Перейти к содержанию
Гость Алексей Михайлович

Абылай султан

Рекомендуемые сообщения

Гость Алексей Михайлович

Уважаемые коллеги!

Прошу помочь знающих.

В одной исторической песне упоминается казахский султан Аблай.

Место действия - район р. Или (Жетысу, надо полагать), так что думаю, что это султан Старшего жуза.

Время действия - 1850 год.

Кроме того, там же упоминается некий "Чанчар-батырь, их султан".

Подскажите пожалуйста, кто бы это могли быть.

Персонажи, очевидно, реальные.

Может быть, султан Аблай - это Суюк Абылайхан-улы?

Жил ли он еще в это время?

Заранее благодарен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей Михайлович

Да-а, как-то непонятно с казахскими "шежире".

Неделю уже висит мой постинг, а реакции никакой.

Может быть, все же кто-то откликнется?

Где вы, потомки Чанчар-батыря?

Почему это интересует только русского парня из Москвы?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да-а, как-то непонятно с казахскими "шежире".

Неделю уже висит мой постинг, а реакции никакой.

Может быть, все же кто-то откликнется?

Где вы, потомки Чанчар-батыря?

Почему это интересует только русского парня из Москвы?

Ищем дорогой. Ищем. Скудная информация. Названия земель, местностей, других названных косвенно родов нет?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемые коллеги!

Прошу помочь знающих.

В одной исторической песне упоминается казахский султан Аблай.

Место действия - район р. Или (Жетысу, надо полагать), так что думаю, что это султан Старшего жуза.

Время действия - 1850 год.

Кроме того, там же упоминается некий "Чанчар-батырь, их султан".

Подскажите пожалуйста, кто бы это могли быть.

Персонажи, очевидно, реальные.

Может быть, султан Аблай - это Суюк Абылайхан-улы?

Жил ли он еще в это время?

Заранее благодарен.

Уважаемый Алексей Михайлович,

у меня очередной вопрос - что за казахская историческая песня? И почему 1850 г?

У казахов действительно был хан Аблай, ставший ханом Среднего Жуза в 1771 г. (История Каз. ССР) Поднят на белой кошме в Туркестане в мечети Ходжа Ахмета Ясави. Известен своей борьбой с калмыками. Настоящее имя его согласно Шакариму Кудайберды улы - Абульмансур, назвавшийся Аблаем в честь своего деда - батыра Абылая-"кровопийцы". По Шакариму Аблай стал ханом в 1735 году. Умер около 1788 г.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей Михайлович
Уважаемый Алексей Михайлович,

у меня очередной вопрос - что за казахская историческая песня? И почему 1850 г?

У казахов действительно был хан Аблай, ставший ханом Среднего Жуза в 1771 г. (История Каз. ССР) Поднят на белой кошме в Туркестане в мечети Ходжа Ахмета Ясави. Известен своей борьбой с калмыками. Настоящее имя его согласно Шакариму Кудайберды улы - Абульмансур, назвавшийся Аблаем в честь своего деда - батыра Абылая-"кровопийцы". По Шакариму Аблай стал ханом в 1735 году. Умер около 1788 г.

Спасибо за участие.

Песня не казахская, а русская.

Песня повествует о стычке между русскими и кокандцами в районе укрепления Таучубек (Таучебек, Тайшибек) в 1850 году.

Поскольку события эти известны и зафиксированы в множестве документов, год определяется однозначно.

Хан Аблай (старший) мне известен, и с самого начала было ясно, что в песне речь идет не о нем.

Вопрос в том, кто бы это мог быть. "Подозреваю" его сына Суюка Абылайхан-улы. Если он родился хотя бы и в последний год жизни отца (кстати, по моим сведениям, старший Аблайхан умер в 1781 году), то к 1850 году ему должно было бы быть около 70 лет. Может быть, есть сведения о том, когда он умер?

Дополнительной информации, которая позволяла бы идентифицировать "султана Аблая" из песни, почти нет. Известно, что отряд вышел из Копала 4-го апреля, примерно через 10 дней достиг р. Или, где и повстречал "султана Аблая", а уже 19-го апреля пришел к стенам Таучубека.

Вот, собственно, и все.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Джунгария и Аблай-хан.

Вопрос очень интересный.

Поддерживал ли Аблай-хан джунгар либо намеренно поддерживал междоусобицы в государстве.

