Гость Aldar

Конные виды спорта у тюрков и монголов

165 сообщений в этой теме

Предлагаю вашему вниманию интересную новость, извините если немного не в тему. Взято с http://www.mongolmedia.com/people_48_txt.html, мой полный перевод:

_________________________________________________________

В декабре прошлого года в центре Омногобийского аймака Даланзадгад был проведен первый в Монголий а также в мире общемонгольский чемпионат 2002 года по поло на двугорбом верблюде. Этот вид спорта был предложен парламентером Ц.Оюунбаатар в рамках по политике охраны и разжмножения верблюда, и нашел широкую поддержку среди населения. В состязаний приняли участие 112 спортсменов/21 команда из Омногобийского аймака и 10 спортсменов/2 команды из Дорногобийского аймака. Первый этап был проведен 4-6 декабря среди команд Омногобийского аймака и в финал вышли 6 команд из следующих суманов: Манлай-2 команды, Ханбогд, Баяндалай, Ханхонгор, Булган по 1. Во время состязаний в числе зрителей присутствовали посол Польши г.Кшишкоф Денбиницкий с супругой, вице президент работающей неподалеку компаний "Айвенхоу Майнз" г.Эдвард Рошет с супругой, г.Кристофер Гиейрки с супругой (представ. Ассоциации Поло, член новосозданной Ассоциаций Верблюжьем Поло Монголий), глава немецкого фонда "Мизеро" Яан Фэлгэнтрой. (А: видимо участники гос. конференций "Монгольский верблюд" во время проведения которого был организован этот чемпионат, дальше написано что 2 гостя получили в подарок полный комплект, верблюд + экипировка от админ. суманов).

Во втором финальном этапе проходившем 7-9 декабря, из участвававших 8 команд победили:

1-е место команда "Єгєємєр" (Ємнєговь аймаг, Ханхонгор сум), получила золотую медаль, кубок (стоимостью 1.2 млн туг.), диплом грамота , денежное вознаграждение 1 млн туг.

Серебрянную медаль команда из Дорноговь, Сайхандулаан сум, получила 800 тыс.

Бронза за командой "Єлзийт" из Ємнєговь, Манлай сум. Получила 500.тыс.

_________________________________________________________

По моему очень неплохая идея, играют же футбол и поло на слонах а тем более на вербелюде... IMO, надо срочно организовать во всех республиках ЦА, где есть эти благородные животные.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У каких тюркских и монгольских народах есть конные виды спорта и какие его особенности и сходства

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

no picture post allowed or what???

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

IV фестиваль, посвященный лошади и традициям кыргызских кочевников, состоится на Иссык-Куле

27 октября 2009, 12:23

CA-NEWS (KG) - Четвертый фестиваль, посвященный лошади и традициям кыргызских кочевников, состоится 31 октября и 1 ноября в селе Барскоон Иссык-Кульской области. Об этом сегодня, 27 октября, сообщила руководитель учреждения «Кыргыз Аты» Жаклин Рипар на пресс-конференции в АКИpress.

По ее словам, основная цель фестиваля заключается в возобновлении культуры кыргызов, связанной с лошадьми. «Этот фестиваль также открывает двери для туризма», - сказала она.

Представитель оргкомитета фестиваля Ишемби Оболбеков сообщил, что в фестивале принимают участие жители близлежащих сел, чабаны и люди, занимающиеся лошадьми. «Это одна из основных задач мероприятия — собрать вместе людей, которые имеют отношение к лошадям», - отметил он.

Данное мероприятие, по словам Ж.Рипар, было организовано в рамках цикла фестивалей, проводящихся по просьбе местных жителей в Кыргызстане и Таджикистане.

Фестиваль откроется конным парадом жителей села. Это станет галвным отличием данного мероприятия от предыдущих.

В скачках на дистанции 35 км примут участие около 40 лошадей. «Главная особенность скачек — то, что лошадям придется скакать по неровной местности, что отличает эти скачки от скачек на ипподроме», - сказал заместитель главы сельского округа с.Барскоон Кенжегул Сыдыков.

