Перейти к содержанию
Гость Soraman

Кавары или кабары

Рекомендуемые сообщения

Хотел эту тему создать в разделе 'Тюрки'. Но прочел у Василия на этом форуме, что кабардинцы считаются потомками кабар :blink: . Интересная версия, очень правдоподобно. Первый раз об этом узнаю. Хотя до этого считал,что кабары это тюрки - хазарское племя.

Василий пишет:

В 883 году, по упоминанию Константина Багрянородного, во время внутренних волнений среди хазар, три их племени под именем «кавары», или [195] «кабары», побежденных своими соплеменниками, укрылись у маджар, или угров, и создали под именем «кавары» восьмое угрское племя, принеся с собой хазарский язык, сами они восприняли ургский язык. Эти кавары. благодаря своей необычайной храбрости, получили привилегию первыми напасть на врага в любом сражении. Территория, на которой в то время обитали угры, находилась в междуречье Буга и Дуная и называлась «Альтекуза»; что касается территории хазар, то она простиралась не только по Северному Кавказу, но и захватывала часть горных районов и достигала западного побережья Каспийского моря.

На карте Средиземного и Черного морей, подготовленной в 1497 году Фредутио д'Анконе и хранящейся в библиотеке Волъфенбуттеля, можно прочесть название «Кабарди», написанное красными буквами несколько к востоку от Таганрога, что указывает на местоположение страны каваров, о которой говорит Константин Багрянородный, и в то же время племени кабардинцев, которые в VII веке по мусульманскому летосчислению снова покинули Крым и обосновались на острове, образованном двумя рукавами Кубани при ее впадении в море. Татары называют это место «Кызыл-таш». Но кабардинцы надолго гам не задержались, а, став могущественным племенем, направились под предводительством своего князя Иналя далее на восток — в земли за Кубанью вплоть до нынешней Кабарды, где они подчинили себе все [196] прочие черкесские племена. Это тот самый Иналь, которого считают первооснователем рода всех кабардинских князей.

Осетины говорят, что до появления кабардинских князей в Крыму черкесы сами себя называли «казахами», и это название закрепилось за ними в осетинском языке; действительно, осетины называют до сих пор кабардинских князей «кашак-мепхе», что означает «царь кашаков». Сведения Константина Багрянородного совпадают также и с этими преданиями, так как он называет страну черкесов на берегу Черного моря Зихией, а страну, выше расположенную, по берегам Кубани, и граничащую с землями аланов (осетин), Казахией. Это очень точно, так как, по сведениям грузинских географов, осетины оставались на территории нынешних Большой и Малой Кабарды вплоть до вторжения Бату-хана, когда они вынуждены были уйти в горы

Меня интересует следующее. Кто знает как называлось Восьмое племя венгров? (мне известно только что оно было из кабар).

Желательно также чтобы вы привели библиографию, ссылки.

С уважением

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хотел эту тему создать в разделе 'Тюрки'. Но прочел у Василия на этом форуме, что кабардинцы считаются потомками кабар :blink: . Интересная версия, очень правдоподобно. Первый раз об этом узнаю. Хотя до этого считал,что кабары это тюрки - хазарское племя.

Вы считаете правильно, так оно и есть. Часть кабаров была ассимилирована адыгами(ныне кабардинцы).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы считаете правильно, так оно и есть. Часть кабаров была ассимилирована адыгами(ныне кабардинцы).

Это были болгары.Не зря кабарды називаются кабардино-балкары!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это были болгары.Не зря кабарды називаются кабардино-балкары!

Такого этноса нет. Есть кабардинцы и балкары. И они очень разные.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Меня интересует следующее. Кто знает как называлось Восьмое племя венгров?
(мне известно только что оно было из кабар).
Желательно также чтобы вы привели библиографию, ссылки.

