Перейти к содержанию
Гость kanishka

Новости из Маргианы.

Рекомендуемые сообщения

31.10.07 17:51

ГОНУР-ДЕПЕ ВЫХОДИТ НА ОРБИТУ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА

На городище Гонур-депе завершился осенний сезон работ Маргианской экспедиции Национального управления по охране, изучению и реставрации памятников истории и культуры Министерства культуры и телерадиовещания Туркменистана и Института этнологии и антропологии Российской академии наук под руководством профессора В.И.САРИАНИДИ. Об итогах очередного полевого сезона рассказывает заместитель начальника экспедиции, доктор исторических наук Надежда Анатольевна ДУБОВА:

- К сожалению, в этот раз сам Виктор Иванович по настоянию врачей приехать не смог и руководил этими работами заочно, по телефону - благо теперь в лагере археологов, распложенном в глубине Каракумов, есть спутниковая мобильная связь. Уже не первый год мы осуществляем две параллельные программы: одна подразумевает собственно археологические раскопки, а вторая - их консервацию, сохранение выявленных остатков древних сооружений с целью их музеефикации.

В рамках первой программы главной задачей, которую поставил В.И.Сарианиди, было определение направления древнего русла реки Мургаб и искусственного канала, обнаруженных во время весеннего полевого сезона на юго-западной окраине Гонура. Ответ на этот вопрос мог пролить свет на загадку комплекса помещений, сооруженных вокруг ритуального захоронения животных - по определению палеозоолога, трех баранов и осла. Ни на одном другом археологическом памятнике ничего похожего на эти погребения пока не обнаружено. В этом могли воочию убедиться участники и гости двух международных конференций: «Древняя Маргиана - новый центр мировой цивилизации», состоявшейся осенью прошлого года, и конференции по музейному делу, которая прошла в начале октября. Поездки на Гонур-депе для двух больших групп ученых произвели на них неизгладимое впечатление, о чем сами наши зарубежные коллеги написали потом в своих полных благодарности отзывах.

В чем же состоит необычность этого своеобразного мавзолея для животных? Во-первых, они были похоронены, словно люди, на правом боку, головой на север. Во-вторых, им тоже, как людям, были принесены богатые погребальные приношения: множество керамических сосудов разных форм, всевозможные бронзовые и каменные изделия. Крайне любопытно, что каждый баран был снабжен особой бронзовой пластиной с отверстиями в ней - такие предметы, как считают археологи, показывают, что похороненный был воином. Число отверстий в них могло соответствовать рангу воина. Все свидетельствует о том, что захоронения животных имели здесь какой-то ритуальный, магический смысл. Первое, что приходит на ум: это могли быть так называемые заместительные могилы, когда вместо конкретных людей в жертву богам приносились животные.

Не случайно и местоположение всего комплекса: его постройки размещаются, как оказалось, на небольшом холме правого берега обнаруженного древнего русла Мургаба. А на левом берегу находился основной некрополь Гонура! Получается, что этот комплекс был равноудален и от дворцово-храмового ансамбля с окружавшими его жилыми кварталами, и от «города мертвых» - большого гонурского кладбища. Как тут не вспомнить, что в те же самые времена и в древнем Египте город живых всегда располагался на одном (правом), а «город мертвых» (пирамиды фараонов и окружающие их могилы жрецов и знати) - на другом (левом) берегу Нила. В том месте правого берега реки, где тело фараона погружали на погребальную ладью, строился специальный дом, где совершалось бальзамирование тела монарха и проходили заупокойные обряды.

Конечно, полной аналогии между Египтом и страной Маргуш не наблюдается: в долине Нила никаких подземных погребений животных не известно. Но была какая-то, по-видимому, восходящая к очень глубокой древности общность представлений о потустороннем мире. Вспомним мифы древних греков о том, что душа умершего, чтобы попасть в царство Аида - бога подземного мира, должна была с помощью лодки перевозчика Харона преодолеть мрачную реку Стикс. Вспомним и представления мусульман о том, что мир живых и умерших разделяет глубочайшая пропасть, через которую протянут мост толщиной в человеческий волос. Надежность перехода по нему своей душе человек должен обеспечить при жизни не только праведностью, но и обильными жертвоприношениями, устраивая «худай ёлы».

Не менее важное место, чем погребальные ритуалы, в этом комплексе занимали, по всей видимости, действа, связанные с поклонением огню и воде. Еще в мае этого года было расчищено загадочное помещение, где на полу устроены емкости высотой 30 сантиметров, полностью заполненные серой золой. А месяц назад мы обнаружили в древнем русле Мургаба искусственно созданный глиняный остров, где слои толстой глиняной обмазки перемежаются прослойками обгоревшей земли и черной золы с углями. Видимо, здесь регулярно разводился огонь, а зола выкладывалась по краям костра. В самом центре этого островка оказался двухкамерный ритуальный очаг такого же типа, который уже много раз был описан профессором Сарианиди. Интересно, что вокруг этого очага маргушцы устроили специальный желоб, по которому бежала вода: подобного рода конструкция обнаружена впервые. Возможно, это имело в древности очень глубокий философский смысл: единство двух противоположностей - пылающего огня и струящейся воды.

Конечно, для того, чтобы представить себе полностью, какие ритуалы проводили здесь далекие предки туркмен, потребуется еще немало лет. Однако, раскопки на Гонур-депе уже дали в руки исследователей пищу для размышлений, перемалывать которую будет не одно поколение ученых в XXI веке. Уже и сейчас идея В.И.Сарианиди о неведомом прежде пятом центре мировой цивилизации, существовавшем на туркменской земле, поддержана мировым научным сообществом. Многие согласны и с тем, что значительная часть обрядов зороастрийской религии, с середины I тысячелетия до новой эры на протяжении многих веков владевшей умами миллионов людей, живших на территории Среднего Востока, уходит своими корнями в те представления, которые гораздо раньше уже были у древних маргушцев.

Что касается нашей второй экспедиционной программы, то она целиком связана с проблемой сохранения раскопанного для грядущих поколений. За последние 5 лет сначала силами самой Маргианской экспедиции при поддержке Президента Туркменистана и местной администрации, а с прошлого года благодаря выделению двух специальных грантов по сохранению культурного наследия из Фонда посла США в Туркменистане, ведется планомерная консервация и реставрация стен дворца Северного Гонура. Продолжалась эта работа и в нынешнем полевом сезоне. Теперь и специалисты, и туристы, приезжающие на Гонур, могут лучше представить, как выглядели царское святилище, парадные залы дворца, дворы и комнаты резиденции правителя Маргианы. Этой осенью мы полностью законсервировали и частично восстановили помещения уникального комплекса погребальных ритуалов на западе дворца. Огромную роль сыграли здесь специальные экспериментальные опыты, проведенные специалистами Государственного историко-культурного заповедника «Древний Мерв». В результате был выработан оптимальный способ консервации, когда участки плохо сохранившихся стен остаются внутри футляра из сырцового кирпича, изготавливаемого из той же глины, из которой 4 тысячи лет назад был построен дворец. Применение подобного метода консервации на известном памятнике Ай-Ханум в Афганистане показало, что при минимальном ежегодном ремонте стены сохраняются достаточно надежно. Благодаря продлению выделенного нам гранта следующей весной предполагается проведение консервации участка внешней стены дворца, включая одну-две башни, а также ряда помещений на юге дворцового комплекса.

Почему мы придаем такое большое значение консервационно-реставрационным работам? Для сохранения выявленных сооружений древности проще всего было бы снова засыпать их землей после того, как они будут полностью изучены. Однако в таком случае люди, которые проявляют самый неподдельный интерес к маргианским древностям, уже ничего не увидят. Мы же исходим из того, что Гонур является важным туристическим объектом и уже стал центром притяжения визитеров из многих стран мира. Многие едут в Туркменистан, зная, что среди его многочисленных достопримечательностей есть и загадочный Гонур. Они должны ощутить здесь дыхание древности, увидеть всю масштабность строений далеких предков туркмен, которые были умелыми строителями, тонкими мастерами-ювелирами, керамиками и скульпторами.

Сегодня, когда благодаря огромным усилиям, предпринимаемым Президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым, страна укрепляет свой имидж стабильного, миролюбивого и стремительно развивающегося государства, как никогда важно вывести богатейшее историко-культурное достояние туркменского народа на мировой уровень. Международный туризм в этом смысле служит наиболее эффективным и действенным средством рекламы ваших достижений в деле возрождения духовности и сохранения бесценных свидетельств минувших эпох. Не случайно ведь ваш национальный лидер придает столь большое значение активизации туристического потенциала и привлечения инвестиций в развитие этой индустрии: как правило страны с такими природными и культурными ресурсами как в Туркменистане извлекают огромную экономическую выгоду, создавая условия для притока туристов, и поднимают свой авторитет благодаря умелому использованию и широкой пропаганде наследия предков.

