Перейти к содержанию
Гость Зиядоглу

Хормуста и Чингис

Рекомендуемые сообщения

http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga2/frametext11.html

РАШИД-АД-ДИН

СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

В то время когда Чингиз-хан предпринял поход на владения Хитая и выступил на войну против Алтан-хана, он один, согласно своему обыкновению, поднялся на вершину холма, развязал пояс и набросил его на шею, развязал завязки кафтана [каба], встал на колени и сказал: «О, господь извечный, ты знаешь и ведаешь, что ветром, [раздувшим] смуту, был Алтан-хан и начало распре положил он. Он безвинно умертвил Укин-Баркака и Хамбакай-каана, которых племена татар, захватив, отправили к нему, а те были старшими родичами отца моего и деда, я же домогаюсь их крови, лишь мстя [им]. Если ты считаешь, что мое мнение справедливо, ниспошли мне свыше в помощь силу и [божественное] вспоможение и повели, чтобы с высот ангелы и люди, пери и дивы стали моими помощниками и оказывали мне поддержку!» С полнейшим смирением он вознес это моление; затем сел на коня и выступил.

_______________________________________

Молитва Чингизхана

1. автор ССМ современник Чингиз-хана и его понятие бога ближе к нему.

2. Рашид ад-Дин жил позже и мог свои представления о боге вставить в речь Чингиз-хана. обычная психологическая операция объект-катексис. Так вечное небо стало извечным господом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1. В буддизме нет такого. Но люди образованные могли привнести Ормузда вместе с буддизмом.

Уважаемый Асан Кайгы!

Рахмет, уважаемый Аза!

Не убедительно, рядом были согдаки, юечжи и усуни - потомки племен, исповедовавших зороастризм, почитайте согдийские документы Хорезма, Бухары.

У средневековых монгол (не христан-несторианцев и не манихеев) не зафиксированы молитвы, указание на бледных людей в белых одеждах, которые постятся, учат грамоте монгол, моляться и бьют в клокола, на мой взгляд, относятся к несторианам (если я не прав поправьте).

В то же время отмечают однобожие Чингизхана, его молитвы. На мой взгляд вера Чингизхана и правящего рода была зороастрийская. На одном из этапов развития зороастризм отрицал праповедь, оставаясь религией ограниченного круга людей (для средневековой Персии это иранцы), возможно, было утаивание элементов культа зороастризма от посторонних (по-моему читал об этом, но не точно). Зороастризм Чингизхана, скорей всего не был зороастризмом Персии, а разошлись с ним еще на устном этапе развития этой религии. Посредником передачи упрощенной версии этой религии скорей всего были не культурные согды, с развитой письменной культурой, а такие же кочевники - уйсуни. Согды, как 100 % восточные иранцы не стали бы обращать в зороастризм не иранцев. Элементы зороастризма вндрились и переплелись с тенгрианством и шаманзимом (слаб в этом вопросе, современное тенгрианство, нсколько я знаю, это многобожие).

Поэтому и не могут найти могилу Чингизхана, потому, что ищут в земле, а его искать надо на деревьях горы Бурхан-Халдун.

Ни фига себе теория! :lol:

С уважением,

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не убедительно, рядом были согдаки, юечжи и усуни - потомки племен, исповедовавших зороастризм, почитайте согдийские документы Хорезма, Бухары.

В то же время отмечают однобожие Чингизхана, его молитвы. На мой взгляд вера Чингизхана и правящего рода была зороастрийская. На одном из этапов развития зороастризм отрицал праповедь, оставаясь религией ограниченного круга людей (для средневековой Персии это иранцы), возможно, было утаивание элементов культа зороастризма от посторонних (по-моему читал об этом, но не точно). Зороастризм Чингизхана, скорей всего не был зороастризмом Персии, а разошлись с ним еще на устном этапе развития этой религии. Посредником передачи упрощенной версии этой религии скорей всего были не культурные согды, с развитой письменной культурой, а такие же кочевники - уйсуни. Согды, как 100 % восточные иранцы не стали бы обращать в зороастризм не иранцев. Элементы зороастризма вндрились и переплелись с тенгрианством и шаманзимом (слаб в этом вопросе, современное тенгрианство, нсколько я знаю, это многобожие).