Программа фестиваля состоит из конного парада, традиционных конных игр, концерта этнической музыки, айтыша (поэтические состязания), скачек, выставки предметов народного творчества.

Также в рамках мероприятия будет показан документальный фильм о лошадях.

http://www.ca-news.org/news/247741

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

IV фестиваль, посвященный лошади и традициям кыргызских кочевников, состоится на Иссык-Куле

27 октября 2009, 12:23

CA-NEWS (KG) - Четвертый фестиваль, посвященный лошади и традициям кыргызских кочевников, состоится 31 октября и 1 ноября в селе Барскоон Иссык-Кульской области. Об этом сегодня, 27 октября, сообщила руководитель учреждения «Кыргыз Аты» Жаклин Рипар на пресс-конференции в АКИpress.

По ее словам, основная цель фестиваля заключается в возобновлении культуры кыргызов, связанной с лошадьми. «Этот фестиваль также открывает двери для туризма», - сказала она.

Представитель оргкомитета фестиваля Ишемби Оболбеков сообщил, что в фестивале принимают участие жители близлежащих сел, чабаны и люди, занимающиеся лошадьми. «Это одна из основных задач мероприятия — собрать вместе людей, которые имеют отношение к лошадям», - отметил он.

Данное мероприятие, по словам Ж.Рипар, было организовано в рамках цикла фестивалей, проводящихся по просьбе местных жителей в Кыргызстане и Таджикистане.

Фестиваль откроется конным парадом жителей села. Это станет галвным отличием данного мероприятия от предыдущих.

В скачках на дистанции 35 км примут участие около 40 лошадей. «Главная особенность скачек — то, что лошадям придется скакать по неровной местности, что отличает эти скачки от скачек на ипподроме», - сказал заместитель главы сельского округа с.Барскоон Кенжегул Сыдыков.

Программа фестиваля состоит из конного парада, традиционных конных игр, концерта этнической музыки, айтыша (поэтические состязания), скачек, выставки предметов народного творчества.

Также в рамках мероприятия будет показан документальный фильм о лошадях.

http://www.ca-news.org/news/247741

Козлодрание или по казахски Кокпар. Берется туша козла как снаряд и джигиты разделившись на 2 команды начинают за нее биться. (Регби на лошадях). Как мне рассказывал дед они раньше в эту игру целыми аулами играли. Тактика такая. Самые сильные джигиты на тяжелых лошадях в середине бьются за тушу козла. Как только получают ее сразу же выносят подальше от центра и передают более молодым на быстрых лошадях парнишам. А их уже не догонишь :)

Очень хорошо прокачивает руки тело, позволяет научиться управлять лошадью без рук и т.д. Кстати сборная КЗ до сих пор чемпионы по данному виду спорта. :asker13mt:

Есть еще аударыспак.

Два джигита выходят в поле верхом и начинают бороться сидя на лошадях. Цель стащить противника с седла.

Байга

Делится на несколько видов.

Аламан байга. Участвуют взрослые лошади. Забеги на 21,31,50,100км.

Кунан байга

Забеги жеребят.

Жорга жарыс.

Соревнования иноходцев.

Тиын алу.

Цель подобрать на скаку кошелек с земли.

Ер сайыс

Сейчас помоему не делают. Фехтование на лошадях.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

50 км и 100 км вы уже, батенька, загнули.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

50 км и 100 км вы уже, батенька, загнули.

Почему же?

В основном аламан на 16 и 25, бывает и на 21, 31 и 35, а также на 50-60 км. (по кругу конечно). Про сто не слышал.

http://www.alaman.kz/?p=9820

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Почему же?

В основном аламан на 16 и 25, бывает и на 21, 31 и 35, а также на 50-60 км. (по кругу конечно). Про сто не слышал.

http://www.alaman.kz/?p=9820

Забеги на 100 км. проводили в старину. Сейчас в основном на 31км. Есть на 50км. Просто сейчас начали более беречь лошадей, после таких забегов они обычно уже никакие. Большинство умирает (Я про 100км)

АксКерБорж

На сайте alaman.kz дистанции неправильно указаны. Они там путают 1 шакырым на 1 км. Хотя по идее 1 шакырым = 0,5км. Адамды шакыра алатын жер. На сайте следует понимать 1 шакырым как 1 км.

