Перейти к содержанию
Buryadai

Буряты

Рекомендуемые сообщения

У меня тут оказия в Улан-Удэ появилась (на 2 дня) - не подскажет ли кто-нибудь, где там продаются научные книги ? Т.е. адреса таких точек, где можно купить научные издания - например такую книгу:

Намсрайн Н.-О. "Монгольское государство и государственность в XIII-XIV вв"

/ Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. - Улан-Удэ: Изд-во

Бурят. науч. центра СО РАН, 2003

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Существует портал бурятского народа: http://www.buryatia.org

Возможно там вам дадут подробные ответы.

Понял, спасибо !

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Лучше всего наведаться в сам Бурятский научный центр СО РАН. Адрес не скажу: можно найти в Нете, да и лучше на месте спросить.

А еще на Улице Ленина есть Дом книги, там очень симпатичный букинистический отдельчик. Я, например, недели полторы назад надыбал там не что-нибудь, а саму "Белую историю" в русском переводе (тираж всего 300 экз., местное издательство): думаю, в Москве или Питере такого чуда и в самых крутых библиотеках может не быть! Ну и все такое там тоже можно найти...

Правда вот Ням-Осора (Намсрайн это, вообще-то, типа фамилии, которая у монголов не очень употребляется ;) ) ни там, ни там не видал -наверное, еще тот раритет. Только автореферат его докторской с оказией достал (и то не в Улан-Удэ :) ).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Бурятском научном центре есть книжный магазинчик-много чего есть интересного. По работам ИМБиТа можно на форуме www.buryatia.org связаться с научными сотрудниками ИМБиТ-Дашидондоком и dr.Tseb-ом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вообще-то все бурятские племена нашли современнюю родину – район Байкала очень поздно в XV-XVII вв. Хоринцы вообще вышли из Внутренной Монголии в начале XVII в., навсегда оторвавшись от тамошних хорласов, хорчинов и т.д. Булагаты также где то в XV-XVI вв. прибыли из Моголистана, оторвавшись от сородичей булгачинов. Икирасы - предки эхиритов в XIII в. фигурируют в качестве одного из племен монголов, могли прибыть в бассейн Верхней Лены как форпост против уходов вольных людей где-то в XIV-XVI вв. Сэгэнуты, ашихабаты, икинаты – и другие крайне воинственные роды прибыли из Джунгарии во время большой смуты Галдан-Бошокту-хана в XVI в. Табунуты, хонгодоры, селенгинские роды прибыли из Монголии, после того, как прибыли русские. Хотя говорят, что бурятские племена потомки монголоязычных племен Баргуджин-Тукума, и с тех пор их называли бурятами, булагаты имеют весьма далекое отношение к булгачинам, а хоринцы к хори. XIII-XVI – самые темные времена в истории Байкальского региона, какие племена тут проживали и куда делись, все полная загадка. Рашид-ад-дин например, говорит о некоем монгольском племени усуту-мангун, жившем в Прибайкалье в конце XIII в., а Юаньши неких усухань и кули-ангу-хэшэ. Видимо уход частей «лесных народов» в таежные регионы был столь массовым, что монгольские ханы торопились переселить все неспокойные племена в глубинные районы Внутренной Монголии и Моголистана. Баргуты и байауты – потомки Улуу Хоро попали в страну алатов, вероятно в качестве охотников за соболью или войска, направленного для покорения Алакчин. Поэтому можно сказать, что баргуты и их потомки всегда были и есть передовой и самой верной гвардией Чингисхана и его ближайшими родственниками, в отличие от южных монголов, потомков всяких тангутов-онгутов, чем можно чрезвычайно гордиться. Все-таки история каждый раз повторяется. Когда прибыли посланцы «Белого царя» на далекой Лене, борогонцы во главе с Логоем встали на сторону казаков и только их можно назвать добровольно присоединившимся, как и баргутов к империи Чингисхана. Кангаласцы с орлиным божеством как и в былые времена, весь XVII в. бегали от русских отрядов по всей Якутии, так и непокоренные. Намцы с тотемом лебедя подчинились русским после того, как их гарнизоны встали на их земле после двух восстаний, при этом их вождь Мымак явно помер в русском плену, как и Дайар-Усун – вождь племени хуасай (куба).

Интересно, откуда взяты эти спорные, я бы даже сказал, опасные утверждения, которые с точки зрения современной бурятской историографии, являются устаревшими, и давно были опровергнуты.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А в чем вы видите историческую опасность то? Раз завоевали, живите на ней спокойно. Но боюсь, уже вас другие считают завоеванными и скоро в ссылку к своим родственникам на Колыму отправят. Однажды утеряв свой язык, можно его менять бесконечно. А неправильный термин завоевания взято из историографии.

Мол, пришли монголоязычные буряты в X в. и прогнали гулиганей на Среднюю Лену. При этом сами эти хоринцы считаются потомками этих самих то ли гулиганей, то ли курыкан, на самом деле исчезнувших в VII в., видимо переселившихся с остальными огузами в Азербайджен. Однако что-то не видно даже в микроскоп единый народ бурят в начале XIII в. Меркитский этнос в территории Южной Бурятии да, баргутский на Севере пожалуйста, туматский союз также.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мдя. Из этих утверждений пахнет Тиваненко.

Этот т.н. археолог как-то выдвинул теорию о тюркоязычности западных бурят в дочингисово время, и термин "тюрк удхатай буряад".

Вообще-то все бурятские племена нашли современнюю родину – район Байкала очень поздно в XV-XVII вв

Совершенно неправильно. О исходе хори из Забайкалья говорится ещё в Сокровенном сказании. А западные буряты-булагаты и эхириты являются потомками протобурятского племени шоно, которое существовало ещё до курыканского союза, являясь позже автохтонным монголоязычным компонентом данного союза.

Утверждения ваши, Тиваненко и иже с ними это попытка лишить бурят их исторической родины-Прибайкалья и повод для саха упрекать бурят в том, что дескать буряты изгнали курыкан-предков саха с их насиженных мест.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Добрый день уважаемые,

Мой шеф поспорил со мной по вопросу языка бурятов.

Я опираясь на свои познания (только лишь на энциклопедические, так как с бурятами в живую общаться не доводилось) в области лингвистики доказываю ему что язык у бурятов монгольской группы, он же опираясь на жизненный опыт утверждает что они: "говорят по казахски".

дело в том, что когда-то давно, еще при союзе наверное он увидел паспорт одного бурята выданный в Бурятии. Там по его словам, была запись на бурятском языке, которая гласила следующее:

"Бул паспорт ..ФИО... берiлген." и т.д. в общем он все что там было написано понял без проблем и решил что они говорят на языке близком к нашему.

Если был у кого-нибудь такой паспорт (выданный в Бурятии при союзе), пожалуйста поясните.

С уважением, Каптагай.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...Тиваненко.

Этот т.н. археолог как-то выдвинул теорию о тюркоязычности западных бурят в дочингисово время, и термин "тюрк удхатай буряад"...

О исходе хори из Забайкалья говорится ещё в Сокровенном сказании. А западные буряты-булагаты и эхириты являются потомками протобурятского племени шоно, которое существовало ещё до курыканского союза, являясь позже автохтонным монголоязычным компонентом данного союза.

Утверждения ваши, Тиваненко и иже с ними это попытка лишить бурят их исторической родины-Прибайкалья и повод для саха упрекать бурят в том, что дескать буряты изгнали курыкан-предков саха с их насиженных мест.

