Перейти к содержанию
Гость demon

Ханы Халхи

Рекомендуемые сообщения

Халха-монголы всех убили как инородный элемент?

Даян-хан выделил уделы всем своим сыновьям (которых у него было II). Старшие сыновья стали князьями во Внутренней Монголии, младший сын, Гэрэсэндзе, получил в удел Халху. Все Халха монгол тайджи-чингисиды Внешней (до 1921 г.) и Внутренней Монголии (до 1949 г.) были потомками Даян-хана

В течение ХХ века Россия и Китай , делящий родину Чингизхана между ними: Китай занимал Внутреннюю Монголию и часть страны к югу от Гоби, а СССР – Внешнюю Монголию, к северу от Гоби. Эти страны превратили Монголию в буферную зону между собой и китайцами. Была произведена чистка известных потомков главы монголов. В целях профилактики, такие были времена, когда враждебно воспринималось все необъяснимое, что было связано с именем Чингизхана в Монголии. Целые семьи уводили в густой лес, чтобы там расстрелять и похоронить в безымянных братских могилах, или отправляли ГУЛАГ, в Сибирь, где они работали до смерти, или просто таинственно и бесследно исчезали.

В 1962 г. власти СССР запретили лидеру Монгольской Народной Республики Юмжагийну Цеденбалу отметить 800-летие со дня рождения Чингисхана. Все равно они отметили 800-летие со дня рождения Чингисхана.

а потом....

В апреле 1964 г. газета «Правда» выпустила строгое предупреждение против попыток «возвести кровожадного дикаря Чингизхана на пьедестал прогрессивного развития общества». Следующая волна гонений уничтожила целое поколение монгольских историков, лингвистов, археологов и других ученых, которые работали над темами, как связанными с Чингизханом и Монгольской империй.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все Халха монгол тайджи-чингисиды Внешней (до 1921 г.) и Внутренней Монголии (до 1949 г.) были потомками Даян-хана

А что, неужели во Внутренней Монголии аж до 1949 г. существовали тайджи? Есть по ним информация - что-то вроде хроник, генеалогий и т. п.?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А что, неужели во Внутренней Монголии аж до 1949 г. существовали тайджи? Есть по ним информация - что-то вроде хроник, генеалогий и т. п.?

Дэмчигдонров (February 8, 1902 - May 23, 1966)

монгольский князь, предводитель национально-освободительного движения. С 1934 правитель Внутренней Монголии под протекторатом Китая. В 1935 стал правителем независимой Внутренней Монголии. В 1945 году сражался против Советской Армии на стороне Японии

http://www.hrono.info/biograf/bio_d/devan.html

http://en.wikipedia.org/wiki/De_Wang

Дэмчигдонров (February 8, 1902 - May 23, 1966)

Де ван (1870- ?), князь, монгольский политический деятель. Из аристократической монгольской семьи, крупный землевладелец. Возглавлял борьбу за независимость Внутренней Монголии. Сторонник прояпонской ориентации. В апр. 1934 Китай предоставил Внутренней Монголии статус автономии, и Д. занял пост председателя автономного Политического совета. Начал формирование монгольской армии. 22.12.1935 провозглашена независимость Внутренней Монголии. 22.11.1937 под руководством Д. сформировано правительство Монгольской автономной федерации. С 8.12.1937 председатель Федерации Внутренней Монголии, глава правительства и главнокомандующий монгольской армией. Вместе с другими руководителями монгольской знати - Токутамой и принцем Чи -Д. во время советско-японской войны в авг. 1945 командовал монгольскими отрядами (10 кавалерийских дивизий и бригад), сражаясь па стороне японской армии. 10.9.1945 на захваченной советскими войсками территории образована Народная Республика Внутренней Монголии, которая 25.10.1945 вошла в состав Китайской Народной Республики.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот этой японской статье я доверяю гораздо больше - хотя она и опирается на монгольские хроники, самая ранняя из которых датируется второй половиной 17-го века. Халха-монголы убивали чингизидов при первой возможности:

http://repository.tufs.ac.jp/bitstream/101.../jaas027008.pdf

Кстати, там написано (см. 9-ю строку снизу на с.4 или с.150) что тюрки-кипчаки были личной охраной чингизидов династии Юань, правившей Китаем.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот этой японской статье я доверяю гораздо больше - хотя она и опирается на монгольские хроники, самая ранняя из которых датируется второй половиной 17-го века. Халха-монголы убивали чингизидов при первой возможности

How is your english Akskl? In this article there is nothing about halha-mongol except origin of Halha Mongol

where exactly it says like - "Халха-монголы убивали чингизидов при первой возможности" © Akskl

Actually it was Oirat Esen taishi who almost succeeded eliminating Chingisids.

