Перейти к содержанию
Гость Qasqyr

Ниндзя. Ниндзюцу. Нинпо.

Рекомендуемые сообщения

Образ этих "рыцарей плаща и кинжала" средневековой Японии прилекает внимание очень многих японофилов. Тема ниндзя стала материалом для множества спекуляций, кинопостановок и афер в области боевых искусств.

Она затронута многими популяризаторами БИ в бывшем СССР. Но, к сожалению, большинство воспользовалось не япноскими, а западными источниками, таким образом перенеся весь коммерциализованный "мусор" с Запада к нам.

Один из немногих действительно сведущих историков, Алексей Горбылев, издал две книги

Путь невидимых. Подлинная история нин-дзюцу

и ее продолжение

Когти невидимок: подлинное оружие и снаряжение ниндзя

представляющие собой серьезное исследование серьзного переводчика и историка.

По ходу повествования развенчиваются распространенные мифы и заблуждения о ниндзя и ниндзюцу. Делаются интересные экскурсы в историю Японии и древнего Китая.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Настоящее название этих шпионов было не ниндзя, а шиноби (синоби в русской транскрипции). Современный термин ниндзя был создан в 1960-е годы. С тех пор это всего лишь брэнд Японии, круто накрученный в кинофильмах и комиксах. Истонные шиноби были НЕСКОЛЬКО отличались. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Выложил несколько книг по ниндзя, все на английском.

1. Ashida Kim.Secrets of the ninja 1.58 MB

2. Glenn Morris.Pathnotes of an American Ninja Master 1.34 MB

3. Mike Peters.Knife Throwing Techniques of the Ninja 3.09 MB

4. Stephen Turnbull. Ninja 4.75 MB

5. Toshitoro Yamasiro.Secret Guide To Making Ninja Weapons 3.98 MB

На все архивы пароль - библио (латинницей).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Van 様,

Как и на Полушарии, благодарю Вас за литературу. Не могли бы Вы посоветовать что-нибудь по доиероглифической японской письменности?

Еще раз 有難う ございます

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

********************************************************************************

*********

Источник - http://erosport.ru/2006/06/16/istorija_jap...h_iskusstv.html

Имеются интересные материалы по истории боевых исскуств Японии

История Японии - династии и развитие боевых искусств

16 июня 2006 года

История Японии

1. Античный период (до 405 г. до н. э.).

672 г. до н. э. - узурпация трона императором Темму.

645 г. до н. э. - возведение на престол императора Котоку, провозглашение реформы Тайка.

607 г. до н. э. - первое посольство отправляется в Китай. Уничтожение клана Сога военачальниками Нака-но-Ое и Накатоми Каматори.

604 г. до н. э. - принятие китайского календаря.

594 г. до н. э. - буддизм становится официальной религией на Японских островах.

587 г. до н. э. - клан Сога наносит смертельный удар клану Мононобе.

552 г. до н. э. - клан Сога, борющийся против кланов Мононобе и Накатоми, становится приверженцем буддизма.

405 г. до н. э. - письменность из Кореи попадает на Японские острова.

К сожалению, история не только не сохранила точной даты начала похода императора Японии Дзимма с острова Кюсю через Внутреннее море к Каши-варе в провинции Ямато, но и ставит под сомнение само существование легендарного полководца. Известно только, что некий поход имел место и в результате были покорены враждебные племена, установлена Японская империя. Континентальная культура Китая и Кореи стала постепенно проникать на острова. Вместе с культурой шелка и классическим конфуцианством в Японию попало и искусство изготовления мечей, которое к тому времени уже активно развивалось на континенте.

Кузнецы, которые по разным причинам бежали из Кореи и Китая, селились на островах и открывали кузницы, в которых изготовляли оружие. Хотя оно было еще далеко от совершенства, но по сравнению с примитивными местными образцами это был шаг вперед.

Помимо оружия, изготовлявшегося на местах, большое количество оружия привозилось с континента. Привезенное и изготовленное на месте оружие было очень похоже, так что сейчас, при всем желании, определить место изготовления того или иного образца оружия тех времен невозможно.

Характерной особенностью мечей этого периода была прямая (китайская) форма, двусторонняя и довольно примитивная по качеству заточка. Эти мечи были пригодны для нанесения уколов, но мало подходили для рубящих ударов. Поединки больше походили на поединки на шпагах, чем на мечах.

2. Период Нара (405 г. до н. э. - 793 г. н. э.).

702 г. - бюрократическое устройство копируется с китайской модели управления и устанавливается первая постоянная столица в городе Нара.

712-720 гг. - составление официальных записей кодзики, газет фудоки и хроник нихонги.

740 г. - восстание Фудзивары Хироцугу против влияния на правящий двор монарха Гембо. Процветание буддийской секты в городе Нара.

764 г. - поражение Фудзивары и концентрация силы в руках императрицы Кокен (Шотоку), которая назначила настоятеля Докюо премьер-министром.

784 г. - столица переводится из города Нара в город Нагаока.

Начало периода ознаменовалось событием, сыгравшим важнейшую роль во всей дальнейшей истории Японии. С приходом к власти императора Котоку, чьим девизом было выражение "Тайка!", что дословно переводится как "Великая перемена!", начинается летосчисление знаменитого класса профессиональных японских воинов - самураев.

Этот период в истории архитектуры, живописи, религии и скульптуры известен как "золотой век". В отличие от предыдущего периода, когда у империи не было единой столицы, в начале периода Нара столица располагалась в городе Нара в провинции Ямато. Ознаменовавшая начало периода реформа Тайка установила абсолютное правление императорской семьи, законодательно оформила возникновение централизованного государства и регулярной армии.

