Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

Послушайте Каракурта.

татар - чужак, тат, джат - чужак по тюркски, ар - это ер, ир, эр - мужчина, человек

казак - исключенный, Райхе писал об этом, думаю, что он прав.

ногай - собака по монгольски. вряд ли они ответвление кыпчаков, там больше "монгольских" родов кажется, мангыты в основном.

Почему-то некоторые рьяные борцы с фолькхисторизмом пропускают вот такие посты, не накидываются на них, а выборочно "мочат" только те сообщения, в которых приводятся если не доказательства того, что воины Чингисхана были тюрками и казахи их прямые потоки, то сведения ставящие под сомнение их монголоязычие и монгольское происхождение. Где вы, борцы с фольхисторизмом, сюда, сюда!

Татар-чужак? Если мы слова будем делить типа а-ля по Задорнову, то можно и та-тар, и тата-ер и т.д. Появление термина "татар" связано с колонизацией Золотой Орды всей Руси. И долгое время т.н. называемое иго называлось мангольским (именно Чингизхан провозгласил свою Орду "мәнгі ел" - вечная страна, родина, а позже термин преобразовался в монгол), и ближе к 18 веку преобразовалось в татаро-монгольское. И кто там были чужаки? Так что логичнее тартар - отбирающий у людей, сборщик дани. Мы де и сейчас как только не поносим налоговиков.dry.gif

Слово казак не имеет никакого отношения к "исключенный", откуда, зачем? И опять же более логично: сак-касак-кайсак-казак (казах).

Среди тюрков и монгол конечно встречаются смешные имена с современной точки зрения. Однако каждый рожденный мальчик получал имя достойное батыра, воина. Поэтому связывать ногай с собакой мне кажется неуместным. А образование ногайского улуса связано с отделением части кыпшаков, возглавляемой Ногай-батыром. А идентификация племени с именем предводителя также имело место у наших (тюрко-монгольских) предков. А если мы сравним язык, быт и культуру казахов и ногаев, то они мало различимы. Я воспринимаю ногайский язык, культуру, песни как свою родную.

У нас общая история, победа одних - поражение других. Междоусобицы внутренние, внешние, с разделившимися ветвями, только ослабляли всех нас. Было время, когда мы диктовали условия и Китаю, и Руси вместе с Европой, а сейчас находимся между молотом и наковальней. Не находя точки соприкосновения, мы продолжаем междоусобицы пусть даже заочно через интернет, с пеной у рта пытаясь доказать кто лучше, тем самым сея раздор. А в это время соседи тихо хихикают над нами. Как говорят китайцы: пусть тигры дерутся между собой, а мы посмотрим..., так кажется.dry.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"это слово: Каз +Ак,"

Ошибочные исходные данные обязательно дадут ошибочный результат.

Есть другой вариант написания этого слова "къуо закъ".Звучит в русском приблизительно как казак.Кстати слово действительно двухсоставное что естественно для автохтонного языка с которого это слово.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"это слово: Каз +Ак,"

Ошибочные исходные данные обязательно дадут ошибочный результат.

Есть другой вариант написания этого слова "къуо закъ".Звучит в русском приблизительно как казак.Кстати слово действительно двухсоставное что естественно для автохтонного языка с которого это слово.

Что означает - "къуо закъ" и на каком языке?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

КАЗ-АК -Гусь Белый??? С каких это пор в казахском языке прилагательное стоит позади существительного. Да и наверное в остальных тюркских языках аналогичный порядок словосочетаний. Правильным будет словосочетание как АК-КАЗ - Белый Гусь. Соответственно к происхождению "КАЗАК" оно не имеет никакого смыслового отношения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В "РОДОСЛОВИЕ ТЮРКОВ" или "ШАДЖАРАТ АЛ-АТРАК" написано так:

