Перейти к содержанию
Акскл

Тюрки Шато и Онгуты

Рекомендуемые сообщения

шөл- С Тувинского поле

 

У татар Крыма "шөл" тоже означает степь.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Шато не этноним, шато - термин хозяйственно-географический, как и другой китайский термин "цзубу", обозначавший степные племена. Поэтому это не одни онгуты, но и все остальные татарские племена и их предки тюрки или тюркюты.

 

"Мэн-да Бэй-лу", стр.136:

 

"... Мэн-хун причисляет их (татар) к Шатоскому поколению... История говорит нам, что Тукюэсцы, прозванные Щатосцами от степи Шато."

 

И не зря Мэн-хун причисляет татар Чингизхана к поколению шато. Это с точностью вписывается в мою версию о Могулистане (Монголии) Чингизхана в джунгарской равнине.

 

Читаем у Н.Я.Бичурина на основе китайских хроник (Собрание сведений о народах ...):

 

"... Шато есть особливое поколение западных тукюесцев, из рода Чуюе.

... Чуюе кочевал по южную сторону гор Инсо, от Баркюля на запад. Здесь есть большая песчаная степь, называемая Шато, от чего шатоские тукюесцы и название получили."

 

Такая локализация к западу от Баркуля дает основание предполагать, что это песчаная степь нынче называется Дзосотын-Элисун или Курбантонгут (Гурбантунгут) севернее Турпана и Урумчи.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В казахском языке = Шоль-пустыня Шолдi-пустынный , шолдеу-испытывать жажду , шольдедым  шөлдеушілденің аптабы → летняя жара

Шато = Шет -шетi -шетте -край , окраина , сторона .
 

.

Род чугай в связи с бурными событиями, сотрясавшими степь, был вынужден кочевать всё дальше и дальше в восточном направлении, где, и получил своё название «шато», по-видимому, известное только в китайских источниках.
 

ШатШад — титул «принца крови», но не наследника престола в Тюркском каганате. В Хазарском каганате IX века титулцаря-заместителя.


Шатак -скандал , конфликт , ссора 

шатастыру -путать 

Шат -веселье 

шаткал- ущелье 
 
похоже отсюда и русское щатёр .и шататся 

в россии был дворянский род Шатиловых ... был когда то ...

----------------------------
что  те далеко ушли в  на восток на окраину  , что эти  принц по крови но не наследник ... с краю , в стороне .


Тюрки-шато (кит. упр. 沙陀пиньиньshātuóпалл.шато или кит. упр. 沙陀突厥пиньиньshātuó tūjuéпалл.шато туцзюэ) — тюркский кочевой народ, потомки среднеазиатских хуннов из объединения чуйских племён алты чуб, произошли от племён чуюе. Оказали влияние на политику Восточной Азии в X веке. Они основали 3 из пяти династий в эпоху пяти династий и десяти царств.

эти Алты Чубы среди казахов .





 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Амыр-Менди! По топонимике, у Тувинцев Шат-это гряда каменистых гор в степи или пустыне, и от этого в Туве есть места с названием "Куйлуг-Шат", "Кара-Шат" и т.д. Шатта можно перевести в горах, горцы примерно так.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Разве это не китайская (искаженная) передача тюркского названия степи западнее Баркуля? Трудно докопаться до оригинального звучания, т.к. нынче эта степь носит монгольские названия.  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Разве это не китайская (искаженная) передача тюркского названия степи западнее Баркуля? Трудно докопаться до оригинального звучания, т.к. нынче эта степь носит монгольские названия.  

Я всего лишь ознакомил что такое шат на Тувинском. А это связано ли с племенами Шат-о, не знаю.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Халха-монгольское племя.

 

Первым учителям Д. Сухэ-Батора был  гун Жамьян Сангажавын из племени онгут. Родился в местности Баянбулаг в сомоне Баянтумен Дорнодского аймака в 1864 году.В прошлом году отмечали день рождения этого великого писца-монгола Жамьяна.С.

 

 

 

 

Jamiyn-gvn.jpg

 

http://mongolstudies.gov.mn/%D0%B1%D0%B8%D1%87%D0%B3%D0%B8%D0%B9%D0%BD-%D0%B8%D1%85-%D1%85%D2%AF%D0%BD-%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D1%83%D0%B4-%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D1%82-%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D0%B6%D0%B0%D0%B2%D1%8B%D0%BD-%D0%B6%D0%B0%D0%BC%D1%8A%D1%8F%D0%BD/

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Онхоты отдельная от бурятов и эвенков народность Прибайкалья ы 17 веке.