Поскольку я изучал этот вопрос специально могу сказать,
что в Ателкузе прото-венгры были только одно племя
из 6 финно-угорских и одного болгаро-оногурского рода Арпада:

Твърде вероятната принадлежност на хан Атила към племето на оногурите се потвърждава косвено и от Anonimus, според когото унгарското племе води своя произход от “скитското племе, което на своя диалект се нарича Дентумогер” – “Gens itaque Hungarorum... de gente Scithica, que per idioma suum proprium Dentumoger dicitur, duxit originem”, и начело на което племе стоят “седемте видни личности, които се наричали Хетумогер”, тези видни личности “решили да се домогнат до земята Панония, за която се носела мълвата, че била земя на крал Атила, от чието потомство произхождал владетелят Алмус, бащата на Арпад”, а както ще се види по-нататък, първият маджарски крал Арпад наистина е от племето на оногурите, а то пък според този източник води своето потекло от хан Атила.

Тъкмо тази връзка в случая намира и пряко лингвистично потвърждение, защото името на племето Дентумогер очевидно-безспорно е образувано на основата на праб. *денту “седем” с начален зв. д, подобно на год. Дилом и съответно на южднболг. читем “седми” (месец) от Именника на българските ханове, което прабългарско числително име пък допълнително е дублирано, а така и семантически експлицирано и потвърдено посредством най-вероятно изтир. диал. *hetu “седем”, авест. hapta [вж. и срв. Hazai 1962, 23; ЛтИзв-5.1, 14-19].

Тук предложеното обяснение на етнм Дентумогер според нас издържа на всякаква критика и изобщо не може да бъдат поставени под съмнение съдържащите се в него лингвистико-исторически сведения и данни, а значението и ролята в това отношение на така направеното тълкуване, както и сложността на задачата, пред която са били изправени всички досегашни проучватели, проличават още по-ясно в светлината на всичко онова, което е правено или се е смятало за него: “The name Dentumoger has kindled the imagination of many scholars, but none of the explanations offered can withstand objective criticism. Although an acceptable explanation would probably help to clarify some details, it would add but little to what we know on the location of Dentumoger” [sinor 2004, 15].

Окончателното и пределно конкретното изясняване на този въпрос обаче няма особено значение за прабългарския произход на първия унгарски крал, още повече че в старите унгарски хроники тези неща се представят къде по-приблизително-объркано и в Cronica de gestis Hungarorum например, в родословието на Алмуш, достигащо през Яфет до неговия баща Ной, само са подредени някои “известни” имена като това на Угек, Чаба, Етеле, Болуг и Хунор, в българската принадлежност на които надали може да има съмнение, но все пак не са посочени българските племена, от които те произхождат.

Още по-невярно и неточно е “решен” проблемът в Genealogia ducum et regum Hungariae triplex, където през 200 г. маджарите преминават за първи път от Скития в Дакия и Панония под ръководството на шестима вождове, първият от които е Етеле, под което име обикновено се разбира Атила, но пък веднага след това се съобщава, че в 405 г. Атила е избран за крал на унгарците, а за втори път, през 757 г., маджарите преминават от Скития в Дакия и Панония под ръководството на седмина вождове, първият от които е Арпад, син на Алмуш, на горния край на родословието на който обаче, пак стои крал Атила [Gombos-1, 606-607; ~*~-2, 979-980,984].

В действителност, тогавашните “Turks (the future Hungarians)”, т.е. “тюрките (бъдещите унгарци)”, както ни просвещава, разказва и доказва дългогодишният изследовател на източноевропейските тюрки проф. Ом. Притсак, “were seven clans”, т.е. “бяха седем рода”, като специално Арпад и неговият род са от болгарското племе оногури – “Onoγur/Hunic Arpad clan”, откъдето “the name Hungary (<Onoγur), т.е. името на съвременна Унгария възниква и се образува на основата на името на болгарското племе оногури, което по-общо виждане ние поправяме и конкретизираме в смисъл, че “оногурите са една от племенните групировки на ранните болгари” [вж. Халиков 1989, 59] и че името на страната, хоронимът в действителност се образува на основата на името на народността във и върху нея, а за разлика от вътрешно-собственото име, автоетнонима magyar, който е външното, дадено от съседен народ, име на унгарската народност, етнм hungar, според така предложеното мнение, е по-следващо развитие чрез съответната фонетико-семантична промяна и развитие на собствено маджарска почва, на името на болгарското племе, етнм onoγur.

Бащата на Арпад в никакъв случай и изобщо не е маджарски княз – Macar prensi, както голословно-неоснователно се твърди [Németh 1962, 188], а безспорно-единствено болгарският балтавар Алмуш, Almoutzis, Алмус, който напълно определено-категорично има не латинско име, както неясно на какво основание предполагат издателите на латиноезичните унгарски извори [ЛтИзв-5.1, 20], а носи единствено и само българско име и във волжскобългарските летописи фигурира под името Алмыш - хан на мухшийските моджари през 870 год. и племенник на караболгарския балтавар Лачин, като тъкмо по това време той, Алмыш, вече е и мюсюлманин, защото отказва да даде дъщеря си за жена на изповядващия юдейската религия хазарски хаган с мотива, че “Не подобает мусульманке выходить замуж за яхуда”.

Пък и тъкмо мли Алмыш е доста разпространено и много добре известно и сред волжските болгари, при които за хан през 895 год. например, е избран един от болярите на име Алмыш, така че според едно от предположенията името на бащата на Арпад възниква от българска дума със значение “сън” или пък от друга дума със значение “свещен” (ЛтИзв-5.1), но се допуска още, че е по името на реката Алмыш, киргизското произношение на което е Кельмес (Б. Иман), пък и както пише Ибн Фадлан в пътеписа си от 922 год., “Царь болгар Алмуш по имени, исповедует ислам”; “Когда прибыло письмо Алмуша, сына Шилки йылтывара, царя славян...” (Р. Фахрутдинов).

Всъщност и другото, по-предното обяснение за произхода на мли Алмуш не изглежда по-убедително, да не говорим, че нито едно от тях не е обосновано “по надлежния ред”, но нека и него да го приведем, за да се знае, че според Житието на св. епископ Герхард, първият маджарски владетел Алмус, син не на “Вгек”, а на Угек, заради латинското V, обозначаващо не само тук U – Vgek, през 819 г. благороден владетел на Скития и потомък на крал Магог, бил наречен така, защото неговата майка още преди това “видяла в съня си божествено видение във форма на ястреб, който дошъл и я оплодил” и понеже това “било предсказано в съня, затова и самият той бил наречен Алмус”, т.е. “свещен”, защото от неговото потомство щели да се родят свети крале и вождове” [ЛтИзв-5-1. 18].

Пак в болгарските летописи, между впрочем, се съобщава, че по същото време най-големият син на Алмыш, Арбат, през 882 год. е на служба с дружината си при своя чичо Лачин, първата жена на когото е сестра на хазарския хаган Исхак, а втората е моджарка, за която той се жени през 870 год. и тя става негова любима жена, което пък става причина хаганът да се разсърди на Лачин.

По някое време, the Khagan-prince, т.е. наместникът (М. Москов) или пълководецът на Хазария, а не the Khagan, т.е. главният и същински хаган, изпраща послание до the Prince, т.е. “заместник-войводата”, наместника, пълководеца на тюрките (бъдещите унгарци) в Лебедия, в басейна на Северски Донец, с предложение да изпратят при него за заложник (?) their first voivode, т.е. хана, “главния войвода”, на което се отказва с мотива, че има и друг войвода, наречен Almoutzis, а той пък има син, назован Arpad (of the Onoγur-clan), нека единият от тях да стане prince, т.е. наместник.
Тогава тюрките (бъдещите унгарци) предпочитат, пред баща му Алмыш, Арпад от рода Оногур и го обявяват за “принц”, т.е. за действително управляващ наместник, унгарската титла на който е гьюла (В. Златарски), като го вдигат върху щит, съгласно хазарския обичай, от което може и да се помисли, че привлеклият гнева на хазарите балтавар Алмуш е изместен или по-скоро “детрониран” от наложения пак от тях негов син Арпад, но в действителност хазарският хаган, бидейки българин, много държи и в случая да се приложи задължителният за българите обичай за наследяване, приложен преди това, както вече се посочи по-горе, например при хан Кубрат (632-651), който наследява чичо си Органá [срв. Dimitrov 2004, 30], а така също и при хан Атила, който пък наследява чичо си Ругила, и с което маджарите в края на краищата се съгласяват и така болгарският род Оногур на Арпад от прабългарското, болгарското племе оногури, става водещ и главен сред седемте маджарски рода.

