Перейти к содержанию
Daichin-Baatar

Ойраты (Джунгары, калмыки) в Цинской империи после 1760 года

Рекомендуемые сообщения

Ну а вы все таки попытайтесь почитать, этому то не трудно научиться. :)

ваши прмитивные подколки неуместны!

хотите посмеяться - смотрите клоунаду!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кошщи, чисто мое мнение, что название озера Кургальджин (по русски), т.е. Коргалжын объясняется казахским словом Қорғасын - свинец, т.е. озеро с водой со свинцовым оттенком.

Интересно как на ойротском (не халха, т.к. между ними имеются некоторые различия) звучит свинец?

Вот общее описание озера:

Озеро Кургальджин - царство тростников и рогоза. Их заросли занимают 70-80 % водного зеркала. Тростник разделяет единый водоем на несколько крупных заливов и множество плесов, получивших самостоятельные названия озер.

А вот фото из космоса подтверждающее его цвет:

300px-Tengiz-Korgalzhyn_Lake_System_MODIS_250m.jpg

Саха: Хорғолжун – оловянное

Хакас: Хорғамчыл – свинец, олово (на диалекте качинцев и койбалов): Қорғаин – свинец

Тунгусо-маньчжур: ғорғолджи – тальник, клен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По казахский - Шаңды жорықПыльный поход

 

По русский - Торгутский побег

 

есть версия что, всего в данной миграции приняло участи 33 тыс кибиток, около 170 тыс человек.

 

из них 15-20 тыс. воины, по другой версии 40 тыс. воины

 

потери в результате миграции калмыков около 100 тыс.

 

В есть два разные версии хронологии событий

 

так по одной из версии большинство калмыков были пленены или убиты в Моинтинской битве близ озера Балхаш

 

 

 

Казахи, опередив калмыков, перегородили им путь, и те вынуждены были остановиться и принять бой. Несколько дней бои шли с переменным успехом. Наконец калмыки оказались окружены и согласились на возврат пленных и выплату “шан басар”. На словах они даже попросили казахского подданства и выделения территорий для кочевок. Видимо, это была попытка передышки и перегруппировки сил. Аблаю только это и нужно было. Но Нуралы, его братья и радикальная часть батыров всех жузов жаждали крови извечного противника. Три дня в казахском стане кипели споры и гремели разногласия. Во время перемирия калмыки на всякий случай стали выменивать свои вещи, доспехи, оружие на казахских лошадей. Затем, предчувствуя, что затянувшиеся среди казахов споры для них добром не кончатся, они решили действовать. Ночью наиболее боеспособная и мобильная часть под руководством Убаши прорвала окружение и пошла на юг вдоль западного берега Балхаша. Другая часть, скорее всего, это были джунгары, пошла на восток вдоль северного берега Балхаша. Выше уже упоминалось, что среди калмыков было 40 тысяч джунгар - беженцев. Это те джунгары, родиной которых были озеро Зайсан и Прииртышье. В годы гибели Джунгарии они бежали от китайцев на север, в Сибирь, а оттуда уже перекочевали в Калмыцкое ханство. В этот раз, достигнув Прибалхашья, им не было смысла идти с Убаши на юг и в верховья Или. Они хотели быстрее попасть на родину. 
Нуралы хан писал оренбургскому губернатору Рейнсдорпу: “И так, держав их (калмык) в безводном и пещаном месте, в блокаде, три дня сражались. И когда де уже взять их они предпринимали, то ночью Аблай салтан с калмыцким наместником Убушею и с протчими владельцами, не дав ему, хану, знать, учинили между собой сношение. И как де ея наместник с владельцами обещали дать девку и в приданое холопей и множество вещей, то потому и по опасности от соседних китайцов, с которыми он сношение имеет, возжелал с ними, калмыками, быть в мире, сделав с ними договор и, доставя им со своей стороны воды, отворил им путь и пропустил, когда де они (Нуралы и др.) о том никакого известия не имели. По притчине де такого его, Аблаева, с калмыками мира и пропуска их, калмык, все Средней Орды войска возвратились...” Тут Нуралы, конечно, выгораживает себя перед русскими властями за невозврат калмыков и пытается свалить все на Аблая. Но суть дела в письме отражена. 

