Перейти к содержанию
Гость Rasul

Тувинцы

Рекомендуемые сообщения

1. Sendä, mendä yoχ,
seŋgir tavda yoχ, ütlü tašta yoχ,
qïpčaqta [Qïpčaqta?] yoχ. (Ol, quš süt-diŋ).

Нет ни у тебя, ни у меня,
ни в высоких (заоблачных) горах,
ни в пещерах (пробитых, проторенных камнях),
ни в дуплах [ни у кыпчаков?]. (Это птичье молоко).

 

Это загадка из Кодекс Куманикус, памятника языка жителей Золотой Орды http://www.vostlit.i....phtml?id=3025)

 

 второй момент:

seŋir 1. мыс горы 2. конец стены DTS, 495

seŋirlig 1. гористый DTS, 495

 

​Отсюда можем предположить, что Сеңгел и Сеңгилен являются однокоренными словами и обозначают что-то вроде "скалисто-горная страна"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть река Сеңгел в Тере-Хольском кожууне (левый приток реки Каргы) [Топонимический словарь Тувы, 2007], на картах она написана как Сенегел.

Также на карте есть другая речка  Сенегел и озерко Сенегел в Тере-Хольском кожууне.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Немного не в тему, но интересно возможна ли "трансформация" ниже :

"...На основании истор.данных деревня Карлук была основана в 1776 году. Согласно древним легендам название деревни Карлук происходит от бурятского высказывания «Хараалаг», в транслите на русский это значит — « черно-пегая гора », такое название появилось в древние времена после увиденной Кудинской горы, расположенной вблизи д.Карлук - действительно издали в ясный летний день гора имеет черно-пегий вид..."

Ведь это название народа, "концы и истоки" которого ученые не могут найти ???

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поразило, до чего лаконично, понятно и по сути правильно сказано:

 

Фольклор тувинцев Монголии:
Про возрождение шаманизма во всем мире
cQamYbmxuhQ.jpg
IV. ЧҮДҮЛГЕЛИГ БУРУН-ЧУГААЛАР
18. ЧЕР-ДЕЛЕКЕЙ, ЯНЗЫ-БҮРҮ ШАЖЫННАР ДУГАЙЫНДА

Чамбы-тип бүдүп, кижилерге шажыннар үлеп бергеш, оларга үлүг-хуу, салымын көзүлдүрүп берген. Ынчаарга, бистиң чүдүп чоруун хам шажынның хугуцаазын доктаадып берген. Ынчаарга, хамга шүтүнер улустар, күрүнелер делегейни чаалап, күштүг бооп, хөгжүлдүг улуг күрүне болган. Ол чүл дээрге, моолдар, тывалар ооң иштинге турган. Хоюг сөөктерни, делегейниң чартыын эжелээн күштүг болган. 

Ооң соонда шажынның эргезин шарының (сарыг) шажынынга берген. Будда шажын кээрге, бо манчылар, кыдаттар, төвүттер олар ол шажынның номналынан башка ораннарны моолдарны, тываларны бодунуң эргезинге киирип алган.

Ооң дараазында киристос шажыны чедип келген. Ооң үезинде орус, америка, кырмаания деп улустар улуг күштүг бооп, делегейниң кырынга көгжүп, чаа-чалбак үндүрүп, делегейниң чартыын ээлеп мынчап турган. 

Төнчүзүнде казактың аллах мусулман шажынга эргезин берген. Ам мусулманнар күш ап, казактар көгжүп, чуртталгазы экижип, ында-мында чаа үндүрүп, чишээлээрге, иран, ирак, пакистан, афганистан, араб дээр, олар аразында чаалажып, бактажып турар. Мусулман шажынның үези алдан чылдың хугуцаалыг дээр. Төнчүзү бо ам дооступ турар. 

Ам катап хам шажын эгелээр.
...

(ПЕРЕВОД)
IV. РЕЛИГИОЗНЫЕ МИФЫ
18. ПРО МИР-ЗЕМЛЮ, РАЗНЫЕ РЕЛИГИИ

Вселенная, после возникновения, раздав людям религии, показала им их долю, судьбу. Был определен срок шаманского верования, которому мы поклоняемся. Народы, государства шаманского верования завоевав мир, став сильными, стали развитым большим государством. В нём были монголы, тувинцы. Малые народы, половина мира была завоевана – имели такую силу.