Поэтому и не могут найти могилу Чингизхана, потому, что ищут в земле, а его искать надо на деревьях горы Бурхан-Халдун.

Ни фига себе теория! :lol:

С уважением,

1. Усуни, юэчжи и согды не исповедовали зороастризм. По крайней мере письменных свидетельств этому нет.

2. Ну не было у Чх-а зороастризма. Нет никаких письменных источников об этом. тем более Вечное небо это не Хормуст тем более надо учитывать что Ормузд это пехлевийское прочтение ахура Мазды, если бы они разошлись давно то у бурят были бы Акура-Мазд или что то в этом роде.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не убедительно, рядом были согдаки, юечжи и усуни - потомки племен, исповедовавших зороастризм, почитайте согдийские документы Хорезма, Бухары.

В то же время отмечают однобожие Чингизхана, его молитвы. На мой взгляд вера Чингизхана и правящего рода была зороастрийская. На одном из этапов развития зороастризм отрицал праповедь, оставаясь религией ограниченного круга людей (для средневековой Персии это иранцы), возможно, было утаивание элементов культа зороастризма от посторонних (по-моему читал об этом, но не точно). Зороастризм Чингизхана, скорей всего не был зороастризмом Персии, а разошлись с ним еще на устном этапе развития этой религии. Посредником передачи упрощенной версии этой религии скорей всего были не культурные согды, с развитой письменной культурой, а такие же кочевники - уйсуни. Согды, как 100 % восточные иранцы не стали бы обращать в зороастризм не иранцев. Элементы зороастризма вндрились и переплелись с тенгрианством и шаманзимом (слаб в этом вопросе, современное тенгрианство, нсколько я знаю, это многобожие).

Поэтому и не могут найти могилу Чингизхана, потому, что ищут в земле, а его искать надо на деревьях горы Бурхан-Халдун.

Ни фига себе теория! :lol:

С уважением,

1. Усуни, юэчжи и согды не исповедовали зороастризм. По крайней мере письменных свидетельств этому нет.

2. Ну не было у Чх-а зороастризма. Нет никаких письменных источников об этом. тем более Вечное небо это не Хормуст тем более надо учитывать что Ормузд это пехлевийское прочтение ахура Мазды, если бы они разошлись давно то у бурят были бы Акура-Мазд или что то в этом роде.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1. Усуни, юэчжи и согды не исповедовали зороастризм. По крайней мере письменных свидетельств этому нет.

2. Ну не было у Чх-а зороастризма. Нет никаких письменных источников об этом. тем более Вечное небо это не Хормуст тем более надо учитывать что Ормузд это пехлевийское прочтение ахура Мазды, если бы они разошлись давно то у бурят были бы Акура-Мазд или что то в этом роде.

1. Если не было записей, это не значит, что не было этой религии, это означает, что неизвестно, что исповедовали. По Вашей логике: нет ни одной записи 15 века, что казахи не использовали Интернет, следовательно они использовали Интернет. :lol:

Вообще то Вы погорячились :

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/II/3_sogd_dok_Mug/text.htm

Три согдийских документа с горы Муг

...Первый день месяца носит название `gwrmzt rwc. Как мы уже отмечали, этот день посвящен верховному зороастрийскому божеству Ормузду, Ахура Мазде, Ahurahe Mazda...