That was only case . Let me do some copy & paste job

Жаждая вступить на престол, Тогон-тайши отправился к Восьми белым юртам на поклонение. Он много выпил арьхи и стал хвалиться: "Чингис ты сын [божества] Богдо, а я сын женщины сутай-хатун!" Сев на коня, он стал объезжать юрты и так громко кричать, что у него на губах вдруг выступила кровь. Не сходя с коня, он, падая, сказал: "Могучий Богдо, ты явил свою силу. Я, сын сутай-хатун, умираю".

Тогон воскликнул:

Отец святой, отец мой, ты же знаешь,

Что я сын нашей святой (прародительницы).

И вот я, ее единственный потомок, умираю.

Завещаю: убейте монгольского Мункэ56.

С этими словами он скончался

-«Монгольский Мункэ» — вероятно, Баян-Мункэ-джинонг, сын Харагуцуга-тайджи и княгини Цэцэг—дочери Эсэн-хана. В источниках о нем приводятся разноречивые данные. Тогон-тайши призывал к убийству Баян-Мункэ-джинонга, так как знал, что он был единственным законным наследником великоханского престола-

Ойратский тайшй71 [решил] обмануть Агбарджин-джинонга. Он сказал [ему] так: "Тебя сделаем ханом вместо Дайсуна, а титул джинонга я возьму себе". Агбарджин-джинонг согласился и быстро откочевал в Урхай, где [монголы и ойраты] договорились устроить пир.

Oйратский Эсэн начал переговоры с Агбарджин-джинонгом. Он говорил ему: "Не забыл ли ты свое родство? Может быть, я в этом повинен?" Тогда же Агбарджин-джинонгу сказали, что его возведут в хаганы, и поэтому стали готовиться к пиру. На самом же деле в одной из больших юрт, где должен был происходить пир, вырыли яму и покрыли ее войлоком. Когда гостей пригласили, то им сказали, что выходить они должны в другую дверь. Знатные гости из сорока четырех отоков74 во главе с Агбарджин-джинонгом были зарезаны.

Все они были убиты, и Один только сын Агбарджин-джинонга Харагуцаг-мэргэн опоздал на этот пир.

. только Харагуцаг-тайджи удалось скрыться... Той ночью [слуга], сопровождавший Харагуцага, украл кобылу и жеребца из табуна Эсэна, и на этих лошадях они (Харагуцаг и слуга. Г. Г.) бежал в Токмок. Там был хаганом потомок Джочи73, старшего сына Чингис-хагана [2 с 649-650].

http://www.kyrgyz.tsu.ru/hron/hron_11-18c.shtml.

После смерти Агбарджин-джинонга он (Харагуцаг) оставался единственным законным наследником монгольского престола.

Ho......

1452 - Мятеж ойратов поддерживает брат Дайсун-хагана - Агбарджин-джинонг и в итоге погибают оба. На престоле ойрат Эсен-тайша.

При нем к Тангмукам (кыпчакское владение Токмок) бежит сын Агбарджин-джинонга Харагуцаг, там он и погибает. Его убивает кыпчакский Ванши-Мункэ, брат Мункэ-баяна.

В это время его жена прибыла в кочевье (к своему отцу) и там родила ребенка (Баян-Мункэ-джинонг, сын Харагуцуга-тайджи и княгини Цэцэг—дочери Эсэн-хана.) [5, с. 86].

Сын ойратского Тогон-тайши отнял державу у монголов2. В это время [Цэцэг-хатун], жена Харагуцаг-тайджи, жила у ойратов [у своего отца Эсэн-тайши]. Она была беременна. [Узнав об этом], Эсэн-тайши направил [к ней] своего доверенного человека, которому приказал: "Если родилась девочка — причеши ей волосы [т. е. сохрани жизнь], а если мальчик—умертви его!".

Бигэчи[Цэцэг-хатун], узнала об этом, [и когда посланец прибыл], она заставила (родившегося у нее) сына помочиться как девочку, прижав пальцем уд. Посланный решил, что это девочка, и ушел.

О том, что у бигэчи родился сын, узнал Нагачу3 и рассказал ойратскому Огэдэй-багатору.

Нагачу сказал Огэдэю: "Если хочешь стать батором5 или дарханом6, то рожденного женой Харагуцага, Цэцэг, сына Баян-Мункэ доставь в Халху к монголам".

Тот решил переправить ребенка к монголам, так как считал, что со временем малютка может стать правителем шести тумэнов. После этого ойратский Огэдэй-багатор, хорчин-ские Эшэлэй-Тайбу и Болай-тайши, сартагульский Бэ-гэдэ-Аглаху взяли ребенка и бежали.

Они вчетвером забрали Баян-Мункэ и бежали в Халху.

После приезда в Халху Баян-Мункэ жил у урянхайского Хутук-Шигуши.

Когда [Баян-Мункэ] Болхо-джинонг пришел в возраст, Хутухту-Шигустэй отдал за него свою дочь Шигуши-Шихэр

После того как урянхайский Шигуши отдал Баян-Мункэ свою дочь в жены, ойратский Огэдэй-багатор со своими людьми доставили Баян-Мункэ и его жену Шихиp к Мандугул-хагану. Мандугул-хаган был очень рад и пожаловал Баян-Мункэ титул джинонга11. Людям, которые его доставили, и Огэдэю он поднес титул тайши12. По случаю благополучного прибытия был устроен пир, всем дарили подарки. Шигуши получил звание зайсанга13 [2, с. 659—660]. Четырех же сайдов14 и всех их потомков сделал дарханами.

Шихир- была беременна и в год обезьяны (1464) родила сына26. Ему дали имя Бату-Мункэ

В год черноватой овцы (1463), в четвертый год правления, в последний месяц весны, скончался [Мандугул-] хаган18. Тогда ему было 42 года. Он правил четыре года. Мандугули-хаган имел двух жен. Одна из них Мандухай. Вторая Йунгэн, прозванная Длинноносой. Мандухай-хатун была дочерью владельца тумэдского и онгудского нутуков Чоросбай-Тэмур-чингсанга.

Так как хаган не имел наследника, то в первый месяц лета на престол был возведен Болху-джинонг-Баян-Мункэ.

В год синей обезъяны (1464) Баян-Мункэ принял правление своим народом19. В третий год правления, в год красной собаки (1466), изменник Исмал-тайши собрал войска и напал на хагана.

Джинонгу, однако, удалось скрыться, но его народ, скот и имущество были захвачены. Шихир-дайху взял себе йонгшиебуский Исмал-тайши

Хаган (Баян-Мунк) был разбит и спасся бегством.

По пути он сбился с дороги и повстречался с йонгшиебуским Гэрэ-Цаганом, Тэмуром и Мункэ, которые его узнали и убили. Хаган правил три года. Когда его убили, ему было 19 лет- в год барса (1470)

Таким образом, из рода Алтан-уруг20 остался в живых только один Бату-Мункэ.

После того хорчинский Унэболод-Потомок Хабуту-Хасара сказал Мандухай Сайн-хатун: "Буду зажигать твой огонь, буду управлять твоим кочевьем!" Сайн-хатун ответила [ему] так: "Разве ты, потомок Хасара, хочешь проглотить удел моего хагана? Разве мы хотим проглотить твой удел? Не смогу поднять двери [в твоей ставке], не смогу перешагнуть порог [в твоем доме]. До тех пор, пока существует потомок моего хагана44, я к тебе не пойду!"

После этого она спросила у алагчигутского Сатай-Догуланга: "Правильны или неправильны слова этого онга?". Так она спросила. Сатай-Догуланг сказал: "Правильны! Иди!".

Затем она спросила то, что прежде спрашивала у Дзаган-Аха, [брата] хорхунского Мэнду-Орлука. Дзаган-Аха сказал: "Если пойдешь за потомка Хасара, поведешь ты себя по плохому пути. Лишишься всего своего народа, потеряешь [почетное] имя "хатун"45. Если пойдешь за потомка хагана — под защитой Неба-владыки 46 ты будешь. Править станешь всем своим народом, прославишь [почетное] имя „хатун""

В младенчестве Бату-Мункэ-хаган воспитывался в юрте Бохая. Ему жилось очень плохо. Об этом узнал тангутский Тулэн-Хорын, сын Тэмур-Хада, и вместе со своими семью братьями приехал к Бохаю. Он сказал: "Этот ребенок из благородных. Его нужно хорошо воспитывать. Отдай его". Взяв мальчика, он привез его домой. Когда мальчика привезли, то жена Тэмур-Хадака стала его лечить молоком белой верблюдицы. Ребенок поправился. Тогда Тэмур-Хадак взял его и доставил к Мандухай-Сайн-хатун

Одев на Бату-Мункэ сапоги на трех подошвах, Мандухай-хатун отправилась на поклонение к Восьми белым юртам. Для принесения жертвоприношения она избрала Мэнгуняргу. Он и сделал возлияние богам. После жертвоприношения Мандухай-хатун произнесла такую молитву:

Я прибыла издалека и прошу у Вас помощи.

Потомок хагана еще ребенок, [а]

Потомок Хасара желает взять меня в жены.

Я приехала к великому золотому дворцу,

Чтобы получить указание, как я должна поступить.

Говорят, легки твои широкие двери,

Говорят, низок твой высокий порог,

Если я пойду замуж за Унэболода, [то]

Ты, великий, останови меня!

Унэболод считает, что потомок твой еще ребенок, [и]

Поэтому смотрит на него свысока.

За мои правдивые слова пожалуй мне семь сыновей [и]

Одну дочь.

Когда Унэболод услышал эту молитву Мандухай-хатун, то испугался гнева Великого хагана и быстро ушел.

...В год свиньи (1467), когда Бату-Мункэ исполнилось семь лет, Мандухай-хатун возвела его на престол. Ему было дано [тронное] имя Бату-Мункэ Даян-хаган [4, с. 60].

Thanks Akskl for this arcticle. It is very good material. Japanese scholars are top ones in Mongol studies.

Кстати, там написано (см. 9-ю строку снизу на с.4 или с.150) что тюрки-кипчаки были личной охраной чингизидов династии Юань, правившей Китаем.

были еще китайцы , русски и много другие

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот этой японской статье я доверяю гораздо больше - хотя она и опирается на монгольские хроники, самая ранняя из которых датируется второй половиной 17-го века. Халха-монголы убивали чингизидов при первой возможности:

http://repository.tufs.ac.jp/bitstream/101.../jaas027008.pdf

Кстати, там написано (см. 9-ю строку снизу на с.4 или с.150) что тюрки-кипчаки были личной охраной чингизидов династии Юань, правившей Китаем.

Халха монголами являются жалайры, хонхирады и пр... (посмотри хотя бы в своей доверявшей японской статье :D )

Итак казахские жалайры и коныраты яьляются частью потомков халха-монголов и их верных албату собранных из подчиненных им кипчакских и других туркских племен :P .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Итак казахские жалайры и коныраты яьляются частью потомков халха-монголов

Потомки просто монголов 13 века. тогда халха-монголов еще не было.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

George Lane "Genghis Khan and Mongols Rule" -- Greenwood Guides to Historic Events of the Mediecval World, Jane Chance, Series Editor, Greenwood Press, Westport, Connecticut, London, 2004

p.1

...Although the major tribal confederations at this time are often divided into Mongols, Tatars, Naimans, Merkits, and Keraits, with numerous subdivisions, these groups were in no way distinct either linguistically or ethnologically. "Mongols" could be found in "Naiman" tribes for example, and Turkish would be used as a first language in any number of these groupings...

с.1

...Хотя эти главные племенные конфедерации в это время часто подразделялись на "монголов", найманов, меркитов и кераитов с многочисленными подразделениями, эти группы никоим образом не отличались между собой ни лингвистически, ни этнически. "Монголов" можно было было найти в "найманских" племенах например, а тюркский использовался как родной язык в любой из этих групп...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

George Lane "Genghis Khan and Mongols Rule" -- Greenwood Guides to Historic Events of the Mediecval World, Jane Chance, Series Editor, Greenwood Press, Westport, Connecticut, London, 2004

p.1

...Although the major tribal confederations at this time are often divided into Mongols, Tatars, Naimans, Merkits, and Keraits, with numerous subdivisions, these groups were in no way distinct either linguistically or ethnologically. "Mongols" could be found in "Naiman" tribes for example, and Turkish would be used as a first language in any number of these groupings...

с.1

...Хотя эти главные племенные конфедерации в это время часто подразделялись на "монголов", найманов, меркитов и кераитов с многочисленными подразделениями, эти группы никоим образом не отличались между собой ни лингвистически, ни этнически. "Монголов" можно было было найти в "найманских" племенах например, а тюркский использовался как родной язык в любой из этих групп...

Неугомонный Акскл всегда одно и тоже, бесконечно зацепляется за каким-то одним словом только.

Вижу у тебя английским не очень :D .

... these groups were in no way distinct either linguistically or ethnologically.

... этих групп не возможно разделять [между собой] лингвистическим или этническимм [признаками].

Видишь на самом деле имеет совсем другое означение от твоих надуманных "переводов".

Вывод: нельзя доверять переводам Акскла, они предназначены только для кайфа одного самого акскла :P .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сабитов Ж.М. «ШАДЖАРАТ АЛ-АТРАК» (РОДОСЛОВИЕ ТЮРКОВ) и «УЛУС-И АРБА-ЙИ ЧИНГИЗИ» КАК ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА ТОЛУЯ (1300-1430-ЫЕ ГОДЫ)//Мемлекет тарихы. 2016. № 4. Астана. С. 109-117
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...