Тюрколог

Древнетюркские божества

Recommended Posts

У всех порядочных народов Мира была языческая религия.

У каждой языческой религии свой ОЛИМП божеств, охранявших свой избранный этнос.

Облик языческой религии тюрков можно восстановить по религ.верованиям народов

Сибири, сохранявших свой тюркский язык.

Так наверху УРУН ААР ТОЙОН. Его имя похоже на КУАР - Х вар - солнце по ирански.

Т.е. это могло быть древнеарийское божество.

Верховное божество УРУН АЙЫЫ ТОЙОН. Айыы - айа древнеарийское...

УЛУУ ТОЙОН - сравнимо с УЛЬГЕНЕМ, глава НИЖНЕГО мира

ЭРЛИК ХААН, АДАМ - верховные божества алтайской мифологии

Share this post


Link to post
Share on other sites

А у монголов тоже верховным божеством был Тенгри? Вроде бы тюрки и монголы не настолько близки чтобы иметь общих богов

Share this post


Link to post
Share on other sites
А у монголов тоже верховным божеством был Тенгри? Вроде бы тюрки и монголы не настолько близки чтобы иметь общих богов

Близки, просто тут монгольский тенгер заимствован от тюрков. А слово, родственное тюркскому тенри - тангараг "клятва". link

Share this post


Link to post
Share on other sites
Дотюркский комплекс в духовной культуре проявляется в олонхо, мифологии и культе айыы. Во главе божеств айыы стоял Урун Aap-тойон "белый священный творец господь". Его жрецы - белые шаманы, как служители Ахура-Мазда, носили белые одеяния и во время моления пользовались веткой березы, как жрецы - баресмой, пучком тонких веток. Якуты свое "мифологическое начало" связывали с божествами айыы. Поэтому в эпосе они называются "айыы аймаhа" (буквально: сотворенные божествами айыы). Кроме того, основные названия и термины, связанные с культом айыы и мифологией, имеют индоиранские параллели, среди которых наблюдается больше совпадений с индоарийскими. Это положение, например, иллюстрирует богиня деторождения Айыылишт, вероятно, близкая к образу ведийской богини Ли, или такие слова, как якутское кыраман "проклятие" и индийское карма "возмездие". Параллели прослеживаются и в бытовой лексике (например, др. инд. vis "род", "племя", як. биис в том же значении и др.).

http://www.kyrgyz.ru/?page=83

Share this post


Link to post
Share on other sites

Если кто-то из шумеров, то мы карийцы! Хотя не факт, манихейство оставило

глубокие корни в Саяно-Алтае...

Имеется божество ДЖЕСЕГЕЙ - бог коневодство.

Его сравнивали с Дьяусом, но в тюркских ЖЕСЕК (показал Попов) слово связанное

с коневодами в казахских...

Монгольские божества бурханы тоже подавайте. Наш ТАНГАРА ближе к монгольскому

тангараг, чем к тюркскому ТЕНГРИ. У нас Тангара - не верховное божество, а просто

означает слово божества. Атай УУЛАН, божество ТОПОР-ГРОМА, АДЖАРАЙ-БУХЭ,

ТОТОЙ и т.д. интересные бурятские верования.

Будда Сакьямуни сакьяский тоже культ...

БОГ ВОЙНЫ у саха УЛУУ ТОЙОН и ИЛБИС ХААН,

Божество СУДЬБЫ - ЧЫНГЫС ХААН,

Share this post


Link to post
Share on other sites
У всех порядочных народов Мира была языческая религия.

У каждой языческой религии свой ОЛИМП божеств, охранявших свой избранный этнос.

Облик языческой религии тюрков можно восстановить по религ.верованиям народов

Сибири, сохранявших свой тюркский язык.

Так наверху УРУН ААР ТОЙОН. Его имя похоже на КУАР - Х вар - солнце по ирански.

Т.е. это могло быть древнеарийское божество.

Верховное божество УРУН АЙЫЫ ТОЙОН. Айыы - айа древнеарийское...

УЛУУ ТОЙОН - сравнимо с УЛЬГЕНЕМ, глава НИЖНЕГО мира

ЭРЛИК ХААН, АДАМ - верховные божества алтайской мифологии

:ost1: А может быть этот КУАР не на древнецыганском? Может быть эта

измененное "Кей/ Кек -- эр" ("небесный муж/человек/и т.д.")