2.Ну мог быть! Ну, у бурят именно Ормузд, ну именно согдийский. Ну что тут поделаешь! :D

Буряты, наверное, про Ормузда прочитали в истории Казахстана, "Летопись трех тысячелетий" и сразу внесли его в легенды, хотят быть древнее, чем на самом деле. :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1. Если не было записей, это не значит, что не было этой религии, это означает, что неизвестно, что исповедовали. По Вашей логике: нет ни одной записи 15 века, что казахи не использовали Интернет, следовательно они использовали Интернет. :lol:

Вообще то Вы погорячились :

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/II/3_sogd_dok_Mug/text.htm

Три согдийских документа с горы Муг

...Первый день месяца носит название `gwrmzt rwc. Как мы уже отмечали, этот день посвящен верховному зороастрийскому божеству Ормузду, Ахура Мазде, Ahurahe Mazda...

2.Ну мог быть! Ну, у бурят именно Ормузд, ну именно согдийский. Ну что тут поделаешь! :D

Буряты, наверное, про Ормузда прочитали в истории Казахстана, "Летопись трех тысячелетий" и сразу внесли его в легенды, хотят быть древнее, чем на самом деле. :D

1. мы пишем на русском, значит ли это что русские исповедуют ислам, так как казахи писавшие на русском были мусульмане? про интернет не такая метафора.

Если нет четких свидетельств интернета 15 века, то его существование в 15 веке под реальным вопросом, тоже самое про зороастризм у монголов

2. Давайте спросим у бурятских участников форума. Кто такой ормузд по их мнению, какую роль он занимает в верованиях бурят

2.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1. мы пишем на русском, значит ли это что русские исповедуют ислам, так как казахи писавшие на русском были мусульмане? про интернет не такая метафора.

Если нет четких свидетельств интернета 15 века, то его существование в 15 веке под реальным вопросом, тоже самое про зороастризм у монголов

2. Давайте спросим у бурятских участников форума. Кто такой ормузд по их мнению, какую роль он занимает в верованиях бурят

2.

Как Вы не поймете, что бы название Ормузд возникло у бурят, то они должны контактировать с теми, кто знает Ормузда. Что бы Ормузд вощел в пантеон тенгриев, предки бурят должны каким-то образом видеть зороастризм, часть бурят должна исповедовать зороастризм.

Еще раз повторяю, если нет письменных источников, то это означает не то, что не было предмета, а то, что отсутствует информация про наличие предмета. Вы меня поняли?

Кто мог донести информацию до сибирских народов? Те кто жил западнее (ссылка, то что татары первоначально жили западнее Монголии)их: согды, юэчжи и усуни (ссылка по зороостризму привел). Какаю религию однобожия (ссылку про молитву Чингизхана привел, про единобожие татар, про сакральную фразу на ярлыках "Бог на небе - Чингизхан на земле) мог исповедовать Чингизхан? Кому он молился, мог ли он быть в 12 веке атеистом?

Среди Ваших доводов я вижу только одно: "Этого не было потому, что этого не может быть" (без единой ссылки на исторические документы!) - достойный ученик советской исторческй школы! Кроме этого, очень уж спорное Ваше утверждение с отрицанием древних субстантов племен: огромные племена произошли от одного человека в 14-16 веках, на том основании, что нет письменных источников, следовательно первородцы племен непосредственно произошли от обезьян! :unsure:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1. конечно это заимствованное, но говорить что через усуней, юэчжи и согдийцев это значит игнорировать временной разрыв. Ормузд был зафиксирован не в 13 или 15 веке, а гораздо позже

2. Чх молился вечному небу, но не Хормусте и не Ормузду. Ссылка на ССМ.

3. Любое историческое повествование должно быть основано на фактах, так вот никаких фактов наличия зороастризма среди монгол нет, как и не было в 13 веке Ормузда среди них.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1. конечно это заимствованное, но говорить что через усуней, юэчжи и согдийцев это значит игнорировать временной разрыв. Ормузд был зафиксирован не в 13 или 15 веке, а гораздо позже

2. Чх молился вечному небу, но не Хормусте и не Ормузду. Ссылка на ССМ.

3. Любое историческое повествование должно быть основано на фактах, так вот никаких фактов наличия зороастризма среди монгол нет, как и не было в 13 веке Ормузда среди них.

1. Ну-ка, скажите после 15 века где исповедовался зороастризм и вера в Ормузда?

