Перейти к содержанию
Гость Rasul

Тувинцы

Рекомендуемые сообщения

 

 

Там жили туматы, хиргисы и ойроты. И также "тубасы" мне кажется - эти и ест предки тувинцев.

 

 

Энхд ака, давай не будем однобоко подходить к вопросу. Вы монгол Тувинец, я Танды Уранхай Тувинец, вы лучше знаете свою родину, а мы свою родину, я же не утверждаю что вас не было, давайте более уважительно относиться к друг другу.

 

Ещё раз говорю - никакого тангды урианхайцев не было.

Тувинцев стали называть как "урианхай"-цы после завоевания монголами этих территории.

 

Для меня название "урианхай"-цы всегда монголоязычные.

У нас на Алтае "урианхай"-цы вяляются монголоязычными, а мы дывалар тувинско язычные.

А вы просто тангды-дывалар или короче тангдылар. Никак не урианхайцы для нас, а только для монголов вы являетесь "урианхай"-цами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

Амыр-ла!

На днях узнал фамилию соседа — Дажы. И вот родился вопрос: а не связана ли фамилия Дажы с монгольским родом тайджиут? Если учесть, что «тайджиут» мн. ч. от «тайджи», то получается весьма похоже.

Дажы-Тажы-Перевод на Русский "Принц", а вот связь с тайджиутами есть или нет попробуем разобраться. Если дажы-тажы-тайжи-тайджи- принц, тогда тайджиуты можно перевести как принцы. Интересно!  Рашид-Ад-Дин писал что тайджиуты ушли в леса и оттуда не вышли, по моему соображению они смешались с нашими лесными Уранхайцами, и живут на Территории Тоджинского кожууна и на территории Монголии в Хубсугульском аймаке. Что интересно, принц переводится с французского высшее сословие, не зря Таджиуты были родственниками ЧХ, среди наших Тоджинцев есть род КОЛ, в переводе ГЛАВНЫЕ. Также есть род Бараан-Барин, в соседстве Салджиуты, по нашему Салджаки. Что интересно когда ЧХ убежал от тайджиутов, он питался рыбой, ловя их руками, реки изобиловали рыбой, значит ЧХ был из лесных племен. Где-то я прочитал, что в Хубсугул течет река Тенгиз, а если раньше это озеро называлось Тенгиз, тогда его предки переплавились через это озеро, и до Онона в переводе с тувинского "десять десять" рукой подать, и  Орхон рядом. В переводе с Тувинского "Орхон" это место ставки.  И не зря в нашем языке все родственные слова и термины и военные термины и многие многие слова ЧХ остались в неизменном виде, и это никто не оспорит! А это в письменном наследии монголов!!! И в Тоджинском районе находится Отукен, легендарная родина КокТюрков, тогда ЧХ скорей всего знал про Коктюрков по легендам предков, позже он создал Коке Монгол улус. И мы Уранхайцы Родину не зря называем Ак-Кок Тыва в переводе голубая небесная Тыва. 

 

Во времена Чигшис хагана на территории нынешней Тувы или Кем-кемчига не жили никаких "урианхайцев"!

Там жили туматы, хиргисы и ойроты. И также "тубасы" мне кажется - эти и ест предки тувинцев.

 

Энхд ака, давай не будем однобоко подходить к вопросу. Вы монгол Тувинец, я Танды Уранхай Тувинец, вы лучше знаете свою родину, а мы свою родину, я же не утверждаю что вас не было, давайте более уважительно относиться к друг другу.

 

 

Тывалар боттарывысты чүгле «ТЫВА» деп адаар ужурлуг бис. Урянхай, сойот болгаш оон-даа өске сөстер-биле бисти өске чоннар адап турган, моолдар, оларныӊ соонда орустар.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ещё раз говорю - никакого тангды урианхайцев не было.

А вы просто тангды-дывалар или короче тангдылар. Никак не урианхайцы для нас, а только для монголов вы являетесь "урианхай"-цами.