С уважением, Oquzer...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Судя по буддийским и манихейским текстам на тюркском языке, слово "Бог" - это слово "Тенгри". Слово "тенгри" применялось как и слово "бог" и "божество" в упомянутых текстах. Однако никто не называл и не называет ни Умай-эне, ни Эр(к)лик-хана словом "тенгри". Наверное не следует путать духов с богами или божествами, также не следует путать культы духов различных природных явлений с идолопоклоничеством или многобожием. Насколько мне известно эпитеты "Богиня Умай", "Эрклик-хан - бог подземного мира" введены в современный период в истории и этнографии. Древние тюрки их так не называли.

______

Умай-эне и Тенгри не супружеская пара. Умай-эне - физический мир, природа, Тенгри - духовный, божественный. Дуализм: мужское-женское (как физическое) идет в рамках физического мира - Умай-эне. Дуализм: физическое и духовное идет в рамках Тенгри. Одно время даже стали все это воспринимать буквально - отсюда похоронный обряд тюрков и киргизов, когда покойника сначала сжигали - отправляли духовную субстанцию Тенгри, а его прах хоронили - физическую оболочку возвращали Умай-эне. Сжигание еще и обряд очищения духовного от физического, как говорили киргизы Енисея. Конечно все это смешивалось и Тенгри также считался мужским началом, но очень даже символически. Это напоминает манихейство, но это не манихейство.

_______

Заключение: по моему субъективному мнению нет предпосылок говорить о тюркском Олимпе в классический период. Может позже, под влиянием манихейства и буддизма

-----

Можно ли ассоциировать якутские айыы с киргизскими кайыпами?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Айыы от айа - древнего индоиранского.... Впрочем, айа в смысле духи есть и в тунгусских.

От айа - божества происходит самонавание АЙНУ. Впрочем, Ар знает лучше...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я имел в виду лингвистически. Кайы - hайы - айы.

__________

Вообще как-то спрашивал как можно одним предложением охарактеризовать тенгрианство. Мне кажется "Все под Небом", "Избранный Небом", - это даже не описание, а лозунги придуманные гнилой шаманской интеллегенцией, обслуживающей ванско-шаньюско-каганскую верхушку. Тенгрианство одним предложением:

Дуализм божественного и дуального материального созданного и существующего благодаря божественному

Это тот Великий Дух который присутствует в любой культуре с первобытных времен. Что-то вроде инь-Тайцзи-ян. Другое дело что этот дух ассоциировался у тюрков с Небом, это выделило тенгрианство из шаманизма и сделало его религией. Одним словом это: Тайтени

Это объясняет одухотворение природы, одушевление живой и неживой природы и культ предков - если души имееют божественное происхождение, то после смерти они с Ним сливаются, и если поддерживать связь с ними, то поддерживаешь связь с Ним. Конечно много лет прошло с тех пор как в Багдаде казнили какого-то карматского проповедника, еще больше - с тех пор как умер старик Гаутама, но получается как-то складно.

Скоро скину статью.

_________

Я давно выступал за реабилитация Эрклика. Если он хан мира мертвых, а не подземного мира (а судя по Алтын-Кёльской надписи это так), то он верховный хан всех тюркских предков. Пантюркистский Манас. Это просто позже молодые и ранние национальные лидеры типа Манаса оттеснили и очернили его.

__________

В тенгрианстве существует, как я назвал "предел Кляшторного". Он сказал, что Тенгри - не тюркское слово, так как идет совмещение двух согласных в середине слова. Со словом тенгри у меня пока ничего не получилось. Вот со словом "тенси" более менее ясно, типа "тенчи"

Share this post


Link to post
Share on other sites
Впрочем, Ар знает лучше...

Все знает Старостин. :rolleyes:

Вот интересно, связаны или нет понятия ГРЕХА и ДОБРЫХ АЙЫЫ?

Или более конкретно - связан ли ГРЕХ с актом ТВОРЕНИЯ? <_<

Еще интересно - есть ли связь между якутским АЙЫЫ и казахским ОЙ-БАЙ?