После этого религиозная власть была отдана желтой религии. После прихода религии Будды эти маньчжуры, китайцы, тибетцы – они другие области, монголов, тувинцев взяли под свою власть.

Следующей пришла религия Киристоса. В его время народы орус, америка, кырмаания, стали большой силой, в мире они развивались, устраивали войны, половину мира заняли – вот так они делали.

В конце власть была дана религии Аллах мусулман казахов. Теперь мусульмане взяли силу, казахи развиваются, их жизнь становится лучшей, то там, то сям войны устраивают, например, иран, ирак, пакистан, афганистан, араб – они меж собой войны устраивают, ссоряться. Срок мусульманской религии шестьдесят лет говорят. Ее конец сейчас завершается.

Теперь снова начнется шаманское верование.
...

Источник:

МӨҢГҮН ДАГША: СЕҢГЕЛ ТЫВАЛАРЫНЫҢ ААС ЧОГААЛЫ БОЛГАШ ЧЕЧЕН ЧОГААЛЫ: бурун-чугаалар, тоолчургу болгаш төөгү чугаалар; тоолдар, алгыш-йөрээлдер, ырлар; тывызыктар, үлегер домактар, чечен сөстер; литературлуг чогаалдар (ТГШИ-нин 2002, 2007 чылдарда Моолдун Баян-Өлгий аймактың Сеңгел сумузунга бижиткен эртем экспедицияларының материалдары). – номну У.А. Донгак тургускан. Улаанбаатар-Кызыл, 2013. - а. 36.

(МОНГУН ДАГША: УСТНОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО СЕНГЕЛЬСКИХ ТУВИНЦЕВ: мифы, сказочные и исторические рассказы; сказки, алгыши и обрядовые тексты, песни; загадки, пословицы, крылатые слова и фразы; литературные произведения (записанные в 2002, 2007 гг в сумоне Сенгел Баян-Улгийского аймака Монголии научно-экспедиционные материалы Тувинского института гуманитарных исследований). – книга составлена У.А. Донгак. Улаанбаатар-Кзылы, 2013. – с. 36.)

https://vk.com/shamans_of_tuva?w=wall-69632504_367%2Fall

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

не встречал ли кто в исторических трудах, вот такие слова: Культ Неба играл большую роль в религии кочевых держав древних тюрков, уйгуров и других раннефеодальных объединений на территории Центральной Азии. 

 

Западномонгольские урянхаи летом и осенью, когда продолжительно гремит гром, выходят из юрты и обращаются к небу со следующими словами: Я человек 

 

Искони (оорцог) из урянхов. 

 

Хочешь ли ты, гремя, Ударить вороного жеребца; Хочешь ли ударить и меня, Хочешь ли ты, гремя, Ударить бурого жеребца; Хочешь ли ударить меня. 

 

Среди халхасов и других монгольских этнических групп человек из рода бо'рджигинов происхождением из «тайджи» имел право «накричать на небо»

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тувинка (Уранхайка) недавно участвовала на мисс Монгол ТуургатанDz-HvnwRugs.jpg

Если не ошибаюсь это Чечена Кыргыс?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Тувинка (Уранхайка) недавно участвовала на мисс Монгол Туургатан

Если не ошибаюсь это Чечена Кыргыс?

 

если же тувинцы принадлежaт к роду Урянхай , зачем тогда возводить себя от отдалённого предка Кыргыс ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

если же тувинцы принадлежaт к роду Урянхай , зачем тогда возводить себя от отдалённого предка Кыргыс ?

Этноним "кыргыз" в разных звучаниях присутствует практически у всех народов Центральной Азии..монголы-халха тоже не исключение..Этноним "кыргыз" в виде топонима раскинулся от Дальнего Востока до Эгейского моря..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

если же тувинцы принадлежaт к роду Урянхай , зачем тогда возводить себя от отдалённого предка Кыргыс ?

Этноним "кыргыз" в разных звучаниях присутствует практически у всех народов Центральной Азии..монголы-халха тоже не исключение..Этноним "кыргыз" в виде топонима раскинулся от Дальнего Востока до Эгейского моря..

 

огласите пжалста весь список

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

если же тувинцы принадлежaт к роду Урянхай , зачем тогда возводить себя от отдалённого предка Кыргыс ?

Этноним "кыргыз" в разных звучаниях присутствует практически у всех народов Центральной Азии..монголы-халха тоже не исключение..Этноним "кыргыз" в виде топонима раскинулся от Дальнего Востока до Эгейского моря..

 

Нынешние "кыргыз"-ы являются потомками бурутов-ойротов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

не встречал ли кто в исторических трудах, вот такие слова: Культ Неба играл большую роль в религии кочевых держав древних тюрков, уйгуров и других раннефеодальных объединений на территории Центральной Азии. 
 
Западномонгольские урянхаи летом и осенью, когда продолжительно гремит гром, выходят из юрты и обращаются к небу со следующими словами: Я человек 
 
Искони (оорцог) из урянхов. 
 
Хочешь ли ты, гремя, Ударить вороного жеребца; Хочешь ли ударить и меня, Хочешь ли ты, гремя, Ударить бурого жеребца; Хочешь ли ударить меня. 
 
Среди халхасов и других монгольских этнических групп человек из рода бо'рджигинов происхождением из «тайджи» имел право «накричать на небо»

 

 

у тувинцев Тенгри воспринимается как имя Бога или как небо?

 

вот халхасцы постоянно пишут небо, небо, походу они пошли по ложному пути, начитавшись совков пишущих про культ неба у монголов ЧХ  :D

 

еще последний абзац, вы это в серьезе написали или прикол такой :lol:   

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

не встречал ли кто в исторических трудах, вот такие слова: Культ Неба играл большую роль в религии кочевых держав древних тюрков, уйгуров и других раннефеодальных объединений на территории Центральной Азии. 
 
Западномонгольские урянхаи летом и осенью, когда продолжительно гремит гром, выходят из юрты и обращаются к небу со следующими словами: Я человек 
 
Искони (оорцог) из урянхов. 
 
Хочешь ли ты, гремя, Ударить вороного жеребца; Хочешь ли ударить и меня, Хочешь ли ты, гремя, Ударить бурого жеребца; Хочешь ли ударить меня. 
 
Среди халхасов и других монгольских этнических групп человек из рода бо'рджигинов происхождением из «тайджи» имел право «накричать на небо»

 

 

у тувинцев Тенгри воспринимается как имя Бога или как небо?

 

вот халхасцы постоянно пишут небо, небо, походу они пошли по ложному пути, начитавшись совков пишущих про культ неба у монголов ЧХ  :D

 

еще последний абзац, вы это в серьезе написали или прикол такой :lol:   

 

сложно сказать - или, или. И то и другое наверное.

по-тувински - Деңгер, Деңгер-Дээр.

тувинская поговорка: "Дээр - адам, Чер - ием" (Небо - отец мой, Земля - мать моя)

Деңгерлер - небеса, небесные боги.

 

все четыре абзаца из:

  автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07 

диссертация на тему:

Традиционные религиозные верования ойрат-монголов
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

тувинское хову (поле; степь) очень похоже на гоби

только не надо опять что это монголизм. От говь сложно получить хову, скорее - наоборот.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

огласите пжалста весь список

Для сбора столь массовых топонимов имеющий связь с кыргызами потребуется очень много времени.

Если коротко то от Фуюйских кыргызов(Хэйлунцзян,Приамурье) до Kirgiz iskelesi(Измир,Эгейское море)..

Про топонимы в Крыму,Башкирии,Сев.Кавказа,Турции,Сибири,Синьцзяна,Памира и Афганистана можно легко нагуглить..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нынешние "кыргыз"-ы являются потомками бурутов-ойротов.

Сколько раз я уже вам говорил,что не может прадед быть потомком своего правнука.. :D

Либо вы должны привести доказательства,либо это ваше фейковое утверждение.. :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

если же тувинцы принадлежaт к роду Урянхай , зачем тогда возводить себя от отдалённого предка Кыргыс ?

Этноним "кыргыз" в разных звучаниях присутствует практически у всех народов Центральной Азии..монголы-халха тоже не исключение..Этноним "кыргыз" в виде топонима раскинулся от Дальнего Востока до Эгейского моря..

 

сами танды -тувинцы и саха - якуты состоят из различных родов, Урянхай это  монгольское родовое (поколение)а не национальность   якут,  тувa, киргиз, 

-5uJnFueLJs.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

если же тувинцы принадлежaт к роду Урянхай , зачем тогда возводить себя от отдалённого предка Кыргыс ?

Этноним "кыргыз" в разных звучаниях присутствует практически у всех народов Центральной Азии..монголы-халха тоже не исключение..Этноним "кыргыз" в виде топонима раскинулся от Дальнего Востока до Эгейского моря..

 

сами танды -тувинцы и саха - якуты состоят из различных родов, Урянхай это  монгольское родовое (поколение)а не национальность   якут,  тувa, киргиз, 

-5uJnFueLJs.jpg

 

карта составлена очень приблизительно, неточно, грубо, поверхностно и далеко не в полном объеме. Студенческая работа.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

карта составлена очень приблизительно, неточно, грубо, поверхностно и далеко не в полном объеме. Студенческая работа.

Уважаемый Туран , хочу спросить вас..Возможно вопрос покажется некорректным,но тем не менее.

Проводилась ли до революции или после перепись населения Тувы по родовым признакам?если ответ положительный,то какие рода самые крупные(многочисленные) и далее по убывании?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

сами танды -тувинцы и саха - якуты состоят из различных родов, Урянхай это  монгольское родовое (поколение)а не национальность   якут, тувa, киргиз,

Правильно..и род (сеок) Кыргыс один из сеоков у тувинцев..И никто не говорил,что урянхай - это национальность..

Насколько мне известно,монголы урянхайцами называ(ли)ют тувинцев!?Поправьте меня,если ошибаюсь..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

карта составлена очень приблизительно, неточно, грубо, поверхностно и далеко не в полном объеме. Студенческая работа.

Уважаемый Туран , хочу спросить вас..Возможно вопрос покажется некорректным,но тем не менее.

Проводилась ли до революции или после перепись населения Тувы по родовым признакам?если ответ положительный,то какие рода самые крупные(многочисленные) и далее по убывании?

 

это вопрос не ко мне (т.к. профессионально этим не занимаюсь), был бы Доңгак оглу, думаю, осветил бы этот вопрос на основе письменных источников.

Самое крупное родо-племенное подразделение - Моңгуш, это безспорно.

Далее, думаю, Оюн, Түлүш, Салчак и Соян.

Следующие - Кыргыс, Иргит, Ондар, Ооржак, Ховалыг, Күжүгет, Сарыглар, Кол, Ак, Долаан, Тумат, Доңгак, Сат, Куулар, Хомушку, Саая, Кара-Сал, Хертек, Бай-Кара.

Сравнительно меньше - Чооду, Чоолу, Маады, Бараан, Тожу, Даргат, Сартыыл, Шалык, Хаа-суут, Хөйүк

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

сами танды -тувинцы и саха - якуты состоят из различных родов, Урянхай это  монгольское родовое (поколение)а не национальность   якут, тувa, киргиз,

Правильно..и род (сеок) Кыргыс один из сеоков у тувинцев..И никто не говорил,что урянхай - это национальность..

Насколько мне известно,монголы урянхайцами называ(ли)ют тувинцев!?Поправьте меня,если ошибаюсь..

 

Сөөк "кыргыс" у тывинцев являются потомками древних киргизов, а вообще не близко приходит кыргызам. :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Самое крупное родо-племенное подразделение - Моңгуш, это безспорно.

У нас кыргызов племя Моңгуш(кырг.Муңгуш)одна из крупных,так же как племя Сарыглар(Саруу[лар])..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сөөк "кыргыс" у тывинцев являются потомками древних киргизов, а вообще не близко приходит кыргызам. :lol:

Ну да,ведь по легенде вашей бабушки,кыргызы из Персии..Так-что это ваш очередной фолько-фейк! :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...