Recommended Posts

Берут 33 мелких камня . Перемешивая делят на 3 части. Вытаскивают по 4 и остаток от четырех и менее выводят. И так же делают из оставшихся 2 куч. Это первый ряд. Второй ряд повторяется так же. И 3 ряд тоже. Получается 3 ряда вдоль и 3 поперек. И по цифрам гадают

Есть ли такое гадание у других народов.Кто может дать информацию?

Share this post


Link to post
Share on other sites

У казахов есть гадание на кумалаках(бараньи какашки:)))))или бобы, камешки- это более цивилизованный способ, принципа не знаю, если есть на форуме казахские бабульки наверное смогут просветить:)

Share this post


Link to post
Share on other sites
У казахов есть гадание на кумалаках(бараньи какашки:)))))или бобы, камешки- это более цивилизованный способ, принципа не знаю, если есть на форуме казахские бабульки наверное смогут просветить:)

Напишите пожалуйста, кто может что-то по этому вопросу. Именно метод. Сколько камней(как...) и какой принцип. Может есть литература?

Share this post


Link to post
Share on other sites

моя бабушка раньше гадала на кумалаках (на зернышках, на камешках)

бараньи какашки здесь не при чем, хотя они тоже по своему круглые шарики (кумалаки)

в детстве сколько просил научить - обещали потом, когда подрастешь. так и осталось.

сейчас она увлеклась исламом и борльше не гадает.

на улице и на базаре полно бабок гадают - никогда не подходил к ним. хотя если честно научиться интересно.

Share this post


Link to post
Share on other sites
моя бабушка раньше гадала на кумалаках (на зернышках, на камешках)

бараньи какашки здесь не при чем, хотя они тоже по своему круглые шарики (кумалаки)

в детстве сколько просил научить - обещали потом, когда подрастешь. так и осталось.

сейчас она увлеклась исламом и борльше не гадает.

на улице и на базаре полно бабок гадают - никогда не подходил к ним. хотя если честно научиться интересно.

Ну напишите хоть что нибудь. Хоть сколько камешек берут. Это у казахов встречается только?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Карачаевцы прибегают к гаданию, особенно перед тем, как сесть на коня и отправиться в путешествие или на охоту. Они берут определенное число маленьких камешков, горошин, бобов или зерен ячменя, складывают их в кучки в соответствии с известными правилами и по их расположению по отношению друг к другу предсказывают счастливый или неудачный исход их предприятия. Они настолько убеждены в непогрешимости этих предсказаний, что, если знаки благоприятные, они спешат исполнить их предначертание, но если они неблагоприятны, ничто не в силах их разубедить. Однако есть много людей, не придающих никакого значения этим [318] трюкачествам.Бламберг. Карачаевцы

Share this post


Link to post
Share on other sites

В карачаево-балкарской мантической традиции более ярко, чем в других элементах эзотерической части ритуала, проявляется культ числа. Все гадания на камешках у карачаево-балкарцев начинаются заговором или словами из Корана Бисмилляхи р-рахмани р-рахим. Хотя необходимо отметить, что с принятием ислама карачаевцы и балкарцы преклонных лет, которые, как правило, являются носителями заговорно-заклинательной традиции, всякое свое действие начинают с благословения Аллаха. При этом заметим, что гадание на камнях – удел исключительно женщин. Приведем заговор при начале гадания на камнях (материал гадания здесь не играл особой роли; гадают на бобах, на семенах злаковых и подсолнуха, однако само гадание называется таш-салыу или таш-салыумек – букв. раскладывание камня):