Для БАЙ тут имеет место вполне конкретная версия о "духах" и "божествах".

http://sakhatyla.ru/dic.php#%D0%B0%D0%B9%D1%8B%D1%8B%261

айыы

I 1. и д. от ай= созидание; 2. творение, создание.

II 1) миф., фольк. доброе начало; доброе божество, добрый дух; үрүҥ айыы тойон всевышний властелин; айыы сирэ страна добрых духов; айыы бухатыыра богатырь—представитель доброго начала, светлого мира; айыы киһитэ человек светлого мира; айыы сирэ аһаҕас, күн сирэ көҥдөй посл. мир божий открыт, страна подсолнечная вместительна;

2) судьба, рок, участь; эн айыыҥ инньэ твоя доля там (т. е. судьбы у нас разные) # айыы! или айыым таҥарам! межд. боже мой!; айыыта киирбит в добром настроении; ол айыыта онон на том и делу конец; и поминай, как звали.

("й" носовой)

I 1) уст. рел. грех || грешно; таҥараҕа айыы грех перед богом; ыар айыы тяжкий грех; дьиэҕэ иһиирэр айыы свистеть в доме грешно; сымыйалыыр айыы врать грешно; айыыны саҥарыма так не говори—грешно; айыыга киир= а) впасть в грех, согрешить; б) перен. делать что-л., участвовать в чём-л. (хотя бы в самой малой степени);

2) вина, проступок; айыым суох (это) не моя вина; я в этом не виноват # айыыбын тугу кистиэмий! что греха таить!; айыыгын эт= а) клясться, божиться; уверять в чём-л.; б) исповедоваться; айыы иннигэр ни за что; айыыта таайар (или тардар) он расплачивается, он несёт наказание за свой прежние грехи; айыыта туолуо наступит час расплаты, придёт конец его злодеяниям; айыы этии исповедь.

II межд. выражает испуг, изумление, осуждение, запрещение ой, о; айыы, саҥарыма! ой, так не говори!; айыы даҕаны! модальное словосочет. грех-то какой!; грешно же!; айыы эбээт! а) о, какой грех!; б) о, какой ужас!

Nostratic etymology :

Eurasiatic: *wVn/V

Meaning: fault, sin

Altaic: *en/a

Indo-European: *wein-

Kartvelian: *wn-

References: Suggested by V. Glumov.

--------------------------------------------------------------------------------

Altaic etymology :

Proto-Altaic: *en/a

Meaning: sin, bad behaviour

Russian meaning: грех, дурное поведение

Turkic: *(i)an/yg

Mongolian: *ende-

Tungus-Manchu: *en/e-

Korean: *a:n/-

Comments: The root must have denoted "bad behaviour" in general, whence all the attested meanings: "mistake", "sin", "robbery".

--------------------------------------------------------------------------------

Turkic etymology :

Proto-Turkic: *(i)an/yg

Meaning: sin, evil

Russian meaning: грех, зло

Old Turkic: an/yg| (Orkh., OUygh.), ajyg| (OUygh.)

Karakhanid: ajyg| (MK)

Yakut: aj̃y:

Dolgan: an/y:

Comments: VEWT 20, EDT 182, ЭСТЯ 1, 113, Stachowski 34.

--------------------------------------------------------------------------------

Mongolian etymology :

Proto-Mongolian: *ende-

Meaning: to be mistaken

Russian meaning: ошибаться, заблуждаться

Written Mongolian: ende-

Middle Mongolian: ende- (SH)

Khalkha: ende-

Buriat: ende-

Kalmuck: end@gd@-

Ordos: endegdel 'fault, mistake'

Dagur: ende- (Тод. Даг. 139)

Shary-Yoghur: en|de:-

Comments: KW 122, MGCD 261. Mong. > Evk. ende- etc., see Doerfer MT 111, Rozycki 69.

--------------------------------------------------------------------------------

Tungus etymology :

Proto-Tungus-Manchu: *en/e-

Meaning: to sin

Russian meaning: грешить

Ulcha: en/e-

Orok: en(n)e-

Comments: ТМС 2, 456.

