Перейти к содержанию
Arslan077

Род Мажар,кто они ,откуда.!!

Рекомендуемые сообщения

Ну нет, никак не соответствует фонетически.

Известные исторические варианты написания и произношения: мадьяр, маджгар, маджар, можар, мочар, мишар, мещеряк.

У нас татар-мишарей звуку краткому "дж" часто соответствует "д": например, "ветер" - "dil" , в казанском варианте произношение будет "jil". Кроме того, такая особенность как смягчение второго слога в некоторых словах: играть - "унярга" - вместо "уйнарга", "хвост" - "курик" - вместо "койрык".

Поэтому есть основания считать, что самоназвание было через звук "д" - мадяр, в соседних тюркских диалектах приобрело форму "дж" - маджар.

Сами татары-мишари исторически носители татарского самосознания, во многом благодаря им у поволжских татар закрепился этноним "татар", сами же казанские татары в значительном количестве предпочитали до революции этноним "булгар".Парадокс, что сейчас под словом татар в узком смысле во внутритатарских делах подразумеваются казанские татары, а в отношении татар-мишарей, принято дополнять "мишар".

Один казанский пожилой татарин как-то мне говорил, что в его юности слово "татар" у их стариков имело ругательный смысл. Татарам-мишарям этноним "булгар" был не знаком, себя же называли "татар" и очень гордились этим.

Называли "мишар"ями нас казанские татары, которых мишари называли в свою очередь "чамбар"ами.

Я вот узнал, что я "мишар" от казанских татар, когда я рассказал об этом своей бабушке, уже покойной, то она рассердилась и сказала, что никакие мы не мишари, а самые настоящие татары.

Кстати, аул наш основали выходцы из Темниковского княжества в 1600 году, как было указано на старинном камне в нашем ауле. Недалеко от нас есть родственные аулы Кият (род Чингизхана),Кара Китань - Кара Кита (те самые, которые завоевали Северный Китай, получивший их имя). В общем,ясно предки - татары Золотой Орды.

А кто был их предками - вот интересный вопрос. Название мишар пошло видимоот названия Мещерский городок, Мещерский Юрт, ставших улусом касимовских ханов.

А эту землю издавна занимали тюркские племена куманов, маджар, буртасов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А почему не провести генетический анализ родства казахов- маджар и татар-мишар?

казахов маджар тестировали.

есть два подрода маджар у казахов.

Первый у аргынов, второй у кипчаков.

Маджар-аргын тестировали их гаплотип полностью совпадает с аргынами, и они точно не родня мишарам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

казахов маджар тестировали.

есть два подрода маджар у казахов.

Первый у аргынов, второй у кипчаков.

Маджар-аргын тестировали их гаплотип полностью совпадает с аргынами, и они точно не родня мишарам.

А как насчёт кипчаков и венгров-мадъяр?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Галицкая и Алатская "дороги". К сожалению, русские источники нач. ХVII в. эти две "дороги" друг от друга четко не отделяют. В частности, в писцовой книге 1602-1603 гг. их территория описана как "Галицкие ж и Алацкие дороги", хотя там же выделена и отдельная "Дорога Алацкая". В то же время упоминание в 1553 г. в русских летописях Галицкой "дороги" как будто-бы позволяет рассматривать ее как самостоятельную территорию. Не исключено, что до образования Свияжского уезда Галицкая "дорога" включала в свой состав и Нагорную часть территории Казанского ханства (не случайно территория этой "дороги" носит какой-то урезанный характер).