Может они предки сойотов?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Витсен писал что на Байкале живут эвенки буряты и онхотские татары.

Буряты и якуты говорят на схожем языке, происходят от татар.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но откуда это племя в наше время в западной части Казахской степи? - они сейчас в составе конфедерации Алшын (по другому - Киши джуза), в котором некоторые усматривают наследие средневековых Алшы (Алчи) Татар. 

 

По-казахски это племя называется "Öƞgit" или "Üƞgit".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Буряты и якуты говорят на схожем языке

 

:lol:

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Статья о тюрках-шато в Кембриджской истории Суйско-Танского Китая, за авторством Роберта Сомерса:

 

Тюрки-шато впервые появляются в истории в первые годы правления Тан, когда они были наиболее восточным племенем западных тюрок, живя далеко на западе от собственно Китая. В самом начале 8 века тибетские нападения вытеснили их на север от региона у озера Балхаш. К середине 8 века шато стали подданными уйгуров и отправили войска совместно с уйгурскими силами на помощь Тан против повстанцев Ань Лушаня. Позже в 780-х они снова сменили сторону, когда 7000 их "шатров" передались под контроль тибетцев. Они часто присоединялись к тибетским налетам на китайскую территорию, и многие из них осели в центральном Ганьсу.

Однако значительные разногласия с тибетцами привели к тому что в 807 году 30000 шато решили сдаться китайцам. Тибетцы погнались следом и убили многих из них, но почти 10000 удалось разместиться в Яньчжоу (центральный Гуаньчжун) с помощью Фань Сичжао, военного губернатора Линчжоу, и группа поменьше в 700 человек оседа в Чжэньу, регионе ордосской пустыни к северу от Гуаньчжуна. Когда в 809 году Фань Сичао был отправлен составить гарнизон Тайюаня, он взял с собой 1200 солдат шато, которып сыграли важную роль в его успешных кампаниях против Ван Чэнцзуна, военного губернатора Чэндэ, в 816 году. Другая небольшая группа была поставлена под контроль военного губернатора Чжуну, в Хонане, и использована в ключевой и успешной Хуайсиньской кампании 817 года, ее дальнейшая судьба малоизвестна.

Значительная часть тюрок-шато однако не была задействована в этих ранних кампаниях внутри Китая, оставаясь в северном Шаньси. Они сыграли важную роль в кампаниях против Пан Сюня 869 года, и вслед за этим Тан приняла их лидера Чжуе Чисиня в императорскую семью. Известный далее как Ли Гочан, лидер шато продолжил укреплять свой контроль над северным Шаньси в 870-е и ранние 880-е. Тан вскоре насторожилась по поводу возможности шатосского вторжения и укрепила собственную защиту в центральном Шаньси, используя как регулярные войска так и силы милиции. С 878-880 они направили шесть последовательных военных губернаторов в Тайюань, ни один из которых не преуспел в сдержании шатосских вторжений. В 880 династия наконец отправила в Тайюань бывшего высшего министра вместе с отобранной командой чиновников наряду с военными подкреплениями из Лояна, и к середине 880 китайцы сумели восстановить контроль над пограничным регионом Шаньси. Вскоре однако императорскому двору пришлось объявить амнистию тюркским лидерам чтобы получить их помощь в возвращении столицы, оккупированной мятежником Хуан Чао, и в заключительной кампании против него.

Шатосским лидером в кампаниях против Хуан Чао был Ли Кэюн, сын Ли Гочана. Он ранее принял участие в сражениях против Пан Сюня, провел некоторое время в танской столице Чанъань и в 887 году был назначен заместителем командующего шатосскими силами его отца. Вскоре он стал укреплять контроль над северными границами пока китайцы не вынуждены были усилить свою оборону против его вторжений.

Несмотря на многократные успешные кампании Ли Кэюна против Хуан Чао он не стремился к власти над какой-либо другой территорией вне той что уже имел. Это не удивительно так как его база в Хэдуне была легко защитима, и была идеальной базой где можно было создать независимый режим в период политической децентрализации и эндемических войн. Ли легко сломил кампанию направленную против него правительством в 890 году, и его сила стабильно росла в течение следующих десяти лет, не отставая от растущей власти его соперника Чжу Вэня. В 895 он сумел поставить собственного кандидата на пост военного губернатора Лулунской провинции в северном Хэбэе, и долгое время регулярно взимал налоги с того продуктивного региона.

