Перейти к содержанию
Гость sanj

Улус Джучи (Золотая орда)

Рекомендуемые сообщения

3 минуты назад, Samtat сказал:

Он укрепил положение Орды. Начал снова брать выход с Москвы.

Понятно, кому налоговики нравятся? :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, mechenosec сказал:

Помню этот спор, всё же, почему вас так пугает этот референдум? Не хочется штампов, но глас народа- глас божий :)

Как только калмыки проведут свой. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Samtat сказал:

Как только калмыки проведут свой. :)

Не знаю почему у нас не провели? Но нам легче, столько анекдотов и пословиц про нас нет, а вы могли бы избавиться от таких типа : Поймали татары Илью Муромца ,Добрыню... Или : Нам татарам лишь бы даром и тд ,перевели стрелки на казахов и др, делов то :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, mechenosec сказал:

Не знаю почему у нас не провели? Но нам легче, столько анекдотов и пословиц про нас нет, а вы могли бы избавиться от таких типа : Поймали татары Илью Муромца ,Добрыню... Или : Нам татарам лишь бы даром и тд ,перевели стрелки на казахов и др, делов то :D

мне кажется анекдоты травили больше про непокорные народы или слишком гордые

например очень много анекдотов про чукч по понятным причинам ;)

калмыки же были покорными и славно послужили новой отчизне 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 минут назад, Samtat сказал:

Как только калмыки проведут свой. :)

Думаю у нас шансов нет на возвращение старого этнонима ойрат, большинство уверено что мы именно калмыки (  доля правды  в этом конечно есть, мы уже отличаемся от других ойрат-монголов ) .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 минуты назад, Samtat сказал:

Так в чём проблема ? Не пойму  ! Из-за пословиц что-ли и сказок ? 

Не, проблема в постах выше, насчёт этнонима -Татар, а подколки и анекдоты  это мелкие неприятности :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 минут назад, Аrсен сказал:

мне кажется анекдоты травили больше про непокорные народы или слишком гордые

например очень много анекдотов про чукч по понятным причинам ;)

калмыки же были покорными и славно послужили новой отчизне 

Патриарх Кирилл сказал что калмыки были богом посланный России народ , в тяжёлое время , начало 17 в , неплохо видно послужили. Ну и напомню что калмыки не были ПОКОРЕННЫМ  народом ,в отличии от других .Обязательно нужно было кусаться про - ПОКОРНЫХ ? Ойраты сами прикочевали сюда, потому что терпели поражения от своих восточных братьев- Халха. Когда перестали устраивать условия вся верхушка- хан и нойоны ушли, калмыков бы вообще в России не осталось, если бы Волга в 1771г  замерзла.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

19 минут назад, Аrсен сказал:

мне кажется анекдоты травили больше про непокорные народы или слишком гордые

например очень много анекдотов про чукч по понятным причинам ;)

калмыки же были покорными и славно послужили новой отчизне 

Ну, нам с вами легче, анекдотов и пословиц  про нас нет, когда нибудь слышали такое ? " О злее зла честь казахская ( калмыцкая) , или : незваный гость хуже казаха :D, придётся рассказать старый анекдот - в верховный совет СССР поступила жалоба от татар, почему мол такая дискриминация в отношении татар, просят исправить пословицу : незваный гость хуже татарина. Ответ, постановление ВС : Исправить пословицу - Незваный гость хуже татарина, на - Незваный гость лучше татарина :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

29 минут назад, mechenosec сказал:

Патриарх Кирилл сказал что калмыки были богом посланный России народ , в тяжёлое время , начало 17 в , неплохо видно послужили. Ну и напомню что калмыки не были ПОКОРЕННЫМ  народом ,в отличии от других .Обязательно нужно было кусаться про - ПОКОРНЫХ ? Ойраты сами прикочевали сюда, потому что терпели поражения от своих восточных братьев- Халха. Когда перестали устраивать условия вся верхушка- хан и нойоны ушли, калмыков бы вообще в России не осталось, если бы Волга в 1771г  замерзла.

почему сразу "кусаться", то что калмыки были покорными и против Царя не буйствовали, а верно служили разве не правда?

вот чукчи не покорялись из-за этого получили всякие прозвища и анекдоты, думаю с татарами из той же оперы

  • Не согласен! 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 минут назад, Аrсен сказал:

почему сразу "кусаться", то что калмыки были покорными и против Царя не буйствовали, а верно служили разве не правда?

