Дмитрий Верхотуров

Проблемы археологии

Recommended Posts

На мой взгляд, Рустам напрасно закрыл тему "Колониальная археология". Она показала, что это тотальное недоверие между археологами и общественностью - и есть одна из главных проблем археологии. Как оно будет преодолеваться, сказать сейчас трудно.

Я предлагаю обсудить этот важный вопрос, даже если дискуссия будет временами сползать на личности.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я не согласен с "недоверием".

Если меня интересует какой-то регион: Прибайкалье, Горный Алтай, Кабардино-Балкария, то мне интересно читать статьи написанные как раз таки археологами.

Конечно, некоторых авторов невозможно читать, с точки зрения литературного языка. Но если мне надо что-то узнать по истории, то я копаю литературу, в том числе и написанную археолагами.

Но Ваша точка зрения мне тоже интересна.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Проблемы недоверия есть. Слишком уж далеки археологи от народа. Брали бы пример с западных своих коллег, раскручивали, пиарились по человечески. Пор-Бажын может стать примером, как надо работать. А то остались еще в 20 веке, все по советски хотят.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Проблемы недоверия есть. Слишком уж далеки археологи от народа. Брали бы пример с западных своих коллег, раскручивали, пиарились по человечески. Пор-Бажын может стать примером, как надо работать. А то остались еще в 20 веке, все по советски хотят.

Боюсь, что и Пор-Бажин может стать объектом крупного скандала.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Проблемы недоверия есть. Слишком уж далеки археологи от народа. Брали бы пример с западных своих коллег, раскручивали, пиарились по человечески. Пор-Бажын может стать примером, как надо работать. А то остались еще в 20 веке, все по советски хотят.

Лично знаю многих археологов, которых, на мой взгляд, уверенно можно отнести к профессионалам своего дела, но которые просто никогда не будут "пиариться" (как вы выразились). Есть люди, которые занимаются только наукой. Отрыв от широкой публики здесь объективен.

А Пор-Бажын - не самый позитивный пример. Много вопросов сейчас появляется. Да и с самого начала были они. Единственный положительный момент в этом проекте - мощное финансирование.

Share this post


Link to post
Share on other sites

я к этому могу добавить лишь рассказ своей матери.

так вот она родилась и выросла в селе Большевик, это примерно 150-200 км. от Узгена.

как все знают Узген это исторический город, столица древних государств.

так вот она рассказывала что в дестве (ну это примерно в 1970 года) когда сравнивали трактором бугорки, чтобы получить ровную землю для посева они наткнулись на огромные кувшины. мама говорила что их было много в внутри была булая пыль...

так вот люди, там кстати еще были старейшины колхоза, никому ниче не сказали об этом и сравняли все кувшины вместе с землей :o

жаль очень жаль а могли бы доложить о находке и вдруг это была бы очень полезная открытие...

П.С. кстати она говорила что в детстве находила разноцветные жемчужины. А вопще надо бы провести экспедицию в селе, думаю там все еще много интересного...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Много в России все таки чудаков! :blink:

Есть такие которые копают каждый археологический сезон, но нигде

не публикуют свои исследования, просто достают артефакты и хранят их,

даже не имеют открытого листа :ph34r: А есть такие которые готовы

пиарится в каждом шагу, находят высокоразвитие цивилизации в глубокой

окраине, еще прародину человека открывают заново. :unsure:

Share this post


Link to post
Share on other sites

последнее время часто ругают так называемых "черных археологов", что они все разворовывают, науке ничего не оставляют, а сами то! самые "черные" археологи это как раз таки "белые" или официальные, прикрытые открытыми листами и официальными разрешениями на раскопки.. очеень много находок оседает в их глубоких карманах и всплывает только на "черных" рынках и зарубежных аукционах.

"достояние нации" как же!!!! в музеях нет ничего! все находки совдеповского периода, а на вопросы отвечают, что все в запасниках.

Share this post


Link to post
Share on other sites

В Монголии много антикварных магазинов, где отовариваются черные археологи.

У кого есть джип, просто уезжают на раскопки летом и привозят вещи продают...

Если так будет продолжаться, от тюркских материалов ничего не останется.

Все будет потихоньку выкопано и распродано...

В Западе Монгольской республики красивейшие курганы и там новые великие

культуры, каждая не уступающая пазырыкской или тагарской,

население европеидное.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Во первых- Пор- Бажын не стоит считать ярким примером общестенной пропаганды археологии. Археология должна стремиться к сохранению памятников, а не их разрушения, даже путем исследования. Пор- бажын лежал себе спокойно в земле, так и лежал бы.

Во- вторых- археология- наука открытая только на истфаке. В дальнейшем она приобретает некую клановость. И допускать в археологию всех чревато- появляются серые и черные.

продвигать археологию в массы должны люди сторонние, но влюбленную в эту науку. профессионалы помогут с материалом- это факт.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Читаю ответы и удивляюсь: расстояния между всеми нами - огромные. А проблемы - одинаковые.

Я 2 года не могу поставить на учет свои памятники в Изюме Харьковской области. Вот такое у нас упроавление культуры ...... (каждый поставит свое слово) :rolleyes:

Зато сомнительные политические "памятники" у нас сейчас ставят на ура. Мне в руки попал протокол совета, на который меня даже не пригласили.

А ведь у меня уникальное для Харьковщины поселение: по амфорному материалу я его датирую 13-14 веком. Да и сам Изюм - это и события "Слово о полку Игореве" и 1111 год - битва Мономаха с половцами, и крепость (или пост ?) периода правления Узбека.

Я когда увидела амфорный материал, который собрали дети, - обалдела!

У меня за плечами 20 лет работы в Херсонесе. Поверите ли, если скажу, что византийскую тару я знаю :rolleyes: хоть слегка?

На поселении представлены почти все известные на то время, центры...

Но управлению культуры - это не доходит.

Пошла я в СБУ за поддержкой в открытом мной уголовном деле о нарушении культурного слоя... Как пошла - так и пришла ...

А тем временем именно из Изюмского района попадают на черный рынок ордынская нумизматика, например.

Пока власти государства не почешут то место, на котором сидят - дела не будет.

Простите за тон.

Пока власти Монголии или той же Украине не поймут, что они совершают преступление - все останеться по-прежнему.

А жаль.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Кошмар!

Share this post


Link to post
Share on other sites

К.Маскаев: Сарайчик - бывшая столица Золотой орды - пребывает в вандалистском разорении

19:12 23.10.2009

Кладбищенская история

На берегу Урала, в полусотне километров от Атырау, лежит знаменитое древнее городище Сарайчик - один из геополитических центров Золотой Орды, Ногайского, а позже - и Казахского ханства. Во время недавнего автопробега по западу республики корреспондент "НП" решил взглянуть на памятник истории. Зрелище оказалось из разряда "не для слабонервных": территория когда-то начатых и брошенных раскопок усеяна костными человеческими останками. Попадаются черепа и их фрагменты. А чуть дальше вдоль кромки воды реки Урал под высоким обрывом и вовсе лежала настоящая мумия! Причем отнюдь не в похоронной позе: ноги ниже колен отсутствуют, одна рука вытянута вдоль тела. Другая согнута - как бы пытается сдержать рвущуюся из груди боль. На лице гримаса страдания. Раненный в бою воин? Или смерть застала этого человека в иную эпоху и при других обстоятельствах?

Чем вызван этот иезуитский порядок вещей, по которому человеческие останки не преданы земле, а древнее городище Сарайчик - бывшая столица трех государств - пребывает в вандалистском разорении?

Ответы на эти вопросы мы нашли у Зейноллы Самашева - главного научного сотрудника Института археологии имени А.Х.Маргулана. Последние 20 лет именно он и его группа занимаются изучением городища. Правда, уже несколько лет работы на раскопках не ведутся. Научный мир не нашел взаимопонимания с миром чиновников: на останках городища попрано элементарное цивилизованное отношение к праху мертвых. Да и само историческое место, как бы в расплату за это, может быть утрачено. Целая страница истории казахстанской земли не будет прочитана.

Известно, что свое название Сарайчик получил еще в период принадлежности к Золотой Орде. Сарайчик (или Малый дворец) служил воротами в европейскую часть материка, через него проходили караванные пути. Сарайчик имел не только военное, но и коммерческое значение. Он сохранил роль центра геополитического влияния и в более позднее время, когда стал столицей Ногайской орды, а потом и Казахского ханства.

Есть предположение, что на городище имел определенные виды даже Тамерлан. Он рассчитывал привлечь на свою сторону мусульманский мир, святыней которого в этом регионе считался Сарайчик, в котором принимали ислам золотоордынские ханы. Вполне возможно, что из политических соображений Тимур и не трогал этот город.

Позже, после присоединения Казахского ханства к Российской империи, какое-то время существовали сарайчиковская крепость и поселение.

- Крепость была местом, откуда начинались завоевания среднеазиатского срединного Востока. Тут концентрируются войска, сюда отправляют ученых, путешественников, разведчиков. Знаменитый хивинский поход Перовского тоже шел отсюда, - говорит археолог Самашев. - Кладбище на периферии городища появилось еще в XIII веке. Посему в этой земле смешались останки калмыцких, хивинских, ногайских и доногайских захоронений. Круглые ямы на территории городища, которые можно принять за фрагменты жилищ, не что иное, как корханы - семейные склепы, в которых могли хоронить до десяти человек. Корханов в Сарайчике великое множество.

А в самом центре священного места, как мы предполагаем, находится пантеон золотоордынского времени. И, возможно, там захоронен хан Касым, есть неявные признаки, позволяющие это предположить: там мы видели хорошие мавзолеи из обожженного кирпича, они лежали открытые еще до 1989 года.

Но вести раскопки в той ситуации, которая сложилась сегодня, и жутко, и неэтично, сетует Зейнолла Самашев: на территории городища до сих пор хоронят! Рядом расположен одноименный аул - Сарайчик. Сельский акимат 15 лет назад запретил хоронить на этом месте, но народ пренебрегает запретом. Возможно, проводят и тайные захоронения.

- Мы их предупреждали, чтобы они культурный слой не трогали - хоронили где-то в стороне. Они ждут, когда нас нет, когда мы уйдем с раскопок, тайком приходят и закапывают умерших, - делится ученый. - А потом и эти тела находят археологи!

Может статься, что и обнаруженная нами мумия - последствие таких "диких" погребений. Либо - более ранних. Гробов давно уже нет, подступающий к городищу Урал размывает берег и исторический слой нескольких эпох, сохранившиеся тела выпадают из почвы и устремляют пустые глазницы в небо...

- Мы сами постоянно натыкались на такие трупы. Мягкие ткани, проще говоря, человеческое мясо, превращаются в черную пленку местами, где-то держатся, где-то нет - это страшное зрелище, - говорит Самашев.

Такие "мумии" научной ценности не представляют. Что же до разбросанных повсюду костей, то их тут между культурными слоями городища - пласт толщиной в три метра и площадью почти в квадратный километр!

3 декабря 1989 года на раскопках проходила выездная сессия Академии наук совместно с правительством Казахстана. Присутствовали председатель Совета министров Караманов, президент АН КазССР Султангазин. В его доклад Самашеву удалось включить, что известное нам положение вещей на месте городища - несовместимо ни со здравым смыслом, ни с цивилизованным подходом, когда человеческие кости и черепа валяются под ногами. Местное население по ним уже привычно ходит.

Масса археологических материалов тоже валяется, теряет свою археологическую значимость, предметы выпадают из своего культурного слоя, из своей эпохи теряется внутренняя хронология памятника и этих вещей. Но за 20 лет ничего не изменилось к лучшему. Напротив, городище ускользает, воды Урала уносят неразгаданными исторические тайны. Десять лет назад был огорожен участок, на котором велись раскопки. Сегодня от него осталась только половина: не менее 20 метров разрушила и смыла река.

Еще тогда Самашев предлагал рассмотреть вопрос о направлении реки Урал в старое русло. Дело в том, что Урал выбрал себе другое русло после наводнения в 40-е годы прошлого века. Вернув его в прежнее течение, можно бы решить сразу несколько задач. Во-первых, без обвалов и подмыва берега останки бы продолжали мирно покоиться в земле, во-вторых, из-под освободившегося русла можно было бы извлечь смытые с городища артефакты, в-третьих, и это самое главное - была бы устранена угроза исчезновения памятника.

- Без решения вопроса сохранения памятника нет никакого смысла в археологических исследованиях. А он не решается. И мы не хотим вести раскопки. Это бестолково, - считает ученый.

Вопрос сохранения Сарайчика поднимается в отечественном научном мире каждый год. В прошлом году даже удалось включить проблему в доклад президента, озвученный на заседании общественной комиссии по культурному наследию. Уже и президент сказал, что надо спасать Сарайчик, но это не повлияло на ситуацию.

- Каждый использует Сарайчик для решения каких-то своих конъюнктурных амбициозных интересов, - считает Зайнолла Самашев. - При акиме Чердабаеве начали шевелиться: создали комиссию, оценили предложение по переводу русла и предложили свой вариант - забетонировать берег. Посчитали, что это будет намного дешевле, чем перевод в старое русло, который они оценили в 1,5 миллиарда тенге. По тем временам - фантастическая сумма. Все осталось на бумаге. В 1999-м акимом стал Тасмагамбетов. При нем этот вопрос мы неоднократно поднимали. Написали вместе книгу "Сарайчик". Мусин был последним акимом этой области, с которым я обсуждал, хоть и коротко, этот вопрос. После него я не знаю ни фамилий, ни имен акимов. Вопросы не ставят, не интересуются, с нами контакта нет, - говорит Самашев. - Хотя решаться вопрос должен именно на местном уровне. Сколько бы денег ни потребовал перевод реки в старое русло, я думаю, нефтяная область могла бы это осилить.

Правда, в областном управлении культуры считают, что городище Сарайчик - заботы и головная боль Института археологии. Что же до средств, необходимых для спасения исторического памятника, чиновник облакимата отмечает, что "потребуются колоссальные финансовые вложения", причем - "из республиканского бюджета", добавив, что "счет идет на миллиарды тенге".

Технически изменить русло - реальная, посильная задача. В области, причем именно на Урале, такой опыт есть. Необходимо решение о выделении средств. Пока ни один меценат не предложил достаточной помощи. Меж тем проблема Сарайчика обнажила не только безвестные человеческие останки. Она без обиняков демонстрирует отношение власти к своей подлинной истории. Возможно, поэтому и оказывается востребованной "история", которую пишут "под заказ". Но это уже другая история.

Константин Маскаев

23.10.2009

Источник - Новое поколение

Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1256310720

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now