Десять лет спустя, в 905 году, Ли Кэюн заключил очень важный альянс с киданьским лидером Абаоцзи, пришедшим из своей родины в Маньчжурии в северный Шаньси с армией в 70 тысяч конных воинов. Этот альянс обозначил начало тесных связей между тюрками-шато и киданями, которые продержались в течение всего периода Пяти Династий и привели к возросшему участию народов южной Маньчжурии в китайских делах.

Сила тюрок-шато продолжала расти в первые десятилетия 10 века. После многих лет сражений им удалось завоевать основанное Чжу Вэнем царство Лян и основать собственную династию Поздняя Тан, которая претендовала на законность как преемница Тан, многие из законов которой были адаптированы. Контроль Поздней Тан длился немногим более десяти лет, до 937 года, го за это время ей удалось установить контроль над всем северным и западным Китаем, завоевав независимые государства Ци (западный Гуаньчжун) и Шу (Сычуань), оставшиеся вне власти Чжу Вэня. Ее государство таким образом стало особенном важным этапом в консолидации власти в северном Китае и важным шагом в объединительном процессе, завершенном династией Сун.

3bf4ad121270.jpg


[The Cambridge History of China. Volume 3: Sui and T'ang China, 589–906 AD, Part One - Cambridge University Press, 1979 - p.785-787]

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Наиболее полное исследование культуры тюрок-шато было проведено замечательным немецким синологом и тюркологом Вольфрамом Эберхардом в главе его книги "Conquerors and Rulers". Это дело я давно отсканировал, кому интересно держите и читайте на здоровье: https://www.dropbox.com/s/e1ac58qi9h448f6/Eberhard_Shato.pdf?dl=0

Из Эберхарда я перевел наиболее понравившиеся мне отрывки, здесь я их позже выложу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ТЕНГРИАНСТВО ТЮРОК-ШАТО

Вольфрам Эберхард

Как и большинство тюркских племен в Центральной Азии, шато имели две религии. Помимо буддизма древний тюркский "Бог Неба" все еще почитался ими. После покорения Северного Китая шато также поклонялись богам китайской официальной религии, что означало что они проводили большие церемонии в летнее и зимнее равноденствия. Однако, например, в 927 году во время зимнего равноденствия они принесли подношения вне города "варварскому богу". Источники не дают объяснения что за бог это мог быть, но мы узнаем что летом того же года император принес подношения "тюркскому богу" на "холме белого маршала", а в 924 году дары были предложены "Небесносу Богу" на "Грозовой Горе" (Лэйшань у Лунмэня в Хонане).

"Небесный Бог" (тяньшэнь) это термин обозначающий хорошо известную центральную фигуру пантеона всех тюркских племен, начиная со времен хуннов; "тюркский бог" или "варварский бог" должны обозначать то же божество. Так что мы видимо что шато поклонялись тому же богу что и все тюркские племена до них; можно вспомнить что тоба также поклонялись этому же богу в первый период своего правления в Китае, лишь позже объединив "Небесного Бога" с древним китайским "Богом Неба" (Тянь). Хотя мы располагаем некоторыми данными о том как поклонялись этому богу тоба, мы ничего не знаем о форме культа у шато.

Лишь одно свидетельство может дать некоторое объяснение: когда один из императоров шато умер в 942 году, два из его лучших коней были приведены к "Западной Горе" (Сишань) и принесены в жертву там. Возможно что жертва на "холме белого маршала" (байсимабо), упомянутая выше, также была конем. Как нам известно, конь был важным подношением у всех тюркских племен. Интересна еще одна деталь: большиснтво жертв приносились на вершине горы; это тоже типично для тюркских религиозных обычаев; тоба даже сжигали своих умерших на вершине гор.

В прошлом исследовании (Lokalkulturen im alten China) я попытался показать что некоторые из этих священных гор тюрок были вулканическими горами с небольшим озером на вершине. Некоторые из таких гор были почитаемы, но наиболее важные из всех находились в северном Шаньси; это было особое культовое место тоба. Однажды один шато, по имени Ян Куан-юань, отправился к этой горе-озеру и преподнес бумажных коней, бумажных верюлюдов и бумажные деньги. Поскольку все подношения исчезли в озере, он был убежден что однажды станет императором Китая. Это еще один древнетюркский обычай, хотя использование бумаги вместо самих животных и подношение бумажных денег демонстрируют китайское влияние.

