Перейти к содержанию
Гость Зиядоглу

Хормуста и Чингис

Рекомендуемые сообщения

Я читал, что часто Чингисхана называли наряду с "сыном неба" еще и "сыном Хормуста". Какая там связь?

А у монголов прост мифологически персонаж есть такой который так и называется Хормуста-Тенгри. :kz1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я читал, что часто Чингисхана называли наряду с "сыном неба" еще и "сыном Хормуста". Какая там связь?

Более того, кроме Чингиса, сына Хормусты, упоминают еще его братьев, тоже сыновей Хормусты , Хасара и Бельгутея.

См. ветку:

http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?s=&am...ost&p=22106

http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?s=&am...ost&p=22551

В бурятском эпосе (в одном из множества вариантов Гэсэриады) не только Хабата Хасар, но еще и Шэрэтэ Шэнгэс и Бухэ Бэлигтэ упомянуты три брата.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Булган хангай

Чингисхан-Бог монголов

Майк Эдвардс.

В северо-западной стене старого Самарканда выдерживал ворота, через которые автоприцепы предприняли Шелковую Дорогу. Именно тем входом, или щебнем его, я вошел. Через эти те же самые ворота в 1220 поехал Чингисхан, который собирался разорить один из самых больших городов Средней Азии.

Население Самарканда, современной оценкой, было 200 000 или больше. Ее ремесленники произвели седла, медные лампы, и серебро . Акведук шлюзуемая вода через засушливую степь, делая цветок садов. Есть только трава теперь, грызет к куску козами. Я вижу биты фарфора и случайного кирпича — ничто больше. Остатки семинаров, дворцов, и все остальное лежит ниже нагроможденных ветром горных хребтов и пригорков. Самарканд, Бухара, Ургенч, Балх, Мерв, Нишапур, Герат, Газни: Один за другим города Средней Азии свалились перед всадниками, разрывающимися от степи Монголии. Редко имел мир, засвидетельствовал такой вихрь разрушения. И при этом империя не существовала настолько обширная как сыновья Чингисхана, и внуки установят — чтобы быть превышенными, фактически, только Британской империей 19-ого столетия. В 1280 правило Монгола простиралось от Желтого моря до Средиземноморья. Почти так быстро, как империя повысилась, однако, она начала ломаться в независимые феодальные владения, такие как Золотая Орда в России, остаток которой держался до 1502. Прочь и на больше трех десятилетий, сначала как Мирный чиновник программы Корпуса, затем как журналист, я путешествовал царство Монгола. Афганистан, который был частью этого, был первой страной, в которую я влюбился. Украина была другим. И Россия. В прошлом году я возвратился к Азии, и также к Восточной Европе, чтобы бросить другой взгляд на то, что остается с той катастрофической эры. Я нашел, что много выживает. Собор в Владимир в России, например, где семья Принца Юрии умерла, когда Монголы зажгли огни, чтобы вести их от чердака. И подобное крепости аббатство в Венгрии, где монахи, по всей вероятности, швырнули ракеты на свои осаждающие стороны. И в Бухаре я бросал взгляд на купола, которые, датируясь с 15-ого столетия, не могут очень отличаться от тех, Чингисхан видел в 13-ом. В Афганистане даже после того, как люди 750 лет говорили о волнении Монгола голосами, окрашенными в удар, как будто это вчера случилось. “Только девять!” воскликнул старик в однажды изящный город Герат. “Это - все, что пережило здесь девять человек!” Я почти ожидал видеть трупы на улицах. Вопрос, который обычно спрашивают о Монголах: они Были просто мародерами и убийцами? Не в монгольских глазах. К Монголии Чингисхан был Джорж Вашингтон, первый правитель объединенной Монголии. И в Китае его внуком Кублай аналогично восхищаются как объединитель. Кроме того, к их кредиту Монголы были более терпимыми к другим религиям чем много режимов сегодня. В собственном клане Чингисхана были буддисты, мусульмане, и христиане, так же как прихожане (поскольку Чингисхан был) Тенгри, правителя небес. Безусловно, мечети и храмы были сожжены в осажденных городах, но это не была политика Монгола, чтобы наказать людей за их веру.

Все же некоторые города, которые не предложили сопротивления, убежали с оплатой дани и с грабежом армейско-стандартными методами. Много правителей хотели сотрудничать. От их королевств Монголы потянули не только налоги но также и войска; таким образом армия Монгола, которая уволила Багдад в 1258, включала Грузин, армян, и Персов. Несколько городов, которые чувствовали ярость Монгола, процветали в том, что сегодня является Узбекистаном, одной из пяти Центральных азиатских наций, которые родили детеныша из разрушающегося Советского Союза в 1991. В Узбекистане, например, есть Самарканд, и поскольку я стоял на руины и смотрел на желтовато-коричневой степи, не было трудно для меня вообразить приближение конницы Чингисхана — ”более многочисленным чем муравьи или саранча,” больше чем “песок пустыни или снижения дождя.” Эта красная арифметика от ручки персидского историка, Шум объявления-крыла Ата Малик Джувеини, кто написал его Историю Мирового завоевателя как государственный служащий Монгола. Поскольку я бродил по местам разрушения Монгола, Джувеини был моим говорливым осведомителем. Историки считают его книгу важным счетом кампаний Чингисхана, но он писал частично, чтобы понравиться его владельцам, и, как другие летописцы времени, он никогда не встречал факт, . Таким образом современные историки часто отступают на таких словах как "возможно". В Самарканде, однако, Монголы, должно быть, действительно казались столь же толстыми как саранча. Были возможно (см. то, что я подразумеваю?) 80 000 наездников, которых тащит великое стадо запасных гор. И впереди они вели тысячи гражданских лиц, живой щит. Самарканд был капиталом Шаха Муххамеда империи Хорезм, которая растягивалась на запад к Каспийскому морю и включала части того, что является сегодня Афганистаном и Ираном. Муххамед пригласил бедствие убийством посол Монгола и автоприцеп торговцев. Джувеини говорит, что у Муххамеда было 110 000 войск в Самарканде и что, когда Чингисхан появился, Муххамед быстро выступал из лагеря со многими из его мужчин. После борьбы только дня дворяне города открыли ворота, молящиеся относительно милосердия. “Но были солдаты, которые не хотели сдаваться,” Юрии Буряков, узбекский археолог, который является властью на судьбе Самарканда, сказал мне. “Приблизительно тысяча нашла убежище в мечети. Они думали, что они будут защищены Аллахом. Они думали, что Монголы не будут сметь убивать их там. Но Монголам это не имело никакого значения. Они убили бы где-нибудь.” Мечеть была огромна. Выкапывая его участок в 1980-ых, Буряков нашел остатки вырезанного деревянного разделения и стен глины, имеющих размеры 161 на 87 ярдов. “Монголы стреляли в пылающие стрелки. Возможно они швырнули суда нефти , имел катапульты. Когда мы производили земляные работы, мы нашли сожженные кости.” Городские стены были выровнены, как была крепость, которая короновала городское ядро. Вниз также прибыл акведук, говорит Джувеини, и солдаты Самарканда и граждане взяли “глоток в чашке разрушения.” Буряков оценивает мертвых в 100 000.

Вовремя другой Самарканд возник; я пристально глядел на его купола от руин. Это - город другого огромного завоевателя, Тимур, или Тамерлан, Тюркский воин, который построил новую империю в 1300-ых, после краха Монгола. Около тех куполов угли пылали и молотки, которыми лязгают. Я приблизился к Махмуд Джураеву, который столь гордится его подделанным мечем, что он отпечатывает их со своими инициалами. “Как хотели бы Вы идти живые в Монголии?” Я спросил. “Монголия?” он запинался. Тогда я объяснил. “Если бы Монголы захватили Самарканд сегодня, то Вы могли бы быть взяты к Монголии, потому что у Вас есть навык.” Махмуд выздоравливал. “Позвольте этому быть Соединенными Штатами,” сказал он. “Или Япония — я хотел бы учиться делать мечи самурая.” Смиты, ткачи, соколиные охотники, писцы, врачи: Джувеини говорит, что Монголы прошли 30 000 квалифицированных мужчин из Самарканда, чтобы трудиться в менее развитой Монголии. С ними, без сомнения, пошел тысячи их женщин и детей. В Уланбаторе, столице Монголии, я видел Чингисхана каждую ночь на обеде. Кожица от несколько-тысячи-тугриков счетов, чтобы оплатить чек, и есть видящий в темноте Чингисхана, прямо на деньгах. Он находится на лейбле водки также. Как советский вассал с 1924 до 1990, Монголия видела свою отметенную историю, поскольку Москва боялась любого остатка национальной гордости. Буддистские святыни Уланбатора и ламайсткие архитектуры были очищены, чтобы сделать город советского стиля широких, пустые бульвары. Профессора должны были изобразить Чингисхан как “кровавый феодальный тиран.” Когда Монголия возвращала свою свободу, он был быстро реабилитирован как отец его страны. Не то, чтобы о нем забыли. Пастух, которого я встретил однажды одетый в ботинки колена и привязанное с поясом пальто — знал, что, поскольку мальчика назвали Темуджин, что означает "кузнеца", и что он и один из его братьев убили их половину брата, который взял их рыбу. “Старики рассказывают эти истории,” пастух объяснил. “Я знаю ту историю,” сказал я, поскольку я прочитал Секретную Историю Монголов, которая является Чингисхан, что Одиссея к Oдиссеус. Я упоминал, также, что Секретная История говорит, что Темуджин боялся собак. “Я никогда не слышал это; я не верю этому!” пастух парировал горячо. С ее иногда незавидным портретом Чингисхана Секретная История так, названная китайскими архивариусами — кажется, больше чем панегирик, написанный, чтобы увеличить его репутацию.“ Это полно мифов и легенд,” говорит Ларри Мосс университета Индианы, который преподавал историю Монгола в течение 25 лет. “Но часть этого может быть подтверждена в китайских источниках.”