Изменено пользователем Kochevnik01
0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В зависимости от глотки, если луженная, то и на 1 км. слышно, шучу. :lol:

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На сайте alaman.kz дистанции неправильно указаны. Они там путают 1 шакырым на 1 км. Хотя по идее 1 шакырым = 0,5км. Адамды шакыра алатын жер. На сайте следует понимать 1 шакырым как 1 км.

Вы правы, слово шақырым изначально означало дистанцию примерно равную 0,5 м. В языке казахов КНР до сих пор различаются слова шақырым (равный 1 китайскому ли) и километр. Первый - половина второго.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Не зря я пошутил :) , это мера длины изначально была приблизительной, т.к. в степи голос может быть услышан далеко, а верста, с которой ее сравнивают авторы словарей, составляет 1 066,781 метров (3500 футов). ИМХО: на 500 метров в степи может быть услышан и слабый голос, а потому мое мнение, что шақырым - это расстояние не менее 1 км.

Изначально у казахов ШАҚЫРЫМ - это расстояние, на которое может быть услышан звук человеческого голоса или расстояние приблизительно равное версте.

Шақыру (қаз: глагол неопределенной формы) - звать, призывать, созывать, кричать.

1) http://www.sozdik.kz/ru/dictionary/translate/kk/ru/шақырым/

2) Х.Махмудов, Г.Мусабаев. Казахско-русский словарь. А-А, 1988, более 15 тыс. слов.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Не зря я пошутил :) , это мера длины изначально была приблизительной, т.к. в степи голос может быть услышан далеко, а верста, с которой ее сравнивают авторы словарей, составляет 1 066,781 метров (3500 футов). ИМХО: на 500 метров в степи может быть услышан и слабый голос, а потому мое мнение, что шақырым - это расстояние не менее 1 км.

Изначально у казахов ШАҚЫРЫМ - это расстояние, на которое может быть услышан звук человеческого голоса или расстояние приблизительно равное версте.

Шақыру (қаз: глагол неопределенной формы) - звать, призывать, созывать, кричать.

1) http://www.sozdik.kz/ru/dictionary/translate/kk/ru/шақырым/

2) Х.Махмудов, Г.Мусабаев. Казахско-русский словарь. А-А, 1988, более 15 тыс. слов.

Не знаю, видимо у меня слабый голос тада получается :lol: Потому что в ауле в кыстау я мог максимум докричаться на 500 метров наверное када на лошади уходил в степь. Но с другой стороны согласен, если погода безветренная то можно и подальше крикнуть))

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

\\Забеги на 100 км. проводили в старину.\\

Вот, читая о карабаирах, нашел: " Красочное описание верхового карабаира оставил в прошлом веке путешественник Н.Северцов: "Туркменский джигит... с гордой осанкой, с выражением полнейшего самодовольства на лице ехал рысью на своем прекрасном гнедом карабаире... Этот дивный конь, проехавший с небольшим в двое суток 340 верст, почти без корма, еще был в теле, бодро раздувал ноздри, храпел и играл под удалым седоком, то и дело немного приподнимаясь на дыбы, когда тот, слегка понукая ногами, укорачивал поводья, чтобы насладиться огнем своего неутомимого скакуна".

просматривал материалы о физическом воспитании в юнкерских училищах нашел следующее:

"Для этого юнкера, по двое, с заводными лошадьми отправлялись в степное укрепление Ак-Тюбе и возвращались назад, делая в четверо суток четыреста семьдесят верст (501 км.), причем производили маршрутную съемку и доставляли топографическую заметку о местности."