2. Есть ли такая вера - единобожие с Вечным небом?

3. Название "Ормузд" это, что не божество зороастризма?

Сколько времени необходимо, что божество ввелив пантеон собственних богов? Может я действительно ошибаюсь и в практике сибирских народов быстро устваивать новых богов? Есть ли в соседях Тенгри-Ормузда, Тенгри-Аллах (мне кажеться, что мусульмане бывали в Сибири, например, мусульмане Кучум-хана - 700 лет), Иисус-Тенгри (русские, по-моему, уже лет 500 живут, а до этого жили несториане - 1000 лет), Кун-дзы-Тенгри (китайцы уже 3 тысячи лет соседи Сибири), Ленин-тенгри (70 лет было это божество).

Если есть Ленин, то достаточно 70 лет и т.д.

Ссылка на ССМ - не видать!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1. Ну-ка, скажите после 15 века где исповедовался зороастризм и вера в Ормузда?

2. Есть ли такая вера - единобожие с Вечным небом?

3. Название "Ормузд" это, что не божество зороастризма?

Сколько времени необходимо, что божество ввелив пантеон собственних богов? Может я действительно ошибаюсь и в практике сибирских народов быстро устваивать новых богов? Есть ли в соседях Тенгри-Ормузда, Тенгри-Аллах (мне кажеться, что мусульмане бывали в Сибири, например, мусульмане Кучум-хана - 700 лет), Иисус-Тенгри (русские, по-моему, уже лет 500 живут, а до этого жили несториане - 1000 лет), Кун-дзы-Тенгри (китайцы уже 3 тысячи лет соседи Сибири), Ленин-тенгри (70 лет было это божество).

Если есть Ленин, то достаточно 70 лет и т.д.

Ссылка на ССМ - не видать!

ссылка:

§ 172. Стали и расположились на ночлег. С наступлением дня стали считать своих. Оказалось, что нет Огодая, нет Борохула, нет Боорчу. "Вместе с Огодаем, - говорит Чингисхан, - вместе с Огодаем остались

и верные Боорчу и Борохул. Почему же все они отстали: живы ли, иди погибли?" Наши провели ночь при своих конях, и Чингисхан, стоя в боевой готовности, сказал: "Если вздумают преследовать, примем бой". Вдруг, при полном свете дня, видим, подъезжает какой-то человек с тыла. Подъехал - и видим Боорчу. "О, Вечное Небо, твоя воля!"1 воскликнул Чингисхан, подозвав Боорчу и обнажая грудь свою. Тут Боорчу стал рассказывать: "Во время боя подо мною был убит конь, и я бежал пеший. Как раз в это время Кереиты обступили Сангума. Тут в суматохе вижу вьючную лошадь, которая стоит с покосившимся своим вьюком. Я срезал у нее вьюк, вскочил на ее вьючное седло и выбрался. Долго я шел по следу нашего отходившего войска. Наконец-то нашел вот!"

Там таких ссылок очень много. могу подкинуть, но думаю сами можете посмотреть.

1. у парсов был. Но тут стоит отметить что не я должен опровергать наличие зороастризма, а тут стоит еще обосновать наличие зороастризма в 13 веке, так как оно не обоснованно.

2. Давайте разберемся с Ормуздом у бурят, когда они ответят

3. Ормузд пехлевийское произношение ахура-Мазды, Название ахура-Мазда это из лревненго периода, в то время как в новом был уже Ормузд, у бурят мы не видим староперсидского Аххура-Мазду а видим пехлевийского Ормузда, что может свидетельствовать лишь о не слишком раннем периоде прихода термина к бурятам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