вот чукчи не покорялись из-за этого получили всякие прозвища и анекдоты, думаю с татарами из той же оперы

Начинаю подозревать что АКБ прав насчёт вас, неужели вы совсем не видите аргументов? Россия не завоевывала калмыков, наши сами сюда прикочевали, даже Волгу ойратам запрещали переходить на западный берег, да только кто слушал? А как перестали устраивать условия, так и откочевали несмотря на запрет. Да и ханы общались и с турецкими послами, и с иранскими, во время междоусобицы даже в Крым уходили, напомню что меч калмыцкого хана щас в музее в Китае, но думаю доказывать вам бесполезно. Большая часть калмыков была в России только 150 лет, и откочевали обратно в Джунгарию, мы остались потому что Волга в тот год не замерзала, переправиться не смогли.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 минут назад, mechenosec сказал:

Начинаю подозревать что АКБ прав насчёт вас, неужели вы совсем не видите аргументов? Россия не завоевывала калмыков, наши сами сюда прикочевали, даже Волгу ойратам запрещали переходить на западный берег, да только кто слушал? А как перестали устраивать условия, так и откочевали несмотря на запрет. Да и ханы общались и с турецкими послами, и с иранскими, во время междоусобицы даже в Крым уходили, напомню что меч калмыцкого хана щас в музее в Китае, но думаю доказывать вам бесполезно.

причем тут АКБ?

вон даже Самтат согласен с моей теорией 

вообще не пойму ваш этот пост - в каком это я месте писал, что калмыков завоевала Царская Россия?

с татарами Царь воевал, с чукчами тоже - объясните в чем я не прав?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Аrсен сказал:

причем тут АКБ?

вон даже Самтат согласен с моей теорией 

вообще не пойму ваш этот пост - в каком это я месте писал, что калмыков завоевала Царская Россия?

В том что вы не слышите аргументов, когда калмыки были покорными? Когда сбили казачьи заставы и уходили на восток? Или когда казахи покорно выполняли приказ задержать калмыков? Когда именно? :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, mechenosec сказал:

В том что вы не слышите аргументов, когда калмыки были покорными? Когда сбили казачьи заставы и уходили на восток? Или когда казахи покорно выполняли приказ задержать калмыков? Когда именно? :D

не нужно тут вмешивать АКБ - там отдельная тема, аргументы как раз таки я приводил с конкретными ссылками и фактами, так что ваше замечание не к месту, а он и слышать не хочет ;)

по поводу казахов, кстати был приказ от Царя калмыков не трогать, нужно откопать инфу

кстати, с казахами Царь тоже долго возился думаю, поэтому казахов то киргизцами, то кайсаками именовали...

если вас смущает слово "покорные" хорошо давайте заменим служивыми, устроит? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 минут назад, mechenosec сказал:

В том что вы не слышите аргументов, когда калмыки были покорными? Когда сбили казачьи заставы и уходили на восток? Или когда казахи покорно выполняли приказ задержать калмыков? Когда именно? :D

Поздней осенью 1770 года под предлогом подготовки к защите от нападения казахов калмыки стали сосредоточиваться поблизости от Жаика. До русских властей, конечно, доходили разные слухи. Зайсаны, враждебно настроенные к Убаши, писали доносы, а губернатор Астраханского края Н. Бекетов на основе этих доносов неоднократно докладывал в Коллегию иностранных дел, что калмыки готовятся к переселению. Однако все слухи и его доклады считались безосновательными. Русские власти были уверены, что калмыки останутся верными России и не пойдут на такой опасный шаг. Для такой уверенности у русских были все основания. От Жаика до китайской Новой линии более 3,5 тысячи километров. Этот путь по враждебным для калмыков территориям Казахского ханства, по незнакомым и безводным степям был смертельно опасен. Решиться на такой шаг — равносильно самоубийству, как думали русские. Но они не учитывали фактор Китая. Китайцы, приложив тайные усилия к принятию Убаши решения о перекочевке, постарались обеспечить калмыкам коридор через казахские степи. Султан Орта жуза Аблай считался китайским подданным, поэтому богдыхан Хунли (Цяньлунь) в 1770 году направил ему письмо с требованием пропустить через казахские земли калмыков, которые бегут к нему. Но у богдыхана не было рычагов влияния на Нуралы хана, поэтому, чтобы свести к минимуму риск столкновений с казахами Киши жуза, откочевка должна была начаться зимой, в декабре, когда казахи отходят на юг, на «зимние квартиры». За три месяца, до середины марта, калмыки должны были пройти земли Киши жуза и выйти на территории, контролируемые Орта жузом. Но этот план не осуществился в полной мере. Из-за оттепели зимой 1770-1771-го Волга долго не замерзала. Улусы дербетов и хошоутов на правобережье Волги не смогли переправиться на левый берег. Время уходило. Убаши надоело ждать, и 5 января был отдан приказ всем калмыкам на левобережье двигаться к Жаику. Таким образом калмыки разделились. Дербеты и хошоуты на правобережье Волги в количестве 11 200 кибиток остались в России, а торгоуты с левобережья в количестве 30 000 кибиток (от 120 000 до 150 000 человек) ушли в свое последнее Великое кочевье.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Аrсен сказал:

