Рекомендованные сообщения

:ost1: ИСТОРИОГРАФИЯ « А-ЛЯ ПОСТ-СТАЛИН »

Известно, что в сталинское время, борьба с «пантюркизмом» и «пантуранизмом»

в литературе и в истории была одной из основных занятий советской научной

интеллигенции.Даже после Великой Отечественной войны по заказу из Кремля

древнетюркский эпос « Китаб-и Дэдэ Горгуд » был объявлен «анти-коммунистическим» и

«националистическим» (?!). Но и после Сталина борьба с «пан-тюркистко-туранистичес-

кими ведьмами» продолжалась, вплоть до горбачевской перестройки.

Стажируясь в историческом факультете Бакинского Университета, а также в

Институте Археологии и Этнографии АН Азербайджана я собрал воспоминания

старых ученых, которых сейчас можно назвать «тюркистко-КэГэБэшными

байками».

* * *

«Новейшая агванская история после Октябрьской революции»

1974 г.Юсиф Юсифов опубликовал новое свое произведение о тюркизмах в «Истории

Агван(Албан)» албанского летописца Моисея Каганкатваци. Смысл статьи заключалось

в том, что сам албанский язык считается мертвым, после насильного подчинения арабами

агванской церкви армянской (союзницей арабов), все церковные книги албан были пере-

ведены на армянский (с редакцией) или уничтожены. Известно что, часть агван

армянизировалась, часть приняла ислам, другая часть эмигрировала в восточную

Византию и огречилось. Ну так вот, по историку при переводе книги «История Агван»

армянские компиляторы оставили массу, грамматических и смысловых

выражений и слов указывающих что, албанский язык относился к тюркским

. Ммм-даааа…

Этого уже ученому-мужу «не простили»! В конференции историков в столице СССР

некоторые историки из Еревана, Ленинграда и Москвы открыто высказали свой

«протест» против «пантуранистически» настроенного ученого. Ю.Юсифов рассказывал,

самое интересное было то, что после его доклада на научной основе никто его не

критиковал, а были лищь лозунги с пеной у рта, и академик Играр Алиев поддакивал всем

этим ученым: « Я же вам говорил что, он пантюркист!». Ученый был вызван в КГБ

Аз.ССР, где ему офицер порекомендовал, чтобы больше профессор «не трогал»

албанскую тему, ну и что из того что, ученый знал древнеармянский (грабар). По словам

ученого, он жалел только об одном что, из-за его этой статьи досталось и ред.коллегии

журнала «Советская тюркология» (Юсифов Ю. Б. О некоторых языковых элементах

тюркского происхождения в сочинении албанского историка – Советская тюркология,

1974, № 2 )

* * *

«Пантюркизмы в этнографии»

1978 год. В одном из бюллетеней АН Аз.ССР вышла статья исследователя по

исторической этнографии края канд. ист. наук Гиясэддина Гейбуллаева. В статье

говорилась что, на языках не-тюркоязычных этнических групп края есть тюркизмы,

которые не встречаються в тюркских языках Закавказья. Вроде обыкновенная статейка.

Но зоркое око пламенных борцов с пантюркизмом сразу в этой статье разглядело «бур-

жуазно-националистическую крамолу». Дискуссия по этой статье в зале Инст. истории

перешла в словесную перепалку с употреблениями «идеоматических выражений»,

мягко говоря, не столь соответствующих этическим нормам. Даже академик Играр

Алиев в пылу «коммунистическо-антитюркисткого перегара» выкрикнул:

-- Что, с вами происходит? Гиясэддин, ты и Зия Буниятов, Ворошил Гукасьян

(удин по нации—Oquzer), вы же не тюрки, а представители этнических меншинств или

полукровки! Что же вы «пантюркизм гнете»?!

( намек на статью В. Гукасьяна (Гукасьян В. Л. Тюркизмы в албанских источниках –

Советская тюркология, 1977, №2) и на перевод академика З.Буниятова некоторых

арабских источников где население Южного Кавказа называлось «тюрками» еще в 7 в.—

Буниятов З. М. Обзор источников по истории Азербайджана. Источники арабские. Б.

1965; его, Азербайджан в 7-9 вв., Б., 1965)

* * *

«Cимпозиум протоалтайцев»

1973 г. В Баку открылась научный симпозиум по проблеме этногенеза

азербайджанцев.Симпозиум рассчитанный на десять дней, продолжался всего … два дня!

По анонимным жалобам «трудящихся» с подачи КГБ, бедной АН Аз.ССР больше ничего

не оставалось, как прикрыть лавочку симпозиума. А анонимные «трудящиеся»

жаловались что, на симпозиуме в выступлениях часто слышатся такие анти-

коммунистические слова как, «тюркизмы», «протоалтайцы в Передней Азии», «шумеры»,

«миграция европоидов среднеземноморского типа «Каспи» на Восток», «приток

древнетюркских племен в Закавказье до н.э.» и другие нехорошие словечки.

* * *

« ГэБэшная версия этногенеза»

1979 г. профессор, доцент, зам. Инст. истории АН Азерб.ССР, участник Великой

Отечественной, Герой СССР, и т.д. и т.п., Махмуд Исмаилов написал статейку об ос-

новных моментах этногенеза азербайджанского народа. Ученый опираясь на выводы

лингвистов, археологов и на исторические факты выдвинул мысль что, азербайджанцы-

этнические тюрки и др. тюркские народы Южного Кавказа и Ирана имеют аборигенные

корни и процент «тюркизации» (ассимиляции) в процессе этногенеза был очень низкий,

а доля консолидации очень высока. Так по нему, тэзис «об отуречивании во время Сель-

джукского притока в Азербайджан и в Иран» не имеет под собой ни фактической, ни

логической основы. Основная масса Огузов-туркмен переместилась в Византию

(Анатолию), так как Сельджуки шли с лозунгами «о спасении ислама» и «святой борьбе»

с православной Византией. Вот. в формировании современных турок (западной

Анатолии) доля ассимиляции за всю историю была высока. А в Азербайджан

туркменский наплыв начался гораздо позже, когда начались шиитско-сунитские войны

между Османцами и Сефевидами с 16 вв. И к тому же эмигрировавшие из Анатолии

шиитские туркменские племена сами растворились в давно сформировавщейся тюркской

массе местных и влияние их было ничтожно мало. Сегодня в турецком языке много

фонетических и грамматических сходств с туркменами Туркменистана, чем с тюрками

Азербайджана и Ирана. Так, профессор заключал, что азербайджанский язык

сформировался окончательно еще до10-11 вв. по ходу исламизации местных и пришлых

тюркских племен

Но профессор сделал большую ошибку. Нет, не научную, а политическую…

Четыре года назад до этой статьи, в 1975 г. в Баку была репрессирована группа ученых и

студентов. Кружок любителей истории во главе с академиком Худу Мамедовым

постепенно трансформировалась в полулегальную организацию по спасению родного

языка. Студенты начали выпускать листовки и стен.газеты в которых требовалась

усиление азербайджанского языка в преподовании и в переводе учебников. Так же,

пересмотр основных официальных тезисов истории края... Pеакция была в стиле КГБ…

Академик на долгое время оставался под домашним арестом. Допрос с пристрастием

его не затронул (все таки, академик). Но «младшему офицерскому составу» кружка

досталась по полной программе. Аресты, пытки, исключение из комсомола и партии,

из институтов и академии, осуждение и т.д. По справедливости, репрессии не были столь

жестокими, как в России и на Украине в те времена. Гейдар Алиев, как и Кунаев, все таки

защишал своих интеллигентов как мог… Но эта другая история…

И вот гэбэщники напрягли свои уши и взоры по сигналам «анонимных трудящихся».

Не ужель-та не искоренили, не ужель-та опять началось?.. Уважаемый ученый был

приглашен в полит.отдел ГБ республики. Конечно, он никакой-то там студент, что-бы

его избили, выдернули ногти и вставили диоды… Все таки, ученый с именем и герой

войны… Ему только сказали что, слово «тюрк» довольно часто употребляется в статейке.

М. Исмаилов рассказывал что, в издевку, он начал этого «пацана в мундире» учить как

надо ловить шпионов США. Поняв, что над ним издеваются, молодой гэбэшник вышел.