говорится про юнкеров Оренбургского казачьего юнкерского училища

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Проезд и скачки на время разные вещи. На 100 км либо лошадь умрет либо не сможет. На алман кз нет фактов. Нельзя недоценивать "арабов", якобы быстрые, но не выносливые. "Арабы" очень выносливые. Как может быть не выносливой лошадь выведенная в безводных и жарких песках? И на скачках "арабы" на финиш приходят кучей, и местные лошади приходят другой кучей.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

\\Проезд и скачки на время разные вещи.\\

Совершенно верно - разные.

\\На 100 км либо лошадь умрет либо не сможет.\\

Но скоростные скачки в Российской империи на 100 верст, а это даже более 100 км., устраивались.

Так в 1906 году победителем 100 верстного пробега стал чистокровный жеребец Атрид, прошедший дистанцию за 4 часа 43 минуты. Интересная подробность – из 100 верст Атрид прошел 73 версты галопом со средней скоростью 2 мин. 20 сек./км, 16,5 версты – рысью, остальные шагом.

В 1907 году чистокровная кобыла Львица улучшила показанное Атридом время на 3 минуты, закончив 100-верстный пробег за 4 часа 40 минут.

В 1908 году чистокровный жеребец Фандаго закончил 100-верстный пробег за 4 часа 31 минуту. Это второй в дореволюционной России результат на этой дистанции. Первым был зафиксирован результат 4 часа 26 минут, но кличка лошади и фамилия всадника, установивших этот рекорд остались для нас неизвестными.

Европейский рекорд на 100-верстную дистанцию был установлен французским лейтенантом Бозиль в 1911 году и равен 4 часам 15 минутам. Он ехал на чистокровном Мидасе.

Так что скорее всего что-то было и в Средней Азии.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну если еще иногда и шагом...

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Проезд и скачки на время разные вещи. На 100 км либо лошадь умрет либо не сможет. На алман кз нет фактов. Нельзя недоценивать "арабов", якобы быстрые, но не выносливые. "Арабы" очень выносливые. Как может быть не выносливой лошадь выведенная в безводных и жарких песках? И на скачках "арабы" на финиш приходят кучей, и местные лошади приходят другой кучей.

Ответ на это может дать только аламан байга на 60км

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Интересная статья попалась:

НАБЛЮДЕНIЯ ВЪ ОТЕЧЕСТВѢ.

Скачка въ Уральскѣ.

.....

Между прочимъ была въ Уральскѣ, когда собрались къ улову, и скачка, не на бударкахъ, а скачка на коняхъ. Это заведенiе благое, дай Богъ, чтобъ поддержалось долго! Прежде чѣмъ приступлю къ повѣсткѣ о томъ, чья лошадь и сколько прискакала, и что взяла ставки, скажу слово о коняхъ здѣшнихъ.

Башкирскiе, Калмыцкiе и Киргизскiе кони — вотъ три главныя породы здѣшняго края. Туркменскихъ аргамаковъ и дорогихъ породъ лошадей изъ небольшаго числа частныхъ заводовъ, не причисляю я сюда же: это иностранцы. Казачьи заводы и табуны происходятъ всѣ отъ первыхъ: здѣсь нѣтъ собственно Уральской или Оренбургской породы, какъ на Дону есть порода Донская, Башкирская породы отъ крайняго небреженiя, отъ того что не обращаютъ ни малейшаго вниманiя на случку отборныхъ жеребцовъ и кобылъ, а представляютъ всякое попеченiе о скотоводствѣ своему Аллаху и великому пророку его, переродилась, перевалясь и умаляетъ съ году в годъ. Къ крайнему сожаленiю, ?? то же сказать можно, и о Киргизахъ, но здѣсь какъ–то еще, по крайней мѣрѣ въ глубинѣ степи, судьба уберегла доселѣ нѣсколько добрыхъ чистыхъ породъ, и ихъ предпочитаютъ Башкирскимъ. Чудное дѣло: коннорождающие народы эти искони пристрастились къ табунамъ своимъ, табуны ихъ и комятъ и поятъ, они же и одѣваютъ, но кромѣ счета, примѣтъ и отмѣтъ косяковъ своихъ, не знаютъ они ничего. Въ этомъ, состоитъ весь присмотръ; — урадясь же рѣзвый, неутомный конь — тогда его берегутъ и холятъ и красуются и ??? имъ, а сами искусственнаго улучшенiя породъ и во снѣ не выдаютъ!