--------------------------------------------------------------------------------

Korean etymology :

Proto-Korean: *a:n/-

Meaning: to rob, steal

Russian meaning: грабить, похищать

Modern Korean: at- [as-]

Middle Korean: a:s-, a:n/- (a\n/a>-)

Comments: Nam 350, KED 1096.

--------------------------------------------------------------------------------

Indo-European etymology :

Proto-IE: *wein-

Meaning: fault

Slavic: *vi:na:/, *vi:ni:/ti:

Baltic: *wai^n-a:^ f. (1), waĩn-e:^- vb., *wai^n-o:^- vb. (1), *wai^n-in^g-a- adj. (1)

Latin: vindex, -icis m. `wer vor Gericht etwas in Anspruch oder Schutz nimmt, Bu"rge, Befreier, Ra"cher', pl. vindiciae pl. `gerichtliche Inanspruchnahme eines Gegenstandes; Schutz; Zu"chtigung', vindicta f. `Gewaltsansagung'

Celtic: OIr fine `Su"nde'

Russ. meaning: вина

References: WH

--------------------------------------------------------------------------------

Baltic etymology :

Proto-Baltic: *wai^n-a:^ f. (1), waĩn-e:^- vb., *wai^n-o:^- vb. (1), *wai^n-in^g-a- adj. (1)

Meaning: fault

Old Lithuanian: vaina 'Fehler, Gebrechen, Tadel' (Bretkun)

Lithuanian: vaina (z^em.) 'Fehler, Gebrechen, Tadel'; (is^)vaino:/ti 'schma"hen, verleumden, in Verruf bringen'

Lettish: vaĩna, vaĩne `Schuld, Vergehen; Gebrechen, Mangel, Schade, Fehler', vaĩna^t (-ãju), va\ine^t2, vaĩnuo^t 'beschuldigen, tadeln, schma"hen; verwunden', vaĩni^gs 'schuldig'

Old Prussian: etwinu:t 'entschuldigen', niebwinu:ts 'unstra"flich'

--------------------------------------------------------------------------------

Kartvelian etymology :

Proto-Kartvelian: *wn-

Russian meaning: вредить

English meaning: to harm

Georgian: vn-

Megrel: n-

Notes and references: EWK 137.

Еще вот имеет место интересное казахское слово:

http://sozdik.kz/

Казахский

Русский

айып

вина

обвинение

провинность

проступок

штраф

штрафной

преступление

недостаток

изъян

дефект

Share this post


Link to post
Share on other sites
Вот интересно, связаны или нет понятия ГРЕХА и ДОБРЫХ АЙЫЫ?

Или более конкретно - связан ли ГРЕХ с актом ТВОРЕНИЯ? <_<

Наверное нет. etmek - делать, в некоторых кыпчакских языках есть еще и как aitmak (см. Будагов)

Тут вот написал свою версию тенгрианства. Назвал тайтени, многое объясняет.

Тайтени

Что касается дуализма Тенир-Умай он возник позже, отсюда возможно и этнонимы кыпчак и куман

Этнонимы кыпчак и куман

Share this post


Link to post
Share on other sites

Уважаемые форумчане,

кто знает, сколько жён было у Тенгри? Я думала,что одна Умай. Вот, что я прочитала в книге Фарида Алекберли "Тысяча и один секрет Востока":

Тюрки (огузы и кипчаки), населявшие Центральную Азию и Азербайджан, широко использовали пряные степные травы. Древнетюркская легенда гласит, что все ароматические растения были созданы Тенгри - Верховным Богом Голубого Неба. Богиня цветов, трав и деревьев Оленг считалась его женой. Каждый год в начале весны тюрки проводили пышные празднества в честь этой богини, во время которых они возжигали полынь и другие ароматические растения.

Согласно древнетюркской легенде, душа каждого ребенка вначале зарождается в цветке, и лишь затем переходит в чрево матери. В одном из древних народных сказаний Азербайджана, эпический герой Горгуд (VII-XI вв.) говорит следующее: ”Я возник из цветка, вышел из ребра отца, попал в чрево матери и родился от сероглазой девушки-дива (сказочное существо - Ф.А.)” [6].