 

Я отчасти согласен с Enhd'ом. Насколько мне известно, этноним "урянхай" в древности и даже сейчас больше связан не с Саянами, но с Алтаем, причем в древности больше с западной его стороной, позже - и с восточной, где стал известен "Урянхайский край". Например, до сих пор в горных районах Восточно-Казахстанской области или в казахской части Алтая масса топонимов, связанных с этнонимом урянхай/уранхай (река Уранхай, населенный пункт Уранхай и т.д.). А в горных районах Или-Казахского автономного района СУАР КНР урянхаи до сих пор наряду с казахскими кереями и меркитами являются автохтонами. 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Первоначально титул «тайджи» носили сыновья великих ханов империи Юань, а наследник престола носил титул джинона и правил собственно Монголией, в то время как сам великий хан правил всей империей из Ханбалыка в Китае. После падения династии Юань, когда чингисиды вернулись в исконно монгольские степи и власть хана ослабла, все потомки Хубилая стали носить титул «тайджи».

 

По мне так это так по общепринятой версии так, а по моим выкладкам средневековый Мунгулистан или страна Татар это вовсе не современная Монголия-Халха, а Ханбалык это вовсе не Пекин. По моей небезосновательной версии средневековая Монголия это примерно поздний Могулистан, а Ханбалык располагался близ Урумчи и Турпана, т.е. практически там же. Там же по моим наблюдениям располагалось и все остальное, неотъемлемое от тех татар - Буркан-Калдаун, Кара-Корум, Екэ-Корук и прочее. 

 

Подробнее в соответствующих темах, здесь это оффтоп, просто не удержался.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для меня название "урианхай"-цы всегда монголоязычные.

 

Очевидец 19 века, мой знаменитый земляк Г.Н.Потанин, утверждал, что имело место омонголивание тюркских племен и народов восточного Алтая и Саян. Вот цитаты из его книги:

 

884eb7c40a37.jpg

 

0fd2cd702c5a.jpg

 

c1b04436a820.jpg

 

8bbfcbf94a8e.jpg

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

Там жили туматы, хиргисы и ойроты. И также "тубасы" мне кажется - эти и ест предки тувинцев.

 

 

Энхд ака, давай не будем однобоко подходить к вопросу. Вы монгол Тувинец, я Танды Уранхай Тувинец, вы лучше знаете свою родину, а мы свою родину, я же не утверждаю что вас не было, давайте более уважительно относиться к друг другу.

 

Ещё раз говорю - никакого тангды урианхайцев не было.

Тувинцев стали называть как "урианхай"-цы после завоевания монголами этих территории.

 

Для меня название "урианхай"-цы всегда монголоязычные.

У нас на Алтае "урианхай"-цы вяляются монголоязычными, а мы дывалар тувинско язычные.

А вы просто тангды-дывалар или короче тангдылар. Никак не урианхайцы для нас, а только для монголов вы являетесь "урианхай"-цами.

 

ЭЭЭ Энхд Ака! Что за обращение -" просто Танды Тывалар" как то пренебрежительно, прошу относится с уважением своему родному народу! В отношении Уранхайцев, как я знаю у Алтай Уранхайцев, Китай Уранхайцев и Танды Уранхай Тувинцев роды в основном идентичны, я думал вы все знаете а оказывается нет. Рекомендация - Побольше знать про свой народ, вы только про халха знаете. Хотя халха тоже Тюркское слово!

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все хотел написать про Топонимы с переводом на Тувинский и на Русский. Начнем с гор 1) Бурхан Халдун-Бурган калдын-положил или оставил богу, гора преподношения богу и молитвы. 2) Хэнтей-Хантей-Ханские холмы 3) Хан Хогий-Хан Когей-ханское изобилие. 4) Хангай-ханское, ласкательным уклоном. Кара-Хорум-черная насыпь камней. Реки 1) Онон-Десять-Десять. 2) Орхон-Место ставки. 3) Керулен-Көрулең-Видный. 4) Түңгелик-кочкастый. и т.д. это с памяти.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Через Туву прошли огромные массы номадов.  Скифы, саки, динлины, гяньгуни, тюрки, уйгуры, огузы, басмылы, тиргеши, кыргызы, кюмюлю,

карапапахи, меркиты, монголы, казаки, ссыльные зэки.  Многие из них ничего не оставили.  Дубо потом туматы и тувинцы это потомки

древнего самодийского таежного населения.  Но термином туба в основном называли таежных оленеводов, типа сойотов и тофоларов,

тоджинцы настоящие Тува.  Урянхайцы тоже термин данный монголами, кличка типа "оборванцы", "таежные".