Другой род "испытания" был типичен среди шато: в 935 году высокопоставленный чиновник получил назначение не в результате экзаменовки или его прежнего статуса, а в результате жребия. Имена кандидатов написали на кусках бумаги, которые затем положили в эдакую бутылку, сделанную из стекла. Ночью жгли ладан и молились "Небу". На следующее утро один кусок бумаги вытащили из бутылки, и кандидат, чье имя было написано на этом куске, получил назначение.

С другой стороны, шато были буддистами. Следует признать что помимо индийского, китайского, японского и тибетского вариантов буддизма, существовал особый "тюркский буддизм", отличавшийся от других форм буддизма. Например, мощи Будды, такие как зубы и кости, важные объекты поклонения в Индии и Китае, не интересовали шато. Зуб Будды, привезенный из Туркестана в 928 году, был выброшен, другой зуб, привезенный из Кашмира корабле в восточный Китай в 941 году шато совершенно не заинтересовал.

Императоры шатосских династий любили посещать знаменитые буддийские пещеры в Лунмэне в Хонане. В лето 931 года и 934 года молитвы к дождю были произнесены в Лунмэне в присутствие императора, зимой 934 и 936 молитвы к снегопаду имели место. Другие посещения императора произошли в 924, 932 и 933 годах. Пещеры Лунмэня были построены тобасцами около 500 года, немногим после завершения Юньканских пещер. Эти пещеры без сомнения буддийские. Многочисленные визиты тобасских императоров в эти пещеры однако имели и другую причину. Как известно тоба, как и большинство тюрок, имели пещерный миф и связанный с ним культ пещеры. Возможно эти буддийские пещеры были адаптацией старого национального культа тоба к поздним буддийским культам; схожее возможно и для шато. По меньшей мере было крайне необычно использовать эти старые тобасские пещеры для молитв к дождю и снегу. Также следует заметить что в своем скульптурном искусстве шато любили использовать тобасское искусство как их эталон. Шато, как другие тюрки и монголы, живо интересовались скульптурой, в отличие от китайцев, признававших скульптуру не как искусство, а лишь как ремесло.

Среди божеств принесенных буддизмом в Туркестан и Китай были "четыре небесных короля", стражи четырех сторон света. Манускриты найденные в Хотане показали что один из этих "Небесных Королей", Пишамэнь (Вайшрамана), был особо почитаем по крайне мере частичным тюркским населением Хотана. Согласно моему убеждению, центральноазиатские тюрки идентифицировали старого тюркского "Небесного Бога" (Тяньшэнь) и буддийского "Небесного Короля" (Тяньван). Причина, по которой они выбрали Вайшраману, может быть такова, что Вайшрамана был небесным королем севера и в некотором роде воином-героем, личность которая должна была быть ближе к воинственным степным племенам Центральной Азии чем все остальные буддийские божества. Этот Вайшрамана сыграл важную роль и в шатосском буддизме. Первый лидер шато, Ли Кэюн, однажды в молодости молился в храме Вайшраманы в его родной области (около 860 года) и ответ бога стал важным для его будущего. Последнего императора династии Поздняя Тан гадатель сравнивал с Вайшраманой. Основатель династии Поздняя Цзинь также однажды молился в храме Вайшраманы у стены города в Шаньси и позже одержал победу благодаря помощи этого бога. В тот период культ Вайшраманы не был распространен среди китайского населения.

[Eberhard, Wolfram. Conquerors and Rulers: Social Forces in Medieval China - Leiden: E. J. Brill, 1952 - p.92-96]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ТЮРКСКИЕ ОБЫЧАИ В ИМПЕРИЯХ ТЮРОК-ШАТО

Вольфрам Эберхард

Во время охоты шато использовали соколов, также как и кидани; но охота с соколом практиковалась и китайцами. Шато использовали "свистящие стрелы" как сигналы. Такие "свистящие стрелы", стрелы с дырками в наконечнике производившими свистящие звуки во время полета стрелы, были в обиходе уже у первого императора Хунну около 200 года до н.э. Монголы и даже маньчжуры 17 века продолжали использовать схожие стрелы. Осман Туран в недавнем исследовании (Eski Türklerde okun hukuki bir sembol olarak kullanīlmasī) подчеркнул что стрела играла важную роль в империях сельджуков и оттоманов как символ имперской власти. Посланцы, несшие приказы императора провинциям или феодальному лорду, приносили стрелу, как ныне послы предоставляют свои удостоверения. Тот же обычай можно увидеть и у шато. В 926 году император дал две стрелы генералу и отправил его со специальным поручением в провинциальный центр; то же самое произошло снова в 937 году. Китайский летописец комментирует на сей счет, говоря что отправка стрел это чужеземный обычай.

