Перейти к содержанию
Тим

Битва "Есиль-Нура" (1752 г.).

Рекомендуемые сообщения

В сентябре 1752 года, войска ойратского хана Лама-Доржи вошли в кочевья Среднего Жуза (для поимки Даваци и Амурсаны?).

Между горами Ботакара и Семизбугы (недалеко от Караганды) произошла жёсткая схватка, ополчение Абылай хана одержало победу.

---------------------------------------

Ищу любые данные (колличество солдат, потерь и проч.).

С/у Тим.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пока все что есть:

"Возобновление организованных набегов ойратов на казахские земли произошло не в 1751 г., а в сентябре 1752 г., когда 20-тысячная ойратская армия под командованием Саин Белека, Шак-дора-даши и Батура-Убаши вторглась в районы пограничных кочевий казахов. Поводом для этих вторжений явилось нежелание султана Среднего жуза Аблая (см. коммент. 24, гл. 4) и других влиятельных лиц в Казахстане выдать джунгарскому хану скрывавшихся у них нойонов Даваци и Амурсану (см. коммент. 16, 17, гл. 4. Ч. II). Сражения, развернувшиеся осенью и зимой 1752 г. между ойратской армией и казахским ополчением, проходили с переменным успехом, однако, перевес сил постепенно склонялся на сторону казахов. Исход этой борьбы был предрешен скрытным, затяжным рейдом Даваци и Амурсаны в Джунгарию и последовавшем вслед за ним убийством Ламы-Доржи 12 января 1753 г. Захватив власть, Даваци отозвал войска из Казахстана и направил Аблаю и Абулмамбету (см. коммент. 41, гл. 3. Ч. II) послания с предложением жить в мире и дружбе. С этого времени начался новый этап в казахско-ойратских отношениях, характеризующийся активным вмешательством казахских правителей в междоусобную борьбу джунгарских князей (см.: Моисеев В. А. К истории казахско-ойратских взаимоотношений в начале 50-х гг. XVIII в. // Известия АН КазССР. Сер. обществ. 1987. № 4. С. 46 — 52)."

Из комментариев к книге Левшина "Описание киргиз-казачьих орд и степей" - есть на востлите.

Также поищите по библиотекам книгу Моисеева "Джунгарское ханство и казахи" там должны быть подробности. Его же "Россия и Джунгарское ханство". И есть еще одна книга того же Моисеева, написанная в совторстве с Р.Б.Сулейменовым, но я, хоть убей, не могу вспомнить ее название.

Надеюсь был полезен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Благодарю вас ув. Хак-Назар.

Я читал книгу Златкина «История Джунгарского ханства», но конкретно об этой битве он к сожалению ничего не говорит.

По рассказам некоторых людей, описание этого сражения поразительно схоже с битвой Влада Цепеша (Дракулы) с турецкими войсками, в том виде, как её излагает М. Михай:

http://www.ournet.md/~moldhistory/vlad_dracula.html -->

“Турки согласились присылать за данью своего представителя, но за задержку взносов увеличили размер дани, да еще добавили к ней выплаты натурой - следовало отдать туркам определенное количество овец и 500 мальчиков для пополнения янычарского корпуса.

Дракула потянул еще немного. И тогда, в самом конце 1461 года, султан пригласил его на переговоры "об урегулировании пограничных вопросов". Они должны были состояться в крепости Джурджиу, одной из тех, о которых так пекся отец Цепеша, а ныне занятых турками. Цепеш отказался, предложив встречу в чистом поле и в более нейтральном месте. Турки с готовностью согласились.

Эта подозрительная покладистость, чересчур ласковый тон султанских писем и личность посла, отряженного султаном на встречу, навели Влада на мысль, что дело здесь нечисто.