Современные казахские учёные пишут о поддержке воссташих ойратов казахским населением.

Мол, Аблай хан не одобрил захвата Джунгарии, оказывал активную поддержку Амурсане и т.д.

Между тем Моисеев в своей монографии "Россия и Джунгарское ханство" пишет:

...Как бы то ни было, цинский двор после бегства Амурсаны в Китай форсирует свои военные приготовления Побуждали его к этому и опасения, что казахи, беспрестанно вторгавшиеся в ойратские земли, смогут низвергнуть Даваци и захватить Джунгарию. Действительно, зимой 1754--1755 гг. между Даваци и казахскими владельцами происходили ожесточенные столкновения

...Пока цинский двор готовился к "умиротворению" восставших ойратов, страна истекала кровью от опустошительных вторжений казахов. Аблай и другие владельцы Среднего жуза даже обращались за помощью к хану Младшего жуза Нуралы и его старшинам, чтобы

"Зенгорское отечество при нынешних их зенгорских неспокойствах войною их киргискою овладеть и землю их отнять...

Какой версии верить? Имхо всё таки второй.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Между прочим, в 1757г. (восстание Амурсаны только-только было подавлено) Аблай вместе с сыном Абу-л-Мамбета Абу-л-Файзом побывал в Пекине на приеме у императора и получил титул вана. Вряд ли манчжуры повели бы себя так, если бы он и в самом деле пытался захватить Джунгарию, которую они уже фактически подчинили.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Шаншар это подрод в роде Аргын. У меня родственники близкие из этого подрода, они вроде как знатные ребята (с самим Чингис-ханом родство есть кажется). Их семья происходит из г. Каркаралинска в Карагандинской области. Средний жуз казахский. Интересно, не ожидал, что никто не знает об этом роде.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо за участие.

Песня не казахская, а русская.

Песня повествует о стычке между русскими и кокандцами в районе укрепления Таучубек (Таучебек, Тайшибек) в 1850 году.

Поскольку события эти известны и зафиксированы в множестве документов, год определяется однозначно.

Хан Аблай (старший) мне известен, и с самого начала было ясно, что в песне речь идет не о нем.

Вопрос в том, кто бы это мог быть. "Подозреваю" его сына Суюка Абылайхан-улы. Если он родился хотя бы и в последний год жизни отца (кстати, по моим сведениям, старший Аблайхан умер в 1781 году), то к 1850 году ему должно было бы быть около 70 лет. Может быть, есть сведения о том, когда он умер?

Дополнительной информации, которая позволяла бы идентифицировать "султана Аблая" из песни, почти нет. Известно, что отряд вышел из Копала 4-го апреля, примерно через 10 дней достиг р. Или, где и повстречал "султана Аблая", а уже 19-го апреля пришел к стенам Таучубека.

Вот, собственно, и все.

У них есть родословная, я думаю они сами заинтересуется. Запостаем здесь скоро, если хотите.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сначала немного про Аблай-хана и его прозвище Сабалак:

"Шакарим Кудайберды-улы. Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий. - Алма-Ата: СП Дастан, 1990" с переводом и примечаниями Б.Г. Каирбекова.

В то время в Старшем жузе выдвинулся еще молодой, впоследствии знаменитый хан Аблай. Это повествуется следующим образом:

Выше было сказано, что один из претендентов на ханский престол - сын Салкам Жангира Уалибек ушел в Ургенч, к своему дяде Гаип-хану (Каип). Сын Уалибека бек Абылай прославился в (батырских) поединках своей беспощадностью, за что и получил прозвище Кровопийца. Сын его - Коркем Уали ("Красавец Вали"), сын которого Абулмансур и есть Аблай, известный под этим именем среди казахов. Все три вышеупомянутых колена его

[Т.е. - Валибах, Абылай, Коркем Вали. - Б.К.]

умерли при дворе хана Гаипа, так и не став ханами. В его же время потомки Гаипа лишились власти и мальчик-сирота Абулмансур в поисках родичей-казахов и отчего края - Сары-Арки попадает к уйсыну Толебию.

[Знаменитый бий в Старшем жузе. - Б.К.]

У Толебия он поначалу пасет верблюдов, затем лошадей и в конце концов настолько пришелся по нраву Толебию, что тот решил его усыновить. На вопрос, откуда он родом, говорит, не знаю; на вопрос, как тебя звать, отвечает - как назовете, так и будет. Тогда Толебий за обросший вид его и лохмотья на нем прозвал мальчика Сабалаком.