Настоящая Калмыцкая порода коней, толстоголовыхъ, малоухихъ, горбоносыхъ также почти перевелась въ Оренбургскомъ краѣ; она ?? еще въ косякахъ Ставропольскаго Калмыцкаго войска; а всѣ Калмыки, причисленные къ казакамъ Оренбургскимъ и Уральскимъ, водятъ коней Башкирскихъ, Киргизскихъ и Казачьихъ. И такъ, Калмыцкая лошадь ?? на Уралѣ, только то, что она въ рукахъ у казака — Калмыка, а порода ея этимъ ничуть не обозначена. Настоящихъ Калмыцкихъ коней надобно искать у Калмыковъ Тюженевскихъ, въ Астраханской Губернiи. Нынѣ въ Оренбургскомъ краѣ считаютъ вообще до одного миллiона коней; около 20,000 идетъ ежегодно въ продажу, и изъ этого числа болѣе половины за Уралъ, въ Киргизскую степь. Золотая година миновала, гдѣ степь снабжала край лошадьми; — нынѣ дѣло пошло наоборотъ; тамъ бѣдность и нищета; баранты и усобицы, изводятъ стада и имущества дикарей степныхъ; голодные и холодные годы, какъ напримѣръ изъ нынѣшнихъ 1827–й, погубили въ степи несмѣтное множество лошадей.

НАБЛЮДЕНIЯ ВЪ ОТЕЧЕСТВѢ.

Скачка въ Уральскѣ.

(Окончанiе.)

Приведу вамъ въ примѣръ богатѣйшаго изъ Оренбургскихъ Кайсаковъ, бывшаго Старшину Иснигаильдiя. Янмурзина: у него въ двадцатыхъ годахъ считали до 12,000 коней — и кто и говоритъ, что де не было двѣнадцати, такъ мирися на осьми — и того довольно, а нынѣ у него нѣтъ и восьми сотъ. Коли ежегодно такое огромное количество нашихъ коней идетъ, за барановъ, въ степь, то ясно, что и Киргизская порода, близъ линiи, должна быть переводною; и точно, вы здѣсь настоящихъ Киргизскихъ коней не найдете. За ними ступайте въ глубь степи, къ Чиклинцамъ, къ Джегалбайлинцамъ, къ Адаевцамъ — даже у Хана Джангера, во внутренней Ордѣ, найдете вы истыхъ Киргизскихъ коней очень не много. Круглая цѣна Башкирскимъ конямъ здѣсь не свыше 25 рублей за голову; конямъ Киргизскимъ и казачьимъ — много небольше; круглая цѣна, говорю, доброму и ледащему; я знаю, что Киргизы даютъ иногда не два, а три, по пяти верблюдовъ за скакуна, а Бухарцы, которые цѣнятъ ходаковъ и иноходцевъ, набиваютъ иногда цѣну на нихъ до невѣроятности, но это особая статья, и въ разсчетъ не входитъ. Лошаденки здѣшнiя довольно рѣзвы, сносливы въ работѣ при бѣдномъ кормѣ, но малорослы, а потому и слабосильны. — На скачку ихъ подготавливаютъ или подмариваютъ, то есть, скакуна проѣзжаютъ по вечерамъ, и ставятъ, въ сѣдлѣ, на всю ночь къ привязкѣ, не давая корму; вообще же Киргизы конямъ своимъ никогда ближе четырехъ часовъ послѣ поѣдки ни пойла, ни корму не даютъ; иногда, правда во время самой поѣздки, поятъ лошадь и горячую, но только уже сейчасъ же проѣзжаютъ рысью. Овса Киргизы и не знаютъ, а казаки, и даже Башкиры, подготавливая коней, задаютъ имъ иногда по немногу овса или ячменя. Кто богатъ кобылицами, поить любимаго скакуна кобылицами, поитъ любимаго скакуна кобыльимъ молокомъ. Это дѣлается особенно въ степи.

