Перейти к содержанию
Гость Rasul

Тувинцы

Рекомендуемые сообщения

12 минут назад, Quarc сказал:

Причем тут монгольский, если песня на тувинском поется? Окончание -ай/-ей вполне типично для тувинского языка, в отличии от -ой. Ни Хонгорай не какой-то, а вполне определенный, близкая к нам территория ныне Хакасии и юга Красноярского края.

получается Хонгор , тюркизм?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Насколько мне известно, легендарная земля Хонгорай (Хоорай) священа не только для тувинцев, урянхаев, хакасов, но и для алтайцев, телеутов, теленгитов, шорцев и сибирских кыргызов.

Емнип В.Я. Бутанаев писал, что это понятие впервые родилось в 1368 году под эгидой сибирских кыргызов как эпическое выражение "кыргызский девятитысячный союз Конгырай".

Лично мое мнение, что это очень древнее понятие, уходящее в глубину эпохи хуннов и тюркютов.

 

Очень интересно, что в японских сказаниях Хёрай это сказочная страна на западе, где холодные снежные зимы, своего рода рай на земле.

Это своего рода аналог Отюкена - тоже легендарной земли обетованной в легендах восточных тюрков, рая на земле.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 hour ago, Quarc said:

Причем тут монгольский, если песня на тувинском поется? Окончание -ай/-ей вполне типично для тувинского языка, в отличии от -ой. Ни Хонгорай не какой-то, а вполне определенный, близкая к нам территория ныне Хакасии и юга Красноярского края.

Если ты "тангды дыва" то ясно что не в курсе. Потому что ваши подобные знакомились этой песней очень недавно через каких то "фольклористов".

А мне это песня является памятью моих предков и народа. Поэтому для меня это есть "песня-плач". Если ты не знаешь монгольский язык то не решай за других как будто все и вся тебе "аксиома".:lol:

Чүнү де эки билбес болзан, бүгү чүвени билир хэптиг улуг ыыттап чугаалаба дэйин сэнгээ, тангды дыванынг биче оолакка. :lol: 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 минуты назад, enhd сказал:

Если ты "тангды дыва" то ясно что не в курсе. Потому что ваши подобные знакомились этой песней очень недавно через каких то "фольклористов

Забавно, эту песню я слышал в очень далеком детстве, конец 80-х — начало 90-х гг.

23 минуты назад, enhd сказал:

Чүнү де эки билбес болзан, бүгү чүвени билир хэптиг улуг ыыттап чугаалаба дэйин сэнгээ, тангды дыванынг биче оолакка. :lol: 

Не тебе указывать что мне делать. И да, тыва дыл тебе учить и учить еще…

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 minutes ago, Quarc said:

Забавно, эту песню я слышал в очень далеком детстве, конец 80-х — начало 90-х гг.

Не тебе указывать что мне делать. И да, тыва дыл тебе учить и учить еще…

Хех, очень далеком детстве "конец 80-х — начало 90-х гг". :lol:  Это очень даже страшно далекооооо.

Сен оолак бичии чалыы кижи болур иргин сен. Ындыг болур да чүнү билбес болурынг чөп ле болур.

Моя родина это Алтай, Синьзцян и Джунгария - и я тувинец. Мэн дыва кижи мэн. Мои предки жили там очень много веков раньше и там и живут сейчас.

И замечу что я старше тебя 3 или даже 5 раз. Так что советую учись и учись, причем качественно.  

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад, enhd сказал:

Хех, очень далеком детстве "конец 80-х — начало 90-х гг". :lol:  Это очень даже страшно далекооооо.

Сен оолак бичии чалыы кижи болур иргин сен. Ындыг болур да чүнү билбес болурынг чөп ле болур.

Моя родина это Алтай, Синьзцян и Джунгария - и я тувинец. Мэн дыва кижи мэн. Мои предки жили там очень много веков раньше и там и живут сейчас.

И замечу что я старше тебя 3 или даже 5 раз. Так что советую учись и учись, причем качественно.  

Тут думаю дело в памяти народа, Кварк не из ойратов, часть тувинцев была ойратами,  поход в Тибет например, часть нет-он из них , так у вас нет эпоса Джангар?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 hour ago, enhd said:

И это песня-плач о геноциде. 

А почему тут тувинцы плачут за ойратов? Возможно сами тувинцы участвовали в геноциде.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

47 минут назад, mechenosec сказал:

Тут думаю дело в памяти народа, Кварк не из ойратов, часть тувинцев была ойратами,  поход в Тибет например, часть нет-он из них , так у вас нет эпоса Джангар?

У нас нет, у Энхда не знаю.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

56 минут назад, enhd сказал:

И замечу что я старше тебя 3 или даже 5 раз

Для 100-150 летнего весьма неплохо помнить свое детство ;-)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Peacemaker сказал:

Есть у вас такие лыжи?

 

У тоджинцев может быть, на юге и западе точно нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, Quarc сказал:

У нас нет, у Энхда не знаю.

Это и имел ввиду,тувинцы были разные ,  спасибо вам ув Кварк, так и думал, думаю у хакасов тоже нет этого эпоса,удивительно, почему у алтайцев он есть. Да, тувинцы были разные ,не все ойраты. Но не осуждайте Энхда, он вероятно именно потомок ойрат- тувинцев, если не врут, то они составляли большую часть армии  джунгар в походе на Тибет  .

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, enhd сказал:

Хех, очень далеком детстве "конец 80-х — начало 90-х гг". :lol:  Это очень даже страшно далекооооо.

Сен оолак бичии чалыы кижи болур иргин сен. Ындыг болур да чүнү билбес болурынг чөп ле болур.

Моя родина это Алтай, Синьзцян и Джунгария - и я тувинец. Мэн дыва кижи мэн. Мои предки жили там очень много веков раньше и там и живут сейчас.

И замечу что я старше тебя 3 или даже 5 раз. Так что советую учись и учись, причем качественно.  

Земляк по старой родине калмыков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, mechenosec сказал:

то они составляли большую часть армии  джунгар в походе на Тибет 

Вроде бы были одной из самых боевитых частей, числом 1-2 түмена (хотя могу и приврать, давно читал).

PS: Зовут мен Соян, Кварк это просто старый ник в сети.

Изменено пользователем Quarc
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 минут назад, Quarc сказал:

Вроде бы были одной из самых боевитых частей, числом 1-2 түмена (хотя могу и приврать, давно читал).

PS: Зовут мен Соян, Кварк это просто старый ник в сети.

Там всё противоречиво, с одной стороны вроде Тибет захватили хошеуты, с другой что в походе было 6000 воинов дербетов и тувинцев, а большую часть войска составляли тувинцы, но в любом случае это не ваши предки, а предки Энхда, ойратские тувинцы, извините если что :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, mechenosec сказал:

это не ваши предки, а предки Энхда

Насколько я знаю мои предки в этом не участвовали, хотя и жили недалеко: между Кыргыс-Хөлем и хребтом Көгей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, Quarc сказал:

Насколько я знаю мои предки в этом не участвовали, хотя и жили недалеко: между Кыргыс-Хөлем и хребтом Көгей.

Об этом и речь, думаю тувинцев можно разделить ,несмотря на общее происхождение, предки Энхда точно ойраты, российские тувинцы нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 минуты назад, Peacemaker сказал:

У ваших урянхайцев нет что ли?

У нас нет урянхайцев, у нас все тувинцы ;)

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Quarc сказал:

У нас нет урянхайцев, у нас все тувинцы ;)

Урянхус это монгольский, ойратский термин, у нас до сих пор есть такой род, тувинцы это переняли, как и казахи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 minutes ago, Quarc said:

У нас нет урянхайцев, у нас все тувинцы ;)

Quote

Рашид-ад-Дин (персидский летописец XIV в.) говорит о «лесных урянкатах», живших в то время в Восточней Туве: «Это племя не принад-141По запасам соболя ТАО занимает шестое место в СССР (из выступления В.П. Глаз-

кова, работника Областного охотуправления на Слете передовиков-охотников в п. Тора-хем, 7 октября 1952 г.).142

[П.А.] Чихачев (40-е гг. XIX в.) пишет, что Алашские сойоны употребляют быков не только для перевозок, но и для охоты. «Поэтому быки здесь более живы и легки в беге (они меньше европейских)».

Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/03/03_03/978-5-02-038280-0/

© МАЭ РАН

180

Глава VII

лежит к другим урянкатам; они получили это имя потому, что их юрты

были в лесах. Они никогда не имели палаток, ни шатров; их одежда была

из кожи животных, у них не было быков, баранов; вместо них они выра-

щивали горных быков, горных баранов и джейрана, который похож на

горную овцу. Они ловили их (и приручали), доили молоко и ели... Во

время перекочевок они грузили поклажу на горных быков и никогда не

выходили из лесов. В местах, где они останавливались, они делали из коры

березы и других деревьев немного навесов и лачуг и удовлетворялись

этим...Так как в их стране много гор и лесов, а снег выпадает в большом

количестве, то зимой по снежному покрову они бьют много дичи... Они

делают особые доски, которые называются “чанэ” и на них становятся...

Они так гоняются на “чанэ” по степи и равнине, по спускам и подъемам,

что настигают горного быка и других животных и убивают их. Рядом с теми

“чанэ”, на которых они сами находятся, они тащат привязанными другие

/лыжи. —Е.П./; на них складывают убитую дичь» (Рашид-ад-Дин, 1952,

с. 123-124).

В. Рубрук (монах, европейский миссионер) путешествовал по Цен-

тральной Азии в 1253–1255 гг. Он пишет: «К северу (от Монголии) также

нет ни одного города, а живет народ, разводящий скот, по имени “керкисы”.

Живут там также “оренгаи”, которые подвязывают под ноги отполирован-

ную кость и двигаются на них по замерзшему снегу и по льду с такой

быстротой, что ловят птиц и зверей» (Плано Карпини, 1911, с. 134).

Китайские путешественники VII в. пишут: «Далее по восточную сто-

рону моря /то есть оз. Косогол — Хабсугул-далай. —Е.П./пришли к мума/поколение лыжных тукюэ. —

Е.П./, где кочуют три тукюэские аймака:

дубо, милиге, эчжи. Князья их называются Гйегинь. Живут в избах, берес-

тою покрытых. У них много хороших лошадей. В обыкновении кататься

по льду на деревянных лошадях. К ногам привязывают лыжи, а под мыш-

ками упирается в клюки. При каждом упоре подаются шагов на сто вперед

чрезвычайно быстpo... хагясы ловят их и употребляют в работу» (Бичурин

Здесь тувинцев называют поколением лыжных тюкюэ

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 минут назад, Peacemaker сказал:

 

Это определенно про таежных тувинцев (северо-восток, восток, юго-восток в основном). То, что там обозвали "чане" — это шанак.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...