В некоторых случаях срочные приказы отправлялись посланцами с "восковыми письмами" (лашу). Первое упоминание такого "воскового письма" относится к 926 году, когда подобное письмо было отправлено императором генералу, но в 944 году уже генерал отправил "восковое письмо" императору. Значит такой род письма не был зарезервирован лишь для императора. У нас нет информации касательно того как выглядели письма. Они скорее всего были разновидностью yarlīk, возможно скрепленные печатью.

Когда чжурчжэни хотели придать вес своим слова, они часто ломали стрелы как символический акт; шато использовали луки в тех же целях. В 913 году, когда Чжуанцзун, позже основптель династии Поздняя Тан, хотел заключить мир с одним из своих врагов, он сломал лук перед осажденным городом.

Когда они одерживали победу, шато поднимали лоупу, флаг победы. Происхождение лоупу не до конца выяснено. Кажется что это был обычай тоба - по крайней мере первые сведения о лоупу относятся к периоду тоба. Позже этот обычай переняли китайцы, но не использовали его в значительной степени. Неудивительно что шато, которые всегда продолжали обычаи тоба, возродили лоупу. Он состоял из куска ткани, зафиксированном на вершине лакированного столба. Отчет о победе был написан на ткани. Однажды один шатосец написал на лоупу все преступления совершенные схваченным лидером враждебной армии, взял лоупу и узника в столицу и выставил их на показ перед публикой.

[Eberhard, Wolfram. Conquerors and Rulers: Social Forces in Medieval China - Leiden: E. J. Brill, 1952 - p.100-101]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

САКАЛ - РОД ТЮРОК-ШАТО

Шато были племенным образованием, состоявшим, как нам известно, из трех племен. Известны имена лишь двух из них, племя Чжусе, родное племя имперской правящей семьи, и племя Согэ (или: Сагэ), раньше входившее в состав тюргешей.

[Eberhard, Wolfram. Conquerors and Rulers: Social Forces in Medieval China - Leiden: E. J. Brill, 1952 - p.91]

Китайское сагэ/саткат 薩葛. Пуллиблэнк, “A Sogdian Colony in Inner Mongolia”: 343-344, отождествляет этот термин с сюэгэ/сиаткат 薛葛 и с согэ/саккат 索葛. Последнее определенно идентично согэ/саккат 娑曷, которое танский институционный историк Ду Ю определяет в свой энциклопедии Тундянь как тюркское слово обозначающее "волосы". С учетом данной этимологии, это определенно указывает на известное старотюркское сакал "борода".

[В "Удай шицзи"] мы можем прочесть как командир увидел мужчину с глубоко посаженными глазами и бородой - классические ближневосточные черты с китайской точки зрения - и тут жа принял его за шатосского солдата. Клише "глубоко посаженные глаза и густая борода" восходит к описанию людей от Даюань (Фергана) до Аньси (Парфия).

[Atwood, Christopher P. The Notion of Tribe in Medieval China. Ouyang Xiu and the Shatuo Dynastic Myth //Denise Aigle, Isabelle Charleux, Vincent Goossaert and Roberte Hamayon (ed.), Miscellanea Asiatica. Mélanges en l’honneur de Festschrift in Honour of Françoise Aubin - Sankt Augustin-Nettetal, 2010 - p. 612]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ИГРА В ФУТБОЛ - ТРАДИЦИОННАЯ ИГРА ТЮРОК-ШАТО

Другим обычаем, изначально некитайского происхождения, была игра в футбол. Даже высшие официальные лица правительства шато играли в футбол. Для церемонии восхождения на трон первого шатосского императора на футбольном поле соорудили платформу (923 год); два года спустя эту платформу убрали, чтобы не мешать проведению футбольных матчей. Нам, разумеется, известно, что императоры Танской династии особенно любили футбол и схожую игру в поло, но, как я попытался показать (W. Eberhard, Lokalkulturen im alten China), сам по себе обычай был иностранного происхождения, изначально связанным с религиозными воззрениями. Поэтому свидетельство о том что платформу возвели на футбольном поле имеет особое значение: почему восхождение на трон имело место именно на футбольном поле? Борьба, другой типичный центральноазиатский обычай, был также известен в Китае 10 века, хотя и не упоминается отдельно когда речь заходит о шато.