[Сабалак (каз.) - лохматый, растрепа. - Б.К.]

Прослышав о том, что хан Абульмамбет собирает казахов на битву с калмаками, (Сабалак) пришел к Толебию и поросил у него разрешения пойти на войну. Чем воевать, не лучше ли за лошадьми смотреть, сказал ему Толебий, на что тот сказал: "Лучше умереть, чем не быть под развевающимся знаменем, когда земля прогибается под тяжестью воинов". После слов таких Толебию ничего не оставалось, как отпустить его. Придя на поле брани, (Сабалак) видит: казахи и калмаки стоят на холмах друг против друга. А посередине перед войсками один лишь сын (джунгарского) хунтайжи (воеводы), зять самого Галдан Церена, батыр Чарыш казахских батыров на поединок вызывает. Абульмансур тогда приблизился к хану Абульмамбету, спросил его разрешения выйти на поединок. Получив благославение хана, он разогнал коня и, издав клич: "Аблай! Аблай!", налетем и сразил Чарыша. Одним махом отрубив ему голову, он с криком "враг сражен!" увлек за собой казахских воинов. Калмаки дрогнули, побежали и были рассеяны казахами. Устав от погони, Абульмамбет приказал разбить шатер и, подозвав и усадив Абульмансура подле себя, спросил того: кто ты будешь, батыр, и почему клич твой был "Аблай"? Тогда тот признался, что он внук Аблая Кровопийцы, потому и выбрал кличем его победоносное имя. Растроганный хан обнял батыра, расцеловал и так сказал народу: "Я, слышал, что от Уалибека остался единственный наследник - и вот он перед вами. Если вы согласны, он по праву станет ханом всех казахов". Народ выразил согласие, и девяносто знатных людей из все трех жузов отвели его к почитаемому всеми святому старцу шакшаку Жанбеку (Джанибек) из рода аргын. По его благославению Абульмансур был избран старшим ханом казахов. В память о поединке с Чарышем народ присвоил ему имя Аблай. Ханом всех казахов Аблай стал в 1735 году.

[В 1771 г. после смерти Абульмамбета в Туркестане в мечети Ходжа Ахмета Ясави "ханы и султаны купно" подняли на белой кошме нового хана Среднего жуза Аблая. История КазССР., т.3., С.81]

После этого знатные люди Среднего жуза обратились к Толебию со словами: прежде старшие ханы были все в Старшем жузе, а этого у себя сохраним. Если кто и бился больше всех с калмаками, то это мы, Средний жуз. Одарили его подарками и, получив благославение бия, увезли Абульмансура, хана Аблая, к себе.

Итак, по преданиям, в изложении Шакарима , знаменитый хан Аблай был усыновлен знаменитым же Толе-бием который , не зная про его ханское происхождение, дал ему имя САБАЛАК, от казахского слова , означающего "лохмотья, лохматый, растрепанный, косматый, мохнатый".

Казахско-русский словарь

Казахский

Русский

сабалак

лохматый

сабалак жун

лохматая шерсть

сабалак жунді

косматый

сабалак жунді аю

косматый медведь

сабалак сакал

косматая борода

сабалак тобет

лохматый пес

сабалактандыру

взлохматить

сабалактану

лохматиться

сабалактанып калган шаш

взлохмаченные волосы

сабалактату

взлохматить

сабалактау

лохматить

Из приведенных значений этого слова видно , что оно достаточно универсально и используетя для обозначения как лохматости ШЕРСТИ животных так и ВОЛОС человека. Значение ЛОХМОТЬЯ передаются как просто ОДНИМ словом САБАЛАК, так и примечательным ДВОЙНЫМ словом АБАЛАК-САБАЛАК:

Казахско-русский словарь

Казахский

Русский

абалак-сабалак

лохматый

лохмотья

мохнатый

неопрятный

Это имя , данное по преданию Толе-бием мальчику, прославил в своей поэме еще один легендарный представитель казахов, современник Аблая, бий , мудрец и акын Бухар-жырау

http://www.unesco.kz/heritagenet/kz/conten...buhar_jerau.htm

БУХАР-ЖЫРАУ КАЛКАМАН-УЛЫ

Бухар-жырау Калкаман-улы - казахский акын, жырау, видный представитель казахского устного поэтического творчества. Бухар-жырау родился в 1668 г. в Баян-ауле в местечке Суйхар-Ния, умер там же в 1781 г. По словам главного исследователя его жизни и творчества Машхура - Жусупа Копеева, собирателя произведений жырау, Бухар происходит из рода Аргын. Отец Бухара Калкаман был батыром.