Кажется, никто до сих пор не попытался внятно и фундаментально заняться вопросом происхождения бурят. Как мне представляется, главная проблема - это попытка рассмотреть бурят как единую и монолитную общность, тогда как это - совокупность родов и племен, порой мало похожих друг на друга. Например, был тут в Бурятии недавно и выяснил, что восточным (забайкальским) бурятам легче понимать монголов, чем северо-западных бурят. И сделал вывод: западные буряты - возможно, тюркского происхождения (и в свое время активно противостояли натиску монголов Чингис-хана), тогда как восточные - сами монголы и потому видят Чингис-хана едва ли не своим сородичем. Диагноз: надо "на вещи смотреть ширше", т. е. не пытаться подвести все бурят под одну гребенку, а принимать во внимание разное происхождение отдельных племенных и родовых образований.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В автономных республиках, в отличии от союзных, страницы паспортов на национальных языках не дублировались. Может он в Казахстане получал?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В автономных республиках, в отличии от союзных, страницы паспортов на национальных языках не дублировались. Может он в Казахстане получал?

Незнаю как в других автономных республиках, а в Якутии в паспорте (и в большинстве других документов и удостоверений) тексты печатались на двух языках.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Вероятно, это был тувинский язык. Могли выдать и в Бурятии, в последние годы перед реформой паспортов. В Хакасии все 90-е гг почти выдавали "новые" паспорта советского образца с тувинской страничкой. Тува, кажется, была единственной тюркоязычной АССР в Сибири во времена Советов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
Драсьте. А Алтай, Якутия?

А, ну, да - Якутия. Но там, наверное, запись звучала бы совсем далеко от казахского. А в Горно-Алтайской автономной области, как и в Хакасии своих страничек в паспортах не было. Остается - Тува. Там, наверное, излишек паспортов был.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Баhылай Дь

По якутски в паспорте писали так:

1. "Бу паспорт бэрилиннэ ССРС гражданиныгар"- Этот паспорт выдан гражданину СССР

2. "Араспанньата, аата, агатын аата" - фамилия, имя, отчество

3. "Тёрёбут сирэ"- место рождения

4 "Тёрёбут сыла, ыйа, кунэ" - год, месяц, день рождения.

5. "Омуга"- национальность

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Тахир по-своему прав. У многих братских народов есть одни и те же средневековые предки. Например, Киевскую Русь к наследию какого народа относить? Малоросов или великоросов? И нехорошо когда, в угоду другому народу, лишается своей истории соседний этнос. Тиваненко не писал, что удуиты – были предками якольцев, наоборот он утверждает, что Меркитское ханство охватывавшее и территорию Северной Монголии была государственностью бурятского народа. Или Дашибалов утверждает, что курыканы являются предками бурятского народа, а вот Окладников писал, что они являлись предками приленских якол. О былой тюркоязычности западных бурят утверждали многие поколения бурятских историков и лингвистов, а не Тиваненко какой-то сякой. Также Дашибалов и другие говорят, что булагаты – вместе с Буха-нойоном отправились в Среднеазиатский поход, где на Тянь-Шане было ханство Булгачин и сильно кыпчакизированные откочевали в Приангарье где-то в XV в., при этом часть их якобы ушла на Среднюю Лену, это был так называемый кыпчакский компонент в составе саха.

Хоринцы появились на Байкале в начале XVII в. из Внутренней Монголии и видимо скитаясь в течение многих веков с XIII в. среди монгольских племен были окончательно омонголены. Никто не спорить, что хоринцы – потомки хори Алан-гоа, но они также предки всех монголов и саха. Но кроме некой близости между этнонимами хори и курыканами никаких иных доказательств их тождественности нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Простите за вторжение не по теме, наверное. Но просто не могу молчать и хочу вас, исследователей спросить. Как мы, монголы, должны реагировать на то, что маленький народ эвенков сейчас собираются в красноярский край укрупнить? Я насколько понимаю (может неправ, тогда поправьте), ЭВЕНКИЙСКУЮ АВТОНОМИЮ просто ЛИКВИДИРУЮТ и все. Как такой маленький народ выживет без своей автономии? Их культура, язык, этническое самосознание?

