Перейти к содержанию
Гость Rasul

Тувинцы

Рекомендуемые сообщения

Что абсурдно - считать Туву монгольской территорией?

В России ее считают российской, в Китайской Республике - китайской.

Так что монголы тут Америку не открывают.

Стасу все нельзя умолчать, что нибудь да надо вставить. Не украшает человека...Ну что за вредность такая.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

К сожалению есть такая идея, придуманная бурятскими националистами, против царизма как панмонголизм. Эту идею подхватили полутюрки-халхасцы.

Вот им не нравится что Тыва сейчас независима от Внешней Монголии вот уже 100 лет. Все норовят нас, тюрков приписать в Монголы, это по меньшей мере несправедливо, а вообще просто абсурдно.

исправим полутюрки-халхасцы.

Иначе последует наказание.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

АксКерБорж, неужели Вы не в курсе, что термин Ламаизм давно устарел, потому что придуман учеными небуддистами, надо использовать термин Буддизм и Буддисты. Мы же вас казахов не называем суфистами или суннитами вместо мусульмане и ислам.

Насчет этого Далай-Лама уже давно высказывался же ведь!

Так что исправьте свое обращение на "исповедующие Буддизм". Так будет корректнее!!! И это будет уважение к тем к кому Вы обращаетесь.

Лично я верю в свое Небо и в Духов своих Предков.

О кей, просто не знал и духом не ведывал, исправил.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Стасу все нельзя умолчать, что нибудь да надо вставить. Не украшает человека...Ну что за вредность такая.

Это что - переход на личности? :) Смените свой ворчливый тон. А что в тувинской историографии теперь развилось направление о том, что Тува когда-либо представляла собой независимое владение?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

АксКерБорж, неужели Вы не в курсе, что термин Ламаизм давно устарел, потому что придуман учеными небуддистами, надо использовать термин Буддизм и Буддисты. Мы же вас казахов не называем суфистами или суннитами вместо мусульмане и ислам.

Насчет этого Далай-Лама уже давно высказывался же ведь!

Так что исправьте свое обращение на "исповедующие Буддизм". Так будет корректнее!!! И это будет уважение к тем к кому Вы обращаетесь.

Лично я верю в свое Небо и в Духов своих Предков.

Хормуста тенгри, онгоны? шаманизм?

присоединяюсь к поздравлениям. Долгих лет Далай - Ламе!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

исправим полутюрки-халхасцы.

Иначе последует наказание.

А с каких пор Вы превратились в млдераторы?

Интересно! Но пожалуйста сдерживайте и Азу от его неуместных высказываний впредь.

Ваше данное предупреждение уже исправил.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это что - переход на личности? :) Смените свой ворчливый тон. А что в тувинской историографии теперь развилось направление о том, что Тува когда-либо представляла собой независимое владение?

Нет, вы часто как я замечаю, только речь заходит об историческом прошлом тыва чон почему то занимаете сторону оппонента, несогласного с высказанным мною. Хотя, вроде, мы единокровные братья, и по сути вы могли бы быть согласны...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

В теме "тувинцы" довольно часто речь заходит о Туве. Вам так не показалось?

Думаю, форум не подразумевает полного согласия по всем вопросам. Примите это как данность и предполагайте добрые намерения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

А с каких пор Вы превратились в млдераторы?

Интересно! Но пожалуйста сдерживайте и Азу от его неуместных высказываний впредь.

Ваше данное предупреждение уже исправил.

я был им еще до вашего прихода.

Спасибо за внимание.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ислам Кабышулы - тюрколог, академик Национальной академии наук Монголии, д.и.н., профессор, автор работ: Керейлер керуені (Караван кереев), Моңғолия қазақтарының тарихы (История монгольских казахов), Қазақ қауымы (Казахское общество), Құпия шежіренің құпиясы (Тайна тайной ССМ), Түркі-моңғол халықтары (Тюрко-монгольские народы), Тұран әлемі. Түркі-моңғол халықтарының тарихы (Туранский мир. История тюрко-монгольских народов).