------------------------------

В поэме Бухара "Сабалак" описано торжество провозглашения Аблая ханом, произошедшее в 1734 г. Бухар с удивительной проницательностью угадал гений Аблая, искренне поверив в него

О социально активной жизненной позиции Бухара свидетельствует его деятельность в качестве судьи (бия) уже в молодом возрасте. О завоеванном им в эти годы авторитете говорит тот факт, что вместе с Казыбеком, Толе би и Айтеке би он участвовал в составлении свода "Законов Тауке хана". Выходец из народа, Бухар благодаря доблести и красноречию "из простых стал ханом", "из черных стал светлым", считаясь по праву влиятельнейшим бием своей эпохи.

Сюжет истории о том, как беззвестный пастух САБАЛАК в одночасье прославился, стал известен как потомок ханов и стал не просто ханом, а одним из самых выдающихся правителей, вполне может стать источником самых разных конспирологических версий. Начиная от "мягких" вариантов, например, изложенных, опять же как предание, в книге http://www.elim.kz/pdf/book/book_10.rar

так и более "жестких", как о самозванце на троне, которому поверили, а может быть захотели поверить, на слово в трудный для народа час.

В упомянутом варианте к книге http://www.elim.kz/pdf/book/book_10.rar приводится версия , со ссылкой на некоего Казбек бек Таусарулы, о том, что Коркем Вали, не имевший сыновей, усыновил будущего Аблая, который на самом деле был сыном уйсына Карабая. Кстати, по этой версии, имя САБАЛАК было дано мальчику уже самим Коркем Вали. О каком уйсыне КАРАБАЕ идет речь неясно. Вполне возможно, что он упомянут М.Тынышпаевым под именем Кыбрай-батыр, родственником того самого Толе-бия, как раз рядом с упоминанием про САБАЛАКА:

Уйсыны. Мухамеджан Тынышбаев "Материалы по истории казахского народа", Ташкент 1925 год.

Один из знаменитейших биев киргизского народа Толебий Алибеков (дулат, отделения джаныс), фактически повелевавший Старшей Ордой, жил у самого Ташкента; в 10 верстах от Ташкента по Чимкентской дороге, в местности Каракамыс. Мальчик-бродяга Сабалак, впоследствии знаменитый Аблай хан пас в 1725 году верблюдов Толебия. На месте нынешнего кишлака Кыбрай жил родственник Толебия Кыбрай-Батыр.

Само же имя АБЛАЙ принадлежало отцу Коркем Вали, т.е. предполагаемому деду Аблай-хана, который именно под этим именем, как боевым кличем - УРАНОМ увлек воинов в битве с джунгарами. Приведем кстати родословную Абылай-хана, скажем от Чингис-хана, например, по все той же книге http://www.elim.kz/pdf/book/book_10.rar

Чингис-хан -> Джучи -> Токай-Тимур -> Оз-Тимур -> Кожа -> Бадак-Улан -> Урус-хан -> Куыйршык-хан -> Барак-хан -> Аз-Джанибек -> Жадик-хан -> Шыгай-хан -> Есим-хан -> Жангир-хан -> Вали-султан -> КАНЫШЕР АБЛАЙ СУЛТАН -> Коркем Вали -> Аблай хан

Эпитет КАНЫШЕР, т.е. дословно КРОВОПИЙЦА от КАН-"кровь" и IШУ = "пить", как было упомянто выше было дано Аблай султану за его беспощадность.

Это прозвище будет еще упомянуто ниже, а пока обратим внимание на имя АБЫЛАЙ.

Забавно, но слово АБЫЛ вполне может быть связано ПО СМЫСЛУ со словом САБАЛАК, с которым оно также вполне СОЗВУЧНО, особенно если учесть упомянутое выше словосочетание АБАЛАК-САБАЛАК. Имеет место другое словосочетание АБЫЛ-САБЫЛ , означающее состояние БЕСПОРЯДКА, ХАОТИЧНОСТИ, что вполне может быть увязано по смыслу с РАСТРЕПАННОСТЬЮ и ЛОХМАТОСТЬЮ.

