Перейти к содержанию
Урянхаец

Монгольская лошадь

Рекомендуемые сообщения

В 01.10.2015 в 15:56 АксКерБорж написал:

 

Это слово вероятнее всего тоже заимствовано из тюркского.

 

У письменного определения "хасаг терген" (казачья телега, т.е. казахская повозка) прозрачная тюркская этимология.

 

С позиции современного казахского языка это: «қазақ» (qazaq) – этноним + «тіркем» (tirkem) – сущ. прицеп; «тірке» (tirke) – гл. прицеплять, сцеплять.

первое мне известное упоминание хасах терег в сокровенном сказании монголов и принадлежит монголам, ваши монголские предки нируны, кереиты и тд. принесли в ЦА  это слово как и многие другие и сохраненные казахским народом, потомков монгол и тюрков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20 минут назад құйрықит батыр написал:

казаки же использовали кобыл и жеребцов лично выращенных с рождения чтоб управлять легче.

 

На кобылах у всех номадов, у казахов в том числе, ездили верхом женщины и дети.

Мужчины и воины только на кастрированных жеребцах (ат).

 

Представляю себе картину - у всадника в руке сабля устремленная вверх, а у жеребца как это часто бывает отвис метровый "меч" до земли. Красота. :)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 13.11.2015 в 04:54 АксКерБорж написал:

Монгольское тележное колесо:

 

dd4de1f01a58.jpgb47e2f05ca10.jpg

 

М.В. Певцов "Алтай. Монголия. Китай. Тибет. Путешествия в Центральной Азии":

 

"... Монгольские телеги - это первобытные двуколки с угловатыми колесами. Спицы и втулка колеса заменяются крестовиною, вставленною в обод. В замке крестовины проделано четырехугольное отверстие для укрепления оси, вертящейся, подобно вагонным осям, вместе с колесами. В телеги с тяжестями запрягают всегда быков, а лошади вовсе не знают упряжи."

 

Казахское тележное колесо (втулка колеса обязательно смазывается жиром):

606475b7419efc0b8710360d20f10383.jpg

 

 

До сих пор не нашел себе ответа, почему монгольское колесо такое? Почему монголоязычные народы не знакомы с традицией использования лошади в упряжи (в телеге, в санях)? Или правильнее, почему забылась ранее существовавшая традиция?

 

У кого есть еще версии объяснения феномена? 

Объяснение простое экономический кризис закончившийся уничтожением Джунгарии

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

26 минут назад АксКерБорж написал:

 

На кобылах у всех номадов, у казахов в том числе, ездили верхом женщины и дети.

Мужчины и воины только на кастрированных жеребцах (ат).

 

Представляю себе картину - у всадника в руке сабля устремленная вверх, а у жеребца как это часто бывает отвис метровый "меч" до земли. Красота. :)

 

попался друг:P, все номады в том числе и монголы Чингисхана, как и современные монголы ездили на меринах, запрягали в упряжь кобыл, дети и женщины катались на кобылах. вообщем ваши лошадиные доказательства - не в коня корм. Сходство в использовании казахами и монголо-татарами лошадей не дает права на исключительность происхождения казахов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 минут назад құйрықит батыр написал:

попался друг:P, все номады в том числе и монголы Чингисхана, как и современные монголы ездили на меринах

 

Сразу видно что ты интернетный знаток скота и всего связанного с ним.

Кастрированный жеребец (ат) это и есть мерин.

:lol:

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 14.05.2016 в 14:28 АксКерБорж написал:

Интересно, что ойратское конное седло (западных монголов) одинаковое с казахским южного и юго-восточного типа:

 

9fc06af74662.jpg

если принять во внимание завоевание монголами азии то ничего удивительного а вот если ЧХ не монгол то с восточными ойратами он не мог встретится наверно:P

это фото отсюда http://www.geophotobank.com/open-mn/photoarchive/eap-bl/eap-bl-photoalbom/grey/html/004.htm Тува и Монголия 1910-1950 гг.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад құйрықит батыр написал:

если принять во внимание завоевание монголами азии то ничего удивительного а вот если ЧХ не монгол то с восточными ойратами он не мог встретится наверно:P

это фото отсюда http://www.geophotobank.com/open-mn/photoarchive/eap-bl/eap-bl-photoalbom/grey/html/004.htm Тува и Монголия 1910-1950 гг.

Тут где-то ув Камал прямо признал что тюркское кенегес не равно монгольскому гэнигес , форма не соответствует содержанию, думаю это и других касается ,просто он единственный кто признаёт правду.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад mechenosec написал:

Прошу прощения если обидел ув Мен, просто АКБ постоянно кусает монголов, решил тоже немного покусаться, возможно борщанул, но думаю толика правды в моих словах все же есть, как думаете? 