© http://www.alakbarli.aamh.az/index.files/25.htm

Share this post


Link to post
Share on other sites
__________

В тенгрианстве существует, как я назвал "предел Кляшторного". Он сказал, что Тенгри - не тюркское слово, так как идет совмещение двух согласных в середине слова. Со словом тенгри у меня пока ничего не получилось. Вот со словом "тенси" более менее ясно, типа "тенчи"

А разве звук НГ,который слышен в слове танры- тенгри не присущ тюркскому? В слове тенгри НГ просто отображает гортанный звук (сагыр нун называют его на азербайджанском).

Share this post


Link to post
Share on other sites
А разве звук НГ,который слышен в слове танры- тенгри не присущ тюркскому? В слове тенгри НГ просто отображает гортанный звук (сагыр нун называют его на азербайджанском).

вы про Р забыли. и нг это не гортанный а носовой

Share this post


Link to post
Share on other sites
eleri

В тенгрианстве существует, как я назвал "предел Кляшторного". Он сказал, что Тенгри - не тюркское слово,

так как идет совмещение двух согласных в середине слова. Со словом тенгри у меня пока ничего не получилось.

Beyim

А разве звук НГ,который слышен в слове танры- тенгри не присущ тюркскому?

В слове тенгри НГ просто отображает гортанный звук (сагыр нун называют его на азербайджанском).

Karakurt

вы про Р забыли. и нг это не гортанный а носовой

В действительности здесь проявляется вполне нормальный фонетический закон

перемещения серединного гласного в концу слова,

форма метатезы, называемая еще и парагогией (Б. Владимирцов).

Закон этот проявляется спорадически-неравномерно во всех тюркских языках,

но в своей максимально допустимой полноте он наблюдается в языках Былгарской Группы,

см. чув. хулха, но тур. кулак, так что в своей самой ранней форме это болгарское в частности

и тюркское в принципе имя должно иметь форму *täηir и эта форма сохранилась в монг. тенгер.

Share this post


Link to post
Share on other sites
В действительности здесь проявляется вполне нормальный фонетический закон

перемещения серединного гласного в концу слова,

форма метатезы, называемая еще и парагогией (Б. Владимирцов).

Закон этот проявляется спорадически-неравномерно во всех тюркских языках,

но в своей максимально допустимой полноте он наблюдается в языках Былгарской Группы,

см. чув. хулха, но тур. кулак, так что в своей самой ранней форме это болгарское в частности

и тюркское в принципе имя должно иметь форму *täηir и эта форма сохранилась в монг. тенгер.

Кстати монгольское слово не "тэңэр", а как раз "тэңгэр" - т.е. сразу после "ң" согласный "г".

В монгольском языке много таких видов слова:

моңгол

тэңгэр

эңгэр

өңгөр

дүңгэр

маңгар и т.д.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Кстати монгольское слово не "тэңэр", а как раз "тэңгэр" - т.е. сразу после "ң" согласный "г".

В монгольском языке много таких видов слова:

моңгол тэңгэр эңгэр өңгөр дүңгэр маңгар и т.д.

Спасибо, принимаю к сведению, но это не изменяет суть дела.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да и в киргизском идет "тенир" спасибо уважаемый профессор. я ж говорил истинными хранителями и т.д. и т.п. являются киргизы. Мы это как его - почетные члены имперской академии рунологии, хранители черной каменной черепахи :oz1:

Share this post


Link to post
Share on other sites
В действительности здесь проявляется вполне нормальный фонетический закон

перемещения серединного гласного в концу слова,

форма метатезы, называемая еще и парагогией (Б. Владимирцов).

Закон этот проявляется спорадически-неравномерно во всех тюркских языках,

но в своей максимально допустимой полноте он наблюдается в языках Былгарской Группы,

см. чув. хулха, но тур. кулак, так что в своей самой ранней форме это болгарское в частности

и тюркское в принципе имя должно иметь форму *täηir и эта форма сохранилась в монг. тенгер.

А вы профессор не можете объяснить почему это происходит? Просмотрел литературу по вопросу, все носит описательный характер. По крайней мере в том что я нашел. Я в своих любительских опытах просто сказал что существует тюркюк - принцип опорного согласного, тут за основу берется не слово, я слог или точнее согланый. Тут например.

