Перейти к содержанию
Гость Alp-Tas

Узбеки

Рекомендуемые сообщения

. Узбеки:

1) Кытай-кыпчаки. Они живут в долине Среднего Зерафшана между Самаркандом и Катырчи, и к северу до Чилека. […] Насчет кыпчаков надо заметить, что они также составляют большую часть населения Коканского ханства. Там они ведут кочевую жизнь, но есть там и оседлые кыпчаки в городах. Коканские кыпчаки вообще считаются узбеками. Остатки этого когда-то могущественного племени рассеяны по всему пространству между тюрками. […] В Зерафшанской долине кыпчаки живут главным образом около Янгы-Кургана, между Самаркандом и Катты-Курганом, который называется поэтому также Кыпчак-Янгы-Курган. Оба отдела, кыпчаки и кытай, так слились, что считаются за одно племя, и на вопрос о роде получаешь всегда ответ: «Кытай-кыпчакмын», т. е. «я из кытай-кыпчаков».

2) Кырк-мынан-юс («кырки с юсами») живут на большом пространстве между Ходжентом, Ура-Тепе, Замином, Джизаком, укреплением Янгы-Курган и к югу до города Пенджикента. От Ходжента до Ура-Тепе и Замина живет племя юс, равно и у самого Пенджикента, между тем как около Джизака и Янгы-Кургана живут кырки. Кырки и юсы называются и общим названием марка. […]

3) Канглы. Маленькое племя, живущее вблизи Джизака.

4) Найман. Это племя живет к югу от Катты-Кургана в селениях Улус, Сипке и т. д. и в городе Джам. […]

5) Минг. Довольно значительное племя, живущее к юго-западу от города Самарканда до Алтабинских гор. В Кара-Тепе и Ургуте, как говорят, тоже обитают части этого племени. В Коканде, говорят, племя минг очень распространено, и коканский хан сам из этого племени.

6) Кенегес. Большое племя кенегесов образует главное население Шехрисебса. Это очень распространенное племя, особенно в Хивинском ханстве. […]

7) Мангыт. Племя мангыт составляет главное население города Карши и его окрестностей. Эмир бухарский сам из племени мангыт.

8) Месит, ябы, тама, называемые обыкновенно общим именем уч-ру («три рода»). Живут в Зиаддинском бекстве до города Кошкауз.

9) Сарай. Живут к западу от Кошкауза до города Ханчарвагы.

10) Буркут. Живут от Кермине до Мелике.

11) Аллат. Живут от Кара-Келя до Бухары и до Шардже.

12) Бехрин. Маленькое племя вблизи Пейшамби, к северу от Катты-Кургана.

13) Баташ. На разных местах перемешано с другими племенами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 01.12.2017 в 08:33, Shymkent сказал:

в шыме , говорил что предки с кокандцами пришли , подрод незнает 

Только не говорите, что в шымкенте в местечке турбаза(турбат) живет)) 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Yagli Canac сказал:

Только не говорите, что в шымкенте в местечке турбаза живет)) 

он в Корею , на заработки уехал , летом

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 01.12.2017 в 07:50, asan-kaygy сказал:

Уважаемые друзья, срочно нужны представители ферганских, зарафшанских и хорезмских узбек-кыпчаков, если есть такие знакомые, просьба написать мне.

ДЛя ген анализа? современное поколение не знает родословное свое если что.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Shymkent сказал:

1) Аллат. Живут от Кара-Келя до Бухары и до Шардже.

это откудо вы взяли источник? Именно про аллатов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 26.12.2017 в 21:59, Yagli Canac сказал:

ДЛя ген анализа? современное поколение не знает родословное свое если что.

Да для анализа, родословие важно но даже если его нет, но есть четкая ассоциация с кыпчаками то это отлично

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Корни узбекского гостеприимства:ozbek:

15 minutes ago, Ашина Шэни said:

СОГДИЙСКОЕ ГОСТЕПРИИМСТВО И ПРОИСХОЖДЕНИЕ КАРАВАН-САРАЯ

“Интересно то, что мусульманский институт караван-сарая кажется имеет восточно-иранское, а точнее согдийское, происхождение. Ибн Хаукаль посвящает длинный пассаж тому, как принимают путешественников в этом регионе:

«Во всем Мавераннахр из тех, кто свободно имеет владение или ферму, не существует никого, кто бы не соблюдал днем и ночью эту традицию. Воистину это предмет соперничества между ними, то, что приводит к растрате богатств и упадку имений, тогда как обычно люди собирают у себя всего больше, чем у других, выставляют на показ свое имущество и из сил выбиваются, чтобы накопить богатства. 

Я сам заметил в Согде остатки обители, где открытый вход был прикрыт постами, и показалось мне очевидным, что вход этот не закрывался в течение сотни лет и даже больше и что любой проходивший через него мог остановиться там: получалось иногда так, что обитель занимали неожиданно, при том, что ничто там не приготовлено, сотня, двуме сотни человек, и даже с животными и слугами; они находили там корм для своих животных, еду для себя и средства для сна в количестве, достаточном для того, чтобы не использовать их собственные одеяла. [...] 

Добавим, что большая часть богатых людей в землях ислама используют свои богатства лишь для личных развлечений. [...] Напротив, мы видим, что жители Мавераннахра отдают свои богатства, чтобы возводить гостиницы (ribātāt), чинить дороги, формировать вакфы (религиозные фонды), чтобы вести священную войну, заниматься благотворительностью, и строить каменные мосты. Редки там те легкомысленные люди, что не обременяют себя этим. Нет там ни одного места сбора, ни одного часто посещаемого источника, ни одной населенной деревни, где не было бы множества гостиниц, величины более, чем достаточной, для прибывающих туда путешественников».

Это точное описание той самой идет караван-сарая, идеи, присущей особой этике Трансоксианы и, таким образом, воистину присущей до-исламской согдийской культуре”.

[De la Vaissière, Étienne. Histoire des marchands sogdiens - Paris, 2002 - p.187-188]

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 6/15/2017 at 4:37 PM, кылышбай said:

 

Вопрос к вам как к знатоку Узбекистана. Иногда вижу разных узбеков, одних от казахов не отличить, другие явные европеоиды. 
Кого в Узбекистане больше? "кочевых узбеков" монголоидов или "оседлых таджиков"? Есть ли какие-то распределения ролей в обществе у этих групп? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 23.01.2018 в 01:48 Kenan написал:

Вопрос к вам как к знатоку Узбекистана. Иногда вижу разных узбеков, одних от казахов не отличить, другие явные европеоиды. 
Кого в Узбекистане больше? "кочевых узбеков" монголоидов или "оседлых таджиков"? Есть ли какие-то распределения ролей в обществе у этих групп? 

я до 8 класса жил в РУ. из своего аула даже в пределах района особо не выезжал. также долго жил в г. Чирчик. в Ташкенте был 2 раза и то в музеях) живя там уже увлекался историей но особенно интересовался именно историей кочевников, историей Казахстана (благо в каз. школах все учебники были казахстанские и проблем с доступом к каз. инф. нет). соответственно все мое мнение о узбеках как этносе сложились на бытовом уровне. более того, об их этногенезе я больше узнал уже после переезда в РК, особенно после регистрации на этом замечательном форуме.

что видел: узбеков всегда с пренебрежением называли сарт. они наз с пренебрежением козок. особой любви между народами не было, но и межнац. напряженностей тоже нет - все таки не одно столетие там живем бок о бок, одна вера, похожие языки (но вот не скажешь сходу что одной крови). узбеки живут в благоустроенных домах (строители они хорошие), с уютными дворами, с хор. огородами, с арыками, развита межсоседск. кооперация. у них она называется махалля. казахи в основном в менее благоустроенных домах (в смысле не такие красивые и уютные дома, дворы. сужу по своему району, может где и казахи более "культурные"), с менее развитой огородной культурой (у нас в ауле еще до недавнего времени в принципе не знали о помидорах и др., держали в основном в подворьях скотину и сажали клевер). это все не говорит о том, что казахи отсталые. просто исторически мы пришли к этому позже и пришлось у них перенимать тогда как у узбеков это уже столетиями. соответственно есть разница в менталитете. думаю вы знаете в чем ключевые моменты этих различий. даже с учетом того что тамошние казахи иногда крали невест у местных все же различия во внешности в среднем по популяция конечно есть. лично я например не всегда мог различить даже таджиков и узбеков и всегда считал их родств. народами (чуть позже узнал о различиях в языке и происхождении). в посл. годы моего проживания там была волна переселенцев из Фергансокй долины. внешне не сказать что сильно отличались от ташк. узбеков, но небольш. различия в говоре были. слышал про кураминцев, кот. якобы внешне очень похожи на казахов. также по ящику часто показывали хорезмских и кашкадарьинских, сурхондарьинских узбеков. а те уже другие: говор, внешность, одежда, песни. у хор. запомнил шапки как у туркмен и каракалпаков и язык другой, похож на туркменский. а вот сурх., узбеки внеше более монголоидные, в речи много слов, похожих на казахские слова. брат кстати недавно рассказывал что к ним на работу перевели оттуда нескольких. говорит очень похожи на казахов и язык немного другой, тоже похож на казахский. наши, ташкентские узбеки, это типичные узбеки, кот. исторически с дештикыпчакскими связаны мало.

