Перейти к содержанию
Стас

Монголия после свержения Юань в Китае

Рекомендуемые сообщения

  • Модераторы

В большинстве работ по истории Великого Монгольского Улуса и сопредельных территорий в качестве начала экспансии объединенных Чингисханом монгольских племен называется поход в Южную Сибирь (на "Лесные народы") Джучи с войском Правого крыла в 1207 году. Основание - упоминание в "Сокровенном сказании" года Толай (Зайца). Поскольку нынешний китайский год почти совпадает с григорианским, то приняли за основу продолжительность 1207 г. по этому календарю.

Однако, приведение монгольского календаря в соответствии с китайским состоялось только в 1267 г. по инициативе известного "низкопоклонника перед китайской культурой" Хубилай-каана. "СС" - памятник 1240 г. - таким образом, все даты в нем даны по традиционному монгольскому календарю, который начинал новый год в сентябре.

Следовательно, год Толай продолжался с сентября 1206 по август 1207 г. Это подтверждается и сведениями Рашид-ад-дина, который приводит схожие даты по Хиджре (август 1206 - июль 1207 г.). Известно, что в 1207 году Чингисхан воевал с тангутами, неразумно отвелекать 150 тыс. человек на другом фланге одновременно. Ранней весной 1207 года начинать поход против ойратов, кыргызов и других (даже туматы - кыштымы кыргызов позже так врезали моноголам) на отощавших лошадях, при распутице в тайге и еще замерзших перевалах в Саянах - для моноголов 13 века, конечно, задача по плечу, но очень сложная.

Я полагаю, что поход состоялся осенью 1206 года, т.е. спустя всего полгода после курултая, на котором де-юре земли Лесных народов были включены в специальную тьму.

Если быть последовательным, то многие другие даты следует переправить на полгода или даже больше. Рад буду услышать мнения участников форума.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поскольку нынешний китайский год почти совпадает с григорианским, то приняли за основу продолжительность 1207 г. по этому календарю.

Не совсем понял вашу фразу, пожалуйста уточните.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Григорианский год - с 1 января по 31 декабря.

Год по китайскому лунно-солнечному календарю - начало с конца января по середину февраля (вычисляется по лунным фазам после зимнего солнцестояния). Продолжительность "годов" не совпадает.

Поэтому из-за близости (относительной) периодов европейского и китайского года разницу обычно нивелируют. Но в случае монгольской датировки до 1267 г (реформа календаря) следует принимать традиционное начало монгольского года с сентября. Сейчас монгольские народы ассоциируют "Цаган сар" (белый месяц) со снежным покровом, однако раньше связываля с осенним изобилием молочных продуктов.

Кстати, применение традиционной монгольской периодизации, придает подлинность СС монголов, как аутентичному монгольскому памятнику.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я не уверен, что лунный год у монголов начинался когда либо в сентябре, даже и в 13 веке. Я также не уверен, что когда либо Цагаан сар отмечался в сентябре. пожалуйста, уточнения и первоисточники.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Монгольский лунный календаръ и по сей день не совпадает с китайским. Например, Новый год в монгольских народах отмечается примерно на месяц позже китайского-корейского-въетнамского. Эти различия в календаре проявляются не всегда, но достаточно много раз.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Посмотрите "Календарные празники у народов Центральной и Восточной Азии. Новый год" (так, по моему), издание Института этнографии середины 80-х гг.

Помните в СС Чингисхан назначил одного аксакала следить за календарем и обрядами?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Несколько цитат:

Мухамбетова А. И.

ТЕНГРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ КАК ОСНОВА КОЧЕВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ КАЗАХОВ

в ХХ веке у калмыков Новый год “начинается с месяца барса и соответствует обычно концу ноября европейского календаря” (Хара-Даван Э.). То есть Новый год у калмыков так же, как и в древности у тюрков, приходится на осенний период, что наводит на мысль, что весенний Новый год у казахов мог возникнуть не в результате прецессионного смещения дат, а был когда-то перенесён, как, например, у монголов. Известно, что в средние века, когда у монголов Новый год приходился на день осеннего равноденствия, “Хубилай, внук Чингисхана, став правителем покорённых монголами провинций Китая … в 1267 г. перенёс начало Нового года на первое весеннее новолуние”.

Новосибирская областная общественная организация "Голос". 16 марта 2001 года

Праздник носит название ЦАГААН САР и празднуется в течение месяца. На территории России его отмечают в Республике Бурятия. До 1206 года Цагаан Сар отмечался монголами в день осеннего равноденствия и являлся праздником молочных продуктов, именно поэтому он получил свое название.