Посол этот, бывший византийский дьяк Катаволинос, верой и правдой служивший теперь султану под именем Юнус-бея, был одним из хитрейших дипломатов того времени. Сочетая знание европейских языков и обычаев с византийским двоедушием и османской наглостью, он преуспел в выполнении самых щекотливых поручений. Вот и на этот раз перед ним была поставлена цель - под любым предлогом заманить Влада в Турцию, чтобы появилась возможность захватить его.

Из посланного перед отправкой на переговоры письма Цепеша королю Матиашу следует, что Влад был прекрасно осведомлен о намерениях турок. Он отправился на встречу в сопровождении стада овец и 50 мальчиков, якобы предназначенных для первого взноса натурой, а также всей своей гвардии, численностью примерно три тысячи человек. В поддержку посольству Юнус-бея был отряжен наместник захваченной южной части Валахии комендант Никопольской крепости Хамза-паша. Его сопровождало около четырех тысяч воинов (по некоторым сообщениям, до десяти тысяч, но дальнейшее развитие событий показывает, что эта цифра нереальна).

Встреча состоялась. В результате турецкий отряд и посольство вместе с Юнус-беем и Хамза-пашой бесследно исчезли. Буквально будто сквозь землю провалились.

Впоследствии, разумеется, дело прояснилось, и уже современники Дракулы смогли составить примерную картину событий. Пользуясь необычно суровыми морозами (скованный льдом Дунай и болотистые низины возле реки стали пригодны для передвижения кавалерии), маневренная валашская армия внезапно окружила турецкое войско и частично перебила турок, а частично захватила их в плен. Операция была произведена так аккуратно, что ни один турецкий воин не вырвался из окружения. Это как раз и доказывает нереальность оценки численности турок десятью тысячами солдат. Такую армию, при благоприятных обстоятельствах, умелом руководстве и высоком боевом духе, можно победить с тремя тысячами лихих бойцов, обратив врага в бегство. А вот то, что совершил Влад, может быть, и возможно при полуторном превосходстве противника, но никак не при троекратном”.

Были ли ойратские войска заинтересованы в данных схватках, или единственной целью была поимка опальных царевичей?

с/у Тим.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По рассказам некоторых людей, описание этого сражения поразительно схоже с битвой Влада Цепеша (Дракулы) с турецкими войсками, в том виде, как её излагает М. Михай:

Кто рассказывал и откуда им известен ход битвы?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Несколько Каркаралинских краеведов-любителей. Один, автор многочисленных статей (в районных и областных газетах) по истории Каркаралинска. Близкий друг и ученик Алькея Маргулана.

Он в частности ссылается на упоминания об этой битве в «Тауарих-и хамса-и шарки» - Курбангали Халида. Небольшой очерк Машхура Жусипа Копеева – «Тентек Кожан» также говорит о битве. На роман Исабая Калмахана «Серт» (или «Сарт»). И на Чокана Валиханова (посетившего место побоища в 1862 году в составе экспедиции И.Е. Яценко). А также на рассказы стариков, слышанных им в детстве.

Один из таких замечательных рассказов гласит, что Казыбек би сосватал сыну бия Дуйсенбая – Тогалаку (мынбасы у Абылая, курировал Улытау и Каркаралинск), дочь главного бия улытаусских найманов Тоганака – Толганай. До сих пор ходит изречение Каздауысты Казыбека: «Ел мен елдi коскан кыздан айналайын» (что-то вроде, «Голубушка та девушка, что сумела объединить два народа»).

Незадолго до битвы «Есиль-Нура» он перевёз её из Улытау (где он был кем-то вроде посла) в Каркаралы (где он должен был собрать ополчение).

Семь мынбасы собирали войска. Жалантос на Нуре, Жайнак в Шортанды, Кожан в Семизбугы (17 жён говорят было у него, на его внучке, дочери Саргалдака был женат Абылай). Тогалак в Каркаралах, Токтамыс в Чингистау, Кулеке (Татан) в Менизекты, и Сенкибай в Токырау. Всем воинством командовал Богенбай (Канжыгалинец).

Локализация места битвы находится в треугольнике Семизбугы – Ботакара – Осакаровка (с востока на запад). Насколько я понял из пяти тысяч воинов Тогалака осталось около трёх тысяч, через два года отданных его сыну.

Кроме того, у меня имеется рукописное шежире, датировать не возьмусь, но очень старое, где немного говорится об этом сражении. Но к сожалению сохранность его просто плачевная, и разобрать можно не всё.

с/у Тим.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Он в частности ссылается на упоминания об этой битве в «Тауарих-и хамса-и шарки» - Курбангали Халида.

Нет ли у Вас текста или хотя бы фрагмента этого сочинения?

Кроме того, у меня имеется рукописное шежире, датировать не возьмусь, но очень старое, где немного говорится об этом сражении. Но к сожалению сохранность его просто плачевная, и разобрать можно не всё

И все же, хоть какое-нибудь место оттуда не могли бы процитировать?

Кстати, есть ли в библиотеках(Гоголя и Ауэзова) книга Моисеева "Россия и Джунгарское ханство". В Астане нет, а почитать хотелось бы.

Привет земляку, кстати. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Книги у меня нет, но выходила она несколько раз, и тиражи были достаточно большими. Есть она в Гоголевке и в библиотеке КарГУ. Уверен что в областной библиотеке Астаны она безусловно имеется. При прежней власти она якобы находилась под запретом, как известная монография Е.Б. Бекмаханова, или что-то в этом роде. Знакомился он с этим трудом по машинописной копии А. Маргулана (которую он затем вернул). К сожалению книга на казахском языке, которым увы я не владею. «Тауарих-и хамса-йи шарки» ("История в пяти частях") Ауд. Б.Тотенаев, А. Жолдасов. Алматы, 1992.

Забыл упомянуть ещё один источник: «Туп-тукияннан озiме шейiн», Шапырашты Казыбек бек Тауасарулы, Алматы, "Жазушы", 1993 жыл. Написана в 1776 году. Вроде там есть подробности. Также есть в Гоголевке, но из-за языка до сих пор не ознакомился.

Относительно труда Моисеева "Россия и Джунгарское ханство" сказать ничего не могу, пока не искал.

В газете "Орталык Казахстан" (2 мамыр 2006 жыл, 6 бет) была статья "Матак батыр" написанная тем самым краеведом, в ней есть некоторые детали.

Вот отрывки из рукописного шежире (за орфографию - извиняйте), первоначальный текст был писан арабицей, это транскрипция казахским шрифтом (у писавшего, почерк как у врача):

Дуйсембай Батшордын баласы. Жас кезинде Бухаранын бир мешитинен билим алган, ел билигинде халыкты уйымдастыру жумысы Каздауысты Казыбек би кезинде бедел алган. "Абылайхан Дуйсембайды сыйлап откен" деген соз осыдан шыккан болуы керек. Абылай, Богенбай Орта Жузде ел коргайтын жасактар курган кезде Тогалак деген баласы Темирши, Кызыларай, Нура арасындагы халыктан куралган Туменди баскарган. Бул тумен Богенбай сардарынын курамында Нура бойындагы тарихи урыстарга катыскан. .............Бул согыстардын ен атактысы Нура бойында, Ботакара, Семизбугы тауларынын арасындагы далада откен. Сол урыста 37 жасар Тогалак кайтыс болган. Осы урыстан кейин Абылай, Богембай сардарлары Есилден отип, шыгыска ойыскан. Бул жорык тарихта "Есил-Нура жорыгы" деген атпен белгили. "Есил-Нура жорыгы" Кокшетауга жеткенше ушкыннан жалынга айналган............................Абылай манынва тас туйин ....ып............