Коли, можетъ статья, спросите: много ли выдержитъ добрый скакунъ здешнiй? то заставите призадуматься. Вотъ вамъ нѣсколько примѣровъ, а впрочемъ степь дорога не мѣрная; одно средство узнать правду — это скачка по мѣрному поприщу, а это здѣсь еще новизна, и завелесь она, хоть бы въ Уральскѣ, недавно. Полагаютъ, что Киргизъ дѣлаетъ обыкновеннно суточный переходъ на рысяхъ во сто, въ полтораста верстъ, на одномъ конѣ; одвуконь перебѣжитъ онъ легко и двѣсти. Одвуконь, отреконь, не означаетъ подставы на пути; это просто вотъ что: я сѣдлаю двухъ, трехъ, четырехъ коней, сажусь на одного, остальныхъ гоню передъ собою, а иногда веду на чембурѣ, и, пересаживаясь съ сѣдла на сѣдло, даю отдыхать конямъ поочередно. Коли прилучится ?? въ хвостъ и въ голову, такъ загнанную лошадь покидаю. Изъ Орска въ Бухару, одометромъ вымѣренная дорога 1,500 верстъ, поспѣваетъ Кайсакъ одвуконь, на 13–й, 15–й день, и увѣряетъ, что поспѣлъ бы въ лучшую погоду, на лучшихъ коняхъ, еще скорѣе. Заручиться не заручусь, а говорю говореное. Когда убили Султана Медета Галiя, на устьѣ рѣки Камышлы, въ 80 верстахъ отъ Орской крѣпости, то вѣсть объ этомъ дошла на Илекъ, до устья рѣки Карабутанъ, къ Султану–Правителю, что составляетъ, примѣрно, болѣе 250 верстъ — въ 30 часовъ. Два гонца прискакали, на трехъ коняхъ, безъ сѣделъ, босые и полунагiе, а поэтому вѣроятно и не имѣли времени отбирать скакуновъ.

Теперь стану говорить о скачкѣ, которая происходила сего 17–го Сентября въ присутствiи Наказнаго Атамана Уральскаго Казачьяго войска, Членомъ Войсковой Канцелярiи и при стеченiи многаго множества крещенаго и некрещенаго люду. И Султанъ–Правитель, и другiе почетные Ордынцы посѣтили празднество наше. Кругъ былъ отбитъ въ мѣрныя три версты, и обнесенъ двумя канавами. Сперва пущены были 23 лошади собственно Уральскихъ заводовъ; изъ нихъ выскакала лошадь казака Калмыка, Бурчи Чурюмова, обскакавъ шесть круговъ, или 18 верстъ, въ 23 минуты; пять коней получили изъ Войсковой Канцелярiи, ставки; а именно: 1) Чурюмова 150 руб.; 2) Даржаева, 100 руб.; 3) Сулейманова, 80 руб. 4) Наказнаго Атамана, 70 руб. 5) Есаула Узбекова, 50 руб. Вслѣдъ за этимъ, скакали 30 коней степныхъ, Киргизскаго заводу, на семь круговъ, или 21 версту. Изъ нихъ первая выскакала лошадь Султана–Правителя Баймухамета Айчувакова, обскакавъ семь круговъ въ 20 минутъ. Она получила наградные 120 руб. Вторая казака Нагацкина, 90 руб.; третiя, Горынина, 70 руб.; четвертая, Джембекова 50 руб., пятая, Султана Махмуда Алгазина, 40 рублей.