С 1206 года, со времени, когда Чингисханом было создано единое государство, праздник стал отмечаться в первый весенний день. Это подходит к местным условиям Монголии, а китайские и тибетские летописи указывают на то, что этот месяц и является Новым годом по монгольскому календарю.

http://golos.cn.ru/20010316/0316-19.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не сомневаясь в ваших источниках, все же я слышал о несколько другой версии. Сейчас времени нет, я подготовлю ее через пару дней.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я не уверен, что лунный год у монголов начинался когда либо в сентябре, даже и в 13 веке. Я также не уверен, что когда либо Цагаан сар отмечался в сентябре. пожалуйста, уточнения и первоисточники.

Toje govoryat i u nas v Buryatii chto prazdnik Sagan Hara(tsagan tsar) otmechali v poru osennego izobiliya:

Автор Оюуна ЦЭДАШИЕВА

Газета Аргументы и Факты в Бурятии

Тема Праздник

- Обсуждение -

--------------------------------------------------------------------------------

Более 10 лет назад Сагаалган стал официальным праздником Бурятии. Сегодня своими размышлениями о Сагаалгане, теплыми воспоминаниями о встрече Нового года в далеком детстве делится Дулма Дарижапова, кандидат педагогических наук, доцент ВСГАКИ, автор более 200 трудов. И еще - мама, бабушка и прабабушка большой и дружной семьи. Она родилась в Агинской степи, в Судунтуе, в 1924 году. Ее родители привили дочери уважение и любовь к истории и культуре бурятского народа, которую Дулма Дарижаповна пронесла через всю жизнь и с радостью делится ею и поныне. В том числе и сегодня - с читателями «АиФ в Бурятии».

- Можно сказать, что сейчас складывается современная традиция празднования Сагаалгана. Например, многие считают обязательным съездить на обряд Дугжууба, во время которого на дорогах к дацанам можно даже автомобильные заторы наблюдать. Люди верят, что в ритуальном костре они оставят грехи и болезни. Хочется узнать по этому поводу ваше мнение.

- Отрадно, что люди стараются хотя бы в малой части придерживаться правил встречи Сагаалгана, стараются съездить в дацан, чтобы выполнить обряды, очиститься от грехов. Было бы совсем замечательно, если бы каждый верующий уловил глубинное значение того, что делается в эти дни по предписанным нормам. Cобираясь ехать в дацан на Дугжуубу, надо осмыслить цель своей поездки, ведь она состоит не в том, чтобы просто бросить в костер мешочек с проблемами и успокоиться. Кстати, я не помню, чтобы в моем детстве предпраздничный обряд сопровождался сжиганием грязных тряпок, кусочков теста, как это делается сейчас, да еще и при большом скоплении народа. Раньше считалось грешным сжигать в огне такие вещи. Хотелось бы, чтобы люди осознали, что этот обряд призывает нас подвести моральный итог своих деяний за год и пробудить желание измениться в лучшую сторону. Глядишь, постепенно что-то начнет меняться в отношениях между людьми. В старину Сагаалган праздновали осенью, в пору изобилия. Кочевник получал возможность на время забыть о делах насущных, помолиться богам, сходить в гости, послушать неторопливые речи стариков, порадовать детей. В течение месяца, что длился праздник, человек получал, так сказать, заряд позитива на весь предстоящий год, предавался размышлениям и философствованию. Сегодня Сагаалган - очень хороший повод помириться с теми, с кем повздорил, сходить в гости к тем, кто тебя уже устал ждать, в общем, одарить близких своим вниманием и любовью.

В особенности первые пятнадцать дней надо стараться прожить по-божески, поведение в этот период имеет последствия в течение не только наступающего года, но и всей жизни. Мои родители с детства учили нас молиться не только за себя и родственников, но переживать и за все человечество, все живое на Земле. Согласно этим молитвам, в первые дни Сагаалгана приверженцы книжных буддийских законов постились, мы же не ели мяса только накануне первого новогоднего дня.

- А чем для вас, маленькой девочки в те далекие времена, был праздник Белого месяца?

- Конечно, для нас Сагаалган прежде всего был порой сытости и радости, временем благодушия взрослых. Помимо этого, помнится еще и ощущение большой торжественности его встречи. Всей семьей начинали готовиться к празднику дней за десять, самым тщательным образом убиралась вся прилегающая к юрте территория, начиная от коновязи и заканчивая алтарем. все должно было сверкать чистотой. Помню, как мама нас, малышню, ранним холодным утром укрывала теплым одеялом с головой. Повелев не высовываться, она открывала дверь в юрте и начинала выбивать пыль из войлока - со стен, с потолка. В последние дни перед Сагаалганом готовилось угощение из лучших продуктов, прибереженных заранее, и мы, дети, только и ждали того часа, когда взрослые со словами «Боги уже отведали наше угощение» брали лучшие лакомства с алтаря и давали нам. Второй и третий дни нового года считались детскими, и хотонные детишки, тепло одетые, на саночках, в сопровождении собак, с шумом и гамом «объезжали» всех соседей. Для нас это были еще и очень ответственные дни, потому что предстояли серьезные испытания на знание родословной, которую каждый ребенок должен был отчеканить перед взрослыми в любое время, чтобы получить заслуженное угощение. Очень хорошо я ощущала и мистическую сторону Сагаалгана, когда мой отец в первые дни праздника, взяв детей, ходил на семейное обоо и зажигал там зула для предков, поднимал хии морин или когда в первое новогоднее утро боялась проспать рассвет, веря, что иначе богиня Лхамо примет меня за усопшую.

- А какой была судьба Сагаалгана во времена официального атеизма?

- Конечно, тогда в Белый месяц массовые гуляния не устраивались. Но как народная память могла забыть праздник, наиболее почитаемый всеми бурят-монголами со времен хана Хубилая? Люди в селах продолжали потихоньку ходить друг к другу в гости, даже ездили к родственникам в другие хошуны. Естественно, это становилось известным партийным органам, но на моей памяти нет примеров наказания за празднование Сагаалгана. Ведь и нойонам их родители внушали, что Белый месяц - это пора пробуждения всего святого, пора благих деяний, умножающихся во сто крат.

Наверное, немногие знают, что предшествовало официальному признанию этого праздника. Еще с 1961 года началась работа по возрождению Сагаалгана. Тогда с согласия властей была создана комиссия по пробному празднованию Белого месяца. Естественно, первым делом было предписано исключить религиозный контекст. Для эксперимента были выбраны Кижингинский, Джидинский и Еравнинский районы, где компактно проживают буряты. В комиссию вошли по одному представителю науки, культуры и просвещения. Мой муж Пурбо Балданович Балданжапов, как научный сотрудник, занимающийся этой проблемой, был одним из них. Жители районов этот своеобразный экзамен выдержали. Особенно Пурбо Балдановичу понравился безалкогольный мотив возрожденного праздника. И сегодня хотелось бы пожелать праздновать Сагаалган так же достойно и радоваться, что этот древнейший праздник бурят-монголов не только дошел до наших дней, но и получил в 1991 году официальный статус в нашей республике и округах.

- Хочется верить, что этот праздник вернулся в нашу жизнь навсегда.

- Я думаю, что судьба Сагаалгана зависит во многом и от того, насколько власть и дальше будет уважать и беречь народные традиции, как будет проводиться, скажем так, культурно-просветительская работа. Если здесь будут приложены усилия, то и народ продолжит широко праздновать Сагаалган. Очень хорошо, что молодежь постепенно обучается правилам встречи Белого месяца. Хочется пожелать носителям старины подольше жить, побольше знаний оставить молодому поколению.

А читателям «АиФ в Бурятии», которые наверняка уважают традиции, от лица старшего поколения желаю светлых помыслов, благих деяний, добра и здоровья в наступающем году черной Лошади!

Нам остается только присоединиться к этим словам мудрой хранительницы народных традиций и по старинному обычаю сказать: «Yреэл болтогой!»

zai bayartai :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне кажется что здесь недоразумение с Новым годом, Цагаан сар и другим праздником,который сейчас называется Сурxaрбан у бурятов и Наадам у монголов. В дрвности, действительно, Наадам и Сурбархан по-видимому, отмечались ближе к осени, как праздник изобилия. В Монголии, в Гоби, и сейчас Наадам отмечается осенью.

Новый год по лунному календарю - первое новолуние весны и никак, ну никак не может быть осенью. Монгольский лунный календарь на самом деле ближе к тибетскому нежели к китайскому.В Тибете его называют Калачакра и он идентичен монгольскому.

Когда Чингисхан победил китайцев в битве в Западном Китае, то он переименовал китайские месяцы в календаре на монгольский лад, и первое новолуние февраля в день праздника, победы над китайцами-нынешний Цагаан Сар у монголов и Лосар у тибетцев. Этот месяц праздника в феврале по-тибетски называется Хор-цла (монгольский месяц по тибетски). В середине 13 века два тибетца, Чогял Пагпа и его дядя Шакья Пагпа стали советниками Хубилая и познакомили его с буддизмом тибетского направляния. Они также помогли Хубилаю разработать его квадратное письмо, основанное на тибетских буквах, которое монголы применили для транскрипции китайских и др. иностанных документов - так называемое первое монгольское международное письмо. Хубилай сделал семью Пакпа королевской семьей в Тибете, за что благодарные Пакпа внедрили монгольский праздник победы Хор-цла в официальный тибетский календарь Калачакра. Калачакра, тибетский календарь, вытеснил китайский лунный календарь, применявшийся в Тибете примерно с 600 годов 1 тысячелетия.

Разница между китайским и тибетско-монгольским лунным календарем в том, что год начинается на разной дате и месяцы имеют различную продолжительность.

По сей день, тибетцы отмечая Новый год по лунному календарю, отмечают также и победу монголов над китайцами. Первый год тибетского официального календаря - 1027, также как и у монголов. Именно в 1027 Тантра Шри Калачакра (Wheel of Time Tantra), Колесо Времени или Цагийн Хїрд в современном монгольском, был переведен на тибетский с санскрита.

И монголы и тибетцы сейчас находятся в 17 цикле, году Водяной лошади, те 2002. Год, о котором вы говорите -1206 или 1207- был или годом Огненного тигра или Огненного зайца 4 цикла.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Праздник носит название ЦАГААН САР и празднуется в течение месяца. На территории России его отмечают в Республике Бурятия. До 1206 года Цагаан Сар отмечался монголами в день осеннего равноденствия и являлся праздником молочных продуктов, именно поэтому он получил свое название.

С 1206 года, со времени, когда Чингисханом было создано единое государство, праздник стал отмечаться в первый весенний день. Это подходит к местным условиям Монголии, а китайские и тибетские летописи указывают на то, что этот месяц и является Новым годом по монгольскому календарю.

Таким образом, мне импонирует вторая из ваших версий. Что касается роли Хубилая, то он не перенес праздник (что было сделано до него Чингисханом), а через королевскую семью Пакпа внедрил его в тибетский календарь или скоординировал его с монгольским. Б обоих случаях, однако Хубилай вовсе не копировал китайский календарь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из этого вытекает интересный вывод, что до 1206 года в сентябре праздновался не Новый год, а праздник изобилия. Очевидно, когда в 1206 году Чингисхан был избран на хурулдае (курилтае), то он и перенес праздник Изобилия на февраль, превратив его де-факто в Новый Год по лунному календарю и праздник военной победы. Со временем, очевидно, память о победе стерлась, и осталось толъко празднование нового года. Смысл праздника как праздника изобилия очевидно исчезло, так как февраль никак не может быть признан временем изобилия.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вспомнил говоря об исчезнувшем смысле праздника изобилия - я был неправ! Он вовсе не исчез - как известно, перед новым Годом есть специальный день - битїїн- когда надо наедаться до отвала- символизирует изобилие в приходящем году. Выставляется все виды блюд и обязательно трапеза начинается с молочных продуктов и блюд белого цвета - таких как рис с изюмом и тд. Я думаю, что если когда либо как по вашим утверждениям праздник изобилия и был и переведен на первое новолуние февраля как праздник весны-оригинально как праздник военной победы- то существование традиции дня битїїн может подтвердитъ его изначальное рождения как праздника изобилия- по крайней мере, это мое предположение. Я думаю, что и у бурятов и калмыков сохранился эта традиция дня битїїн перед Цагаан сар, как и было написано в статъе наверху.

Таким образом, я согласен с вами обоими, что Цагаан сар был передвинут, но не как Цагаан сар, а как праздник изобилия. Стало быть, вполне возможны поправки в датах, но не масштаба полугодия, а порядка нескольких дней, вызванные разным началом лунного нового года в китайском и монголо-тибетском календарях и разной продолжительностъю месяцев. В основном даты будут совпадать - например, год Огненного Тигра там и тут будет 1206, но дни могут разниться, так как монголо-тибетский месяц длится чуть короче китайского.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Падение Юаньской династии в китае

После падения монгольской династии Юань в китае только десять туменов монголов сумели выходить, (то есть на север за великой стены: зпесь тумен это не число, а крупный административный элемент) четыре из которых был дурбен ойрад, а остальные 6 туменов монголы.

Монголов делили на правый и левый руки, где

Правая рука: Ордос, Тумет и Юншээбу тумены

Левая рука: Цахар, Халх* и Урианхай тумены.

Примеч:

*В это время уже был образован имя халха и о которых сказан в магтаале (хваление) шести туменов

...Хангай ханд сууж

Харин ирэхийн харуул болсон

Халуун аминд тушээ болсон

Халх тумэн...

... Обитают в хангай хане

Для подходивших недруг они как караулы (защитники)

Для горячей души они как опора (оплот, поддержка)

Халха тумен... (перевод нее очень хороший, извиняюсь)

Объединение всех монголов

Батмунх даян хаан объединил всех монголов в одно государство (1480-1517), за что получил титул даян что означает "над всеми".

Потом Батмунх даян хаан сдавал сыновъям:

Старший сын Торболд раньше ушел в другой мир. Внук Боди–Алаг продолжал его место.

Второй сын Улсболд не имеет детей.

Третьему сыну Барсболду давал титул жинонг и три тумена западного крыла на управление ему.

Четвертому сыну Арсболду давал семь туменов

Пятому сыну Очирболду давал восемь отоков (отог) кэшиктинов Цахара.

Шестому сыну Алчуболду давал пять отоков халхов.

Седьмому сыну Алболду основ–(хуучдыг)ных цахаров.

Восьмому сыну Гэрсэнзу давал северных семь отоков жалайр халхов.

Девятому сыну Гэру (Гэрболду) давал Аохан Найманов цахара.

Десятый сын Гэр–Од не имеет детей.

Одиннадцатому сыну Убсанз чин тайжу давал асуд и юншээбу.

Происхождение халхасских семи хошуунов: (примерно современная центральная монголия)

После смерти Гэрсэнз* жалайр хунтайжа старший Тайхоу (по кит. означает хаанский хатан) мать разделил имущество семь сыновъям:

Ашихай–ю давала Уйшин** и Жалайра.

Ноёндай–ю давала Бэсуд и Элжгина.

Ноонох уйзэн–у давала Гэруд и Горлоса.

Амин–у давала Хороо, Хурээ и Цоохор. (из имени видно что это неоднородный смешанный тумени из монголов и немонголов)

Дари–у давала Хухий и Хатагинов.

Дэлдэн–у давала Тангад и Сартуулов.

Саму–у давала одного Урианхана.

Примеч:

*Гэрсэнз жалайр хунтайж родился в 1513 и умер в 1549 г.

**Уйшина в "Эрдэнийн эрх"–е Галдана был назван унэгэд

[/u]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Южные монголы приняли подданство манжа (маньчжурии)

В десятом году цэцэн хаана* большое войско взяли цахара .....

и потом под предводительством сына Ууба хана хорчинов Тушээт жинонг Бадари тайжа приехали многие предводители, ноёны из Жалайд, Дурбед, Горлос, Харчин, Тумэд, Аохан, Найман, Баарин, Ар Хорчин, Онниуд и других чтобы сделать поклон и ....

Источник:

из "Болор толи" Джамбадоржа, печатано в Пекине 1984.

*по китайски 10–ый год Тянь цун или в 1636 году 49 ноёнов шести аймаков южного Монгола (кроме Тумед и Ордос аймаков) в городе Шэнцзин (совр. Мукден или Шэнянь) собирались в чуулган (т.е. собрание) и приняли решение согласиться подданство государства Алтан.

Создание чуулганов и назначение места собрания

Десять хошуунов четырех аймаков Хорчин, Жалайд, Дурвэд и Горлос образуют один чуулган и место собрания Жирэм.

Одиннадцать хошуунов двух аймаков Отгон и Найман образуют один чуулган и место собрание Зуу–Удэ.

Пять хошуунов двух аймаков Хорчин и Тумед образуют один чуулган и место собрания Зост....

Источник:

Из "Указ об образованиях хошуунов государства Чин" Гос.библиотека Монголии

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

еще возник у меня 1 вопрос о времени образования этнонима халха.

http://www.kyrgyz.ru/oyrot/oyrot_03.shtml

Объединенная Монголия по главенством Бату-Мункэ-Даян-хана делилась на два крыла. В состав восточного крыла входили Чахар (район р. Силингол), Урянха (к северу от Ляодунского полуострова) и Халха (к северо-западу от р. Халхин-Гол). Это крыло находилось под непосредственным управлением великого хана. В состав западного крыла входили территории, подчиненные Даян-ханом: Ордос (кит. Хэтао, в излучине р. Хуанхэ), Тумэт, Уланчаб и Юншебу. В 1488 г. Даян-хан направил китайскому двору письмо, в котором просил согласия принять от него дань. Такое согласие было им получено. Однако в 1495 г. монголы начали военные действия против Китая, и в 1500 г. Даян-хан перенес свою ставку в завоеванный Ордос.

...

С 1514 г. по 1526 г. войска Даян-хана почти каждый год совершали нападения на северные области Китая, причем неоднократно доходили до окрестностей Пекина. По сообщению китайских источников, действовавшие против Китая монгольские войска насчитывали до 50 000 конников (Гумилев, 1995). Видимо к этому времени следует отнести происхождение этнонима халха (носители, которого составляют около 90% населения нынешней Монголии). По устной информации антрополога и этнографа Лувсанвандана Билэгта, этноним халха закрепился в период, когда монголы имея силу нападали на Китай, и теряя ее, откатывались впоследствии на север. Территории, служившие базой для подготовки новых походов и отдыха, образно были названы одним из поэтов "халха минь" - "щит мой" (в современных монгольских языках слово "халха", помимо прочих значений имеет значения - прикрытие, щит, заслон, ограждение, преграда (Калмыцко-монгольско-русский словарь, 1986). Впоследствии этот термин прочно закрепился за большей частью современной территории Монголии - Халха, а также за восточными монголами, которые носят этноним халха-монгол (их потомки составляют ок. 90% населения современной Монголии).

_________

т.е. по гумилеву территория под названием халха появилась к началу 16 в. я же предполагаю, что это произошло в период 1514 - 1526 гг.

других данных по этому вопросу у меня нет. может ли кто нибудь уточнить период появления и закрепления этого этнонима?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

еще возник у меня 1 вопрос о времени образования этнонима халха.

http://www.kyrgyz.ru/oyrot/oyrot_03.shtml

Объединенная Монголия по главенством Бату-Мункэ-Даян-хана делилась на два крыла. В состав восточного крыла входили Чахар (район р. Силингол), Урянха (к северу от Ляодунского полуострова) и Халха (к северо-западу от р. Халхин-Гол). Это крыло находилось под непосредственным управлением великого хана. В состав западного крыла входили территории, подчиненные Даян-ханом: Ордос (кит. Хэтао, в излучине р. Хуанхэ), Тумэт, Уланчаб и Юншебу. В 1488 г. Даян-хан направил китайскому двору письмо, в котором просил согласия принять от него дань. Такое согласие было им получено. Однако в 1495 г. монголы начали военные действия против Китая, и в 1500 г. Даян-хан перенес свою ставку в завоеванный Ордос.

...

С 1514 г. по 1526 г. войска Даян-хана почти каждый год совершали нападения на северные области Китая, причем неоднократно доходили до окрестностей Пекина. По сообщению китайских источников, действовавшие против Китая монгольские войска насчитывали до 50 000 конников (Гумилев, 1995). Видимо к этому времени следует отнести происхождение этнонима халха (носители, которого составляют около 90% населения нынешней Монголии). По устной информации антрополога и этнографа Лувсанвандана Билэгта, этноним халха закрепился в период, когда монголы имея силу нападали на Китай, и теряя ее, откатывались впоследствии на север. Территории, служившие базой для подготовки новых походов и отдыха, образно были названы одним из поэтов "халха минь" - "щит мой" (в современных монгольских языках слово "халха", помимо прочих значений имеет значения - прикрытие, щит, заслон, ограждение, преграда (Калмыцко-монгольско-русский словарь, 1986). Впоследствии этот термин прочно закрепился за большей частью современной территории Монголии - Халха, а также за восточными монголами, которые носят этноним халха-монгол (их потомки составляют ок. 90% населения современной Монголии).  

_________

т.е. по гумилеву территория под названием халха появилась к началу 16 в. я же предполагаю, что это произошло в период 1514 - 1526 гг.

других данных по этому вопросу у меня нет. может ли кто нибудь уточнить период появления и закрепления этого этнонима?

Данные не Гумилева, хоть ссылка и на сайте посвященном его творчеству.

Это из "Истории Востока. Восток в Средние Века". Глава про государство Даян-хана в Монголии написана Успенским

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

еще возник у меня 1 вопрос о времени образования этнонима халха.

http://www.kyrgyz.ru/oyrot/oyrot_03.shtml

Объединенная Монголия по главенством Бату-Мункэ-Даян-хана делилась на два крыла. В состав восточного крыла входили Чахар (район р. Силингол), Урянха (к северу от Ляодунского полуострова) и Халха (к северо-западу от р. Халхин-Гол). Это крыло находилось под непосредственным управлением великого хана. В состав западного крыла входили территории, подчиненные Даян-ханом: Ордос (кит. Хэтао, в излучине р. Хуанхэ), Тумэт, Уланчаб и Юншебу. В 1488 г. Даян-хан направил китайскому двору письмо, в котором просил согласия принять от него дань. Такое согласие было им получено. Однако в 1495 г. монголы начали военные действия против Китая, и в 1500 г. Даян-хан перенес свою ставку в завоеванный Ордос.

...

С 1514 г. по 1526 г. войска Даян-хана почти каждый год совершали нападения на северные области Китая, причем неоднократно доходили до окрестностей Пекина. По сообщению китайских источников, действовавшие против Китая монгольские войска насчитывали до 50 000 конников (Гумилев, 1995). Видимо к этому времени следует отнести происхождение этнонима халха (носители, которого составляют около 90% населения нынешней Монголии). По устной информации антрополога и этнографа Лувсанвандана Билэгта, этноним халха закрепился в период, когда монголы имея силу нападали на Китай, и теряя ее, откатывались впоследствии на север. Территории, служившие базой для подготовки новых походов и отдыха, образно были названы одним из поэтов "халха минь" - "щит мой" (в современных монгольских языках слово "халха", помимо прочих значений имеет значения - прикрытие, щит, заслон, ограждение, преграда (Калмыцко-монгольско-русский словарь, 1986). Впоследствии этот термин прочно закрепился за большей частью современной территории Монголии - Халха, а также за восточными монголами, которые носят этноним халха-монгол (их потомки составляют ок. 90% населения современной Монголии).  

_________

т.е. по гумилеву территория под названием халха появилась к началу 16 в. я же предполагаю, что это произошло в период 1514 - 1526 гг.

других данных по этому вопросу у меня нет. может ли кто нибудь уточнить период появления и закрепления этого этнонима?

Не понял откуда инфа о том, что 90% населения Монголии халха. Всегда было 75-80%.

Если у кого есть данные из переписи 1999, пусть поправит.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

вопрос такой,

какова этимология слова халха (все что знал я написал в обзоре)

с какого точно времени оно используется как название региона

и с какого точно времени как этноним (название народа)

сколько в процентном отношении составляют халха сейчас и составляли в 20-м веке в государстве монголия?

картинки вставляются так: при написании поста кливаешь 2 раза на кнопку img или если хочешь прописываешь это дело вручную. между открывающим и закрывающим тегом вставляешь полный путь к картинке, естественно она должна где то лежать в интернете. иногда картинки выложенные на бесплатных хостах не отображаются.

[/img]

книжку гонгора сканировать не надо, т.к. письменный халхасский почти не понимаю.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

какова этимология слова халха (все что знал я написал в обзоре)

с какого точно времени оно используется как название региона

и с какого точно времени как этноним (название народа)

сколько в процентном отношении составляют халха сейчас и составляли в 20-м веке в государстве монголия?

1. Khalkh – drevneishee slovo, znachenie : khalkh; khalkhavch;

khalkhlaakh; khamgaalakh (v osnovnom voennoe znachenie)

a takje imeet odinakovii smisl s turk slovom “kalka”

Sovremenie khalkh mongoli poluchili eto nazvanie potomu chto osnovnoe kochev’e nosilo s drevnosti nazvanie khalkha I bilo shiroko izvestno sredi mongolov, ih territoriya bilo osnovnoi korenoi zemlei mongolov kotoruyu plemena naselyavshie ego doljni bili zashishat osobeno silno , a takje v sluchae voini s kitaem yujnie plemena mogli tam pryatatsya, I poluchit podmogu I t.d I t.p vse eto periklikalos’ so slovom khalkh I poslujilo odnim iz prichin nazvaniya mestnosti etim slovom, a potom I dlya plemen jivshih tam. Vot pochemu hot’ I nominalno no vseje khalkha noyoni vo vremena Manj uls sohranili tituli “khaan”(zasagt khan, tushet khan it.d).

2.Slovo khalkh shiroko ispolzovalos’ s drevnosti dlya geograficheskih nazvanii(reka, gori, sopki mestnosti i t.p) . Naprimer v pismenih istochnikah takih kak “Mongolin nuts tovchoon “ v 175 ,176,191,192–m i t.d glavah upominaetsya(khalkhin ornougiin kheltgii khad, khalkhin buir nuurt.. , ) “Altan tobchi”, Rashidaddin”sobran letopisei”, zametki Chan Chunya i t.d

3.XII veke u reki Khalkhin gol kochevali takie plemena polojivshie potom osnovu khalkha mongolov kak: olkhonud, khongirad, khatagin,saljiud,ikires, durven, a takje tatari.

4.1203 godu kogda Chinggis srajalsya s Wankhanom , v bitve uchastvovalo aimak KHALKHCHIN (istochniki: Bichurin;Berezin v rashidaddine perevode 1858 goda)

V “Shara tuuj”-e upominaetsya chto Chinggis kogda rozdaval plemena dlya rodstvenikov to Hachiginu dostalos’ plemya KHALK v sostave drugih 3-h plemen.