Недавно нам удалось расшифровать клановую принадлежность одной из весьма интересных, можно сказать, выдающихся фигур, из истории Казанского ханства первой пол. ХVI в. - Чуры Нарыкова, являющегося главным героем общетюркского эпоса "Чура батыр." Оказалось, что он принадлежал к клану Аргын. Про него в "Казанской истории" сказано: "...большой князь Чюра Нарыкович, властель казанский, власть имея над всеми казанцы". Если учесть, что при его убийстве в 1547 г. людьми Сафа-Гирея хана, с ним находилось "500 служащих раб его..., и всех ратных с ним 1000...", то становится понятным, что мы в данном случае имеем дело с крупным феодалом. По нашему мнению, князь Чура (Чура бек) являлся предводителем клана Аргын - одним из карача-беев в Казанском ханстве. Об этом же говорит и одно место из эпоса "Чура батыр": при рассказе о приходе героя из Крыма в Казань, сообщается, что он прибыл "в отцовский юрт". Из нескольких вариантов родословной Чуры, в одном содержится информация о местах проживания предков и родственников Чуры-батыра. В частности, один из его предков жил в местности "Караваево" и оттуда переселился в "деревню Кара Гужа". Караваево - это предместье Казани, а Кара Гужа - село недалеко от города, (впервые упоминается в 1553 г. ). По писцовой книге 1678 г. это село отнесено к Галицкой "дороге", хотя в 1646 г. оно числилось в Алатской "дороге". Из вышеприведенной родословной видно, что один из братьев "Чура бия" поселился в д.Яки (Ўґке). Этот населенный пункт был известен в 1550 г. как центр, по которому была названа "Якийская дорога". Указанные селения явно не были обычными поселениями: в д.Кара Гужа существовало какое-то земляное укрепление, а д.Яки, как уже было показано, являлась центральной для "дороги" - скорее всего, Галицкой. Можно предположить, что территория именно этой "дороги" и являлась княжеством Аргынов.

Дамир Исхаков

К вопросу об этносоциальной структуре татарских ханств

(на примере Казанского и Касимовского ханств ХV-сер. ХVI вв.)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А почему точно не родня?

Татар-мишари входили насколько мне известно под управление Аргынского даруги.

По диссертации Кравцовой у татар не было найдено гаплогруппа G1, да и просто маджар у аргынов это имя человека (жил в 16-17 веках) от которого произошли маджары к названию мишар оно отношения не имеет

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А как насчёт кипчаков и венгров-мадъяр?

Совпадения есть, но тут стоит планомерно изучить популяцию кипчаков в Казахстане, так как данных очень мало.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Известные исторические варианты написания и произношения: мадьяр, маджгар, маджар, можар, мочар, мишар, мещеряк.

У нас татар-мишарей звуку краткому "дж" часто соответствует "д": например, "ветер" - "dil" , в казанском варианте произношение будет "jil". Кроме того, такая особнность как смягчение второго слога в некоторых словах: играть - "унярга" - вместо "уйнарга", "хвост" - "курик" - вместо "койрык".

Поэтому есть основания считать, что самоназвание было через звук "д" - мадяр, в соседних тюркских диалектах приобрело форму "дж" - маджар.

Сами татары-мишари исторически носители татарского самосознания, во многом благодаря им у поволжских татар закрепился этноним "татар", сами же казанские татары в значительном количестве предпочитали до революции этноним "булгар".Парадокс, что сейчас под словом татар в узком смысле во внутритатарских делах подразумеваются казанские татары, а в отношении татар-мишарей, принято дополнять "мишар".

Один казанский пожилой татарин как-то мне говорил, что в его юности слово "татар" у их стариков имело ругательный смысл. Татарам-мишарям этноним "булгар" был не знаком, себя же называли "татар" и очень гордились этим.

Называли "мишар"ями нас казанские татары, которых мишари называли в свою очередь "чамбар"ами.

Я вот узнал, что я - "мишар" от казанских татар, когда я рассказал об этом своей бабушке, уже покойной, то она рассердилась и сказала, что никакие мы не мишари, а самые настоящие татары.

Кстати, аул наш основали выходцы из Темниковского княжества в 1600 году, как было указано на старинном камне в нашем ауле. Недалеко от нас есть родственные аулы Кият (род Чингизхана),Кара Китань - Кара Кита (те самые, которые завоевали Северный Китай, получивший их имя). В общем,ясно предки - татары Золотой Орды.