В течение этого периода японцы изготовляли оружие из сплава, очень близкого по составу к бронзе. Частично металлы добывались в Японии, но в основном на переплавку шли китайские изделия из бронзы.

В это время было создано немало величайших литературных памятников. Некоторые из них дошли до наших дней, а "Кодзики" даже переведен на русский язык.

3. Период Хейан (794-1156 гг.).

794 г. - основан город Хейан (Киото).

801 г. - на севере страны военачальник Тамурамаро Саканоуэ одержал решительную победу над племенами Айнов. Падение силы клана Фудзивара.

833 - 967 гг. - период многочисленных интриг, сражений и восстаний между императорами, регентами и диктаторами.

939-940 гг. - восстание под предводительством самурая Тайры Масакадо.

1051-1062 гг. - одиннадцатилетняя война, в которой генерал Минамото Ёшии уничтожил клан Абе на севере острова Хонсю.

1083-1087 гг. - трехлетняя война, в которой генерал Минамото Ёшии уничтожил оппозиционный клан Киёвара на севере Хонсю.

1156 г. - представитель провинциальной военной аристократии Тайра Киёмори берет контроль над гражданским правительством в столице.

В это время столица из города Нара переводится в город Хейан (ныне Киото) в провинции Ямаширо, по имени которого и назван весь исторический период. Реальная власть была сосредоточена в руках клана Фудзивара, породнившегося с императорской семьей. Представители этого клана правили страной почти сто лет.

Первоначально это было сравнительно мирное время. Но рано или поздно всему приходит конец. Правление клана Фудзивара, купавшегося в роскоши, и его политика, направленная на постоянное увеличение поборов с крестьян, были благодатной почвой для заговоров. Два враждовавших до этого клана, Минамото и Тайра, объединили свои усилия и свергли ослабевший клан Фудзивара.

Для этого периода характерно постепенное угасание интереса к Китаю, одной из причин которого было стремление японцев к полной независимости. Кроме того, это стало первым всплеском национализма, который еще не раз имел место в истории Японии.

Многочисленные стычки между кланами требовали большого количества оружия. Это привело не только к увеличению его производства, но и к его качественному улучшению. В особенности это касалось мечей. Однако подлинный взлет этого искусства был еще впереди.

4. Период Рокухара (1156 -1185 гг.).

1156-1158 гг. - война Хоген, в результате которой воинами генерала Тайры Киюмори были уничтожены большинство лидеров клана Минамото.

1159-1160 гг. - война Хёйджи, дальнейшая экспансия власти клана Тайра.

1180-1185 гг. - война Гэмпей, приведшая к разорению клана Тайра.

Вследствие агрессивной политики, проводимой кланом Тайра, весь этот период сопровождался постоянными вооруженными столкновениями. Что касается изготовления оружия, то этот период ничем не примечателен. Это было следствием того, что дефицит оружия привел к его поточному изготовлению, а доступные в то время орудия и методики производства исключали получение высокого качества.

5. Период Камакура (1185 - 1336 гг.).

1192 г. - самурай Минамото Ёритомо устанавливает сёгунат в городе Камакура.

1205 г. - усиление клана Ходзё.

1232 г. - публикация Дзёей Шикимоку как основного закона страны.

1274 г. - первое монгольское нашествие.

1281 г. - второе монгольское нашествие.

1331-1336 гг. - война Гэнко. Введение единовластия императора Годайго и упразднение регентства Ходзё.

Начало этого периода было отмечено установлением кланом Минамото сёгуната - режима военной диктатуры, при которой самураи безраздельно властвовали как в политических, так и в социальных областях. Центром сёгуната был город Камакура в провинции Сагами (ныне Соши). Это повлекло за собой 675 лет феодального правления под руководством верховного военного командования (сегуна).

Осенью 1274 года к западным берегам Японии подошел флот монгольского хана Хубилая и захватил острова Цусима и Ики. Несмотря на храбрость и самоотверженность, японские солдаты не могли успешно противостоять монгольской армии, превосходившей их по численности и по опыту ведения сражений. Налетевший внезапно тайфун разметал и уничтожил более 200 вражеских кораблей и тем самым сорвал монгольское вторжение. Однако монголы предприняли еще одну попытку. Снарядив флот численностью около 3500 (!) судов, летом 1281 года они снова направились к берегам Японии.

И снова боги оказались милостивыми к островитянам. Налетевший тайфун снова уничтожил почти весь флот монголов. Усмотрев в этом вмешательство высших сил, японцы дали тайфуну имя камикадзе (по-японски ками - "бог", кадзе - "ветер").

Две эти попытки вторжения обогатили сокровищницу боевых искусств Японии новой тактикой ведения боя, заключавшейся в едином командовании, взаимодействии всех отрядов и широко применяемой тактике обхода с флангов (незначительные силы монголов, уцелевшие после тайфуна, высадились на острова и вступили в бой с японцами). Кроме того, именно монголы впервые познакомили самураев с огнестрельным оружием.

Ожесточенные битвы послужили толчком для творческих изысканий оружейников и создания более качественного оружия. Более других в этом преуспели кузнецы провинции Бизен. По оценкам некоторых экспертов, мечи, созданные ими, стали лучшими за всю историю изготовления подобного оружия. Новая тактика ведения боя, требовавшая от солдат большей маневренности, привела к тому, что изменились и доспехи. Отныне они стали изготовляться в облегченном варианте.

Несмотря на то что основные силы монголов были уничтожены, часть их все же успела высадиться на острова. Они продолжили попытку интервенции. Постоянные стычки с ними, а также чрезмерная роскошь, введенная в ранее простую и суровую жизнь самураев, снизили силу сёгуната. Воспользовавшись моментом, император Годайго, при активной поддержке клана Ашикага, совершил переворот и сверг сёгунат, восстановив свою прежнюю власть и создав правительство Кэмму.

6. Период Мурамачи (Ашикага) (1337 - 1573 гг.).

1337 - 1392 гг. - война Намбокутёдзидай между северным двором с центром в Киото и южным двором с центром в Ёсино.

1338 г. - Ашикага Такаудзи, опираясь на военную силу, захватывает власть и провозглашает себя сегуном.

1339 г. - выход в свет Дзинно Сёто-ки (Записи о законных деяниях Божественных монархов).

1365-1372 гг. - битва при Кюши между воинами клана принца Каненаги и воинами под предводительством генерала Имагавы Садаё.

1372 г. - признание архипелагом Рюкю вассальной зависимости от Китая.

1568 г. - самурай Ода Нобунага оккупировал Киото и разрушил главный буддийский храм.

В истории нередко случается, что недавние друзья вдруг становятся непримиримыми врагами. Воспользовавшись ошибками, совершенными императором Годайго, Ашикага предал его и восстановил систему сёгуната, назначив в Киото свое собственное марионеточное правительство. Низвергнутый император Годайго, захватив с собой регалии императорской власти, бежал на юг страны в резиденцию Ёсино около города Нара. На целых 55 лет (с 1337 по 1392 год) установилась непрекращающаяся борьба между двумя императорскими домами.

Это был один из самых темных периодов истории Японии. В борьбу были втянуты практически все слои общества. В связи с тем , что приверженцы клана Ашикага были не в состоянии полностью контролировать провинции, им приходилось постоянно воевать.

Архипелаг Рюкю, самым крупным островом которого является Окинава, сыграл важнейшую роль в развитии рукопашного боя и работы с оружием. Именно с Окинавы эти искусства попали в Японию.

Хотя у японцев и жителей архипелага Рюкю общие этнические корни, они постоянно боролись за независимость как от Японии, так и от Китая. В свою очередь эти государства неоднократно пытались присоединить эти острова к себе. И все же в 1372 году архипелагу пришлось признать свою зависимость от Китая, где в то время правила династия Мин.

Сразу же вслед за этим на Окинаву было отправлено посольство во главе с посланником, а также миссия, основной целью которой было распространение китайской культуры на островах архипелага. К концу века китайская колония достигла значительных размеров и, несмотря на ее обособленность, из нее все больше и больше стали просачиваться сведения о самобытных китайских воинских единоборствах.

Время феодальных войн, именуемое также периодом Сенгоку, длилось более сотни лет - с 1467 по 1574 год. В течение этого времени потребность в хорошем оружии была необычайно велика, и оно изготовлялось в огромных количествах.

Клан Ашикага, превзошедший в роскоши даже клан Фудзивара, базировался в городе Киото, и это активно способствовало процветанию различных искусств.

7. Период Азучи - Момояма (1574-1602 гг.).

1582 г. - самурай Тоётоми Хидэёши отомстил за смерть Оды Нобунаги.

1592 г. - объединение страны стараниями Тоётоми Хидэёши и поход с войсками в Корею.

1597 г. - второй поход японцев в Корею.

1598 г. - смерть Тоётоми Хидэёши.

1600 г. - победа Токугавм Иеясу над оппозиционным военным кланом в битве при Сэкигахаре.

1615г. - уничтожение войсками Токугавы крепости в городе Осака.

Будущий знаменитый военачальник Ода Нобунага родился в семье самурая невысокого ранга в провинции Овари (Айти). Ода был вторым сыном, и отец построил ему небольшой замок в Нагое поселив отдельно от семьи.

Карьеру военачальника Нобунага начал в 1551 году в возрасте семнадцати лет, после смерти своего отца. Он зарекомендовал себя как жестокий и вероломный правитель, безжалостно подавлявший крестьянские восстания, не щадивший ни соседей, ни ближайших родственников. Тем не менее Нобунага был первым, кто предпринял попытку объединить раздробленные удельные княжества.

В 1582 году, будучи окруженным в Киотском замке войсками врагов, Ода Нобунага совершил ритуальное самоубийство - сэппуку.

Его преемником в деле объединения страны стал самурай Тоётоми Хидэёши.

Он родился в семье крестьянина и стал самураем на службе у Нобунаги. Политика Хидэёши была прямым продолжением политики, проводившейся Но-бунагой.

Завершив объединение Японии, Хидэёши стал регентом императора и дайте - феодальным лордом. С наступлением мира остро встала проблема содержания огромной и теперь уже абсолютно ненужной армии. Чтобы разрешить эту проблему, Хидэёши предпринял два похода в Корею, но оба они оказались неудачными.

В течение этого времени столица была перенесена в город Осака.

8. Период Эдо (Токугава) (1603-1867 гг.).

1637-1638 гг. - мятеж Шимабары.

1685 г. - письменное закрепление кодекса чести Бусидо под редакцией Ямаги Соко.

1701-1703 гг. - знаменитая история сорока семи ронинов (самураев, потерявших своего господина).

1791 г. - первое появление в Японии русского военного корабля.

1867 г. - продолжение ослабления власти сёгуна-та побудило последнего сегуна Токугаву Ёшинобу подать в отставку. Таким образом была восстановлена верховная административная власть императора (1968 г.).

После смерти Хидэёши сложилась довольно тревожная обстановка. В сентябре 1600 года состоялась знаменитая битва при Сэкигахара. Клан Токугава в грандиозном сражении одержал победу над кланом Хидэёши. Отныне Токугава Иеясу стал верховным правителем страны. Столица снова переезжает, теперь уже окончательно, в город Эдо (ныне Токио), в котором клан Токугава правил более 250 лет.

В самом начале своего правления Токугава установил фундаментальные законы сёгуната и сословной системы "симин" си-но-ко-сё. По этой системе си - означали самураи, но - крестьяне, ко - ремесленники, сё - торговцы. Подобная система наглядно показывает приоритеты, существовавшие в то время в японском обществе. Именно поэтому в ходу была популярная поговорка "Хана-ва сакураги, хито-ва буси", что означает "Среди цветов - вишня, среди людей - самурай".

Токугава также создал весьма эффективную особую тайную полицию.

В самом начале XVII века Токугава направил на Окинаву три тысячи самураев клана Симадзу и, несмотря на героическое сопротивление местных жителей, завоевал ее. С этого времени Окинава превратилась в протекторат Японии. Вслед за этим последовали жесточайшие налоги и поборы со стороны императорской власти. Свободолюбивое население острова протестовало, как могло, убивая сборщиков налогов. В ответ на это император издал указ, запрещающий местным жителям ношение оружия, известный в истории, как "охота за мечами". Любой человек, посмевший ослушаться его, подлежал смертной казни. Дело доходило даже до того, что на деревню выдавался один-единственный нож, который, к тому же, хранился под усиленной охраной и выдавался на короткое время под расписку!

Жесткие условия, в которые были поставлены островитяне, не сломили их гордый дух. Безоружные крестьяне противопоставили хорошо вооруженным воинам и бандитам, нещадно грабящим деревни, искусство рукопашного боя окинава-тэ, что переводится, как рукопашный бой острова Окинава. Сами же стили назывались по названиям городов, в районе которых они практиковались: наха-тэ, сюри-тэ и томари-тэ.

Длительный период правления Токугавы подошел к концу в начале XIX века, когда Япония наконец прекратила свою изоляцию от внешнего мира, открыв границы для торговцев и путешественников из других стран.

9. Новейший период (с 1968 г. до наших дней).

122-й потомок императора Дзиммы, император Мэйдзи помог даймё Сотозава - оппозиции клану Токугавы, возникшей после битвы при Сэкигахара - получить верховенство над кланом Токугавы. Весьма непродолжительное (до1876г.) ношение мечей было запрещено декретом императора.

Конечно же, приведенная выше хронология исторических событий далеко не полная. Тем не менее данная хронология вполне достаточна для знакомства читателя с классическими воинскими искусствами и в первую очередь с теми из них, которые используют оружие.

Исторический экскурс был бы не полным без хотя бы краткого упоминания биографий известнейших мастеров прошлого. Все они внесли неоценимый вклад в развитие искусства поединка. Однако в прошлом не существовало такого жесткого разделения, как сейчас, на каратэ, кобудо, джиу-джицу и т. д. В то время воин обязан был в совершенстве владеть как оружием, так и приемами рукопашного боя, без оружия. Поэтому практически одни и те же имена почитаются и в среде приверженцев каратэ, и в среде специалистов по кобудо.

В отличие от современных спортивных школ, школы окинава-тэ в древности были строго законспирированы и походили больше на тайные общества, в которых все члены давали клятву, нарушение которой каралось смертью.

В большой степени и само искусство отличалось от современного. Крестьяне не могли вести с самураями или бандитами продолжительный поединок. Остаться в живых можно было, только опередив противника и убив его одним ударом. Соответственно, вся подготовка была направлена на смертельное поражение с одного удара - иккен хиссацу.

В рукопашном бою без оружия допускалось применение в качестве последнего подручных сельскохозяйственных орудий труда. Сегодня они известны как классическое оружие кобудо: нунтяку (две деревянные палки, связанные веревкой) - трансформированный цеп для молотьбы риса; тонфа (деревянная палка с перпендикулярной рукояткой) - рычаг для вращения мельничных жерновов; кама (серп на деревянной рукоятке) - сельскохозяйственный серп и т. д.

Однако не следует считать, что рукопашным боем занимались только крестьяне. История донесла до нас имена трех незаурядных мастеров благородного происхождения, внесших большой вклад в развитие этого искусства на Окинаве: Чотоку Кян, Чоки Мотобу и Анкичи Аракаки.

Чотоку Кян родился в декабре 1870 года и был третьим сыном. Его отец Чофу Кян был одиннадцатым потомком короля Шосей королевства Рюкю. Он служил управляющим у последнего отпрыска королевской семьи. Получив превосходное обучение, Чофу Кян не только превосходно разбирался в китайской классике и японской каллиграфии, но был еще и неплохим бойцом. Этими качествами, а также кристальной честностью и ответственностью он снискал уважение и безграничное доверие со стороны своего господина.

В возрасте двенадцати лет Чотоку Кян отправился с отцом в Токио, где изучал китайскую классику до своего шестнадцатилетия. В отличие от отца, он был невысоким и слабым. Решив, что сын должен обладать здоровьем, достойным самурая и члена королевской фамилии, отец занялся его закаливанием. Для этого он частенько выгонял Чотоку в холодные зимние дни на улицу для занятий сумо и рукопашным боем.