Казахско-русский словарь

Казахский

Русский

абыл-сабыл

беспорядочно

беспорядочный

хаотично

хаотичный

абыл-сабыл журіс

беготня

суетня

абылынкы-сабылынкы

расхристанный

Понятие ХАОТИЧНОСТИ и СУЕТЫ также вполне может трансформироваться в понятие БЫСТРОТЫ, ВРЕМЕННОСТИ, когда все делается НА СКОРУЮ РУКУ, ВРЕМЕННО, что ВПОЛНЕ МОЖЕТ привести к такому любопытному слову:

Казахско-русский словарь

Казахский

Русский

абылайша

упрощенная походная юрта

юрта-времянка, составляемая из одних уыков

С другой стороны нужно упомянуть и другие словосочетания, котрые вполне могут быть связаны напрямую с АБЫЛ-САБЫЛ. а именно:

Казахско-русский словарь

Казахский

Русский

абыр-дабыр

галдеж

гомон

шум и гам

абыр-жубыр

быстро

второпях

проворно

абыр-кубір ангіме (соз)

разговоры

шушуканье

абыр-сабыр

возня

суетня

суматоха

сутолока

толкотня

шум

В данном случае АБЫР используется и просто само по себе в значении СУЕТА, ВОЛНЕНИЕ.

Казахско-русский словарь

Казахский

Русский

абыржу

беспокоиться

будоражиться

волнение

волноваться

замешательство

расстроиться

растерянность

растеряться

смятение

суетиться

Далее в ветке будет рассмотрена этимология слова САБАЛАК и кое-какие соображения , а пока сформулируем промежуточный вывод-предположение:

А что если прозвище САБАЛАК связано с именем АБЫЛАЙ и относилось первоначально не к ЛОХМОТЬЯМ мальчика-пастуха , а к чему-нибудь другому , например, скажем к прозвищу КАНЫШЕР?

Ну, примерно также как имя царя кушан КАНИШКИ кое-кто пытается связать со словом СОБАКА. ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казахский герой или национальная гордость "Аблай хан" является калмыком или монголом по роду.

Потому-что у казахов "аблай" что-то не понятное заграничное слово, а на самом деле юноша казах "Сабылак" принес это звание из плен у ойратов.

"Аблай" - смысл "взял, взявший всего"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казарский герой или национальная гордость "Аблай хан" является калмыком или монголом по роду.

Потому-что у казахов "аблай" что-то не понятное заграничное слово, а на самом деле юноша казах "Сабылак" принес это звание из плен у ойратов.

"Аблай" - смысл "взял, взявший всего"

Угу. Надир шах тоже монгол наверное, так как в одном из источников про него пишется "он был нойoн".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Угу. Надир шах тоже монгол наверное, так как в одном из источников про него пишется "он был нойoн".

Уважаемый Зияддынг оглу значит он был монголом если считал что он "ноёон".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Потому-что у казахов "аблай" что-то не понятное заграничное слово, а на самом деле юноша казах "Сабылак" принес это звание из плен у ойратов.

У казахов герой с именем Абылай был не только ДО ТОГО как хан Абылай попал в плен к джунгарам, но даже ДО РОЖДЕНИЯ хана Абылая. :D

Отца Коркем-Вали, деда хана Абылая, звали Абылай.

Про версии происхождения имен Абылай и Сабалак можно почитать здесь ;)

http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showt...t=0entry22246

Правда я забросил и не дописал - там еще должно было быть про СОБОЛЕЙ, МЕХА и др. "растрепанные" вещи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если его деда звали "абылай" то значит его дед был калмыком-ойратом :D .

Что озанчает на казахском языке "абылай" могу предположить "а - бу -лай" в смысле "ох - этот - лай", но что означает "лай".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Зияддынг оглу значит он был монголом если считал что он "ноёон".

Уважаемый хммм... "киминг оглу"?, ну я же говорю, что мы все монголы. Я например, тоже монгол, но из каджаров. :D:az1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если его деда звали "абылай" то значит его дед был калмыком-ойратом :D .

Что озанчает на казахском языке "абылай" могу предположить "а - бу -лай" в смысле "ох - этот - лай", но что означает "лай".