А кто был их предками - вот интересный вопрос. Название мишар пошло видимоот названия Мещерский городок, Мещерский Юрт, ставших улусом касимовских ханов. А эту землю издавна занимали тюркские племена куманов, маджар, буртасов.

Интересное сообщение. У нас, в Восточно-Казахстанской области, исторический регион поселения мишарей - Кокпектинский район. Севернее от города Семей (Семипалатинск) находились аулы казанских татар. Сейчас немало семей уехало в разные города Казахстана и России. Диалектной особенностью этих татар-мишарей является регулярное произношение фонемы [y] в начале исконнотюркских и некоторых арабских слов (напр., имя Джагфар произносится в виде Якфар). Помимо отсутствия звуков [q] и [ğ], которые заменяются согласными [k] и [g], мишари произносят некоторые слова иначе, ср. с казанско-татарскими: yığır- - jügir- 'бежать', yırıdı - jürdi 'ходил', at' - 'ayt 'скажи'; в их речи наблюдается монофтонгизация: üg'a - iyg'a 'домой; в дом', kat'adı - qaytadı 'вернется' и т.д.

Слышал рифмованное выражение, бытовавшее у казанских татар: Miyş'ar - qapnıng tübin tiş'ar 'Мишар - продырявит мешочное дно'. Из-за того, что мишари жили западнее казанцев, в их языке было больше русских слов - поэтому последние называли мишарей - yarım urıs, букв. 'полурусский'. Некоторая неприязнь казанцев к мишарам объясняется тем, что можары (мишари, мещеряки) участвовали на стороне Московского царя в его войне с Казанским ханством ("Битва на Арском поле").

По поводу мишарского прозвища казанских татар çambar - это фонетический вариант слова çalbar ~ şalbar 'штаны; брюки; шальвары'? Казахи иногда называли казанских татар словом şabata 'чёботы, лапти', т.к. бедные крестьяне-переселенцы из Поволжья носили этот вид обуви. Татары в долгу не оставались и именовали казахов словом paypaq (от казахского baypaq 'войлочные носки'). В прежние времена казахи и узбеки называли татар именем noğay 'ногай, ногаец', теперь это слово вытеснено лексемой tatar.

P.S. Странно, но не всем мишарам нравится, когда их называют собственным историческим именем.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Согласен с тем, что чаще звуку "дж" соответствует "й", иногда почти полностью редуцированное.

Кроме того, есть особенности:

понимать - angnarga - anglarga (казан. тат.)

с родинкой - mingne - mingle (намек - Минниханов ;))

левый - sung - sul

что - nasta - narsa (в обоих словах а-мягкое)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У казахов мадьяры сидят в аргынской семье.

В казахском эпосе упоминается батыр Qoyan из племени Majar. Вероятнее всего, малочисленная группа madjar вошла в качестве рода в племя qıpşaq. Если упомянутый в посте юзера Bas1 аргынский род имеет фонетический облик madyar, то к этнониму "маджар", несмотря на фонетическую близость, никакого отношения не имеет, так как восходит к эпониму Madyar, который представляет собой сокращенную форму от мусульманского имени Muhammed-yar. Ср. узбекские имена: Muhammad-Amin > Madamin, Muhammad-Rahiym > Mamat-Rayim.

Похожая ситуация: звуковая близость названия казахского рода serkeş (şerkeş) с этнонимом çerkes обусловила неверное написание родового имени в старых русскоязычных документах (черкес, черкесцы) и ошибочные догадки о непосредственной близости серкешов к современным черкесам-адыгам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Hadji-Murat, ассалам алейкум. Связи с мажарами не нашёл в Вашем посте...