Это предки современных тыва.   

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Урянхайцы тоже термин данный монголами, кличка типа "оборванцы", "таежные".

 

Интересно, что:

 

- на тунгусо-маньчжурских языках слово "уранкай" означает "человек".

- на казахском языке слово "уранкай" означает чумовидное  походное жилище - из жердей и войлока, но без боковых решетчатых стен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Бурхан Халдун-Бурган калдын-положил или оставил богу, гора преподношения богу и молитвы. 

 

Интересно, что:

 

Местностей с названием "Бурхан" в Монголии не найти.

Такая местность, а именно горная вершина с одноименным водопадом "Бурхан" находится в Хоринском ущелье на юго-востоке Казахстана (координаты для Гугл: lat=45.0080973135, lon=79.208324079). По ущелью проходит гос. граница между Казахстаном и Китаем, хотя фактически китайскую сторону населяют казахские племена.

 

На древнетюркском языке слово "Бурхан" означало понятие "бог", а точнее Будду, достигшего нирваны. 

У входа в Хоринское ущелье стоит древний камень с изображением Бурхана - Будды:

 

516642c4117d9.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Через Туву прошли огромные массы номадов.  Скифы, саки, динлины, гяньгуни, тюрки, уйгуры, огузы, басмылы, тиргеши, кыргызы, кюмюлю,

карапапахи, меркиты, монголы, казаки, ссыльные зэки.  Многие из них ничего не оставили.  Дубо потом туматы и тувинцы это потомки

древнего самодийского таежного населения.  Но термином туба в основном называли таежных оленеводов, типа сойотов и тофоларов,

тоджинцы настоящие Тува.  Урянхайцы тоже термин данный монголами, кличка типа "оборванцы", "таежные".

Это предки современных тыва

Амыр-Менди (мир вам и здоровья)! У меня такое ощущение, что вы все те времена истории прошли через наши земли вместе с теми номадами, и так уверенно рассказали нашу историю, в данное время я в замешательстве, кто мы и откуда.....Ваше имя тоже меня удивило, Урянхаец-оборванец, мои извинение но это ваше слово, жду вашего дальнейшего рассказа про наш язык как мы самоеды могли сохранить язык древних Коктюрков, и язык ЧХ в отношении семьи и термины, и многие многие слова что тоже немного понимаем старомонгольский в неизменном виде, почему у нас уйгурские рода, откуда род кыргыз, откуда Тоба, Тофа,Туба, Тубо,Тува, откуда салджиуты, тайджиуты, барины и т.д. Почему начали это почтенное имя народа Уранхай начали сравнивать с оборванцами? Вы все тайне держите наверно.)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Через Туву прошли огромные массы номадов.  Скифы, саки, динлины, гяньгуни, тюрки, уйгуры, огузы, басмылы, тиргеши, кыргызы, кюмюлю,

карапапахи, меркиты, монголы, казаки, ссыльные зэки.  Многие из них ничего не оставили.  Дубо потом туматы и тувинцы это потомки

древнего самодийского таежного населения.  Но термином туба в основном называли таежных оленеводов, типа сойотов и тофоларов,

тоджинцы настоящие Тува.  Урянхайцы тоже термин данный монголами, кличка типа "оборванцы", "таежные".

Это предки современных тыва

Амыр-Менди (мир вам и здоровья)! У меня такое ощущение, что вы все те времена истории прошли через наши земли вместе с теми номадами, и так уверенно рассказали нашу историю, в данное время я в замешательстве, кто мы и откуда.....Ваше имя тоже меня удивило, Урянхаец-оборванец, мои извинение но это ваше слово, жду вашего дальнейшего рассказа про наш язык как мы самоеды могли сохранить язык древних Коктюрков, и язык ЧХ в отношении семьи и термины, и многие многие слова что тоже немного понимаем старомонгольский в неизменном виде, почему у нас уйгурские рода, откуда род кыргыз, откуда Тоба, Тофа,Туба, Тубо,Тува, откуда салджиуты, тайджиуты, барины и т.д. Почему начали это почтенное имя народа Уранхай начали сравнивать с оборванцами? Вы все тайне держите наверно.)

 

Амыр!Про кыргызский род-можно поподробнее??Кто они,откуда оказались среди тывалар?нередко видел фамилии Кыргыс среди тувинцев..

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Через Туву прошли огромные массы номадов.  Скифы, саки, динлины, гяньгуни, тюрки, уйгуры, огузы, басмылы, тиргеши, кыргызы, кюмюлю,

карапапахи, меркиты, монголы, казаки, ссыльные зэки.  Многие из них ничего не оставили.  Дубо потом туматы и тувинцы это потомки

древнего самодийского таежного населения.  Но термином туба в основном называли таежных оленеводов, типа сойотов и тофоларов,

тоджинцы настоящие Тува.  Урянхайцы тоже термин данный монголами, кличка типа "оборванцы", "таежные".

Это предки современных тыва

Амыр-Менди (мир вам и здоровья)! У меня такое ощущение, что вы все те времена истории прошли через наши земли вместе с теми номадами, и так уверенно рассказали нашу историю, в данное время я в замешательстве, кто мы и откуда.....Ваше имя тоже меня удивило, Урянхаец-оборванец, мои извинение но это ваше слово, жду вашего дальнейшего рассказа про наш язык как мы самоеды могли сохранить язык древних Коктюрков, и язык ЧХ в отношении семьи и термины, и многие многие слова что тоже немного понимаем старомонгольский в неизменном виде, почему у нас уйгурские рода, откуда род кыргыз, откуда Тоба, Тофа,Туба, Тубо,Тува, откуда салджиуты, тайджиуты, барины и т.д. Почему начали это почтенное имя народа Уранхай начали сравнивать с оборванцами? Вы все тайне держите наверно.)

 

Амыр!Про кыргызский род-можно поподробнее??Кто они,откуда оказались среди тывалар?нередко видел фамилии Кыргыс среди тувинцев..

 

 

Амыр-ла! Когда кыргысы уходили в среднюю азию, ушли, по видимому, не все, некоторые осели у нас. Плюс, к этому кыргызы также участвовали в этногенезе нашего народа и с более древних времен. 

 

PS: Вместе с кыргызами ушла и некоторая часть тувинского народа. Вроде в современной Киргизии есть род/племя «Монгуш», являющийся у нас одним из самых многочисленных родов.

Изменено пользователем Quarc
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

 

А где располагается Отуген-тайга

Тожу, это район находится на севере восточной стороны Тувы.

 

напоминает легендарную ӨТҮКӘН ЙЫШ из Орхонских памятников-Отюкенская чернь

 

Интересная поговорка Тувинцев тоджинцев; Чангыс ок  харам эвес, отуген тайга ыытаар эвес.

Перевод-одной стрелы (патрона) не жалко, отуген тайга не сдаст.

 

 

 

 

 

А где располагается Отуген-тайга

Тожу, это район находится на севере восточной стороны Тувы.

 

напоминает легендарную ӨТҮКӘН ЙЫШ из Орхонских памятников-Отюкенская чернь

 

Интересная поговорка Тувинцев тоджинцев; Чангыс ок  харам эвес, отуген тайга ыытаар эвес.

Перевод-одной стрелы (патрона) не жалко, отуген тайга не сдаст.

 

"харам"-арабизм,откуда это у тувинцев? :blink:

 

Амыр-Менди! Слово харам скорей всего архаичное тюркское, потому что на Тувинском все запретное что интересно начинается с буквы х, хору-запрещай, хоруг-запретное место, хорум-каменное нагромождение, у нас запрещено по хорумам ходить, считается это могилы древние, хоран-яд, хораан-запретил и т.д. По моему мнению харам в древнем объяснении скорей всего называли человека который запрещал что-то трогать, брать, и позже скорей всего начали сравнивать жадным человеком. Также можно слово гарэм-харэм интерпретировать как запретная часть дома, где находились жены султана, если хар-хор запрет, а слово архаичное эм скорей всего что-то женское, у нас эмиг- женская грудь, а у монгол эмигтей-женщина. Такое мнение! 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

 

 

А где располагается Отуген-тайга

Тожу, это район находится на севере восточной стороны Тувы.