...Да будет записано в умах обладателей знания и проницательности, что когда правление Токтай-хана достигло конца, бог всеславный и всевышний украсил вышивкой ханства прямой стан его величества Султан-Мухаммеда Узбек-хана, сына Тогрула, сына Келека, сына Тугана, сына Батуй-хана, сына Джучи-хана, сына Чингиз-хана, по которому назвали улус Узбекский, и удостоил его чести пожалования управления. В месяцах 712 г. хиджры (= 9 V 1312—27 IV 1313), соответствующего году быка, он утвердился на престоле султанства. Говорят, что после восшествия на ханский престол до истечения 8 лет он проводил жизнь со всем своим илем и улусом в странах северного (арка) Дешт-и-Кипчака, так как (ему) нравились (вода и воздух) тех стран и обилие охоты (дичи). Когда с начала его султанства истекло 8 лет, то под руководством святого шейха шейхов и мусульман, полюса мира, святого Зенги-Ата и главнейшего сейида, имеющего высокие титулы, указующего заблудившимся путь к преданности господству миров, руководителя странствующих и проводника ищущих, святого Сейид-Ата, преемника Зенги-Ата, он (Узбек) в месяцах 720 г. хиджры (12 II 1320—30 I 1321), соответствующего тюркскому году курицы, удостоился чести принять ислам. Святой Сейид-Ата вместо имени Узбек-хана, которое было дано ему... назвал (его) Султан-Мухаммед Узбек-хан. Из людей иля и улуса, которые были в тех странах, большая часть удостоилась счастья принятия ислама. Подробности этого краткого изложения написаны и упомянуты в житии (макамат) святого Сейид-Ата. Когда Султан-Мухаммед Узбек-хан вместе со своим илем и улусом достиг счастья (удостоиться) милости бога, то по указанию таинственному и знаку несомненному, святой Сейид-Ата всех их привел в сторону областей Мавераннахра, а те несчастные, которые отказались от преданности святому Сейид-Ата и остались там, стали называться калмак, что значит «обреченный оставаться». А когда каждого из тех людей, которые вместе со святым Сейид-Ата и Султан-Мухаммед-Узбек-ханом выступили в поход и шли (в Мавераннахр), спрашивали, кто эти идущие, то они избирали (для ответа) имя предводителя и царя своего, которое было Узбек. По этой причине с того времени пришедшие люди стали называться узбеками, а люди, которые остались там, — калмаками. Когда они пришли в страну Туркестанской земли, то вследствие истечения (долгого) времени люди турецкого происхождения, которые были в тех местах, из-за исконной близости, вошли в улус Узбек-хана. ...
Link to source:ШАДЖАРАТ АЛ-АТРАК

Значит те которые вместе с Узбек ханом пришли в Мавераннахр стали называться "узбек"-ами, а оставшиеся на прежних землях "калмак"-ами.

А потом люди отделяюшиеся от узбеков, и также от калмаков стали называться как "отделившиеся" или "казак"-ами.

казах или казак - отделившиеся

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ee657c2e263e.jpg

0aac6e6e64fb.jpg

ИКВРИ, т.5, стр.383-384.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Моя гипотеза возникновения и значения слова «Казах (в Русском варианте) или Казак в общетюркском». (См. здесь http://www.turan.info/forum/showthread.php...5469#post35469)

Ногами прошу не бить

Предистория.

Как известное Казахское ханство и Казахская нация возникла после конфликта между некоторыми родами Узбекского ханства, а именно между Кыпчаками и Аргынами, Кыпчаки убили одного из предводителей Аргынов Даиркожу-Акжола, после чего Аргыны потребовали у Абулхаирхана выдачи убийц и последующей сатисфакции, посредством наказания оных. В чем им было благополучно отказано. После чего Аргыны под предводительством Джанибека и Керея а также другие сочуствующих родов покинули ставку Абулхаира. Было ли убийство поводом или последней каплей в их межродовых конфликтах история об этом умалчивает, как бы там ни было это и послужила генезисом Казахского ханства и Казахской нации в целом. Надо сказать что Абулхаир и его потомки достаточно продолжительное время пытались уничтожить мятежное ханство и вернуть ренегатов обратно. Но сейчас речь не об этом.

Так вот мы подходим к сути вопроса подвигнувшего написать меня сегодняшний пост, почему Джанибек и Керей а также роды под их началом выбрали в качестве названия своего нового ханства слово Казак, а роды в последующем стали называть себя Казаками, этот факт достаточно малоосвещен и не имеет точного и ясного объяснения. Попытки объяснить слово Казак при помощи вроде бы существующего в некоторых тюркских языках слово Казак обозначающего свободный, независимый я полностью или частично подвергаю сомнению, так как в самом Казахском языке этого слова нет, а в известным мне других тюрских языках: Анатолийский турецкий, Азербайджанский и др я этого слова не встречал. Хотя тем неменее значение «Свободный» и «Независимый» в какой то степени (небольшой) будут перекликаться с моим последующим объяснением.

Начнем с того что в новоиспеченном Казахском ханстве не было рода под названием Казак, который в последующем мог бы дать свое имя создавшемуся ханству и народу. Название многих государств и наций зачастую происходили именно таким путем. Не было в Казахском ханстве предводителя или хана с именем Казак, который мог бы дать своему народу название по своему имени. Таким образом достаточно много народов получило свое название, вспомним хотя бы Узбеков от хана Узбека или Найманов от Наймана. Ну и что совсем странно ни Керей ни Джанибек не попытались назвать свое ханство Джанибек хандыгы или Керей хандыгы, по крайней мере даже если и были такие попытки история до нас этого не донесла. Но должна ведь быть логика в названании целого государства ведь не могли Керей с Джанибеком просто призвать предводителей родов и сказать: «Господа отныне мы будем Казахами в Казахском ханстве, скажите пиплу, что бы они всем говорили что они Казахи. Спросите почему Казахи? Отвечу, нас Джанибеком это слово прикалывает.»

Не тратя драгаценного времени читателя перейду к сути. Кем были для Узбекского ханства Керей и Джанибек их роды, которые достаточно самовольно отделились поставивь под удар неделимость и суверинитет Узбекского ханства, естественно они были сепаратистами, этакими Чеченцами для сегоднешней Российской Федерации. Как сегодняшняя Россия называет чеченцев? Мятежники, сепаратисты и тд. Если бы чеченцы не имели собственного названия я бы не удивился что через пару десятков лет их как нацию начали бы называть «Сепаратисты или Мятежники а чечню Сепаратистан». Так вот вернемся к Казакам. Оставшиеся в Узбекском ханстве люди по этой же логике должны были называть ушедшие рода каким то образом, дабы показать разницу между ушедшими и лоялными родами оставшимися в Узбекском ханстве. Может быть в начале их и называли например: Джанибек, Керей и Со, или Аргыны и другие рода примкнувшие к ним, но тем не менее я не сомневаюсь что сущестовало единое универсальное название которое объединяло бы всех ушедших и показывала их суть, а именно их называли бы на сегодняшний современный лад: мятежниками, сепаратистами, бунтовщиками, в общем людьми пошедшими против системы этакой противоборствующей силой. Тут мы в плотную подходим к самому слову «Казак».

Много было попыток расшифровать это слово, особенно смешно звучить Лебедь белый, но тем неменее логика в попытке расчленения слова на два составляющих имеет смысл, так как смысловая составляющая слова полностью на данный момент утрачена и нет единого определенного перевода слова Казак полностью. Во вторых известно, что все в этом мире и в языке в том числе идет от простого к более сложному, сто лет назад не было слова электромонтер, было электро, было монтировать и было человек который занимается этой деятельностью. Так вот разделив слово на 2 составляющие это слово: Каз +Ак, следует обратить на первую часть особое внимание. «Каз» в казахском языке а если быть точнее «Кас» имеет свой аналог и оно означает быть настроенным против кого то, быть этаким опонентом или даже врагом, существует даже такая пара Дос пен Кас (друг и враг). В качестве глагола используются такие слова как «Кастык жасау, Кастандык жасау» - в вольном переводе означает делать что то плохое кому то. Меня конечно можно упрекнуть что я якобы своевольно поменял букву «З» на «С», но могу вас заверить что эти звуки в казахском и в других языках имеют свойство к замене друг друга. К тому же упорное использование слова «Кайсак» в Российскими властями при упоминания Казахов наводить на мысль что эдак 300-400 лет назад произношения слова Казак самими казахами было не однозначно и могло иметь следующий вид «Кассак». Так вот определившись с первой составляющей перейдем ко второй. «Ак», ну здесь легче «ак» это то что превращает действие или отношение «Кас» в субъект на примере «Тес(дырявить)+Ик= Тесик(дырка)» , намеренно не привожу другие примеры и без того мое повествование затягивается, боюсь потерять внимание читателя. Кас+Ак= получается Кассак или Казак, человек который против, враг, бунтовщик, мятежник, сепаратист, вобщем тот кто против системы. Лояльные подданые Узбекского ханства таким образом называли ренегатов, людей пошедших против, отделившихся и противопоставивших себя ханству, а именно Казаками (Сепаратистами по аналогии с сегоднишними Чеченцами). Я думаю поэтому русские казаки выбрали то же название, так как они тоже в свою очередь были людьми пошедшими против системы, бунтарями

Этим я заканчиваю короткий экскурс в слово Казак и начинаю другой экскурс в предтечю этого слова в Казахском языке в частности и в Тюрских языках в общем. При упоминанию слова Кас я думаю многим на ум приходить название волка в казахском языке «Каскыр», видимо после исламизации кочевников и при постоянном противобрстве номадов ведущих в основном скотоводческое хозяйство волк превратился из прародителя, тотемного животного предка в этокого врага, который режет скот, может напасть на людей. Что и повлияла на мой взгляд в превращение «Курта» волка во многих тюрских языках (Вспомних хотя бы партию «Бозкурт» В Турции- партия серых волков или национальность- Башкуртов, то ли главных Волков, то ли людей одевающих шапки из волчьего меха (по аналогии в казахском языке Бори-волк, борик шапка из волчьего меха)) в Кас+курт, Врага волка - Каскурта или Каскыра в нынешнем казахском языке. Произошла десимволизация священного волка во врага кочевников. Является ли слово «Кас» корнем казахского слова Карсы- быть против, напротив или Карши в других тюркских языках. Или слова Керис, имеющего значения «Наоборот»- Керисинше, а слово «Косар» употребляемое как «Косарланып сойлеу» говорить перебивая кого то, говорить во то время как кто то другой уже говорить не давая говорить другому. Все это имеет один определенный смысл а именно быть и действовать будучи в оппозиции кому-то или чему-то.

Можем ли мы копнуть еще глубже? Не вопрос. Почему слово «Кас» так напоминает слово «Казу-копать» или «Касу-чесать» полагаю потому что здесь и есть корень и происхождения слова Кас-Враг.

Что из себя представляет понятие копать? В нарушении поверхности с помощью рук или предметов с целью получения дыры в данной поверхости. И не случайно использования слова «Касык(кз) и Кашик(друг. тюр)» при обозначении ложки, то есть при помощи той же ложки вы производите в поверхности допустим каши углубления. Ну а слово «Касу(кз), Кашимак(друг. тюр)» имеет сходный алгоритм действие, то есть при помощи пальцев рук вы пытаетесь на поверхности кожи прошкрябать не существующую дырку. Напомню что в те далекие времена, когда лопата не была еще изобретена, люди не копали землю, они становились на колени брали в руки плоский предмет и с силой водили его по поверхности земли пытаясь им прошкрябать дыру. Так же поступите и вы если вам дадут задание вскопать землю без лопаты.

Ну наконец созвучное слово «Кес» имеющие значение резать во всех тюркских языках, все из той же оперы. Резать значит нарушать целосность поверхности, как и копать Казу, как и попытки почесасть Касу. Называли ли наши предки своих врагов «Кеса-ами» людьми убивавшими и резавшими их и не трасформировалось ли «Кес» в слово «Кас-враг в казахском». По крайней мере очень занятная гипотеза. И волки которые резали стада баранов наших предков кочевников были не то Врагами-Волкам (Кас-курты), не то Волками Убийцами, Резавшими скот (Кес-курт) все это наводит на мысль.

Конец ли это нашего затянувшегося повествования? Нет. Здесь я не много сошлюсь на теориию символов и иерогливов Олжаса Сулейменова и в кратце скажу что по его теории древние люди пытались изображать все предметы и действия на скальными рисунками и другими видами тогдашнего искуства, то есть кодировали с помощью всяких палочек и черточек, а потом пытались их раскодировать при помощи чтения слева на право, справо на лево, с верху вниз, снизу в верх что и было началом нашего сегоднешнего алфавита. Так вот изобразив слово КЕС с помощью пары черточек и палочек (я в древних ироглифах не силен) допустим на скале, человек пытается прочитать это разными путями (напомню раньше не было строго порядка чтения только слева на право или с право на лево), так вот слево на право это КЕС, а с право на лево это СЕК. Напомню что подрузомевает слово Кес-резать? Нарушать поверхность и при этом естественно появление крови у жерты. Понимаете к чему я клоню, если нет то я объясню, буква Е в слове СЕК не принципиальна, с таким же успехом можно заменить на букву И, что дает нам слово СИК, являющегося универсальным значением слова секс для всех тюрских языков. Понимаю смутились и покраснели, но наука требует жертв. Ну а для древнего человека решившего дать название своему занятия с любимой девушкой, такой вариант я думаю показался наиболее приемлимым. Не надо изобретать совершенно нового слова, тем боле нарушение поверхности, целосности с кровевыделением в первый раз, на лицо, да и от слово КЕС резать, убивать отличается. Значиться будет это таинство у нас называться СЕК или СИК. (Я бы мог еще привести пример почему англоязычное слово секс так созвучно нашему, или почему Секира которой можно отсекать чего-то имеет корень СЕК, а также всякие там Section-ы разделяущие целое на части, или слово сечь, коса в русском язык и тд., но не сегодня).

Значит с этим мы разобрались, но древний человек жаден до знаний он написал и сказал СИК, а теперь ему надо назвать существо с которым он этим СИК-ом занимается. Вернемся к иероглифам написано слово СИК что означает теперь определенное действие направленно на определенное существо. Ну а как назвать определенное существо на которое направленое это определенное действие (заметили что я прочитал предыдущее предложнеие задом на перед, то есть с права на лево). Если СИК это слево на право, а с право на лево, то есть существое на которое направленно действие это КИС, чуть видоизменено КЫЗ или КИЗ, что бы с КЕС-ом не путать. Так мы добрались до общетюрского слова КЫЗ-что значит девушка. Слово женщина Катын или Хатун или Кадын было изобретено потом и я думаю что слово КЫЗ заменяло все ипостаси женского пола, до тех пор пока люди не стали умнее и не стали придумывать новые названия такие как девочка, девушка, женщина.

Ну вобщем я отвлекся, в конце повествования я хочу быстро пробежаться по слову КАС-(противобрствующий, бунтарь, убийца, может быть ВОЛК и тд.) снова, если его прочитать по методу наших предков задом на перед получиться САК, то есть племена которые являлись нашими предками. То есть они себя ассоциировали себя либо со своими врагами (а также тотемными животными прародителями) волками, либо показывали насколько они беспощадные и тд.

Ну и в самом конце слово Тюрк или как правильно должны говорить те кто не знает русского Тюрик, если прочитать наоборот получатеся КИРЮТ или если вам будет угодно КУРТ, то бишь наш Волк.

Грозная тень нашего предка Серого Каскыра до сих пор стоит над нами и даже в наших названиях мы видим его присутсвие КАЗАК, ТЮРИК, ТУРК, БАШКУРТ, САХА. Видимо Аруак нашего предка полуволка-получеловека Ашины хранит нас и будет хранить нас вечно, пока течет его кровь в наших жила, пока жив великий Туран .

Здравствуйте. Сказано очень подробно, но слово "казак" происходит от обычного "каза" - то есть, какзаки, или какзахи были обычными людьми разводившими коз. Так же, как и "Кав-каз-цы".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...