в Тенир - опорный -р и тогда нет разницы, между тенир или тенгри

Вот может ли быть такое интересно что скажут тюркологи.

Скажем далгыч - водолаз, дал-г-ыч - может быть как и дал-ык-чы. То есть -ыч и -чы по сути один аффикс

ачкыч - ключ, ач-ык-чы - опять -к (как в слове ким-ек), -ыч, -чы

Тот же самый кулак-хулка дает такой материал:

Первоначально: УК- слушать, КУ-л-ак - хулха - ухо

Я уже писал у себя здесь, но хотелось бы найти продолжение или уже найденное.

Интеречно кто рабатал над этим, можно ли предложить для чтения какую-либо литературу.

айыы

I 1. и д. от ай= созидание; 2. творение, создание.

Не знаю корректно ли об этом писать, но легенды многие еще корректнее. Если творение и творец (условно Тайтени) ассоциируются с разделом (жар- рубить, разделять, жараткан - творец и это же айы- творить?, айыр- рвать), то возможно это ассоциировалось с обычным делом, когда девушки после этого называют себя недевушками? Это же сейчас секс, а тогда это было актом творения. Что если ассоциавтиные тропы создателя как делителя (Тенир) все же идут также оттуда?

Share this post


Link to post
Share on other sites
А вы профессор не можете объяснить почему это происходит? Просмотрел литературу по вопросу,

все носит описательный характер. По крайней мере в том что я нашел. Я в своих любительских опытах...

...жар- рубить, разделять, жараткан - творец...

Вы простите, но вы идете в направление, которое мне, лингвисту,

незнакомо и непонятно, при том очень некорректно сближая и даже отождествляя эти два глагола

- жар- "рубить" - одно, жарат- "создавать; творить" - совсем другое.

Позвольте, таким образом, считать вопрос исчерпанным.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Не знаю корректно ли об этом писать, но легенды многие еще корректнее. Если творение и творец (условно Тайтени) ассоциируются с разделом (жар- рубить, разделять, жараткан - творец и это же айы- творить?, айыр- рвать), то возможно это ассоциировалось с обычным делом, когда девушки после этого называют себя недевушками? Это же сейчас секс, а тогда это было актом творения. Что если ассоциавтиные тропы создателя как делителя (Тенир) все же идут также оттуда?

Возможно у Старостина ТВОРЕНИЕ связано с другим корнем, со значением ГОДНЫЙ, ХОРОШИЙ, ПОЛЕЗНЫЙ и т.п

И это , наверное, правильно - например, ЖАРАТУ - это и "творить" и "ОДОБРЯТЬ, СЧИТАТЬ ГОДНЫМ", т.е. все тот же самый корень JARA как в ЖАРАМДЫ -"годный, подходящий"

Создал творец мир, людей, посмотрел и махнул рукой: "Сойдет и так!" :rolleyes:

http://sozdik.kz/

Казахский

Русский

жарамды

годный

исправный

оперативный

пригодный

приемлемый

подходящий

жарайтын

нужный

подходящий

пригодный

применимый

стоящий

жарайды

будь по-твоему

годится

ладно

хорошо

идет

добро

достаточно

жарай береді

сойдет

жарат

ободрять

склоняться

тренировать к скачкам (коня)

готовить к скачкам (коня)

употреблять

использовать

тратить

издерживать

создавать

сотворить

жаратқан

бог

создатель

жарату

истратить

любить

одобрять

считать подходящим

творение

творить

Nostratic etymology :

Eurasiatic: *z^|VrV

Meaning: good, favourable

Altaic: *z^|a>/ra

Kartvelian: Georg. z^|er- 'sich begnu"gen, zufriedenstellen'

References: ND 2784 *z^|arE 'good, favourable, beneficial'.

--------------------------------------------------------------------------------

Altaic etymology :

Proto-Altaic: *z^|a>/ra

Meaning: good, favourable

Russian meaning: хороший, благоприятный

Turkic: *jara-

Tungus-Manchu: *z^|ari-n

Korean: *c^ar

Japanese: *d@/r@/-

Comments: See PKE 24. Mong. z^|aru- 'to use, employ' may represent a merger of this root with *z^|i_o/ra 'send' q. v. MMong. kerek z^|araq 'needs' - probably < Turk. (see Щербак 1997, 164). Jpn. *d@/r@/- instead of *da/r@/- because of bad compatibility between *a and *@ in OJ.