V istochtike “Myangan khegeest” skazano brat Chinggisa Otchigin poluchil khereitov, KHALKHA, mon, mongoljin…

V “Dai yuan ulsin bolor erkhi”-d skazano v takom to godu …poslednii mesyats zimi vojdi plemen mongolskie Khalkha, baarin,bayaud, tumed, khorchin, uriynhan, hongorad,jalair,hereid,tatar, uuld,oirad, taichuud,sunid,hatagin,saljiud,mongoljin,myangan I dr. sobralis’ na sobranie…

5.Sredi khalkh mongolov esti rodi: khalkh,khalkhaitan(u AbulGazi upominayutsya turkmenskoe plemya Halka)

6.Vo 2 polovine XIV veka iz 6-ti mongolskih tumenov ulsov odin poluchil nazvanie KHALKH(khalkh tumen, khalkh uls) s etih por mestnost’ (sov.Mongoliya) i plemena jivshie tam poluchili obshee nazvanie KHALKH TUMEN. Kagda eti plemena jivshie na territorii sov.mongolii stali sobstvenostyu Gersenz jalair khuntaiji (1513-1549) nazvanie khalkh stalo neziblemim nazvaniem sov.mongolii.

S 1550 goda khalkh delilis na AR KHALKH i UVUR KHALKH do 1620 goda kogda Uvur khalkha bili zavoevani Manj Chin ulusom, s the por ischezlo ponyatie ar, uvur khalkh.

Posle smerti Gersenza ego sinovya razdelili Ar Khalkha na 7 khoshuu, (otsyuda termin khalkh doloon khushuu) na rubeje XVI-XVII vekov obrazovalsya “khalkhin 3 khaant uls”.

S XVIII-XX veka nazivalos’ “Khalkhin durvun aimag , shav’ tavan gazar”

7.Stranoe sovpadenie : Samie znamenitie bitvi s uchastiem russkih I mongolov pochemuto u reki s odinakovim nazvaniem; vprvie vstretilis’ v boyu u reki KALKA, cherez mnogo let kak soyuzniki toje na reke Khalkha gol.

8.khalkha mongoli sostavlyali vsegda okolo 90%

U menya tut perepis' naseleniya za 1987 god(god na pamyat' ploho pomnyu ot 85-88, no tsifri tochnie) vsego naseleniya 1.988.020;

iz etogo khalkha 1.610.424;kazak 120506;durved 55208;buriad 35444;bayad 39233;zakhchin 22998;torguud 10050; oros 140; khyatad 247;uzbek 331;uuld 9188; khoton 6076; uriankhai 21325; i t.d

seichas naseleniya 2.300.000 , no protsentnom otnoshenii polojenie ne izmenilos; uvelichilos chislo kitaitsev za schet smeshanih brakov; uvelichilos nemnogo mongolov iz inner mongolii

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

какова этимология слова халха (все что знал я написал в обзоре)

с какого точно времени оно используется как название региона

и с какого точно времени как этноним (название народа)

сколько в процентном отношении составляют халха сейчас и составляли в 20-м веке в государстве монголия?

8.khalkha mongoli sostavlyali vsegda okolo 90%

U menya tut perepis' naseleniya za 1987 god(god na pamyat' ploho pomnyu ot 85-88, no tsifri tochnie) vsego naseleniya 1.988.020;

iz etogo khalkha 1.610.424;kazak 120506;durved 55208;buriad 35444;bayad 39233;zakhchin 22998;torguud 10050; oros 140; khyatad 247;uzbek 331;uuld 9188; khoton 6076; uriankhai 21325; i t.d

seichas naseleniya 2.300.000 , no protsentnom otnoshenii polojenie ne izmenilos; uvelichilos chislo kitaitsev za schet smeshanih brakov; uvelichilos nemnogo mongolov iz inner mongolii

Делим 1.610.424 на 1.988.020 и умножаем на 100%. Получается 81%, а не 90% :-)

Если данные новой переписи под рукой есть, дай пожалуйста.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

нашел откуда я взял цифру в 90% халх-монголов от всего населения монголии, это из атласа МНР, точнее из книжки сопроводиловки к нему:

"по данным переписи населения 1979 г., около 90% населния страны составляют халха-монголы. Они расселены по всей республике, но наибольшая часть их сконцентрирована в центральных, восточных и южных аймаках. Казахи (5,3% населения), дюрбеты (2,8%), баяты проживают в основном в западных районах, буряты - на севере республики."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...