Перейти к содержанию
Гость Rasul

Тувинцы

Рекомендуемые сообщения

20 часов назад, Rust сказал:

Теперь ЧХ - тувинец?

" Только не делайте резких движений". У вас чуть что , так ЧХ - казах?, аргынтинец?, теперь вот  и тувинцы виноваты.

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14.10.2018 в 01:56, Rust сказал:

Теперь ЧХ - тувинец?

Ол был для тувинцев Моол, так и остается Моол. Уже Рубрук отмечал, что монголы сами себя называли Моал. Почему же нынешние монголы зовут себя Монгол? Моал не может эволюционировать в Монгол, должно быть наоборот, что и произошло в течение нескольких поколений ко временам Рубрука. Нынешнее Монгол не изначальное самоназвание, а, очевидно, экзоэтноним, после ставший и самоназванием

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12.10.2018 в 14:52, Туран сказал:

Возьмем такое якобы чисто монгольское числительное долоо(н). На старо-письменном монгольском - долуган, по-тувински - долаан (Долаан - тувинское племя, Долаан Бурган или Чеди-Хаан - Большая Медовица; кстати, образ цифры 7 взят с этого созвездия, которое по недоразумению сейчас называют Б. Медведица). Кроме значения 7, долуган означает также "наполненный, заполненный", сейчас по-тувински пишется долган. Семантика более распространенного среди тюрков варианта цифры 7 тоже такая же - чеди/жеты и т.п. означает чедер, чедишкен - "достаточный, зрелый, всего хватает". А какая этимология долоон из монгольского языка? 

Монгольское числительное тав(ан) - 5, скорее всего исходит из общетюркского дабан/даван/даман (+ то же, но с начальным "т") - конечность, лапа, подошва ноги, ступня, стопа. Чем отличается эта часть тела животных? А тем, что оно пятипалое! Значение числительного вторично, т.к. корневое слово - это общетюркская или более древняя глагольная основа "тап", в тувинском языке:

таптаар 1) ковать, чеканить; 2) отбивать (косу); 3) топтать, мять ногами, растаптывать; 4) утаптывать, трамбовать.
таптааш молотОк (для отбивания косы).
тапталга 1) кОвка, чеканка; 2) топтание, растаптывание; 3) утаптывание, трамбование.

А какая этимология таван (5) из монгольского языка? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
15.10.2018 в 08:30, Туран сказал:

Ол был для тувинцев Моол, так и остается Моол. Уже Рубрук отмечал, что монголы сами себя называли Моал. Почему же нынешние монголы зовут себя Монгол? Моал не может эволюционировать в Монгол, должно быть наоборот, что и произошло в течение нескольких поколений ко временам Рубрука. Нынешнее Монгол не изначальное самоназвание, а, очевидно, экзоэтноним, после ставший и самоназванием

Ну если Рубрук написал значит, его европейское произношение термина "монгол" это точное соответствие автоэтнониму? Что за бред. Кыргызы также называют монголов мон"ол и что? Просто особенности произношения, а не повод для выстраивания каких-то гипотез.

Посмотрите источники  по средневековым монголам - там пишется именно монгол. Вот пример:

b3Gz5H1L.png

Это монгольский словарь "Мукаддимат Ал-Адаб". Рядом тюркский эквивалент, в котором уже выпала буква "н". Так что ничего не очевидно, очередное фолькхистори.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
14.10.2018 в 22:02, arkuk сказал:

" Только не делайте резких движений". У вас чуть что , так ЧХ - казах?, аргынтинец?, теперь вот  и тувинцы виноваты.

Аркук - вы так понял согласны с тем, что Хубилай якобы исказил язык настоящих монголов - прямых предков тувинцев, говоривших на восточно-тюркском языке?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 часа назад, Rust сказал:

Ну если Рубрук написал значит, его европейское произношение термина "монгол" это точное соответствие автоэтнониму? Что за бред. Кыргызы также называют монголов мон"ол и что? Просто особенности произношения, а не повод для выстраивания каких-то гипотез.