«…обратимся к рассмотрению того, против чего боролось монгольское двуединое божество, иными словами: что считали грехом монголы? Убийство, насилие, грабеж, угон скота как грех не рассматривались. Это была бытовая норма, способ взаимоотношений между племенами. Понятия «разврат» вообще не было, потому что женщина была уважаема и с её желаниями мужчины считались. Непослушание каралось только в военных условиях; как расхлябанность оно осуждалось, но считалось за слабость, а не за грех. …Потому обратим внимание на имя монгольского божества, тем более что оно сохранялось до Х1Х века. Это персидское слово, известное весьма широко, - Хормуста. Это имя помещено в словаре Голстунского и Ковалевского, у Дорчжи Банзарова и у Блоше. …Буддисты, переводя санскритские и тибетские книги на монгольский язык, именовали Индру Хормустой, что показывает на то, что термин этот успел уже укорениться в Монголии к моменту начала буддийской пропаганды» [Л.Н.Гумилев «Древнемонгольская религия», Доклады отделений и комиссий ВГО, вып. 5-й, 1968]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И там же ЛН Гумилёв писал ещё

"Иранская терминология, очевидно, попала к монголам не через зороастрийцев, а через манихеев, обративших в 762-763 гг. уйгуров. Однако монголы полностью переосмыслили персидское слово и, назвав свое божество Хормустой, заставили его кооперироваться с подземным женским началом, что придало исповеданию черты, не свойственные прототипу"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И действительно, от кого бы соврем бурятам и монголам заимствовать Ормузда после 13 или даже15 в? Нету таких соседей, у которых бы был (Х)Ормузд в пантеоне!

А вот в 9 (и возможно 10 в?) такие соседи были.

Кто нибудь знает, когда в последний раз упоминаются Манихеи в Восточном Туркестане и вообще в Центральной Азии?

Кстати, а у соврем ойратов и калмыков есть Хормуста?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Где-то я то ли читал, то ли слышал, что был

Я слабо разбираюся в маних мифологии и доктрине

Но наверное так называли Правителя Царства Света, которого "Мани называл Отцом Света или Отцом Величия он же Бог Отец или Великий Отец Светов"

Мне не удалось сейчас в интернете найти подтверждений тому, что в манихеййских текстах для него использовали имя Ормузд

Но возможно он так (для простоты) именовался в разговорной речи?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не совсем понял, что является дословным переводом? И переводом чего?

Я читал про то ли Ормузда, то ли Хормузда, то ли что-то ещё похожнее у манихеев очевидно то ли в мифол словаре, то ли у Хосроева А. Л. "История манихейства (Prolegomena)"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я ошибся в том, что это Отец Света! http://apokrif.fullweb.ru/gnost/manich_about.shtml

Чтобы дать отпор силам тьмы. Отец света "вызывает" два духовных начала - Мать жизни и Первочеловека (в некоторых источниках - Ормизд)

А вот цитата из "Похвалы Меньших" (гимна, на парфянском языке, приписанного Мани) с Богом Охрмиздом (Ohrmizd) http://apokrif.fullweb.ru/gnost/manich_sent1.shtml

Интересно,а какая из иранских форм более ранняя, кончающаяся на -музд или на -мизд?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О. вот это уже что-то. Манихеи могут стать основной версией.

Я думаю мизд в музд может спокойно переходить, как переходят Турсун в Турсын и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2. Давайте спросим у бурятских участников форума. Кто такой ормузд по их мнению, какую роль он занимает в верованиях бурят

2.

формы Хормуста, Хурмаста, Хан-Хормус, которые встречаются у бурят, скорее всего не к "Ормузд" восходят, а прямо к "Ахура-Мазда".

То, что именно буряты (западные) сохранили раннюю монгольскую мифологию и космогонию, понятно - в 17 веке монгольские шаманы массово бежали на Байкал под натиском лам. До сих пор большинство шаманских родов ведут свое родословную с берегов Керулена и т.п.