Моя монография: http://bolgnames.com/text/Treasure.html
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Возможно слово кавар происходит от "ков ар" что переводится как "изгнанные мужи".Также интересна ггипотеза о том что адыги под правлением каваров приняли название кабардинцы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Возможно слово кавар происходит от "ков ар" что переводится как "изгнанные мужи".Также интересна ггипотеза о том что адыги под правлением каваров приняли название кабардинцы.

это с какого языка ков ар -изгнанные мужи ?

  интересно , сами себя  назвали изгнанными мужами , вобщем бред какойто 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

kabaru (сильный, огромный, важный, величавый) и gabbaru (сильный, властный, пересиливающий, подавляющий).

Кабир, Акбар и Джаббар: тюркские основы и происхождение терминов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кабары это хазарское племя по памяти!

Но у шумеров gabar, kapar это herder, shepherd-boy. Говоря однозначно "пастух".)

Да и в аккадском языке есть kaparru "shepherd-boy". 

Слово gabar [HERDER] образовано от слова gam [CROOK] -посох с записями GİŞ.KAM4: geşgam3 и GİŞ.KAB: geşkab.

У пастуха пастушеский посох!

Отсюда вопрос, исходя из показанных входных данных:

Не являются ли эти кабары родственниками киммеров?

По памяти, в Турции было зафиксировано в 19 веке племя кемерлу, что в общем-то неудивительно!

У азербайджанцев Западного Азербайджана (это нынешняя Армения) племенной этноним GƏMƏRLİ является распространённым!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.booksite.ru/etnogr/1947/1947_3.pdf

"...Начиная от Дегиня (XVIII в.) и до наших дней, большинство согласно с тем, что античные асии — это китайские усуни 29. Но если усуни

стали царям и тохаров, то почему же тохары стали известны на западе

под именем кушаны? Вместо того, чтобы путем трудно допустимых манипуляций искать родство кушан || куши с китайскими юечжи 30, которые лучше связываются с античными массагетами, что было доказано Ю. Клапротом 31, а ныне поддержано С.П.Толстовым 32, мы предлагаем совершенно иной путь объяснения термина «кушан».

А нализ хотанского (значит -тохарского) языка установил наличие

в качестве его фонетической особенности спиранта kh, gh перед начальным гласным 33. С другой стороны, LeCoq 34 обратил внимание на то обстоятельство, что в уйгурских переводах типично тюркские формы имеют в конечном слоге вместо обычного узкого гласного i (i) фонему

а (а) — явление, не свойственное тюркским языками, по-моему, представляющее собой результат воздействия местных (т.е. тохарских) говоров на уйгурский язык, подобно аналогичному влиянию языков Кучара и

Карашара на язык Хотани, которое устанавливает B u rro w 35. Весьма характерны в этом отношении глоссарии иранских языков (Хотани и даже кучарского) Восточного Туркестана в издании H o e rn le 36, а особенно

B a ile y 37, где открытые гласные явно превалирую т над узкогласными.

Если мы примем эти две фонетические особенности тохарского языка

(спирантизащию и перегласовку) и тот факт, что имя куш ан известно,

к а к показал Ф л и т 38, в формах Kushana, Kushan, Gusnana, Gushan, KS-san, Kusan и т. д., то нетрудно видеть, что форма «кушан-кусаи» является закономерной тохарской передачей этнонима усунь (usun). Тогда становится ясным, как «асии-усуни-кушаны» стали царям и тохаров (reges T hocarorum A sian i). Попав под господство усуней на Тяньшане еще во II в. до н. э., будучи вытеснены из своих восточных пределов гуннами,

тохары приняли над собой власть племен усуней, которых они назвали,

согласно своему произношению, кушанами — [k]us[a]n, и с ними во

главе в 160— 140 гг. разгромили грекобактрийское государство. Сохра­ненные ими культурно-этнические связи со старыми территориями и

возобновление старых связей уже под эгидой кушанской (усуньской)