Тёбен джаным Эр-Гизау,

Низ мой Эр-Гизау,

Къуйрукъ джаным да Эр-Гизау,

Хвост мой тоже Эр-Гизау,

Гизау башы — акъ таш,

Голова (у) Гизау белый камень,

Гизау къашы — кёк таш,

Бровь (у) Гизау синий камень,

Дуу-Гизау, Къуу-Гизау,

Дуу-Гизау, Къуу-Гизау,

Сарам къачны сакъла Гизау,

Дух Сарама охраняй, Гизау,

Айрымкъаннга атла Гизау,

На остров ступай, Гизау,

Дуу-Гизау, Къуу-Гизау,

Дуу-Гизау, Къуу-Гизау,

Этли Гизау, бетли Гизау,

Увесистый Гизау, совестливый Гизау,

Ташны башын ойнат Гизау,

Разум камня заставь проснуться, Гизау,

Ташны къачын билдир Гизау,

Дай нам узнать дух камня, Гизау,

Игиликге тюбет Гизау.

К счастью нас направь, Гизау.

Уф. 5 кере (раз) (35).

Покровитель мантических способностей Гизау вдохновляет по просьбе гадателя (им может быть только знаток гадания – таш-салыучу) материал гадания на правильность извлекаемых из расстановки камней выводов. Если по вертикали получали число 4-4-4 = 12, то считалось, что умер мужчина, если же по горизонтали выходило число 3-3-3 = 9 , то предсказывали рождение мальчика. Камешки расставляют в 3 ряда по вертикали и в 3 ряда по горизонтали. Количество камней составляет ровно 41. Верхний ряд называли ташны шырты (редко шырлы) башы (камня шыровская голова), сам же процесс расстановки этого ряда передают выражением ташны башын шыррым (вернее шырдым. - М.К.) - я осветил (расставил верхнюю часть камня). Средний ряд называли ташны ортасы (или ташны киндиги, или крайне редко – джерсуу къабыны киндиги ) – середина камня (или пуп камня, или же пуп поверхности земли-воды), или ташны терт кёрюмю – четыре стороны камня. Нижний ряд называли ташны тёбен джаны (низ камня), или ташны эссейине къарагъан джаны (сторона камня, которая смотрит в эссей – (в иной мир).

Гадают таким образом: 3 раза проводят рукой против часовой стрелки поверх кучи гадальных камней. Затем со словами: Я, Аллах, я, Аллах (шепотом, сообщают о чем гадают, также шепотом), - водят по часовой стрелке 3 раза камни (правой рукой) по поверхности, на которой гадают (нельзя гадать на том месте, где люди сидят и кушают). После этого произвольно составляют 3 кучки и из каждой кучки (справа налево) отбирают по 4 камня. Оставшиеся расставляют в ряд и так проделывают 3 раза. А затем по оставшимся в этих рядах камням определяют судьбу человека, природы, животных, растений и т.д.

Гадание обычно делится на 3 части. Каждая из них имеет свое название. Смерть мужчины, как отмечалось выше, неминуема, если число 4 выходит в 3 рядах по вертикали с правого края по отношению к гадающему, тогда как рождение мальчика должно последовать при следующем расположении камней по горизонтали в среднем ряду: - 3-3-3 (=9). Смерть же женщины, как и рождение девочки, определяется числом 6. Расположение камней, олицетворяющих смерть и рождение, играет важную роль. Смерть женщины (тиширыу-сал – букв. труп женщины) распознаваема по расположению 2-2-2 (=6) в среднем ряду по вертикали, рождение (также 2-2-2) – в среднем ряду по горизонтали (36).

мифология

Share this post


Link to post
Share on other sites
Берут 33 мелких камня . Перемешивая делят на 3 части. Вытаскивают по 4 и остаток от четырех и менее выводят. И так же делают из оставшихся 2 куч. Это первый ряд. Второй ряд повторяется так же. И 3 ряд тоже. Получается 3 ряда вдоль и 3 поперек. И по цифрам гадают

Есть ли такое гадание у других народов.Кто может дать информацию?

тема меня заинтересовала сильно и я предствавляю вашему вниманию свой ответ:

http://blogs.mail.ru/mail/nakeda/#754696293FAC9662

впринципе похоже с вашим описанием, только камешков используется 41.