 

по другой версии не было никакого сражения 

 

 

 

Вскоре калмыки достигли озера Балхаш, где значительная часть калмыков отравилась недоброкачественной водой, здесь, на берегу Балхаша, калмыки, можно сказать, и потерпели самое большое поражение, за весь путь именно на берегу этого озера калмыки понесли наиболее значительные потери, понеся огромный урон в людях и скоте, заболело или погибло около половины народа.

 

 

A7O8S6fB-xc.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Зачем по новой отkывать старую тему?Эта тема уже много раз обсуждалась в др.теме..

Или цель другая?

 

да обсуждалось, но вот про вторую версию про отравление водой (версия из Вики) нет упоминании

 

вот хотелось бы узнать, откуда растут ноги этой новой версии 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О массовом возвращении калмыков с Волги на старую родину в междуречье Или и Иртыша. Основные моменты:

 

 

Подстрекал к этому Церен тайша, бежавший от китайцев с Или.  

 

Убаши хан в 1770 году провел тайный съезд знати и духовенства, где было решено выступить как только Волга покроется льдом, чтобы в поход могли выступить и нагорные калмыки по ту стороны Волги.

 

Зима была теплая, лед был тонкий и решено было не ждать остальных (число оставшихся было чуть больше 20 000 кибиток) и выдвинулись 5 января 1771 года.

 

Выступило всего 30 000 кибиток или около 169 000 душ обоего пола.

 

По указанию России их (как беглецов, российских подданных) по всему пути громили оренбургские казаки, казахи и кыргызы.

 

В Или пришли только ______ (со стр.236 скан размытый).

 

Былого Джунгарского ханства там уже не было, путь у границы преградили им китайские караулы.

 

Пришлось им без каких-либо условий принять китайское подданство и пожалеть о своем уходе с Волги.

 

Убаши получил титул "Чжорикту хана".

 

Эти калмыки были разделены китайскими чиновниками на 13 дивизий и расселены в Тарбагатае, Хур-хара-усу, Гэнгэ и Карашаре, где часть их должна была заниматься хлебопашеством.

 

Россия обратилась к Китаю о возвращении калмыков на Волгу, но Пекинский двор отказал тем, что и Россия отказалась ему выдать бежавшего Церена.

 

 

(Иакинф Бичурин "Историческое обозрение об ойратах или калмыках". 1854 г. Стр. 229 - 235)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

да обсуждалось, но вот про вторую версию про отравление водой (версия из Вики) нет упоминании

вот хотелось бы узнать, откуда растут ноги этой новой версии 

Митиров А.Г. Ойраты-калмыки: века и поколения. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 1998.(Уход калмыков в Китай в 1771 году)

Цитата "..Казахским Нурали-хану и Аблай-хану грозили с обеих сторон. Из Петербурга приказывали нападать и разорять калмыков, а из Пекина грозили, чтобы они не трогали калмыцкий народ, который идет к ним.

Калмыки уклонились от нападений Нурали-хана и Аблая, пошли по северной стороне озера Балхаш. Они подошли к озеру в июльскую жару, страдая от жажды, утомленные дальним путешествием. Все — и люди и скот — кинулись в воды озера, напились и легли на берегу. На следующий день половина народа не встала, оказалось, что вода в озере была не только соленой, но и недоброкачественной. Здесь, на берегу Балхаша, калмыки, можно сказать, и потерпели самое большое поражение, понеся самый большой урон в людях и скоте. Оставшаяся половина была уже ослаблена не только физически, но и морально. Этим и воспользовались киргизы. Они стали нападать небольшими партиями на калмыков на всем оставшемся пути, отбивать людей и скот. Эти случаи и послужили поводом говорить о том, что киргизы нападали и громили калмыков."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://kalmyki.narod.ru/projects/kalmykia2005/html/mitirov/kitai.htm

4—5 января 1771 года уже весь народ был в пути. Во главе десятитысячного войска впереди шли Бамбар, Шеаренг и Гунги, по бокам шли отряды по пять тысяч каждый, на правом фланге под началом Акун-Абуши, левым флангом предводительствовал сын Бамбара — Церен-Делик, позади, под началом Убаши, шли остальные калмыки с их женами, детьми, скотом и имуществом.