династии объясняет ряд черт единства культуры (например, красного

лощения —• среднеазиатской terra sigilata) 39 во всех этих местах. Не

случайно, что кушанские владетели являлись носителями титула

«ябгу», в китайской форме хи-хэу, известного ещ е усуням в I в н. э. *•,перешедшего к тохарам-кушанам и от них к юго-восточной группе

«тохаров-хотани», где этот титул засвидетельствован в документах

наиболее ранних (но все же IV—VI вв. н.э.) 41, и сохранившегося от

тюрок VI—VIII вв. вплоть до монгол XIV в . 42

Таким образом, разобранные выше этнонимы племен Центральной Азии сводятся к следующим группам:

Транскрипци

китайская■■античная■■древнеиранская

даюечжи ■■массагеты■■тохары

усунь ■■асии ■■кушаны

усунь ■■исседоны ■■кушаны..."

Не знаю, подходит ли сей пример, м.б. кавары это есть авары ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А мне говорили что все вроде то ли черкесы, то ли адыги были, а потом часть стала кабардинцами, т.к. переселились в предгорья, у них пошел процесс классообразования и был у них князь по имени Кабард..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Впервые об этом племени упоминает Константин Багрянородный:

 

"Да будет известно, что так называемые кавары, произошли из рода хазар".

Кабары под названием кабарли или кабирли жили в Карабахской зоне. Территория, где жили кабары, во времена Карабахского ханства называлась "Кабарлинским магалом".

Этнотопонимы рассыпаны по Северному и Западному Азербайджану (нынешняя Армения).

Кабарры, Кенде Кабарды, гидроним Кабарды, Кабирли, Кавар, гора Кабирли, Кабирли-кишлак, Кабарры йери.

В Кавказской Албании впервые топоним Кебр (от Кебер)  упомянут Мхитаром Гошем (12 век).

 

Информация из книги Г. Гейбуллаев "К этногенезу азербайджанцев", стр.140

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Основным этническим элементом кабарских племён были хорезмийцы, на которых указывает венгерский топоним кализ (kaliz); венгерские названия топонимов кализ, коализ, Калез (caliz, koaliz, Kalez), встречающиеся в наших средневековых писаниях, могут соответствовать сегодняшним названиям Калас, Калоз, Калозд, Калоцфа, Коронцо (Kalasz, Kaloz, Kalozd, Kaluz, Kalocfa, Koronco). Из-за их мусульманской религии в источниках их часто называли измаильтянами или бесерменами. Начиная с 12 века, венгерские мусульмане упоминались как сарацины. … хорезмийцы, находившиеся на службе у короля, были мусульманами, хотя и выдавали себя за христиан.

Палоци-Хорват Андраш. Восточные народы в средневековой Венгрии. Печенеги, узы, половцы, ясы // Keleti népek a középkori Magyarországon. Besenyők, úzok, kunok és jászok művelődéstörténeti emlékei / Перевод с венг. Ильенко Татьяна, профессиональные редакторы Дмитрий Сташенков и Айболат Кушкумбаев. - Budapest: Archaeolingua, 2014. - С. 275-291.

 

Об языковых взимоотношениях мадьяр и хазар император сообщает в связи с междоусобной войной среди самих хазар следующее: «Одни из них были перебиты, другие (хазары. - A.M.), бежав, пришли и поселились вместе с турками (мадьярами) в земле пачинакитов, сдружились друг с другом и стали называться «каварами». Поэтому и турок (мадьяр) они обучили языку хазар, и сами до сей поры говорят на этом языке, но имеют они и другой - язык турок (мадьяр)».

К. Багрянородный. Об управлении империей http://www.vostlit.info/Texts/rus11/Konst_Bagr_2/index.phtml?id=6412 с. 159

 

Как видно из текста, слово «кавар» является прозвищем, а не этнонимом. В древнетюркском языке «qopar» означает «скандалист», в данном случае - «восставшие», т.е. речь идет, видимо, именно о восставших суварах, которые переселились к мадьярам и обучили их своему языку

Петрухин В. Я., В. Флёров. Иудаизм в Хазарии по данным археологии //История еврейского народа в России с.61

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"киевское" письмо из каирской генизы, содержит политоним "кьабар" и этноним "саварт": оба они входят в поименования членов иудейской общины Киева. В Киеве же найдена литейная формочка из местного камня для отливки поясных бляшек степного типа, на которой куфическим шрифтом дукта IX — начала X вв. нацарапано имя её владельца, содержащее, по мнению Б.И. Маршака, этноним "тюрк". Данный хазарин, в полном согласии с письменными источниками, был мусульманином.

 

Если же обратиться к двум рукописям составленного в Южной Италии или Сицилии в 1 половине X в. еврейского трактата "Йосиппон" — еврейской и арабской, — то увидим, что в одной и той же позиции списка "сыновей Тогармы" в еврейском оригинале стоит "'тюрк", тогда как в арабском переводе — "кабар".

Все это возвращает нас к тексту Константина Багрянородного, где он постоянно говорит о трех родах-племенах кабар, руководимых одним правителем-архонтом. Причем впрямую названия этих племен им нигде не указаны. Но, как мы видим из других источников, одним из кабарских племен были тюрки. Вторым — могут быть саварты-савиры. Но именно тюрками-турками в трактате императора Константина названы венгры. Он же приводит и их "древнее" название — "савартойасфалой", где первая составляющая — уже знакомые нам саварты-савиры. Вторая составляющая, как показали венгерские исследователи, передает племенное название "эскэл", которое они сочли чисто болгарским. Однако роды центральноазиатского племенного объединения "изгиль" (эскэл) так же, как и савирские роды, вошли не только в болгарский союз: пребывание их в хазарском союзе столь же правомерно. Это явствует и из текста Порфирогенита: присваивая им названия "тюрк", "саварт" и "эскэл", он тут же приводит семь названий всех семи собственно венгерских племен, ничего общего не имеющих с тремя вышеназванными. Такое острое противоречие даже чисто логически легко снимается предположением, что названные три племенных названия принадлежат трем не названным в трактате племенам кабар, входившим в десятиплеменную венгеро-кабарскую федерацию. А то, что венгры, прикочевав в Восточную Европу, представлялись новым соседям не своими, никому не известными прозваниями, а славными именами своих неожиданных союзников-побратимов ("анта") — кабар, было совершенно в традициях кочевников (тем более, что и имя "угры", "оугры" венгры заимствовали у западноогузского тюркоязычного племенного объединения "огуры", из которого вышли и болгары, и хазары; этот факт вводил и продолжает вводить в заблуждение большинство ученых, ошибочно видящих в южнорусских степях для периода до X в. за термином "огур", "огор" венгров, а не западных огузов).

Обратимся к савартам-савирам. В отличие от тюрок и изгилей, имени савир нет в центральноазиатской тюрко- или [28] монголоязычной (как и иных языковых групп)номенклатуре. Само слово не имеет достаточно убедительной тюркской этимологии (хотя подобрать её можно легко, но разброс слишком велик). Лучше же всего слово это этимологизируется из иранского "сау", "сауарта" — " черные". (есть сувар –всадник) Вероятно, именно в этой среде стоит искать истоки этого народа. Я полагаю, что такой средой с большой долей вероятности может оказаться огромный массив ираноязычных скотоводов, населявших восточное Приаралье в первой половине I тысячелетия н.э. и представленных Джеты-асарской археологической культурой. Часть этих племен была втянута в процесс "переселения народов" сначала гуннами, а несколько позже — в середине V в. н.э. — огурами, западной частью тюркоязычных огузских (телесских) племен, которых жужань-авары вытеснили на запад и из среды которых вышли племенные объединения и союзы оногур, сарыогур, болгар, хазар и др.

О сохранении иранских традиций у тюркизированных в хазарском состоянии савир свидетельствуют имена богов у "гуннов" северного Прикаспия, донесенные Мовсесом Каганкатваци в описании миссии Албанского епископа Исраэла — Куар (иранск. "солнце"), и особенно идентичность тюркского Тангра и иранского Аспандиата.