Уважаемый. У вас что? опять сработал комплекс неполноценнлости по поводу отсутствия национальных героев? :D:D Ососбенно отсутствие в монголах чингизидов? :D:D Зачем же вы их порубили как чуждый вам элемент? Когда-то смотрели как на поработителей, теперь на чужих озираетесь? :D:D Поздно батенька, пить боржом. Надо было вовремя лечиться.

Вы перестаньте предполагать на казахском. Вы ж не казах. Вы казахский язык, а тем более психологию знаете понаслышке. Знакомство с окна максимум. И то пассажирского поезда. И все время что-то предполагаете. Доказывать, что Абылай не калмык не буду. Потому что есть стихи, написанные Абылаем, опять же вами не знаемые, что он говорит о калмыках. О своих так не скажут. Об "а бу лай". Вы сами ищите, что означает лай, т.к. его вы придумали. Наверно в ваш язык это слово попало из китайского. Вы ж соседи и немного похожи. Особенно по части двубортных костюмов и инструментов музыкальных. Может и на язык как-то повлияли. В казахском языке вообще нет "бу". Это по-узбекски уже будет. А казакша "бул" деп айтады. А по-казахски "а былай", как ни странно означает по-казахски "прочь!!!" (с дороги). Как я вам уже сказал, вы недостаточно знаете казахский язык. Как вы однажды не знали, что параллельно со словами "сом" и "акша" в ходу было слово "тенге", так же в бытовом казахском языке на скотину, особенно на малоподвижных коров и волов кричат "а былай". Я в детстве удивлялся, когда дедушка на лошади отгонял наших коров за аул, время от времени так выкрикивал. Думал, почему он имя хана кричит коровам. Больше получалось "ха былай". Так вот, первый Абылай, за которым закрепилось это имя так и кричал на калмыков и прочих как на коров "прочь!!!!!" (с дороги). Потом, со временем этот выкрик приводил их в ужас. А последнего хана Абылая звали Абилмансур, чтоб вы знали. его настоящее имя, которое кричали ему в ухо. А сабалак не имя. Ищите сами что это! Может что-то поймете. Не знаю, кто из вас писал, что Чокан (имя Валиханова) тоже монгольское слово. Не Чокан, а Шокъан - это ласкательное переименование. Звали его на самом деле Мухаммед-Канафия. Отсюда сначала просто Канафия, потом Канаш, потом Шокан. Будьте внимательны, когда неосторожно поварачиваетесь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
Ососбенно отсутствие в монголах чингизидов?    :D  :D 

primu etogo kak neudachnaya shutka. zachem tak govorish'? u nas v arhive i v biblioteke hranyatsa rodoslovnye chingisidov. yesli vot ne byli oni sredi nas zachem nam ih rodoslovnye. takie veshi govorit' nado s ochen' bolshei ostorojnostyu. a to obidet'sa mogut te "nepolnocennye" potomki Bogdo ezena.

gde eto mongoly unichtojali potomkov svoego avgusteishego vladyki?

privedite fakty.

a naschet ablai hana, ya lichno uvajayu. i schitayu ego kazahom i kazahskim hanom hotya i proishodivshego iz roda chingisovyh.

slovo nepolnocennye bol'she ne upotreblyaite. my ved' mojem i vas tak zvat'.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

primu etogo kak neudachnaya shutka. zachem tak govorish'? u nas v arhive i v biblioteke hranyatsa rodoslovnye chingisidov. yesli vot ne byli oni sredi nas zachem nam ih rodoslovnye. takie veshi govorit' nado s ochen' bolshei ostorojnostyu. a to obidet'sa mogut te "nepolnocennye" potomki Bogdo ezena.

gde eto mongoly unichtojali potomkov svoego avgusteishego vladyki?

privedite fakty.

a naschet ablai hana, ya lichno uvajayu. i schitayu ego kazahom i kazahskim hanom hotya i proishodivshego iz roda chingisovyh.

slovo nepolnocennye bol'she ne upotreblyaite. my ved' mojem i vas tak zvat'.

Я не говорю, что вы не полноценные. Есть такой комплекс. И он время от времени срабатывает в господине enhd. Насчет уничтожения чингисидов писали сами же монголы в этом же форуме. Время будет покопаюсь приведу выдержки.

Если как-то лично Вас задел, извиняюсь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну этот неполноценность у некоторых казахов очень проявляется.

Когда что-то не писать не по им душу то воспринимают как штык и переходят на личность типа оскорблять оппонента что-ли :P .