не нужно тут вмешивать АКБ - там отдельная тема, аргументы как раз таки я приводил с конкретными ссылками и фактами, так что ваше замечание не к месту, а он и слышать не хочет ;)

по поводу казахов, кстати был приказ от Царя калмыков не трогать, нужно откопать инфу

кстати, с казахами Царь тоже долго возился думаю, поэтому казахов то киргизцами, то кайсаками именовали...

если вас смущает слово "покорные" хорошо давайте заменим служивыми, устроит? 

Не, не устроит, вы просто не хотите слышать правду, то что не знали ещё могу понять, но я ведь всё вам объяснил, покорный народ покорно бы остался на месте, но калмыки не из таких, с огромными потерями но ушли на старую родину Джунгарию, то что остались мы ,это незамерзшая Волга, догадываюсь что все мои слова бесполезны,больше доказывать не намерен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 минут назад, mechenosec сказал:

Не, не устроит, вы просто не хотите слышать правду, то что не знали ещё могу понять, но я ведь всё вам объяснил, покорный народ покорно бы остался на месте, но калмыки не из таких, с огромными потерями но ушли на старую родину Джунгарию, то что остались мы ,это незамерзшая Волга, догадываюсь что все мои слова бесполезны,больше доказывать не намерен.

я же убрал слово "покорные" :wacko:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 минут назад, Аrсен сказал:

Поздней осенью 1770 года под предлогом подготовки к защите от нападения казахов калмыки стали сосредоточиваться поблизости от Жаика. До русских властей, конечно, доходили разные слухи. Зайсаны, враждебно настроенные к Убаши, писали доносы, а губернатор Астраханского края Н. Бекетов на основе этих доносов неоднократно докладывал в Коллегию иностранных дел, что калмыки готовятся к переселению. Однако все слухи и его доклады считались безосновательными. Русские власти были уверены, что калмыки останутся верными России и не пойдут на такой опасный шаг. Для такой уверенности у русских были все основания. От Жаика до китайской Новой линии более 3,5 тысячи километров. Этот путь по враждебным для калмыков территориям Казахского ханства, по незнакомым и безводным степям был смертельно опасен. Решиться на такой шаг — равносильно самоубийству, как думали русские. Но они не учитывали фактор Китая. Китайцы, приложив тайные усилия к принятию Убаши решения о перекочевке, постарались обеспечить калмыкам коридор через казахские степи. Султан Орта жуза Аблай считался китайским подданным, поэтому богдыхан Хунли (Цяньлунь) в 1770 году направил ему письмо с требованием пропустить через казахские земли калмыков, которые бегут к нему. Но у богдыхана не было рычагов влияния на Нуралы хана, поэтому, чтобы свести к минимуму риск столкновений с казахами Киши жуза, откочевка должна была начаться зимой, в декабре, когда казахи отходят на юг, на «зимние квартиры». За три месяца, до середины марта, калмыки должны были пройти земли Киши жуза и выйти на территории, контролируемые Орта жузом. Но этот план не осуществился в полной мере. Из-за оттепели зимой 1770-1771-го Волга долго не замерзала. Улусы дербетов и хошоутов на правобережье Волги не смогли переправиться на левый берег. Время уходило. Убаши надоело ждать, и 5 января был отдан приказ всем калмыкам на левобережье двигаться к Жаику. Таким образом калмыки разделились. Дербеты и хошоуты на правобережье Волги в количестве 11 200 кибиток остались в России, а торгоуты с левобережья в количестве 30 000 кибиток (от 120 000 до 150 000 человек) ушли в свое последнее Великое кочевье.