Савиры изначально проявили себя как крайне активная, нестабильная и мощная военно-политическая сила юго-восточной Европы середины I тысячелетия н. э., что было отмечено многими письменными источниками. Но материальные свидетельства их до сих пор не выделены. Представляется, однако, что они не менее ярки. Все письменные источники VI-VII вв. говорят о тесных (хотя и непостоянных, как у всех варваров-номадов) связях савир с сасанидским Ираном. В подчиненных ему районах Закавказья савиры, согласно Менандру, селились в 60-70 гг. VI в., где их в начале X в. отмечает ибн ал-Факих, называя "ас-савардийя".

Из статьи
Горелик
М. В. Три племени кавар и савирский всадник//«Хазары. Второй международный коллоквиум. Тезисы». М., 2002 http://annales.info/hazar/savir.rar

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Также к семи венгерским племенам присоединились три рода хазарских кабаров (каваров), образовавших восьмое племя – орш, еслар и берень, в которых можно угадывать ветвь чеченского тейпа орси (т. н. исторические арсии Кавказа), ветвь асов (предков венгерских язов) и ветвь барынов (сведения Константина Багрянородного из книге «Управление империей»). Мидир Росс my.mail.ru/community/olidmrf/40C0499599152C35.html

К сожалению, автор слабоват по доказательствам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 02.11.2007 в 16:22, asparuh сказал:

Это были болгары.Не зря кабарды називаются кабардино-балкары!

Кабардинцы и мы (балкарцы) - абсолютно разные народы. Мы тюркоязычные, кабардинцы адыгоязычные.

 

В 23.01.2006 в 11:15, Гость Soraman сказал:

Хотя до этого считал,что кабары это тюрки - хазарское племя.

Так и есть. Их потомки в Венгрии - ассимилированное хазарское племя.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 07.05.2016 в 04:22, башгирд сказал:

Как видно из текста, слово «кавар» является прозвищем, а не этнонимом. В древнетюркском языке «qopar» означает «скандалист», в данном случае - «восставшие», т.е. речь идет, видимо, именно о восставших суварах, которые переселились к мадьярам и обучили их своему языку

Петрухин В. Я., В. Флёров. Иудаизм в Хазарии по данным археологии //История еврейского народа в России с.61

Это, безусловно, любопытно, но тут следует помнить, что, как известно благодаря Ал Массуди, хазарский язык был родственником болгарскому языку и отличался от языка тюрок. А болгарская группа языков (включая единственно оставшийся из этой группы современный чувашский) не связана с т.н. "древне-тюркским языком", которые развивались раздельно: одни на западе в Европе, другой на востоке в Средней Азии. У болгарской группы и у древне-тюркского языка (который восстановлен Радловым на основе изоглосс 7 века и позже) всего лишь общий предок - т.н. пратюркский язык. Упомянутые языки уже как минимум с 3 века до н.э. (с момента образования Империи хунну) могли развиваться раздельно. Сначала были диалектами, потом, когда основная часть хунну переселились за Китайскую Стену и поселилась в Шаньси, различия упомянутых языков вероятно очень усилились. Вплоть до полного непонимания т.н. Р-Л языков и т.н. З-Ш языков, что мы и наблюдаем сейчас в современности. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, SWR сказал:

Это, безусловно, любопытно, но тут следует помнить, что, как известно благодаря Ал Массуди, хазарский язык был родственником болгарскому языку и отличался от языка тюрок. А болгарская группа языков (включая единственно оставшийся из этой группы современный чувашский) не связана с т.н. "древне-тюркским языком", которые развивались раздельно: одни на западе в Европе, другой на востоке в Средней Азии. У болгарской группы и у древне-тюркского языка (который восстановлен Радловым на основе изоглосс 7 века и позже) всего лишь общий предок - т.н. пратюркский язык. Упомянутые языки уже как минимум с 3 века до н.э. (с момента образования Империи хунну) могли развиваться раздельно. Сначала были диалектами, потом, когда основная часть хунну переселились за Китайскую Стену и поселилась в Шаньси, различия упомянутых языков вероятно очень усилились. Вплоть до полного непонимания т.н. Р-Л языков и т.н. З-Ш языков, что мы и наблюдаем сейчас в современности. :)