Вот ещё (лист 18):

Аленде (неразборчиво) кыс туан келип батырлал "Бас шатырын" Кызыларайдан олын келин Темирши тауынын солтустик жагына тиген. 1752 жыл Каркаралыда Абылай жиын откезин Кабанбай аскери Аягозга Богенбай аскери нурага карай Есилге жылжылды (?) Есил-Нура жорыкка Матак 17 жасында катысады. Матак батырдын жети кулаш емен сапты найзасыны еки ушында уш кырлы сауыт бузары болыпты. Сол найзаны дал ортасынан устайтын Мата калын жаудын ишине керип онды-солды силтегенде манайынан тири жан аман кетпейди екен. ...................... Машхур Жусип жазын алган Котеш акын оленинен.. Абылай Ботаканды олырен Есил ер жазыгы жок неге олырын хан басонкажиннен даулып болып Устине ак орданын кол колырдин Абылай кунин кетте салган колын Мейрамга не етти сенин жинкан жало жамайда дал бугин кун богарнасан болады ертен жеир катын балан.

Тщательно я ещё не разбирал эти записи, это то, что бросается в глаза (название Есил-Нура).

Есть также публикации в газете "Каркаралы", но их можно достать только в тамошней библиотеке.

Вот список

"Матакты аргы атасы Дуйсенбай-дур…", 23.12.1995 г.. Сембiр Даулетбаев

"Матак батырдын рухына тагзым". Максым Омарбекулы, Кенжебай Алиулы,

"Матак батыр", 12.01.2002 г.. Сембiр Даулетбаев

"Каздауысты Казбек би мен Дуйсенбай бабаларынын шежiрелерi".

"Матак, Байгелдi, Балагазы…", 23.12.1995 г.. А. Арiнулы

"Найзагер Матак", 14.06.1994 г.. Т.Ж. Кожанурпагы.

"Бабаларымыздын морлерi", 25.06.2005 г.. Сембiр Даулетбаев

«Атыннан айналайын Каркаралынын Кайынсайы»

«Абылайдын мулт кеткен тусы», 01 акпан 1997 жылы. Сембiр Даулетбаев

«Темiршi болысы – атактылар мекенi»

с/у Тим

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Благодарю за обстоятельный ответ, но

Забыл упомянуть ещё один источник: «Туп-тукияннан озiме шейiн», Шапырашты Казыбек бек Тауасарулы, Алматы, "Жазушы", 1993 жыл. Написана в 1776 году

Это фальшивка.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вообще Каркаралинская степь обильна местами побоищ. Отец рассказывал мне о могильнике размытом дождём, черепа человеческие и лошадиные торчали из холма. Шалдар тоже говорят, что под множеством гранитных плит разбросанных по степи, покоятся безымянные воины.

Река Нура тогда, вроде Бутагай называлась. Интересно, какова глубина и ширина Есиля и Нуры в тех местах?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Вообще Каркаралинская степь обильна местами побоищ. Отец рассказывал мне о могильнике размытом дождём, черепа человеческие и лошадиные торчали из холма. Шалдар тоже говорят, что под множеством гранитных плит разбросанных по степи, покоятся безымянные воины.

Река Нура тогда, вроде Бутагай называлась. Интересно, какова глубина и ширина Есиля и Нуры в тех местах?

Уважаемый Тим,

а есть ли данные по возникновению названия Каркаралы? И есть ли эл. контакты местных краеведов, чтобы списаться с ними?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ув. Руст, добрый день!

Есть сказ о том, что Баян-сулу оставила в тех местах свою «каркару», в качестве ориентира Козы-Корпешу.

Цитирую сборник: «Восточная Сарыарка. Каркаралинский регион в прошлом и настоящем», под редакцией К.С. Алдажуманова и А.З. Бейсенова. Алматы, Эверо, 2004 г. Том – I. Стр. 104-105.

В отношении этимологии названия этих гор имеется много версий.

Красовский писал: «Каркаралинские горы, по рассказам киргизов (казахов – ред.), получили настоящее название вследствие большого сходства некоторых вершин с ящиком, устанавливаемым при перекочевках - "каркара" [Красовский, 1869, стр. 34].