В место него вошел давний приятель ученого, старый гэбэшник и на коленях его умолял

что, если он не сделает того, о чем требует руководство ГБ, этого старого друга-

гэбэшника могут даже устронить от дел, а ему надо, что бы до пенсии устроить своих

детей в «тепленкие местечки». Ну и ладно; ученый махнул рукой… И через месяц

выходит «переиздат» статьи с «высоконаучной» терминологией :

«… азербайджанский язык и народ сформировался в основном консолидацией

древнеазербайджанских языков (?!) и древнеазербайджанских племен, как аборигенных,

так и пришлых (?!)»

Тут уж, комментировать нечего…

* * *

« Аз и… ГБ »

1984 г. Во время занятий в факультете литературы гос.университета в Баку,

прямо с аудитории вызвали преподователя в деканат. В деканате преподователя

ждали декан, парторг, проректор, несколько лиц в «строгогражданскойформе» и

студент тюркологического факультета, которого родители уже два дня

обыскались. Студент выглядел разбитым, в прямом смысле слова. Фингалы под

глазами, опухшие губы и нос. Морально сломленный студент подняв указательный

палец левой руки (правая была в гипсе), показал на преподавателя. А преподавателем

был – канд. наук, тюрколог, член ред. коллегии журнала «Сов. тюркология» Айдын

Мамедов. Студент с явно пустыми глазами посмотрев на А.Мамедова произнес:

-- Да, это он дал мне книгу писателя-казаха.

Лицо в «строгогражданском» язвительно улыбнулся и сказал :

-- О-о-о, Айдын «эфэнди», опять Вы? И давно мы Вас в своей конторе не видели.

Даже соскучились, волновались… Куда это Вы пропали? Пройдемте с нами.

Опять за столиком сладостей и чая поговорим о древних тюрках, о шумерах, о гуннах и

о других интересных темах...

Но ученого естественно, не «отпрессовали». Была беседа, обыск, объяс-

нительная на счет того, откуда эта «запрещенная книга» и почему ученый отдал ее

студенту. Ученый заинтересовался, почему этот несчастный студент так выглядел. По

ответам гэбэщников они не знают, он подрался наверно с кем-то, до того как его взяли.

А.Мамедову запретили на несколько лет преподование. После, этот студент извинился и

признался ему, что он рассказал сокурсникам о книге Олжаса Сулейменова («Аз и Я»,

Алма-Ата, 1975) Кто-то из сокурсников, с обостренным чуством коммунистической

совести и очень редким талантом будущего «сэксота» просигналил в нужные органы.

Студент во время допроса повел себя как настоящий «партизан», и даже когда ему отбили

почки и сломали руку, он твердил что, книгу нашел в туалете (?!). Но когда ему, обещали

что, эту ночь он проведет в камере не один, а с представителями секс.меншинств, то он

сломался.

* * *

«Приурмийские делишки»

1987 год, знаток древней истории, эламитолог, спец. по древним языкам профессор

Юсиф Юсифов опубликовал статью (Юсифов Ю. Б. Ранние контакты Месопотамии с

северо-восточными странами (Приурмийская зона) – Вестник древней истории, 1987, №1).

Кратко, в научной статье утверждалась что в древних языках Передней Азии немало

«алтаизмов», и это связано племенами т.н. «приурмийской зоны». Т.е. племена

обитавщие вокруг озера Урмия (совр. северо-западный Иран) могли иметь алтайские

корни в 4-3 тыс. до н.э. Ой, что тут началось…

Азербайджанские ученые, основатели «советско-индоарийского течения» в истории

Закавказья Играр Алиев и Сумбат-заде жаловались в АН СССР, руководству республиканского ЦК что, они давно подозревали этого «типа» в пантюркизме.

Профессор был вызван в полит.отдел ЦК Аз.ССР, где ему – ученому, какой-то там

партийный чиновник ясно объяснил что, «алтайцы» жили, живут и будут жить на Алтае,

а в «приурмийской зоне» жили «древние урмийцы» язык которых не подлежит

исследованиям. И потом, что за манера обращаться к западным исследованиям, когда

есть «родные советские книги»?!.

* * *

« Барашек-пантуранист»

В конце 70-х под Тбилиси археологи нашли большую скульптуру «барана», вы-

тесанной из целой каменной глыбы. Все поздравляли археологов с успешной находкой,

а ученые-грузинские писали об еще одном памятнике древних иберов. Но тут один

ученый сказал что, эти памятник чужд древним иберам. Это-персоязычный барашек,

так, еще Аристов писал что, в Закавказье памятники баранам ставили «индо-арийцы»,

конкретно, предки современных курдов. Спор был в разгаре, когда в костер подлили

горючего, археологи Идеал Нариманов и Кызласов, этнограф Гиясэддин Гэйбуллаев.

Мол, не уж-то, древние иберы со своими каменными баранами доходили до Саяно-Алтая,

или какой персоязычный народ ставил знаки в форме «барана» на свои пастбища. И с

боку у этого барашка не узоры, а древ.тюрк. руника или тюркские племенные тамги.

Пошли оскорбления в адрес «пантуранистов», те тоже не были подарками, отвечали

словами на чем наука стоит. Вмещался главный орбитр по науке—Контора Глубоких

Бурений. Все затихло. И «барашек-пантуранист» тоже исчез, как будто его и не было. До

сих пор неизвестно, где он пасеться…

Наверно, обиделся…

* * *

« Индо-Арена : взлет и падение »

Еще в 30-х годах ХХ в. молодой аспирант Играр Алиев написал книгу-очерк по

истории Мидии. В очерке говорилось что, Мидия была многоязычная по этническому

составу. Но ведущим этносом были потомки кутиев, которые возможно относились к

«протоалтайским» языкам. Молодой ученый доказывал, что в кутийской топонимике

много слов которые объясняются только алтайскими языками и мат. культура их

очень сходна с эламской, язык которых тоже был агглюнативным. Но потом начались

странные вещи. Молодой ученый через несколько лет, 1938 г., написал что, его

выводы насчет кутиев, были ошибочны. Язык энных невозможно отнести к

никаким известным языковым системам. Дальше больше, мол в Манне и в Мидии

население наверно, может быть был древнеперсидским. Но после войны, ученый,

развивая свою мысль убрал такие слова как, «наверно, может быть». Мол, население

Манны и Мидии «конкретно» было персо-индийским. И кто, ишет «алтайцев» в древнем

Иране, тот, извините за «нецензурку», пантюркист!

А как на самом деле происходила эволюция научных мыслей у будущего академика.

Дело в том, что со второй половины 30-х годов пошла новая волна репрессий. ЦК и ЧК

Азер.ССР должен был выполнить и перевыполнить план по выявлению «пантюркисто-

пантуранистических недобитков».В «ежовые руковицы» попали не только

младшенаучные работники, но историки более высокого масштаба как, академик

Чобан-задэ, Бахарлы, Салман Мумтаз и др. Естественно, у молодого аспиранта выбор был

невелик; или спорить с официозом, с перспективой «лагерной баланды», или же,

выполнить соц.заказ. Т.е. как во всех тюркоязычных республиках--древнюю историю

приписать на «индо-арийцев». Но, отступление не кончилось этим. Официоз требовал

«борьбу с пантюрко-туранистами». За спинами уже не спрячешся. И молодой ученый

начал выступать на комсом.собраниях с разоблачениями «бурж.-нац. элементов». Как раз,

началась компания по борьбе с «пантюркистом» Марром. Бывший его ученик, понял,

надо воспользоватся моментом, а то его тоже «спищут». Дальше уже все пошло по маслу.

Регалии и почет, уважение и должности, Уже член-кором АН республики, он стал

директором Инст.истории. Все шло отлично. Но, началось «оттепель хрушевская».

Появились младшенаучные сотрудники и любопытная студентура совавщие свои носы

куда угодно. И вот к концу 60-х эти «желторотики» подросли и начался новая волна

вопросов и критики истории. Но И.Алиев еще был тем крепким орешком. Но, чем

дальше, чем больше. «Новопантуранисты» начали подымать свои пресловутые головы.