Хазарский однозначно огузский язык.По булгарскому более менее достоверные надписи мы можем видеть в Волжской Булгарии,но там два вида писменов,р-язычный и з-язычный.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но так как только в З надписях упоминаются имена булгар и сувар,то булгарскими следует считат именно этот язык,а Р язычные это по видимому предки чувашей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Прародиной хазар и булгар  является Бактрия,согласно древним источникам,так что связывать эти языки с каким то гипопетическим огурским в корне не верно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, SWR сказал:

Это, безусловно, любопытно, но тут следует помнить, что, как известно благодаря Ал Массуди, хазарский язык был родственником болгарскому языку и отличался от языка тюрок. А болгарская группа языков (включая единственно оставшийся из этой группы современный чувашский) не связана с т.н. "древне-тюркским языком", которые развивались раздельно: одни на западе в Европе, другой на востоке в Средней Азии. У болгарской группы и у древне-тюркского языка (который восстановлен Радловым на основе изоглосс 7 века и позже) всего лишь общий предок - т.н. пратюркский язык. Упомянутые языки уже как минимум с 3 века до н.э. (с момента образования Империи хунну) могли развиваться раздельно. Сначала были диалектами, потом, когда основная часть хунну переселились за Китайскую Стену и поселилась в Шаньси, различия упомянутых языков вероятно очень усилились. Вплоть до полного непонимания т.н. Р-Л языков и т.н. З-Ш языков, что мы и наблюдаем сейчас в современности. :)

И какое же значение имеет "кавар"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад, башгирд сказал:

И какое же значение имеет "кавар"?

Логично предположить что из за того что из за внутренних распрей они были изгнаны от хазар,что имя значить ков(изгнанный) и ар(муж),изгнанные мужи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 часов назад, Shamyrat сказал:

Хазарский однозначно огузский язык.По булгарскому более менее достоверные надписи мы можем видеть в Волжской Булгарии,но там два вида писменов,р-язычный и з-язычный.

Хотите сказать, что гузы гробили самих себя в 10 веке? ;) Хазарский родственник болгарского (Ал Массуди 10 век).

Тут надо разбираться какие языки присутствуют на эпитафиях бывшей территории ВБ 13-14 веков. На 90 % эпитафий второго стиля - присутствует волжский болгарский Р-Л типа, то есть чувашский. Кстати, там присутствуют целые предложения, не отличающегося по звучанию от звучания современного чувашского.  Хотя прошло 600 лет!

На остальных 10 %: чистый арабский и какая то часть написана на З-Ш языке карлукского типа - т. е. на литературном поволжском тюрки. Это вовсе не поволжский татарский, который на Волге появился в начале 15 века. Его принесли выходцы из Ногайского юрта. Не случайно казанских татар до сих пор казахи и киргизы кличут ногаями. (Дыбо А.В.) 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 часов назад, Shamyrat сказал:

а Р язычные это по видимому предки чувашей.

Безусловно! Подавляющее большинство (90%) эпитафий ВБ  13-14 века написано на чувашском - волжско-болгарском языке. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 часов назад, Shamyrat сказал:

Прародиной хазар и булгар  является Бактрия,согласно древним источникам,так что связывать эти языки с каким то гипопетическим огурским в корне не верно.

В каких древних источниках написано сие? ;)

Правильно, название "огурские языки" возникло из-за многочисленных родственных народов с родственными именами:  онно-гуры, утур-гуры, кутри-гуры, сара-гуры, бол-гары... Говоривших, очевидно, на родственных Р-Л тюркских языках, сейчас эту группу принято называть Болгарской. Кстати, этимологию имен утургуры, кутургуры и болгары можно вывести только на основе Р-Л языков. В З-Ш языках нет фонетических составляющих для этих имен.

Хотя эту группу можно было бы назвать чувашской или суварской (саварской-савирской), хазарской или аварской, барсильской или беленджерской, а так же гуннской или хуннской... Это всего лишь дело выбора.

Хотя, имя "Болгарская группа" как нельзя лучше отражает название этих родственных народов и языков с исторической точки зрения и с точки зрения источников. Если знать откуда появились Болгары... :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...