В книге "Тұран әлемі" (Алматы, изд. "Санат". 2007, т.1) есть глава "Тывалар түркілердің көнелігін сақтаған ел" (Народ Тыва как хранитель древности тюрков - С.262).

Если есть заинтересованные в тексте попытаюсь перевести на русский и выложить здесь основные ее моменты.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поздравляю всех, кто исповедует Буддиизм с днем рождения Далай Ламы! Долгих ему лет и процветания на благо верующих.

Огромное спасибо за поздравление!

Несмотря на противодействие Китая в "тибетском вопросе",мы ,тувинцы, крайне остро нуждаемся в поддержке Е.С.Далай-Ламы 14 Тензина Гьятсо в возрождении буддизма в Туве,вопросах развития диалога между буддистами и представителями других конфессий.

Коммунистический Китай,продолжает геноцид тибетского народа, уничтожая его культуру,язык и религию.

Вчера, в г.Москве, состоялся праздничный митинг в честь Е.С.

Присутствовали представители буддистких республик,общин и тибетцы.

Долгих лет жизни Е.С.Далай-Ламе!!!!

Ом аа хум!!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заинтересованные в тексте есть.

С большим удовольствием ждем перевода.

Рахмэт заранее!

"Тұран әлемі" (Алматы, изд. "Санат". 2007, т.1) есть глава "Тывалар түркілердің көнелігін сақтаған ел" (Народ Тыва как хранитель древности тюрков - С.262-268):

На юге Восточной Сибири, на юго-востоке верховьев Енисея по соседству с Западной Монголией проживает народ Тыва. В русских источниках они также именуются урианхай. Роды Тыва расселены также в Монголии и в Восточном Туркестане. Если в Восточном Туркестане это роды ак соян и кара соян, вошедшие в состав урианхаев, то в Монголии это сояны Цэнгэл сума в составе казахских аймаков.

Еще сорок лет тому назад тывинцы Ак кол сума и Цэнгэл сума были многочисленны и составляли свои районы (сумы). Позже многие переселились в центральные районы Монголии и ныне их там осталось порядка 7-8 тыс. человек превратившись среди монголов в малую народность, а среди казахов в малую группу, причем их язык и культура с каждым днем теряются.

Издревле расселяясь в местностях с богатыми пастбищами и водой Монголии тывинцы исповедывая одну с халха монголами религию и имея схожий быт с каждым днем омонголиваются. Такую участь имеют и монголоязычные калмаки, буриаты, алтайцы, баргу. Напрашивается уместный вопрос, какова у них цель, стать халхасцами?

Почему тывинцы, столица которых Кызыл находится всего лишь в 200 км. от прежней столицы Джунгарии Улаангома, разделены на двое? Весь этот край путешественники, историки и географы 18-19 веков называли Урианхайский край. Поэтому все остатки джунгар – баяды, дорводы и тывинцы, населяющие Саянские горы, именуются Урианхайским краем. Исследователи именуют их так не от не знания, а вполне опираясь на исторические документы. Народ, который русские и монголы называют Тува, а казахи Тыва, издревле населяют этот край, Туранскую низменность и принадлежат к уйгурской группе тюркских языков (тукой).

Тывинцы издревле истинный кочевой народ, еще в древности сменившие звероловство (лесные племена) на кочевой быт. Они самосохранились от постоянных бурных событий в крае благодаря своей защищенной местности. Густые леса Сибири, недоступные вершины и хребты Саяна и солончаково-болотистые озерца преграждали путь врагам. Поэтому военные походы хунского хана Модэ, все походы от Чингизхана до Галдана Бошигты, проходили южнее, по Юго-Восточным склонам Алтая. И поэтому они до сих пор смогли сохранить свою старую веру шаманизм. Они сохранили культуру, традиции и обычаи древних тюрков. Что и говорить, если их язык не могут понять ни казахи, ни монголы. Простой пример, если в предложении из пяти слов два слова схожи с монгольскими, а два с казахскими, то пятое стоит особняком, словом из древнетюркского языка.