Под самым носом академика был заядлый «пантюркист»: герой Великой Отечественной,

профессор, зам. того же института М. Исмаилов. Его не прошибешь; все таки герой войны

и фронтовой коммунист. Да к тому же, другой фронтовик, боевой товарищь Брежнева по

Малой Земле, тоже герой, директор инс. востоковедения, арабист, академик З. Буниядов,

тоже надоел со своей объективностью. Хотя он и не «пантюркист», но переводит арабские

источники дающие повод «желторотикам». А с начала 80-х по нарастающей пошла волна

критики официальной истории и критиканы даже ехидничали; кажись, Играр со своей

«индоарийской монополией» засиделся в инст. истории. Уже начали выходить даже

книги лингвистов, тюркологов, историков критикующие официальные постулаты

истории. «Самиздат» вообще обнаглел. Была переиздана книга Крамера «История

начинается в Шумере» переводом с турецкого, так как в советском переводе были

вырезаны нецензурные мысли о шумеро-тюркских параллельях. Но дальще …

Перестойка, война и развал СССР. Книги и статьи «пантуранистов» стали выходить с

большими тиражами. Статьи оппозиционных и проправительственных газет открыто

начали нападки на Играра Алиева и на др. «душителей исторической правды», «убийц

тюркского духа», «персидско-кремлевских агентов в науке». Играр Алиев напоролся

на то, с чем он боролся всю жизнь. 1993 г. во время вступительных экзаменов в аспи-

рантуру Инст. истории АН, вообще нервы академика не выдержали. Какая та пост-сту-

дентка на вопрос в билете о племенах Мидии ответила что, исконно территория Мидии

была заселена прототюркскими племенами, а с половины 1-го тысячилетия до н. э.

здесь начали появляться персоязычные племена. На бурную реакцию академика эта

пост-студентка холодна ответила что, единственно сохранивщийся слово мидян эта

«кебанк» (пес), и та относится к тюркским языкам. Полностью потеряв контроль над

собой академик воскликнул «Смотрите! Какая-та студентка учит меня! Твои и другим

детям мозги в университете вся эта «пантюркисткое отребье» отравили национализмом.

Жаль что, сейчас не те времена! Я тебе отметку не поставлю!». Но расстерявщейся

девушке отметку поставил зам.директора Инс. истории М. Исмаилов, сидевщий

рядом с академиком и довольно улыбающийся в бородку.

Чем дальше, чем больше портили жизнь ученому. В одном ток-шоу на ТВ спор

между академиком и тюркологом Ф. Джалалоглу перешло в открытое обвинение

в адрес академика в «фальсификаторстве», «анти-тюркизме» и т. д. и т. п. После

этого у академика обострился правасторонний параличь. Последний раз его концепция

нашла отрожение в издании книги об истории края, что привело к травле ученого.

Дело дошло до того, что академик обратился в полицию. Какие та подростки обзывают

его «персидским агентом, прихвостнем». Полиция обещала что, найдет и накажет

этих молодых «сереньких волчат», и больше ничего. Только по ночам академик выходил из дома подышать свеженким воздухом. В институте он мало появлялся, оскорбления

со страниц газет лилось как весенний дождик. Злая ирония судьбы, постоянные

оппоненты академика Юсиф Юсифов и Г. Гэйбуллаев выступили в прессе и призвали

интеллигенцию и националистически настроенную часть молодежи прекратить травлю

академика, мол есть наука и научную дискуссию не надо переводить в полит. плоскость,

не надо уподобляться академику и если не такие оппоненты как Играр Алиев, то

не было бы и поиск аргументов и анти-доводов.

Еще один грустный штрих… Когда умер Играр Алиев и состоялись похороны,

несколько «авторитетов серых волков» «отдыхающих» в местах не столь уж

отдаленных, пустили «прогон» : мол, если кто-то умер, кем бы не был при жизни, не надо

осквернять его могилу, все таки некто был мусульманином…

* * *

Вот такие историографические байки… А многие ученые тех лет уже почили своей

смертью. Кроме, академика З. Буниятова; он был застрелен исламистами в подъезде

своего дома. Исламистам, получившие после «пожизненное», не понравилась его

комментарии к Корану, которого он сам же перевел на азербайджанский… Земля им всем

пухом…Аминь…

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

oquzer cпасибо...грустно читать все это...многих людей, которых вы здесь упомянули знала лично, были друзья моего отца...

Академик Худу Мамедов был кристалограф, близкий папин друг,но также как и мой папа не будучи историком, прекрасно знал тюркскую историю и был большим патриотом своего народа, умер от инфаркта, во время начала карабахских событий после одного бурного собрания интеллегенции, обсуждавших эту страшную напасть, свалившуюся на голову моего народа.Аллах ряхмят элясин,Инша-Аллах!!!

Академик Зия Буниатов, тоже папин близкий друг, умница и бестрашный человек, был убит на пороге своего дома,но не исламистами конечно...просто прикрывались версией исламитов, а на самом деле, убит был за исключительную честность как в науке, так и в своих политических взглядах.Аллах ряхмят элясин,Инша-Аллах!!!

Умничка, прекраснейший человек как внешне, так и внутренне Айдын Мамедов, был убит (версия автокатострофа...) после своего выступления в Милли меджлисе (Парламент Азербайджана) о том, что Карабхская проблема это не просто проблема Азербайджана, это общетюркская проблема, это серьезная проблема всего тюркского мира...Аллах ряхмят элясин,Инша-Аллах!!!

Академик Играр Алиев...был этническим татом....о мертвых или хорошо, или ничего...только одно скажу---он нанес неимоверный урон Азербайджанской исторической науке...

Многие наши ученые подвергались срашному прессингу и я бы хотела еще упомянуть видных тюркологов---ближайших друзей моего отца---Рустама Алиева и Мирали Сеидова.

Это были убежденные ученые и ушли из жизни раньше срока, потому что здоровье было подорвано постоянной борьбой за честь и за науку...Аллах ряхмят элясин онлара, Амин Инша-Аллах!!!!

Юсиф Юсифов ...это была личность...

Фиридун Джалалоглу Слава Аллаху жив, пишет, спасибо ему, пусть Аллах бережет его Инша-Аллах.

Вы думаете преследование ученых тюркологов сегодня в республике прекратилось? ээээххх...если бы....Алекпер Алекперов, написал книгу своей жизни---Все дороги ведут к Тенгрианству, эта книга и его труды сегодня под запретом...

История это политика, к сожалению...а тюрки политикой не занимаются, тюрки творят историю, а их трудами пользуются другие, а потом искажают их историю себе в угоду.

Спасибо Вам еще раз уважаемый...Вы назвали здесь такие имена, которые сопровождали мое детство и юность своим прекрасным светом....грустно...очень грустно...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

[

Вы думаете преследование ученых тюркологов сегодня в республике прекратилось? ээээххх...если бы....Алекпер Алекперов, написал книгу своей жизни---Все дороги ведут к Тенгрианству, эта книга и его труды сегодня под запретом...

История это политика, к сожалению...а тюрки политикой не занимаются,

:ost1: Уважаемая госпожа Reiki!

Не так уж у Вас в Азербайджане дела так плохи. Прогресс в экономике, к тому же

фундаментальной, тяжелой промышленности у Вас идет с большой скоростью.

Национальное самосознание и сплоченность у Вас намного выше чем у других

тюркоязычных наций бывшего СССР. Армяно-русская оккупация Ваших территорий,

массовое убийство Ваших соплеменников и несколько миллионов беженцев—как не

кощунственно я осмелюсь выражатся, извините меня, но во благо было Вам же. Ваша

нация переболела оголтелым, «топорным» пантюркизмом и пантуранизмом. Вы уже

перешли на другой этап национального формирования. Частенько я бываю

в странах СНГ и Евросоюза. Так вот, турецкая и азербайджанская

диаспора в этих странах на много вперед обогнала другие диаспоры по активности и

организованности. Последняя новость: в Берлине в прошлом месяце была выставка

об археологии скифо-гуннских курганов. Азербайджанская и турецкая диаспоры

( из за того что они многочисленны среди них есть узбеки, татары, уйгуры, казахи)

подали петицию протеста в муниципалитет, что в табличках экспонатов нет слов

что, это все принадлежало «тюрко-татарским историческим племенам» и даже

экспонат «Золотого воина» из Казахстана предъявлена как «индо-арийская».

Провели несколько пикетов. В результате организаторы выставки извинились и

поменяли таблички на экспозиции. Один из ученых персов-иммигрантов даже

поворчал в своих газетах, что связыватся с «туранской диаспорой» головная боль.

Так как, эти организации состоят не только из ученых, бизнесменов и деятелей

культуры, но в их арсенале еще есть фанатики-уголовники, которым сесть в

тюрьму, даже пожизненно, за «туранскую идею» дело святое.

В самом Азербайджане у Вас национальная идея вступило в фазу «субэтноса».

Вы добились того чего, не смогли добиться Украина и Прибалтика. Вы

эволюционно ассимилировали «русскоязычную часть населения». Один армянский

националист как то сказал мне, что мы считали их (азербайджанцев, турок)

«скотоводами».А они уже имеют многомиллиардный нац. капитал, они уже далеко

пошли в электронной промышленности, генетике, ядерных исследованиях,

они уже создали свое сообщество в среднеземноморской ложе масонства.

Как то в Баку я учавствовал в одной тусовке интеллигенции. Один редактор

курдской газеты начал в открытую выступать с обвинениями в адрес

тюркского национализма пропогандирующегося в книгах, в ТВ, в мечетьях

суннитских, шиитских. Рядом стоящий со мной один из колоритных фигур

тюркизма – Первиз Элай ухмылялся в бородку. Увидев в моих глазах вопрос он

с улыбкой ответил: « Да пусть говорит, сколько его душе угодно. Величие тюрок

не в том что, они запрещают, а в том что они все разрешают. Его любовница

азербайджанка, он говорит на тюркском, дома он ест тюркские блюда, слушает

тюркскую музыку. Его дети растут в тюркской среде. Через лет сто его правнуки

будут считать себя тюрками». Да, он прав. Один из моих приятелей,

активист курдской диаспоры в Грузии жаловался, что курдские воротилы бизнеса

в Азербайджане настолько связаны с азербайджанской и турецкой системой, что

сами уже защищают ихние интересы. Даже грузинские националисты жалуются

что, через лет эдак 50 и вторым языком Грузии будет тюркский, а лет эдак 100

и Грузия будет тюркоязычной республикой, и деваться нам не куда. Потому как,

все с/х, торговля и армия постепенно «отуречивается». Если сейчас выгонем

всех тюрок (азербайджанцев, турок-месхетинцев, татар и др), то Грузия

просто развалится. Не смотря на коррупцию и проблемы с демократией Ваша

республика вторая демократическая среди тюркоязычных в СНГ (по моему,

первая – Киргизия). Когда развалился СССР, персидские муллы радовались что,

припаяют Азербайджан к Ирану. Но, все пошло наоборот. В Иране шириться

тюркское-демократическое движение, азербайджанофилия, тюркофилия

с каждым годом расширается. Даже репрессии не помогают.

Великая ошибка России, что она поддержала анти-тюркские, анти-исламские

меншинства в Закавказье и этим подтолкнула тюрок в объятия англо-саксов.

Ваша республика превратилась в большой «тюркский казан», которая все и всех

растворяет и тюркизирует. Чистота тюркской крови у Вас соблюдается только в

деревнях и в тайных тюркистких организациях. Между прочим, у Вас вышла книга

этого П. Элая («Oquzun gizli doyusleri»-«Тайные войны Огуза»). Книга о

тайных «разборках» между тюркисткими и анти-тюркскими мафиями. Это фурор!

А Вы еще жалуетесь на положение тюркизма в Азербайджане? Есть вещи, не для всех.

Извините меня, даже юридический выход оккупированного русско-армянскими

силами Карабаха из состава Вашего государства, уже для Вас не проблема.

Потому что, как субэтнос Ваша нация через век просто растворит в себе всю

эту анти-тюркскую мелкоту.

Так что, долой пессимизм, держите голову выше, уважаемая госпожа Reiki!

С уважением, Oquzer…

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо за добрые слова уважаемый,:) только на этот абзац отвечу вам здесь, а остальное пишу в приват.

Армяно-русская оккупация Ваших территорий,

массовое убийство Ваших соплеменников и несколько миллионов беженцев—как не

кощунственно я осмелюсь выражатся, извините меня, но во благо было Вам же.

Нет блага оправдывающего смерть наших детей и стариков....нет!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Академик Играр Алиев...был этническим татом....о мертвых или хорошо, или ничего...только одно скажу---он нанес неимоверный урон Азербайджанской исторической науке...

Юсиф Юсифов ...это была личность...

Фиридун Джалалоглу Слава Аллаху жив, пишет, спасибо ему, пусть Аллах бережет его Инша-Аллах.

Вы думаете преследование ученых тюркологов сегодня в республике прекратилось? ээээххх...если бы....Алекпер Алекперов, написал книгу своей жизни---Все дороги ведут к Тенгрианству, эта книга и его труды сегодня под запретом...

История это политика, к сожалению...а тюрки политикой не занимаются, тюрки творят историю, а их трудами пользуются другие, а потом искажают их историю себе в угоду.

Спасибо Вам еще раз уважаемый...Вы назвали здесь такие имена, которые сопровождали мое детство и юность своим прекрасным светом....грустно...очень грустно...

Я читала на сайте Карабах-Дока "Все дороги ведут к Тенгрианству" Алекпера Алекперова- на том сайте много его статей. Я думала, что это статья. Если была бы электронная версия этой книги и кто-то поделился бы ею, была бы очень признательна. Копирую сюда с того сайта, чтоб не только Азербайджанцы, но и люди других национальностей смогли ознакомиться. Пусть Аллах бережёт всех историков, пишущих правду о Тюркской истории, культуре, языке. К сожалению,в Азербайджане пользуются популярностью такие как Играр Алиев (даже если он мёртв, но из-за того, что он хотя бы к концу жизни ,подобно Кесреви, не раскаялся в своём грехе, я такого человека не могу простить и читать нечестивцу, негодяю рахмет не собираюсь!) или Фарида Мамедова...

=======================================================

http://www.karabakh-doc.azerall.info/ru/tu...giya/trk008.htm

Все дороги ведут к ТЕНГРИАНСТВУ

Алекпер Алекперов, кандидат исторических наук

Историей и историческими событиями человечество начало интересоваться еще с древнейших времен, с момента возникновения письменности. В начале это были мифологические отражения о “первотворчестве”, затем с укреплением государственности стало мифологическо-идеологическое обоснование “божественной” личности правителя. Наконец, с установлением развитых товарно-денежных отношений стали появляться различные “хроники”, содержавшие сведения о политических взаимоотношениях правителей отдельных стран, международные договоры, сборники законов.

Хотя термин “история” и связывают с именем Геродота, истинный толчок к развитию на Западе науки, известной как “история” дало изучение Библии. Т.е., изучение Библии, а вмест с ним и зарождение “Восточного вопроса”, имевшего ввиду расчленение Османской Империи не только между колониальными державами Запад, а также ничем не обоснованная идея европоцентризмапривела представителей европейской интеллигенции к мысли о необходимости поисков новых “библейских” мест, а уже раскопки, проведенные в тех местах, находки клинописных табличек, Розетского камня, расшифровки Гротефенда, Раулинсона, Шампальона дали мощный стимул к развитию ассирологии, шумерологии, египтологии, иранистики, а вместе с этим – науке, известной как его превосходительство- ВОСТОКОВЕДЕНИЕ.

Таким образом, не ошибусь, повторяя, что именно изучение Библии дало истинный толчок к развитию исторической науки и именно с этого момента начинается вся фальсификация истории. Т.е., ничем не обоснованное возвеличивание ивтории и культуры какого-то отдельно взятого народа и преднамеренная и целенаправленная фальсификация истории даже тех народов, которые никакого отношения к Библии не имели. (!)

Дошедшая до нас библия как Священное писание состоит из 2-х частей – Ветхого и Нового Заветов. Священные писания принимаются различными направлениями не в полном объеме. Ислам также с уважением относится к Священным писанием, но при этом неоднократно в Коране подчеркивается, что они были искажены иудеями.

Ветхий Завет, или Танах, кодифицированный масоретами состоит из 39 книг. Однако, уже в III-II вв. до Рождества Христова (Р.Х.) Ветхий завет был переведен на греческий всвязи с массовым переходом на него евреев диаспоры и в переводе, названном Септуагинта (так был назван перевод, так как его выполнило 70 толковников) оказалось на 10 книг больше, чем в оригинале, что, как считают комментаторы, якобы, связано с тем, что переводчики рвьотали с какими-то (с какими- не указывается) источниками, отличными от массоретских. Уже в последствии, в конце IV – начале V вв. после Р.Х. в переводе, сделанном на латинский язык, появляется еще и третья Книга Ездры (у католиков она разбита на 4-ю и 5-ю Книгу Ездры), которой нет на еврейском и греческом языках.

Конечно, эти данные наводят нас на различные вопросы. Но при всем этом надо заметить, что Священное Писание передается только посредством пророчества и посему оно не может быть (!) дополнено или изменено. В переводе же оно зачастую теряет не только свою идентичность с оригиналом, но и утрачивает свою СВЯТОСТЬ! Видимо, поэтому Мухаммед обвиняет иудеев в том, что они исказили Священное Писание.

Тенгрианство, иудаизм, Христианство и Ислам являются монотеистическими религиями. То, что Тенгрианствотакже является монотеизмом, подтверждается Ибн Фадланом, а также Михаилом Сирийцем. Первый из них явно указывает на то, что до принятия Ислама тюрки поклонялись Единому Небесному Богу “Бир Тенкри” или, как у Михаила Сирийца – “Кан Танры”.

Естественно, что каждая из указанных религий имеет сугубо присущие только ей атрибуты. Например, у евреев это Моисей, Тора, минора, скрижаль, синагога; у христиан- это Христос, Дева Мария, Святой Дух, Троица, Евангелия, церковь; у мусульман – Мухаммед, Коран, шахада, Ка`ба, Мечеть, и т.д.

Слово “synagoge” в переводе с греческого означает “собрание”. Кроме того, в иудаизме это “молитвенный дом”, а также “община верующих”.

Арабское слоао “masjid/мечеть” производно от первой породы арабского глагола “S—J—D” (падать ниц, кланяться), и означает “место поклонения”.

В большинстве своем иследователи приходят к заключению, что слово “церковь” производно от греческого “kuarike” или “kuarikeon” и означает “дом Господень”, что равнозначно греческому слову “ecclesia”, от которого производят вполне одинаковое по своему значению “церковь” и латинское “ecclesia”.

Древнейший из символов христианства – Апостольский- был впервые сформулирован ранее середины II в. после Р.Х. В своем первоначальном виде он читался так:

“Верую в Бога, Отца-Вседержателя и во Христа Иисуса, сына Его единородного, Господа нашего, пожденного от Духа Святого и Девы Марии, распятого при Понтийском Пилате и Погребенным, на день третий воскресшего из мертвых, вышедшего на Небеса, сидящего одесную (по правую руку-Автор).Отца, откуда он грядет судить живых, во остановление грехов, в воскрешение плоти. Аминь.”. Именно одному из важных символов христианства- церкви – и пойдет речь в данной статье.

По своей форме строения церкви у христиан имеют различные формы. Следует отметить, что формы крестов, также как и формы церквей, тоже многообразны- от 4-конечных у католиков до 8- конечных поверх луны у православных. Такое совмещение креста и полумесяца некоторые трактуют так, что, якобы, полумесяц появился в христианстве после того, как Иван Грозный захватил в 1552 году мусульманскую Казань. Считая это мнение достаточно предвзятым и, чтобы не повторяться заново по поводу происхождения креста и понятия цифры “8” у многих народов, я отсылаю читателей к своим прежним статьям, где говорится, что знак “8” означает бесконечность, т.е., бессмертность, а бесконечность и бессмертность во времени и пространстве –соновной атрибут Божественного (напомню, что эта статья Учителя также была удалена).

Кстати, 8-конечный крест в виде взезды и полумесяца фигурируют на знамени Азербайджана, или же луна под солнцем находится поверх ламаитского храма. Ссылаясь на Абу Дулефа (X в.), Якут аль- Хамави (XIII в.) отмечал, что на вершине купола зороастрийского храма в Шизе, главной святыне сасанидов, останки которого находятся в Южном Азербайджане, недалеко от Тахт-и Сулеймана, находился серебрянный полумесяц. Поэтому хочу отметить, что полумесяц как в Исламе, так и в христианстве и других религиях, символизирует собой “чашу” — “хранительницу СВЕТА”. К этому же понятию (“хранить Свет”) восходят и такие понятия, как Ка`ба, Баку, Мекка.

Что касается характеристике понятия “церковь”, то в данном случае интересную на наш взгляд мысль высказал протоиерей русской православной церкви в Баку отец Георгий. По его высказыванию можно судить, что это довольно оформившееся в христианстве мнение. По его мнению, церковь- это корабль, который ведет людей к вечной свободе, в котором люди находят спокойствие, надежду, спасение; корабль же без якоря не бывает. А якорь- в данном случае крест- это и есть символ надежды. Таким образом, церковь и крест – это корабль с якорем.

В предшествующих своих статях я постарался проследить, что что такие монотеистические понятия, как “El, Jahve, Eloh, Ilah/Allah, Adam” а также связанные с ними “Torah, Jerusalem/GUDS, Jordan” - теологические символы, восходящме к Тенгрианству. В дополнение к сказанному хочу привести еще несколько фактов, что первоначальный монотеизм, восходящий к Тенгрианству, был связан непосредственно с Тюркским Элем.

Тенгрианцами были Адам (он же ТЦРК - автор), Ной, Авраам/Ибрахим. Видимо, в начале своей проповеди ханефизм Мухаммеда тоже был Тенгрианством. Обратите внимание, в то время как семитам были посланы Священные Писания, у тенгрианцев таковых нет, что позволяет утверждать о том, что Тюрки-Тенгрианцы были в своем монотеизме более последовательны, нежели семиты до Ислама. А 2 основные формулы Ислама: “Дц шдфрц шд Фддфр” (нет другого Бога кроме Аллаха) и “Дць нцдшв мф дць нъдцв” (он не рождал и не был рожден), а также само название “ИСЛАМ”, что означает “поклонение единому Богу” (в отличии от названий “иудаизм” и “христианство”), способствовало массовому переходу в эту религию тюрок- тенгрианцев, длагодаря которым эта религия проникла от испании до Китая, от верховья Волги до середины Африки и Индонезии.

Согласно Ветхозаветному преданию, Абрахам был сыном Фарры (Терраха), генеалогия которого восходит к сыну Ноя - Симу. Согласно тому же преданию, Абрахам был уроженцем Ура Халдейского, и жил по предположению еврейских историков примерер в XIX в. до Р.Х.

Исследователи считают, что так называемое “abraham” восходит к имени “a-bu-ra-mu”, засвидетельствованное в месопотамских клинописных текстах 2-й половины III тысячелетия до н.э., а также обнаружен в 1970 году в текстах сирийской Эблы. Согласно библейской традиции Абрахам является родоначальником евреев через Ицхака и арабов- через Исмаила.

В отличии от ветхозаветной традиции Коран считает Абрахама / Ибрахима сыном Азера. Кстати, Коран, также как и еврейский вариант, фиксирует его имя не как “Абрам” или “Aburamu”, а через звук “h”.

Здесь необходимо отметить, в данном случае важно и то, что Мухаммед достаточно хорошо знал евреев, но он не считает Абрахама / Ибрахима евреем или христианином, а называет его “ханифом”. Известно, что арабы делятся на 3 группы: al-baiba, al-ariba и musta`riba (то есть—арабизированные). Именно предком этих musta`riba и был Исмаил, родоначальник рода курейшитов, к которым относится и пророк Мухаммед.

Естесственно, возникает в данном случае вопрос, если Абрахам / Ибрахим и его сын Исмаил не были ни евреми, ни арабами, то от кого они тогда были арабизированы?

По библейской традиции у Исмаила было 12 сыновей. По синодальному списку это Наваоф, Кедар, Абеел, Мисаим, Мишма, Рума, Масса, Хадад, Фема, Истур, Нафиш и Китма. Еврейский вариант Ветхого Завета передает имя Кедар как КЕЙДАР.

Согласно же Исламу у Исмаила было тоже 12 сыновей, и тогда как евреи передают имя Кейдар через фонему “Кuf”, у мусульман это имя зафиксировано как “Xейдар”, т.е., посредством фонемы “Х”. В то же время согласно Исламу имя “Xейдар” - это эпитет имени двоюродного брата пророка Мухаммеда – Али ибн Абу Талиба. Согласно мусульманским преданиям, первое имя “ASAD” ему было дано его матерью Фатимой, дочерью Асада, имя “Ali” ему дал отец, и именем “Xейдар” его нарек Мухаммед.

Мусульманская традиция, ссылаясь на “Lisan al-arab”, производит слово “Xейдар” от масдара глагола “kha-da-ra” (спускать, скатываться) и трактует данное слово как “молодой лев, готовящийся к прыжку”. Но значение глагола “kha-da-ra” вовсе не соответствует понятию “лев”. В то же время напрашивается вопрос: почему арабо-мусульманская традиция, имея соответствующие фонемы для передачи имени Кейдар согласно еврейской традиции (например, все то же Абрахам / Ибрахм), сменила еврейский “kuf” на арабское “kha”?

Необходимо отметить, что образ льва (в особенности БАРСА), нимает существенное место в мировоззрении древних. Например, в древнеегипетской традиции в честь фараона поставлен человекоголовый лев - Сфинкс, олицетворение верховного бога “RA”, у древних иранцев - это “солнечный лев/шир-е хуршид”, олицетворение Ахурамазды, ставший высшим орденом иранских шахов.

Согласно Плутарху, накануне брачной ночи Филлипа II Македонского “Олимпиаде привиделось, что раздался удар грома, и от этого удара вспыхнул сильный огонь; языки пламени побежали во всех направлениях. Спустя некоторое время Филлипу приснилось, что он запечатал чрево жены; на печати, как ему показалось, был вырезан лев”. Все это говорит о том, что культ льва, как и волка, занимал почетное место у многих народов, и во всех случаях являлся манифестацией Света, точнее- Бога.

У нас есть пословица: “У настоящего льва не различают самца или самки”. По историческим Али ибн Абу Талиб был волосатым человеком, а вот имя “ASAD” по-арабски значит “лев”, то есть данное имя синонимично тому ХЕЙДАР, которое хочет дать ему арабская традиция.

В Патриаршей, или Никоновской Летописи говорится под 1168 г., что:

“Того же лета приеде въ Кiев Половецкий князь Айдар к великому князюМстиславу Изяславовичу служить….потом, мало пребыв, крестился…. ”. Согласно же тюркской традиции, слово “Айдар” означает “копна волос на глове мальчика”. Но следует обратить внимание на то, что только у моловых самцов льва на шее появляется копна волос-грива.

В предшествующей статье (“О кресте, Рождестве, и раскрытии их мифологической сущности”) а постпрплся проследить и показать, что анализ семитских слов позволяет утверждать о том, что они вначале были двусложными и в результате ассимиляции превращены в трехсогласные, напр., семитское “ШАМЕШ /солнце” (у арабов - шамс) производно от ШАМ (небо) и тюркского ~ИШ/~ЭШ (огонь). Дословно- “небесный огонь”. В том же ракурсе можно рассмотреть и арабское название Иерусалима – KUDS: как от арабского глагола в значении “святить, освящать”, так и от тюркских слов “kut/d” (душа) + “~ish/~esh” (огонь). (Ныне “огонь” выражается словом “ISHIG”).

Несоответствие в написании имени “Keydar/Heydar” у евреев и арабов, в то же время семантическое соответствие имени “Айдар” вышеуказанному слову позволяет утверждать, что изначальной формой имени сына Исмаила было “Айдар”, впоследствии в результате протезирования “к/х” преобразованное в “Кейдар/Хейдар” и воспринятое уже семитами, ибо протезирование “к/х” - характерная особенностьтюркского языка. Например, k+ut/od (свет/огонь)=KUT (душа), отсюда перс. Khuda, герм. God/Gott- Бог, Булгаро-Огузский род utigur/kutigur, Abdulla/Gabdulla, Alimjan/Galimjan у татар, Верховный Бог “AN” у шумеров, “Qan Tanri” у тюрок. Такая аналогия позволяет утверждать, что генеалогическое древо пророка Мухаммеда и его двоюродного брата Али, а вслед за ними – все musta`riba – курейшиты, восходящие к Исмаилу, сыну Ибрахима, имеют тюркскую родословную. В то же время, если учесть и такой факт, что гласные выполняют связующую функцию между согласными, то в таком случае оставив их в стороне, имя Абрахам/Ибрахим состоит из согласных “б-р-х-м”,что уже соответчтвует имени Брахма, имени одного из тримурти индуистской мифологии (Брахма, Шива, Вишну), Создателю Вселенной, подобного 1000 солнц, а самое главное- божеству индо-арийского пантеона.

А как бы ни старались некоторые сфальцифицировать понятие “арий”, в любом случае оно производно от “AR” с разитием в “AL / AZ”, что означает “Бог, Свет, Человек”. Вот поэтому, видимо, в Коране имя отца Абрахама / Ибрахима передается как “Azer”, что при закономерности перехода “Z” в “D”читается и как “Adar / Odar”, и это соответствует длуединству человека – духовного и материального: “AZ+AR” (также как “Man” + “Nah”). Это в Исламе называется “vahdat al-vujud”. Видимо, истоки родословной пророка Ибрахима придется искать уже на территории древнего Азербайджана.

Наши выводы о генеалогическом древе пророков плодтверждается и поэтом Азербайджана XII в. Низами Нянждеви, который так же указывал на тюркское происхождение Мухаммеда.

Одним из важных символов иудаизма – 7-свечный подсвечник (минора). В Исламе роль подсвечника исполняет Минарет (Minaratum). Свеча - главный атрибут и христианской церкви. Время возникновения ъристианства обычно относят к 33 г. после Р.Х. А вот дата рождения Исы / Иисуса положена в основу летоисчисления Дионисием Мавлым (ум. ок. 526 г.), скифом по происхождению, жившим с V в. в Риме. Этот факт сам по себе очень важен, потому что именно УКАЗЫВАЕТСЯ, что Дионисий был скифом. А наш анализ показывает, что несмотря на все старания и изощрения и пространственные суждения иранистов (частью которых наряду с русскими и евреями выступают хаи, пытающиеся опорочить и сфальцифицировать нашу историю, “доказав” наше происхождение от монголов) – скифы – это ТЮРКИ! Интересно, что и род “ашкенази”, который евреи хотят приписать к одному из своих главных колен, встречаются в истории как скифы (впоследствии принявшие иудейскую веру).

Переход фонем “Ч/Ц” безупречен. Так, тюркский суффикс принадлежности “~ЧИ” у славян и хаев преобразован в “~ЦЫ/~ЦИ”. Напр., кипчаки – куманы в славянских источниках – “половЦЫ”, а “первый” историк хаев – хоренаЦИ; Мурациан / Мурацан (со вторичным арменизированным окончанием “~ян”), чей род восходит к древним МИДИЙЦАМ, а не хаям (заметим, что “~ЧИ” в результате метатезы у славян преобразован и в “~ИЧ” [Иванович, Федорович]).

Ныне используемый в русском языке глагол “чиркнуть” означает “зажечь”. А вот по-тюркски свеча будет “ЧИРАК / ЧИРАГ”.

Учитывая то, что “чирак / свеча” является одним из главных атрибутов монотеизма, я позволяю себе толкование корневых “ц-р-к” в слове “церковь”,при закономерности перехода “Ч” в “Ц” как “ч-р-к”, безусловно, восходящему к тюркскому “чирак / чираг / свеча”. Опять же, ссылаясь на основные постулаты теизма “Бог есть свет и нет в нем никакой тьмы” и “Бог есть свет небес и земли”, нужно отметить, что “свеча” в теизме есть матириальная манифестация Божественного Света.Вышесказанное свидетельствует о том, что пончтия “кирха / circus (в данном случае “us”- это греческое окончание именительного падежа существительных) / цирк (в значении “эллипс”: - только эллипсовидная форма может обеспечить постоянное [вечное] вращение. Символ же вечности – опять Божественный)” тоже восходят к тюркскому понятию “чирак/ чираг”.

Наконец, если “церковь”, как любой “дом Бога” является “местом поклонения”, то в таком случае вторая часть слова восходит к тюркскому понятию “ev / ov / oba” (дом, место). Все сказанное позволяет судить, что понятия “церковь / circus” трактуются на основании тюркского как “Чираг Эви” (Дом Света). Подводя итог сказанному, хочу провести параллель между Тенгрианством и раннесемитским (иудейским) монотеизмом. Согласно ммоим исследованиям, понятия “TЮRK” (в первоначальном значении “человек”) и “ADAM” идентичны, так как оба содержат в себе одно и то же значение – Божье Творение. Разница лишь в том, что если тюркская традиция исходя из энергетической сущности Божественного видит световое (энергетическое) начало первочеловека (слово “ТУРК” происходит от Божественной энергии “ТОР / ТУР” [ТОР – это выпуклое тело, образуемое вращением круга вокруг непересекающей его и лежащей с ним в одной плоскости оси] + суффикс “очеловечивания” “~K”, напр., Спарта + К), то раннесемитская (иудейская) традиция связывает это начало с “землей”, ибо “ADAM” в переводе с семитского означает “кора земли”.

Ранее всех близко к идее Тенгрианства вернулось христианство, дав Световое Начало Христу. Но оно же его и исказило, сделав Христа Богом.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Народы и религии мира. М., 1999. с.857

2. А.П. Ковалевский. Книга ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Харьков, 1956, араб, текст, с.338. стр.2; Р.Гусейнов, Сирийские источники об Азербайджане. Баку., I960, с.51-52, 95-96

3. Советский энциклопедический словарь. М.,1985. с. 1204

4. Х.К. Баранов. Арабо-русский словарь.. М., 1977, с. 347

5. Азбука христианства. М., 1977. с.266; Христианство. Энциклопедический словарь. М, 1995. т.Ш, с.218; Макс Фасмер. Этимологический словарь русского языка. т.Ц, с. 109; Православный словарь атеиста. М.Д988, с.259

6. Христианство ... с.218 ,

7. Народы и религии ...с.858

8. Алекпер Алекперов. О кресте, Рождестве и раскрытии их мифологической сущности; его же, Азербайджан - это Атропатина или страна Света”// Sosial Bilgiler, Informasiya bulleteni. Baki, 2000, № 8-9; его же. О происхождении названия мугам// Azerbaycan milli musiqisinin tedqiqi problemleri. Бакы, 1999, №2,c.35-55

9. B.B. Бартолъд. К вопросу о полумесяце как символе ислама”// Соч.М. 1966.Т.Ш.С.489-491

10. Газета “Елм”. 8 сентября 1990. Рубрика “Вы спрашиваете, мы отвечаем”

11. Алекпер Алекперов. “О кресте...” .10-15; его же. “Азербайджан ...” с. 17-34

12. Коран 110:3

13. Бытие 17:5

14. Рут Самюэль. По тропам еврейской истории. М., 1990, с. 1 75. Мифы народов мира. М., 1991, т.1.с.25

16. Коран 6:74

17. Коран 6:75; Кетувим.Диврей Айамим 1:28. Йерушалаим. 1978

18. Коран 3:67

19. Islam Ansiklopedisi c.5//U.s. 1110-1111

20. Бытие 25:13

21. Кетувим. Теллим 121:5,6; Мегиллот 1:5

22. М.А.Р.Талыбов. История пророка Мухаммеда // Хазар., 1990, № 4 с.117

23.Каап Т.Е. Islam Arslani Hazreti Аli. Ankara, 1961, s.5,6

24. Х.К.Баранов. Арабо-русский словарь, с. 161

25. Islam Ansiklopedisi с.5/II.з:387; Islam Ansiklopedisi. Istanbul, 1998, c.l7,s.24

26. Плутарх. Избранные жизнеописания. М., 1990, T-II, с.3б2;

27. Патриаршая или Никоновская летопись. ПСРЛ. М., 1969; т.9, с236

28. Будагов Л. Сравнительный словарь турецко-татарских наречий. вып.1-2. СПб., 1889,с.Ш

29. Алекпер Алекперов. Указ. Соч.

30. Алекпер Алекперов. “Азербайджан ...” с. 29

31. Мифология народов мира. Т. 1, с. 185

32. Алекпер Алекперов, “Бог/Царь, Жрец/Воин”// Tarix ve onun problemleri. Baki, 1999, № 2, s.50-55

33. Nizami Genjevi. “Lirika. Sirler xazinesi. Sherefnam. Baki, 1988, s.71, 534; Nizanu Genjevi Xosrov ve Sirin. Baki, 1947, s.366

34. Рут Самюэль, Указ, соч., с.96,126,128

35. Народы и религии мира. с. 855

36. А.Алекперов. О происхождении этнонима Саклаб// Средневековый Восток. Баку, 1994, № 2, е.22-41

37. Алекпер Алеперов, О кресте ... с. 14-15

38. С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М., 1953, с.819 '"

39. В.В. Радлов Опыт словаря тюркских наречий. СПб., 1905, т.Ш, с.2077

40. Первое послание Иоанна 1:5; Коран 24:35

41. Алекпер Алекперов. О кресте ... с. 10; его же. Азербайджан ... с.26-28

42. Х.К.Баранов. Арабо-русский словарь, с.29; Папюс. Каббала или наука о Боге, Вселенной и Человеке. СПб., 1992., с. 10.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если возможно, хотелось бы также прочитать труд Алекперова.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Если возможно, хотелось бы также прочитать труд Алекперова.

Ссылка на страницу, где можно ознакомиться с некоторыми его статьями:

http://karabakh-doc.azerall.info/ru/turkol...turkoloq_ru.htm

http://www.irs-az.com/gen/n6/n6_1.htm

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Очень интересный сайт на Азербайджанском языке об истории, языке Азербайджана (в том числе о работах Играра Алиева и др.). Автор Газанфар Кязимов написал эту электронную книгу в память Гияседдина Гейбуллаева. Наверняка, среди читателей форума есть знающие Азербайджанский, поэтому оставляю эти ссылки тут:

http://www.uludil.gen.az/mundericat.html

http://www.uludil.gen.az/3_fesil_001.html

http://www.uludil.gen.az/3_fesil_002.html

http://www.uludil.gen.az/4_fesil_001.html

http://www.uludil.gen.az/4_fesil_002.html

http://www.uludil.gen.az/4_fesil_007.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Предыдущие посты, которые не относятся к теме и которые можно рассматривать как исключительно "политические" мною удалены. Просьба касаться здесь исторических вопросов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
"Все дороги ведут к Тенгрианству"

Интересно, как в Азербаджане средний житель воспринимает эту идею (или знает вообще, что это такое), и вообще осознаёт ли себя тюрком?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость Зиядоглу
Интересно, как в Азербаджане средний житель воспринимает эту идею (или знает вообще, что это такое), и вообще осознаёт ли себя тюрком?

Что такое "средний жител"? Кем должен еще азербайджанец себя осознать?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Интересно, как в Азербаджане средний житель воспринимает эту идею (или знает вообще, что это такое), и вообще осознаёт ли себя тюрком?

Среднестатистические азербайджанцы в основном осознают, что они тюрки. Но если вы имели в виду тенгрианство то на это положительно нельзя ответить. Для этого нужно расшевелить глубинные пласты этнической памяти.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Интересно, как в Азербаджане средний житель воспринимает эту идею (или знает вообще, что это такое), и вообще осознаёт ли себя тюрком?

вообщем то как и везде...тюрки образованные знают и осознают что они тюрки, тюрки необразованные задумываются только о хлебе насущном, а не о самоидентификации, что касается тенгрианства то те кто знает о нем (опять таки образованные тюрки...) гордятся своим прошлым Единобожием.

Возврата назад к тенгрианству нет конечно и не будет, но знать что было всегда полезно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Совершенно верно, это в полной мере относится и к казахам. Необразованные казахи даже считают родственными себе не тюрков, а мусульман. :o

То же самое о Монголии. Не будь современных знаний, монголы не знали бы и не претендовали бы на наследие Чингизхана, даже монголами могли не называться.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

...То же самое о Монголии. Не будь современных знаний, монголы не знали бы и не претендовали бы на наследие Чингизхана, даже монголами могли не называться.

Без современных знании монголы знали кто они есть. Можно сказать современное значение "монгол, моал, моол" основывалось в названиях монголов отличных от тюркских.

Монголы всегда знали что они монголы. В этом парадокс.

Кто кроме монголов из покон веков называет себя монголами? Никто.

Это означает что монголы есть монголы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Без современных знании монголы знали кто они есть. Можно сказать современное значение "монгол, моал, моол" основывалось в названиях монголов отличных от тюркских.

Монголы всегда знали что они монголы. В этом парадокс.

Кто кроме монголов из покон веков называет себя монголами? Никто.

Это означает что монголы есть монголы.

В таком случае слово монгол должно было остаться в первую очередь у казахских торе - как прямых потомков Чингизхана, а также у жалаиров, найманов и других казахско-татарско-монгольских родов. Но к большому удивлению, его нет.

Тем не менее, у Вас есть другие самоназвания: халх, бурят, хальмг и др. А монгол действительно пришло к Вам недавно (приблизительно не ранее 17-18 вв.) вместе со знаниями из письменных исторических источников.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В таком случае слово монгол должно было остаться в первую очередь у казахских торе - как прямых потомков Чингизхана, а также у жалаиров, найманов и других казахско-татарско-монгольских родов. Но к большому удивлению, его нет.