Немецкий синолог Вольфрам Эберхард

[Eberhard, Wolfram. Conquerors and Rulers: Social Forces in Medieval China - Leiden: E. J. Brill, 1952 - p.101-102]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

РОДОНАЧАЛЬНИК ПОЗДНЕЙ ТАН ТЮРОК-ШАТО - "ОДНОГЛАЗЫЙ ДРАКОН" ЛИ КЭЮН

"Сын Гочана, Ли Кэюн, вырос мужем столь искусным в стрельбе из лука на коне, что он мог сбить пару летящих уток с лежачей позиции. Смелый и дерзкий в юности, Ли Кэюн был прозван в войсках "Ли-Ворон". Став выше ростом, он также стал известен как "Одноглазый дракон", потеряв глаз.

Слава его росла по всей земле северной Дай. Он часто охотился с людьми схожей силы. Вонзая дротик в дерево или взмахивая конским хлыстом, он одновременно мог сбивать цели стрелой со ста футов, так что даже его бесстрашные спутники уступали ему как божественно одаренному".

"В одиннадцатый месяц второго года (882), Чэнь Цзинсы и Ли Кэюн вновь подготовились чтобы обрушить семнадцать тысяч воинов на столицу (захваченную Хуан Чао), комбинацию пехоты и кавалерии. Они покинули Хэчжун в первый месяц следующего года. Перед тем как разбить лагерь в Цянькэне, дружки Хуан Чао в страхе закричали: "Армия Ворона здесь!". Ли Кэюн одолел лейтенанта Чао, Хуан Е, в ущелье Шиди во второй месяц, затем Чжао Чжана и Шан Жана у склона Ляньтянь в третий месяц, оставив след из тел в тридцать ли длиной.

В то время армии разных губернаторов встретились к Чанъаня в великой битве на мосту Вэй. Поверженные, повстанцы отступили в город, но Кэюн развил инерцию победы преследуя их через врата Гуантай, развязав схватку в особняке Ванчуна дворца Шэнян. Побежденный Чао сбежал к проходу Лантянь, и мир вернулся в столицу, военные заслуги Кэюна стали первыми среди губернаторов. Сын Неба наградил Кэюна титулом временного сановника по публичным работам с министерским уровнем, назначил губернатором Хэдуна. Гочан стал губернатором свободных масс к северу от Яньмэня, умер в десятый месяц".

"Исторические записи пяти династий", глава 4
 
c1d3a2e3cbce.jpg

[Ouyang Xiu. Historical Records of the Five Dynasties. Translated, with an introduction by Richard L. Davis - New York: Columbia University Press, 2004 - p.30-32]
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ШАТОССКО-КИДАНЬСКИЙ АЛЬЯНС 905 ГОДА

В весну периода тяньоу [905], в то время когда киданьский Абаоцзи начал возвышаться, Воинственный Император [посмертный титул Ли Кэюна] призвал его. Абаоцзи повел тридцать мириадов своих родов к Юньчжоу и встретился с Воинственным Императором к востоку от Юньчжоу. Они очень благодушно пожали руки и объявили друг друга братьями.

"Исторические записи пяти династий", глава 4

[Atwood, Cristopher P. The Notion of Tribe in Medieval China. Ouyang Xiu and the Shatuo Dynastic Myth //Denise Aigle, Isabelle Charleux, Vincent Goossaert and Roberte Hamayon (ed.), Miscellanea Asiatica. Mélanges en l’honneur de Festschrift in Honour of Françoise Aubin - Sankt Augustin-Nettetal, 2010 - p. 614]

Статуя, увекочивающая союз, в современной Шаньси, Китай. Слева - шатосский Ли Кэюн, справа - киданьский Елюй Абаоцзи:

e534d80d85b6t.jpg

Ли Кэюн здесь еще с обоими глазами:)

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ХУННСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ У ТЮРОК-ШАТО

Одного из шатосских императоров, отправлявшегося на войну, сопровождала группа музыкантов и танцоров. Музыканты играли на “трехструнном хуннском инструменте“ и на цянской (тибетской) флейте. Отвечая на возражения китайских министров, император заявил что это нельзя объяснить “музыкой” в традиционном значении слова. Действительно, оба инструмента были иностранного, центральноазиатского происхождения, четвертый век ввел в официальный кодекс (юэфу) “военную музыку”, но ее редко использовали китайцы.

[Eberhard, Wolfram. Conquerors and Rulers: Social Forces in Medieval China - Leiden: E. J. Brill, 1952 - p.103]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"ЖЕЛЕЗНЫЙ БЫК" - ПАЙЦЗА ТЮРОК-ШАТО?

Вольфрам Эберхард

Интересной особенностью шатосской культуры были те-цюань, “железные быки”. В течение всего периода шато таких железных быков выдали лишь четырем персонам (позднему императору Минцзуну, Го Чунтао, Ли Цзилиню и Фань Яньгуану). В действительности, до этого дважды (888 и 897 года) железные быки выдавались будущим основателям Поздней Лян и независимого царства Чжэкян, но в то время танский император был уже под сильным влиянием шато. Обладатели такого “железного быка” не могли быть ни наказаны, ни низложены; им дозволялось держать при себе свое имущество “навечно”.

Тексты не говорят нам ничего о появлении этих железных быков. Я обнаружил отсылки к ним для чжурчжэньской (1125 год) и изгнанной минской (после 1644 года) династий. Дворцовый музей в Пекине имеет два других “железных быка”, датируемых 1469 и 1487 годами. Они представлят собой полуцилиндрические куски бронзы с надписями. Лишь правая часть цилиндра сохранилась; согласно Минтяньлу (6 глава) и Хунушилу (второй год, девятый месяц) “железный бык" состоял из двух полуцилиндров. Использование “железных быков” было введено еще во втором году Минской династии (1369 год).

Нам известно что Минам нравилось продолжать монгольские традиции. Монголы использовали так называемые пайцзы, как свидетельствует сирийский монах Абу-ль-Фарадж, когда он говорит об учреждениях монголов. Пайцза была куском золота, в шесть дюймов длиной и два дюйма шириной, выдаваемым монгольским императором его наиболее верным сторонникам. Имя пайцза кажется имеет китайское происхождение (пай-цзэ). Здесь снова одна из форм тюркского обычая тарканлык. В тюркских государствах, человек с тарканлыком мог войти в шатер правителя когда его не звали. Он также освобождался от любого рода наказания за девять преступлений в течение девяти поколений. Титул таркан известен из китайских и западных источников. З.В. Тоган полагает что изначальным значением слова было шаман (Umumi Türk tarihine giris, p.406).

Таким образом, “железные быки” Минской династии могли быть продолжением тюркской и монгольской традиции, но их форма была прямой копией железного быка 897 года, которая в то время все еще сохранялась. Обладатель железного быка в минское время имел наследственный уровень знатности. Более того, у него было право дважды получить прощение за все преступления ведущие к обезглавливанию, за исключением планирования вооруженного восстания. Обладатель быка 897 года, и определенно более поздних быков, также был прощаем девять раз, и его сыновья и внуки три раза каждый. Существовало семь степеней “железного быка” в минское время. Одна из них могла даже выглядеть как монгольская пайцза.

[Eberhard, Wolfram. Conquerors and Rulers: Social Forces in Medieval China - Leiden: E. J. Brill, 1952 - p.98-99]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ОУЯН СЮ, КИТАЙСКИЙ ИСТОРИК 11 ВЕКА, О ШАТОССКОМ ИМПЕРАТОРЕ ЛИ СЫ-ЮАНЕ:

Старшие говорили мне: "Минцзун, несмотря на свое варварское происхождение, мог быть искренне благороден характером и великодушен в благожелательной любви к народу". Он справедливо заслуживает признания по меркам правителей Пяти Династий.

С начала своего правления он сокращал и даже увольнял дворцовых фрейлин и актеров-музыкантов, в то же время ликвидируя частных лиц дворца, так что доходы от местных жителей по миру возвращались в официальные хранилища. Один год в результате засухи выпал снег. Сидя на своем дворе под снегом, Минцзун приказал рабочим не подметать в крестностях дворца, настаивая, "Это дар Неба мне".