Автор этих строк по приглашению яркого представителя тывинского народа, народного писателя Салчак Тока и совместно с директором Тывинского института истории, доктором исторических наук Юрином Аранжином, в течение 45 дней участвовал в экспедиции «Туран» и посетили Тыву, Саха, Хакасию, в результате которой было опубликовано немало документов по истории.

В советское время не было знаменитее тывинца чем полководец Салчак Тока. Он как и в Монголии Д.Сухбаатар, возглавил революцию и добился присоединения Тывы к СССР. Его историческая трилогия «Новая Тыва» зеркало жизни тывинцев. Когда ему при нас вручали Золотую звезду Героя Соц. труда, на его груди уже имелось 7 орденов Ленина. Ему поставлен памятник в Кызыле. Несмотря на такое уважением и почет в СССР, руководство Монголии всегда считало его предателем Родины и обвиняло в отрыве Тывы от Монголии.

В 1941-1944 гг. Монголия тоже участвовала в обеспечении фронта продуктами питания и конепоголовьем. Монголия помогала советам в избежание насильственного включения ее в состав Китая, а также Восточного Туркестана, что пытались сделать в союзе с японцами чанхайшисты Гоминьданьской партии. В эти годы Монголия пыталась вернуть Тыву в свое подчинение, а также помогла советам подавить освободительные восстания в трех аймаках Восточного Туркестана создав специальные партизанские отряды «Религиозная армия». Премьер-министр, маршал Х.Чойбалсан в феврале 1944 г. Булгын суме Ховд аймака на заставе «Алаг толгой» заключил договор с Оспаном Исламулы (АКБ: керейский Оспан батыр). При возвращении к Алаанбаатар он узнал о прошении Тывы о вхождении в состав СССР, после чего Чойбалсан провел переговоры со Сталиным и найдя повод пригласил в Улаанбаатар Салчак Току. Обратимся к воспоминаниям на тот период министра иностранных дел Монголии Ч.Сурэнжава: «Несмотря на то, что угощения для гостя (Салчак Тока) были готовы, но по причине отсутствия маршала Чойбалсана все стали расходиться. Чойбалсан был пунктуален в официальных встречах, что могло случиться? Ко мне подошел пристарелый начальник управления Малого Хурала Монголии Ц.Бумцэнд и попросил меня сходить узнать что случилось. Придя к Чойбалсану я увидел его у себя что-то читающего. Увидев меня попросил своего помощника принести одежду, после чего одевшись сказал помощнику принести бутылку водки и налить в два стакана. Попросил меня привести к нему Салчак Току. Привели. Тот видимо знал о своей вине заранее. Зайдя Салчак Тоха приложив руку к голове отдал честь: «По приглашению высокоуважаемого маршала Монголии господина Чойбалсана премьер-министр Народной республики Тыва Салчак Тока прибыл!» Чойбалсан протянув стакан с водкой спросил: «Выпьем за твой народ или за тебя?» С.Тока ответствовал: «Выпейте за что хотите, Ваша обида обоснованна, готов исполнить Вашу волю (указ)». Маршал дал С.Токе пощечину и успокоил свой гнев выпив водки. «Прекрасно понимаю действия героев на благо своего народа, спасибо маршал» - ответил С.Тока и опустошил полный стакан. От имени маршала ужин С.Токе давал я сам. Позже я поговорил с С.Токой, который сказал, что если бы он не наказал бы меня таким образом, то у нас обоих в душе осталась обида и какой тогда он маршал. Я долго думал и это обдуманное и вынужденное мое решение, сказал С.Тока. Обратного пути стать монголами уже нет, думаю мы не разочаруемся под началом СССР. [Ч.Сурэнжав, из «Воспоминаний»]

Так, тывинцы 13 октября 1944 г. вошли в состав РСФСР в статусе автономной области, а в 1961 г. получили статус автономной республики. После распада Союза 21 октября 1993 г. тывинцы приняли Конституцию и стали Народной республикой Тыва в составе РФ. Республику возглавляет президент, законодательный орган Высший Хурал. 60% из 250 тысячного населения тывинцы, что является высоким показателем в сравнении с другими республиками.