Секретная История связывает это, Tемуджин родился у Реки Онона приблизительно в 200 милях к северо-востоку от Уланбатора. Я хотел видеть, что страна, таким образом я нанимал фургон с приводом на четыре колеса. Как только Вы уезжаете из капитала, тротуар - новинка, и мой водитель выбрал следы из ориентиров на горизонте. Переходя вброд потоки, мы опустились и поднялись через долины формы блюдца травы. Сделать паузу октябрьским утром и идти на одной из оправ блюдца означают ликовать, что эта бежевая земля Ваша один. Тогда Вы видите точечный пунктир серых: стадо овец, наблюдаемых пастухом на косматой-maned лошади. Где-нибудь там, Вы будете также видеть немецкое, поскольку Монголы называют свою круглую палатку. Мы остановились в одном, чтобы попросить горячую воду для чая. Женщина по имени Гунга гостеприимно помещала чайник в свою печь. Я спросил, не будет ли она скорее жить в доме. “Вы не можете переместить дом,” ответила она, как будто это было всем, что имело значение. “Вы не можете взять это здесь и” - жестикулирующий ее руками — ”здесь и здесь.” Мне дом Гунга выглядел довольно постоянным, с кроватями и грудями, даже картины на чувствовавших стенах. Но она сказала мне, что она и ее семья двинулись три раза в том году, чтобы найти хорошие пастбища для их животных. Разрушиться немецкие взятия только час или так. Вперед. Мы поворачивали север через поле. Я думал о точках девственной прерии, которые были спасены в Соединенных Штатах так, чтобы наши внуки могли видеть то, на что это было похоже перед тем, чтобы выйти из плуга. У Монголии есть достаточно травы, чтобы сделать пять Kанзас. Наконец мы пересекли Реку Онона и достигли большой зачистки долины по имени Гурван Нуур. Никакой монгол не может сказать абсолютно, где Teмуджин вошел в мир, но многие полагают, что это уважаемое место. На одной стороне долины был Баян Овоо, деревня зданий регистрации, где человек названием Балдансанжа Чимеддорж взял это на себя, чтобы быть моим гидом. Гордость мотивировала его, не наличные деньги. Он показал мне всплеск кристаллической воды — самая весна, он уверил меня, где мать Темуджина вымыла своего новорожденного сына. И там, он объявил, указывая p гору, пик, где Чингисхан поклонялся — ”Он помещал свою эмблему сражения там перед борьбой.” Когда Темуджин рождается, в 1160-ых, Монголия - царство возможно 30 кочевых племен, с общим числом населения между 1.5 миллионов и 3 миллиона. Примерно половина является Тюркско-говорящими народами, которые предшествуют Монголам непосредственно. От этой той же самой территории еще более ранние люди, Хунну, совершили набег на Китай в течение многих столетий; они, возможно, были теми же самыми людьми как Гунны, которые бичевали Европу в четвертых и пятых столетиях. Секретная История предлагает богатство деталей относительно прихода к власти Темуджина. Сначала, жизнь является трудной. Когда Темуджин девять лет, его отец, Есугей, незначительный вождь, отравлен татарскими соплеменниками. Это - месть, поскольку Есугей однажды ограбил их. Чтобы выжить, Темуджин и его рыба выгоды братьев и сурки ловушки, и их мать собирает ягоды.

Как молодой человек он делает союзников. Каждый - Джамуха, кто становится его Анда, или родным братом. Другой - Тогорил, лидер племени Кереит. Когда племя Меркит похищает подростковую невесту Темуджина, Борте, в набеге, эти друзья собирают воинов, чтобы спасти ее. В мужественности Темуджин постепенно приносит несколько племен под его контролем завоеванием или даром добычи. Побеждая татар, которые убили его отца, он беспощаден. Все кроме наименьших мужчин убиты; дети и женщины порабощены. Татарское племя прекращает быть. (В Европе, однако, изменение названия, “татары,” был в течение многих столетий, имело обыкновение обращаться к Монголам.) изменение Союзов. Друзья Темуджина Джамуха и Тогорил выступают против его власти роста. Темуджин сокрушает армию Тогорила в жестоком трехдневном столкновении. Тогда, в 1205, он побеждает Найман, его последнее сильное вражеское племя. С ними Джамуха, который захвачен.“ Позвольте мне умирать быстро,” спрашивает он. Темуджин предоставляет желание его родного брата. В 1206, в курултай, или большом собрании, Темуджин возведен на престол как Хан Чингис — ”сильный правитель” или возможно “океанский правитель,” следовательно правитель мира. Он - приблизительно 40. Ларри Мосс полагает, что борьба между Темуджин и Джамуха и Тогорил действительно случалась. “Китайские отчеты упоминают их,” говорит он. “Однако, интересно, что рассказ близко следует за историей Ветхого Завета Давид, Саул, и Джонатан.” Создатель Секретной Истории, возможно, был христианином секты Несториан, говорит Профессор Мосс. Последователи персидского прелата, раскола Несториан от Византийской церкви в 431 в борьбе по догме. Много Монголов были своими последователями. Прежде, чем уехать из долины Гурван нуур, я поднялся на холм для последнего взгляда. Ниже, мальчик пропустил через поток и прыгнул на свое пони, как будто воображая себя воин на некоторых доблестных поисках. Монгольская лошадь была, согласно одному историку, управляемой ракете войны. Маленький, но крепкий, это остается существенным компонентом сельской жизни. Мальчики и девочки, ноги которых еще не могут достигнуть поездки стремян так легко, как они идут. Возможно мальчик, которого я видел, был другим Темуджин; некоторые Монголы полагают, что новый Чингисхан появится и восстановит их величие. Назад в Уланбатор, я выключил Авеню Чингисхана (прежде Ленин авенью), чтобы обратиться к Ширендев Баярын, теперь удаленный с длинной карьеры как историк и президент монгольской Академии Наук. Вопрос, который я хотел задать, был: Что заставило Чингисхану завоевывать? “Как только Вы сильны, Вы хотите пойти, узнают, как другие люди живут,” сказал он, выражая нежное представление национального героя. “Он нуждался в их знании, чтобы развить его страну.” Например, Чингисхан заимствовал для главным образом неграмотных Монголов подлинник Уигуров, его продвинутых Тюркских соседей в том, что является теперь западным Китаем.

Войска Чингисхана ожидали, что завоевание приведет к золоту, драгоценностям, шелкам, лошадям, и рабам. Чингисхан, кажется, заботился немного об ограблении, но война была старой традицией среди кочевников, и согласно Шуму объявления Рашид, другому летописцу в обслуживании Монгола, Чингисхан, однажды объявленный: “самая большая удача Человека должна преследовать и победить его врага, захватить его полное имущество, оставить его плач замужних женщин и стенающий, поехать на его мерине, использовать тела его женщин.” Другими словами, завоевание. И чем больше он сделал это, Ширендев признал, тем больше он хотел сделать это. Он указывал пословицу: “Когда Вы едите, Ваш аппетит растет.” Другие историки видят Чингисхан как мотивировано время от времени потребностью накормить его людей и предоставить им лошадей и в других случаях местью (который был судьбой Средней Азии).“ Я не думаю, что он сознательно намеревался быть завоевателем,” говорит другой эксперт по Монголу, Морис Росаби университета Колумбии и Городского университета Нью-Йорка. “Вообще, он не пытался держаться за территорию, за исключением Монголии.” Армия Монгола была в движении вскоре после того, как Чингисхан стал великим ханом. Первой кампанией Чингисхана вне Монголии был против королевства Сицзяна Хиа. Его капитал, Нингхиа, выдержанный на участке современного китайского города Иньчуани, и достигнуть этого, Монголы должны были пересечь резкую пустыню Гоби. Такое путешествие не было никаким большим препятствием кочевникам, которые, в повышении, существовали на молоке кобылы, и кровь, оттянутая из разреза в лошади, скрываются. Управляемый Тангутами, Тибетцы, Сицзян Хиа произвел прекрасную ткань. Что более важно, в уме Профессора Росаби это управляло оазисами вдоль Шелковой Дороги и взыскивало тяжелые налоги с автоприцепов Монгола. Армия, которую Genghis привел на юг уже, формовалась в дисциплинированную силу, которая поедет в Европу и глубоко в Китай. Он организовывал свои войска на десятичной системе исчисления: команда (арван) 10 и компания (зуун) 100 до подразделения (тумен) 10 000. Кроме того, он стер племенные иерархии. Кереиты, Меркиты, и другие были рассеяны среди различных единиц, и команда пошла к доказанным участникам кампании, не племенным руководителям. Чингисхан также создал личную охрану с 10,000 людьми и держал заложников от сильных семей. Возможность восстания очевидно взволновала его. Фактически, Ларри Мосс верит, Чингисхан напал на Сицзян Xia частично, потому что некоторые из его племенных врагов сбежали туда. У Xia Сицзяна было население возможно пять миллионов и большая армия, которая, кажется, не хорошо велась. Когда Genghis приехал против врага в горный перевал и не мог прорваться, он симулировал изъятие, любимую уловку Монгола. Сицзян армия Xia вышел в преследовании. Внезапно Монголы поворачивались, льющийся стрелками и захватив Сицзян командующий Xia. Император Хианг Зонг н искал мир в 1210, предлагая дань и дочь, чтобы жениться на Чингисхан. Сицзян Xia был теперь расценен как вассал.