Ваалейкум ас-салам, Arslan007! Прошу извинить за задержку с ответом, причина промедления: увидел Ваш пост лишь сегодня. В одной из исторических справок, помещенной в данной теме, встретился пассаж об аварах, сопровождаемый, на мой взгляд, весьма сомнительным предположением об их связи с племенами Дальнего Востока. Свое мнение выразил здесь в форме коммента.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ваалейкум ас-салам, Arslan007! Прошу извинить за задержку с ответом, причина промедления: увидел Ваш пост лишь сегодня. В одной из исторических справок, помещенной в данной теме, встретился пассаж об аварах, сопровождаемый, на мой взгляд, весьма сомнительным предположением об их связи с племенами Дальнего Востока. Свое мнение выразил здесь в форме коммента.

Ассалам алейкум Hadji-Murat .Теперь мы поняли друг друга :))))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Согласно мусульманским источникам в Улус Джучи входило 62 рода или племени. Вот они: алтын, аргун, ас, барак, барин, барлас, бахрин, башгырт, буйрак, буркут, буруджоглы, джалаир, джуркун, дурман, ички, ички-байри, йиджан, йисут, йити-минг, каанбайллы, карлук, кенегес, кереит, кингит, кипчак, кунграт, кият, куйун, курдер, курлаут, кушчи, маджар, мангыт, масит, меркит, минг, найман, огуз, ойрат, салор, сарай, сихиут, таймас, табгут (тангут), тархан, татар, тили-минг, тубай, тубай-туман, туман, туман-минг, уйгур, уйсун, украш-найман, утарчи, хитай, хушин, чат, чинбай, чубурган, шадбаклы, щункарлы. ( История Казахстана и Центральной Азии. - А-А., 2001г.).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Несколько слов о распространении этнонима адай и его фонетических вариантов у других тюркоязычных народов, и не только. Выше было отмечено, что фонетический вариант этнонима адай в форме эдей или эдек-алан зафиксирован в долинах Главного Кавказского хребта. В Северной Осетии этноним адай дал название горе Адай-кух, превратившись тем самым в топоним; в Балкарии же есть ущелье Адайком и родник Адай. Наиболее древними племенами в Балкарии считались следующее: тюмен-маджар, хазар-маджар, ногъай-маджар, адай, асан, къарабугъа, боташ, акътай, следы которых в современных патрилинейных образованиях обнаруживаются уже с трудом. Полностью здесь http://www.turklib.ru/?category=general_history-articles&altname=novye_materialy_po_istorii_kazahskogo_plemeni_adai

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

года два назад по Хабару расказали о приезде этноэкспедиции из Венгрии в тургайские степи Казахстана, которая проводила исследования, в том числе и анализ ДНК людей казахского рода мадияр, и сличали с показаниями венгерских мадьяров. Не помню точно, но сходство было поразительное, и говорили про общий ген эпсилон,который обнаружили у представителей и тех и этих.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

года два назад по Хабару расказали о приезде этноэкспедиции из Венгрии в тургайские степи Казахстана, которая проводила исследования, в том числе и анализ ДНК людей казахского рода мадияр, и сличали с показаниями венгерских мадьяров. Не помню точно, но сходство было поразительное, и говорили про общий ген эпсилон,который обнаружили у представителей и тех и этих.

По следам экспедиции вышла научная статья с ДНК-данными мадьяр, там мы как видим мадьяры торгая к венграм отношения не имеют а являются частью аргын.

У казахских мадьяр есть гаплогруппа G1, у венгров некоторых G2, но между н6ими разница как минимум 10000 лет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В издании "Г. Әхмәров: Тарихи-документаль җыентык" - Казан,Хәтер, 2000, скан которой можно найти в сети и ссылки на которое приводились, текст, касающийся татар-мишарей в нескольких местах сокращен.