Почему несмотря на «длинные руки» русского царизма по сравнению с другими тюркскими народами в Тыве мало других народов? Легко объяснить труднодоступностью Тывы. Народ Тыва издревле промышлял соболей и куниц, шкуры которых шли в меновую торговлю, питались продуктами домашнего скота, а также разводили яков, оленей, маралов. Из молока яков делали айран и водку. Буддизм проник в 17-18 вв., но сохранились пережитки шаманизма. Из-за сильных шаманских верований в Тыве не прижилась административная система управления как у халха-монголов, урианхайцев, баядов, дорветов. Кочевой быть не давал засиживаться на одном месте вследствие чего они были трудно подвластны халха-монголам. Это же спасло их от бурных и кровавых событий, связанных с существованием и падением Юаньской империи, позже во времена пяти аймаков Халхи (15-17 вв.), при Джунгарском ханстве (18-19 вв.), 200-летней экспансии Маньчжурии. Это в истории называется «Чөлөөтэй иргэн» (свободные люди).

Ламаизм по началу стал религией богатых феодалов. Народ жил в простых юртах, имел своих духов воды (рек, озер), лесов, поклонялся природе. Деревья не рубили, не жгли, дома из дерева не строили, а на топливо использовали скотский сухой навоз (тезек). Как и монголы употребляли в пищу сурков и использовали их шкуры. Исследователи изучая историю Тывы неверно делают аналогию с историей урианхаев, баядов, дорводов, торгаутов и всех монголов, получивших независимость в результате падения Манчьжурской власти в 1912 г. от рук ополчений под руководством Сунн Ят Сена.

Из текста Кемчикского соглашения «Восстание 60 батыров» называют борьбой Тывы с Манчьжурией и что в результате нее народ Тывы получил независимость в 1913 г. Но это неверно. На тот момент халха-монголов было всего около 400 тыс., а западных монголов меньше 100 тыс. чел. В январе 1912 г. халха-монгольские ноены воспользовавшись переворотом в Пекине изгнали из Монголии маньчжуров, посадили ханом Богд гэгэн Жавзандамбаны и добились автономии. Избавление от 200 летнего ига маньчжуров пришло к монголам в результате внутреннего переворота в Китае. Исследователи, исходя из того, что основные события происходили в 1913 г. на земле ойратов, где проживали баяты и дорводы, решили что Тыва получила независимость в результате народной освободительной борьбы с манчьжурами. На самом деле события в Тыве на протяжении многих веков были неизвестны истории. К примеру, даже свидетельство о том, что Чингизхан завоевал Тыву в 1207 г. ничем не подтверждено, кроме лишь того отрывка из Тайной истории, где говорится, что глава жалаиров Жамуха скрывался в Саянах и где был пойман.

Даже умудряются тывинцев видеть в событиях, связанных с Юаньской империей, в подчинении в течение 200 лет маньчжурским алтынханам, в участии ойратов на запад. Это не так, они фактически были огорожены от мира и от всех событий географическими особенностями своего края. Несомненно, что издревле они очень связаны с соседями кыргызами и хакасами, а в последние века ощутили сильное влияние монголов и ойратов. Отсюда и то, что одну часть соседствующую с ойратами именуют кара соян, ак соян, вошедших в Урианхайский край западных монголов, а другую Тыва.