Дело ваше, верить в эту брехню, только странный коридор предоставили китайцы, если только половина  калмыков дошла  до Джунгарии , ну а казахи как слуга двух господ  покорно выполняли приказ обоих? Так кто из нас покорный? Не хотел этого холивара, разговор был вообще то о татарах, но вы к сожалению , не преминули упомянуть о покорности калмыков, что есть брехня и полный бред, либо вы совсем не знаете историю.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

35 минут назад, mechenosec сказал:

Дело ваше, верить в эту брехню, только странный коридор предоставили китайцы, если только половина  калмыков дошла  до Джунгарии , ну а казахи как слуга двух господ  покорно выполняли приказ обоих? Так кто из нас покорный? Не хотел этого холивара, разговор был вообще то о татарах, но вы к сожалению , не преминули упомянуть о покорности калмыков, что есть брехня и полный бред, либо вы совсем не знаете историю.

С вами все ясно... no comment

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, mechenosec сказал:

Разница большая, Батый основал это государство, и умер в его западной части, где жили современные татары и ногайцы, разве вам это ни о чём не говорит?  

нет, конечно. Завоеватель инков должен быть героем инков если Писарро умер в Перу? 

То есть само по себе место смерти роли никакой не играет.

Еще раз вам задам вопрос, Сарай Бату куда ближе? К КЗ или Татарстану?

3 часа назад, mechenosec сказал:

Согласен что Казахстан тоже должен отмечать, как и Калмыкия и Монголия, думаю Россия как наследница улуса Джучи тоже должна отмечать этот юбилей.

Россия это продолжение диаметрально противоположенной цивилизации которая находилась под игом Орды. Россия не должна праздновать его. Монголы и калмыки только косвенно, опосредственно. 

Калмыки имеют связь с ЗО не больше чем халхи.

Мое личное мнение что отметить больше всех должны именно казахи. Возможностей у нас(как у независимой страны) для этого тоже много больше.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 
Опубликовано: 26.11.2018 25100

Для чего Казахстану важно отметить 750 лет образования Золотой Орды - эксперт

Для чего Казахстану важно отметить 750 лет образования Золотой Орды - эксперт

За последние дни в информационном пространстве возникло большое количество информационных материалов касательно национальной истории Казахстана.

  •  
  • 1
  •  
 

Это вызвано статьей президента «7 граней великой степи». Статью можно разделить на две части. В первой части анализируется 7 отличительных черт Казахстана, вытекающих из его истории. Во второй части предлагается 6 стратегических программ, нацеленных на повышение уровня национального самосознания. 

Эксперт ИМЭП (Институт мировой экономики и политики) при Фонде Первого Президента РК Жаксылык Сабитов поделился с медиа-порталом Caravan.kz своей трактовкой того, на каком именно историческом этапе необходимо заострить общественное внимание.

Жаксылык Сабитов
Жаксылык Сабитов. Фото - Iwep.kz

"В данном контексте я хотел бы обратить внимание на такой важнейший пласт национальной истории, как Золотая орда, который теснейшим образом переплетается с отмеченными историческими гранями Казахстана.

Президент уже не раз отмечал значимость данного государства в истории Казахстана. 24 августа 2014 года Назарбаев Н.А. в своем интервью в Улытау фактически обозначил линию исторической преемственности казахов от Золотой Орды. 22 декабря 2014 года Назарбаев Н.А. еще раз озвучил тезис о том, что Золотая Орда является историческим предшественником Казахского ханства.11 сентября 2015 года в Астане на торжественном собрании, посвященном 550-летию образования Казахского ханства данный тезис был озвучен заново, причем, президентом было отмечено, что «Казахское ханство является законным наследником Золотой Орды», тем самым Президент обозначил курс для развития национальной истории в данном направлении. Фактически данное заявление ознаменовало появление нового официального дискурса в национальной истории и продемонстрировало отказ от старой парадигмы средневековой истории, в которой доминировали виктимность (комплекс жертвы) и местечковость.