Ничего страшного) А у уважаемого Кайрат аке такой стиль, даже по отношению к своим землякам как я понял) Но я понимаю его, хоть много чего спорного он выдвигает, ему пришлось, в ответку на жесткие выпады.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад АксКерБорж написал:

 

Сразу видно что ты интернетный знаток скота и всего связанного с ним.

Кастрированный жеребец (ат) это и есть мерин.

:lol:

 

не поверишь мой названный брат :lol: я закончил в свое время сельхозтехникум и я в курсе кто такие мерин, вол, валух и евнух, правда сделать не смогу;) повторюсь

попался друг:P, все номады в том числе и монголы Чингисхана, как и современные монголы ездили на меринах, запрягали в упряжь кобыл, дети и женщины катались на кобылах. вообщем ваши лошадиные доказательства - не в коня корм. Сходство в использовании казахами и монголо-татарами лошадей не дает права на исключительность происхождения казахов.

неоднократно здесь на форуме вы приводили свидетельства очевидцев и делали вывод что лошади Чингисхана это и есть предки казахских лошадей а не современных монгольских, калмыцких и бурятских.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 минуты назад құйрықит батыр написал:

не поверишь мой названный брат :lol: я закончил в свое время сельхозтехникум и я в курсе кто такие мерин, вол, валух и евнух, правда сделать не смогу;) повторюсь

попался друг:P, все номады в том числе и монголы Чингисхана, как и современные монголы ездили на меринах, запрягали в упряжь кобыл, дети и женщины катались на кобылах. вообщем ваши лошадиные доказательства - не в коня корм. Сходство в использовании казахами и монголо-татарами лошадей не дает права на исключительность происхождения казахов.

неоднократно здесь на форуме вы приводили свидетельства очевидцев и делали вывод что лошади Чингисхана это и есть предки казахских лошадей а не современных монгольских, калмыцких и бурятских.

 

Мерин- мерн ? Станишник ты же не поверишь что это от тюрков? Мерин у них никак не переводится :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

бомбим монгольскими лошадками

 

021.jpg

http://geophotobank.com/open-mn/photoarchive/chichaеv/ch-photoalbom/sepia/photo/021.jpg016.jpg

037.jpg

035.jpg

028.jpg

009.jpg

097.jpg

005.jpg

 

100.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

и другие лошадки оттуда для кареты например лошадка явно не монгольская

038.jpg

и не совсем лошадка но колеса вполне себе 

http://www.geophotobank.com/open-mn/photoarchive/eap-bl/eap-bl-photoalbom/grey/photo/010.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 часов назад АксКерБорж написал:

 

На кобылах у всех номадов, у казахов в том числе, ездили верхом женщины и дети.

Мужчины и воины только на кастрированных жеребцах (ат).

 

Представляю себе картину - у всадника в руке сабля устремленная вверх, а у жеребца как это часто бывает отвис метровый "меч" до земли. Красота. :)

 

вы в принципе правы кочевники - номады ездили на меринах, дети и женщины на кобылах, но казаки не номады, хоть и многому у них научились, и если насчет жеребца не уверен, то кобылы в качестве сменной и не только, служили под седлом. Притом у доброго казака должна была быть один под седло, другой под плуг. я повторюсь спецом вас толкнул на признание что у номадов, что монголов что казахов традиции насчет пользования лошадьми было одинаковыми.  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 часа назад mechenosec написал:

Тут где-то ув Камал прямо признал что тюркское кенегес не равно монгольскому гэнигес , форма не соответствует содержанию, думаю это и других касается ,просто он единственный кто признаёт правду.

кенегесы это скорее отделившаяся ветка мангытов

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 Многоуважаемый АксКерБорж когда вы прокомментируете фото коней и транспорт монгольский мной предоставленные?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

%D0%9C%D0%B5%D1%80%D0%B4%D0%B5%D1%80%203

0_856f3_f18ca49b_L

найдите отличие:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

0_1381cb_d28a1522_L

доказательство что кобылы использовались в армии и думаю у казаков

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

вообщем про калмыцких лошадок http://hod.vsau.ru/books/book01/glava3_17.html

и рисунок типичной 000052.jpg

прочел статью и пришел  к выводу к 19 веку калмыцкие лошади изменились не сами конечно изменились условия и содержание но все равно была небольшой 140-150 см

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 21.05.2017 в 14:53 Shamyrat написал:

А интересно у лошадей тоже есть ли Y днк?