Я для себя делал как-то ксерокопию в библиотеке с более раннего издания (выходных данных не помню) привожу полный авторский текст без купюр:

http://ifolder.ru/24397571

Название: ahmerov.djvu

Размер: 890.44 кб

Размещен: 2011-06-27 11:16:53

Доступен до: 2011-07-27 11:18:48

Описание: О языке и народности мишарей

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В отношении родства казахских маджар и венгров есть убедительное исследование, проведенное Сабитовым. Остается только предполагать, что казахские G - это потомки древних причерноморских степных культур, углубившиеся в степи и потерявшие связи со своими древними корнями.

В отношении венгров. Есть не стыковки с археологией. В них нет и не могло быть угорских корней. Если следовать материалам, скажем Археологии СССР, то они имели отношение к сакам Ср. Азии. Отсюда у них иранские имена Арпат, Липат.

В отношении мишар. Их облик выраженно европеидный, проглядывает преимущественно средиземноморский, но есть также и памиро-ферганский. Очевидно, из Ср. Азии. Там в прошлом обитало подобное население. Как ученые умудрились увидеть в них финские корни, не знаю. По-видимому, прежде они владели Подмосковьем, которое называлось Мещерией (от них там остались фамилии) и название Арбат. По данным археолога Казакова обитали прежде в Приаралье, имея кочевья в на Южном Урале, но ушли под натиском башкир. Настаивать не буду, но их связи с древними венграми возможны, ибо те также с Приаралья.

В отношении татар. Не все из них прошлом называли себя булгарами. Многие вообще не знали этого этнонима. С антр. т.з. они также неоднородны. среди них можно выделить и потомков широколицых европеоидов (двух родов), близких к памиро-ферганцам, средиземноморские типы, особенно салтовский, имеющий отношение к к кавказским аланам (на самом деле нет, но его корни, как и кавказцев переднеазиатские). Основное различие их машарами - в татарах выделяется широколицый тип, а так они схожи, если убрать уралоидную примесь, которых в мишарах почти нет. Причины? посмотрите их структуру их гаплогрупп. Кого только в них нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ув. Габар, мне кажется у Вас здесь все смешано к котейль - и генетика, и археология, и антропология, и лингвистика, и пр. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Про этноним: мажар, можар, мишар.

В прошедшем 2011 году вышла новая книга историка А.Г.Мухамадиева «Новый взгляд на историю гуннов, хазар, Великой Булгарии и Золотой Орды». Книга посвящена истории гуннов, хазар, булгар и их потомков. Особый интерес в книге вызывают вопросы, связанные с этногенезом Поволжских народов.

Особый интерес вызывает вопрос о потомках хазар. Исследователь считает, что:«Прямыми потомками хазар на Волге, судя по многочисленным источникам и языковым параметрам, являются мишари». Историк, обладающий специальным филологическим образованием, высказывал эту мысль ранее, в другой своей книге «Древние монеты Казани», в 2005 году. Действительно, по диалектным особенностям, язык хазар, походит на язык татар мишарей. Автор, говоря об других многочисленных источниках, не упоминает их и не дает прямых ссылок.

Мы, хотели бы на страницах форума обсудить вопрос о потомках хазар.

По поводу происхождения татар – мишарей есть разные точки зрения. Например, историк Л.Н.Гумилев считал: те же черты (европеоидность, светлые волосы и голубые глаза и т.д.) «характерны для мишар, которых можно считать потомками половцев в составе Золотой Орды». Да, действительно татары – мишари несколько отличаются своей внешностью. Но не только половцы так выглядели, например, хазар делили на два разряда: смуглых, черноволосых и "белых, красивых, совершенных по внешнему виду".

Для выяснения данного вопроса обратимся к письму кагана Хазарии Иосифа в адрес сановника из испанских Омейадов Хасдаю ибн Шафруту. Этот источник один из немногих оставленных самими хазарами. Содержание приведем по книге историка А.П.Новосельцева: «В письме упоминаются князья хазарские «сарим», что переводят как «князья», хотя скорее это можно передать как «главы, начальники». Им противостоят «авадим», буквально «рабы» царя, под которым следует понимать все подвластное царю хазар население. Кроме того, упоминаются и «мшарейт», т.е. «слуги, служители», под которыми понимаются те, кто обслуживал царя и его двор. Но это очень неопределенный термин, в котором нельзя усматривать сколько-нибудь четкую социальную категорию».