Все историки, занимавшиеся историей средних веков отмечали, что казахи воспринимают себя как часть Золотоордынского мира. К примеру, Шокан Валиханов писал, что казахи считали себя потомками кочевников Золотой Орды. Символично, что резиденция президента Казахстана называется Ак ордой. Согласно источникам, данное название идет от наименования ставки золотоордынского правителя Бату. Название денежной валюты Казахстана тенге как и русское слово деньги происходит к названию золотордынских монет, которые назывались Дангами (Данг – серебрення монета весом 1-2 грамма).

Исследования палеоантропологии кочевников Золотой Орды российским антропологом Яблонским Л.Т. показало, что наиболее близки им по фенотипу (внешнему облику) именно современные казахи. Исследования палеогенетики золотордынской аристократии также показало, что большое количество современных казахов являются близкими родственниками по мужской линии Золотоордынской аристократии.

 

Помимо чисто научных вещей, стоит отметить, что за концептом Золотая орда кроется огромный культурный и даже экономический потенциал. Так, развитие темы Золотой орды может дать серьезный толчок для исторического туризма в Казахстане. Фактически у нас есть целых три больших золотоордынских исторических кластера, которые можно развить до уровня международных туристических брендов: Улытау, Сарайшык и Туркестан (Туркестанский регион).

В Улытау расположены могилы Джучи, фактического основателя Золотой орды, там же расположены ставка и могила Алашахана, «легендарного первого казахского хана» (согласно легендам), которого отождествляют с Урус-ханом, прадедом Джанибека и Керея. В Улытау также предположительно находятся могилы золотордынского хана Тохтамыша и его оппонента темника Едиге, который являлся самым популярным персонажем Казахского героического эпоса.

Сарайшык выступал чем-то вроде ханского домена в Золотой Орде. В Сарайшыке похоронены целый ряд ханов Золотой орды (Сартак, Берке, Токтакия, Джанибек, по некоторым сведениям и Менгу Тимур), казахский хан Касым, ногайские князья Измаил и Ураз. Фактически Сарайшык являлся первой стационарной столицей Казахского ханства в начале XVIвека.

Туркестан же был духовной столицей региона. С 1598 года он фактически стал новой столицей Казахского ханства. Все эти три культурно-исторических региона могут стать мощными кластерами хистори-туризма для Казахстана.

В заключении стоит отметить, что на 2019 год приходится важнейшая юбилейная дата нашей истории – 750 лет образования Золотой Орды как независимого государства. Татарстан уже планирует отметить данную дату на республиканском уровне. Мне кажется, Казахстан, как один из главных наследников Золотой орды так же должен масштабно и подобающим образом отметить данную историческую веху." - резюмировал 

https://www.caravan.kz/news/dlya-chego-kazakhstanu-vazhno-otmetit-750-let-obrazovaniya-zolotojj-ordy-ehkspert-500206/

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Алтан Ордны улсын үйсэн дээрх бичиг

 
 
 
 

 

1930 онд Волга мөрний зүүн эрэг, Увек хотын эсрэг талд, Терновка тосгонтой ойр газраас хамтралын ажилчид малд тэжээлийн байр бэлдэх газар ухаж байгаад хусаар хийсэн хайрцаг олсон бөгөөд дотор нь хулсны үйс дээр бичсэн гар бичмэл олжээ. Уг гар бичмэлийг тухайн газар нутаг болох Повольж дахь германчуудын Автономит улсын хотын музейд аваачсан бөгөөд сүүлд Ленинград хот дахь Эрмитажийн музейд үзэсгэлэнд зориулж хүргэгджээ.

Археологийн судалгаагаар уг газар Алтан Ордны улсын суурин байсныг илрүүлсэн. Мөн түүнчлэн уг гар бичмэл нь XIV-XV зууны үеийн булшнаас гаргаж авсныг тогтоожээ.

Эрмитажийн музейд уг гар бичмэлийг хүлээн авч нөхөн сэргээх ажлыг эхлүүлсэн бөгөөд үүнд тогтсон шороог нь цэвэрлэх, алга болсон эсвэл хоорондоо нийлсэн хэсгийг янзлах, целлулоидод байршуулан лацдах байсан юм. Уг гар бичмэл уйгар бичгээр бичигдсэн тул бичгийг тайлж уншихдаа фото зургийг нь авч Эрмитаж дахь уйгур бичиг судлаачдад өгсөн. Гэвч судлаачид үзээд уйгар үг бараг байхгүй байгааг тогтоожээ. Нилээн сайн судалсны эцэст уг бичвэр нь монгол хэлийн текст агуулж байгааг мэдсэн байна.