Даже если утверждают, что тывинцы есть окраинные племена урианхайцев, все равно никем еще не опровергнуто, что предками тывинцев являются хунны, сяньби, жоужани, позднее вхождение в Восточный Тюркский каганат. Можно с уверенностью говорить, что тывинцы сохранившийся осколок одной из ветвей Кок тюрков. Тывинцы сохранили свою древнюю культуру, верования в Тангри, культ шаманства, традиции и обычаи несмотря даже на то, что приняли Буддизм. Несмотря на существование разных диалектов тывинского языка (центральный, северный, восточный, западный, южный), нрод сформировался в основном на основе центрального диалекта.

По части сохранения в тывинском языке элементов древнетюркского языка, тывинский язык близок к древнему огузскому, древнему уйгурскому, тофаларскому и Саха языкам. Вместе с тем он близок также и казахскому с кыргызским, имеющих в себе тоже элементы древнетюркского языка.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Большое спасибо брату АксКерБоржу, современные казахи - единственные, относятся к истории Тыва чона непредвзято и адекватно, и справедливо.

2 дня назад сомтрел передачу про Нурсултана Назарбаева по центральному телевидению.

Тувинский народ всегда уважал братский казахский народ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Рахмет.

Интересная статья.

Ряд неточностей.

В тувинском этносе сояны занимали особую,но не определяющую роль.

Их деление на кара и ак соянов есть внутреннее,но не влиявщий на целую структуру народа.Географическая "изолированность" относительное понятие.Это не может говорить об оторванности этноса от событий "магистрального" характера.

Юаньский период в Туве отмечен активным строительством городов и развитием ирригационного земледеля, развитого уже в древнетюркский и уйгуро-кыргызский периоды.

Алтын-Ханы ставки имели в Хемчике,Тэс-Хеме и Упса-Холе, что говорит о "тувинскости" их, не иметь "отношения" к государству алтынханов Тува, конечно же не могла.

Про Джунгарию.

Западная Тува,Хемчикская долина, где жили 70% тувинцев 19 века, была территорией ойратской.

"Олюты -геройствуют силами урянхайцев.."

"Лучшие мунгальские войска..есть урянхайцы.."

Это доносят русские источники про тувинцев.

Факт существования "урянхайского ханства" в составе Джунгарии, это не есть "вовлеченность" Тувы в исторические события связанные с историей Зуун-гар?

Маньчжуры были изгнаны из Тувы-это факт.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Рахмет.

Интересная статья.

Ряд неточностей.

В тувинском этносе сояны занимали особую,но не определяющую роль.

Их деление на кара и ак соянов есть внутреннее,но не влиявщий на целую структуру народа.Географическая "изолированность" относительное понятие.Это не может говорить об оторванности этноса от событий "магистрального" характера.

Юаньский период в Туве отмечен активным строительством городов и развитием ирригационного земледеля, развитого уже в древнетюркский и уйгуро-кыргызский периоды.

Алтын-Ханы ставки имели в Хемчике,Тэс-Хеме и Упса-Холе, что говорит о "тувинскости" их, не иметь "отношения" к государству алтынханов Тува, конечно же не могла.

Про Джунгарию.

Западная Тува,Хемчикская долина, где жили 70% тувинцев 19 века, была территорией ойратской.

"Олюты -геройствуют силами урянхайцев.."

"Лучшие мунгальские войска..есть урянхайцы.."

Это доносят русские источники про тувинцев.

Факт существования "урянхайского ханства" в составе Джунгарии, это не есть "вовлеченность" Тувы в исторические события связанные с историей Зуун-гар?

Маньчжуры были изгнаны из Тувы-это факт.

Я понял Ислама Қабышұлы так, что он несколько разделяет этничность урианхаев и непосредственно тывинцев. Как Вы считаете?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Туве лучшая шоссейная дорога по России, наверное пленные построили? Ездят за 100 км в час, везде курганы разбросаны.

Высочайшие горы, чистейшие родники, грязевые ванны, перепад температур как на Крайнем Севере.