думаю да:D и печальная новость для тех кто считал что лошадь прежевальского это истинный кулан тюркских легенд а не дикий осел - кулан и вот почему 

http://asiarussia.ru/news/19029/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

23 часа назад құйрықит батыр написал:

%D0%9C%D0%B5%D1%80%D0%B4%D0%B5%D1%80%203

0_856f3_f18ca49b_L

найдите отличие:D

разница в том ребятки что французская версия указывает рост Калмыка, лошади подаренной цесаревичу 150 см а русский вариант один аршин и тричетверти вершка, то есть чтото около 85 см но так сомнительно скорее всего около 130 см, то естьодин аршин и три четверти аршина. не знаю что и думать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 13.03.2018 в 22:20 құйрықит батыр написал:

 Многоуважаемый АксКерБорж когда вы прокомментируете фото коней и транспорт монгольский мной предоставленные?

А.К.Б. когда же вы обратите свое внимание на фото монгольских лошадей и их повозок не напоминающих вами приводимые примитивы? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 26.04.2010 в 19:43 АксКерБорж написал:

Вот сравнение между так называемой "монгольской" (татарской) лошадью и казахской:

Китаец Чжао Хун, посетивший в 1221 г. ставку Чингизхана при описании татарских лошадей отмечает следующие их отличия: «… Кони эти спокойные, не ржут. Отпуская коня, не привязывают его, а он и не убегает. Нраву кони очень доброго. Днём татары никогда не кормят лошадей, а только с наступлением ночи отпускают их пастись. Для верховой езды чаще всего использовали меринов …».

Следует отметить, что по истечении 800 лет и казахские лошади спокойного нраву, не ржут, лошадей практически не привязывают, т.к. они не убегают, используемых верхом или в телегах лошадей днем не кормят и пастись отпускают только ночью, а для верховой езды в основном используют меринов.

 Фома Сплитский: «Лошади у них малорослые, но сильные, легко переносящие голод и трудности, ездят они на них верхом на крестьянский манер; по скалам и камням они передвигаются без железных подков как дикие козы. А после трехдневной непрерывной работы они довольствуются скромным кормом из соломы» [6.3].
   Герман II: «У них большие и сильные кони, которые питаются листьями и даже [ветками и корой] деревьев. На них [татары] взбираются по трем ступенькам, словно по трем уступам [вместо стремян], так как у них [татар] короткие ноги…»[6.4].
   Фридрих II: «Говорят, что, если не хватает пищи, кони их, которых они ведут с собой, довольствуются древесной корой и листьями и корнями трав; и все же в нужный момент они всегда оказываются чрезвычайно быстрыми и выносливыми» [6.4].
   Ивон Нарбонский: «Они привычны не к очень рослым, но очень выносливым коням, довольствующимся небольшим количеством корма, на которых сидят, крепко к ним привязавшись» [6.4].
   Барбаро: «Но вот что удивительно: страна эта не производит очень породистых лошадей; они низкорослы, с большим брюхом и не едят овса» [6.21].
   Ибн ал-Асир: «Их животные, на которых они ездили, рыли землю копытами и поедали корни растений, не зная ячменя» [3.3, 118].

разве вам мало свидетельств этих? продолжаете упорствовать...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 10.06.2017 в 10:53 АксКерБорж написал:

 

1. Я считаю, что никаких низкорослых лошадей ни у кыпчаков, ни у татарских племен эпохи Чингизхана, не было. Вся путаница с ними, по моему убеждению, связана напрямую с отождествлением современных халхасцев с татарами Чингизхана, соответственно, халхаских низкорослых необоснованно приписывают кочевым татарам.

И я считаю что никто не пересаживался с одной породы лошади на другую породу. Все они шли в своих миграциях с Чина в Могалистан, Семиречь и дальше на запад со своими табунами. Поэтому на всем протяжении миграционного пути, который по моей теории полностью совпадает с так называемым "Шелковым путем", постоянно шел процесс смешения лошадей, КРС и МРС пришельцев с местными породами. 

 

2. Да. На карте я обозначил вечный район исхода номадов.

 

а как же свидетельства очевидцев

 Фома Сплитский: «Лошади у них малорослые, но сильные, легко переносящие голод и трудности, ездят они на них верхом на крестьянский манер; по скалам и камням они передвигаются без железных подков как дикие козы. А после трехдневной непрерывной работы они довольствуются скромным кормом из соломы» [6.3].
   Герман II: «У них большие и сильные кони, которые питаются листьями и даже [ветками и корой] деревьев. На них [татары] взбираются по трем ступенькам, словно по трем уступам [вместо стремян], так как у них [татар] короткие ноги…»[6.4].
   Фридрих II: «Говорят, что, если не хватает пищи, кони их, которых они ведут с собой, довольствуются древесной корой и листьями и корнями трав; и все же в нужный момент они всегда оказываются чрезвычайно быстрыми и выносливыми» [6.4].
   Ивон Нарбонский: «Они привычны не к очень рослым, но очень выносливым коням, довольствующимся небольшим количеством корма, на которых сидят, крепко к ним привязавшись» [6.4].
   Барбаро: «Но вот что удивительно: страна эта не производит очень породистых лошадей; они низкорослы, с большим брюхом и не едят овса» [6.21].
   Ибн ал-Асир: «Их животные, на которых они ездили, рыли землю копытами и поедали корни растений, не зная ячменя» [3.3, 118].

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 11.03.2018 в 15:31 АксКерБорж написал:

 

Я со своей стороны документальные фотографии в обоснование своей позиции привел, что калмыцкая лошадь даже в 18 - 19 веках была высокой в холке и не похожей на монгольскую. Если их мало, то могу привести вам еще.

 

Я предлагал mechenos'цу сделать это, но он взял самоотвод (он хитрый лис, наверно сперва перелопатил старинные фотки и решил слинять с темы :D).

 

Теперь эстафета переходит к вам  ;) - ждем от вас наглядных и документальных обоснований своей позиции, что калмыцкая лошадь изначально была низкорослой.

 

дайте пожалуйста ссылочку на ваши документальные фото, заплутал

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 23.05.2010 в 09:31 АксКерБорж написал:

Қажытай Ілияс «Қазақтың тарихы қалай бұрмаланса, жылқының тарихы солай бұрмаланған» /Республиканская общественно-политическая газета «Айкын». № 86 (1510), 19.05.2010 г./

Қажытай Ілияс – литератор, обладатель международной литературной премии «Алаш», заслуженный деятель РК, владеет пятью языками, родился в Китае, с 1962 г. проживает в Казахстане. Один из лучших знатоков и экспертов по лошадям.

(Мой перевод с казахского)

Қазақтың тарихы қалай бұрмаланса, жылқының тарихы солай бұрмаланған (Как искажена история казахов, так искажена и история лошадей). Предок казахской лошади – кулан. Предки казахов приручили кулана. Лошадь, которую сейчас называют «лошадью Пржевальского» на самом деле и есть кулан. Как это могло быть? Пржевальский посещал Среднюю Азию три раза. В одну из поездок он взял в попутчики Мырзаша - зайсанского казаха из рода Тортуыл племени Найман. Вместе дошли до Тибета. По возвращении двигались по западному склону Ерен-Кабырга и восточному Жайыра. У речки Дам ими была подстрелян жеребец кулана. Куланы не пасутся без вожака – жеребца, охраняющего свой косяк кобылиц. Из того кулана приготовили куырдак, а голову и шкуру кулана Пржевальский увез и передл в Царский музей. Заведующий отделом музея по млекопитающим назвал экспонат как «Лошадь Пржевальского». Вот и вся история с куланом и пржевальской лошадью. А в 1934 г. к совсем задавленным и запуганным казахам привезли диких ослов и указали, что «куланом будет теперь вот это» и отобрали подписи (АКБ: наверно имеется в виду что у ответственных работников АН РК).

АКБ:

С этим согласуется и то, что раньше у казахов, в основном у знатных и богатых людей, всегда считалось особым деликатесом «казы-карта» кулана, в разы превосходящее казы-карта из обычной конины. Тогда как теперешний кулан-осел в мясо не употребляется.

С этим же могу связать известную казахскую легенду и музыкальный кюй, исполняемый на домбре «Аксак кулан» (хромой кулан) о смерти Жошы хана от копыт раненного и разъяренного кулана. Получается, что нас долгое время обманывали и вместо дикой лошади-кулана мы представляли всегда себе дикого осла…

С этим же согласуются выводы Зуева (см: выше).

С этим же идеально согласуется само происхождение "монгольской низкорослой лохматой лошади".

Тем самым, так называемая "Лошадь Пржевальского" на самом деле оказалась обычным КУЛАНОМ в представлении казахов, а нынешние "куланы-ослы" к настоящим куланам никакого отношения не имеют!

ой молодцы казахи взяли и приручили лошадь сбежавшую от монголов, орлы прям, а анекдот про привезенного осла вообще бред, вместе с подписями.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...