Уг бичвэр нь олны анхаарлыг ихэд татсан ба монгол бичгийн нэн эртний дурсгалд орж байгаа бөгөөд Алтан-Ордны улсаас олдож буй анхны ийм төрлийн олдворуудын нэг юм.

Гар бичмэлийг бүхлээр нь уншиж мөн орчуулж чадсан бөгөөд энэ нь монгол хэлээр бичсэн шүлэг байсан юм. Тиймээс алдагдсан хэсгийг тааж тодруулахад тун төхөм болсон юм.

Бичвэр нь 25 хэсгээс бүрдэх бөгөөд үүнээс 19 нь ар өвөргүй бичигдсэн байжээ.

Монгол текст нь үүнээс 6 хэсгийг л эзэлж байсан юм. Повольжийн хавьд амьдрах залуу монгол цэргийн ээждээ зориулж бичсэн шүлэг ажээ.

Цэндийн Дамдинсүрэнгийн "Монголын уран зохиолын дээж зуун билэг оршивой" номноос буулгавал:

 

Ачиту эжэн-э симурхажу курбэсу 

Аргахун дора унажу ок! 

Аргахун дора унаба кэмэжу 

Арийажу курчу йагу кэбтэгдэку 

Ачиту сайин эжэн-э 

...жу абтаху чи чага мину 

...кумун-э абтаху чи чага мину 

Харахун эжэн-э симурхажу курбэсу 

Хагалг-а дора унажу ок 

Хагалг-а дора унаба кэмэжуку 

Харажу ужэжу йагу кэбтэгдэку 

Харажу аксан эжэн-э ину 

Хамужу хурийажу абтаху чи чага мину 

Бурхан эжэн-э симурхажу курбэсу 

Босх-а дора унажу ок 

Босх-а дора унаба кэмэжу 

Бо... ..жу йагу кэбтэгдэку 

Бурхан эжэн-э ину 

Бо.. ..жу абтаху чи чага мину 

Будангхаджу аксан эжэн-э ину 

Бо...жу ирэжу абтаху чи чага мину 

Эрдэм-ду сайин идэлку 

.... 

Эгэрэжу курчу ирэбэсу 

Эгудэн дора йагу хордаху 

.... эндэ кумун-э одуху чи чага мину 

Жа... сайин... эжэн-э ину 

Жа...жу курбэсу 

Жа... дора йагу хордаху 

Жалагун кобэгун дор самархун одоху чи чага мину 

Жа... сайин жагалмай-а. 

Жачу курчу ирэбэсу 

Жаба дора унажу ок 

Жаба дора унаба кэмэжу 

Жалидчу йагу кэбтэгдэкун 

Жайагату сайин эжэн-э ину 

Жарчилажу эрижу абтаху чи чага мину 

Алтанхан гургулдай чага мину 

Экэ элбур экэ дурийэн 

Харигу дагу дагулара курбэ. 

Экэ элбур экэ мину 

... гэргэн... 

...ха... чину 

.... 

.... 

.... 

.... 

.... 

Агулжалтай-а кэмэн эгусбэ. 

....жорчису 

Экэ элбур экэ мину 

Улэнггун эбэсун улэнгжир-э курбэ 

Унэр садун эгусур-э курбэ 

Урук нунтуг дурийэн эгуссу 

.... у 

Экэ элбур экэ мину. 

Экэ элбур экэ ину 

Харигу дагулар-а курбэ 

... чину усукэн 

... алта болгасу кэмэлэ 

Ада буг-а буу дабаригда 

Ажира дэгдэ чага мину 

Эбчигун-у чину усукэн 

Эгудмэл алта болгасу кэмэлэ 

Эмгэг жобаланг-дур буу дабаригда 

Эгун дэгдэ чага мину 

Тобчиин чину усукэн 

Тонг алта болгасу кэмэлэ 

Тодхор ада буу жолг-а чага мину 

Тэригун чину усун 

Дэлэгэй алта болгасу кэмэлэ 

.... 

Ачиту сайин эжэн-э ину 

Айижу курбэсу 

Адуриту тэргэн дора йагу хордаху 

.... гарту самархун одоху чи чага мину 

Алхан йуган... 

Айлун тэдуй тэжийэсчэг.. 