Насчет "тенге" и т.п. всегда писал что я знал или знаю.

Вот "аблай" есть типичное ойратское имя заимствованное казахами. У ойратов много "аблай"-ев были кстати.

Ещё например имя "олжас" тоже слово с корнем монгольским "олча" - добыча, находка.

И также "шалкар" - от монгольского "шалга-," -проверить, посмотреть ... :D

Насчет "шалкар" - это моя шутка не обижайся.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну этот неполноценность у некоторых казахов очень проявляется.

Когда что-то не писать не по им душу то воспринимают как штык и переходят на личность типа оскорблять оппонента что-ли :P .

Насчет "тенге" и т.п. всегда писал что я знал или знаю.

Вот "аблай" есть типичное ойратское имя заимствованное казахами. У ойратов много "аблай"-ев были кстати.

Ещё например имя "олжас" тоже слово с корнем монгольским "олча" - добыча, находка.

И также "шалкар" - от монгольского "шалга-," -проверить, посмотреть ... :D

Насчет "шалкар" - это моя шутка не обижайся.

Извините, а слова "каджар", "афшар", "зияд" или "азер" что нибудь на монгольском означают? Если да, то я рад вам сообщить о своих монгольских корнях.

Кстати, у меня была когда-то одна подруга из солнечной Америки по имени Катана. Я думаю, что она имеет японские корни, хотя выглядела вполне по шведски.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, слово "мангол" по персидски означает "излишне веселый человек"... означает ли это, что все монголы имеют персидские корни?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну этот неполноценность у некоторых казахов очень проявляется.

Когда что-то не писать не по им душу то воспринимают как штык и переходят на личность типа оскорблять оппонента что-ли :P .

Насчет "тенге" и т.п. всегда писал что я знал или знаю.

Вот "аблай" есть типичное ойратское имя заимствованное казахами. У ойратов много "аблай"-ев были кстати.

Ещё например имя "олжас" тоже слово с корнем монгольским "олча" - добыча, находка.

И также "шалкар" - от монгольского "шалга-," -проверить, посмотреть ... :D

Насчет "шалкар" - это моя шутка не обижайся.

Уважаемый товарищ enhd. Заимствование одно, а то что вы пишете монгол это две большие разницы. Порой даже калмыки не признают свое монгольство. Вы наверное помните спор калмука и кого-то из монгол.

Насчет тенге. Вы свою цитату конкретно изменили. А мое цитирование ваших слов исчезло. Но не это главное. Вы в первый раз писали "вроде". Может у вас есть модератерские полномочия, не знаю. Раньше админы предоставляли некоторым пользователям такие права. Некрасиво отказываться от своих слов.

Вполне можно допустить, что "олжа" монголизм. Может и абылай монголизм. Я недавно только писал, что если из казахского языка убрать арабизмы и фарсизмы, а из монгольского китайско-тибетские взаимствования, то можно невооруженным глазом ловить слова с общими корнями. Просто у вас есть маленькие привычки делать мелкопакостные подколки. Упорно учить казахов что означает на казахском то или иное слово.

По поводу тюркизмов я вот что допускаю. Например вы недавно писали Далельхана Сухэрбаийн. Очень похоже на казахское Сухербайдын. То есть полностью по русский получится Далельхан Сухербая (сын). Такие окончания в монгольском оч часто встречаются и не только в фамилиях. В принадлежности чего-то кому-то.

А в словах Зиядоглы есть правда. Командующий - колбасшы. Кол - рука. Но в виде метафоры войско. Кол жинау. собирать войско. Мын кол - тысячное войско.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вполне можно допустить, что "олжа" монголизм.

В словаре Камус Наама (Хусаин Карасаев), посвященный заимствованиям в кыргызском языке, слово "олжо" приводится как монголизм. Упомянутое Enhd'ом казахское имя Олжас возможно образовано от слова жас - молодой, а не от олжа - добыча.

Тема "Слово олжа, олжас" находится тут: http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showtopic=1534

Насчет тенге. Вы свою цитату конкретно изменили. А мое цитирование ваших слов исчезло. Но не это главное. Вы в первый раз писали "вроде".  Может у вас есть модератерские полномочия, не знаю. Раньше админы предоставляли некоторым пользователям такие права. Некрасиво отказываться от своих слов.

Вы случайно не об этом сообщении пишите?

http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showt...t=0entry15857 ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.


×
×
  • Создать...