Он часто совещался с первым министром Фэн Дао и окружением о бедствиях простого народа. Они отмечали что зерно и шелк доступны, а люди свободны от эпидемий, в то время как Минцзун радостно отмечал: "Едва ли я могу считать заслугу эту своей, и воистину должен присоединится к вам джентльменам в творении благих дел чтобы отплатить Небу".

Всякий раз когда служащих находили виновными во взятках, он казнил их всех, называя их "кровопийцами народа". В то же время он издал приказ прославлявший честные деяния Сунь Юэ как пример для мира. В своем сострадании народу и заботе о вещах он определенно стремился к благому правлению. Он правил семь лет, наибольший срок среди монархов Пяти Династий, и в правление его войны поугасли и материальные блага постоянно росли. Он кормил народ, просто давая ему отдохнуть.

"Исторические записи Пяти Династий", глава 6

[Ouyang Xiu. Historical Records of the Five Dynasties. Translated, with an introduction by Richard L. Davis - New York: Columbia University Press, 2004 - p.63]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ДОСТИЖЕНИЯ ИМПЕРИИ ПОЗДНЯЯ ТАН ТЮРОК-ШАТО

Известная истории как Поздняя Тан, династия просуществовала больше двенадцати лет и, по сравнению со своей предшественницей (Поздней Лян), правила над территорией простиравшейся дальше на север, запад и юго-запад. Это была единственная династия, правившая, хотя и недолго, значительной частью Шу, современная Сычуань, чье завоевание описывается в биографиях Го Чунтао, Кан Яньсяо и принца Вэй, Цзицзи. 

Подобные достижения это частично заслуга более этнически разнородных армий. "Мультирасовые армии центральноазиатов и китайцев" (Фань/Хань цзюнь), которыми руководил второй император Минцзун, определенно выросли в элитную силу впечатляющего размера. Другие межкультурные порождения налицо, Поздняя Тан заложила институционные основы которым было суждено просуществовать столетия: она организовала Имперскую Гвардию и Имперскую Стражу (Шивэй Циньцзюнь) для усиления правительственного контроля над военными и финансовую комиссию (саньсы) для отстаивания правительственных прерогатив в сборе и распределении доходов. 

Ее императоры правили из множества столиц, начиная с Тайюани, Вэйчжоу и Чжэньчжоу, и позже добавив Чанъань, Лоян и Кайфын. Географическая мобильность, заложенная в таком распределении, предоставила редкую политическую и военную видимость. Оуян Сю признает в комментарии что монарх Поздней Тан Минцзун, правитель как дисциплинированный так и человечный, правил во "время когда войны угасли, а урожаи были изобильны". Несмотря на то что он получил власть через военный переворот против своего приемного брата, Чжуанцзуна, он правил от сердца. В беседе со своим военным уполномоченным касательно допустимости военных расходов, Минцзун скорбел: "Чтобы накормить военных коней, мне придется истощать собственный народ - это обесчестит меня!".

Американский синолог Ричард Дэвис

[Ouyang Xiu. Historical Records of the Five Dynasties. Translated, with an introduction by Richard L. Davis - New York: Columbia University Press, 2004 - p.lviii]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

РОД ЧУНГЫЛ САРЫ-УЙГУРОВ - РОДНЯ ТЮРОК-ШАТО?

Объяснив как Тонгра и Пугур были лишь небольшими подразделениями тюркских Тегрегов 鐡勒, Сюэ-Яньто/Сер-Яньда 薛延陀 и Ашина 阿史那, и как Чонг'ал 處月 и Чомыл 處密 были в свою очередь их небольшими подразделениями, он (Оуян Сю) затем приходит к сути: "Чжусе были лишь отдельным подразделением Чонг'ал". 

Чуюэ/Чонг'ал обычно отождествляют с огузской ветвью чигиль, упомянутой Махмудом Кашгари. Однако фонетически куда более близкая связь выводится с "костью" Чунгыл, найденной среди уйгуров Ганьсу Э.Р. Тенишевым в 1965 году. 

Американский монголист Кристофер Атвуд

[Atwood, Cristopher P. The Notion of Tribe in Medieval China. Ouyang Xiu and the Shatuo Dynastic Myth //Denise Aigle, Isabelle Charleux, Vincent Goossaert and Roberte Hamayon (ed.), Miscellanea Asiatica. Mélanges en l’honneur de Festschrift in Honour of Françoise Aubin - Sankt Augustin-Nettetal, 2010 - p.602]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...