Перейти к содержанию
Гость Rasul

Тувинцы

Рекомендуемые сообщения

12 минут назад, Ермолаев сказал:

А там в словаре "хөдөө" (сельское поселение, степь, худон):)

Вот эти точки выше "u" и "o" в латинице у Владимирцева - это означает, что эти буквы соответствуют звукам, близким к "у" (ө). Как-то так. :)

понял, верю)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

писал письмо дяде, сначала написал "байыр чедирип ТУР мен" - буквальнейший перевод: "поздравление [вам] доношу СТОЮ я"

а потом подумал, что в момент написания письма я же не стою, а лежу:) поэтому написал "байыр чедирип ЧЫДЫР мен" - "поздравление [вам] доношу ЛЕЖУ я"

и еще можно с таким же успехом написать "байыр чедирип ОЛУР мен" - "поздравление [вам] доношу СИЖУ я"

раньше как-то не очень обращал внимание на этот ньюанс.

как богат наш язык!

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

26 минут назад, Туран сказал:

писал письмо дяде, сначала написал "байыр чедирип ТУР мен" - буквальнейший перевод: "поздравление доношу СТОЮ я"

а потом подумал, что я же не стою, а лежу:) поэтому написал "байыр чедирип ЧЫДЫР мен" - "поздравление доношу ЛЕЖУ я"

и еще можно написать "байыр чедирип ОЛУР мен" - "поздравление доношу СИЖУ я"

раньше как-то не очень обращал внимание на этот ньюанс.

как богат наш язык!

Амыр-ла Ув. Туран! Приятно что начали обращать внимание на такие нюансы) Вы владеете и Русским  языком очень высоком уровне, и вы можете донести Тувинские нюансы, объяснить другим! Вот вам еще один нюанс, "барып ушкан" упал идя в сторону чего то от говорящего, или я шел к кому то и упал. "Кээп ушкан" упал идя к сторону говорящего, или я шел к тебе и упал и т.д. как тайып ушкан, тээктелип ушкан. "Андарлы берген"-упал с чего то. А совр. городские Тувинцы не понимают и все это запутали, и говорят не по ситуации, у них всё "кээп ушкан". Я с Русским языком не лажу)

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

46 минут назад, Эр-Суге сказал:

Амыр-ла Ув. Туран! Приятно что начали обращать внимание на такие нюансы) Вы владеете и Русским  языком очень высоком уровне, и вы можете донести Тувинские нюансы, объяснить другим! Вот вам еще один нюанс, "барып ушкан" упал идя в сторону чего то от говорящего, или я шел к кому то и упал. "Кээп ушкан" упал идя к сторону говорящего, или я шел к тебе и упал и т.д. как тайып ушкан, тээктелип ушкан. "Андарлы берген"-упал с чего то. А совр. городские Тувинцы не понимают и все это запутали, и говорят не по ситуации, у них всё "кээп ушкан"

менди-менди! 

"барып ушкан" - упал (так я скажу про человека, который упал, отдаляясь от меня)

"кээп ушкан" - упал (так я скажу про человека, который упал, приближаясь ко мне)

"тайып ушкан" - упал поскользнувшись (без указания на направление движения, но можно и указать - "кел чыда тайып ушкан" - поскользнулся приближаясь)

тээктелип ушкан?

"аңдарлы берген" - падение перевернувшись, со статичного положения, точнее - опрокинувшись, т.е. не на 360, а на 90 градусов)

да, к сожалению городские, в т.ч. и я, обедняют свой язык

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

47 минут назад, Туран сказал:

тээктелип ушкан?

"аңдарлы берген" - падение перевернувшись, со статичного положения, точнее - опрокинувшись, т.е. не на 360, а на 90 градусов)

Тээктелип ушкан-упал зацепившись об что то, камень, сучок и т.д.

Андарлы берген, это слово означает упал с чего то. С кровати во сне упал. В этом случае ты не стоишь, а лежишь на кровати. Орундан андарлы бердим, ол кижи аьттан андарлы берген и т.д.

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Туран сказал:

менди-менди! 

"барып ушкан" - упал (так я скажу про человека, который упал, отдаляясь от меня)

"кээп ушкан" - упал (так я скажу про человека, который упал, приближаясь ко мне)

"тайып ушкан" - упал поскользнувшись (без указания на направление движения, но можно и указать - "кел чыда тайып ушкан" - поскользнулся приближаясь)

тээктелип ушкан?