На третiй день, то есть 20–го Сентября, пополудни въ 5 часовъ, была перескачка рѣзвымъ конямъ, получившимъ награды на скачкѣ, всѣмъ вмѣстѣ Киргизскимъ и Уральскимъ. При этомъ случаѣ, скакунъ Чюрюмова, взявшiй на скачкѣ первую ставку, и теперь выскакалъ далеко впередъ, но спотыкнулся со всѣхъ ногъ и упалъ, а товарищи, не дожидаясь его, пронеслись мимо. Недруги! что бы обождать, да лежалаго поднять! Перескачка была назначена на четыре круга, или въ 12 верстъ; лошадь казака Дельгина Нагацкина, взявшая на скачкѣ лошадей Киргизской породы вторую ставку, вышла здѣсь напередъ, и взяла 80 рублей. Всѣ наградныя деньги раздавались изъ войсковой суммы.

Я сказалъ уже, что Калмыки здѣшнiе имѣютъ коней не иной породы, какъ и прочiе казаки, но они всегда почти, какъ теперь, берутъ наградные вклады на всѣхъ скачкахъ, куда деваются. Калмыки Уральскаго Войска славятся добрыми лошадьми, и уже вѣрно не пропустить ни одной скачки безъ попытки. Такъ, на скачкѣ, которая была при празднествѣ, что давалъ нынѣшнiй Правитель внутренней Киргизской Орды, при возведении его въ Ханское достоинство, первую ставку взяла Уральская Калмыцкая лошадь; такъ и нынѣ, когда, единовременно со скачкою на Уралѣ, тотъ же Ханъ давалъ, по случаю свадебнаго празднества, пиръ и скачку — опять Калмыкъ, Узенской Уральскiй казакъ, взялъ первую награду.

Нынѣ мѣстное начальство старается распространить Уральскiй войсковой заводъ, существующiй въ ?? только видѣ. Уральское Войско имѣетъ всѣ средства и способы къ разведенiю лучшихъ степныхъ казачьихъ коней; денегъ у него много; простора довольно; добрые казачьи кони изъ первыхъ рукъ; даже аргамаковъ и степныхъ караваировъ, которые даютъ съ мѣстными породами кобылицъ отличныхъ лошадей — могутъ имѣть скорѣе и сходнѣе чѣмъ гдѣ нибудь. Нынѣ Войсковое начальство платитъ по 250 руб. за казачьихъ лошадей ведь гвардейскую сотню свою; цѣна чрезвычайно высокая, а между тѣмъ, все таки нуждается сотня въ добрыхъ коняхъ, потому что ихъ нѣтъ въ потребномъ количествѣ. Коли уже Оренбургское Войсковое начальство, честной, признательной памяти достойный Генералъ–Маiоръ Адамъ Григорьевичъ Энгельгардтъ, успѣлъ основать и завести конскiй заводъ, при всей крайней органиченности средствъ и способовъ, ибо войсковая сумма тамъ бѣдна, доходовъ нѣтъ, и необходимѣйшiе расходы едва только покрываются — то уже Войску Уральскому напримѣръ сподручнѣе обзавестись своимъ заводомъ, который, при добромъ хозяйствѣ и распорядкѣ, оставитъ далеко за собою всѣ подобныя заведенiя здѣшняго и сосѣднихъ краевъ.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Не подскажете, что означает слово АЛАМАН в выражении аламан байга? Очень интересно.

Также можно подробности об эр сайис? Я слышал, что нашлись энтузиасты, которые возрождают этот благородный и ныне ставший уникальным вид спорта. Меня давно интересует любое описание эр сайис. По-моему, это самый интересный вид конного спорта, который сегодня остался (?) в мире.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Почему есть кокпар козлодрание. Могу выложить фотографии с Эль Ойуна,

где победила команда Улагана. С окрестностей Улан Батора, где

кереи и найманы устроили охоту с кречетами и кокпар.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Не подскажете, что означает слово АЛАМАН в выражении аламан байга? Очень интересно.

Также можно подробности об эр сайис? Я слышал, что нашлись энтузиасты, которые возрождают этот благородный и ныне ставший уникальным вид спорта. Меня давно интересует любое описание эр сайис. По-моему, это самый интересный вид конного спорта, который сегодня остался (?) в мире.

Аламан бәйге - скачки на далекое расстояние, в которых участвуют лошади любых возрастов.

http://www.sozdik.kz/kk/dictionary/translate/kk/ru/аламан/

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

как переводится слово аламан с тюркских?