Неизбежно Монголы поворачивали жадные глаза на королевство к востоку от Сицзяна Xia. Это имело по крайней мере 20 миллионов человек и было значительно более богатым. Снова и снова эта часть того, что является теперь Китаем (объединенный в 1279 при Кублая внука Чингисхана) привела налетчикам к таким сокровищам как нефрит, шелк, и золотой Будда. В эру Чингисхана северным китайским рогом изобилия управляли люди, известные как Jurchen, кто назвал их династию Джин (золотой). Как династии прежде, Джин дарил дань кочевникам и обменял предметы роскоши, зерно, и орудия для их животных и скрывается. Сроки были щедры. “Это была своего рода взятка,” объясняет Росаби, “препятствовать кочевникам нападать.” Но эта щедрость высыхала, поскольку Джиноказался в затруднительном положении. Кроме того, были политические проблемы. Китайцы по рождению негодовали на повелителей Джурчень. Нелояльность обеспокоила армию. Чингисхан знал эти вещи от торговцев и дезертирующих государственных служащих Джин. Он знал, что также так большая часть огромной армии Джин 600 000 или больше войска связанная на южном фланге режима, после лет войны с династией Песни. Таким образом Чингисхан прицеливался в режим, которому создают помехи. Фактически, почти всем его государствам жертвы нанесли вред внутреннее инакомыслие или другие проблемы. В 1211 армия отправлялась, 70 000 сильный. Великая стена, поскольку мы знаем это, не существовала, хотя меньшие стены сделали. Чингисхан легко прорвался через них; китайские тексты говорят, что удрученные пограничные войска даже перешли к нему. Но много сражений располагались впереди. Элитные войска врага Чингисхана ждали в Проходе Джиуонг, чтобы перехватить Монголов, которые возглавляли к капиталу, Джунду, похороненному сегодня ниже растягивания Пекина. Один из лучших генералов Чингисхана, Джебе, который был "Стрелкой" по прозвищу, поймал защитников от охраны при использовании притворной уловки отступления. Genghis немедленно не прошел на Джунду. Его всадники были превосходны с поклоном, были в состоянии стрелять вперед или назад в полном галопе, но он испытывал недостаток в средствах напасть на 40-футовые стены Джунду. Вместо этого Чингисхан послал свои войска, чтобы разорить центр; добыча держала бы их содержанием. Когда наконец он окружил капитал в 1214, его арсенал включал китайских бомбардиров и катапультов, приведенный в действие, погружая веса, которые могли швырнуть сотню фунтовых камней против стен и ворот. Они не были необходимы, как бы то ни было. Окруженный с внутренними проблемами, Джин император Хуан Зонг предложил золото, серебро, и другое сокровище, если Монголы уйдут. Чингисхан подарили Джин еще одна принцессой жена (у него будет шесть жен Монголки и многие другие от иностранных завоеваний). Она шла с 500 слугами. Увы для Джин, они не видели последнего из Монголов. Когда император перемещал свой капитал на юг в Кайфын, дистанцируясь от этого варварского противника, Чингисхан подозревал, что он в перегруппировке напал. Или возможно который был только оправданием Чингиса. Монголы вернулись как ураган в 1215, чтобы морить Джунду голодом в подчинение, затем уволить и уничтожить.

Чингисхан выдержал запас имперского сокровища. Несколько лет спустя путешественнику, видя белый холм, сказали, что это были кости жителей Пекина. Монголы наводнили территорию о размере штата Нью-Йорк. Посланники из Кореи прибыли, предлагая отдавать дань; они знали судьбу Джунду. Чингисхан ожидал, что северный Китай заплатит также, но он, кажется, не рассмотрел приложение его к Монголии. Возвращаясь в Монголию, поскольку он всегда делал после кампании, Чингисхан начал думать о построении капитала. Из Сицзяна Xia он требовал 30 000 ремесленников, некоторые из которых, возможно, помогли поднять его цитадель, Каракорум, где торговые маршруты пересеклись на монгольском поле. Возможно Чингисхан предназначал Каракорум, чтобы стать монументальным городом, таким как те, он видел, что были построены китайцами и тангутами Xi Xia . Это никогда не достигало такого величия, хотя у этого были огромные дворцы для правителя и его родственников так же как казначейства, мечети, буддистского храма, и вероятно христианской церкви. В 1388 китайские захватчики разрушили город. Когда-либо заемщик, Чингисхан поглотил ученого в Китае, чтобы консультировать его по вопросам построения правительства. Уигуры были приняты на работу как бухгалтеры и писцы. Скоро школа оказывалась администраторами Монгола, которые раздули маленькую бюрократию налоговых инспекторов и рекордных хранителей. Тем временем, Чингисхан был обеспокоен событиями в Кара Кытай, на западном краю Монголии. Кучулук, изменнический принц Найман, огромное племя, которое Чингисхан победил в Монголии, захватил власть в том королевстве. И Кучулук собирал других союзников. Он планировал напасть на Чингисхана? Джебе напал в 1218 с 20 000 всадников. Большинство людей Кара Кытай было мусульманами. Кучулук запретил им поклоняться и даже замучил имама. Так, когда Джебе появился в стенах Кашгара, где Кучулук пребывал, там радовал-a редкий прием для страшных Монголов.Кучулук был казнен, и Чингисхан взял дружелюбных людей Кара Кытай под его крылом. Теперь, когда его царство коснулось империи Хорезм, Чингисхан послал множество подарков Шаху Мухаммед в Самарканде: нефрит, слоновая кость, золото, плащи белой шерсти верблюда. Чингисхан также предложил торговлю и отослал автоприцеп 450 торговцев. Они только достигли Отрар на восточном краю царства Мухаммеда, где губернатор, подозревая, что они были шпионами (некоторые вероятно были) захваченный и выполнял их. Джувеини говорит, что Мухаммед одобрил это. В любом случае, он скоро сделал худшую ошибку. Когда Чингисхан послал посла, чтобы потребовать, чтобы шах передал губернатора Отрара для наказания, Мухаммед убил посланника и послал его голову Чингисхану. “Монголы верили в абсолютную неприкосновенность послов,” Морис Росаби указывает.“ Вредить им было отвратительным преступлением. ”Следовательно ужасная кампания Монгола в Средней Азии была карательной — с, мы можем принять, добавленный стимул большой добычи. Без сомнения Мухаммед чувствовал себя безопасным. Его армия,как говорят, пронумеровала 400 000, но многие имели неуверенный.И при этом Мухаммед не наслаждался верностью вассала феодалу своих в большой степени обложенных налогом предметов. Снова это был хромой режим, который окружал для нападения Монгола. Армия Чингисхана никогда не превышала 110 000 мужчин, современные историки говорят. Прежде, чем напасть на Хорезм, он просил солдат из Сицзяна Xia, его воображаемый вассал. Назад прибыл едкий ответ: Если у Чингисхана не было достаточно многих войск, у него не было никакого бизнеса, являющегося ханом. За то оскорбление мстили бы также. Хотя превзойдено численностью, Чингисхан смело раскалывают его силы, поскольку он продвинулся в 1219. Одна колонка осадила Отрар, другой подвергшийся нападению более далекий юг. Чингисхан поехал на запад в Бухару. Мухаммед замерзал; у него не было никакой стратегии возразить, что envelopment, кроме держать его войска сидел на корточках в его городах. В Отрар гарнизон несколько тысяч требовал месяца или дольше, поскольку валуны свистели от Монгола мангонель, и крыши бомбили с пылающим керосином вероятно упрямо горящая смесь серы, селитры, и нефти. Иналчук, губернатор, у которого были торговцы Чингисхана убито , боролся до конца, бросая кирпичи от вершины его крепости. Победители выровняли цитадель и городские стены. Ремесленники Отрара теперь согнули бы свои навыки для выгоды Монгола. Шелковая Дорога взяла меня от Самарканда до Бухары. Эта часть маршрута - проложенное шоссе, поехавшее грузовиками, несущими ботинки и футболки из Китая или газировку с сиропом и закуски из Турции. Тут и там Вы видите арку большой гостиницы, где для торговцев столетий, остановленных, чтобы освежить их животных. Но вдоль этого сегмента Шелкового Дорожного хлопка король сегодня. В областях, которые распространяются к горизонту, урожай был выбран, и мужчины и женщины, собирали стебли, топливо в течение зимы. Хотя шоссе занято, Бухара, которую Джувеини назвал “куполом Ислама,” является севшей раковиной. Согласно советскому правилу многие из мечетей Бухары и религиозного датирования школ с 15-ого столетия, когда город обладал пост Чингисхана, Ренессанс уничтоженные. Я пристально гляжу через площадь, однажды заполненную учеными и торговцами. Несколько мужчин сидят там, выглядя столь же старыми и скрюченными как соседние деревья тутового дерева, подпоясывающие оправу вышедшей из употребления цистерны. Но по узким, вьющимся улицам все еще появляются несколько куполов, и Чингисхан признал бы минарет 150 футов высотой Мечети в пятницу. Легенда приписывает пересечение Чингисхана возможно непересекаемая Кызылкумская пустыня, 300 миль шириной, поскольку он качал юго-запад к Бухаре. В легенде Чингисхан обычно достигает невозможного. В правде говорят историки, он заметно следовал за дорогами, которые окаймляли пустошь. Как в Самарканде, отцы города открыли ворота. Достижение Мечети так в пятницу, большой, что он думал, что это был дворец-Чингисхана дворянина, поехало в его внутренний двор.“ У него были все музыканты вызванного города,” сказал Господин Козаков, который является хранителем музея Бухары. Мы сидели в его маленьком офисе, который был сделан теплым и спелым наклонным осенним солнцем. Чайник пузырился с водой для чая.Мы сидели в его маленьком офисе, который был сделан теплым и спелым наклонным осенним солнцем. Чайник пузырился с водой для чая. “Чингисхан слушал музыку,” Господин продолжил, “и начал пить вино и его кумыс [молоко волнуемой кобылы]. Но у него не просто была сторона. Он заказал благородство, принесенное ему с их богатством. Когда их золото и камни были в его ногах, он дал город своим войскам, чтобы ограбить. Кочевники любили грабить города. Они взяли все. Они изнасиловали женщин. Мечеть была сожжена, и огонь вероятно распространение. Это был полный беспорядок.” Орды Монгола неистовствовали на, сваливая Ургенч, большой Шелковый Дорожный город на юге Амударьи Аральского моря, после жестокого сражения; 100 000 защитников, как говорили, были убитыми. Монголы отклонили реку, чтобы затопить город, остается. Они двигались на юг в город Мерв, в современной Туркмении. В его щебне святой человек мусульманин и его помощники провели 13 дней, считая трупы, согласно Джувеини, кто говорит, что они соответствовали 1.3 миллионов — ”принятие во внимание только тех, которые были просты, чтобы видеть.” Балх, в Афганистане, легендарной “Матери Городов,” отданный. Его граждане были уничтожены так или иначе — ”разделенный согласно обычному обычаю в сотни и тысячи, которые будут помещены в меч.” Несколько мусульман написали счета скотобойни в этих Исламских городах, и их предполагаемые потери неизменно огромны. В Нишапуре, один сказал, Монголы убили даже собак и кошек. Возможно верность вассала феодалу летописцев их хвастливым работодателям Монгола привела к преувеличению. Большой, хотя эти города были, никто сегодня не думает, что у них были поселения такой величины. И Монголы действительно выстраивались в линию и убивали гражданские лица? “Я не могу полагать, что они напрасно тратили бы время, делая это,” сказал Ларри Мосс мне. “Монголы в значительной степени уничтожили армии, против которых они прибыли, и много гражданских лиц было пройдено перед армией как пушечное мясо, но я не думаю, что гражданские лица были просто истреблены. Монголы нуждались в людях, чтобы переместить их вьючные обозы и оружие осады.” Согласно Морис Росаби:“ Нет никакого вопроса, что было большое разрушение. Не все города были забиты, но некоторые стали примерами, чтобы посеять террор в других. Это была психологическая война. ”В соответствии с одной теорией, Чингисхан решил не уезжать из города неповрежденным, который мог помочь его врагам. И Шах Хорезма Мухаммед и его сын, Джелал Ад Дин, были все еще в целом, и Джелал, огромный лидер, собрал тысячи мужчин к своему баннеру. Действительно были восстания-a серьезный, например, в Герате в западном Афганистане. Я помню Герат как драгоценный камень Афганистана, с богатыми традициями в искусствах и религиозной учености. Почти три десятилетия прошли, так как я, ослепленный Мирный бюрократ Корпуса, стоял в тени его могущественной цитадели, сначала построенной Александром Великим в 330 до н.э.

Я возвратился в Герат благодаря Организации Объединенных Наций, которая обеспечивает пищу и другую помощь Афганистану, разорванному на куски гражданской войной, которая началась в 1978 и продолжающий конфликт между группами можахедов, или борцов за свободу. Больше чем миллион Афганцев, как полагают, умер. Два раза в неделю маленький самолет ООН взлетает из Исламабада, Пакистана, чтобы поставлять миссию Герата. Пересекая Афганистан, пилот полетел в 21 000 футов, достаточно высоко, я молился, чтобы избежать ракеты, запущенной некоторым воинственным можахед. Это приветствовало меня, чтобы найти, что в рабочих металла базара Герата все еще ударял по железу и руководству в горшки и урны. Это - Герат, который я помню. Но много зданий были уменьшены до щебня, и вне города я видел человеческие черепа. Братские могилы там были настелены крышу со стаканом для общественного рассмотрения. Гератцы говорят, что они - некоторые из 25 000 человек, уничтоженных коммунистами после демонстрации протеста в 1979. “Коммунисты походили на Чингисхан,” учитель сказал. “Они убили и разрушили.” Монголы достигли Герата в 1221 и сначала сэкономили город. Но после того, как армия уехала, город повысился против маленького гарнизона, который оставался. Армия тогда возвратилась, с предсказуемыми последствиями. Из всех врагов, перед которыми Чингисхан стоял, только Джелал Ад Дин выиграл свое восхищение. В то время как отец Джелала, Шах Мухаммед, сбежал позорно, Джелал поехал на юг в Афганистан и собрал войска. Genghis послал одного из своих лейтенантов после него. Внезапно Джелал поворачивался и имел дело свои преследователи язвительное поражение. Теперь великий хан принял управление, прикрепляя наследника Хорезма против Реки Инда в том, что является теперь Пакистаном. Джелал привел обвинение после бесстрашного обвинения. Неспособный сломать схватывание Монгола, он наконец прыгнул в реку и отплыл. Чингисхан запретил его стрельцам стрелять.“ Такой сын,” он воскликнул, “должен отец иметь!” Что касается Мухаммед, Джебе и другой монгол, Субедай, преследовали его через Иран к Каспийскому морю, где, исчерпанный, он умер от плеврита. Весь наряд его правила был потерян; он был похоронен в тряпках слуги.

Монголы всегда извлекали выгоду из превосходящего командства.

Командующие были смелы, зная, что они могли зависеть от своих хорошо дисциплинированных войск. Среди порученных с командой были сыновья Чингисхана ,Зучи ,Чагатай ,Огедай и Толуй, все родившиеся его первой жене, Борте. Но самые важные лидеры были товарищами Чингисхана от племенных войн, и среди этих Джебе, и Субедай были несравненными. Достигая Каспийского, эта бесстрашная пара задавалась вопросом, что лежит вне. Европа была столь же неизвестна им как Монголия европейцам. С 20 000 мужчин они предприняли разведку в силе. Они побеждали две армии в Грузии и, пересекая Кавказ зимой, побеждали коалицию Тюркских племен на российской степи. Поскольку они разграбили сельскую местность, сигнальное распространение через российские объединенные княжества еще — Киева, Чернигова, Галисии, Ростова, и Суздаля.Принцы собрали армию из 80 000 солдат, который бросил вызов Монголам на Реке Калки в 1223. Стрельцы монгола поехали перед врагом, заполняя воздух стрелками. Некоторые из принцев приказывали торопливо, только видеть, что стрельцы исчезают в дым, поскольку Монголы зажгли огни экскрементов и керосина. Они наткнулись на обнаружить, что дым скрыл не слегка бронированных стрельцов, но кавалеристов, размахивающих копьем и мечом и булавой. Части российской силы, превращенной в беспорядке, сталкивающемся с другими единицами, и затем бегством, начались. В потоке победы Джебе, и Субедай обедали на большой деревянной коробке. В этом три захваченных российских принца задыхались, средство смерти, очевидно выбранной, потому что в традиции Монгола кровь уважаемого воина не должна быть пролита на территории выполнения. Сомнительно, что принцы ценили любезность. Джебе, и Субедай хватили восток к Волге, вели еще два боя, и наконец воссоединились с главной силой Чингисхана на Центральной азиатской степи. Живя за счет земли, приобретая новых лошадей завоеванием, побеждая каждую противостоящую армию, они поехали на 8 000 миль, окружая Каспийское в одном из самых больших деяний конницы всего времени. Позади, они оставили народные массы боящимися и запутанными.“ Неизвестные племена приехали, кого никто точно не знает..., ни откуда они вышли, ни что их язык, ни того, каковы гонка они,” написал монах в княжестве Новгорода. К их горю русские скоро изучили бы все. Поворачиваясь для дома наконец, Монголы извлекли бесчисленное богатство из Средней Азии. Воины сверкали золотыми цепями и драгоценностями, и их лошади были загружены с болтами шелка и сумками монет. Несколько из разоренных городов никогда не возвращали свою прежнюю славу. Некоторые историки говорят, что ограбления Монгола задушили развитие в течение многих столетий. Genghis не забыл, что правитель Сицзяна Xia отказался снабдить войска для западной Азиатской кампании. Кроме того, в то время как Genghis далеко боролся, Сицзян, Xia попытался извиваться свободный от контроля за Монголом. В 1226 хан привел свой армейский юг из Монголии еще раз. Я пошел в Иньчуань, современный участок Сицзяна капитал Xia, на самолете из Пекина. Восточный китайский пейзаж, переполненный городами, каждой точкой выращенной земли, уступил полупустыне серовато-коричневого цвета с рассеянными городами. Я всматривался вниз на деревенских крышах, которые были желтыми. Поскольку самолет спускался, я понял, что я досматривал распространение зерна до конца, чтобы высохнуть. Несколько зданий в Иньчуани достигают этажей дюжины высоко и присоединены в той скромной известности высокой пагодой, случайной дымовой трубой, и минаретами нескольких мечетей. У Иньчуани есть большое население мусульманин. Китайские власти волнуются по поводу их граждан мусульманин. В области Синьцзяна, к западу от Иньчуани, Уигуры, раздражающийся под господством Ханьшуй, или этническими китайцами, чиновниками, напал на солдат и бомбил железные дороги в этом году. Я ничего не услышал о волнении среди мусульман Иньчуани, которых называют Хуи.Но Ислам ясно получает силу; в одной мечети я посетил, Исламская школа недавно открылась. С гордостью учитель сказал мне, что студенты изучали арабский язык, язык Корана. Сицзян Xia долго упоминался как “таинственное королевство.” В прошлой сотне исследования лет показал, что это имело свой собственный письменный язык и произвело свитки тонкого шелка и скульптурный. Несколько версий существуют о второи кампании на Сицзяна Xia. Я услышал одного из них от Зуань Хань, заслуженного директора музея Иньчуани. Крошечный вихрь, он бросал свои руки для акцента, говоря, надувая сигареты все время. Мы шли на берегу широкого канала, бегущего из Желтой реки, и жестом ветряной мельницы к стремительно плавной воде, он сказал, “Это очень старо. Это было здесь перед временем Чингисхана. “И там” - он качался, его руки далеко — ”была городская стена. Только на расстоянии в 500 ярдов. Когда Монголы не могли войти в город, они прибыли сюда” - оружие возвращало меня каналу — ”и ломало плотину.” Зуан хань полагает, что наводнение подорвало стену, или угрожало к, и заставило Сицзян Xia сдаваться. Это, возможно, была Желтая река, не канал, что Монголы развязывали, хотя это кажется маловероятным Зуан Хань: река в 28 милях от города. Или возможно Сицзян, который Xia сдал после его армии, был побежден в жестоких сражениях вне стен. Безотносительно случился, Чингис умирал. Секретная История говорит, что как Сицзян кампания Xia началась, Чингисхан пошел, охотясь для диких задниц. Когда его гора бросала, он упал, “его тело, находящееся в большой боли.” Другой счет говорит, что Чингисхан был плохо возможно с сыпным тифом. Он уже выбрал своего преемника, Огедея, третьего сына его первой женой. Джувеини говорит, что Чингисхан считал Oгедея мудрым и доблестным; он был также любителем крепкого напитка и хорошие времена. От его смертного ложа Чингисхан заказал истребление Сицзяна люди Xia. Его армия, как говорят, убила “матерей и отцов вниз к потомству их потомства.” Некоторые были просто порабощены вместо этого; тем не менее, разрушение королевства и людей было оптовой торговлей, которая является, почему Сицзян Xia истекал в историческое пятно. В августе 1227, где-нибудь к югу от Иньчуани, Чингисхан умер. Ему было вероятно 60 лет. Счета говорят, что его тело перенесли к Монголии для похорон около горы по имени Бурхан Халдун. Сорок “подобных луне девственниц” и 40 лошадей были убиты и похоронены с ним, как будто для его удовольствия в следующем мире. Чтобы препятствовать серьезным грабителям, тысяча всадников, как говорят, растоптала участок, пока это не могло быть найдено. Это ускользает от искателей все еще. Чингисхан был, написал одному из персидских историков, “обладал большой энергии, проницательности, гения, и понимания, внушающего страх, мясник, только, решительный, сверхметатель врагов, бесстрашных, кровавых, и жестокий.” Более всесторонняя эпитафия не могла быть написана, кроме добавить, что он завещал к его клану объединенную Монголию и самую сильную армию в мире..

Его сыновья и внуки послали бы ту армию, приливающую снова в Россию и Китай, и еще дальше, в то время как Монголия смяла небесный свод наций как метеор. Наводненный во власти и богатстве, Монголы нашли бы, что у них был только один опасный противник: друг друга.

Source: National Geographic, December 1996.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый asan-kaygy!

А почему ушин (хушин) не могут быть потомками или ответвлением усуней, а уважаемый Майкы бий их омонголенным потомком?

Ведь, насколько я слышал, Чингизхан молился Ахурамазде? То есть исповедовал религию андроновцев - саков, скифов и усуней, древних кочевников Казахстана?

С уважением,

1. Где монголия, а где среднеазиатские "луковые горы"

Хушин относился к монголам дарлекинам. Конвергентное название гораздо лучше объясняет отсутсвие усуней на протяжении 8-10 веков.

2. Чингисхан не верил в Ахурамазду (Ормузда), это либо гумилевская чепуха, либо кого-то другого. Тем более вера в Ахурамазду это вера персов а не саков, те наоборот за дэвов были, против них Дарий антидэвовские надписи делал.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1. Где монголия, а где среднеазиатские "луковые горы"

Хушин относился к монголам дарлекинам. Конвергентное название гораздо лучше объясняет отсутсвие усуней на протяжении 8-10 веков.

2. Чингисхан не верил в Ахурамазду (Ормузда), это либо гумилевская чепуха, либо кого-то другого. Тем более вера в Ахурамазду это вера персов а не саков, те наоборот за дэвов были, против них Дарий антидэвовские надписи делал.

1.А вот "татары" Чингизхана утверждали, что до того, как обосноваться на Востоке в Монголии, их родные земли были на Западе. Если народы могут перемещаться с Востока на Запад, почему им нельзя переместится с Запада на Восток?

2. На форуме присутствуют буряты? Вот читал их священодействие, так там упоминается Ахурамазда ил Ормузда, ссылка дам, как найде, может братья-буряты помогут?

С уважением,

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1.А вот "татары" Чингизхана утверждали, что до того, как обосноваться на Востоке в Монголии, их родные земли были на Западе. Если народы могут перемещаться с Востока на Запад, почему им нельзя переместится с Запада на Восток?

2. На форуме присутствуют буряты? Вот читал их священодействие, так там упоминается Ахурамазда ил Ормузда, ссылка дам, как найде, может братья-буряты помогут?

С уважением,

1. Я такого от татар не слышал. ссылочку кинете?

2. Тоже ссылочку дайте пожалуйста. Ормузд у Чх в первоисточниках не известен, например в ССМ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1. Я такого от татар не слышал. ссылочку кинете?

Пожалуйста:

http://www.vostlit.info/Texts/rus15/Ann_de_Burton/text1.phtml?id=1023

АННАЛЫ БЁРТОНСКОГО МОНАСТЫРЯ

(конец XIII в.)

ANNALES DE BURTON, Рукопись Анналов: London, Brit. Mus., Cotton, Vespasian, Е. III (XIV в.)

Расследование о тартарах 1, проведенное в Лионе его святейшеством папой 2

..............................................................................................................

О тартарах

Во-первых, о происхождении; во-вторых, о вероисповедании; в-третьих, о совершении религиозных обрядов; в-четвертых, об образе жизни; в-пятых, о мощи; в-шестых, о численности; в-седьмых, о намерении [их]; в-восьмых, о соблюдении договоров; в-девятых, о приеме послов;

Ответил так:

Во-первых, об их происхождении сказал,

что последние из мадианйтов 4, бежав от лица Гедеона до отдаленных частей востока, удалились в некую пустыню, которая называется Этрев 5. И было у них 12 вождей, главного среди которых звали Татаркан, от которого они нареклись тартарами 6. А от него произошел Чиркам, имевший троих сыновей.

....................................................................................................................

1 Публикуемый ниже фрагмент содержит речь "архиепископа" из Руси Петра Акеровича на Лионском соборе 1245 г. Исследователями неоднократно подчеркивались достоверность этого сообщения и соответствие его донесениям европейских путешественников (Плано-Карпини, Рубрук и др.). Этот фрагмент, несколько более расширенный, мы находим также в "Великой хронике" Матфея Парижского под 1244 г. (см. фрагмент 9), где он не относится к Лионскому собору. Причину этого расхождения С. Томашевский усматривал в том, что в силу обстоятельств Петр Акерович давал свою информацию дважды: первый раз - в Италии, куда незадолго до открытия Лионского собора он прибыл для встречи с Иннокентием IV, но уже не застал его и имел беседу с кем-то из представителей церковных или светских властей; после этого он отправился в Лион, где выступил с речью на соборе. Запись одного из этих выступлений досталась Сент-Олбансскому монастырю, при котором работал Матфей Парижский, другого - Бёртонскому. Текст обоих памятников примерно одинаков. Однако, если Бёртонские анналы придерживаются четкой схемы в членении материала, то Матфей Парижский, стремясь придать повествованию эмоциональность, нарушает эту четкость.

___________________________________________________________________________________________________________________________

http://www.vostlit.info/Texts/rus10/Magakija/frametext.htm

ИНОК МАГАКИЯ

ИСТОРИЯ НАРОДА СТРЕЛКОВ

(МОНГОЛОВ)1

О ТОМ, ОТКУДА ОН ЯВИЛСЯ, И КАКИМ ОБРАЗОМ ПОДЧИНИЛ СЕБЕ МНОГИЕ СТРАНЫ И ОБЛАСТИ

От самих Татар мы слышали, что они из [4] туркестанской родины своей перешли в какую-то восточную страну, где они жили долгое время в степях, предаваясь разбою, но были очень бедны.

Эти первые татары, которые появились в верхней стране 11, не походили на людей; ибо вид их был ужаснее всего что можно выразить: головы их были громадны, как у буйволов; глаза узкие, как у цыплят; нос короткий, как у кошки; скулы выдавшиеся, как у собаки; поясница тонкая, как у муравья; ноги короткие, как у свиньи. Бороды у них вовсе не было. При львиной силе они имели голос более пронзительный, чем у орла, и появлялись там, где их вовсе не ожидали.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2. Тоже ссылочку дайте пожалуйста. Ормузд у Чх в первоисточниках не известен, например в ССМ.

http://doverchiv.narod.ru/morozov/9-01-13.htm

Н.А.Морозов / «Христос». (9) «Азиатские Христы.» / Часть I

Глава XIII

Монгольско-бурятская «Книга Бытия» (Ганджур-Данджур) и ее космогония.

Первыми обитателями земли были добрые духи, называвшие себя тенгеринами, вроде ангелов. Остатки их и теперь стоят под управлением славного Ормузды и живут одни на горе Сумбере, другие на солнце, луне и звездах, а некоторые на земле и в разных пространствах воздушной сферы.

___________________________________________________________________________________________________________________________

http://kunnu.org/index.php?option=com_content&view=article&id=56:2009-12-18-16-51-49&catid=37:2009-12-08-11-40-19&Itemid=61

Тывинский государственный университет

Лаборатория кочевых цивилизаций

Абаев Н.В.,

д.и.н., профессор кафедры философии

Религия и этнокультурогенез тюрко-монгольских народов

алтай-байкальского региона

Кызыл, 2005г.

...Авесты прежде всего и в особенности нужно указать на круг агурийских божеств, которые собраны вокруг Агура-Мазды… Всему миру богов в совокупности противостоит царство демонов и дьяволов с Ангромайниу или Ариманом во главе. Агура-Мазда (в клинообразных надписях Аурмазд, позднее Ормазд, или Ормузд) значит «мудрый дух» или «господь» (Соссей де ля, с. 162). Нет сомнения, что Агура есть древнее азурийское божество иранских племен и «благодаря эпитету Мазда, с которым он был, вероятно, принят в систему Заратустры, он получает духовный, вполне теологический характер» (там же, с. 162-163).

Фонетическая вариация «Ахура», скорее всего, связана с древнетуранскими огур-огуз-ухэр (укэр), обозначающими доместицированного быка, и прослеживается во многих тюркских и бурят-монгольских этнонимах (эхирит, уйгур, гур, гуран и др.). Вместе с тем, в другой фонетической вариации – Хормазд (алт. Корбустан, тув. Курбусту, бур.-монг. Тюрмас, Хюрмас, Хормуст) прослеживается связь с еще более древними, не одомашненными, т.е. дикими тотемными животными – оленем, лосем или горным козлом (например, бур.-монг. гуроо «олень», курун «кабарга», гуран), что показывает этапы эволюции архаического мифопоэтического сознания ко все более развитым формам религиозно-мифологического мышления.

В связи с этим большой интерес представляет также переход «хор» - «кал» в имени бога Калбесэм, обозначающем Хормуст-Тэнгри у енисейских кетов. Тувинский род кол у алтайцев называется каал, что несомненно связано с гал (огонь) у бурят-монголов и объясняет переход «хор» (в имени Хормуст-Тенгри) во вторую часто этнонима «монгол», который может быть возведен к понятию «Вечный Огонь» (мунхэ гал), в свою очередь представляющем собой усеченную форму от «Огонь Вечного Синего Неба» (хухэ мунхэ тэгрийн гал), т.е. «небесный огонь», «священный огонь», «божественный огонь», или, иначе, «народ, наделенный небесной харизмой от Верховного Бога Хормуст-Тэнгри» (Абаев, 2003)....

...Нельзя, конечно, исключать наличие прямых заимствований из иранских языков (скифо-сакского, согдийского, фарси и др.) в терминологическом аппарате традиционных верований народов Саяно-Алтая. Однако следует иметь в виду, что, во-первых, «заимствованные» термины имели собственные аналоги в древнейших этнокультурных традициях автохтонного происхождения, восходящие к ранним формам религии неолита (и даже – палеолита) Южной Сибири, которые предшествуют скифо-арийской традиции. Иначе говоря, они, в сущности, представляют терминологические дуплеты или синонимы, обозначающие одни и те же понятия.

_________________________________________________________________________________________________________________________

Уважаемый Асан Кайгы!

Не стал приводить очень уважаемого мною, но не признаваемого Вами, Л.Гумилева. Л.Гумилев мог ошибаться в мелочах, но основные выводы его верные (не в качестве начала спора, просто ответ на Ваш выпад в отношении Л.Н.Г.).

С уважением,

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Насчет первого источника это вполне укладывается в библейскую концепцию исхода всех народов из одного еврейского центра

Второй также говорит не о татарах врагах Чингиз-хана, а о самих монголах скорее всего.

Вот об этом я и хотел сказать, что часть монголов до эпохи Чингизхана жили западнее, недалеко от Шымкента (Туркестанская родина!). Ответ Папе Римскому, то же фиксирует их вначале на западе, что совпало с христинскми возрениями. Это могли быть усуни - уйсуни, а 800 лет про них ничего не было слышно, потому, что они в это время, проповедуя зороостризм среди народов Сибири, усиленно омонголивались и из юрт выходили очень редко (шутка). :lol:

С уважением,

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

________________________________________________________________________________________________________________________

Уважаемый Асан Кайгы!

Не стал приводить очень уважаемого мною, но не признаваемого Вами, Л.Гумилева. Л.Гумилев мог ошибаться в мелочах, но основные выводы его верные (не в качестве начала спора, просто ответ на Ваш выпад в отношении Л.Н.Г.).

С уважением,

А вы вот теперь поищите Ормузда в ССМ.

Там вы такого термина не увидете, а ведь автор то был двоюродным дядей Чх

К тому же Гумилев слишком часто мелочи выдумывал или придерживался сумашедших мнений. чего стоит его отождествление монгольской веры с боном, а сам бон с митраизмом.

Плюс Сартак-Невский анды выдумка.

Цзе - кулы тоже, Юечжи - согды также.

В общем не история а научная фантастика или художественная литература

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет там и Худая.

Уважемый Асан Кайгы!

Вы правы, действително я не нашел! Очень удивительно, наверное, записывал текст ССМ, какой-то китаец-атеист-конфуцианец, что ни разу не упомянув ни одного бога (может я не внимательно смотрел?)!

По верованиям монголов Чингизхана нашел это:

http://www.vostlit.info/Texts/rus/Matthew_Par/frametext1.htm

МАТФЕЙ ПАРИЖСКИЙ

(ок. 1200-1259).

ВЕЛИКАЯ ХРОНИКА

Буквы у них иудейские, ибо ранее собственной письменности у них не было. Я спросил, кто те, что учат их грамоте; они сказали, что это люди бледные, они много постятся, носят длинные одежды и никому не причиняют зла; и поскольку они сообщили о людях этих много подробностей, которые схожи с религиозными обрядами фарисеев и садукеев, я полагаю, что они — садукеи и фарисеи.

http://www.vostlit.info/Texts/rus15/Bacon_Roger/text1.phtml

РОДЖЕР БЭКОН

(ок. 1214 - ок. 1292).

ВЕЛИКОЕ СОЧИНЕНИЕ

OPUS MAJUS

Ибо надлежит знать, что от центра Черной Катайи до самых восточных границ живут преимущественно идолопоклонники, но примешаны к ним сарацины и тартары и несториане 128, то есть плохие христиане, имеющие на востоке своего патриарха, который посещает [их] края и крестит младенцев, ибо только он один крестит, и он может прийти в одно и то же место только раз в пятьдесят лет; и он говорит, что издревле он поставлен Римской церковью и, если не будет препятствий, он готов [ей] повиноваться. И они обучают Евангелию и религии детей тартарской знати и, насколько могут, прочему, но, поскольку они мало знают и обладают дурными нравами, тартары презирают их 129. И освящают они во время службы один хлеб шириной в ладонь и разделяют сначала на двенадцать частей по числу апостолов, а потом эти части делят по количеству [присутствующих] людей, и священник дает каждому из руки своей тело Христово, и тогда каждый с благоговением вкушает с ладони его 130. Но в большинстве [случаев] преобладают во всех этих краях идолопоклонники, и все согласны в том, что у них храмы, как у нас, и большие колокола. И поэтому церкви греческая, армянская и всего востока не желают иметь колоколов из-за идолопоклонников. Однако они есть у русценов и у греков в Кассарии 131. [Далее следует описание несторианского богослужения.]

............................

И хотя тартары чтут единого бога, тем не менее они не совсем ушли и от идолопоклонства. Ибо они поклоняются огню, веря, что все очищается и освящается им. А потому они проводят через огонь детей своих и послов и [проносят] дары. Точно так же чтут они порог дома; и всякого поправшего порог, они осуждают на смерть. [Далее говорится о неправедности татарского вероучения и о склонности некоторой части татар исповедовать христианскую религию.] Ведь упомянутый император тартарский признал, что христианское вероучение дано от бога и является наилучшим. И отдают они детей своих изучать Евангелие и жития святых и принимают святую воду и крест и священников христианских, когда заболевают, и прибегают к ним, словно к оплоту незыблемому, как это говорится в книге об их нравах, и это доподлинно известно. Ведь и императрица [жена] этого императора призвала брата Гильома и священников христианских со святой водой и крестом, дабы просить их совета, когда она заболела

______________________________________________________________________

Мой комментарий: в основном цитаты указывают на несторианство, но возможны и элементы зороастризма, как очищение огнем.

Да еще видел по ТВ храмы зороастрийцев в восточном Иране, так вот умерших (по канонам зороастризма) не хоронят, не сжигают, не кидают в воду, что бы не оскорбить землю, огонь в воду. Покойнков относят на постамент в храме, трупы съедают грифы, которые на халяве расплодились там безмерно.

Честно говоря не помню у какого из сибирских народов (или тунгусов или древних кыргызов) был похожий обычай: покойников привязывали на дерево и оставляли на год, пока труп не истлеет и его н съедят хищники. На мой взгляд в этом обычае угадывается влияние зороастизма: кто в здравом уме, если это не предписано священным ритуалом, полезет на дерево с трупом? Зороастризм не был религией тюрков, по-моему, они вначале сжигали покойников.

В любом случае название бога Ахура-Мазда присутствует в Сибири по настоящее время. По Рубруку веру свою они скрывали от посторонних, так про одного из потомков Чингзхна сказли, что он не христианин, а моал (монгол), не был ли Чингизхан тайным зороастрийцем, раз его могилу не могут найти до сих пор?

Ну и к усуням - какой-то народ - потомки саков должны были рассказать сибирякам об Ахуро-Мазде, почему бы ему не быть усуням, в монгольском поисхождении уушинам и далее в тюркском обратно уйсуням? То есть, почему бы части монголов не быть потомками саков? По-моему, о вере древних уйсуней китайцы ничего не сообщают.

Еще: какая вероятность буквального совпадения названий племен в одной и той же местности? Какова вероятность совпадения имен Богов?

Это все мои фантистические предположения, так как, должен признать, что доказательства отсутствуют.

С уважением,

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.vostlit.info/Texts/rus13/Chronograf_14v/text2.phtml

ГРУЗИНСКАЯ КНИЖНАЯ ЛЕГЕНДА О ЧИНГИСХАНЕ

Была в законе у них вера в единого бога бессмертного: [они] обращали лицо к солнцу на восток, трижды преклоняли колена, трижды кланялись, концом среднего пальца касались ладони и прищелкивали, и более ничего...

...В обычае же было у них поклонение единому богу, которого на языке своем называли Тенгри. И начинали писать так: “Мангу Тенгри Кучундур”, то есть: “Силою бессмертного бога”.

http://www.vostlit.info/Texts/rus3/Juweini/otr1.phtml?id=454

АЛА АД-ДИН АТА-МЕЛИК ДЖУВЕЙНИ

ИСТОРИЯ ЗАВОЕВАТЕЛЯ МИРА

Содержание Великой Книги Ясы ].

В тех указах, что раcсылал он по окружным странам, призывая их к повиновению, он не прибегал к запугиванию и не усиливал угроз, хотя правилом для властителей было грозиться множеством земель и мощностью сил и приготовлений. Наоборот, в виде крайнего предупреждения, он писал единственно, что если (враги) не смирятся и не подчинятся, то “мы - де что можем знать. Древний Бог ведает”. В сем случае вспадает на ум размышление о слове тех, что полагаются на Бога: Речи Господь Всевышний: кто на Бога положится, то ему и довлеет, [43] и всенепременно, что они в сердце своем ни возымели и чего ни просили, — все нашли и всего достигли.

Поелику Чингис Хан не повиновался никакой вере и не следовал никакому исповеданию, то уклонялся он от изуверства и от предпочтения одной религии другой, и от превозношения одних над другими. Наоборот, ученых и отшельников всех толков он почитал, любил и чтил, считая их посредниками перед Господом Богом, и как на мусульман взирал он с почтением, так христиан и идолопоклонников 4 миловал. Дети и внуки его по нескольку человек, выбрали себе одну из вер по своему влечению: одни наложили Ислам (на выи свои), другие пошли за христианской общиной, некоторые избрали почитание идолов 4, а еще некоторые соблюли древнее правило дедов и отцов и ни на какую сторону не склонились, но таких мало осталось. Хоть и принимают они (разные) веры, но от изуверства удаляются, и не уклоняются от Чингисхановой ясы, что велит все толки за один считать /19/ и различия меж ними не делать.

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Mongol/Gujuk/Gujuk.phtml?id=4417

ГУЮК

ПИСЬМО К ПАПЕ РИМСКОМУ

Силою Вечного Неба (мы) Далай-хан всего великого народа; наш приказ (Эти строки написаны по-тюркски).

...Силою бога все земли, начиная от тех, где восходит солнце, и кончая теми, где всходит, пожалованы нам.

http://www.vostlit.info/Texts/rus3/Rubruk/frametext6.htm

ВИЛЬГЕЛЬМ ДЕ РУБРУК

ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОСТОЧНЫЕ СТРАНЫ ВИЛЬГЕЛЬМА ДЕ РУБРУКА В ЛЕТО БЛАГОСТИ 1253

«Существует заповедь вечного Бога: на небе есть один только вечный Бог, над землею есть только единый владыка Чингисхан, сын Божий, Демугин Хингей...

http://ru.wikipedia.org/wiki/Зороастризм

До сих пор консенсуса в отношении неопрозелитизма не выработано. Консервативные парсийские дастуры в Индии не признают возможность обращения в зороастризм кого-либо, чьи родители не зороастрийцы.

_____________________________________________________________________________________________________________________

Уважаемый Асан Кайгы!

Приношу извинения, что отошел от темы усуней, но по Вашей же просьбе.

Чингиз хан верил в единого Бога, этот Бог не был Иисусом Христом, не был Аллахом и не был Буддой, это не было политеизмом.

Не происходит ли тенгрианство от одного корня с зороастризмом?

С уважением,

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И хотя тартары чтут единого бога, тем не менее они не совсем ушли и от идолопоклонства. Ибо они поклоняются огню, веря, что все очищается и освящается им. А потому они проводят через огонь детей своих и послов и [проносят] дары. Точно так же чтут они порог дома; и всякого поправшего порог, они осуждают на смерть. [Далее говорится о неправедности татарского вероучения и о склонности некоторой части татар исповедовать христианскую религию.] Ведь упомянутый император тартарский признал, что христианское вероучение дано от бога и является наилучшим. И отдают они детей своих изучать Евангелие и жития святых и принимают святую воду и крест и священников христианских, когда заболевают, и прибегают к ним, словно к оплоту незыблемому, как это говорится в книге об их нравах, и это доподлинно известно. Ведь и императрица [жена] этого императора призвала брата Гильома и священников христианских со святой водой и крестом, дабы просить их совета, когда она заболела

______________________________________________________________________

Мой комментарий: в основном цитаты указывают на несторианство, но возможны и элементы зороастризма, как очищение огнем.

У казахов есть Аластау, но они же не зороастрийцы.

Проход между двух огней был кажеться и у тюрков, но это не религия а суеверие либо обычай

Насчет зороастризма. Зороастр реформировал религию и его выгнали с Родины.

У древних арийцев было поклонение Дэвам (Тео-Дэус-Зеус-Зевс), что видно на примере Индусов и греков, те считали Дэвов хорошими, а их противников Асуров (у греков титаны, у персов ахур) плохими. Зороастр поменял систему координат на 180 % считая Ахура-Мазду хорошим а дэвов плохими, саки остались при старом понимании где дэвы молодцы, а их противники плохие, поэтому Зороастризм не шел выше персии, и против саков были анти-дэвовские надписи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У казахов есть Аластау, но они же не зороастрийцы.

Проход между двух огней был кажеться и у тюрков, но это не религия а суеверие либо обычай

Насчет зороастризма. Зороастр реформировал религию и его выгнали с Родины.

У древних арийцев было поклонение Дэвам (Тео-Дэус-Зеус-Зевс), что видно на примере Индусов и греков, те считали Дэвов хорошими, а их противников Асуров (у греков титаны, у персов ахур) плохими. Зороастр поменял систему координат на 180 % считая Ахура-Мазду хорошим а дэвов плохими, саки остались при старом понимании где дэвы молодцы, а их противники плохие, поэтому Зороастризм не шел выше персии, и против саков были анти-дэвовские надписи.

Уважаемый Асан Кайгы!

Предки казахов, безусловно, исповедовали зороастризм, ведь государственный праздник Казахстана Наурыз - зороастрийский. В Шымкенте время от времени раскапывают зороастрийские храмы и сосуды для хранения костей, наверное кто-то был за Дэвов, а кто-то против.

В моем понимании Тенгрианство не может быть однобожием, так в нем упоминаются священные Жер-Су, аруаки - культ предков. Если это так, то методом вычитания религий однобожия,получается, что Чингизхан был последним тайным зороастрийцем. Его не похоронили, а труп отнесли на священную гору Бурхан, где его склевали птицы. Это более правдоподобно, чем легенда о сотнях убитых похоронщиках, табунов лошадей, которые проскакали по горе с местом захоронения (тяжело представляю, ведь гора не степь).

Внутри атыгаев я беимбет, откуда происходил Шал-акын, где воспитавался Чокан Валихонов и где жила сноха Абылай-хана, вдова Уали-хана - Айганым.

С уважением,

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Асану-Кайгы мое видение имени Зороастра.

Имя легендарного зачинателя Зороастризма также произносят как Заратустра, Заратуштра (от авест. Zaraθuštra и перс. زرتشت‎ — Zartošt) как ни странно мне напоминает казахское слово Жаратушы - Бог, Творец, Создатель (сейчас больше как Жаратқан, но сохранилось и Жаратушы). Сравните казахские: Жаратушы - Бог, Создатель, творец. Жарату - создавать, сотворить.

Известно, что он был мифический жрец и пророк, которому было дано Откровение...И его называют творцом, создателем также...

Все связанное с ним это песнь о степном раздолье и о скотоводстве, что не свойственно персам отнюдь.

Опять тюркизм, опять тюрки? :o

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Асану-Кайгы мое видение имени Зороастра.

Имя легендарного зачинателя Зороастризма также произносят как Заратустра, Заратуштра (от авест. Zaraθuštra и перс. زرتشت‎ — Zartošt) как ни странно мне напоминает казахское слово Жаратушы - Бог, Творец, Создатель (сейчас больше как Жаратқан, но сохранилось и Жаратушы). Сравните казахские: Жаратушы - Бог, Создатель, творец. Жарату - создавать, сотворить.

Известно, что он был мифический жрец и пророк, которому было дано Откровение...И его называют творцом, создателем также...

Все связанное с ним это песнь о степном раздолье и о скотоводстве, что не свойственно персам отнюдь.

Опять тюркизм, опять тюрки? :o

Уважаемый АксКерБорж!

Тяжело заниматься серъезной историей в Казахстане: почти во всех великих людях уже нашли казахскую кровь, не осталось даже значительных пророков. Предлагаю не мелочиться, а провести более основательную научную работу и открыть тайну, которую много лет скрывали русские колонизаторы от мира: Бог был казахом. Моя система доказательств такая: рай находился в Алматы, ведь именно Алматы является родиной яблок. Когда Бог создал человека он обратился к нему по казахски: "Адам", так казахи до сих пор называют любого человека. Когда Бог создал Еву, он показал ей на яблоко и сказал по казахски "Алма", то есть "Не бери". Ева, как известно не послушалась, но яблоки до сих пор на казахском называются "Алма". После согрешения Бог вышвырнул Адама и Евы из Алматы и они попали на обледеневший Балхаш ягодицами, поэтому до сих пор у всех людей крайние точки ягодиц всегда холодные.

Эту легенду издал Ваш родственник - керей и мой земляк покойный Сабит Муканов в виде рассказа еще в 70 годы, я немного дополнил. Я начал размышлять к какому казахскому роду относится Бог? Как Вы думаете, может шапрашты? :qazaq1:

Эта теория стыкуется с теорией эволюции, выдающийся ученый Сапа Мекебаев полемизируя с Чарльзом Дарвином в газете "Время" доказал, что первые обезьяны произошли от казахов, а только потом от обезьян произошли остальные люди.

Если мой пост удалит модератор, то это будут гнусные происки колонизаторов, завидующие древней истории казахов. :qazaq1:

С уважением,

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.sivir.ru/cultural_parallels_of_a_funeral_complex_of_mohe_with_evens/

Культурные параллели погребального комплекса мохэ с эвенами

Варавина Г.Н. ИГИиПМНС СО РАН

...Итак, остановимся на краткой характеристике погребального обряда мохэсцев и эвенов.

Древние племена Приамурья хоронили своих сородичей тремя способами: 1) погребение в земле сразу после смерти (первичное - 15 - 20%); 2) погребение на помостах, укрепленных в лесу, а затем перезахоронение в земле (вторичное – 79 - 80%); 3) кремация (4 - 5%). Как видим, преобладали захоронения вторичные. Этот способ погребения самый древний. У мохэ он существовал долгое время наряду с двумя другими способами, сохранился он как пережиточный и у современных тунгусов Дальнего Востока [5, с. 216-217]. Как известно, до середины XIX века эвены и эвенки людей хоронили преимущественно на деревьях [7, с.146].

Необычный обряд повторного захоронения был распространен у различных народов Сибири до недавнего времени. С.К.Патканов пишет: «Передают, что в прежнее время орочи вешали своих покойников на деревья, оставляя их на съедение зверям и птицам, теперь же они по большей части зарывают их в землю, опустив в ямы, где положены три доски в форме гроба» [4, с. 171]. Вторичные погребения, так широко распространенные у народов Дальнего Востока, единичны и необычны для Сибири [5, с.217]...

_________________________________________________________________________________________________________

Мой комментарий: элементы зороастризма в похоронном обряде сибирских народов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Асану-Кайгы мое видение имени Зороастра.

Имя легендарного зачинателя Зороастризма также произносят как Заратустра, Заратуштра (от авест. Zaraθuštra и перс. زرتشت‎ — Zartošt) как ни странно мне напоминает казахское слово Жаратушы - Бог, Творец, Создатель (сейчас больше как Жаратқан, но сохранилось и Жаратушы). Сравните казахские: Жаратушы - Бог, Создатель, творец. Жарату - создавать, сотворить.

Известно, что он был мифический жрец и пророк, которому было дано Откровение...И его называют творцом, создателем также...

Все связанное с ним это песнь о степном раздолье и о скотоводстве, что не свойственно персам отнюдь.

Опять тюркизм, опять тюрки? :o

Уважаемый АксКерБорж,

Я тоже уже давно обратил на это внимание Заратустра = Жарутушы. Удивительно, но здесь не может быть простое

совпадения. Первое, совпадает созвучие, второе, совпадает смысловая нагрузка, третье это совпадение связано с консервативностью казахского языка, не менявшегося на протяжении тысячилетий, как и кочевой образ жизни.

Возмите, например, другое совпадение относящеееся к тому же времени Колик = Колесо, или Жез =Железо.

Это уже не случайность!!!

Nurlan5

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Асану-Кайгы мое видение имени Зороастра.

Имя легендарного зачинателя Зороастризма также произносят как Заратустра, Заратуштра (от авест. Zaraθuštra и перс. زرتشت‎ — Zartošt) как ни странно мне напоминает казахское слово Жаратушы - Бог, Творец, Создатель (сейчас больше как Жаратқан, но сохранилось и Жаратушы). Сравните казахские: Жаратушы - Бог, Создатель, творец. Жарату - создавать, сотворить.

Лингвофрическая жесть

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У казахов есть Аластау, но они же не зороастрийцы.

Проход между двух огней был кажеться и у тюрков, но это не религия а суеверие либо обычай

Насчет зороастризма.

Уважаемый Асан Кайгы!

Далее, кроме зороастрийского праздника Наурыз, у казахов присутствуют и другие символы зороастризма с которыми сталкиваемся в Астане: на постаменте возле пирамиды установлена птица Самрук (одноименно - самая большая нацкомпания), символ Астаны - Байтерек с яйцом Самрук.

К чему я это веду в теме "Усунь"? Именно усунь и канглы - потомки саков, андроновцев, арийцев передали потомкам гуннов, тюрков и монголов память о символах зороастризма, исповедовшегося в древности на территории современного Казахстана.

С уважением,

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...