На мой взгляд, культ Хормусты связан больше с космогоническими представлениями, нежели с повседневной религиозной практикой. Ни разу не слышал, чтобы его призывали шаманы (хотя эти мои познания сильно ограниченны). Буха-нойон баабай, Ойхони баабай и т.д. в этом смыслек более частые персонажи. Зато, когда будут рассказывать строение мира, Хормусту обязательно вспомнят как главного из тенгри.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я ошибся в том, что это Отец Света! http://apokrif.fullweb.ru/gnost/manich_about.shtml

А вот цитата из "Похвалы Меньших" (гимна, на парфянском языке, приписанного Мани) с Богом Охрмиздом (Ohrmizd) http://apokrif.fullweb.ru/gnost/manich_sent1.shtml

Интересно,а какая из иранских форм более ранняя, кончающаяся на -музд или на -мизд?

Уважаемый Alexy, уважаемый Асан Кайгы!

Согласен про передачу Ормузда через манихеев, еще раз убеждаюсь в правоте Л.Н.Гумилева.

Ормузд, скорей всего, появился в пантеоне Тенгри после распада Уйгурского каганата и рассеяния уйгуров-кочевников-манихеев по другим племенам и родам.

Есть ли соображения по проверке гипотезы Л. Гумилева о вере Чингзхана?

Обобщу исходные данные, которые мне известны, для того, что бы не перечтывать всю тему:

1. Сообщения Рубрука, армянских и мусульмнских летописцев о вере в единого Бога.

2. Сакральная фраза, упомянутая в указах и печатях: "Бог на небе, Чингизхан на земле".

3. Молитва Чингизхана на горе.

4. Религия не была исламом, христианством, буддизмом - так как с этими религиями сталкивались летописцы и хорошо их знали.

5. В манихейсте среди пантеона имеется Иисус, об этом обязательно упомянули бы христанские летописцы.

6. Конфуцианство, насколько я знаю, не предусматривает молитвы, так, что то же можно откинуть.

7. Все предидущие религии предусматривали активную миссонерскую деятельность, то есть если бы Чингизхан был предствителем этих религий, о обзательно активизировались бы праповедники.

Остаются 2 религии: тенгрианство и зороастризм.

Тенгрианство однозначно был народной религией средневековых монголов. Но, по-моему не зафиксировано, случаев молитв тенгрианцев. Являлось ли тенгрианство однобожием в средние века? В современных условиях тенгрианство последовательное многобожие. В тюркских текстах, кроме Вечно синего неба упоминаются священные Земля-Вода.

Приведенная Вами выписка из Гумилева о сравнении Яссы и норм зороастризма выявила сходство, где главным злом названа Ложь.

Возможен ли был контакт с зороастрийцами? Согдийские документы с зороастрийскими терминами (с горы Муг, ссылка приведена) датируются 8 веком, перед арабским завоеванием Маверанахра. Согдаки упоминаются в орхонских записях Тюркского каганата. Китайцы указывают, что усуни, завевав Семиречье включили в свой состав остатки саков и согдов (ссылка выше). В 5 веке усуни удаляются в Луковые горы, затем усуни упоминаются уже в 900 году совместно с мохе. Следующее упоминание ушуней уже в составе монголов Чингизхана.

Каконы иранского зороастризма сформировалось в 5 веке, Чингизхан однозначно не исповедовал иранский зороастризм, так как зороастрийцы жили и живут в Иране и Индии, контактов не зафиксировано.

Еще одним из отличительных прзнаков любой религии эт отношение к загробной жизни, то есть обряд похорон. Знаком ли кто-нибудь с обрядом похорон манихеев? Обряд похорон тенгринцев - тюрков известен, описаны захоронения тюрков с лошадьми и выставленными Балбалами.

Вывод Л.Н.Гумилева: вера Чингизхана отличалась от веры подданых, которые исповедовали самые разнообразные культы. Верой был оригинальный культ построенный на основе зороастризма, но полученного до 5 века, когда каноны зороастризма не были оформлены в строгую систему, и практиковалась устная передача основ религии.

Место похорон Чингизхана не известно, а он умер в период безусловной гегемонии созданной им империи. Напрашивается вывод о зороастрийском способе захоронения, когда труп отдавался на съедение птицам.

Кто мог занести культ в Сибирь, да кто угодно: согды, юэчжи, уйсуни и другие родственные племена, обитавшие на территории Казахстана и Средней Азии.