Share this post


Link to post
Share on other sites
....однако само гадание называется таш-салыу или таш-салыумек – букв. раскладывание камня):

Тёбен джаным Эр-Гизау,

Низ мой Эр-Гизау,

Къуйрукъ джаным да Эр-Гизау,

Хвост мой тоже Эр-Гизау,

Гизау башы — акъ таш,

Голова (у) Гизау белый камень,

Гизау къашы — кёк таш,

Бровь (у) Гизау синий камень,

.....

мифология

Написано практически на казахском языке. только чуть чуть буквы другие. по казахски вот так:

Төмен жағым - низ мой

Құйрық жағым да - хвост мой тоже

Гизау басы - голова у Гизау

Гизау басы ақ тас - голова у Гизау белый камень

Гизау қасы көк тас - бровь у Гизау синий камень

Share this post


Link to post
Share on other sites
тема меня заинтересовала сильно и я предствавляю вашему вниманию свой ответ:

http://blogs.mail.ru/mail/nakeda/#754696293FAC9662

впринципе похоже с вашим описанием, только камешков используется 41.

Спасибо большое.

Прощу прощения. Берут тоже 41 камня. Мне тоже очень интересно, почему это гадание встречается пока? только у карачаево-балкарцев и у казахов?

Share this post


Link to post
Share on other sites
Спасибо большое.

Прощу прощения. Берут тоже 41 камня. Мне тоже очень интересно, почему это гадание встречается пока? только у карачаево-балкарцев и у казахов?

Потому что мы родственники :kz1:

Share this post


Link to post
Share on other sites
Мне тоже очень интересно, почему это гадание встречается пока? только у карачаево-балкарцев и у казахов?

просто кроме нас другие пока не дали ответа - вот и все.

я ж говорил бабушка -башкирка, значит у Башкиров тоже есть.

есть родственники татары - у них тоже есть такое же гадание

не знаю как у узбеков - они поголовно мусульмане, а это гадание наверняка запрещено в исламе.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ах вот оно что...это гадание было у казахов...

Я смотрела по ТНТ передачу "Битва экстрасенсов." и там казашка, почему то ее называют шаманка Кажетта, удивительные вещи рассказывает по своим камешкам. А вот сколько их у нее признаться не знаю. Но то, что ооочень эффективны они, это заметила.:)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Мои бабушки использовали косточки от урюка. Насколько помню, гадали в основном, когда кого-то из близких ждали или кто-то был в дороге. А у Кажетты вроде не кумалак, а что-то покруче :kg1:

Share this post


Link to post
Share on other sites
Ах вот оно что...это гадание было у казахов...

Я смотрела по ТНТ передачу "Битва экстрасенсов." и там казашка, почему то ее называют шаманка Кажетта, удивительные вещи рассказывает по своим камешкам. А вот сколько их у нее признаться не знаю. Но то, что ооочень эффективны они, это заметила.:)

Я знаю Кажету, был у нее в Москве. У нее есть разноцветные камни, но она их использует не как кумалаки. По крайней мере не так, как делает моя бабушка, т.е. кидает, а затем раскладывает по кучкам. Для нее камни как некий экран на котором аруахи что-то ей показывают.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Я знаю Кажету, был у нее в Москве. У нее есть разноцветные камни, но она их использует не как кумалаки. По крайней мере не так, как делает моя бабушка, т.е. кидает, а затем раскладывает по кучкам. Для нее камни как некий экран на котором аруахи что-то ей показывают.

А что такое аруахи? :unsure:

Share this post


Link to post
Share on other sites
Аруахи - духи.

ясно, спасибки.:)

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest ala-myshyk
Спасибо большое.

Прощу прощения. Берут тоже 41 камня. Мне тоже очень интересно, почему это гадание встречается пока? только у карачаево-балкарцев и у казахов?