Они наши соседи. Всегда почти рядом с монголами жили, особенно в Бурятии их крови много в нашей крови. Мы, наверное, не должны совсем так спокойно смотреть, как их ликвидируют, укрупняют будто бы. Или как все это воспринимать? Они же беззащитные, кажется, совсем. Там, в Эвенкии тайга, связь с миром, наверное, плохая. Как они выходят на ООН, международные правозащитные организации? Они, может, не знают, что много людей интересуются их культурой и фольклором, и могут помогать им каким-то образом. Если они как-то дадут знать, что им надо помогать, я думаю, нам монголам, следует что-то предпринимать для их защиты. Мы большой этнос, у нас больше разных возможностей. А просто смотреть на этот непонятный эксперимент нельзя спокойно, я так считаю.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да начнут с эвенков кончут казахами. Уже отбирают весь суверинитет республик в пользу центра, скоро будут губернии, с назначаемым из

Москвы чиновником. Отобрали право субьектов распоряжаться малой частью своих природных богатств, снова старое колониальное право.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А как монголы должны реагировать на то, что готовят к ликвидации Усть-Ордынский Бурятский авт.округ?

Там тоже идет речь о не то чтобы обьединении, а о присоединении округа к области в статусе муниципального района. Ради сиюминутных с точки зрения истории да и вообще сомнительных выгод под вопросом поставлена судьба западнобурятского субэтноса.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да начнут с эвенков кончут казахами. Уже отбирают весь суверинитет республик в пользу центра, скоро будут губернии, с назначаемым из

Москвы чиновником. Отобрали право субьектов распоряжаться малой частью своих природных богатств, снова старое колониальное право.

Казахами? Это же независимое государство. Хотя бы формально. Внешние атрибуты независимости есть. Даже валюта своя и армия. Конечно против РФ Казахстан продержится максимум недели две, но все же, хоть какое-то сопротивление они окажут. Поэтому даже такой как Путин правитель не полезет просто так на казахов. Да и такой огромный тюркский мир не даст в обиду, наверное. В одной РФ тюрков свыше 10 миллионов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А как монголы должны реагировать на то, что готовят к ликвидации Усть-Ордынский Бурятский авт.округ?

Там тоже идет речь о не то чтобы обьединении, а о присоединении округа к области в статусе муниципального района. Ради сиюминутных с точки зрения истории да и вообще сомнительных выгод под вопросом поставлена судьба западнобурятского субэтноса.

Буряты вроде бы отбили первый натиск на Усть-Орду. Я понимаю вас, что это только начало великой битвы, но буряты готовятся по мере сил. И монгольский мир тоже. Уже подготовлены международные связи на случай нового наступления, состоится скоро всебурятский съезд, молодежь начала объединяться. В Бурятии этот номер с ликвидацией не пройдет. Буряты - современный, сильный народ на огромной территории, перенасыщенной оружием. А рядом - две азиатские единоверческие страны - буддисты. Чуть подальше - единоверная и единокровная Япония. Мы так дадим, если на нас пойдут ликвидаторы, что это будет конец нынешней партии власти. Они с позором уйдут с политической арены.

Все-таки, как насчет Эвенкии? Должны ли мы как-то помогать и надо ли нам это делать?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Бул паспорт ..ФИО... берiлген."-сие не из бурятского паспорта.

В бурятском насколько помню, т.к. сам получал новый рос.пачпорт-

"Совет Социалис Республикануудай Союзай эрхэтэнэй паспорт"

"Фамили, Нэрэ, Обог"-ФИО

"Турэhэн дайда"-место рожд.

"Турэhэн удэр, hара,жэл"-число, мес. год рожд.

и т.д.

А язык у бурят-могольской группы, без базаров, Отвечаю.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Бул паспорт ..ФИО... берiлген."-сие не из бурятского паспорта.

В бурятском насколько помню, т.к. сам получал новый рос.пачпорт-

"Совет Социалис Республикануудай Союзай эрхэтэнэй паспорт"

"Фамили, Нэрэ, Обог"-ФИО

"Турэhэн дайда"-место рожд.

"Турэhэн удэр, hара,жэл"-число, мес. год рожд.

и т.д.

А язык у бурят-могольской группы, без базаров, Отвечаю.

:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...