В.В. Радлов в своём словаре слово "Каркара" объясняет как "цапля". Он пишет: «Киргизы под названием "Каркаралы" понимают женский головной убор, украшенный перьями птицы "каркара" - "цапля" [Радлов, 1893, стр. 190].

Такую же версию в целом поддерживает Г.К. Конкашпаев [1963, стр. 64] и А. Абдрахманов [1975, стр. 122-123].

Этимология "Каркаралы", по-видимому, связана именно с названием женского головного убора "каркара", имеющего особую приподнятую форму.

"Каркаралы" – собирательное название, объединяющее множество гор, сопок и холмов: горы Бугылы (Оленья), окружающие город Каркаралы с запада и севера, Жиренсакал (рыжая борода), Шанкоз (по названию сероглазого, т.е. зоркого орла), Коктобе (синяя вершина). Аршалы (арчёвая, т.е. можжевеловая), Актерек (белотополиная), Мырзашокы (большая сопка), Аюшат (медвежья теснина), Аюлы (медвежья), Жауыторгай (лес с плешиной), Найза (копьевидная сопка), Султанасу (перевал султана) и др.

Каркаралинские горы разделены между собой межгорными долинами: Кендара (широкая межгорная долина), Каратока (антропоороним), Курозек (сухая лощина) и др.

Там же (стр. 5-6):

«Каркаралинский регион» – это название XIX – первой трети XX вв. До этого, в XVIII веке, по отношению к этому краю бытовало понятие – «владение хана Букея» (это не Букей из Мл. Жуза, этот из ветви Ондан султана, предок Алихана Букейханова – прим. моё).

До Букей хана, в период позднего средневековья, регион называли «Бес Казылык» (Каркаралы-Казылык, Ку-Казылык, Кызыларай-Казылык и т.д.).

Этимология "Казылык" не совсем ясна, видимо, это было обозначение возвышенностей, островных низкогорий. Есть мнение, согласно которому это слово связано с именем Карлуков («Карлык») [Сыздыков, 2000, стр. 147]…… Возможно, «Бес Казылык» - условное название этой гористо-мелкосопочной территории на языке жырау. Кроме того, из поэзии жырау известно и такое малопонятное сегодня выражение – «Он екi Казылык, Бес Тундiк». По-видимому, его применяли по отношению ко всей территории Казахского мелкосопочника, включая низкогорья Кокшетау, Улытау, и др. А "Тундiк", в свою очередь, мог обозначать реки.

Ну и достаточно важное, я думаю, это данные из «Манаса» (они постарше всего вышеизложенного), слишком много синхронностей. В составе Каркаралинских Каракесеков есть большой подрод – Кыргыз, живущий там, по рассказам, со времён Абылая. На мой взгляд, живут они там намного ранее времён Абылая.

Вот ещё рассказ: «Как-то на охоте, батыр Матак встретил кыргызского батыра Меркита. Тот был заядлый охотник, и вообще – удалец. Матаку понравился храбрец, и он предложил ему: "Оставайся в моём народе, дам скот, землю, женишься". Батыр остался жить в Каркаралинской степи. Потомки Меркита составляют клан в составе Каракесеков, и живут в районе аула «Томар». Есть также отдельные семейства Каракесеков Мл. Жуза. Иными словами, когда-то это был один народец. Как вы считаете?

Кажется, было, небольшое обсуждение на форуме о данных по Каркаралам из эпоса «Манас».

Был ли Каркара – именем человека, или всё же названием племени? Происхождение племени (считаю что – племени) Каракесек, на мой взгляд, тесно связано с названием Каркаралы. Но это только моё мнение.

Сомневаюсь что у кого-либо из краеведов есть эл. почта, возраст достаточно ветхий, чтобы просиживать у ПК, но специально я не интересовался. Вот адрес, телефон и факс Даулетбаева Сембiра Дакеновича (Караганды облысты бойынша мемлекеттiк енбек инспектор), это мудрый человек, настоящий кладезь знаний:

Каркаралы, улица Абая 54.

Телефон: 31-959

Факс: 32-1-21

Код Каркаралинска: 8 32146

С/у Тим.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тауке ханнан берi Каз дауысты Казыбек бимен замандас Дуйсен сангыл 1752 жылы «Есiл-Нура жорыгы» кезiнде Темiршi, Кызыларай, Нуранын бар мал мулкiн осы жорыкка салып жiберген делiнедi. Будан кейiн Абылай Дуйсен сангылды Дуйсенбай би деп атаган. Далалык ауызша тарихнама жылнамасында Дуйсенбай би болып кiредi. Кайтыс болганда Кожа Ахмет Ияссауйде озiнiн бурынгы Дуйсен сангыл болып жерленедi.

Дуйсеннiн екiншi баласы Каркаралыда мынбасы болган – Тогалак, 37 жасында согыста олiп. Тогалактын бiрiншi айелiнен Матак туган.

Матак «Есил-Нура жорыгында» 17 жаста болып согыс онерiн игерiп, батыр атагын алады. Матактын жастыгына сенiмсiздiкпен караган Абылай Тогалактын тумендi торелерге баскартады. Бул жагдайга ашуланган Кожан батыр Кокшетауга кетiп калып, Абылайдын озiне айбат шегедi… Казакты бiр-бiрiмен кыркыстырмас ушiн Нуралы султан Абылайга кiсi жiберiп, 19 жастагы Матакка тумендi алып бередi. 1754 жылдын кыс айында Кожан батырдын Бекболат би мен усынысымен Абылай Матакты мынбасы етiп тагайындайды.

«Есiл-Нура жорыгы» женiспен аякталып, елдi мекендi баскарудын жана реформасын кiргiзу кезiнде Абылай хан бiршетi Темiршi, екiншi шетi Баянауылдын Шакшан болысын Каркаралы дуанына косып, Токырауында жиын шакыру, кезiнде Каркаралынын туын Матак батырга тапсырады.

Можно ли сделать дословный перевод? А то у меня есть три «разных» перевода, среди них ни одного внятного.

С/у Тим.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Ув. Руст, добрый день!

Есть сказ о том, что Баян-сулу оставила в тех местах свою «каркару», в качестве ориентира Козы-Корпешу.

Цитирую сборник: «Восточная Сарыарка. Каркаралинский регион в прошлом и настоящем», под редакцией К.С. Алдажуманова и А.З. Бейсенова. Алматы, Эверо, 2004 г. Том – I. Стр. 104-105.

В отношении этимологии названия этих гор имеется много версий.

Красовский писал: «Каркаралинские горы, по рассказам киргизов (казахов – ред.), получили настоящее название вследствие большого сходства некоторых вершин с ящиком, устанавливаемым при перекочевках - "каркара" [Красовский, 1869, стр. 34].

В.В. Радлов в своём словаре слово "Каркара" объясняет как "цапля". Он пишет: «Киргизы под названием "Каркаралы" понимают женский головной убор, украшенный перьями птицы "каркара" - "цапля" [Радлов, 1893, стр. 190].

Такую же версию в целом поддерживает Г.К. Конкашпаев [1963, стр. 64] и А. Абдрахманов [1975, стр. 122-123].

Этимология "Каркаралы", по-видимому, связана именно с названием женского головного убора "каркара", имеющего особую приподнятую форму.

"Каркаралы" – собирательное название, объединяющее множество гор, сопок и холмов: горы Бугылы (Оленья), окружающие город Каркаралы с запада и севера, Жиренсакал (рыжая борода), Шанкоз (по названию сероглазого, т.е. зоркого орла), Коктобе (синяя вершина). Аршалы (арчёвая, т.е. можжевеловая), Актерек (белотополиная), Мырзашокы (большая сопка), Аюшат (медвежья теснина), Аюлы (медвежья), Жауыторгай (лес с плешиной), Найза (копьевидная сопка), Султанасу (перевал султана) и др.

Каркаралинские горы разделены между собой межгорными долинами: Кендара (широкая межгорная долина), Каратока (антропоороним), Курозек (сухая лощина) и др.

Там же (стр. 5-6):

«Каркаралинский регион» – это название XIX – первой трети XX вв. До этого, в XVIII веке, по отношению к этому краю бытовало понятие – «владение хана Букея» (это не Букей из Мл. Жуза, этот из ветви Ондан султана, предок Алихана Букейханова – прим. моё).

До Букей хана, в период позднего средневековья, регион называли «Бес Казылык» (Каркаралы-Казылык, Ку-Казылык, Кызыларай-Казылык и т.д.).

Этимология "Казылык" не совсем ясна, видимо, это было обозначение возвышенностей, островных низкогорий. Есть мнение, согласно которому это слово связано с именем Карлуков («Карлык») [Сыздыков, 2000, стр. 147]…… Возможно, «Бес Казылык» - условное название этой гористо-мелкосопочной территории на языке жырау. Кроме того, из поэзии жырау известно и такое малопонятное сегодня выражение – «Он екi Казылык, Бес Тундiк». По-видимому, его применяли по отношению ко всей территории Казахского мелкосопочника, включая низкогорья Кокшетау, Улытау, и др. А "Тундiк", в свою очередь, мог обозначать реки.

Ну и достаточно важное, я думаю, это данные из «Манаса» (они постарше всего вышеизложенного), слишком много синхронностей. В составе Каркаралинских Каракесеков есть большой подрод – Кыргыз, живущий там, по рассказам, со времён Абылая. На мой взгляд, живут они там намного ранее времён Абылая.

Вот ещё рассказ: «Как-то на охоте, батыр Матак встретил кыргызского батыра Меркита. Тот был заядлый охотник, и вообще – удалец. Матаку понравился храбрец, и он предложил ему: "Оставайся в моём народе, дам скот, землю, женишься". Батыр остался жить в Каркаралинской степи. Потомки Меркита составляют клан в составе Каракесеков, и живут в районе аула «Томар». Есть также отдельные семейства Каракесеков Мл. Жуза. Иными словами, когда-то это был один народец. Как вы считаете?

Кажется, было, небольшое обсуждение на форуме о данных по Каркаралам из эпоса «Манас».

Был ли Каркара – именем человека, или всё же названием племени? Происхождение племени (считаю что – племени) Каракесек, на мой взгляд, тесно связано с названием Каркаралы. Но это только моё мнение.

Сомневаюсь что у кого-либо из краеведов есть эл. почта, возраст достаточно ветхий, чтобы просиживать у ПК, но специально я не интересовался. Вот адрес, телефон и факс Даулетбаева Сембiра Дакеновича (Караганды облысты бойынша мемлекеттiк енбек инспектор), это мудрый человек, настоящий кладезь знаний:

Каркаралы, улица Абая 54.

Телефон: 31-959

Факс: 32-1-21

Код Каркаралинска: 8 32146

С/у Тим.

Тим большое спасибо,

для меня странно, что местные краеведы не учитывали данные того же эпоса "Манас" или известия из персидского анонима 11 века "Худуд ал-Алем". Там говорится о большой области Кимакского каганата, которая называлась Каркар(а)хан. Более того, там был и некий город Гиргир.

Топонимы с основой каркар/каркыр встречаются в обширном регионе - это и юго-восточный Казахстан: местность и река Каркыра, где по преданиям Манас проводил свои пиры. Это Джунгария - река и местность Кур-кара-усу, рядом там город Манас (живут только ханьцы, которые не знают откуда появилось у города такое название). Это Монголия - река, местность и город Хархираа, немного южнее находится озеро Кыргыз-нор.

В Каркаралинских горах действительно живут группы казахов, которые считают своими предками кыргызов. Об этом я уже писал на форуме. Эти кыргызы не имеют ничего общего с теми кыргызами, которых угнал Аблай. Это родовые группы шерик (черик), деит (теит), тлес (делеес), джунды кыргыз и другие. В генеалогии, приводимой Алиханом Букейхановым родоначальник этой группы родов назван Кыргызом, а в скобках дается его другое имя - Кыпчак. По их преданиям, они пришли из-за Иртыша с Сибири, а в Ср. Азии вообще не были.

Кроме того в грах Каркаралы существует гора Эр-Манаса, есть даже каменные ясли его легендарного тулпара Как-Кула-ата ( у нас Ак-Кула). Это данные Элкея Маргулана.

А легенда о головном уборе с пером цапли, как мне кажеться, является позднейшей народной этимологией.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И есть еще одна книга того же Моисеева, написанная в совторстве с Р.Б.Сулейменовым, но я, хоть убей, не могу вспомнить ее название.

книга "Аблай-хан. Внутренняя и внешняя политика" ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В большом казахско-русском словаре К. Бектаева и казахско-русском словаре на sozdik.kz приводится:

қарқара - национальный головной убор (платок) женщины

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Rust и BAWIR$AQ, рахмет!

Эти данные из первого тома «Восточная Сарыарка. Каркаралинский регион в прошлом и настоящем». Он представляет собой довольно беглый обзор истории с каменного века до новейшего времени, данные о природном царстве, включая топографические, топологические и т.п. сведения. Есть и второй том, в котором вероятно, рассматриваются детали топонимики, возможно какие-либо биографические данные о конкретных лицах и т.д. Тираж очень маленький, всего 400 экземпляров. Но мне обещали достать 2 том. Там видно будет, что пишут о данных из "Манаса" и проч.

Редакционная коллегия книги: К.С. Алдажуманов, А.З. Бейсенов, А.А. Абдакимов, Х.М. Абжанов, М.К. Койгелдиеев, К.М. Байпаков, В.В. Евдокимов, Р.М. Жумашев, С.З. Канаев, Е.К. Кубеев, Ж.К. Курманкулов, З.С. Самашев, Е.Б. Сыздыков, Р.К. Омарбеков. Т.е. сотрудники ИИЭ им. Ч.Ч. Валиханова, хочется верить, что в этом 2 томе, будет полный обзор данных, о названии - "Каркаралы".

Хотя, откровенно говоря, нынешняя историография (всех республик бывшего СССР) не вызывает у меня доверия, равно как и историография периода советов. Тогда мешал объективности - страх, ныне - вообще непонятно что, то-ли спесь, то-ли политика? Из современных отечественных историков, мне нравятся работы Ирины Ерофеевой (её "Хан Абулхаир", самая лучшая из книг, прочитанных мною за последние 10 лет).

Читаешь книгу, претендующую на учебник, и прямо плакать хочется. Некий Данияров, в книге, даже не хочется вспоминать как она называется, вполне серьёзно пишет о происхождении Чингисхана из рода ТОБЫКТЫ (аргынский род). НОНСЕНС!!! Или, есть такая книга, "Хан Кучум, известный и неизвестный", где делается попытка представить Кучума (Шейбанида) казахским ханом. Вот ещё цитата:

"Первым зафиксированным в исторической литературе древним тюрком является Таргытай, который жил за 1500 лет до нашей эры".

Думаю, что на таких данных, я смогу проследить свою генеалогию до самого Зевса громовержца, через сына Геракла - Скифа!

Так что, уважаемый Рустам, вполне возможно что таким ходом, данные которые мы обсуждаем, будут объективно рассмотрены лишь лет через 100.

Что скажут по поводу сказанного мною, уважаемые участники форума?

С/ув. Тим.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...