Gadanie na 41 cher,kamnia est i u kyrgyzov..Mama vsegda gadaet ,no ia neznau kak chitat.

Share this post


Link to post
Share on other sites

ala-myshyk а ты запиши как это сделал я, потом сверим, сравним, может что-то систематизируем и типа запатентуем

Эх, все некогда и на все некогда. работа, машина, бытовые проблемы и т.д. а между тем старики стареют и уносят свои знания с собой....

Share this post


Link to post
Share on other sites
и там казашка, почему то ее называют шаманка Кажетта, удивительные вещи рассказывает по своим камешкам.

правильнее было бы называть ее не шаманкой а БАКСЫ точнее БАҚСЫ

Баксы и Шаманы это не одно и то же. просто современному человеку трудно обьяснить, я об этом в блоге упомянул

Share this post


Link to post
Share on other sites
правильнее было бы называть ее не шаманкой а БАКСЫ точнее БАҚСЫ

Баксы и Шаманы это не одно и то же. просто современному человеку трудно обьяснить, я об этом в блоге упомянул

А в каком блоге? И плиз,попытайтесь объяснить. :)Баксы это Бахыджы? То есть просвященный, видящий или гадалка?

С уважением, Рейки. :)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Кстати слово бакшы из китайского.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Кстати слово бакшы из китайского.

Это из ДТС.

Кроме этой китайской версии есть и санскритская.

Бахши — термин, до сих пор, как известно, встречавшийся у туркмен в значении “профессионального певца-музыканта” (см. подробно о музыкантах-бахши. В. Успенский, Туркменская музыка. Под общ. ред. В. Беляева. М., 1928). Наши материалы показывают, что тот же термин б а х ш и встречается у туркмен (по крайней мере йомутов) и в другом значении, именно “начальник”, “старшина”, “глава племени”, стоящий, по-видимому, по объему своих функций выше векиля. В этом своем значении термин бахши был известен не только у туркмен-йомутов, но также среди монголов при Чингиз-хане (ср. В. В. Бартольд, Туркестан, ч. II, стр. 421, Б. Я. Владимирцов, цит. соч., стр. 184), в Золотой Орде (ср. Тр. Вост. отд. Русск. арх. общ., ч. 8, стр. 441), в государстве Тимура (ср. Тр. Гос. Публ. библ. УзССР,т. I, Ташкент, 1935, стр. 34), у тимуридов (ср. Зап. Вост. отд. Русск. арх. общ., т. XVI, стр. 08), у татар в период существования Казанского ханства (ср. Г. Перетятко-в ич, Поволжье в XV — XVI вв., М., 1877, стр. 127), среди узбеков в начале XVI в. (ср. выше стр. 57), в государстве Великих моголов XVII в. (ср. Франсуа Бернье, История последних политических переворотов в государстве Великого могола, перев. Б. Жуховецкого и М. Томара, М.—Л., 1936, стр. 57) и ряда других народов тюрко-монгольского происхождения (ср. The Babar-nama ed. by A. C. Beveridge, I, London. 1905, p. 62b 211b и сл.). Слово бахши (бакшы) считается санскритским; в средние века оно было известно также уйгурам в значении “секретарь” (ср. Uigurische Sprachdenkmaler, изд. W. Radloff и С. Е. Малов, Л., 1928, стр. 26, 266).

В конце концов сводят к БХИКШУ - "нищенствующему монаху", от санскритского "просить (подаяние)"

У казахов и киргизов прорицателей и целителей заклинаниями именуют баксы. У туркмен бакса — исполнитель народных песен и танцев. Однако у калмыков, монголов и маньчжуров бахши — лица высокого духовного звания; и есть все основания предполагать, что слово баксы, бахши происходит от санскритского бхикшу — странника, то есть от имени, которым называли себя, начиная с самого Сиддхарты Гаутамы, буддийские монахи. Не только для дальневосточных, но и для центральноазиатских народов колдовство, знахарство оказалось генетически связано с идущей из Индии буддистской проповедью.
Sanskrit: bhiks.