Посмотрите источники  по средневековым монголам - там пишется именно монгол. Вот пример:

b3Gz5H1L.png

Это монгольский словарь "Мукаддимат Ал-Адаб". Рядом тюркский эквивалент, в котором уже выпала буква "н". Так что ничего не очевидно, очередное фолькхистори.

так, еще раз попробуем) Ко временам Рубрука монголы уже стали себя называть Моал, что и зафиксировал этот монах, и это не особенности европейского произношения - четкое интервокальное ңг в моңгол иностранец обязательно произнесет. А в тувинском и монгольском языках такие согласные в середине слова со временем перестают быть - моңгол-моол, деңгер-дээр, каган-хаан, теңгис-тээс, сыгын-сыын, багыр-баар, долуган-долаан и т.д. Вместе с тем, можно привести сотни или тысячи примеров слов, когда в литературном письменном тувинском языке слово пишется полностью, а в разговорном - без согласных: меңээ-мээ, маңаа-маа, чүве-чө, ..-дыр ийин-диин и т.д. Это закон эволюции языка. Также надо полагать было и в Монгольский империи - в государственном письменном языке как положено полностью, на бытовом уровне - укороченный вариант.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12.10.2018 в 11:32, asan-kaygy сказал:

 

любят Балановские все упрощать: раньше русские наполовину и пов. татары были в прошлом финно-уграми, а теперь и тувинцы оказывается кето-самодийцы хотя у тувинцев приличный процент N3a5

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
12 часов назад, Туран сказал:

так, еще раз попробуем) Ко временам Рубрука монголы уже стали себя называть Моал, что и зафиксировал этот монах, и это не особенности европейского произношения - четкое интервокальное ңг в моңгол иностранец обязательно произнесет. А в тувинском и монгольском языках такие согласные в середине слова со временем перестают быть - моңгол-моол, деңгер-дээр, каган-хаан, теңгис-тээс, сыгын-сыын, багыр-баар, долуган-долаан и т.д. Вместе с тем, можно привести сотни или тысячи примеров слов, когда в литературном письменном тувинском языке слово пишется полностью, а в разговорном - без согласных: меңээ-мээ, маңаа-маа, чүве-чө, ..-дыр ийин-диин и т.д. Это закон эволюции языка. Также надо полагать было и в Монгольский империи - в государственном письменном языке как положено полностью, на бытовом уровне - укороченный вариант.

Я привел собственно монгольское произношение термина монгол. Мы не можем точно знать особенностей бытового использования термина опираясь лишь на сведения европейца. Тогда придется принять термины Катай вместо Китай, Хингис вместо Чингиз, Керкис вместо кыргыз, Оренгаи вместо Урянхаи?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Когда- то у меня спросил Энхд ака - почему у вас два слова обозначающий жизнь т.е. ''амыдырал'' и ''чуртталга'', и мне утверждал что слово ''амыдырал'' монгольское. Тогда я не стал отвечать на его вопрос, просто не разбирал эти слова на корень, окончания. Сегодня я готов ответить:  первое слово ''чуртталга''- за этим словом понимается жизнь, но прямой смысл слова обживание т.к. произошел слово от корня ''чурт''- страна, место расположения юрты, территория кочевки и т.д. ''чуртталга'' является обживанием этого места, территории. А обживание и есть жизнь!

Второе слово ''амыдырал'' и это слово Энхд ака хотел мне преподности как монгольское слово, ан нет- слово является самым настоящим тувинским словом которое заимствовали от наших предков современные монголы, почему? Да потому что корень слова ''ам'' и прямой перевод корня ''сейчас'', ''амы''- окончание ''ы''слове дает смысл - данное в это время его живое состояние. ''Ам(ы)(дыра)''- существуй, живи. ''Амыдырал''- существование, а существование и есть жизнь! Так что энхд ака- вы не правы!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20.10.2018 в 03:09, Rust сказал:

Я привел собственно монгольское произношение термина монгол. Мы не можем точно знать особенностей бытового использования термина опираясь лишь на сведения европейца. Тогда придется принять термины Катай вместо Китай, Хингис вместо Чингиз, Керкис вместо кыргыз, Оренгаи вместо Урянхаи?

А вы заметьте, вами приведенных словах везде существуют интервокал и звуки чуть- чуть разнятся. Думаю у европейца есть уши и он спокойно мог бы услышать интервокал как ''ңг' - если татарин произносил моҢГол. Нет - тут ясно он услышал слово ''моал'' т.к. везде в его заметках он пишет ''моал'', значит уже те времена устно произносили как моал. Ошибки нет на его заметках. Как начнется спор, у вас все просто, и даже скриншоты с словами древнетюркского языка у вас становится монгольскими, по волшебному мановению слова просто.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

42 минуты назад, Эр-Суге сказал:

А вы заметьте, вами приведенных словах везде существуют интервокал и звуки чуть- чуть разнятся. Думаю у европейца есть уши и он спокойно мог бы услышать интервокал как ''ңг' - если татарин произносил моҢГол. Нет - тут ясно он услышал слово ''моал'' т.к. везде в его заметках он пишет ''моал'', значит уже те времена устно произносили как моал. Ошибки нет на его заметках. Как начнется спор, у вас все просто, и даже скриншоты с словами древнетюркского языка у вас становится монгольскими, по волшебному мановению слова просто.

почему тогда тюрки говорят моғул?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

47 минут назад, кылышбай сказал:

почему тогда тюрки говорят моғул?

Некоторые тюрки говорят могул, тут звук ''ң'' исчез, а мы как рубрук пишет моол- это развитие слова моңгол - на могул и моол. Пример: слово багатур, в процессе развития слова у всех кочевников слово стало баатыр, баатар, батыр, батур, ботур, маадыр. Но слово багатур у древних тюрков заимствовали русские как богатырь и скорей всего так им слышится ушами. И с древних времен до этих дней слово у них остался богатырь (заимствованное). Возможно такая же ситуация со словом моңгол, рашид ад дин писал - что многие стали моңголами связи с величием моңгол. И сегодня непонятно кто настоящий моңгол, а кто самозванец. Но рубрук же ясно пишет везде ''моал'' (моол) 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 часов назад, Эр-Суге сказал:

Некоторые тюрки говорят могул, тут звук ''ң'' исчез, а мы как рубрук пишет моол- это развитие слова моңгол - на могул и моол. Пример: слово багатур, в процессе развития слова у всех кочевников слово стало баатыр, баатар, батыр, батур, ботур, маадыр. Но слово багатур у древних тюрков заимствовали русские как богатырь и скорей всего так им слышится ушами. И с древних времен до этих дней слово у них остался богатырь (заимствованное). Возможно такая же ситуация со словом моңгол, рашид ад дин писал - что многие стали моңголами связи с величием моңгол. И сегодня непонятно кто настоящий моңгол, а кто самозванец. Но рубрук же ясно пишет везде ''моал'' (моол) 

нужно смотреть как китайцы записали монгол

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
22 часа назад, Эр-Суге сказал:

А вы заметьте, вами приведенных словах везде существуют интервокал и звуки чуть- чуть разнятся. Думаю у европейца есть уши и он спокойно мог бы услышать интервокал как ''ңг' - если татарин произносил моҢГол. Нет - тут ясно он услышал слово ''моал'' т.к. везде в его заметках он пишет ''моал'', значит уже те времена устно произносили как моал. Ошибки нет на его заметках. Как начнется спор, у вас все просто, и даже скриншоты с словами древнетюркского языка у вас становится монгольскими, по волшебному мановению слова просто.

Это у вас фольков одни фокусы.Я привел словарь, а не предположение по произношению. Понятно объясняю?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

38 минут назад, Rust сказал:

Это у вас фольков одни фокусы.Я привел словарь, а не предположение по произношению. Понятно объясняю?

По вашему получается Рубрук - фокусник, писавший и услышавший моал))) Ну вы фольк! Любой человек имеющие уши слышат интервокал, если только не сами обладатели языка не меняют слово. пример:Богатырь)))) 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
56 минут назад, Эр-Суге сказал:

По вашему получается Рубрук - фокусник, писавший и услышавший моал))) Ну вы фольк! Любой человек имеющие уши слышат интервокал, если только не сами обладатели языка не меняют слово. пример:Богатырь)))) 

Какой такой интервокал? Произношение терминов разное, я привел собственно монгольское произношение - какие проблемы. Причем здесь Рубрук? Если мы называем вас тУвинцы, а самоназвание тыва, значит наш термин более правильный? Что за бред?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

44 минуты назад, Rust сказал:

Какой такой интервокал? Произношение терминов разное, я привел собственно монгольское произношение - какие проблемы. Причем здесь Рубрук? Если мы называем вас тУвинцы, а самоназвание тыва, значит наш термин более правильный? Что за бред?

Собственное монгольское произношение моол, который слышал рубрук 13 веке, думаю теперь вы поняли? не было уже интервокальные согласные  "ңг" в слове моңгол. А тыва и тува почти разницы нету, все четыре звука присутствуют в слове,  "ы" и "у" равны, кому как ласкает звук уши. Бред только на вашем фольк голове.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
27 минут назад, Эр-Суге сказал:

Собственное монгольское произношение моол, который слышал рубрук 13 веке, думаю теперь вы поняли? не было уже интервокальные согласные  "ңг" в слове моңгол. А тыва и тува почти разницы нету, все четыре звука присутствуют в слове,  "ы" и "у" равны, кому как ласкает звук уши. Бред только на вашем фольк голове.

Я вижу отпуск не прибавил вам ума. Надеюсь постоянный бан научит вежливости.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Алтай-ойроты поют  Аттар, аттар аргымак аттар - Морьд, морьд аргамаг морьд - Кони, кони аргамаки мои...

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

19-летний парень из Тувы делает первые успехи в японском сумо


96d523e3b16daddfb51e882e692de90f.jpg

 

7c2529dae07cbd38a92d0891b648ecf8.jpg
 

В Токио начинается спортивная карьера 19-летнего парня из Тувы Амартувшина Амыр-Сынаа. Уже три года он находится в Японии и участвует в профессиональных соревнованиях.

 

Отец у него монгол, мать – тувинка. Слухи о способностях тувинского парня доносились до Тувы последние два года. Сегодня, наконец, пользователи соцсетей смогли увидеть его  фото благодаря главе Тувы Шолбану Кара-оолу, который в ходе поездки в Токио с известным монгольским сумоистом  Долгорсурэнгийном Дагвадоржем, встретился  с Амыр-Санаа.

«Я счастлив, что добрался до Амыр-Санаа. Как я и предполагал, он соскучился по родине, более трёх лет уже не был в Туве, - поспешил сообщить Шолбан Кара-оол. - Мне показалось, что я чуть развеял тоску по родине. Я постарался, как мог, поддержать его. У него сейчас самое ответственное время. Начало начал профессиональной карьеры в Сумо».

Как известно, Шолбан Кара-оол и Долгорсурэнгийн Дагвадорж этим летом также провели в Туве отбор юношей для обучения в школе Асошори Д.Дагвадоржа.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Привет, всем участникам. Энхдалай так и ерничает до сих пор

31.10.2018 в 20:33, Rust сказал:

Я вижу отпуск не прибавил вам ума. Надеюсь постоянный бан научит вежливости.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Столько лет меня не было. Учился в Тосан Совон. Прошел полный курс конфуцианского четверокнижия и познания Великих канонов

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Суюнчи! Радостная весточка!

Наш ув. маньчжуровед-сарлаговед Enhd наконец то выкинул свои старые изношенные тапочки и купил новые.

Назовем их "маньчжур-сарлаговедийн шаахай"

Теперь смеяться будут они, чтоб все знали их в лицо: :D

ENKD---KUPIL-NOVYE-TAPOCKI.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...