Бамбар и Шеаренг разбили крепости и форпосты, находящиеся на берегах Яика и в Индерских горах. Походный атаман Иван Кулагин 25 января доносил: "Калмыцкая Волжская орда переправилась Яик, снизу по Зеленовский форпост, а сверху до которых пор захватили, неизвестно. 19 января, многочисленное войско, так что и степи не было видно, под предводительством Шерет Мурзы (Шеаренг), ханского брата и двух Бамбаровых сынов, со многими знаменами и значками, во втором часу дня, отогнали весь скот, а потом напали на крепость и во весь день шла перестрелка из пушек и ружей, так что казаки весь порох свой расстреляли; при Кулагинской крепости и при прочих крепостях и форпостах, бежали все крещеные калмыки. Зеленовский форпост разбит и весь скот угнан; Гребенщиков форпост пограблен и все люди побиты, сож¬жены и в погребы брошены".

Калмыцкий народ продвигался широкой полосой со своим скотом, имуществом, со всех сторон охраняемый многочисленными войсками..."

Если брать версию "Отравления" типа летом то получается вначале было бегство (по РФ), а по казахской земле медленная перекочевка более 5 мес.

Как в былые времена, когда торгоуты шли в 17 в. наоборот к Волге.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

да обсуждалось, но вот про вторую версию про отравление водой (версия из Вики) нет упоминании

вот хотелось бы узнать, откуда растут ноги этой новой версии 

Митиров А.Г. Ойраты-калмыки: века и поколения. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 1998.(Уход калмыков в Китай в 1771 году)

Цитата "..Казахским Нурали-хану и Аблай-хану грозили с обеих сторон. Из Петербурга приказывали нападать и разорять калмыков, а из Пекина грозили, чтобы они не трогали калмыцкий народ, который идет к ним.

Калмыки уклонились от нападений Нурали-хана и Аблая, пошли по северной стороне озера Балхаш. Они подошли к озеру в июльскую жару, страдая от жажды, утомленные дальним путешествием. Все — и люди и скот — кинулись в воды озера, напились и легли на берегу. На следующий день половина народа не встала, оказалось, что вода в озере была не только соленой, но и недоброкачественной. Здесь, на берегу Балхаша, калмыки, можно сказать, и потерпели самое большое поражение, понеся самый большой урон в людях и скоте. Оставшаяся половина была уже ослаблена не только физически, но и морально. Этим и воспользовались киргизы. Они стали нападать небольшими партиями на калмыков на всем оставшемся пути, отбивать людей и скот. Эти случаи и послужили поводом говорить о том, что киргизы нападали и громили калмыков."

 

 

по вашему заслуживает ли доверие эти труды Митирова (специалист в области истории, этнографии и культуры калмыков)?

 

а киргизам что не грозили кулачками с обеих сторон   :qyrgyz_new:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

по вашему заслуживает ли доверие эти труды Митирова (специалист в области истории, этнографии и культуры калмыков)?

а киргизам что не грозили кулачками с обеих сторон

По kрайней мере Митиров имеет ученую степень(kандидат историчесkих науk)..

По мне: он заслуживает большего доверия,чем историkи любители..

Вы интересовались версией про отравленные водой,я же со своей стороны любезно предоставил вам источниk на специалиста,а не на Виkи,где может любой желающий редаkтировать в угоду себе..

Сkорее всего kыргызы от kалмыkов не таk сильно пострадали в отличии от kазахов..

Описание бегства тургутов (1771 года) из России в китайские владения kнязь Циши описывает таk: Цитата "..Буруты, презирающие общественные добродетели, преимущественно отличаются жестокостию и зверонравием от всех смежных с ними народов. Они, занимаясь беспрестанно одними набегами, хищением и убийством, не слагают с себя оружия ни в какое время... Сии жестокие варвары как скоро узнали о приближении тургутов к своим пределам, то необычайный восторг объял все их чувства. Они в радостном исступлении, разъезжая по улусам, поздравляли взаимно друг друга, как бы то был день великого торжественного праздника и проч." Перевод Липовцова.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

по вашему заслуживает ли доверие эти труды Митирова (специалист в области истории, этнографии и культуры калмыков)?

а киргизам что не грозили кулачками с обеих сторон

По kрайней мере Митиров имеет ученую степень(kандидат историчесkих науk)..

По мне: он заслуживает большего доверия,чем историkи любители..

Вы интересовались версией про отравленные водой,я же со своей стороны любезно предоставил вам источниk на специалиста,а не на Виkи,где может любой желающий редаkтировать в угоду себе..

 

 

спасибо за Вашу любезность, но по мне так противоречащие записям Левшина А. И. труды этого Митирова скорее сказки Андерсона, чем серьезный исторический источник.

