку. Про это говорят и в офлайн. Люди, знающие санжыра.
Про то, что это Тоголок Молдо (ТМ) можете узнать из книги (сборник санжыра) "Кыргыздар", Бишкек, изд.: "Кыргызстан" 1991 г., стр. 61-66. В принципе из любого сборника санжыра, где есть санжыра от ТМ.

Сильно не копался в родословной Жанболота. Точно не знаю, но, по одной из версий он умер 1789 году в китайском плену. Вы согласны?

У ТМ говорится, что Айдаке баатыр встретил табунщиков Жанболота в Кочкорке в местности Айтактын чабы.
Если вы из чоро сайаков, то можете точно сказать - жили ли чоро сайаки в начале 19 века в Кочкорке?
Я точно не знаю, но я думал, что род чоро жили там же, где и нынче - в Акталинском районе.

(ТМ)Качыке и Медет понимали, что не смогут устоять против войск Ныйазбека, поэтому решают принести извинения. Потом, после уговора с Качыке и Медетом об извинении с подношением(9 ат) :rolleyes: перед Ныйазбек баатыром, Жанболот их обманывает ссылаясь на то, что у него нет рубахи – мол, оставил постирать, поэтому, надо бы домой сгонять, и укатывает в Куртку, а Медет и Качыке остаются пасти лошадей :D и ждать его возращения с чистой рубахой на перевале Кубакы.

Кто может поверить, что у главы рода не было сменной чистой рубахи? Что Качыке бий и Медет датка были непроходимо тупые? Да и Жанболот получается был обманщиком и трусом - испугался Ныйазбека, сбежал. Вы сами в это верите?

И почему встречались на перевале Кубакы, если, в то время, Кочкор с Чуем, сообщались через Шамшы? Далее по тексту говорится, что Качыке жил в Жумгале, да и когда сайаки пришли бить сарбагышей в Чуй, они пришли через Шамшы. Так, зачем надо было встречаться на перевале Кубакы? Да и 9 лошадей - это, что вопрос для решения двух биев (Нийзабек, Качыке), одного датка и одного баатыра (не знаю точно был ли Жанболот бием)? 4 уважаемых человека кыргызов возятся из-за 9 лощадей, непонятно сколько дней, двое из них ночуют на перевале. Смешнее придумать сложно. :)

Если верить, санжыра оставленный Тулеберди бийем (Алымбектин санжыра), Качыке баатыр упоминается как глава чакыр сайаков живших в Токмаке, во времена походов Абылай хана и был современником Эсенгул баатыра, отца Нийазбека. Они вместе участвовали не в одних боях.

Поэтому, если такое событие и имело место, то это должно было произойти в начале 1800 г, т.е. когда Ормону еще не было 17. А тогда Эсенгул баатыр был бы еще жив (1730-1810). Качыке было бы легче все решить со своим старым боевым товарищем, ежели с его сыном. Если уж такой глубокий старик смог приехать с Жумгала в Токмок, дав крюк через Кубакы, переночевав на перевале несколько ночей, то уж и Эсенгул смог бы его принять и решить вопрос.

Через несколько лет, в 1807 году (когда Ормону было 17 лет)сыну Качыке Эраалы удается возглавив объединенное войско сайаков (несколько сот) настигнут врасплох Ныйазбека ночью, разбить сарбагышей и пленить Ормона. Для сведения, у Ныйазбека было несколько тысяч юртов населения.

Там далее говорится, что Эраалы преследовал Ныйазбека на Маралтору своего отца, но Чаар ат Ныйазбека был быстрее. Когда они уже ушли далеко, Ныйазбек остановился и сказал:
- Эй, сын Качыке возвращайся назад, хочу тебя самого застрелить - Ормон в плен попался, хочу застрелить коня - отец твой в старости останется пешком.
Эраалы все равно бросается на Ныйазбека, тогда Ныйазбек отстреливает ему колчан, испугавшись, Эраалы возвращается назад.

Давайте и здесь порасжудаем. Стал бы человек проявлять заботу (в старости останется пешком) о другом человеке, к-го до этого сам же избил и оскорбил (как утверждает ТМ), к тому же, к-го теперь считал своим врагом?

Да и самым верным способом вернуть Ормона был бы обмен на Эраалы. Поэтому, Ныйазбек мог легко его ранить и пленить, чтобы потом обменять на Ормона. Может и Ныйазбек был непроходимо тупой, как и Качыке и Медет датка? Нет, конечно.

Далее по тексту, Ныйазбек отказывается от каких-либо переговоров сайаками, заявив: Пусть сайаки его сварят и съедять, я не буду давать подношения сайакам.

Если Ныйазбеку было все равно, что будет с Ормоном, было бы логично предположить, что тогда сарбагышы соберут войско и пойдут походом на сайаков, чтобы их наказать.

Помните, ТМ равнее говорил, что Качыке и Медет знали, что не смогут отразить поход сарбагышей.

Годы жизни Ормон хана 1790-1855 гг.
Как вы правильно заметили, был современником Тайлак баатыра (внука Жанболота) 1802-1844 гг.

Что достоверно известно?

Достоверно известно, что Осмон датка, сын Тайлак баатыра был зятем Ормон хана.
У Ормон хана нос был целый. А не разбитый Доолот кузнецом, когда он был в плену, как утверждает ТМ.

В общем, сплошные нестыковки, мягко говоря.
История выдуманная от начала до конца.
У ТМ санжыра, на мой взгляд, относится именно к такому роду санжыра, к-е хвалят свой род любой ценой.
Может акыном он и был неплохим, но как санжырачы...
Еще берите в расчет, что все акыны, кто вынужденно, кто с удовольствием, хвалили своих манапов почем зря.
  • 0

#40 Племя БУГУ

Племя БУГУ

    Старожил форума

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 451 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:БИШКЕК, Кыргызстан

Отправлено 20 Ноябрь 2009 - 06:07

Действительно к данным санжыра надо относится с известной осторожностью, потом-что "каждый кулик свое болото хвалит", т.е. любое санжыра является отражением субъективизма автора.
  • 0




Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых

Яндекс.Метрика