 

напоминает легендарную ӨТҮКӘН ЙЫШ из Орхонских памятников-Отюкенская чернь

 

Интересная поговорка Тувинцев тоджинцев; Чангыс ок  харам эвес, отуген тайга ыытаар эвес.

Перевод-одной стрелы (патрона) не жалко, отуген тайга не сдаст.

 

 

 

 

 

А где располагается Отуген-тайга

Тожу, это район находится на севере восточной стороны Тувы.

 

напоминает легендарную ӨТҮКӘН ЙЫШ из Орхонских памятников-Отюкенская чернь

 

Интересная поговорка Тувинцев тоджинцев; Чангыс ок  харам эвес, отуген тайга ыытаар эвес.

Перевод-одной стрелы (патрона) не жалко, отуген тайга не сдаст.

 

"харам"-арабизм,откуда это у тувинцев? :blink:

 

Амыр-Менди! Слово харам скорей всего архаичное тюркское, потому что на Тувинском все запретное что интересно начинается с буквы х, хору-запрещай, хоруг-запретное место, хорум-каменное нагромождение, у нас запрещено по хорумам ходить, считается это могилы древние, хоран-яд, хораан-запретил и т.д. По моему мнению харам в древнем объяснении скорей всего называли человека который запрещал что-то трогать, брать, и позже скорей всего начали сравнивать жадным человеком. Также можно слово гарэм-харэм интерпретировать как запретная часть дома, где находились жены султана, если хар-хор запрет, а слово архаичное эм скорей всего что-то женское, у нас эмиг- женская грудь, а у монгол эмигтей-женщина. Такое мнение! 

 

 

Не думаю что арабский "харам" и тувинский как-то связаны, абсолютно разные по смыслу слова, схожесть звучания просто случайна.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

Через Туву прошли огромные массы номадов.  Скифы, саки, динлины, гяньгуни, тюрки, уйгуры, огузы, басмылы, тиргеши, кыргызы, кюмюлю,

карапапахи, меркиты, монголы, казаки, ссыльные зэки.  Многие из них ничего не оставили.  Дубо потом туматы и тувинцы это потомки

древнего самодийского таежного населения.  Но термином туба в основном называли таежных оленеводов, типа сойотов и тофоларов,

тоджинцы настоящие Тува.  Урянхайцы тоже термин данный монголами, кличка типа "оборванцы", "таежные".

Это предки современных тыва

Амыр-Менди (мир вам и здоровья)! У меня такое ощущение, что вы все те времена истории прошли через наши земли вместе с теми номадами, и так уверенно рассказали нашу историю, в данное время я в замешательстве, кто мы и откуда.....Ваше имя тоже меня удивило, Урянхаец-оборванец, мои извинение но это ваше слово, жду вашего дальнейшего рассказа про наш язык как мы самоеды могли сохранить язык древних Коктюрков, и язык ЧХ в отношении семьи и термины, и многие многие слова что тоже немного понимаем старомонгольский в неизменном виде, почему у нас уйгурские рода, откуда род кыргыз, откуда Тоба, Тофа,Туба, Тубо,Тува, откуда салджиуты, тайджиуты, барины и т.д. Почему начали это почтенное имя народа Уранхай начали сравнивать с оборванцами? Вы все тайне держите наверно.)

 

Амыр!Про кыргызский род-можно поподробнее??Кто они,откуда оказались среди тывалар?нередко видел фамилии Кыргыс среди тувинцев..

 

 

Амыр-ла! Когда кыргысы уходили в среднюю азию, ушли, по видимому, не все, некоторые осели у нас. Плюс, к этому кыргызы также участвовали в этногенезе нашего народа и с более древних времен. 

 

PS: Вместе с кыргызами ушла и некоторая часть тувинского народа. Вроде в современной Киргизии есть род/племя «Монгуш», являющийся у нас одним из самых многочисленных родов.

 

Амыр!Совершенно верно..Есть такой род МУНГУШ у кыргызов..Кстати наша Великая Мать "Алайская царица" Курманжан-датка из этого рода..

  • Одобряю 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

 

 

 

А где располагается Отуген-тайга

Тожу, это район находится на севере восточной стороны Тувы.

 

напоминает легендарную ӨТҮКӘН ЙЫШ из Орхонских памятников-Отюкенская чернь

 

Интересная поговорка Тувинцев тоджинцев; Чангыс ок  харам эвес, отуген тайга ыытаар эвес.

Перевод-одной стрелы (патрона) не жалко, отуген тайга не сдаст.

 

 

 

 

 

А где располагается Отуген-тайга

Тожу, это район находится на севере восточной стороны Тувы.

 

напоминает легендарную ӨТҮКӘН ЙЫШ из Орхонских памятников-Отюкенская чернь

 

Интересная поговорка Тувинцев тоджинцев; Чангыс ок  харам эвес, отуген тайга ыытаар эвес.

Перевод-одной стрелы (патрона) не жалко, отуген тайга не сдаст.

 

"харам"-арабизм,откуда это у тувинцев? :blink:

 

Амыр-Менди! Слово харам скорей всего архаичное тюркское, потому что на Тувинском все запретное что интересно начинается с буквы х, хору-запрещай, хоруг-запретное место, хорум-каменное нагромождение, у нас запрещено по хорумам ходить, считается это могилы древние, хоран-яд, хораан-запретил и т.д. По моему мнению харам в древнем объяснении скорей всего называли человека который запрещал что-то трогать, брать, и позже скорей всего начали сравнивать жадным человеком. Также можно слово гарэм-харэм интерпретировать как запретная часть дома, где находились жены султана, если хар-хор запрет, а слово архаичное эм скорей всего что-то женское, у нас эмиг- женская грудь, а у монгол эмигтей-женщина. Такое мнение! 

 

 

Не думаю что арабский "харам" и тувинский как-то связаны, абсолютно разные по смыслу слова, схожесть звучания просто случайна.

 

Амыр! Думаю всегда легче отрицать, чем понять. Придется вам мой земляк, найти на арабском языке найти этимологию слова харам чтобы убедить меня что это слово арабское, а не тюркское.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

 

 

 

 

А где располагается Отуген-тайга

Тожу, это район находится на севере восточной стороны Тувы.

 

напоминает легендарную ӨТҮКӘН ЙЫШ из Орхонских памятников-Отюкенская чернь

 

Интересная поговорка Тувинцев тоджинцев; Чангыс ок  харам эвес, отуген тайга ыытаар эвес.

Перевод-одной стрелы (патрона) не жалко, отуген тайга не сдаст.

 

 

 

 

 

А где располагается Отуген-тайга

Тожу, это район находится на севере восточной стороны Тувы.

 

напоминает легендарную ӨТҮКӘН ЙЫШ из Орхонских памятников-Отюкенская чернь

 

Интересная поговорка Тувинцев тоджинцев; Чангыс ок  харам эвес, отуген тайга ыытаар эвес.

Перевод-одной стрелы (патрона) не жалко, отуген тайга не сдаст.

 

"харам"-арабизм,откуда это у тувинцев? :blink:

 

Амыр-Менди! Слово харам скорей всего архаичное тюркское, потому что на Тувинском все запретное что интересно начинается с буквы х, хору-запрещай, хоруг-запретное место, хорум-каменное нагромождение, у нас запрещено по хорумам ходить, считается это могилы древние, хоран-яд, хораан-запретил и т.д. По моему мнению харам в древнем объяснении скорей всего называли человека который запрещал что-то трогать, брать, и позже скорей всего начали сравнивать жадным человеком. Также можно слово гарэм-харэм интерпретировать как запретная часть дома, где находились жены султана, если хар-хор запрет, а слово архаичное эм скорей всего что-то женское, у нас эмиг- женская грудь, а у монгол эмигтей-женщина. Такое мнение! 

 

 

Не думаю что арабский "харам" и тувинский как-то связаны, абсолютно разные по смыслу слова, схожесть звучания просто случайна.

 

Амыр! Думаю всегда легче отрицать, чем понять. Придется вам мой земляк, найти на арабском языке этимологию слова харам, чтобы убедить меня что это слово арабское, а не тюркское.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

Не думаю что арабский "харам" и тувинский как-то связаны, абсолютно разные по смыслу слова, схожесть звучания просто случайна.

 

Амыр! Думаю всегда легче отрицать, чем понять. Придется вам мой земляк, найти на арабском языке найти этимологию слова харам чтобы убедить меня что это слово арабское, а не тюркское.

 

 

Амыр-ла!

Арабское слово «харам» (араб. حرام‎‎) может быть переведено как «запретный», «священный». Родственными словами в других языках семитской семьи являются еврейское слово херем, означающее «исключение, позор», и эфиопское `irm, означающее «проклятый». Из этого отрывка википедии ясно, что на тувинском языке это слово переводится как — "хоруглуг", "ыдыктыг".

Тувинское слово "харам" переводится на русский — "жадный", "скупой"; на арабский — "бахиль"/"бахиля" (ﺒﺨﻴﻝ/ﺒﺨﻴﻠﺔ), "таммаэ"/"таммаэа" (ﻂﻤﺎﻉ/ﻂﻤﺎﻋﺔ).

Сходство написания этих слов в совершенно постороннем для обоих языков языке, коим является русский язык, ничего означать не может, из чего я и сделал вывод что совпадение звучания обоих слов просто случайность.

 

PS: только заметил, мы не только земляки, но и из одного рода.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Не думаю что арабский "харам" и тувинский как-то связаны, абсолютно разные по смыслу слова, схожесть звучания просто случайна.

 

 

 

"Харам" в тувинском - это просто монгольское слово, т.е. заимствование.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

Не думаю что арабский "харам" и тувинский как-то связаны, абсолютно разные по смыслу слова, схожесть звучания просто случайна.

 

 

 

"Харам" в тувинском - это просто монгольское слово, т.е. заимствование.

 

 От монгольского "харамча"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я исхожу из того, что достаточное количество тюркизмов почему-то принято считать арабизмами (примеры приводил ранее, навскидку: аза - поминки, мал - скот, сагат - часы, отан - отечество, шарт - соглашение, алмаз - очень твердый, назара - наблюдать, такъя - тюбетейка, султан - навершие из перьев на головном уборе, аман - живой и невредимый, нур - лучи, сана - сознание, аким - правитель, имена Хусаин, Хайрат, Хасим, Серик и т.д. и т.п.).

 

Поэтому я предполагаю, что арабское "харам" относится к этой же группе древних заимствований из тюркского.

 

Первоосновой могла быть лексема "qara" со значениями (примеры из ДТС): 1) черный (о цвете); 2 темный, лишенный света, погруженный во мрак, тьма, мрак; 3) пер. злосчастный, злополучный, горестный, безрадостный, лихой, тяжелый, изнурительный; 4) пер. плохой, скверный, дурное; 5) грязь.

 

Пример из эпитафии мудрому Тоньюкуку (Тюркский каганат, 6-7 вв.):

 

f26418e182dd.jpg

 

В казахском языке она существует в форме "арам" со значениями: 1) нечистый, поганый; 2) нечестный, подлый, гнусный (о человеке). Или в формах "арамы", "арамза".

 

А теперь давайте сравним арабское "харам" حرام‎ обозначающим в исламе все запретное, т.е. плохое, дурное.

 

И самое важное обстоятельство, что термин присутствует даже в тюркских языках, носители которых не исповедуют ислама, а также присутствует в лексике монголоязычных народов.  

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я исхожу из того, что достаточное количество тюркизмов почему-то принято считать арабизмами (примеры приводил ранее, навскидку: аза - поминки, мал - скот, сагат - часы, отан - отечество, шарт - соглашение, алмаз - очень твердый, назара - наблюдать, такъя - тюбетейка, султан - навершие из перьев на головном уборе, аман - живой и невредимый, нур - лучи, сана - сознание, аким - правитель, имена Хусаин, Хайрат, Хасим, Серик и т.д. и т.п.).