Арухун тэдуй алтанхан болгасу 

.... 

Дэгдэкуй чаг дурийэн 

Экэ элбур экэ дурийэн 

Тэйин кэмэн дагулажуху 

Агула-йин эбэсун аланчилар-а курбэ 

Аха дэгуу эчирэ курбэ 

Агура сагуху нунтуг дурийэн ажирасу!

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Золотоордынская рукопись на берёсте

 
 
Orda01.jpg
Orda02.jpg
Orda03.jpg

В 1930 году на левом берегу Волги, почти напротив Увека, близ селения Терновки (Подгорного), на территории Автономной Советской Социалистической Республики немцев Поволжья колхозниками, занятыми рытьём котлована для силосной ямы, была обнаружена в земле берестяная коробка, содержащая небольшую рукопись, писанную на берёсте. Рукопись была передана колхозниками в республиканский музей в городе Покровске (с 1931 года — город Энгельс), откуда она была переслана на выставку в Государственный Эрмитаж в Ленинграде.

Впоследствии археологическое обследование этой местности обнаружило там остатки золотоордынского поселения. Также было установлено, что рукопись была извлечена из погребения, датируемого XIV—XV столетием.

По получении рукописи в Государственном Эрмитаже была предпринята реставрация её, заключающаяся в очистке её от земли, расправлении покоробившихся и слипшихся листков и в заделке её в целлулоид. Снятые с рукописи фотографии были переданы специалистам для определения языка, на котором она написана. На основании того, что рукопись была писана уйгурским шрифтом, она была априорно определена сотрудниками Государственного Эрмитажа как уйгурская. Однако, видевшие рукопись тюркологи могли обнаружить уйгурские слова лишь на некоторых фрагментах, значительная же часть рукописи и притом наиболее сохранившаяся была ими признана не уйгурской. После обработки текста было установлено, что значительная часть её содержит монгольский текст.

Находка эта представляет большой интерес, ибо рукопись в первой своей части принадлежит к наиболее ранним памятникам монгольской письменности и к тому же она была обнаружена в Поволжье, то есть на территории Золотой Орды, являясь тем самым первой находкой этого рода.

Рукопись удалось полностью прочитать и перевести, так как оказалось, что текст рукописи содержит стихи. Это несколько облегчило задачу дешифровки, так как, исходя из законов аллитерации, параллелизма и т. д., можно было без особого труда вставить ряд строк и на повреждённые места текста.

Всего рукопись состоит из 25 фрагментов, из которых 19 содержат текст с обеих сторон, а шесть исписаны только с одной стороны. Монгольский текст содержат лишь шесть фрагментов (на рисунках представлены три фрагмента[1]), а остальные образуют уйгурскую часть рукописи.

Переводы фрагментов.

XIXа:

  1. Будучи забираемо бывшим властителем и
  2. собираемо, будешь взято ты, дитя
  3. моё. Божественного властителя
  4. когда… достигнешь, (под порогом
  5. упади! Под порогом
  6. упал)…

XIXб

  1. … и зачем
  2. оставаться? К омрачавшемуся
  3. властителю… и
  4. приходя, будешь ты взято, дитя
  5. моё. Достойный и прекрасный кречет!

XXIб

  1. (Ты будешь взято, дитя
  2. моё). Заботливого властителя
  3. с решимостью, когда достигнешь,
  4. под (воротами) упади!
  5. Сказал, что упал под (воротами).
  6. Зачем глядеть и смотреть? Смотря…

В 2013 г. берестяная рукопись была вновь изучена научной группой из Саратова и Новосибирска. В ходе исследования Саратовскими учеными Маловым Н. М. и Сергеевой О. В. были привлечены ранее неизвестные материалы из личного архива А. А. Короткова, позволившие уточнить обстоятельства находки рукописи. Новосибирским ученым Пилипенко С. А. было проведено экспериментальное трасологическое исследование с изготовлением макета части берестяной книжечки, в ходе которого удалось выявить факт ремонта берестяной книжечки, а также особенности сшивания берестяных рукописей средневековых монголов. В ходе исследования структуры берестяных страниц выяснилось, что ряд двойных листов, ранее считавшихся сшитыми из двух листов, представляли из себя свернутые в двое одинарные листы, выполнявших функцию страниц — стяжек одинарных берестяных страниц в книжном блоке, по пять — шесть страниц между двойными листами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...