"аңдарлы берген" - падение перевернувшись, со статичного положения, точнее - опрокинувшись, т.е. не на 360, а на 90 градусов)

да, к сожалению городские, в т.ч. и я, обедняют свой язык

Небольшая поправочка: наверное, должно быть — «дээктелип ушкан», от «дээк».

Как я заметил, большинство употребляют «аңдарылган»/«аңдарлы берген» вместо «ушкан» ( к обеднению языка).

Так же заметил, почти все употребляют «свет» вместо «электири»/«сайгылгаан» в значении «электричество», хотя тут наверное, дело в том, что «свет» формально соответствует нашей фонетике и оно односложное, т.е. его легче произнести чем литературные варианты.

PS: вспомнил, недавно в автобусе услышал слово «турлаг», в контексте общественного транспорта сразу было понятно, что имеется ввиду «остановка». Не знаю существует ли это слово в словаре или это новообразованное слово. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Quarc сказал:

Небольшая поправочка: наверное, должно быть — «дээктелип ушкан», от «дээк».

Как я заметил, большинство употребляют «аңдарылган»/«аңдарлы берген» вместо «ушкан» ( к обеднению языка).

Так же заметил, почти все употребляют «свет» вместо «электири»/«сайгылгаан» в значении «электричество», хотя тут наверное, дело в том, что «свет» формально соответствует нашей фонетике и оно односложное, т.е. его легче произнести чем литературные варианты.

PS: вспомнил, недавно в автобусе услышал слово «турлаг», в контексте общественного транспорта сразу было понятно, что имеется ввиду «остановка». Не знаю существует ли это слово в словаре или это новообразованное слово. 

Амыр-ла! Вы правы должен быть по правописанию дээктелир, но в Тувинском языке не хватает букв, и мы говорим не дээктелир, дтээктелир т.е. между "д"и "т" не хватает буквы, а древние Тюрки грамотнее наших совр. ученных и у них таких букв аж четыре, умели же различать звуки) 

К отношении свету, проще сказать чырыткы- то что дающий свет, независимо фонарь, лампочка, еще что то, все это будет чырыткы.

 турлаг-стоянка, да можно использовать как остановку, остановка любом случае стоянка. Слово наше родное, все слова с суффиксом г и к, нам родные. В примере кыштаг, кузег, чазаг, чайлаг, чарык, кежик, кезик, кезек и т.д. множество много слов) любой глагол добавь к или г и с сингармонизмом будет имя существительное как утку-встречай, уткуг-встречающее место, чору-уходи, чорук-поездка и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 05.02.2017 в 16:12, Эр-Суге сказал:

Амыр-ла! Вы правы должен быть по правописанию дээктелир, но в Тувинском языке не хватает букв, и мы говорим не дээктелир, дтээктелир т.е. между "д"и "т" не хватает буквы, а древние Тюрки грамотнее наших совр. ученных и у них таких букв аж четыре, умели же различать звуки) 

К отношении свету, проще сказать чырыткы- то что дающий свет, независимо фонарь, лампочка, еще что то, все это будет чырыткы.

 турлаг-стоянка, да можно использовать как остановку, остановка любом случае стоянка. Слово наше родное, все слова с суффиксом г и к, нам родные. В примере кыштаг, кузег, чазаг, чайлаг, чарык, кежик, кезик, кезек и т.д. множество много слов) любой глагол добавь к или г и с сингармонизмом будет имя существительное как утку-встречай, уткуг-встречающее место, чору-уходи, чорук-поездка и т.д.

Строго говоря, обращаться к древним тюркам не нужно, в современном тувинском языке: 4 варианта звука «Г», по 2 варианта «Б», «Д», «З», «И», «К», «Х»; итого 33 звука, не считая ненужных в нашем языке звуков «Ц» и «Ф», а также не учитывая, что звуки «П», «С», «Т», «Ш» в начале слова звучат иначе чем в середине или конце.

Язык невероятно уродуется современной кириллицей, на мой взгляд.

Точнее можно узнать здесь: https://www.youtube.com/playlist?list=PLFCXIQiy35vVb0tlVmOnO2f4_4eo9ZH0M

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

iIWFfAf6NHc.jpg

Монгольский (Сенгельский) тувинец

Чинагийн Галсан: Мен торээн чуртумга орелиг кижи мен. Сая ыяш тарыыр деп азааш, богун 500 мунун тарып четтигиптим. Менээ хулер тураскаалдандаа артык, ада-чуртумга артып каар арга-ыяш чугула. 

Чинагийн Галсан: у меня есть долг перед моей родиной. Я обещал посадить миллион деревьев, а успел посадить только 500 тысяч. Для меня важнее бронзового памятника то, что останутся деревья на земле моих предков.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 08.06.2002 в 15:45, Zorigoo сказал:

Территориальные уступки наверное был. Но это самое больное место.

Кто и кому?

Так как последние несколько сот лет Монголия все время потерял и уступил земли соседям. На счет тувинцов тоже.До 1921 года Тува был частью Монголий и назвался Урианхайский край.

Там был монгольские солдаты и защищали тувинцов от белых и красных. Тувинцы участвовали в боях за город Ховда на Западной Монголий вместе с Монгольской армий против китайцов.Когда в монголий шел борьба за власть в 1921 году тува с помощью красных провозгасили независимую республику.

Последний 50 лет Монголия отдал много землю Тувинцам.

Даже место где родился Цэдэнбал сейчас на территорий Тува.

Судьба слабого страна горько. 1939 году монгольское пограничники воевали с японцами за Халхын сум и Хулд уул. В 1949 году монголы тоже воевали с китайцами на Западной Монголий на горах Байтаг.

Все эти земля сейчас на территорий Китай.Получается те пограничники воевали и погибли ни за что.

Сейчас тоже обстановка на границах с Тува напряженная.Раньше там небыл пограничники.Последнтй 5 лет монголия тратит миллионы денег чтобы создать там заставы и армейских частей размещает вблизи границ. Погибает монгольские пограничники. Тувинцы сейчас живут за счет монгольских пастух.

Приграничных территориях уже люди неживут.Опасно.Ночью приходят банда с территорий Тува. Вроде бы российский пограничники есть.Но они ничего невидит.Конечно им какое дело если там два братский народ убивают друг друга.Русские интересованы чтобы Монголия и Тува враждавали.

выделил откровенную ложь, при этом два последних - с точностью до наоборот

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тувинцы последние номады Центральноазиатских степей. 

Предполагаю раньше все тюрки и монголы были такими. 

Такими же гордыми и воинственными.  Прекрасными охотниками и

Воровали друг у друга лошадей.  Сейчас алтайцы и хакасы совсем другие

Живут по российским законам.  А в 17-18 веках тоже жили по воинским

Понятиям. 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20 часов назад, Булагачин сказал:

Тувинцы последние номады Центральноазиатских степей. 

Предполагаю раньше все тюрки и монголы были такими. 

Такими же гордыми и воинственными.  Прекрасными охотниками и

Воровали друг у друга лошадей.  Сейчас алтайцы и хакасы совсем другие

Живут по российским законам.  А в 17-18 веках тоже жили по воинским

Понятиям. 

"Сохранились рассказы о том, что в прошлом соседи тувинцев — монголы, мстя за нападения на свои стоянки и похищенный скот, боясь входить внутрь Тувы, организовывали облавы на волков, загоняя их на территорию республики. Волки выступали в роли «биологического оружия» — нападали на стоянки тувинцев и уничтожали домашний скот. Неожиданное появление большого количества волков, многочисленные стаи, тувинцы называют "шөө-бөрү"; "шөө" от монг. шоно ‘волк’ + общетюркск. бөрү ‘волк’. Потеряв единственное средство существования — скот, тувинцы вынуждены были осуществлять набеги на соседей. Поэтому появление подобных стай волков они оценивали как предвестие войны". (Вячеслав Даржаа. Традиционные мужские занятия тувинцев. Том I. Хозяйство, охота, рыбалка. Кызыл: Тув.кн.изд-во, 2009, с. 412).

Младшая сестра моей мамы, которая воспитывалась у дедушки с бабушкой, довольно много знает по истории нашего рода по материнской линии. По ее рассказу, ее прадед, т.е. мой прапрадед, был отменным кайгалом, особо отличался в набегах в Монголию с целью угона скота.

кстати, несколько лет назад в поле встретил всадника на лошади невысокого роста и пятнистой масти, в ходе беседы выяснилось, что она была угнана из Монголии...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Н.Ф. Катанов писал: «...некоторые лица уверяют (напр., Реклю), что между сойотами, или урянхайцами, есть и такие колена, которые доныне говорят по-самоедски» [Катаное Н.Ф. Предания присаянских племен о прежних делах и людях. «Записки ИРГО по отделению географии», т. XXXIV, СПб, 1909, с.286]

особое внимание на это не обращал бы, если бы своими ушами не слышал от одного тувинца (он жил в Тодже), который сказал примерно следующее:

"тожуларда улус турган, боттарының аразынга чугаазын кижи шуут билбес" -

у тувинцев-тоджинцев были люди - когда между собой разговаривают, ничего не понятно

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Uighur сказал:

Просто не могли белые татары выглядеть как современные тувинцы. Огузы тем более. У нас же с турками общая J2. И по каким-то захорениям J2 турка и уйгура совпали полностью с ними.

J2 - это средиземноморская группа. 

по поводу "небелых тувинцев"

В 30.12.2016 в 10:54, Туран сказал:

 

зачем с порога отмахиваться от новой информации, не считаете ли себя всезнающим?

у тувинцев есть предания, передающиеся из поколения в поколение, в советское время эта связь была основательно подорвана, но остались еще люди, в частности, мой дядя, которому многое удалось услышать от своих дедов по обеим линиям,

так вот, есть тувинское племя Салчак (теперь стало фамилией), во времена народа Хүн, хүннер, в Европе известных как гунны, многие наши племена участвовали в походе в Европу, среди них были и Салчаки, потом их главу выбрали ханом, поэтому по названию правящего клана - Салчаков, весь народ стали именовать Салчаками, т.е. Сельджуками - в соответствии с диалектом того времени. Сельджуки в конце концов завоевали территорию нынешней Турции, часть Сирии и другие места. Нынешние турки - они помешаны на Туве, воспринимают ее как родину своих предков, называют Туран, Агой, Тарлак, Бей-кем, Ха-кем, Өдүген как земли своих предков

 

очень многие тувинцы рождаются светловолосыми (в т.ч. я, брат, сын, дядя и т.д.), начиная с подросткового периода волосы постепенно темнеют, теперь мы близки к брюнетам, изредка можно встретить тувинца (не метиса) очень похожего на русского

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 минут назад, Туран сказал:

по поводу "небелых тувинцев"

очень многие тувинцы рождаются светловолосыми (в т.ч. я, брат, сын, дядя и т.д.), начиная с подросткового периода волосы постепенно темнеют, теперь мы близки к брюнетам, изредка можно встретить тувинца (не метиса) очень похожего на русского

Ув. Туран, адаш, я и не сомневался в этом. 

Только вот монголы то тут при чём? У них свой язык. Я скидывал вам данные по пара-монголоязычию киданей. Есть сведения влияния какого-то древнего монгольского языка на северных китайцев(1-2вв). Прото-Монгольский и прото-тюркский отделились от общего алтайского предка очень давно. Монгольский не может быть ветвью тюркского. Это национализм. Вы же взрослый и умный человек. 

Представьте как неприятно слышать такое монголам. Даже если это и анти-научный бред, всё-равно для них это оскорбительно. Пусть этим АКБ занимается, вы же лучше него. 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 минут назад, Markus сказал:

Выходит брат вас отуречили, вы ойраты !

вот это ваше сообщение отвечает на мой вопрос (см.ниже), на который вы в свое время отказались отвечать

В 13.02.2017 в 23:15, Туран сказал:

ээ нет, теперь моя очередь задавать вопросы: с какой земли перекочевали ваши предки на Алтай?

таким образом, ваши предки ойраты перекочевали на Алтай с тувинской земли

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 минут назад, Markus сказал:

Я не отказывался, а попросил по-другому сформулировать в другой теме.

Да, я любитель, но подозреваю, что полТувы это бывшие родовые кочевья ойратов.

Если так, то откуда Тувинцы ?

С севера что ли ?

как говорят наши старики, тувинцы - как бора-хөкпештер (воробьи), они никуда не улетают-прилетают, т.е. все время на своей земле

хошь не хошь, но мы из одного корня

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Uighur сказал:

Ув. Туран, адаш, я и не сомневался в этом. 

Только вот монголы то тут при чём? У них свой язык. Я скидывал вам данные по пара-монголоязычию киданей. Есть сведения влияния какого-то древнего монгольского языка на северных китайцев(1-2вв). Прото-Монгольский и прото-тюркский отделились от общего алтайского предка очень давно. Монгольский не может быть ветвью тюркского. Это национализм. Вы же взрослый и умный человек. 

Представьте как неприятно слышать такое монголам. Даже если это и анти-научный бред, всё-равно для них это оскорбительно. Пусть этим АКБ занимается, вы же лучше него. 

мои соображения на выделенное:

что плохого в том, что тюрки и монголы имеют общий корень?

кондовый национализм и оскорбление - это когда некоторые юзеры с позиции высокомерия высказываются о западных завоеваниях их предков.

я не лучше и не хуже АКБ и вообще кого-либо на форуме, откуда у вас такая тяга к дискриминации, расовой исключительности и прочей ерунде?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну вот. Братаны. Поэтому вам нечего между собой делить (происхождение языков, Чингисхана и его татар в т.ч.)

Всем солённого молочного чаю, господа :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Туран сказал:

мои соображения на выделенное:

что плохого в том, что тюрки и монголы имеют общий корень?

кондовый национализм и оскорбление - это когда некоторые юзеры с позиции высокомерия высказываются о западных завоеваниях их предков.

я не лучше и не хуже АКБ и вообще кого-либо на форуме, откуда у вас такая тяга к дискриминации, расовой исключительности и прочей ерунде?

В этом нет ничего плохого. Просто смотря что вы подразумеваете под словом "тюрки". Если вы говорите, что монгольский язык - это ветвь тюркская, то вы не правы с научной точки зрения. И с человеческой тоже не правы, по отношению к монголам, потому что это смахивает на национализм (тянуть одеяло в свою сторону, обедняя другой народ). Этим постоянно и занимается АКБ.

Их язык очень древний. И сами они древние. Сяньи и дунху их предки. Не с луны они свалились в 13 веке. И не от мифического сплава тунгусо-манчжур с тюрками :D

Тюрки Ашина вообще не родственны монголам по происхождению никаким боком например. Енисейские Кыргызы и Древние Уйгуры тоже. 

Если вы про прото-тюрков и прото-монголов, то да, они судя по всему братанами были. Такие дела. 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

59 минут назад, Uighur сказал:

В этом нет ничего плохого. Просто смотря что вы подразумеваете под словом "тюрки". Если вы говорите, что монгольский язык - это ветвь тюркская, то вы не правы с научной точки зрения. И с человеческой тоже не правы, по отношению к монголам, потому что это смахивает на национализм (тянуть одеяло в свою сторону, обедняя другой народ). Этим постоянно и занимается АКБ.

каждый мыслит в меру своей испорченности - "тянуть одеяло и т.д." - это ваше видение, мое - стремление восстановить что было на самом деле

я слышал от старого тувинца, не ученого, всего лишь с 8-ми классами образования, но хорошо знающего историю своих предков (кстати, его предки по материнской линии из племени Уйгур-Ондар из А.- и У.-Ишкин Западной Тувы)... можете не верить, но это так - он говорил, что "мышь" по-уйгурски звучит как ..., уже смутно помню, но очень похоже на монгольское название мыши, күлегене? как-то так.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Туран сказал:

каждый мыслит в меру своей испорченности - "тянуть одеяло и т.д." - это ваше видение, мое - стремление восстановить что было на самом деле

я слышал от старого тувинца, не ученого, всего лишь с 8-ми классами образования, но хорошо знающего историю своих предков (кстати, его предки по материнской линии из племени Уйгур-Ондар из А.- и У.-Ишкин Западной Тувы)... можете не верить, но это так - он говорил, что "мышь" по-уйгурски звучит как ..., уже смутно помню, но очень похоже на монгольское название мыши, күлегене? как-то так.

 Похоже, что достопочтенный седовласый мудрый старец говорил об этом:

Proto-Turkic: *Keleŋü
Altaic etymology: Altaic etymology
plus-8.png
Meaning: field mouse
Russian meaning: мышь-полевка
Karakhanid: kelegü 'al-yarbū' (MK)
Turkish: kelen(g)i, geleni, dial. gelenki
Uighur: keleŋü (IM)
Kirghiz: kelemiš, keler, keles
Comments: VEWT 249, EDT 718, ЭСТЯ 5, 31, Лексика 181. The root is not widely attested (although mentioned by MK), and may become confused with the root for 'lizard'; in Turkic dialects folk-etymologically influenced by gelin 'bride' (cf. also gelincek 'weasel', see Цивьян 1979), which would explain voiced g- (irregular in the Altaic perspective).
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...