Перейти к содержанию
Гость Rasul

Тувинцы

Рекомендуемые сообщения

ДЭЭРГИ наверно по нашему будет ДЕЙЕРЛИ, то есть дорогой, очень ценимый. Прослеживается интересная связь с английским DEAR. Мне показалось, что синтаксис Тыва тылы чем-то напоминает енисейские надписи. а есть ли в нете какой-нибудь лексический материал по тувинскому языку?

Лексический материал в смысле словарь какой-нибудь?

Наверняка вы сами наверно многое облазили. Кто-то кажется давал эту ссылку англо-тувинского словаря. Моя ссылкаhttp://www.swarthmore.edu/SocSci/tuvan/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Донгак - укажите конкретно сообщение пользователя enhd, где он оскорбляет Вайнштейна. И еще раз предлагаю исправить свой националистический постинг, иначе последует заслуженное наказание.

Конкретно укажите в чем вы здесь национализм увидели?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Правильно. В работе Вайнштейна сойоты выставлены как один из оленеводческих этносов.

Сердобов же говорит, что будто бы имя уранхай в тувинской среде привнесенное название.

А имя тува многие ученые считают самодийским по происхождению. Но Вайнштейн опровергал

и выдвигал тюркскую версию происхождения имени Тува.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Донгак - укажите конкретно сообщение пользователя enhd, где он оскорбляет Вайнштейна. И еще раз предлагаю исправить свой националистический постинг, иначе последует заслуженное наказание.

Что именно мне здесь исправить, подскажите, исправлю. А сообщение Энхда я отыскать не могу, он что-то говорил каком-то немецком .....

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Ну, действительно - зачем эти штампы, противоречащие любым традициям добрососедства?

Уберите, я уберу цитаты. Творите новое!

Давайте, развивать тему "тувинцы"!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, действительно - зачем эти штампы, противоречащие любым традициям добрососедства?

Уберите, я уберу цитаты. Творите новое!

Давайте, развивать тему "тувинцы"!

Господин Стас, я уже тот злополучный постинг убрал, а Вы уберите цитаты. Пожалуйста. Мне уже неприятно все это, что уже всякое желание пропадает здесь чем-то делиться. А все таки мнение природного тувинца для этой темы все-таки необходимы. особенно в лингвистике. Потому что в постах Энхда я замечаю, что язык там весьма отличается от тувинского Тыва Республики. Особенно в синтаксисе. А я весьма заинтересован, чтобы настоящий тувинский был известен заинтересованным лицам, ведь на нем все-таки говорят 230 тыс человек.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А что осталось от кочевого быта древних тюрков и скифов у тувинцев? Может проясните?

Идем далее. Одним из самых первых тувинских правителей принято считать князя Маджака, имевшего почему-то не древнетюркский титул "бег / бек", а монгольский титул "сайд" или "сайн". Как я понял именно Маджак совместно с халхасскими князьями противостоял ойратским правителям. Это 16 век. Это ли не пример монгольского влияния на культуру тувинцев? Возьмите ту же культуру борьбы с "танцем орла" - такого нет у других тюрков. Может это тоже не монгольское влияние?

Культура борьбы с танцем орла - это не монгольская культура, а чистейшая культура тюрков (Кёк тюрков) и уйгуров. Возьмём терминологию Хюреш, мёге. На монгольском слово Бёх не имеет никакой этимологии, а слово борец и слово борьба выражается одним словом - БЁХ. А в тувинском борьба - хюреш, борец мёге. Это показывает, что монголы-халхи эту культуру заимствовали (от кого понятно). А для тувинцев она была всегда родная. Во-вторых если мы посмотрим на культуру борьбы Внутренних Монголов, которые более чистые монголы, то у них эта культура соврешенно отличается. И как раз исторические документы и китайские рисунки показывают, что она более натуральная для монголов со времен Чингисхана. Во внутреннемонгольской борьбе нет танца орла.

Для тувинцев термин БЕГ имеет совсем другой контекст нежели в кыргызском. БЕГ, БЕГЛЕР - для тувинцев - аристократия, правящий класс, что имеет отголоски от древнетюркской эпохи. Кстати в древнетюркском БЕГ имеет такой же смысл. В современном тувинском еще БЕГ - это свекор, так невестка на зовет отца своего мужа уважительно, с смысле господин мой.

А термин сайыт - не спорю монгольский. Но это не говорит, что сайыт - это не БЕГ. Сайыт сугубо административный термин, который тувинцы использовали в своей лексике чисто рационально, так как взаимодействовали с монголами, вспомните унтер-офицер у русских.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Культура борьбы с танцем орла - это не монгольская культура, а чистейшая культура тюрков (Кёк тюрков) и уйгуров. Возьмём терминологию Хюреш, мёге. На монгольском слово Бёх не имеет никакой этимологии, а слово борец и слово борьба выражается одним словом - БЁХ. А в тувинском борьба - хюреш, борец мёге. Это показывает, что монголы-халхи эту культуру заимствовали (от кого понятно). А для тувинцев она была всегда родная. Во-вторых если мы посмотрим на культуру борьбы Внутренних Монголов, которые более чистые монголы, то у них эта культура соврешенно отличается. И как раз исторические документы и китайские рисунки показывают, что она более натуральная для монголов со времен Чингисхана. Во внутреннемонгольской борьбе нет танца орла.

Для тувинцев термин БЕГ имеет совсем другой контекст нежели в кыргызском. БЕГ, БЕГЛЕР - для тувинцев - аристократия, правящий класс, что имеет отголоски от древнетюркской эпохи. Кстати в древнетюркском БЕГ имеет такой же смысл. В современном тувинском еще БЕГ - это свекор, так невестка на зовет отца своего мужа уважительно, с смысле господин мой.

А термин сайыт - не спорю монгольский. Но это не говорит, что сайыт - это не БЕГ. Сайыт сугубо административный термин, который тувинцы использовали в своей лексике чисто рационально, так как взаимодействовали с монголами, вспомните унтер-офицер у русских.

Вы где так нахватились то расистского ...на? По вашему монголы из Монголии есть более не чистые монголы чем монголы из АРВМ?

Вообще то танец орла только часть ритуала. Остальные почему то не так широко освещены в ваших русскоязычных литературах.

Танец орла-смысловый перевод. Хангарьдын дэвээ, орсон буурын шаваа, арслан барсын магшилт вот основные движение-ритуалы.

Бөх как не имеет смысловую нагрузку? Я что-то начал сомневаться в вашем знании монгольского языка. Бөх-крепкий, борец.

Борьба-барилдаан на ойратском нооллдан.

з.ы. урянхайский Сайн Маджик, упоминавшийся в посте уважаемого Rust-а, не есть тувинский предводитель. Это халхасский чингисид Чандаган Сайн Маджик владелец халхасских урианханов. По матери я его потомок. К сожалению родословная не имеется, а так смог бы перечислить прямо до него. А так знаю 7 поколении, они были состоятельными тайджи(следовательно они потомки Сайн Маджика) в урианханском Да-бэйсэ хошуне, Засактухановского аймака.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы где так нахватились то расистского ...на? По вашему монголы из Монголии есть более не чистые монголы чем монголы из АРВМ?

Вообще то танец орла только часть ритуала. Остальные почему то не так широко освещены в ваших русскоязычных литературах.

Танец орла-смысловый перевод. Хангарьдын дэвээ, орсон буурын шаваа, арслан барсын магшилт вот основные движение-ритуалы.

Бөх как не имеет смысловую нагрузку? Я что-то начал сомневаться в вашем знании монгольского языка. Бөх-крепкий, борец.

Борьба-барилдаан на ойратском нооллдан.

з.ы. урянхайский Сайн Маджик, упоминавшийся в посте уважаемого Rust-а, не есть тувинский предводитель. Это халхасский чингисид Чандаган Сайн Маджик владелец халхасских урианханов. По матери я его потомок. К сожалению родословная не имеется, а так смог бы перечислить прямо до него. А так знаю 7 поколении, они были состоятельными тайджи(следовательно они потомки Сайн Маджика) в урианханском Да-бэйсэ хошуне, Засактухановского аймака.

reicheOnkel, пожалуйста не надо материться. Вот И вы начали выражать одни эмоции.

барилдаан - это просто слово-калька от барих держать, это даже не-лингвисту видно. По-тувинску туттунуушкун, туттунуг, поддерживание схватывание друг-друга, успокойтесь я монгольский знаю на достаточном уровне, все-таки я МонГУ в УБ с красным дипломом закончил. Слово барилдаан не имеет такой древней этимологии чем общетюркское слово ХЮРЕШ.

А насчет БЁКЕ, посмтрите на титулатуру древнетюркских каганов: везде есть БЁКЕ. А вмонгольском не производных от этого корня.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы где так нахватились то расистского ...на? По вашему монголы из Монголии есть более не чистые монголы чем монголы из АРВМ?

Я имел в виду халхи - имеющие значительный тюркский компонент в своей крови, чем те же чахары, или алашаньцы.

Даян-Хан чахарский - был более прямым потомком Юань.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

reicheOnkel, пожалуйста не надо материться. Вот И вы начали выражать одни эмоции.

барилдаан - это просто слово-калька от барих держать, это даже не-лингвисту видно. По-тувинску туттунуушкун, туттунуг, поддерживание схватывание друг-друга, успокойтесь я монгольский знаю на достаточном уровне, все-таки я МонГУ в УБ с красным дипломом закончил. Слово барилдаан не имеет такой древней этимологии чем общетюркское слово ХЮРЕШ.

А насчет БЁКЕ, посмтрите на титулатуру древнетюркских каганов: везде есть БЁКЕ. А вмонгольском не производных от этого корня.

Извиняюсь конечно за ...на, но каков привет таков и ответ.

Но Вы же добиваетесь что, мол монголы это тюркизированные тунгусы даже борьбу заимствовали у тюрков. Я считаю это полным бредом, хотя бы потому что тунгусы и монголы разные народы, достаточно далекие от друг друга, как и тюрки и монголы.

Бөкэ -крепкий, бөкэлэкү-крепить.

Да слово барилдаан от бари-. Во времена ССМ говорили абалда*ан.

131. [8a] tere qurim bidan-ača Belgütei ǰasa’at Činggis qahan-nu aqta bariǰu bayyin büle’e ürkin-eče Büri-bökö [8b] tere qurim ǰasan büle’e bidan-u kirü’ese-eče Qadagidai gü’ün čilbur qulaquqsan-ni qulaqai bariǰu’ui Büri-bökö tere gü’ü-ben hoyimasču Belgütei nasuda abaldurun bara’un qanču-ban mültülǰü ničügün yabuqu büle’e teyin mültüleksen ničügün mürü inü Büri-bökö [9a] üldü’er ḳangqas čabčiǰu’u Belgütei teyin čabčiqdaǰu bö’et ya’un-a ba ülü bolqan ülü senggeren čisun čuburi’ulǰu yabuquy-yi Činggis qahan se’üder-tür sa’uǰu qurim dotorača üǰeǰü qarču ireǰü ügülerün ker eyin kikden büle’ei bida keküi-tür Belgütei [9b] ügülerün mer üdü’üi büle’e minü tula aqa de’ü-tür mawuqalin bolulča’uǰai bi ülü alǰaqu bi ila’ari büyyü aqa de’ü-tür sayi iǰilidülčen büküi-tür aqa bütügei qorumut bayyi ke’ebe.

§, 131. От нас на этом пиру был распорядителем Бельгутай. Он находился при Чингис-хановых конях. А от Чжуркинцев был распорядителем празднества Бури-Боко. Какой-то Хадагидаец покушался украсть оброть с нашей коновязи. Вора задержали. Бури-Боко стал вступаться за этого своего человека, а Бельгутай, по привычке к борьбе, спустил правый рукав и обнажил плечо. Тут Бури-Боко и рубнул его мечом по голому плечу, А Бельгутай никак не ответил на этот удар и не обратил внимания на рану, хотя истекал кровью. Все это видел Чингис-хан из-под сени деревьев, где он сидел, пируя с гостями. Он выскакивает из-за стола, подходит к Бельгутаю и говорит: "Как мы можем допустить подобные поступки?"- "Пустяки! - говорит Бельгутай. - Сущие пустяки! Опасного ничего со мной нет, и я сохраняю хладнокровие и дружелюбие. Одного только и боюсь, как бы из-за меня не перессорились младшие и старшие братья, которые только что примирились и соединились. Братец, подожди-же, оставь, удержись!"-просил он.

...oči bosu’at Ča’aday-yin ǰaqatur tusču ügülerün qan ečige-de busu ese ke’ekdelü’e či namayi ker ilqamui yambar erdem-iyer hüle’ü či [23a] qaqča kečewü-ber-iyen maqa hüle’ü ele či hontučaǰu čimada qarda’asu heregey-yen hoqtolǰu o’orsuqai abalduǰu čimada ilaqda’asu unaqsan qaǰar-ača bü bossuqai qan ečige-yin ǰarliq medetügei ke’ebe.

При этих словах Чжочи вскочил и, взяв Чаадая за ворот, говорит: "Родитель государь еще пока не нарек тебя. Что же ты судишь меня? Какими заслугами ты отличаешся? Разве только одной лишь свирепостью ты превосходишь всех. Даю на отсечение свой большой палец, если только ты победишь меня даже в пустой стрельбе вверх. И не встать мне с места, если только ты повалишь меня, победив в борьбе. Но будет на то воля родителя и государя!"

Видимо корень аба-, подзабыто, если это не аб-, взять.

Почему тогда ваш куреш, вообще внешне не отличается от халхасского?

Бурятский и то не похож на халхасскую внешне.

bur_rod_znamya.jpg

Борьба устроенная для цесаревича Николая, когда тот возвращался из кругосветного путеществия по Забайкалью.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Я имел в виду халхи - имеющие значительный тюркский компонент в своей крови, чем те же чахары, или алашаньцы.

Даян-Хан чахарский - был более прямым потомком Юань.

Халхасские князья не потомки Даян хана? Что Вы говорите?

Алашаньцы вообще то ойраты из племени хошоут.

В составе халхасцев, только кэргуды могут быть тюрками по-происхождению остальные монголы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Извиняюсь конечно за ...на, но каков привет таков и ответ.

Но Вы же добиваетесь что, мол монголы это тюркизированные тунгусы даже борьбу заимствовали у тюрков. Я считаю это полным бредом, хотя бы потому что тунгусы и монголы разные народы, достаточно далекие от друг друга, как и тюрки и монголы.

Бөкэ -крепкий, бөкэлэкү-крепить.

Да слово барилдаан от бари-. Во времена ССМ говорили абалда*ан.

Видимо корень аба-, подзабыто, если это не аб-, взять.

Почему тогда ваш куреш, вообще внешне не отличается от халхасского?

Бурятский и то не похож на халхасскую внешне.

bur_rod_znamya.jpg

Борьба устроенная для цесаревича Николая, когда тот возвращался из кругосветного путеществия по Забайкалью.

Ладно, оставим идею про тюркизированных тунгусов, если за это только вы цепляетесь. Но все равно Вы ничем не опровергнете факт, что МОНГОЛЫ ВРЕМЕН Чингисхана - это не современные монголы.

И общеизвестно, что первоначально монголы имели совершенно другой хозяйственно-материальный быт нежели в 14-18 веках. И заняв земли первоначально заселенные тюркскими племенами и союзами полностью переняли их кочевой быт и нрав, даже духовную культуру. В том числе и борьбу.

А Монголын Нууц Товчоо ведь на уйгурской письменности писали именно уйгурские писцы, так что ссылаться на эти слова неубедительно.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Ладно, оставим идею про тюркизированных тунгусов, если за это только вы цепляетесь. Но все равно Вы ничем не опровергнете факт, что МОНГОЛЫ ВРЕМЕН Чингисхана - это не современные монголы.

И общеизвестно, что первоначально монголы имели совершенно другой хозяйственно-материальный быт нежели в 14-18 веках. И заняв земли первоначально заселенные тюркскими племенами и союзами полностью переняли их кочевой быт и нрав, даже духовную культуру. В том числе и борьбу.

А Монголын Нууц Товчоо ведь на уйгурской письменности писали именно уйгурские писцы, так что ссылаться на эти слова неубедительно.

Да не ладно Вам.

Монголы времен Чингисхана - это и есть современные монголы.

Кому это общеизвестно что первоначально монголы имели другой хозяйственно-материальный быт? Тюрки ведь тоже пришельцы с Алтая, если судить по вашей логике? До тюркютов в Монголии, доминировали протомонголы.

Что за отдельно взятая такая тюркская духовная культура тюрков? На мой взгляд никто из тюрков или монголов круче другого. И не надо таким вот способом чем то унизить мой монгольский народ. Очень Вас прошу.

То что уйгуры позаимствовали свою письменность от согдийцев, забыли? И почему же оно должно называться уйгурской если монголы паралельно взяли от согдийцев же и развивали свою письменность? На данный момент лингвистами установлено что старописьменный монгольский язык отражает положение монгольского языка не 13-го века, как "думали" раньше, а более ранний период 9-10 вв.

И еще даже если как Вы говорите ССМ написали уйгурские писцы, памятник то ведь на монгольском языке? Или Вы прочтите ее с точки зрения тувинского языка?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да не ладно Вам.

Что за отдельно взятая такая тюркская духовная культура тюрков? На мой взгляд никто из тюрков или монголов круче другого. И не надо таким вот способом чем то унизить мой монгольский народ. Очень Вас прошу.

То что уйгуры позаимствовали свою письменность от согдийцев, забыли? И почему же оно должно называться уйгурской если монголы паралельно взяли от согдийцев же и развивали свою письменность? На данный момент лингвистами установлено что старописьменный монгольский язык отражает положение монгольского языка не 13-го века, как "думали" раньше, а более ранний период 9-10 вв.

Где упоминается, что монголы параллельно приняли уйгурскую же письменность от согдийцев? Монголы что взяли эту (согдийскую) письменность быстро-таки (как ученые делали в начале 20-го века, в пределах 2-3х лет) переделали под монгольскую фонетику и при этом еще письменность назвали "уйгаржин бичиг".

И причем тут унижение Вашего монгольского народа. То, что вы похожи на тюрков древних разве унизительно?

Ведь в вашей лексике огромный пласт тюркизмов. Некоторые слова в частности скотоводства ведь тюркизмы (казалось бы для скотоводческого народа они должны быть родными): адуу (агт) (аът), ухна (хуна), хонь (хой), тэмээ (теве), буха (буга).....

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На данный момент лингвистами установлено что старописьменный монгольский язык отражает положение монгольского языка не 13-го века, как "думали" раньше, а более ранний период 9-10 вв.

Вы наверно не будете спорить, что прямые предки современных монголов - шивэйцы? И что тогда, у шивэй была своя письмнность или старописьменный монгольский язык? Или я ошибаюсь в чем-то?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы наверно не будете спорить, что прямые предки современных монголов - шивэйцы?

А родина Шивэй - точно ЗАХИНГАНЬЕ, Маньчжурия

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Где упоминается, что монголы параллельно приняли уйгурскую же письменность от согдийцев? Монголы что взяли эту (согдийскую) письменность быстро-таки (как ученые делали в начале 20-го века, в пределах 2-3х лет) переделали под монгольскую фонетику и при этом еще письменность назвали "уйгаржин бичиг".

И причем тут унижение Вашего монгольского народа. То, что вы похожи на тюрков древних разве унизительно?

Ведь в вашей лексике огромный пласт тюркизмов. Некоторые слова в частности скотоводства ведь тюркизмы (казалось бы для скотоводческого народа они должны быть родными): адуу (агт) (аът), ухна (хуна), хонь (хой), тэмээ (теве), буха (буга).....

На это указывает сам старомонгольский. Монголы уж точно не говорили агула в 13-м веке.

Кто же это такой супер ученый который в течении 2-3-х лет создал монгольскую письменность, со всеми его архаизмами? Не ужто уйгур Тататунга? Только человек с очень поверхностными знаниями может так говорить.

А термин уйгаржин бичиг от советских ученых. Я нигде не встречал такой термин в монгольских текстах. Мы свою письменность называем Худам монгол бичиг. Худам это Кадма -финикийский царевич который изобрел алфавит.

Я скажу тогда наоборот это тюрки похожи на монголов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да не ладно Вам.

Монголы времен Чингисхана - это и есть современные монголы.

Вы уверены в том, что это и есть Ваше мнение?

Кому это общеизвестно что первоначально монголы имели другой хозяйственно-материальный быт? Тюрки ведь тоже пришельцы с Алтая, если судить по вашей логике? До тюркютов в Монголии, доминировали протомонголы.

Подробнее про протомонголов можно? Есть доказательства того, что они были не тюрками?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А термин уйгаржин бичиг от советских ученых. Я нигде не встречал такой термин в монгольских текстах. Мы свою письменность называем Худам монгол бичиг. Худам это Кадма -финикийский царевич который изобрел алфавит.

reicheOnkel, извините за бестактность, но вы скорее всего БУРЯТ из Бурятии, а не ХАЛХ из Монголии. Потому что я закончил МонГУ, и переписывал весь свод Халх Журам, на старомонгольском, я этой письменностью владею, а преподавали письменность нам монголы, не я, а они называли эту письменность УЙГАРЖИН БИЧИГ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Вы наверно не будете спорить, что прямые предки современных монголов - шивэйцы? И что тогда, у шивэй была своя письмнность или старописьменный монгольский язык? Или я ошибаюсь в чем-то?

А кто сказал что шивэи предки монголов? Шивэи это тунгусы, их потомки до сих пор носят этноним своих предков и компактненько так проживают в СУАР. Это они практически носители маньчжурского языка если можно так сказать. Поищите в инете сибо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Вы уверены в том, что это и есть Ваше мнение?

Подробнее про протомонголов можно? Есть доказательства того, что они были не тюрками?

Конечно, я уверен что предки нынешних монголов и есть монголы 13-го века. Для меня это очевидная вещь.

Сяньбэй прямые предки монголов. Хунны отчасти, потому что их держава была не моноэтничной.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...