Они сами себя считают тюрками, хотя самодийско-монгольская кровь тоже присутствует, по крови и языку, антроп типу

типичные уранхайцы, т.е. почти саха. Кенин Лопсан живет в избушке...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Рахмет.

Интересная статья.

Ряд неточностей.

В тувинском этносе сояны занимали особую,но не определяющую роль.

Их деление на кара и ак соянов есть внутреннее,но не влиявщий на целую структуру народа.Географическая "изолированность" относительное понятие.Это не может говорить об оторванности этноса от событий "магистрального" характера.

Юаньский период в Туве отмечен активным строительством городов и развитием ирригационного земледеля, развитого уже в древнетюркский и уйгуро-кыргызский периоды.

Алтын-Ханы ставки имели в Хемчике,Тэс-Хеме и Упса-Холе, что говорит о "тувинскости" их, не иметь "отношения" к государству алтынханов Тува, конечно же не могла.

Про Джунгарию.

Западная Тува,Хемчикская долина, где жили 70% тувинцев 19 века, была территорией ойратской.

"Олюты -геройствуют силами урянхайцев.."

"Лучшие мунгальские войска..есть урянхайцы.."

Это доносят русские источники про тувинцев.

Факт существования "урянхайского ханства" в составе Джунгарии, это не есть "вовлеченность" Тувы в исторические события связанные с историей Зуун-гар?

Маньчжуры были изгнаны из Тувы-это факт.

Ажк, но есть исторические данные, что именно алтайские тувинцы, то есть непосредсвенные предки сегодняшних Ценгельских и Хаб-ханасских тувинцев входили в состав Джунгарского ханства, но не тувинцы сегодняшней Тувы. И их (алтайских тувинцев) силами геройствовали олюты. Это их наряду с джунгарами вырезали в большинстве Цины, и их разбросали по разным аймакам, и занчительное кол-во переселили во Внутреннюю Монголию маньчжуры. Если нас (Кем-Кечикских) тувинцев было 6 кожуунов их кол-во по историческим данным было около 10 кожуунов.

После разгрома от Цинов тувинцы Алтая значительно пострадали от казахских мародеров, добивавших ненавистных им джунгаров, таким образом так и не оправились и остались малым по количеству народом среди ойратов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ажк, но есть исторические данные, что именно алтайские тувинцы, то есть непосредсвенные предки сегодняшних Ценгельских и Хаб-ханасских тувинцев входили в состав Джунгарского ханства, но не тувинцы сегодняшней Тувы. И их (алтайских тувинцев) силами геройствовали олюты. Это их наряду с джунгарами вырезали в большинстве Цины, и их разбросали по разным аймакам, и занчительное кол-во переселили во Внутреннюю Монголию маньчжуры. Если нас (Кем-Кечикских) тувинцев было 6 кожуунов их кол-во по историческим данным было около 10 кожуунов.

После разгрома от Цинов тувинцы Алтая значительно пострадали от казахских мародеров, добивавших ненавистных им джунгаров, таким образом так и не оправились и остались малым по количеству народом среди ойратов.

Неточность - от казахов алтайские урянхайцы пострадали уже в 20 в., не при распаде Джунгарии, эту напасть им тогда удалось пережить, из-за наплыва казахских беженцев в Западную Монголию урянхайцы начали уезжать в Центральную Монголию и там ассимилировались халхами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Неточность - от казахов алтайские урянхайцы пострадали уже в 20 в., не при распаде Джунгарии, эту напасть им тогда удалось пережить, из-за наплыва казахских беженцев в Западную Монголию урянхайцы начали уезжать в Центральную Монголию и там ассимилировались халхами.

В этом посте не было акцента на том, когда тувинцы Цэнгэла и Хаб-Ханаса пострадали от казахов, а когда они входили в состав Джунгарского ханства и как они от этого пострадали. Если для Вас алтайцев это героическое прошлое, то для тувинцев Джунгария - это бедствие, от которой тувинский народ только пострадал, участвуя в войнах за чужие интересы. А ассимиляция тувинцев среди халхов - это как раз плоды этого бедствия.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

В этом посте не было акцента на том, когда тувинцы Цэнгэла и Хаб-Ханаса пострадали от казахов, а когда они входили в состав Джунгарского ханства и как они от этого пострадали. Если для Вас алтайцев это героическое прошлое, то для тувинцев Джунгария - это бедствие, от которой тувинский народ только пострадал, участвуя в войнах за чужие интересы. А ассимиляция тувинцев среди халхов - это как раз плоды этого бедствия.

У Вас тоже штампованные мышлении.

Урянхайцы наши прежде всего ойраты, и они за свое государство погибали. Может Вам это для Тувинской истории надо. но монгольские и синьцзянские урянхайцы и тувинцы знать не знали что было какое то государство великих тюрков. Они только знают что они были подданными Ойратского государства.

А Хаба-Ханасские көк мончаки вообще Чингисхана своим отцом считают.

Я ничего не отрицаю, но и не фальсифицирую.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У Вас тоже штампованные мышлении.

Урянхайцы наши прежде всего ойраты, и они за свое государство погибали. Может Вам это для Тувинской истории надо. но монгольские и синьцзянские урянхайцы и тувинцы знать не знали что было какое то государство великих тюрков. Они только знают что они были подданными Ойратского государства.

А Хаба-Ханасские көк мончаки вообще Чингисхана своим отцом считают.

Я ничего не отрицаю, но и не фальсифицирую.

Нужна информация из первых уст, Вам трудно верить, т.к. можете быть заинтересованным лицом как представитель Халхи. Сможете ли подтвердить свои слова чем-либо конкретным?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Нужна информация из первых уст, Вам трудно верить, т.к. можете быть заинтересованным лицом как представитель Халхи. Сможете ли подтвердить свои слова чем-либо конкретным?

гыгы. Я представитель Халхи? не смешите меня. Вы наверное хотели сказать Монголии. Монгол улс это не страна халха-монголов.

И не пойму к чему это Вы. Я ясно написал они погибали за свое ойратское государство. заметьте. у ойратов своя была политическая программа, отдельные халхасцы поддерживали но большинство посчитали что они не должны узурпировать власть чингисидов.

может быть вам энхд, скажет кем он себя ощущает. Как ни крути представитель обсуждаемого нами этноса.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

гыгы. Я представитель Халхи? не смешите меня. Вы наверное хотели сказать Монголии. Монгол улс это не страна халха-монголов.

И не пойму к чему это Вы. Я ясно написал они погибали за свое ойратское государство. заметьте. у ойратов своя была политическая программа, отдельные халхасцы поддерживали но большинство посчитали что они не должны узурпировать власть чингисидов.

может быть вам энхд, скажет кем он себя ощущает. Как ни крути представитель обсуждаемого нами этноса.

Я уже навел справки кто такой Энхдалай. Он совершенно не может быть адекватным и отвечать за весь свой субэтнос.

Более авторитетным мнением могут быть сборник стихов, написанный великим представителем данного субэтноса Чингаийна Галсана "Эр Хар Сур" (Мужской черный шнур и кожи, а настоящий смысл "Ищи Смотри Учись").

Если не будет трудно вам, пострайтесь прочитать. Это на монгольском. Попросите Энхдалая.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

[quote name='reicheOnkel' date='14 июля 2010 - 23:21' timestamp='1279120914' post='А Хаба-Ханасские көк мончаки вообще Чингисхана своим отцом считают.

Я ничего не отрицаю, но и не фальсифицирую.

То, что Хаб-Хансаские кёк мончаки как -то выставляют в своих домах портрет Чингисхана - это просто уловка против китайцев, чтобы не трогали, и считали их монголами. На самом деле своим тувинцам, посещавшим их из Великой Тывы (Улуг Тыва), они говорили, что это несеръезно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...