--------------------------------------------------------------------------------

Turkic etymology :

Proto-Turkic: *jara-

Meaning: to be beneficial, useful, successful

Russian meaning: годиться, быть годным, полезным

Old Turkic: jara- (OUygh.)

Karakhanid: jara- (MK)

Turkish: jara-

Tatar: jara-

Middle Turkic: jara- (Ettuhf.)

Uzbek: jara-

Uighur: jara-

Sary-Yughur: jara-

Azerbaidzhan: jara-

Turkmen: jara-

Khakassian: c^ara-

Shor: c^ara-

Oyrat: jara-, d/ara-

Halaj: jara-

Chuvash: s/oras/- 'to reconcile'

Kirghiz: z^|ara-

Kazakh: z^ara-

Noghai: jara-

Bashkir: jara-

Balkar: zaras-

Gagauz: jara-

Karaim: jara-

Karakalpak: z^ara-

Salar: jara-

Kumyk: jara-

Comments: EDT 956, VEWT 189, ЭСТЯ 4, 137-139, TMN 4, 56-57, 144, Федотов 2, 141. Turk. caus. *jarat- > Hung. gya/rt- 'to produce' (Gombocz 1912).

--------------------------------------------------------------------------------

Tungus etymology :

Proto-Tungus-Manchu: *z^|ari-n

Meaning: for, for the sake of

Russian meaning: для, ради

Evenki: z^|arin

Literary Manchu: z^|alin

Solon: z^|a:rĩ

Comments: ТМС 1, 253. -l- in Manchu is not quite clear.

--------------------------------------------------------------------------------

Korean etymology :

Proto-Korean: *c^ar

Meaning: well, favourably

Russian meaning: хорошо, благоприятно

Modern Korean: c^al

Middle Korean: c^ar

Comments: Liu 644, KED 1392.

--------------------------------------------------------------------------------

Japanese etymology :

Proto-Japanese: *d@/r@/-

Meaning: good, right

Russian meaning: хороший, правильный

Old Japanese: joro-si-

Middle Japanese: jo/ro/-si-

Tokyo: yo\roshi-, yoroshi/-

Kyoto: yo/ro\shi\-

Kagoshima: yoro/shi-

Comments: JLTT 845.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вы простите, но вы идете в направление, которое мне, лингвисту,

незнакомо и непонятно, при том очень некорректно сближая и даже отождествляя эти два глагола

- жар- "рубить" - одно, жарат- "создавать; творить" - совсем другое.

Позвольте, таким образом, считать вопрос исчерпанным.

Понятно. Хотя мне не понятно при чем здесь тенир - тенгри и жар- и жарат-?

Я говорил в топике обращенном к вам совсем о другом

Ладно внизу - это не для вас профессор, больше к вам вопросов не имею. :oz1:

Кое-что возможно объясняющее почему Тенир и Тенри, скорее всего Тенри будет грамматически правильнее

Тенир - Тенри

В первую очередь я предлагаю отказаться от такого привычного термина тюркологии как отглаголенное имя в пользу термина отглаголенное (и\или отыменное) причастие [которое может быть и именем существительным и прилагательным, и определением и т.п.] и добавить к именам, такое определение как чистое имя [существительное и\или прилагательное]...

Всегда следует помнить о буквальном значении, которое может вносить некоторые коррективы в смысл тюркской речи; этот буквальный смыл и делает разницу, причем существенную, между отглаголенным именем и отглаголенным причастием. Разница в написании и произношении ‘täŋir/täŋri’ связана с необходимостью превращения отглаголенного определения в чистое имя существительное и\или прилагательное:

отглаголенное причастие как имя существительное и прилагательное: ‘täŋir’ – «тот, кто разделяет [и тот, кто поддерживает равновесие]»

чистое имя существительное и\или прилагательное: ‘täŋri’ – Бог, божественный

Так что вряд ли метатеза явление диалектическое.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Возможно у Старостина ТВОРЕНИЕ связано с другим корнем, со значением ГОДНЫЙ, ХОРОШИЙ, ПОЛЕЗНЫЙ и т.п

И это , наверное, правильно - например, ЖАРАТУ - это и "творить" и "ОДОБРЯТЬ, СЧИТАТЬ ГОДНЫМ", т.е. все тот же самый корень JARA как в ЖАРАМДЫ -"годный, подходящий"

Создал творец мир, людей, посмотрел и махнул рукой: "Сойдет и так!" :rolleyes:

http://sozdik.kz/

Скорей всего так и есть.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Тут моя вина, оказывается лишь пару раз упоминал, что работаю с народными этимологиями. Забыл также паталогическую ненависть филологов к народным этимологиям. Теперь пришлось выдумывать метод, писать кое-что

Метод живого языка

Между тем хотя бы вот это говорит о важности народных этимологий в построении мировоззрения.

Для начала возьмем два мифа о происхождении киргизов.

1) Миф о происхождении киргизов от сорока девушек и морской пены, рассказывает о том, что сорок девушек забеременели, попробовав морской пены: от них произошел киргизский народ.

2) Миф о происхождении киргизов от сорока девушек и красной собаки, рассказывает о том, что некое племя было уничтожено врагами, осталось только сорок девушек, которые вступили в брак с красной собакой: от них произошел киргизский народ.

Сами мифы с участием сорока девушек уже основаны на простом созвучии с этническим именем ‘кыргыз’. Прежде всего мы видим, что миф не о первочеловеке, а о сотворении киргизского народа, что указывает на его позднее происхождение. Второе, - мы узнаем, что женское начало (человеческое) сопровождается числом ‘сорок’, что показывает на сакральность этой цифры. Третье – божественное (небесное) выступает в лице пены или собаки. На первый взгляд оба мифа не связаны с собой ничем кроме сорока девушек. Однако связь идет не только через сорок красавиц, которые ассоциируются с женским началом и созвучны с этническим именем киргизов (‘кыргыз’ – ‘кырк кыз’ – ‘сорок девушек’), но и через мужское начало (‘кёпек – собака’, ‘кёбюк – пена’). И эта связь между мифами опять восстанавливается на простом созвучии.

Я думаю стоит учитывать и простое созвучие - омофонию

Share this post


Link to post
Share on other sites
Я использую в дальнейшем термин М. Дьяконова «троп», смысл которого раскрыт ниже со слов самого автора.

Чего не хватало для осмысления мира, так это абстрактного обобщения его процессов. При отсутствии сознательного аппарата для их абстрагирования главным способом обобщения являлись тропы. В самом грубом приближении троп можно охарактеризовать как обобщение путем сопоставления. Например, для обобщения по определенному качеству или свойству данное явление обозначалось через словесное наименование другого явления:

либо явственно тоже обладавшего этим именно свойством (наложение прямого значения определенного слова в качестве переносного значения на слово определяющее – метафора),

либо смежного, сопутствующего определяемому (метонимия),

либо через слово, имеющее звуковое сходство со словесным значением определяемого (омофония).

Явления мира в их движении сложны, и один троп цепляется за другой, образуя более или менее сложные цепочки (семантические ряды) и целые поля. Миф – это связная интерпретации процессов мира, организующая восприятие их человеком в условиях отсутствия абстрактных (непредметных) понятий. Подобная ограниченность абстрактного мышления обосновывается физиологическими особенностями человеческого организма. Ч. С. Шеррингтон впервые сформулировал «принцип воронки»[2] (количество поступающих в центральную нервную систему импульсов превосходит возможности качественно отличных рефлекторных ответов). Поэтому вместо точного кодирования полученной эмоции мы можем создать только некоторый образ, индуцирующий эмоцию аналогичную и таким способом отражающую эмоцию начальную.[3]

2] Шерингтон Ч.С. и др. Рефлекторная деятельность спинного мозга. М. 1932. Цитата по: Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. М. 1990, с. 43.

[3]Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада (Москва, 1990) 37

Теперь надеюсь та фраза станет более понятной

Если творение и творец (условно Тайтени) ассоциируются с разделом (жар- рубить, разделять, жараткан - творец и это же айы- творить?, айыр- рвать), Что если ассоциавтиные тропы создателя как делителя (Тенир) все же идут также оттуда?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now