Руководствуясь указаниями Президента страны, в этом году наша партнерская организация - Национальное управление по охране, изучению и реставрации памятников истории и культуры - разработала проект Государственной программы по включению историко-культурных памятников Туркменистана в систему международного туризма. В ней определен перечень важнейших туристических объектов, который открывает Гонур-депе. Здесь в рамках этой программы предполагается проведение тендера на установку пространственной конструкции над раскопками и ее возведение, строительство выставочного помещения (полевого музея) и археологической базы, прокладка автомобильной асфальтированной дороги к памятнику, проектирование и строительство кемпинга с инфраструктурой обслуживания, электрофикация, газификация и прокладка водопровода к кемпингу и археологической базе, а также другие мероприятия, которые позволят уже в ближайшие годы сделать Гонур более доступным и более знаменитым.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вот это ещё интереснее.

18.01.2008

Виктор САРИАНИДИ

Маргуш: заговорила история

2. Храм Солнца, святилище Митры

Раскопки последних лет на Гонур-депе показали, что храмовые постройки были и за пределами дворцово-культового комплекса - они вплотную примыкают к его обводной стене. Если пройти сейчас по вскрытым руинам, можно увидеть группу вытянутых в цепочку помещений, имеющих внутри много очагов. Эта цепочка обрывается, образуя площадку с тремя разной сохранности круглыми алтарями. Она устроена прямо на песчаном материке, то есть под ней никогда ничего не было. Хотя из-за плохой сохранности помещений сейчас трудно судить о характере протекавших здесь культовых церемоний, есть все основания считать, что огонь играл в них первостепенную роль. И в этом смысле показателен один микрокомплекс, который соединяется с "большим алтарем" диаметром почти 10 метров. Почти все входящие в него помещения связаны между собой проходами, а в центре этого ансамбля - большое вытянутое помещение с печью в западной стене, которое имело, судя по всему, культовое назначение. Не исключено, что именно здесь проходили коллективные моления в соответствующем антураже. Во всяком случае, довольно близкую планировочную ситуацию мы уже встречали раньше во время раскопок древнебактрийского "круглого храма" Дашлы-3 в Афганистане: внутри центрального круга там были прямоугольные святилища с невысокими подиумами, обмазанными сверху белым гипсом и двойными, явно культовыми печами. Это сходство дает все основания утверждать, что и в Бактрии, и в Маргиане около четырех тысяч лет назад были общие верования, в которых огонь играл первостепенную роль.

Коридор соединяет большой зал гонурского храма (своеобразный "Дом песнопений") с уже упомянутым огромным круглым алтарем, в центре которого располагается прямоугольное святилище с печью. Алтарь, безусловно, использовался очень и очень долго, так как рядом с ним накопилось множество слоев плотно утрамбованной золы. На этой же алтарной площадке были еще два алтаря, которые к моменту раскопок очень плохо сохранились. Внутри одного из них - поздний по времени очаг, устроенный над пришедшими к тому времени в ветхость старыми алтарями. От третьего алтаря остались лишь две расположенные бок о бок двухчастные печи необычайно больших размеров, устья которых направлены на север. Обе они обожжены докрасна: у них и топки, и "духовки" несут следы сильного воздействия огня. Если это не следы пожарища, в котором мог сгореть весь храм, тогда на этом месте пылал специально разводимый огромный костер! И в таком случае обе эти печи имели и вовсе необычное назначение. Едва ли оно было утилитарным, или, иначе говоря, бытовым, как полагают иные скептики. Я настаиваю на культовом характере подобных сооружений, и на то имеется немало доказательств.

Конечно, нам не дано узнать, какому божеству (или божествам) предназначались жертвы, приносившиеся на этом алтаре. Но во многих религиях круглая форма помещений связывается с культом солнца, нередко тесно переплетенного с обожествлением огня. Так не связано ли наше круглое сооружение с солярным культом, а проще говоря - с поклонением светилу? Тут стоит вспомнить неоднократно упоминаемого в Авесте бога Митру, который занимал одно из главных мест в языческом индоарийском пантеоне, точно так же, как и в последующей зороастрийской религии. Хотя классический Митра считается богом договора и соглашения (его именем клялись при заключении разных контрактов), он олицетворял собой также всеобщий "космический порядок": когда ночь сменяется днем, или когда происходят сезонные изменения, а в зависимости от времени года находился порядок жертвоприношений и т.д. Индоевропейцы поклонялись Митре как солнечному божеству. И в древнеиндийской Ригведе, и в Авесте он выступает как компаньон восхода солнца, вызывает дождь, способствует росту растений и всеобщему плодородию - этот факт отмечает профессор Мэри Бойс, которая была крупнейшим в ХХ веке специалистом по зороастризму. Многие ее коллеги также считают, что огонь может рассматриваться как агент Митры. Очень важно отметить, что он был в одинаковой степени популярен как в древней Индии, так и в Центральной Азии. В Авесте и Ригведе лингвисты нашли большое число свидетельств связи Митры с солнцем и огнем. В этом свете раскопки храмовых построек с западной стороны за пределами внешней стены Гонур-депе дают веские основания связывать найденные там алтари именно с солярным культом.

В зороастризме есть много аспектов божественной роли Митры, в том числе и как посмертного судьи, который взвешивает у моста Чинват благие и злые мысли, слова и дела умершего человека. Согласно Авесте, именно Митра определяет, достойна ли душа покойного рая, или ее место в аду. Очень важно, что вместе с Митрой в этом участвует и богиня правосудия Арштат, поклонение которой в авестийские времена не уступало культу Митры. В этой связи нельзя не отметить одну очень важную находку, сделанную на Гонур-депе рядом с упомянутой алтарной площадкой. Это две однотипные раскрашенные фигурки из необожженной, а лишь высушенной на солнце глины, изображающие сидящих людей. Они напоминают типологически близкие им, но вырезанные из камня так называемые составные статуэтки Бактрии и Маргианы, найденные среди погребальных приношений аристократических, и даже царских могил. Назначение их пока остается не совсем ясным, хотя их связь с погребальными обрядами, а значит, и смертью, признается многими исследователями. Поскольку глиняные варианты составных статуэток были обнаружены в храме, где находился круглый алтарь с пылающим пламенем, возможно, в честь бога Митры, то можно допустить, что стоявшие рядом статуэтки могли изображать его и богиню Арштат.

Ни на одной из числа известных составных статуэток нет характерных признаков пола, что уже давно вызывает бурные дискуссии среди ученых. Этот тип статуэток получил свое название из-за того, что их головы и руки, выточенные из белого мрамора, а также головные уборы или пышные прически из черного стеатита всегда изготавливались отдельно от основного туловища - также стеатитового. Установлен и тот факт, что части таких составных статуэток изготавливались в разных мастерских! Например, в "могиле камнереза" на некрополе Гонура помимо других погребальных приношений оказались три пары рук от составных статуэток. Такая "серийность" деталей исключает их индивидуальное изготовление и, напротив, предполагает наличие "стандартизации". Выходит, что каждый мастер специализировался на изготовлении определенных частей статуэток и только самые талантливые из них вытачивали головки с очень выразительными и неповторимыми чертами лица, которые нередко представляют собой настоящие шедевры малой пластики.

Возможно, не случайно древние связывали происхождение Митры с Востоком, что получает теперь и свои археологические доказательства в древнем искусстве Бактрии и Маргианы. Кроме составных статуэток, это еще и очень распространенные сюжетные композиции, выгравированные на каменных амулетах с однотипными изображениями извивающихся змей или драконов в паре с птицами или животными. Всемирно известный французский ученый Пьер Амье едва ли не первым обратил на них внимание, назвав такой сюжет "фаллическим символизмом". С ним согласно большинство современных специалистов. Считается, что такие темы и образы отражают общую идею "похищения живительного семени". В конечном счете, она связывается с мыслью о всеобщем плодородии и продолжении жизни на земле. Много веков спустя древнеримские легионеры во время своих восточных походов познакомились с культом бога Митры, который через них распространился с Востока на Запад и стал официальным в Римской империи. Именно там создавались многочисленные изображения Митры, убивающего быка, к которому, извиваясь, подкрадывается змея. Римские композиции, связанные с этой загадочной темой, до сих пор служат предметом научных дискуссий. Теперь же мы имеем основания говорить, что истоки митраизма стоит искать именно в Центральной Азии.

Афины - Москва - Ашхабад

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...