В этом источнике впервые упоминаются мшарейт. В переводе с татарского языка мшарейт > мишар әйт - называющиеся мишар. В истории татары-мишари известны как служивые татары. Так кто такие мишари, упомянутые в письме кагана, и почему они не могли быть слугами – рабами?

В 737 году арабский полководец Мерван совершил удачный поход на хазар и достиг земель за страной хазар. По сообщению Ал – Куфи, затем он дошел до реки ас-сакалиба т.е. Волги. Арабы под термином ас-сакалиба понимали булгар, славян и мордву, в данном случае именно последних. За этой рекой войска хазар потерпели поражение, после чего каган «впал в безысходную скорбь» и запросил мир. Арабский полководец как благочестивый мусульманин предложил заключить мир на условиях принятия мусульманской религии. После трехдневного размышления каган согласился на это предложение. Каган и с ним «множество людей из числа его родных и соплеменников» приняли ислам.

Историк Новосельцев А.П. в этом сомневается. Несколько другого мнения придерживается хазаровед Артамонов М.И. Он считает, что хазарский каган приняв ислам «скоро отказался от религии своих врагов», в прочем, это «не помешало мусульманству распространяться среди населения Хазарии». С некоторыми предположениями историков трудно согласиться. Во первых, принятие частью хазар, прежде всего из рода кагана, мусульманства подтверждается куфическими дирхемами хазарской чеканки. Во вторых арабский историк Ал-Истахри упоминает юношу-мусульманина из рода кагана, которого видел его информатор на рынке.

Вероятно, хазары, с каганом принесшим поражение и принявшим ислам в 737 году, поступили по языческим обычаям предков и убили его, ведь основная масса все еще оставалась язычниками. Думается, и участь вероотступников была не завидной. Отказ частью рода и окружения кагана от языческой религии, фактически от земледельческих богов(хазары были глубоко оседлый народ), и принятие ислама среди язычников имело далеко идущие последствия для части хазар, как следствие мусульмане в большинстве своем были отстранены от родовых земледельческих наделов.

Видимо, прав Д.Данлоп отмечая, что хазары приняли модифицированный иудаизм в 740 году, хотя этот процесс начался немного даже раньше. Период, когда Хазария находилась «в состоянии анархии, без царя и порядка» после похода арабского полководца Мервана, был наиболее вероятным для принятия иудаизма. На наш взгляд, причины принятия иудаизма частью хазар лежат немного глубже, чем об этом пишут многие историки, корнями уходят в их древнюю историю, и связаны с формой языческой религии которою они исповедовали.

Несомненно то, что именно поход Мервана явился толчком к ускоренному распространению новых более прогрессивных религий. Ныне многие пытаются судить о взаимоотношения различных религий в прошлом с позиций современного времени, опуская тот момент, что религии прошлого были нечто другим, чем они представляют собой сейчас. Ислам периода своего зарождения, признавая себя единственно истинной верой, признавал права и за другими религиями, имеющими записанные откровения, зороастризмом, иудаизмом и христианством. Относился к ним с большой веротерпимостью. В исламском мире эти религии имели статус даже покровительствуемых. Именно эта ранняя форма ислама получила распространение в Хазарии.