Тем не менее, у Вас есть другие самоназвания: халх, бурят, хальмг и др. А монгол действительно пришло к Вам недавно (приблизительно не ранее 17-18 вв.) вместе со знаниями из письменных исторических источников.

У казахских торе только может быть родство монголами как потомки Джучи. Почему казахские торе не называют себя монголами? Здесь велико-государтвенное понятие. Если они "торе" то они там "торе".

Так что "төрелер" - есть монголы, а мы все остальные тюрки самые настоящие.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У казахских торе только может быть родство монголами как потомки Джучи. Почему казахские торе не называют себя монголами? Здесь велико-государтвенное понятие. Если они "торе" то они там "торе".

Так что "төрелер" - есть монголы, а мы все остальные тюрки самые настоящие.

Дружище,

Если казахские торе потомки Джучи, то почему себя не называют монголами потомки других его сыновей? Почему себя так не называют хазарейцы? Кстати, они тоже "определились" после постижения современных письменных источников. Почему калмыки никогда не называли себя монголами (не считая современности)? То же самое можно сказать про бурятов и халхов!

А называли себя моголами тюрки (Моголистан и Великие моголы)?

По казахским преданиям предками народа считаются татары и это наверное правильно, чем монголы, т.к. издревле были татарские племена на территории нынешней Монголии, татарское иго, татарские языки, а сам Чингизхан был қара татар - чёрный татарин!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Дружище,

Если казахские торе потомки Джучи, то почему себя не называют монголами потомки других его сыновей? Почему себя так не называют хазарейцы? Кстати, они тоже "определились" после постижения современных письменных источников. Почему калмыки никогда не называли себя монголами (не считая современности)? То же самое можно сказать про бурятов и халхов!

А называли себя моголами тюрки (Моголистан и Великие моголы)?

По казахским преданиям предками народа считаются татары и это наверное правильно, чем монголы, т.к. издревле были татарские племена на территории нынешней Монголии, татарское иго, татарские языки, а сам Чингизхан был қара татар - чёрный татарин!

АксКерБорж прошу крепить свои домыслы подтверждением.

Буряты и халхасцы себя в первую очередь называют монголами.

Татары были заклятыми врагами монголов трехречья. Другое дело как звали монголов окружающие народы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Дружище,

Если казахские торе потомки Джучи, то почему себя не называют монголами потомки других его сыновей? Почему себя так не называют хазарейцы? Кстати, они тоже "определились" после постижения современных письменных источников. Почему калмыки никогда не называли себя монголами (не считая современности)? То же самое можно сказать про бурятов и халхов!

А называли себя моголами тюрки (Моголистан и Великие моголы)?

По казахским преданиям предками народа считаются татары и это наверное правильно, чем монголы, т.к. издревле были татарские племена на территории нынешней Монголии, татарское иго, татарские языки, а сам Чингизхан был қара татар - чёрный татарин!

Дорогой, это из-за политического точки зрения.

Они "төре" - власть, и этим все объясняется.

То есть не важно объявлять что они монголы.

Монголами они будут в монголии, а в других местах как власть. :lol:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Дорогой, это из-за политического точки зрения.

Они "төре" - власть, и этим все объясняется.

То есть не важно объявлять что они монголы.

Монголами они будут в монголии, а в других местах как власть. :lol:

Да нет, дружище, должно было сохраниться имя, но его нигде нет.

Все таки в нынешней Монголии знания о монголах, Чингизхане и принятие слова монгол в качестве самоназвания по занимаемой территории это поздние явления в результате просвещения и знакомства с письменными источниками.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
11.04.2010 в 17:49, АксКерБорж сказал:

Да нет, дружище, должно было сохраниться имя, но его нигде нет.

Все таки в нынешней Монголии знания о монголах, Чингизхане и принятие слова монгол в качестве самоназвания по занимаемой территории это поздние явления в результате просвещения и знакомства с письменными источниками.

интересно насколько позднее? 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
28.06.2018 в 13:58, құйрықит батыр сказал:

интересно насколько позднее? 

 

Переводы арабо-персидских, европейских, армянских источников современным монголоязычным народам стали знакомы начиная со второй половины 19 века, но в 20 веке особенно (я про русские переводы).

Переводы китайских источников на пару столетий раньше (я про Лубсан Данзана, Саган Сэцэна и других).

Из них и черпалась монголоязычными народами вся информация о тюрках татарах 12 - 14 веков, имхо. 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
18 часов назад, АксКерБорж сказал:

Переводы арабо-персидских, европейских, армянских источников современным монголоязычным народам стали знакомы начиная со второй половины 19 века, но в 20 веке особенно (я про русские переводы).

Переводы китайских источников на пару столетий раньше (я про Лубсан Данзана, Саган Сэцэна и других).

Из них и черпалась монголоязычными народами вся информация о тюрках татарах 12 - 14 веков, имхо. 

Полный бред и обычный дилетантизм от далекого от науки человека.

Вот навскидку источник 14 века:

Цитата

В Монголии XIV в. было известно произведение под заглавием «Чаган тэукэ» («Белая история»). Оно также называлось «Дорбэн торо-йин арбан буйанту ном-ун чаган тэукэ» («Белая история учения о десяти добродетелях четырех установлений»).
Подлинник рукописи, ныне хранящийся в Государственной библиотеке МНР, был дополнен и отредактирован в конце XVI в.

Цитата

Сочинение, названное «Юань дянь-чжан» («Установления династии Юань»), было создано в X III в. В настоящее время его монгольский оригинал отсутствует, а сохранился только китайский. Некоторые ученые считают, что монгольский оригинал «Установлений династии Юань» может быть найден даже в наши дни. Действительно, в последнее время в разных районах страны обнаруживаются фрагменты текстов на древнемонгольском языке, которые, возможно, и являются оригиналом «Установлений династии Юань». Но пока учеными точно не установлено, что они относятся к оригиналу этого сочинения. Полный перевод китайского текста этой работы на монгольский язык находится в хранилище рукописей научной библиотеки Института истории АН МНР.

«Описание личных походов священно-воинственного [Чингис-хана]» написано в XIII в. монгольским ученым Чаганом, который был известным историком, отлично владевшим иностранными языками. В главе 137 «Юань ши» сказано, что Чаган по указу Буянту-хагана (1311— 1320) перевел выписки из «Тобчиян» и своему переводу дал название «Шэн-у кай-тянь цзи» («Записка об открытии мира священно-воинственным [Чингис-ханом]» (по-монгольски — «Богда багатур орчлунг нэгэсэн тэмдэглэл»).

Это, возможно, и было «Шэн-у цинь-чжэн-лу» («Описание личных походов священно-воинственного [Чингис-хана]» по-монгольски — «Богда багатур бий-э-бэр дайлагсан-у тэмдэглэл». Хотя это произведение не было точной копией «Тайной истории монголов», но оно, по-видимому, представляло собой сочинение, написанное Чаганом в подражание ей. В период правления маньчжурского императора Кан-си (1662— 1723) было опубликовано еще одно сочинение под тем же названием «Описание личных походов священно-воинственного».

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
22 часа назад, Rust сказал:

Полный бред и обычный дилетантизм от далекого от науки человека.

Вот навскидку источник 14 века:

 

Вы имеете в виду тибетский манускрипт на санскрите (шастру) из автореферата Ванчиковой Цымжит Пурбуевны, г.Улан-Удэ?

Но она пишет, что памятник 13 - 16 веков.

В 16 век, и даже в 17 век  верится легко, но в 13 век никак.

Потому что сама автор автореферата признается: "Ни автор, ни время составления шастры не указаны."

При этом гадательно-предположительная датировка автора автореферата просто поражает:

"Но учитывая, что родословная монгольских ханов заканчивается временем правления Лигдан-хана, можно предположить, что она была написана в период жизни Лигдан-хана (1594-1634) до его смерти, т.е. до 1634 года." ;)

Поэтому будучи незнакомой со временем написания манускрипта автор решила подстраховаться захватив на всякий случай аж 4 столетия для его написания, но самое главное взят отрезок времени не в 700 или 600 лет, а именно в 400 лет, чтобы подтянуть написание трактата под время жизни Чингизхана. Просто гениально, вау!  ;)

 

Вопрос на засыпку - вам не кажется, ув. Рустам, что в 21 веке стало появляться  много "источников" про Чингизхана, ранее совершенно неизвестных научному миру?

То выкатили какой-то "Чингисов камень", а теперь вот "Чаган тэукэ". :)

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас