Рекомендованные сообщения

Благодарен судьбе, что был знаком с этим Человеком, общался с ним.

Церен Балзанов родился в Таджикистане, в далеком и страшном 1937 году, родился в тюрьме, откуда "откинулся" в шестимесячном возрасте. В молодости был приговорен к заключению, сидел до тех пор, пока вмешательство тогдашнего Генерального прокурора СССР Руденко не восстановило справедливость. Позже стал тренировать боксеров и подарил Калмыкии двукратного чемпиона мира, призера Олимпиад Раимкуля Малахбекова. В эти дни заслуженный тренер Таджикистана и России Церен Балзанов руководит отделением бокса в республиканской комплексной ДЮСШОР, готовит будущих чемпионов.

Но речь - не о спорте, а об истории рода Балзановых. Материалы на эту тему и ранее публиковались на страницах местных СМИ, но, по моему глубокому убеждению, писать об истории народа, его корнях и видных личностях, обычаях и традициях, духовности и религии необходимо всегда. Ибо это память, ибо без прошлого нет настоящего, а значит, и будущего.

К сожалению, мало кто, даже из убеленных сединами стариков, не говоря уже о молодом поколении, знает свою родословную до седьмого колена, как того требовали раньше калмыцкие традиции. Церен Балзанов - приятное исключение. Он изучил свое генеалогическое древо много глубже: до Убуши, после которого было еще восемь поколений Балзановых. В долгом разговоре с Цереном Санджеевичем меня интересовало буквально все, личность рассказчика завораживала обширными познаниями истории калмыцкого народа. На первый раз решил написать о его деде - Гаре Дорджиевиче Балзанове.

Этот калмыцкий род является одним из древнейших. Балзановы всегда были предводителями своего аймака Ульдючины, а затем - и всего Манычского улуса. В сегодняшнем понимании месторасположение улуса ассоциируется с землями, прилегающими к озеру с одноименным названием. На самом деле это не так. Территория улуса простиралась от Маныча, опоясывала Элисту и заканчивалась где-то под Чилгиром - на востоке и Бага-Чоносом - на западе. Опровергнем еще одно расхожее мнение, что ставка Балзановых находилась в Лоле. Да, и там тоже. Но, к примеру, ставка Гари Дорджиевича располагалась в Элисте, в здании с колоннами, на нынешней улице 28-й Армии, где сегодня базируется ансамбль "Тюльпан". На месте стадиона "Уралан" в начале прошлого века находился ипподром для подготовки родовых урядников, на месте военкомата - пулеметная школа. Поликлиника поликлиникой и была, только не городской, а улусной. В ней, к слову сказать, врачевал известный медик, ученый, историк Эренджен Хара-Даван. Его учебу в Санкт-Петербургской медицинской академии оплатил отец Гари - Дорджи Балзанов.

К месту будет напомнить происхождение названия другой ставки Балзановых. Многие ошибочно полагают, что Лола - это имя кабардинской княжны. Вначале это место называлось Бум-булва, а затем было переименовано. Метиска, или, по-нашему, болдырка, Лола была дочкой одного из предков Церена Санджеевича. А мать Лолы была дочерью коменданта крепости Хаджибей (нынешняя Одесса). Красавицу-пленницу Балзанову разрешил вывезти сам граф Потемкин за то, что калмыки сумели взять казавшуюся неприступной крепость, охраняемую мамелюками - арабскими смертниками. Лола родилась весной, в пору цветения степи. А имя ее переводится то ли с фарси, то ли с арабского как "тюльпан", "мак". Потом пришла беда: девочка заболела туберкулезом. Врачи посоветовали поить ее кумысом. Вот только где его было взять? И тогда любящий отец направляет в казахские степи отряд верных ульдючинцев с наказом любой ценой привезти специалистов по приготовлению кумыса. Действовали где посулами, где силой, но казахов в Лолу доставили. Те научили калмычек гнать кумыс, благо кобылиц в табунах водилось в избытке. Девочка выздоровела, а казахи обозом, доверху нагруженным подарками, под охраной тех же ульдючинцев, благополучно вернулись к себе на родину. С той поры и существует в Лоле кумысолечебница.

Вернемся к Гаре Балзанову. Столетие назад происходившие в обществе политические процессы не могли не затронуть и Калмыцкую степь. Нойон и зайсанг Манычского улуса Гаря Дорджиевич остро осознавал: калмыки начинают терять свою численность, продолжительность жизни исчислялась 45-50 годами. Постоянное участие в военных походах и набегах выкашивало лучших из лучших. С кочевым образом жизни нужно было заканчивать. И Гаря Балзанов во благо своего рода, других дербетовских родов стал пропагандировать, а временами и насаждать оседлый образ жизни. В то время Г. Балзанов регулярно контактирует с русской администрацией, стараясь не допустить межнациональных конфликтов.

В марте 1917 года Балзанов участвует в первом съезде представителей калмыцких улусов. Через месяц нойон из рода зайсангов Гаря Дорджиевич Балзанов избирается председателем исполкома Манычского улуса. Осенью этого же года его повышают до председателя улусной земельной управы. Одновременно Балзанов переводит свой улус в казачество и становится улусным атаманом.

Сказать, что Гаря Балзанов был неграмотным, значит погрешить против истины. Это была героическая, высокообразованная и сильная личность. Одновременно с этим Гаря был отчаянным храбрецом, рубакой, "сорви-головой". Впрочем, отчаянными, умелыми воинами были поголовно все мужчины из рода Ульдючины. Их еще называли сабельщиками за умение рубить двумя руками. В то время бытовала поговорка: "Хочешь найти смерть - проедь через земли ульдючинцев". 195-сантиметровый гигант Гаря калмыцкой плетью (малей) мог перешибить волчий хребет или оторвать рог у бычка. Чудеса джигитовки и рубки лозы уже в Таджикистане демонстрировал его сын Сандже, посмотреть на искусство которого специально собирали погранвойска местного гарнизона. "Гаря был полным Георгиевским кавалером. За заслуги перед Отечеством его шею украсили ордена Анны трех степеней, а плечи - золотые полковничьи погоны, которые собственноручно вручал император Николай II, сам носивший звание полковника", - говорит Церен Санджеевич.

Гаря Балзанов активно занимался преображением растущей на глазах Элисты: строил школы для калмыцкой детворы, стремился к всеобщей грамотности своих земляков. Выстроенная им Ульдючинская родовая школа стала впоследствии двухклассным мужским училищем. Богатый человек, крупный скотопромышленник, глава большого рода не забывал и о благотворительности. Он обеспечивал население племенным скотом, строго следил, чтобы каждая семья занималась животноводством. В его имении постоянно проводилась селекция крупного рогатого скота, овец, Далеко за пределами балзановских земель славилось "мраморное" мясо из Манычского улуса.

Как глубоко верующий человек Г. Балзанов не забывал и о религии. На месте недавно построенного Сякюсн сюме находился главный балзановский хурул - шестой Доджид-Рацин, где гелюнгом был Бембе Балзанов, дядя Гари. А всего на землях Балзановых было шесть хурулов. О приверженности предков Церена Санджеевича буддистским канонам свидетельствует такой факт: царица Екатерина предлагала одному из них княжеский титул, но для этого нужно было пройти утверждение в православном Синоде. Балзанов, в отличие от некоторых представителей калмыцкой знати, отказался, так и не став русским князем. " В 1913 году, на трехсотлетие дома Романовых, Гаря Балзанов подарил российскому императору коня, доставил которого в столицу работавший табунщиком при дворе Балзановых Антон Амур-Санан, получивший за это золотые именные часы. По роковому совпадению, в 1929 году, когда мой отец был арестован, одним из руководителей Калмыцкой автономии был как раз Амур-Санан", - вспоминает Церен Санджеевич.

...Вихрем пронеслись по степи воинские соединения Гари Балзанова и его сподвижников, и на какое-то время в калмыцких землях власти Советов не стало. По этому случаю в Элисте Балзановым был устроен большой праздник, на котором присутствовали князья Тюмени, Тундутовы, знатные нойоны и зайсанги. В начале 1918 года в Лоле в разное время находились Деникин и Корнилов. Цель этих генералов была одна - поднять Кубань и Дон и объединенными силами выступить на Москву, в поход за единую Россию. Калмыцкой коннице при этом отводилась далеко не последняя роль. Полковник Гаря Балзанов сумел собрать большое по тем временам конное воинское соединение девяти дербетовских родов Манычского улуса и вновь двинул на красных. Силы были, естественно, неравными: красноармейцы имели значительное превосходство в численности. Конница Балзанова до последнего удерживала подступы к Новороссийску от наседавших буденновцев, но затем была вынуждена отступить к пристани. В любой ситуации Гаря всегда был противником того, чтобы калмык шел с оружием на калмыка. В бою с красными плененных калмыков он порол и тут же мобилизовывал в свое войско. В 1920 году Балзанов со своими боевыми соратниками эмигрировал. У турецких берегов произошел любопытный эпизод. Местные власти всеми правдами и неправдами не пускали голодных, больных эмигрантов из России на берег, предлагая при этом грабительские условия обмена драгоценностей на еду. Тут и подоспел корабль с калмыками. Ночью закаленные в бесконечных битвах бойцы без проблем сняли всю береговую охрану, и колонна эмигрантов направилась в Болгарию, куда вскоре благополучно добралась.