После того как дела в Токио были завершены, отец и сын вернулись на Окинаву. Когда Чотоку исполнилось двадцать лет, отец решил, что следует больше внимания уделять практике рукопашного боя. Учитывая физические кондиции сына, он дал ему несколько важных советов о том, как превратить свои недостатки в преимущества: "Хотя ты и не наделен физической силой от природы, ты обладаешь мужеством и смелостью. Успех в будо вовсе не зависит от телосложения, а в большей степени зависит от того, как энергично ты тренируешься самостоятельно. Самое главное, это отработка той ваза (техники), которая более всего подходит к твоим физическим кондициям".

В то время в мире рукопашного боя на Окинаве наиболее известными мастерами были Сокон Мат-сумура и Анко Итосу в городе Сюри и пэйчин (воинское звание) Оядомари в городе Наха. Отец Чотоку обратился к ним с просьбой обучить сына каратэ, потому что считал, что родственные отношения не позволят ему отнестись к сыну-ученику со всей строгостью и беспристрастием.

Кян изучал рукопашный бой, впитывая в себя одновременно технику томари-тэ и сюри-тэ. Через несколько лет он стал настоящим мастером. Отработку техники Кян производил на берегу реки Хидзя, повернувшись спиной к берегу или перилам моста.

В молодые годы Кян охотно принимал участие в поединках, целью которых было проверить и отточить мастерство, и почти всегда выходил из них победителем. К тридцати годам он стал известнейшим мастером в районах Сюри и Наха.

В связи с последовавшими реформами Мэйдзи (1868) самураи были лишены своих социальных привилегий и экономической основы. Не избежали этой участи и члены семьи Кян. Они были вынуждены переехать в деревню Емитан, где у них остался небольшой клочок земли и хижина. Кян должен был выполнять тяжелую и грязную работу, чтобы хоть как-то прокормить семью. И все же, несмотря на житейские сложности, он даже увеличил интенсивность занятий боевыми искусствами.

В это время Кян под руководством учителя по имени Яра, хорошо известного в окрестностях деревни Емитан, изучает ката Кушанку.

Мастерство Кяна наглядно иллюстрирует следующий случай. Высокий и сильный молодой человек по имени Матсуда имел привычку задирать молодых и слабых. Как-то раз Кян, которому в то время было сорок лет и он работал водителем трамвая, упрекнул его за это. Матсуда вспылил и вызвал его на поединок. Кян принял вызов. Противники вышли на берег реки Хидзя. Кян стоял спиной к реке, как на тренировке. Матсуда попытался ударить мастера кулаком в живот, но тот в последний момент увернулся и в свою очередь атаковал противника, в результате чего Матсуда кубарем полетел в воду.

Со временем Кян стал преподавать каратэ молодым людям в деревне и проводил инструкторские занятия в полицейском участке Кадена. Одними из самых любимых ката Кяна были ката Пассай, Чинто и Кушанку.

В мае 1942 года в городе Нара Чотоку Кян демонстрировал ката Пассай и бо-дзюцу (работа с шестом) перед именитыми гостями, среди которых были контр-адмирал Кенва Канна и главный редактор газеты "Рюкю Шинпо Пресс". Его великолепная техника владения каратэ и кобудо в возрасте семидесяти трех лет произвели на гостей сильное впечатление. Чотоку Кян умер 20 сентября 1945 года в возрасте семидесяти пяти лет.

Другим мастером был Чоки Мотобу. Он родился в городе Сюри в феврале 1871 года в семье адзи - дворянина высокого ранга. Он был третьим сыном в семье, что предопределило его судьбу. Согласно традиции того времени, образование давалось только старшему сыну при полном пренебрежении к воспитанию остальных.

Поэтому Чоки Мотобу рос человеком грубым и необразованным. В то же время ему очень хотелось стать самым сильным на Окинаве. Он упорно тренировался и упражнялся с макиварой, отрабатывая ударную технику, поднимал тяжести. Своей способностью схватывать все "на лету" и подражать он заслужил прозвище "обезьяна".

По вечерам Мотобу имел привычку ходить в район, где он дрался для проверки своей доблести и мастерства. Однажды он бросил вызов мастеру каратэ по имени Итарашини и потерпел сокрушительное поражение. И хотя он был зол на свой проигрыш, техника каратэ настолько поразила его, что он решил изучить и перенять приемы противников. Большинство мастеров каратэ осуждали изучение техники этого искусства посредством уличных драк, поэтому они отказывались обучать агрессивного Мотобу. И все же нашелся каратэка по имени Косаку Матсумора (не путать с Матсумурой Сокон!) из города Томари, который, впечатлившись энтузиазмом Мотобу, обучил его формам Найфанчин и Пассай.

Мотобу попросил Матсумору обучить его также и технике поединка. Поскольку кумитэ было весьма опасной техникой, Матсумора, зная драчливость ученика, отказал ему в этой просьбе. Но Мотобу, согласно свидетельствам известного мастера музыки Рюкюан Рюодзину Кину, изучал кумитэ Матсуморы, подсматривая за ним из-за забора, окружающего додзё - зал для занятий боевыми искусствами.

Со временем Мотобу решает отправиться в Киото. По пути он с друзьями становится свидетелем соревнований, в которых представители различных боевых искусств участвовали в поединках профессиональных боксеров. После окончания нескольких боев на ринге появились высокорослые иностранцы, на лицах которых было написано презрительное превосходство. Они вызывали на поединок любого желающего, будучи уверенными в своей победе. Тогда Мотобу решил их проучить и бросил им вызов.

Боксер крепкого телосложения, увидев щуплого Мотобу, мог решить, что перед ним ребенок. На самом деле Мотобу было тогда пятьдесят два года. Два раунда закончились позиционной борьбой. В третьем раунде Мотобу перешел в наступление, проведя молниеносный удар, с быстротой молнии атаковал висок своего противника и нокаутировал его. Боксер упал на землю. Поединок был закончен.

Этот случай стал причиной слухов и статьи, появившейся в популярном журнале, которая прославила имя Мотобу на всю страну. В результате он стал преподавать каратэ в городе Осака и даже открыл зал в Токио.

Со временем Мотобу изменил свое отношение к агрессивности. Он развивал каратэ не только в поединках. Мастер комбинировал изучение поединка с практикой ката, понимание которой пришло только после длительных занятий и работы с такими мастерами каратэ, как Матсумора.

Незадолго до начала Второй мировой войны Мотобу вернулся на Окинаву. 2 сентября 1944 года он скончался в городе Нара в возрасте семидесяти трех лет.

И наконец, третьего мастера, о котором хотелось бы рассказать, звали Анкичи Аракаки.

Анкичи Аракаки родился в ноябре 1899 года в городе Сюри. Он был старшим сыном в семье, в которой, помимо него, было еще шестеро детей. Его отец занимался изготовлением рисовой водки - саке, что давало приличный доход. В начальной школе Аракаки был тихим и послушным учеником. Однако со временем он стал пренебрегать образованием в угоду спортивным занятиям, и в конце концов его выгнали из школы.

Аракаки стал изучать каратэ еще в детстве. Его первыми учителями были Шимпан Гусукума и Чомо Ханаширо. После изгнания из средней школы юноша стал обучаться под руководством Тесины Чибаны, который был особо почитаем в мире окинавского каратэ после того, как он получил почетный знак от императора Хирохито.

Аракаки был невысокого роста, но усердно тренировался и имел неплохие физические данные. Так как он происходил из обеспеченной семьи, он мог с головой окунуться в каратэ. Всего за несколько лет он стал весьма неплохим бойцом.

В возрасте девятнадцати лет проворство и сила Аракаки стали уже широко известны. В этот же год он участвовал в турнире по сумо, проводившемся в городе Сюри. Его противником был гигант из деревни Емитан. Надо сказать, что в сумо соревнуются самые большие и сильные люди, и участие невысокого молодого человека вызвало весьма скептическое отношение к нему. Тем сильнее было удивление, когда Аракаки победил противника с помощью хитроумного приема.

В 1921 году Аракаки переезжает в деревню Кадена, где начинает изучать каратэ под руководством мастера Чотоку Кян.

К сожалению, Анкичи Аракаки прожил короткую жизнь. 28 декабря 1927 года он умер от язвы желудка в возрасте двадцати восьми лет. Тем не менее он известен и почитаем как непревзойденный мастер быстрых и мощных ударов ногами.

********************************************************************************

**********

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Классическое оружие: бо, яри, дзё, тамбо, тонфа, кама, сай, нунтяку, ходзё, кусари, тессен.

Перекинул в раздел - Военное дело

Развитие боевых искусств в Японии

Оружие, стили боевых искусств в Японии

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О боевом искусстве корсу, и не только

(Имеются интересные материалы по истории боевых исскуств Японии и Китая)

Перекинул в раздел - Военное дело

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

КОБУДО - искусство работы с традиционным японским холодным оружием

Перекинул в раздел - Военное дело

Развитие боевых искусств в Японии

Оружие, стили боевых искусств в Японии

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

********************************************************************************

*********

Источник - http://erosport.ru/2006/06/16/istorija_jap...h_iskusstv.html

Может быть, вполне достаточно было привести ссылки, зачем все копировать?

1. Античный период (до 405 г. до н. э.).

672 г. до н. э. - узурпация трона императором Темму.

...

405 г. до н. э. - письменность из Кореи попадает на Японские острова.

Данная переодизация буквальным образом переворачивает имеющиеся представления об истории Японии! Моло того, что точно указан год прихода письменности из Кореи в Японию, так это аж на 8 веков раньше официальной теории :huh: (псу под хвост тонны научных работ японцев и других исследователей, указававших "примерно 5 век нашей эры").

Шутки в сторону, поскольку текст явно переводной с английского, в нем просто слова "до н.э." следует читать как "н.э." и соответственно выстраивать хронологию наоборот.

Дзимма с острова Кюсю через Внутреннее море к Каши-варе в провинции Ямато

1.Дзимму

2. Касивара

3. Японская традиционная историография называет данную неизвестную дату 11м февраля 660 г до н.э., но скорее это около начала или в начале нашей эры.

Все остальные ошибки править нет никакого желания, за настоящей историей идем сюда.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Van - "Может быть, вполне достаточно было привести ссылки, зачем все копировать?"

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Во первых, если бы не привел весь текст, то и ошибок в этом тексте никто бы не заметил и не исправил:D Не все же наизусть знают древнюю историю Японии.

Van, спасибо за исправления. Ведь так и собирается информация, и уточняется.

Во вторых, сайты часто умирают, а вместе с ними и информация - печальный опыт по этому вопросу у меня уже имеется - приводишь ссылку, а через несколько дней она уже не открывается :(

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Настоящее название этих шпионов было не ниндзя, а шиноби (синоби в русской транскрипции). Современный термин ниндзя был создан в 1960-е годы. С тех пор это всего лишь брэнд Японии, круто накрученный в кинофильмах и комиксах. Истонные шиноби были НЕСКОЛЬКО отличались. :)

правилъно..

шиноби(chinobi) ето было имя для официалъного шпиона. который обычно исполъзывал для своей работы тактики и искуство самообороны которые преподавали под именем "нинджутсу".(ninjitzu)

со временем (после объединения японии в одно государство) шогун запретил другим аристократам содержатъ своих шпионов что много бывших шпионов сделало безработными. ето заставило их перейти на создание школ самообороны и на работу для тех кто хорошо платил. (как позже с японскими самураями которые стали ронинами (ronin))

так как они своего служебного статуса как шиноби далъше официалъно выполнят не могли то они полъзовалисъ своим искуством нелегалъно и тайно.

поетому етих нелегалъных наёмников стали (чтобы отлечитъ их от настоящих и официалъных шиноби) называтъ не по ихней професии (шиноби) а по ихнему военому искуству нинджутцу: то естъ официалный служащий и шпион исполъзуйщий ето искуство является "shinobi" а простой наёмник или человек, который исполъзует искуство ниджитцу ниндзя (ninja).

для нас ето приблезителъно всё равно для японцев ето была болъшая разница.

официалъные шпионы имели специалные полномочия по которым его не имели право преследоватъ и за его убийства или раследования наказыватъ. нидзя ето дело было другое с теми могли делатъ что хотели и их расматривали как простых преступников. то естъ если их на свежом деле пойматъ и им преступления доказатъ могли то они были быстро у своих богов. (на них обычно испробывали как на других преступниках новые мечи)

для средневекового японца простой ниндзя ето был саботёр, преступник, убица или терорист который полъзовался ниджитцу.

со временем было запрещено всем кроме шиноби даже полъзование искуством ниджтцу.

ето привело к тому что все школы етого военого и шпионского искуства были закрыти или доброволъно или с помощъю самурайских мечей.

многие учителя и практиканты етого искуства перешли в школы самураев и внесли частъ своего искуства в самурайское военое дело.

некоторые школы и мастера стали преподаватъ нелегалъно, под крышой самурайской или военой школы шогуна.

во время мейжи еры филмы и манга(японские комиксы) принесли новую популарностъ етого искуства и некоторые мастера стали преподоватъ его в полицейских и военых школах армии. после завоевания японии американцами через несколъко лет (гдето конец 50-начало 60-ых годов) ето искуство (с помощъю филмов, театров и появлением телевизора) стало так популарно что молодёж рвануло во все школы где сверху таблича с именем нидзя висела.

при етом многие бывшие самурайские и спортивные школы стали преподоватъ своим ученикам ранъше запречёное искуство нинджутцу. еот привело к появлению различных стилей етого искуства.

сегодня ето свой самостоятелъный стил японского военого и спортивного искуства японии.

современое ниджутзу ето целая система с правилами и спортивными школами во всём мире с несколъкими организациями и системами.

с уважением.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Напоминаю, что в транскрипции японских слов двоеточие после гласного обощначает его долготу.

Ниндзюцу (忍術) - это одно из японских боевых искусств, основным назначением которого является разведывательно-диверсионная деятельность в военных или политических целях путем проникновения на позиции и в тылы противника для сбора разведданных, совершения диверсий, а также убийств военачальников. О его ранней истории известно очень мало, но с большой долей вероятности можно сказать, что оно зародилось в эпоху «воюющих провинций» (Сэнгоку дзидай, 戦国時代、1467-1573 гг.).

Основными школами «ниндзюцу» были Ига-рю (伊賀流), Кога-рю (甲賀流), Кисю-рю (紀州流. Другое название 根来, нэгоро и 雑賀,сайка). Помимо них существовали еще школы Акутагава-рю (芥川流), Ёсицунэ-рю (義経流), Фукусима-рю (福島流), Фусо-рю (扶桑流), Нинко-рю(忍甲流), Коё-рю (甲陽流), Хакуун-рю (白雲流), Тогакуси-рю (戸隠流). Анализ исторических источников позволяет сказать, что существовала 71 школа «ниндзюцу», из которых в отношении 31 сохранились документы и материалы.

Как одно из боевых искусств «ниндзюцу» было известно уже в Древнем Китае, в частности, о нем упоминает Суньцзы. В разные эпохи оно именовалось по-разному –細作(さいさく, сайсаку),遊偵(ゆうてい, ю:тэй)、姦細(かんさい, кансаи)、遊士(ゆうし, ю:си)、行人(こうじん, ко:дзин). Уже по названиям можно судить, что основной деятельностью этих людей были шпионаж и диверсии.

Одним из первых в Японии услугами шпионов – синоби (志能便), пользовался принц Сётоку. Однако активно применять шпионаж стали гораздо позже, в конце эпохи Хэйан и особенно в эпоху Минамото, когда начались масштабные по тем временам междуусобные войны. С этого момента начинается история организованного шпионажа, а люди, им занимавшиеся, стали объединяться в устойчивые по составу и структуре группы. В то время такие группы назывались «мономи» (物見) и «кандзя»(間者). Известно, что выдающийся военачальник Кусуноки-но Масасигэ взял к себе на службу 48 человек из школы Ига, разделил их на три группы и направил в Киото для разведки. Во время смуты Онин (1467-1477), когда усобицы между даймё достигли своего пика, «ниндзюцу» получило самое широкое распространение, а приемы и способы разведки и диверсий постоянно совершенствовались. В это время этих людей называли «синоби» (竊盗), «дакко» (奪口), «куса»(草), «камари»(屈), «раппа»(乱波), «суппа»(透破、素破、水波). В те времена среди «ниндзя» было немало «нобуси» - бродячих самураев-разбойников (野伏 нобуси) и бандитов (山盗 санто:).

Они уже не просто занимались сбором информации в разведывательных целях, но воровали или уничтожали провиант и оружие противника (剛盗, го:то:), ночью пробирались в стан противника и вносили смятение и беспорядки, поджигали казармы и другие сооружения (夜討 ё:ти). Подобного рода диверсионные действия уже требовали применения специальных средств и методов. Активно применялись взрывчатые и зажигательные средства, которые постоянно модернизировались. Отряды «ниндзя» активно использовались даймё, которые охотно принимали их к себе на службу.

Прежде чем продолжить, хотелось бы отметить, что школ ниндзя в прямом или привычном понимании этого слова никогда не было. Это были наемные разведывательно-диверсионные отряды с относительно устойчивым личным составом, использовавшие отработанные на протяжении длительного времени в ходе операций набор приемов и средств, присущий конкретной группе.

Названия школ происходят либо от географических названий местностей, где они зародились (как Ига и Кога, капример), либо от фамилий видимо основателей (Акутагава, например), либо от имен (Ёсицунэ-рю - очевидно в честь Минамото-но Ёсицунэ).

Вот как географически располагались т.н. школы «ниндзюцу» в средневековой Японии. Привожу ее на японском, разбивка по современным префектурам:

青森 Аомори - школа : 中川流 накагаварю:

山形 Ямагата - школа :羽黒流 хагурорю:

栃木 Тотиги - школа :福智流、松元流 мацумоторю:

千葉 Тиба - специализация: 忍(しのび, синоби)、隠密 иммицу

神奈川 Канагава - школа :北條流 ходзёрю: специализация: 草 куса、かまり камари、忍 синоби、物見 мономи、乱破 рампа、突破 топпа

新潟 Ниигата - школа :上杉流 уэсугирю:、加治流 кадзирю: специализация: 簷猿(のきざる нокидзару)

福井 Фукуи - школа :義経流 Ёсицунэрю: специализация: 志能便(しのび синоби)

山梨 Яманаси - школа :甲陽流ко:ё:рю: 、武田流 такэдарю:、 松田流 мацударю:、忍甲流 нинко:рю:、戸隠流、忍光流 специализация: 三者 санся、透波(すっぱ суппа)、出抜(でぬき дэнуки)

長野 Нагано - школа :芥川流 акутагаварю:、青木流 аокирю: 、伊藤流 ито:рю:

愛知 Аити - школа :秋葉流 акибарю:、一全流 дзэнрю: специализация: 饗談(きょうだん кё:дан)

三重 Миэ - школа :伊賀流 игарю:、理極流 рикёкурю: специализация: 間諜 кантё:、伊賀忍 игасиноби、竊(しの сино)

школа 服部流 хатторирю:、義盛流 ёсицунэрю: специализация: 盗(び би)

школа 瀧流 такирю:、辻一務流 цудзиимурю:

滋賀 Сига - школа 甲賀流 ко:гарю: 甲賀忍 ко:гасиноби

奈良 Нара - школа 飛鳥流 асукарю:、秀郷流 хидэсадорю: специализация: 志乃比(しのび синоби)、伺見 мономи、奪 убаи

школа 九州流 кю:сю:рю:、蒲生流 гамо:рю:、楠流 кусунокирю: специализация: 口(こう ко:)、水破(素破 суппа)

和歌山 Вакаяма - школа 名取流 наторирю:、新楠流 синкусунокирю:、雑賀流сайкарю:、根来流 нэкорорю:、紀州流 кисю:рю:

岡山 Окаяма - школа :備前流 бидзэнрю:

広島 Хиросима - школа :福島流 фукусимарю: специализация: 外聞

熊本 Кумамото - специализация: 関やぶり сэкиябури

鹿児島 Кагосима - специализация: やまくぐり ямакугури

Источник: соседний форум, Полутов А.В.

в Москве - фестиваль Ниндзюцу. Подробности - здесь: http://www.oriental.ru/cgi-bin/forum/YaBB....;num=1151956579

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вариант только сканированных страниц без распознанного текста к книге Тёрнбулла, приведенной выше:

http://bookshelf.ru/modules.php?name=Files...ls&files_id=423

Так же глава о ниндзя есть в книге Долина и Попова "Кэмпо".

http://rapidshare.de/files/4825870/Kempo-ocr.rar

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вышла новая книга, "The way of the ninja Secret techniques", автор - Хацуми Масааки, 34й глава Тогакурэ-рю.

Издательство разыгрывает 3 экземпляра данной книги. Заявку можно послать по адресу feedback@japanjournal.jp , необходимо поставить слово Ninja в заголовке письма.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В японском нет звуков "ш","ч" и "л",потому русская транскрипция шиноби,а синоби-ближе к оригиналу.

Мне известно 3 открытых направления нин-дзюцу,направление ига-рю(Масааки Хацуми),направление кога-рю(Сёто Танемура) и такеда-рю.Всё остальное это самопал,либо закрытые школы.На торрент.ру,выложено не мало видео по технике и подготовке нин-дзюцу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...