 

Поэтому я предполагаю, что арабское "харам" относится к этой же группе древних заимствований из тюркского.

 

Первоосновой могла быть лексема "qara" со значениями (примеры из ДТС): 1) черный (о цвете); 2 темный, лишенный света, погруженный во мрак, тьма, мрак; 3) пер. злосчастный, злополучный, горестный, безрадостный, лихой, тяжелый, изнурительный; 4) пер. плохой, скверный, дурное; 5) грязь.

 

Пример из эпитафии мудрому Тоньюкуку (Тюркский каганат, 6-7 вв.):

 

f26418e182dd.jpg

 

В казахском языке она существует в форме "арам" со значениями: 1) нечистый, поганый; 2) нечестный, подлый, гнусный (о человеке). Или в формах "арамы", "арамза".

 

А теперь давайте сравним арабское "харам" حرام‎ обозначающим в исламе все запретное, т.е. плохое, дурное.

 

И самое важное обстоятельство, что термин присутствует даже в тюркских языках, носители которых не исповедуют ислама, а также присутствует в лексике монголоязычных народов.  

 

Амыр-ла!

Арабское "харам" обозначает запретное, необязательно плохое или дурное. Запретным может быть и священный объект, например, священная для всех мусульман мечеть аль-харам, вход в которую запрещен для немусульман.

При желании можно притянуть и слово qaram — ров (стр. 424, ДТС), тоже ведь препятствие.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.youtube.com/watch?v=Q0pz0sTpo8o&list=WL&index=13

 

С 4.50 тувинский ученый рассказывает о кыргызах..Кстати сам он тоже из рода кыргыз и говорит,что представители этого рода очень много в Тыве..Центр и северо-восток Тывы..

P.S. Кстати,герб очень напоминает наш национальный флаг.. :):qyrgyz_new::kg2:

  • Одобряю 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Я исхожу из того, что достаточное количество тюркизмов почему-то принято считать арабизмами (примеры приводил ранее, навскидку: аза - поминки, мал - скот, сагат - часы, отан - отечество, шарт - соглашение, алмаз - очень твердый, назара - наблюдать, такъя - тюбетейка, султан - навершие из перьев на головном уборе, аман - живой и невредимый, нур - лучи, сана - сознание, аким - правитель, имена Хусаин, Хайрат, Хасим, Серик и т.д. и т.п.).

 

Поэтому я предполагаю, что арабское "харам" относится к этой же группе древних заимствований из тюркского.

 

Первоосновой могла быть лексема "qara" со значениями (примеры из ДТС): 1) черный (о цвете); 2 темный, лишенный света, погруженный во мрак, тьма, мрак; 3) пер. злосчастный, злополучный, горестный, безрадостный, лихой, тяжелый, изнурительный; 4) пер. плохой, скверный, дурное; 5) грязь.

 

Пример из эпитафии мудрому Тоньюкуку (Тюркский каганат, 6-7 вв.):

 

f26418e182dd.jpg

 

В казахском языке она существует в форме "арам" со значениями: 1) нечистый, поганый; 2) нечестный, подлый, гнусный (о человеке). Или в формах "арамы", "арамза".

 

А теперь давайте сравним арабское "харам" حرام‎ обозначающим в исламе все запретное, т.е. плохое, дурное.

 

И самое важное обстоятельство, что термин присутствует даже в тюркских языках, носители которых не исповедуют ислама, а также присутствует в лексике монголоязычных народов.  

 

Амыр-ла!

Арабское "харам" обозначает запретное, необязательно плохое или дурное. Запретным может быть и священный объект, например, священная для всех мусульман мечеть аль-харам, вход в которую запрещен для немусульман.

При желании можно притянуть и слово qaram — ров (стр. 424, ДТС), тоже ведь препятствие.

 

 

Амыр-ла! Тогда откуда термин в языках, не знакомых с исламом? И почему он присутствует только в тюрко-монгольских языках?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...