 

У Левшина нет ни слова про отравление

 

 

Киргиз-казаки одни не могли удержать калмыков, да и не имели в том нужды, они достигли своей цели беспрерывными нападениями на бегущих, грабежами и увеличением многих пленных. Султан Айчувак разбил одну часть их на реке Сагиз, другая сильно пострадала на Ори от хана Нурали. Он же одержал победы близ гор Мугоджарских и на реке Ужим. Аблай несколько раз сражался и везде с успехом. В некоторых местах действовал он вместе с султаном Абульфеисом, и соединенные силы их нанесли неприятелям чрезвычайный вред, особенно числом пленных.

Эрали, Большой орды султан, также приглашал Аблая к совокупному действию против калмыков. Аблай отказал ему в помощи, но не остановил его тем в исполнении предпринятого намерения. Эрали нашел других союзников и нанес бегущим подданным Убаши чрезвычайный урон как в людях, так в скоте и имуществе разного рода. Подробности сего происшествия мы уже видели в историческом описании Большой орды.

Избавясь от киргиз-казаков, тургуты увидели себя в руках бурутов (1772) и потерпели от них поражение, далеко превосходящее все предшествовавшие оному потери их, особенно пленными. Кровожадные и хищные буруты преследовали их до самой границы китайской, или до так называемой Новой линии, которая учреждена на бывших зюнгарских землях и в которую Убаши вступил не в виде самовластного владельца, каковым мечтал быть, [252] оставляя Волгу, но в виде униженного подданного, спасающего собственную жизнь. Число приведенных им в Китай калмыков составляло менее половины того, которое вышло с ним из России. Прочие погибли на пути 65.

 

 

по результатам этого разбирательства, какого Ваше мнение, было ли это отравление или нет?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 hours ago, Harahus said:

Harahus

 

 

Абак-керей — казахский род племени керей.

Легенда утверждает, что джигит Абака из рода Уйсун полюбил девушку из племени керей, и так положил начало роду абак-кереев, разросшемуся в 12 колен:

джантекей

жадык

каракас

шубарайгыр

ители

шеруши

меркит

шиимоин

молки

жастабан

консадак

култайбулат

Абак-кереи входили в Средний жуз, кочевали в Усть-Каменогорско-Зайсанском регионе по Калбинскому и Манракскому хребтам. В конце XVIII века Кугедай-султан (сын Абулфеиза), по договорённости с цинскими властями, поднял свой род и увёл абак-кереев в Синьцзян. Абак-кереи осели по верховьям Чёрного Иртыша, Сауру, Монгольскому и Китайскому Алтаю.

Абак-кереи наряду с ашамайлы-кереями представляют собой один из двух основных родов в составе кереев[1].

Согласно исследованиям С. Абилева, два клана кереев разделились около 20-22 поколений назад. Это даёт 500-550 (25 лет на поколение) или 600-660 лет жизни до общего предка. Он пишет, что старкластер С3 является генетическим маркером для абак-кереев и ашамайлы-кереев. Как отмечает С. Абилев, кереи родственны средневековым кереитам[2].

Согласно Ж. М. Сабитову, С3-старкластер, выявленный у кереев, связан с огромным массивом монгольских племён 13 века, распространивших эту гаплогруппу по территории Монгольской империи[1].

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

С каких это пор Азбаяр ударился в Википедию?

Даже Дамбжаа нойону стало смешно. :D

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14.11.2020 в 12:09, Steppe Man сказал:

Легенда утверждает, что джигит Абака из рода Уйсун полюбил девушку из племени керей, и так положил начало роду абак-кереев, разросшемуся в 12 колен

Тогда почему род абак-кереев входит в племя керей, а не уйсун? Ведь у казахов род определяется по мужской линии? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, buba-suba сказал:

Тогда почему род абак-кереев входит в племя керей, а не уйсун? Ведь у казахов род определяется по мужской линии? 

 

Есть память племени о предках и о своей принадлежности, шежыре, есть записанные в 18 - 19 веках легенды, есть данные днк-генеалогии.

На мой взгляд еще никто серьезно над этим вопросом фундаментально не работал, чтобы отмести лишнее. Отдельные статейки и версии не в счет.

И лучше это обсудить в одноименной теме про Керей - Кереитов.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну конечно версия про отравление больше смахивает на обычное оправдание чем на реальные причины того из за чего большинство калмыков не прошла через Казахское ханство. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...