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Алькей Маргулан приводит интересную легенду о происхождении казахской национальной игры «Кокпар» (искаж., раньбше "Көк бөрі") (козлодрание от древней традициии облавной охоты на волков) и связывает ее с легендарным Эргене-кон и предками Чингизхана:

Ерте, ерте ертеде ешкі жүні бөртеде халық бір-бірімен алакөз болып, екіге жарылғанда Қиян мен Ноғай деген екі жігіт туған жерлерін тастап, алысқа адам аяғы баспаған Алтай тауларына шығып кетіпті-мыс. Бұл жерде олар, Ергенек қон деген терең үңгірді қоныс қылыпты. 200 жыл өтіпті. Содан бері олардыњ үрім-бұтақтарының саны өсіп-жетіліп, үңгірге сыймайтындай дәрежеге жетіпті. Содан олар не болса да бұл арадан құтылуды ойлапты. Бірақ, Қиян мен Ноғай ұрпақтары барлық биік тауларға шығып, шыңдар мен қияларды орап, қоршап алады. Бақыттарына орай бір тау Теміртау – темір болып шығады. Қиян ұрпақтарының арасындағы ұста тауды балқытып жіберуді ұсынады, тау ағып кету үшін жетпіс жерден жетпіс ұста пешін көмірмен жағады. Сөйтіп, түйе үстіндегі қомымен өтіп кететіндей жол салады. Осы салынған жолдан таулы Қиян тау қақпанынан кең жазық далаға шығып құтылады. Сол кезден бастап Қиян ұрпақтары бөрте шене аталып кетті. Бірнеше жыл өткен соң Шыңғыс дүниеге келді. Осы уақыттан бастап халықтың салтына әр жыл сайын, сегіз айда бір рет той және көк бөрі (> көкпар) тарту ұйымдастырылады, қазіргі кезде «ешкі тартады».

Перевожу (как могу): :D

В далекой-далекой древности, когда у коз мех еще был светло-серым (обычная присказка во многих казахских сказках), народ постигла вражда и он раскололся навдое. Два джигита Киян и Ногай ушли в недоступные горы Алтая. Здесь они обосновались в глубокой пещере Ергенек-кон. Прошло 200 лет. За это время их род расплодился и пещера не стала вмещать их и они решили выйти из непроходимых гор. На их счастье одна из гор оказалась железной. Один из людей предложил расплавить гору. Семьдесят кузнецов растопили углем семьдесят печей и железная гора расплавилась открыв всем дорогу из горного капкана на просторную степь. С тех самых пор потомки Кияна стали именоваться Борте чине. Через несколько лет родился Чингизхан и с этих пор в традицию народа вошло ежегодно, один раз в восемь месяцев, устраивать пир и проводить игру «көкпар» (волкодрание), которая ныне стала козлодранием.

Л.З.Будагов приводит: «У кочевых народов пиршество при свадебных и других случаях состоит в угощении гостей, конской скачке с призами, борьбе стрельбе и пр. У туркмен существует свадебный обряд, по которому невеста, окутанная с ног до головы вуалью, должна состязаться в скачке со своим женихом, над которым нередко она берет верх. Если при этом невеста держит на коленях заколотую овцу или козу, и преследуемая женихом и прочею молодежью, должна, на всем скаку, разными изворотами, избежать похищения у нее овцы, то обряд этот называется көк бөрі, т.е. зеленый волк».

(АКБ: правильнее не зеленый, а сивый; например, көк жал бөрі – сивогривый волк)

Вамбери: «По писаніию Болотова, такая скачку у киргизов (АКБ: казахов) называется куп-бюре, много волков?

(АКБ: вместо «көк» неправильная передача как «көп», отсюда неверный перевод)

Читал, что у киргизов также существовала традиция облавной охоты на волков, отголоском которой являются национальные игры «улақ тартыш», «шавулак» (шап улак) – синонимы «көкпар» (сивый волк).

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!


Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.


Войти