что узнал: уже тут, немного изучив историю РУ, пришел к обобщ. выводу что узбеки - нация сложносоставная в плане того, что в их этногенезе приняли участие разл. группы безусловно культ., по языку и исторически близких между собой "групп", проживавших на огромной территории от Хорезма до Ферганы и от Туркестана до Афганистана, отсюда и такие различия. то, что узбеки похожи на таджиков, носят тюбетейки, окают, культурно типичные оседлые иранцы - это все стереотип. конечно, описаный портрет это больш. совр. узбеков, но дештикыпчакские и хорезмские узбеки до сих пор сохраняют свою самобытность.

что касается совр. "ролей": в принципе такого сильного разделения внутри совр. узбеков нет. да, есть кунграты в Байсуне и локайцы в Таджикистане, есть хорезмские узбеки, кот. сохранили самобытность. но в целом, процесс сложения единой совр. узб. нации, где даштикыпчакцы сыграют не первые роли, имхо уже неизбежен. это частично политика и мое суб. мнение

кстати, совр. узб. язык сложен на основе ферг. и ташк. диалектов. это тоже показательно

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

56 minutes ago, кылышбай said:

я до 8 класса жил в РУ. из своего аула даже в пределах района особо не выезжал. также долго жил в г. Чирчик. в Ташкенте был 2 раза и то в музеях) живя там уже увлекался историей но особенно интересовался именно историей кочевников, историей Казахстана (благо в каз. школах все учебники были казахстанские и проблем с доступом к каз. инф. нет). соответственно все мое мнение о узбеках как этносе сложились на бытовом уровне. более того, об их этногенезе я больше узнал уже после переезда в РК, особенно после регистрации на этом замечательном форуме.

что видел: узбеков всегда с пренебрежением называли сарт. они наз с пренебрежением козок. особой любви между народами не было, но и межнац. напряженностей тоже нет - все таки не одно столетие там живем бок о бок, одна вера, похожие языки (но вот не скажешь сходу что одной крови). узбеки живут в благоустроенных домах (строители они хорошие), с уютными дворами, с хор. огородами, с арыками, развита межсоседск. кооперация. у них она называется махалля. казахи в основном в менее благоустроенных домах (в смысле не такие красивые и уютные дома, дворы. сужу по своему району, может где и казахи более "культурные"), с менее развитой огородной культурой (у нас в ауле еще до недавнего времени в принципе не знали о помидорах и др., держали в основном в подворьях скотину и сажали клевер). это все не говорит о том, что казахи отсталые. просто исторически мы пришли к этому позже и пришлось у них перенимать тогда как у узбеков это уже столетиями. соответственно есть разница в менталитете. думаю вы знаете в чем ключевые моменты этих различий. даже с учетом того что тамошние казахи иногда крали невест у местных все же различия во внешности в среднем по популяция конечно есть. лично я например не всегда мог различить даже таджиков и узбеков и всегда считал их родств. народами (чуть позже узнал о различиях в языке и происхождении). в посл. годы моего проживания там была волна переселенцев из Фергансокй долины. внешне не сказать что сильно отличались от ташк. узбеков, но небольш. различия в говоре были. слышал про кураминцев, кот. якобы внешне очень похожи на казахов. также по ящику часто показывали хорезмских и кашкадарьинских, сурхондарьинских узбеков. а те уже другие: говор, внешность, одежда, песни. у хор. запомнил шапки как у туркмен и каракалпаков и язык другой, похож на туркменский. а вот сурх., узбеки внеше более монголоидные, в речи много слов, похожих на казахские слова. брат кстати недавно рассказывал что к ним на работу перевели оттуда нескольких. говорит очень похожи на казахов и язык немного другой, тоже похож на казахский. наши, ташкентские узбеки, это типичные узбеки, кот. исторически с дештикыпчакскими связаны мало.

что узнал: уже тут, немного изучив историю РУ, пришел к обобщ. выводу что узбеки - нация сложносоставная в плане того, что в их этногенезе приняли участие разл. группы безусловно культ., по языку и исторически близких между собой "групп", проживавших на огромной территории от Хорезма до Ферганы и от Туркестана до Афганистана, отсюда и такие различия. то, что узбеки похожи на таджиков, носят тюбетейки, окают, культурно типичные оседлые иранцы - это все стереотип. конечно, описаный портрет это больш. совр. узбеков, но дештикыпчакские и хорезмские узбеки до сих пор сохраняют свою самобытность.

что касается совр. "ролей": в принципе такого сильного разделения внутри совр. узбеков нет. да, есть кунграты в Байсуне и локайцы в Таджикистане, есть хорезмские узбеки, кот. сохранили самобытность. но в целом, процесс сложения единой совр. узб. нации, где даштикыпчакцы сыграют не первые роли, имхо уже неизбежен. это частично политика и мое суб. мнение

кстати, совр. узб. язык сложен на основе ферг. и ташк. диалектов. это тоже показательно

Спасибо, очень интересно. 

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 часов назад кылышбай написал:

я до 8 класса жил в РУ. из своего аула даже в пределах района особо не выезжал. также долго жил в г. Чирчик. в Ташкенте был 2 раза и то в музеях) живя там уже увлекался историей но особенно интересовался именно историей кочевников, историей Казахстана (благо в каз. школах все учебники были казахстанские и проблем с доступом к каз. инф. нет). соответственно все мое мнение о узбеках как этносе сложились на бытовом уровне. более того, об их этногенезе я больше узнал уже после переезда в РК, особенно после регистрации на этом замечательном форуме.

что видел: узбеков всегда с пренебрежением называли сарт. они наз с пренебрежением козок. особой любви между народами не было, но и межнац. напряженностей тоже нет - все таки не одно столетие там живем бок о бок, одна вера, похожие языки (но вот не скажешь сходу что одной крови). узбеки живут в благоустроенных домах (строители они хорошие), с уютными дворами, с хор. огородами, с арыками, развита межсоседск. кооперация. у них она называется махалля. казахи в основном в менее благоустроенных домах (в смысле не такие красивые и уютные дома, дворы. сужу по своему району, может где и казахи более "культурные"), с менее развитой огородной культурой (у нас в ауле еще до недавнего времени в принципе не знали о помидорах и др., держали в основном в подворьях скотину и сажали клевер). это все не говорит о том, что казахи отсталые. просто исторически мы пришли к этому позже и пришлось у них перенимать тогда как у узбеков это уже столетиями. соответственно есть разница в менталитете. думаю вы знаете в чем ключевые моменты этих различий. даже с учетом того что тамошние казахи иногда крали невест у местных все же различия во внешности в среднем по популяция конечно есть. лично я например не всегда мог различить даже таджиков и узбеков и всегда считал их родств. народами (чуть позже узнал о различиях в языке и происхождении). в посл. годы моего проживания там была волна переселенцев из Фергансокй долины. внешне не сказать что сильно отличались от ташк. узбеков, но небольш. различия в говоре были. слышал про кураминцев, кот. якобы внешне очень похожи на казахов. также по ящику часто показывали хорезмских и кашкадарьинских, сурхондарьинских узбеков. а те уже другие: говор, внешность, одежда, песни. у хор. запомнил шапки как у туркмен и каракалпаков и язык другой, похож на туркменский. а вот сурх., узбеки внеше более монголоидные, в речи много слов, похожих на казахские слова. брат кстати недавно рассказывал что к ним на работу перевели оттуда нескольких. говорит очень похожи на казахов и язык немного другой, тоже похож на казахский. наши, ташкентские узбеки, это типичные узбеки, кот. исторически с дештикыпчакскими связаны мало.

что узнал: уже тут, немного изучив историю РУ, пришел к обобщ. выводу что узбеки - нация сложносоставная в плане того, что в их этногенезе приняли участие разл. группы безусловно культ., по языку и исторически близких между собой "групп", проживавших на огромной территории от Хорезма до Ферганы и от Туркестана до Афганистана, отсюда и такие различия. то, что узбеки похожи на таджиков, носят тюбетейки, окают, культурно типичные оседлые иранцы - это все стереотип. конечно, описаный портрет это больш. совр. узбеков, но дештикыпчакские и хорезмские узбеки до сих пор сохраняют свою самобытность.

что касается совр. "ролей": в принципе такого сильного разделения внутри совр. узбеков нет. да, есть кунграты в Байсуне и локайцы в Таджикистане, есть хорезмские узбеки, кот. сохранили самобытность. но в целом, процесс сложения единой совр. узб. нации, где даштикыпчакцы сыграют не первые роли, имхо уже неизбежен. это частично политика и мое суб. мнение

кстати, совр. узб. язык сложен на основе ферг. и ташк. диалектов. это тоже показательно

Рахмет за пост

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ташкент и таш. область не самый показательный культурой богатый регион. По сравнению с долиной полной 0. хотя это может кому то не понравиться. 
Я вот всегда думал откуда корни ьерут тащкентский диалект "Воти", почему то всегда проводил паралель с казахским келижатыр/келиватыр, а по ташкентский келвоти, или кыргызский гелватат.
самое обидное , что казахи про узбеков судят по шымкенту, ташкенту и таш.области, а кыргызы по ошу и андиджану.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

51 минуту назад Yagli Canac написал:

1. Ташкент и таш. область не самый показательный культурой богатый регион. По сравнению с долиной полной 0. хотя это может кому то не понравиться. 
2. Я вот всегда думал откуда корни ьерут тащкентский диалект "Воти", почему то всегда проводил паралель с казахским келижатыр/келиватыр, а по ташкентский келвоти, или кыргызский гелватат.
3. самое обидное , что казахи про узбеков судят по шымкенту, ташкенту и таш.области, а кыргызы по ошу и андиджану.

1. Ташкент лишь после присоединения к России стал центром края. до этого он и по отношению к Коканду был периферией. 

2. а я всегда считал наш келыватыр узбекизмом

3. как и тамошние узбеки скорее всего судят о кыргызах и казахах по соседним. ксати, насколько я знаю, именно диалект сайрамских, турестанских узбеков наиболее близок к ферганскому и соответственно к совр. литературному

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад Jagalbay написал:

Во всех четырех списках указан род  - таргыл.

Что-то известно о этом роде?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 28.02.2018 в 15:27 Alikhan написал:

Во всех четырех списках указан род  - таргыл.

Таргыл - интересное название, кто знает смысл?
у нас по крайне мере была корова называли Таргыл мол. я так понимаю из-за особенности цвета, оно полосатое-тигровое только буро-черных оттенков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 03.03.2018 в 20:04 Yagli Canac написал:

Таргыл - интересное название, кто знает смысл?
у нас по крайне мере была корова называли Таргыл мол. я так понимаю из-за особенности цвета, оно полосатое-тигровое только буро-черных оттенков.

с монгольского - толстый, жирный.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 03.03.2018 в 23:04 Yagli Canac написал:

Таргыл - интересное название, кто знает смысл?
у нас по крайне мере была корова называли Таргыл мол. я так понимаю из-за особенности цвета, оно полосатое-тигровое только буро-черных оттенков.

с казахского - рябой

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Цитата

таргыл

1. красный с чёрными полосами; полосатый (масть коровы, быка, зверей кошачьей породы);
2. название травянистого растения; чачын таргыл ала кылып таштаптыр - он ему окорнал волосы (где сбрил, где недобрил, где оставил).

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

54 минуты назад Bas1 написал:

Таргитай- Таргутай. Рябой скорее всего. Вряд ли назвали бы толстяком.

имеешь в виду Кирилтуха? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 минут назад Bas1 написал:

Скифского родоначальника

ок

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...