С уважением,

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тенгрианство однозначно был народной религией средневековых монголов. Но, по-моему не зафиксировано, случаев молитв тенгрианцев. Являлось ли тенгрианство однобожием в средние века? В современных условиях тенгрианство последовательное многобожие. В тюркских текстах, кроме Вечно синего неба упоминаются священные Земля-Вода.

Приведенная Вами выписка из Гумилева о сравнении Яссы и норм зороастризма выявила сходство, где главным злом названа Ложь.

Возможен ли был контакт с зороастрийцами? Согдийские документы с зороастрийскими терминами (с горы Муг, ссылка приведена) датируются 8 веком, перед арабским завоеванием Маверанахра. Согдаки упоминаются в орхонских записях Тюркского каганата. Китайцы указывают, что усуни, завевав Семиречье включили в свой состав остатки саков и согдов (ссылка выше). В 5 веке усуни удаляются в Луковые горы, затем усуни упоминаются уже в 900 году совместно с мохе. Следующее упоминание ушуней уже в составе монголов Чингизхана.

Каконы иранского зороастризма сформировалось в 5 веке, Чингизхан однозначно не исповедовал иранский зороастризм, так как зороастрийцы жили и живут в Иране и Индии, контактов не зафиксировано.

Еще одним из отличительных прзнаков любой религии эт отношение к загробной жизни, то есть обряд похорон. Знаком ли кто-нибудь с обрядом похорон манихеев? Обряд похорон тенгринцев - тюрков известен, описаны захоронения тюрков с лошадьми и выставленными Балбалами.

Вывод Л.Н.Гумилева: вера Чингизхана отличалась от веры подданых, которые исповедовали самые разнообразные культы. Верой был оригинальный культ построенный на основе зороастризма, но полученного до 5 века, когда каноны зороастризма не были оформлены в строгую систему, и практиковалась устная передача основ религии.

Место похорон Чингизхана не известно, а он умер в период безусловной гегемонии созданной им империи. Напрашивается вывод о зороастрийском способе захоронения, когда труп отдавался на съедение птицам.

Кто мог занести культ в Сибирь, да кто угодно: согды, юэчжи, уйсуни и другие родственные племена, обитавшие на территории Казахстана и Средней Азии.

С уважением,

Ормизд мог попасть через манихеев, зороастризма так далеко не замечали.

В ССМ еще раз повторю никакого Ормузда не было, было Вечное небо (интересно как по монгольски звучит)

Про Ложь, в любом военном коллективе ложь является вне закона. Ветераны любых войн вообще к повседневной лжи, которую используют другие невоенные люди, относятся с нелюбовью.

Усунь и послы мохэ не значит что эти народы жили рядом, те же тогоны (которых упоминали) жили на западе

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ормизд мог попасть через манихеев, зороастризма так далеко не замечали.

В ССМ еще раз повторю никакого Ормузда не было, было Вечное небо (интересно как по монгольски звучит)

Вы сами себе противоречите, если Ормузд попал через манихеев (а это не позже распада Уйгурского каганата), то, что Ормузда не упомянули в ССМ на совести того кто диктовал или записывал, возможно просто в его не знании, а возможно и в сознательной сокрытии культа от иноверцев. Может Ваша уверенность строится на документах об исповедании манихейства после написания ССМ и миссионерской деятельности манихеев в указанные сроки?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы сами себе противоречите, если Ормузд попал через манихеев (а это не позже распада Уйгурского каганата), то, что Ормузда не упомянули в ССМ на совести того кто диктовал или записывал, возможно просто в его не знании, а возможно и в сознательной сокрытии культа от иноверцев. Может Ваша уверенность строится на документах об исповедании манихейства после написания ССМ и миссионерской деятельности манихеев в указанные сроки?

Не противоречу, вполне возможно Ормузд засел глубоко у какого племени-осколка Уйгурского каганата и уже потом при интеграции этого племени с монголами он появился у шаманов, а через них у бурят.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...