First attestation: RV+

Part of speech: [verb]

Gramm. forms: Present I: bhi/ks.ate [3sg.med.] (RV+); Perfect: bibhiks.e [3sg.act.] (Br.+)

Meaning: `to ask; beg, go begging' {2}

Link to RV concordance: bhiks.-

Proto-Indo-Iranian: bhi-bh(H)j^-s(a)- {1}

Other forms in Indo-Aryan: bhiks.a:/- [f] `act of begging, asking' (RV, AV+)

Page in EWAia: 2.263

See also: bhaj

IE form: bhi-bhh2g/-se-

Certainty: +

Page in Pokorny: 107

Notes: {1} Extracted from the desiderative stem. {2} [LK] The meaning `to beg, to go begging' develops from the language of the late mantras (YVm+) onwards ( Heenen 2006: 199).

В свою очередь этот корень сводят к корню со значением "распределять, делить", от которго производят немерянное количество различных слов, таких как, например, БАХЧА, БОГ, БОГАТЫЙ и т.п. и т.д.

Root / lemma: bhag-1

English meaning: to divide

German meaning: `zuteilen; als Anteil bestimmen oder (urspru"ngl. medial?) als Anteil, als Portion erhalten'

Material: Ai. bhajati `teilt zu' = av. bag- (baz^at̃) `als Anteil bestimmt sein', ai. bhaga-h. `Gut, Glu"ck', av. baga-, baγa- n. `Anteil, Los, bes. gu"nstiges'; ai. bhaga-h. `Zuteiler, Herr, Beiname des Savitar und eines andern A:ditya' = av. baγa- `Herr, Gott', npers. bag| `Gott' (formell auch =gr. -φάγος); ur-ind. (Mitanni) ON Bagarriti (= *bhaga-ri:ti- `Segensstrom'), GN Bagbartu (= *bhaga-bhr&t- `Segenspenderin'), kleinas. VN Βαγαδά(F)ονες (= *bhaga-da:-u_on- `Reichtumspendend'), Kretschmer KZ. 55, 95, Gl. 18, 232; ai. bhakta/-m `Mahlzeit' = av. baxta- Partiz. `als Anteil zugewiesen'. n. `bestiminter Anteil, Schicksalsbestimmung, bes. Mis|geschick'; ai. bhaks^ati `genies|t, verzehrt' = av. baxs^aiti `hat oder gibt Anteil', Desid. ai. bhiks^ate `erbittet';

phryg. Βαγαῖος Ζεὺς Φρύγιος Hes. (vielleicht iranischen Ursprungs); oder ob zu gr. φηγός `Eiche'? S. unter bha:go/-s;

gr. φαγεῖν `essen', στο-φάγος `Getreide essend', usw. ; wegen gr. φαγόνες σιαγόνες, γνάθοι Hes. vielleicht hierher (Much Zfdt Wtf. 2, 283) as. (kinni-) bako, nhd. Backe;

slav. *bogъ `Anteil' in aksl. ubоgъ, nеbоgъ `arm', bogatъ `reich', aksl. bogъ `Gott' (urverw. oder iran. Lw. ); GN Daz^di-bоgъ `Reichtum spendend';

toch. A pa:k, В pa:ke `Teil', A pa:c,im. `Schatz'.

References: WP. II 127 f. , W. Schulze KZ. 60, 138 = Kl. Schr. 469.

Page(s): 107

На фоне такой солянки вариант с тюркской этимологией от простого БАГУ - "присматривать, смотреть, пасти" смотртся вполне симпатично <_<

http://forum.eurasica.ru/ipb.html?s=&s...ost&p=15584

http://forum.eurasica.ru/ipb.html?s=&s...ost&p=15236

Share this post


Link to post
Share on other sites

Багуцы, багучы - это буквально "видящий", то бишь "ясновидящий"

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now