Хазары - мусульмане, отстраненные от земельных наделов и лишенные прав к существованию все больше осваивали новые виды деятельности, торговлю, становились ремесленниками, шли в наем слугами. Вероятно, последние составляли большинство, все они получали деньги т.е. выгоду, прибыль. Рабами они не могли быть, так как были мусульманами, людьми свободными. Ислам запрещал делать одного мусульманина рабом другого мусульманина. Такой запрет существовал и в Золотой Орде, и в Казанском ханстве. В Хазарии вся эта категория населения получила наименование мишари. Служили они и кагану – иудею, благо этому не препятствовала религия. Кстати, начало чеканки именно арабских дирхемов в Хазарии было связано мусульманами - ремесленниками. Поэтому, вероятно, что роль мусульман – мишар была значительна. Что же значит слово мишар, почему эту группу населения так назвалась и из какого языка это слово?

Этноним мишар сходен по генезису с другими этнонимами того времени хазар, булгар, сувар. Во всех этих этнонимах корень ар/әр/ир – люди, человек, мужчина. Сходство достаточно большого количества слов шумерского и татарского языков побудило нас обратиться к этому древнему языку. В словаре шумерского языка maš – выгода, прибыль. Появление этого слова связано с возникновением на земле первых товарно-денежных отношений. В агглютинативных языках корни слово практически не изменяются. Вероятно, в древности это слово произносили через краткий звук, поэтому в письме кагана Иосифа отсутствует буква ее обозначающая. Таким образом, мишари/мшари – люди служащие за выгоду, за прибыль.

Хазария, как государство население, которой исповедовало ислам, иудаизм, христианство, языческую религию было крайне необычным образованием и являлось единственным в своем роде. Востоковед В.Григорьев отмечает: «…держава хазарская славилась правосудием и веротерпимостью, и гонимые за веру люди стекались в нее отовсюду». Наверное, если бы религии не изменялись, Хазария смогла бы существовать в таком виде достаточно долго, соблюдая баланс между разными группами населения. Но религии изменялись, изменялись и отношения верующих одной религии к другим, в конечном итоге эти внешние факторы начали оказывать разрушающее действие на внутреннюю жизнь в каганате. На наш взгляд, это было одной из основных причин распада хазарского государства. Куда же делось многочисленное население?

Ответ мы находим у Ибн ал-Асира: «И в этом (году) племя из турок напало на страну хазар, и хазары обратились к людям Хорезма, но те не оказали помощи и сказали: вы неверные, но если примите ислам, то поможем вам. Те приняли ислам, исключая их царя, и тогда помогли им люди Хорезма и заставили турок отступиться от них, а после этого и их царь принял ислам».

Видимо, большинство хазар стала мусульманами, и стала называться, так как они назывались в Хазарии т.е. мишарями. Часть хазар, которая бежала с евреями, постепенно ассимилировал среди них. Это подтверждается наличием Кембриджского документа и некоторыми сведеньями из Кордовы о хазарах.

Несколько позднее в 12 веке хазар-мусульман упоминает ал – Гарнати. Он прожил в Саксине более 20 лет и описал его жителей. «И на ней находится город, который называют Саджсин, в нем сорок племен гуззов, и у каждого племени – отдельный эмир. У них большие дворы, а в каждом дворе – покрытый войлочный шатер, огромный, как большой купол, один вмещающий сто и больше человек. А в городе купцов разных народностей и чужеземцев и арабов из Магриба – тысячи, не счесть их числа. И есть в нем соборные мечети, в которых совершаются пятничное моление хазары, которых тоже несколько племен. А в середине города живет эмир жителей Булгара, у них есть большая соборная мечеть, в которой совершается пятничное моление, и вокруг нее живут булгарцы. И есть еще соборная мечеть, другая, в которой молится народность, которую называют жители Сувара, она тоже многочисленна…»

По-видимому, попав под власть монголов, хазары – мишари стали одними из жителей «Золотой Орды».

Прав, историк А.Г.Мухамадиев, когда пишет: «прямыми потомками хазар на Волге, судя по многочисленным источникам и языковым параметрам, являются мишари».

Особая просьба модераторам. Хотелось бы, что бы мое сообщение открыло новую тему о хазарах, ибо такой темы на форуме нет. Пока, мой статус, начинающего на форуме, не позволяет сделать это самому.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...