Американский калмык Адьянов, приезжавший в Элисту, рассказывал, что за границей Гаря Балзанов обучал калмыков грамоте, языкам, вел активную просветительскую деятельность. Позже организовал, школу бойскаутов-калмыков, даже кумыс стал производить. В 1940 году в Софии Гаря Дорджиевич открыл памятник Тюменю, а в Праге есть улица Балзанова. Так и умер он в эмиграции, не увидев больше своего сына и внуков.

Описание конкретных исторических персонажей чревато ошибками, неточностями, путаницей в именах, датах, названиях, в особенности если не располагаешь достаточным количеством архивного материала. О Гаре Балзанове мне рассказал его внук, Церен. Ему, уже в Таджикистане, говорил Сандже Гаряевич Балзанов. Все логично: сын рассказывал своему сыну про деда, героического деда. Частично пробелы помогли заполнить воспоминания очевидцев, многих из которых уже нет в живых (Эрендженов из совхоза "Первомайский", 105-летняя Шака Убушиева). Кое-что Ц. Балзанов разыскал в астраханском архиве, есть другие документы, но их ничтожно мало. Но главный источник для благодарного внука - рассказы отца, которым он внимал с детства и постарался запомнить все. Запомнил и рассказал.

Церен Балзанов по праву гордится своими корнями, предками из рода зайсангов. История рода Балзановых - всего лишь страничка в многотомной истории калмыцкого народа. И чем больше мы будем открывать для себя таких страничек, тем духовно богаче будет наша жизнь, а связь времен и поколений не будет безвозвратно утеряна.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В Википедии имеется отдельная страница, посвященная Церену Балзанову http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E0%EB%E7%E0%ED%EE%E2,_%D6%E5%F0%E5%ED_%D1%E0%ED%E4%E6%E5%E5%E2%E8%F7

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Потом пришла беда: девочка заболела туберкулезом. Врачи посоветовали поить ее кумысом. Вот только где его было взять? И тогда любящий отец направляет в казахские степи отряд верных ульдючинцев с наказом любой ценой привезти специалистов по приготовлению кумыса. Действовали где посулами, где силой, но казахов в Лолу доставили. Те научили калмычек гнать кумыс, благо кобылиц в табунах водилось в избытке. Девочка выздоровела, а казахи обозом, доверху нагруженным подарками, под охраной тех же ульдючинцев, благополучно вернулись к себе на родину.

калмыки до этого не умели делать кумыс?

Вернемся к Гаре Балзанову. Столетие назад происходившие в обществе политические процессы не могли не затронуть и Калмыцкую степь. Нойон и зайсанг Манычского улуса Гаря Дорджиевич остро осознавал: калмыки начинают терять свою численность, продолжительность жизни исчислялась 45-50 годами. Постоянное участие в военных походах и набегах выкашивало лучших из лучших. С кочевым образом жизни нужно было заканчивать. И Гаря Балзанов во благо своего рода, других дербетовских родов стал пропагандировать, а временами и насаждать оседлый образ жизни. В то время Г. Балзанов регулярно контактирует с русской администрацией, стараясь не допустить межнациональных конфликтов.

В марте 1917 года Балзанов участвует в первом съезде представителей калмыцких улусов. Через месяц нойон из рода зайсангов Гаря Дорджиевич Балзанов избирается председателем исполкома Манычского улуса. Осенью этого же года его повышают до председателя улусной земельной управы. Одновременно Балзанов переводит свой улус в казачество и становится улусным атаманом.

Сказать, что Гаря Балзанов был неграмотным, значит погрешить против истины. Это была героическая, высокообразованная и сильная личность. Одновременно с этим Гаря был отчаянным храбрецом, рубакой, "сорви-головой". Впрочем, отчаянными, умелыми воинами были поголовно все мужчины из рода Ульдючины. Их еще называли сабельщиками за умение рубить двумя руками. В то время бытовала поговорка: "Хочешь найти смерть - проедь через земли ульдючинцев". 195-сантиметровый гигант Гаря калмыцкой плетью (малей) мог перешибить волчий хребет или оторвать рог у бычка. Чудеса джигитовки и рубки лозы уже в Таджикистане демонстрировал его сын Сандже, посмотреть на искусство которого специально собирали погранвойска местного гарнизона. "Гаря был полным Георгиевским кавалером. За заслуги перед Отечеством его шею украсили ордена Анны трех степеней, а плечи - золотые полковничьи погоны, которые собственноручно вручал император Николай II, сам носивший звание полковника", - говорит Церен Санджеевич.

Наша служба и опасна и трудна (наймиты).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

калмыки до этого не умели делать кумыс?

Наша служба и опасна и трудна (наймиты).

Умели.

Чья бы мычала, бек_нур?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

За заслуги перед Отечеством его шею украсили ордена Анны трех степеней, а плечи - золотые полковничьи погоны, которые собственноручно вручал император Николай II, сам носивший звание полковника", - говорит Церен Санджеевич.

Наша служба и опасна и трудна (наймиты).

Как то разговаривал с одним коллегой,старообрядцем (киржаком) о переселенных народах, ему было тогда 10 лет, но он не все помнит. А помнит только со слов матери.

Так вот было это в Семипалатинской области, Бородулихинский район (граница с Алтайским краем РФ) :переселенные нохчи прибыли кто с чем, без теплой одежды, на ногах шерстенные носки с кожанными лахмотьями, они завезли семена кукурузы, фасоли. На колхозных полях практически не работали, занимались попрошайничеством, так как прибыли с большим количеством мужсчин то промышляли и грабежом. Мужского населения в деревнях небыло (на фронте)подперев дверь с наружи, залазили в стайку и резали всю скатину, хозяева (женщины и дети) боялись выйти, могли и их пререзать.

Затем приезжали уполномоченные, но со слов его матери за все время ни одного бандюгана не нашли, не асудили, а ведь в то время за горсть зерна могли к стенке поставить.

Жили там и калмыки. Со слов его матери: столько калмыков померло; если в течении 21 дня не выздоровел больной, его заворачивали в шубу, шкуру и относили еще (дрыгающегося) похоже на кладбище (сами калмыки, такой обычай?).

Наверно это было самое южное размещение калмыков.

Нохчей териториально размещали южнее, так или иначе они выжили, еще и на их проделки закрывали глаза. А калмыков в сибирь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Нохчей териториально размещали южнее, так или иначе они выжили, еще и на их проделки закрывали глаза.

Не вериться мне что-то!

Это не нынешнее время... тогда и самих, кто должен был смотреть и "недосмотрел", как вредителей "к стенке" бы поставили! Расстреливали ли же, по закону военного времени, зарвавшихся начальников и персонал лагерей НКВД, издевавшихся над зэками и пойманными на этом! А казалось бы...

А тут "враги народа", "изменики Родины", можно сказать, вольготничали...

Вранье!

ИМХО!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Не вериться мне что-то!

Это не нынешнее время... тогда и самих, кто должен был смотреть и "недосмотрел", как вредителей "к стенке" бы поставили! Расстреливали ли же, по закону военного времени, зарвавшихся начальников и персонал лагерей НКВД, издевавшихся над зэками и пойманными на этом! А казалось бы...

А тут "враги народа", "изменики Родины", можно сказать, вольготничали...

Вранье!

ИМХО!

конечно вранье, московитская правда всем правдам ПРАДАВ!

буквально только вчера переспросил у уважаемого, десятилетнего очевидца

страна советов сделала всех равными,а "выборочная репресия" это все от лукавого

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

по поводу рубить двумя руками. мне одна бабушка бузавка рассказывала что к ним в станицу на постой вошел калмыцкий отряд. ночью кто-то донес красным и на утро станица была окружена. красные предложили сложить оружие. калмыки тогда построились таким образом: лошадей связывали м.у собой за седла и колонной по двое стали прорубаться из окружения. один рубил с лева другой с права. причем,по словам этой бабушки,пробились все не потеряв ни одного человека.

т.ч рубить с обеих рук могли не только ульдючинцы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Церена Санджеевича встречал несколько раз в жизни. один раз покупал диск СD с записью э.мариконе в салон зашел Балзанов мне захотелось сделать что нибудь приятное этому человеку. тогда я решил возьму у него автограф. единственное на чем можно было его поставить была обложка с диска. я протянул ее Церену Санджеевичу он поставил свою подпись,потом нахмурил брови и пошутил: "что это ты мне дал? это вроде не я!?"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

причем,по словам этой бабушки,пробились все не потеряв ни одного человека.

т.ч рубить с обеих рук могли не только ульдючинцы.

Связанные лошади, отличная мишень для огненной палки.

Сильный дух особенно необходим когда тело недомогает и небеда даже если это самообман.

Может кто нибудь знает про обычай:

если в течении 21 дня не выздоровел больной, то его заворачивали в шубу, шкуру и относили еще (дрыгающегося) на кладбище.

почему 21 день и есть ли такой обычай?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Связанные лошади, отличная мишень для огненной палки.

Сильный дух особенно необходим когда тело недомогает и небеда даже если это самообман.

Может кто нибудь знает про обычай:

если в течении 21 дня не выздоровел больной, то его заворачивали в шубу, шкуру и относили еще (дрыгающегося) на кладбище.

почему 21 день и есть ли такой обычай?

уважаемый я хочу спросить вас. что это вы к нам прицепились, не одно сообщение по калмыцким темам не пропускаете? вас калмыки обидели или ваших предков?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас