Перейти к содержанию
Гость Галдан

Меркиты

Рекомендуемые сообщения

Грома по словам Рашид-ад-дина не боялись уранхайцы в стране Баргуджин-тукум.

Они во время грозы скакали на лошадях и орали на Небо! Все остольные народы

запирались в доме.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Калмыцкие мэркиты, я думаю, не являются меркитами времен Чингисхана. Скорее всего калмыцкие меркиты происходят от слово "мэргэн" и "мэргэд" в множественном числе, что значит "меткий".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я родился на юге Кыргызстана.

Так вот там есть город Кызылкия, а рядом с городом есть село Салиева.

У меня были друзья с Салиева, и очень удивительно село хоть и небольшое но делиться на две части одной большой дорогой.

И сами же Салиевцы называют друг друга Меркит и Муркут.

Я точно не помню какая из частей села верхняя или нижняя Меркит или Муркут...

но сельчане сами даже не знают почему они так зовуться и откуда это название...

интересно было бы узнать об этом...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Собрать бы всю информацию о различных группах меркитах, среди разных народов, чтобы восстановить исчезнувший этнос. Меркиты ведь

имеются еще среди алтайцев, монголов, кыргызов, казахов, эвенков.

Собрать бы ДНК-пробы всех этих меркитов, могли бы восстановить общий этногенез меркитов

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я родился на юге Кыргызстана.

Так вот там есть город Кызылкия, а рядом с городом есть село Салиева.

У меня были друзья с Салиева, и очень удивительно село хоть и небольшое но делиться на две части одной большой дорогой.

И сами же Салиевцы называют друг друга Меркит и Муркут.

Я точно не помню какая из частей села верхняя или нижняя Меркит или Муркут...

но сельчане сами даже не знают почему они так зовуться и откуда это название...

интересно было бы узнать об этом...

Алайские роды иркит, меркит и муркут считаются родственными, хотя их родство не кровное (не карындаш). Просто говорят, что имеют единое происхождение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Merkits & Women Abduction

The savage and warlike Merkits are not to be discounted here. It would be Timuchin's father, Yisugei, a Kiyat-Borjirid, who robbed Ho'elun from the Merkits in the first place. Years later, the Merkits would avenge themselves by attacking Ghengis Khan and abducting his wife, Borte (a girl from subtribe of the Onggirat). This abduction rendered ambiguous the legitimacy of Timuchin's first son (Jochi-Kasar) since Borte born the child while being rescued many months later. It would be the alliance of the Keraits and the Genghis clan, together with another rival clan of Jumaka (Timuchin's boyhood friend), that would be responsible for defeating the Merkits and rescuing Borte. The Merkits lived south of Lake Baikal on the lower Selenga. They lived by fishing and hunting. While Tao Zongyi and Rashid ad-Din regarded them as Mongols, others thought they were Turkic. In AD 1096, the Merkits rebelled against the Khitan Liao and were defeated. In the end, they were defeated by Genghis and assimilated into his clan.

http://www.republicanchina.org/Mongols.html#clan

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ronin1

из Эркете-невского улуса (ЦГИА, ф. 380, оп. 1, ед. хр. 190, л. И 7).

Что означает слово НЕВСКИЙ , в данном случае ?

Так отсканировалось. Эркетеневский улус. Эркетня.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Henry H. Howorth "History of the Mongols" Part I "The Mongols Proper and the Kalmuks", London, Longman, Green and Co, 1876

p.23

...The Merkits have generally been treated as Mongols. It is not improbable that as they were a frontier race they may have been somewhat mixed with Mongol blood. But I believe this to have been trifling, and they were almost as typically Turks as the Uighurs...

p.698

...As in the case if the Naimans and the Keraits, I have remitted the proof that the Merkits were Turks and not Mongols to these notes...

с.23

...Меркитов в общем считались за монголов. Это не невозможно - они будучи пограничным родом могли как-то смешиваться с монгольской кровью. Но я верю что это было несущественным, и что они были почти такими же типичными тюрками, как и уйгуры...

с.698

...Как и в случае с найманами и кереитами, я отослал доказательство, того что меркиты были тюрками, а не монголами к этим заметкам...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еще одно свидетельство о Меркитах в Казахстане,

В Джамбульской области есть большое село с названием Мерке там же протекает река по названию Аспара.

Читал гдето, что первый болгарский хан Аспарух был из рода Меркитов и он увел свой народ на Балканы.

Это конечно было за несколько веков до Чингизхановского погрома Меркитов, но топонимы сохранились. Видимо после Чингизхана они были вынуждены бежать на окраины империи или вливаться в другие тайпы чтобы выжить.

Странно но среди казахов я еще не встречал людей, которые говорили бы что они потомки Меркитов. Видимо Чингизхан очень сильно не полюбил Меркитов, что до сегодняшнего времени среди Казахов нет желающих быть Меркитом.

Nurlan5

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мерке вряд ли связано с меркитами. А род меркит среди казахов есть в составе племени абак-керей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из произведений великого евразийца Л.Н.Гумилева - потомка хана Ах-

мата из династии Джучидов.

По Селенге проживали меркиты - народ, невероятно храбрый.... :rolleyes:

Они проделали путь свыше 300 км, чтобы захватить Борджигинов врасплох, и своей цели почти достигли. Однако настороженность и привычка быть преследуемыми сказались... и Борджигины скрылись на горе Бурхан, в лесистом Хэнтэе. Предусмотрительная Хоахчин решила, что хотя тайджиуты Бортэ не убьют, но молодые воины для красивой женщины всегда опасны. Поэтому она скрыла Бортэ в крытом возке, запрягла в него пестрого быка и поехала к бору, темневшему на склонах долины в первых лучах рассвета. Однако воины обыскали возок, нашли Бортэ и увезли всех трех женщин, говоря, что это воздаяние за похищение Оэлун Есугеем.

Похищения меркитам было мало. Они бросились искать Тэмуджина. Но в лесной чаще, "где сытому змею не проползти" (Сокр. ск. 102), меркиты оказались бессильны. Бросив бесплодную погоню, меркиты повернули коней домой.

Тэмуджин послал на разведку Бельгутея и Боорчу. Те следили за меркитами трое суток и выяснили, что это были три племенных вождя: Тохта-Беги, Даир-Усун и Хаатай-Дармала - во главе трехсот всадников. Набег их был интерпретирован как месть за похищение Оэлун, но уж очень она запоздала: на целых 20 лет! И почему меркиты так искали в лесной чаще Тэмуджина? Видимо, им было нужно его убить, но для чего?

То, что непонятно нам, было ясно современникам событий, и в первую очередь самому Тэмуджину. В молитве или речи, произнесенной им после ухода меркитов, звучат трагические ноты: "Бурханхалдуном (название горы, поросшей лесом в Хэнтэе) изблевана жизнь моя, подобная жизни вши... защищена жизнь моя, подобная жизни ласточки. Великий ужас я испытал" (Сокр. ск. 103). И он повелел потомкам поклоняться этой горе, как святыне.

Самое удивительное, что никто из монголов XII-XIII вв. не расценил поведение Тэмуджина как трусость или слабодушие. Наоборот, бегство в горы рассматривалось как подвиг, а пленение покинутой жены - как неприятность, не более. Видимо, была немалая разница между племенной борьбой внутри монгольского этноса и войной с меркитами, которые монголами не были, но соперничали с монголами за место под солнцем. Но даже не просто опасность для жизни, а что-то большее имело значение для Тэмуджина. Это будет видно из того, что похищение Бортэ вызвало те же последствия, что и похищение Елены Спартанской Парисом. Только монголы оказались куда оперативнее ахейцев, и война не затянулась.

Тэмуджин не терял ни минуты. Сразу же после набега меркитов он поехал к Тогрулу в его ставку Темный Бор, на берегу Толы, рассказал о случившемся и просил помощи. Доха и тут решила дело. Тогрул ответил, что в благодарность за черную доху он предаст огню всех меркитов, возвратит Бортэ, выставит для этой цели две тьмы (20 тыс. сабель), но предложил немедленно обратиться к Джамухе, вождю джаджиратов, побратиму Тэмуджина, чтобы тот привел тоже 20 тыс. всадников для образования левого крыла, и назначил место встречи .

Кажется удивительным и то, что против 300 меркитов, участвовавших в набеге, мало 20 тыс. кераитов, и то, что Тогрул ставит выполнение своего обещания помогать Тэмуджину в зависимость от позиции вождя джаджиратов Джамухи. Джаджираты входили в раздел нирун, так как происходили от сына одной из жен Бодончара, которую тот захватил беременной. Бодончар ребенка усыновил. Потомком этого мальчика был Джамуха-сэцэн.

Мотив, по которому Джамуха должен был поднять в поход свой народ, - только общемонгольский патриотизм. Однако этого оказалось достаточно. Джамуха согласился привести одну тьму, а вторую составить из ''людей анды", т.е. Тэмуджина . На том и порешили.

Тэмуджин послал уведомление кераитам и через некоторое время соединился с Тогрулом и его братом Чжа-гамбу (тибетский титул, присвоенный этим принцем). Как ни странно, войска Тэмуджин не привел, но когда союзники с трехдневным опозданием прибыли к месту встречи, то Джамуха их ждал во главе двух тумэнов - своего и тэмуджиновского. Видимо, влияние джаджиратского вождя среди монголов было больше, чем у кого бы то ни было. И когда Джамуха взял на себя составление диспозиции и командование, то против такой инициативы никто не возразил.

Тумэн (букв. 10 тыс. воинов) - число условное: часто эти дивизии были в неполном составе. Даже в этом случае монголов и кераитов было около 30 тыс., т.е. в 100 раз больше, чем напавших меркитов. :lol: Но и при таком численном перевесе монголы стремились использовать фактор внезапности. Надо думать, за спиной у меркитов были большие силы из людей, настроенных к монголам дурно, и монголы это знали. :rolleyes: Видимо, меркиты были не монголы или тюрки, а тогда остается только самодийская группа, к коей их и следует причислить.

И ведь вот что любопытно: огромная армия, равная тем, с которыми Чормагун завоевал Иран, а Батый прошел насквозь через Русь, была приведена в действие не для покорения меркитов, а, согласно официальной версии, для возвращения трех пленных женщин. Хотя Джамуха и заявляет, что "налетим и в прах сокрушим... весь народ до конца истребим", но это похвальба. Ниже мы увидим, что никто из четырех воевод к достижению этой цели не стремится. Наоборот, к походу готовились чрезвычайно тщательно, но крайне быстро, чтобы сохранить преимущество внезапности.

А меркиты почему-то контрудара не ждали. Трудно объяснить это легкомыслие их вождей, потому что впоследствии Тохта-Беги и Даир-Усун проявили себя как незаурядные полководцы. Они рассредоточились, очевидно не предполагая, что Тэмуджин сможет поднять против них своих соплеменников. Это их погубило.

Монголо-кераитская армия выступила из урочища Бото-гон-Борчжи (с верховий Онона), когда полынь пожелтела, рыбаки приступили к осеннему лову, а охотники - к промыслу соболя. Быстро добравшись до реки Хилок, монголы были вынуждены переправляться не вплавь, что было бы скорее, а на плотах, чтобы промокшие люди не застыли на ветру. Здесь они потеряли темп наступления, а меркитские рыбаки и охотники, завидев подходившего к реке врага, бросили свои занятия и поскакали, чтобы предупредить своих соплеменников. Благодаря этому Тохта-Беги и Даир-Усун, а также весь меркитский улус в панике бежали вниз по долине Селенги. Счастливым удалось спастись в "Баргуджин", т.е. за Байкал.

Отставшим пришлось плохо. Монголы настигли убегавших меркитов в лесистых низовьях Селенги ночью. Кераиты и монголы "гнали, губили и забирали в плен беглецов". Исключение составил сам Тэмуджин. Он обогнал толпу бегущих и громко кричал: "Бортэ, Бортэ!" Она услышала его крик, соскочила с телеги вместе со старухой Хоахчин, и обе женщины ухватились за поводья Тэмуджинова коня. Тут Тэмуджин послал нухуров к Тогрулу и Джамухе с просьбой прекратить преследование. Это спасло многих меркитов. Видя, что резня прекращена, они тут же расположились на ночлег.

Меркитам в ту ночь угрожали не только монгольские сабли. Осенняя тайга сулила старикам и детям смерть от утомления и холода (развести костер и обогреться, чтобы не выдать себя врагу, нельзя). Поэтому прекращение преследования было равносильно помилованию: те, кто мог и хотел бежать, получили эту возможность. Среди последних был богатырь Чильгир, которому отдали плененную Бортэ в наложницы. Его не преследовали. Как ни странно, от монголов бежала мать Бельгутея - Сочихэл. Она не пожелала даже увидеть сына, который нашел ее дом. Когда Бельгутей открыл правую дверь, его мать, накинув рваный тулуп, вышла в левую, только чтобы не видеть сына. Разъяренный Бельгутей стал стрелять в сдавшихся меркитов и перебил тех, что сделали набег на гору Бурхан. После того как его уняли, родственниц убитых разделили победители: миловидных - в наложницы, прочих - в домашнюю прислугу.

А потом, как некогда ахейские цари ушли от развалин Трои, монгольские вожди разошлись по домам. О территориальных приобретениях не было и речи.

Испытание, посланное Тэмуджину судьбой, не окончилось с возвращением любимой жены. Бортэ вернулась беременной и вскоре родила сына - Джучи. Тэмуджин признал его своим сыном и заявил, что Бортэ попала в плен уже беременной. Но сомнения грызли и отца,и сына. В семье и ставке роились сплетни, которые преследовали Джучи до самой смерти. Даже родной брат Джагатай в присутствии отца назвал царевича "наследником меркитского плена", чем вынудил того отказаться от претензий на наследие престола в пользу младшего брата, Угэдэя.

Поэтому Рашид-ад-Дин опускает пленение Бортэ и ее спасение из истории подвигов хана Чингиса, но вводит этот эпизод в биографию Бортэ, являющуюся примечанием к его книге. Делает он это крайне осторожно, употребляя оборот, с помощью которого в персидской историографии намекают на отсутствие достоверности сказанного: "Утверждают следующее", а ответственность за переданное пусть лежит на тех, кто "утверждал".

Якобы меркиты увели в плен беременную Бортэ и отдали ее кераитскому хану, а тот вернул ее вместе с новорожденным сыном Чингису. Тенденциозность версии очевидна. :P

В этих сложных обстоятельствах Тэмуджин показал то величие духа, которое затушевали и официальная,и "тайная" истории. Первая лакировала образ Тэмуджина, пока не превратила его в куклу, а вторая собирала сплетни и сдабривала ими повествование.

Вдумаемся не в слова, а в суть дела. Тэмуджин проявил великодушие, пощадив меркитов, за исключением одного из трех вождей набега, Хаатай-Дармалы, которому надели колодку и увезли судить на место преступления, т.е. на гору Бурхан. Сына признал, жену не попрекал, друзей - Тогрула и Джамуху - поблагодарил и, самое главное, не велел разыскать обидчика Чильгира и свою мачеху Сочихэл. Вопрос с последней очень сложен. Будто бы она мотивировала свое бегство от любящего сына Бельгутея тем, что ей стыдно "смотреть в глаза детям", которые "поделались ханами", а она мается с простолюдином, который только месяц прожил с ней. Ой, врет баба! Ни Бельгутей не сделался ханом, ни она не успела бы привыкнуть к похитителю за столь краткий срок. А стыдно ей действительно было потому, что без помощи кого-то из Борджигинов меркиты не смогли бы найти их ставку. Но если Сочихэл приняла миссию своего старшего сына, Бектера, то понятны и целенаправленный набег меркитов, и ее привязанность к новому мужу, и бегство в тайгу, потому что она боялась - не раскрыта ли ее предательская роль? Но честный и искренний Бельгутей не подозревал свою мать, поэтому он был в отчаянии, потеряв ее.

А теперь поставим вопрос иначе: что думали меркитские вожди, бросая 300 всадников в набег на целый народ? Как могли они не ждать контрудара? А ведь они не приняли никаких мер предосторожности. Простительно ли такое легкомыслие?

Но прошли годы, и число пассионариев в популяции возросло - соответственно изменился и характер этноса. Равнодушие перестало быть нормой поведения. Более того, оно стало презренным. За обиду одной монголки 40 тыс. воинов сели на коней, и уговаривать их было не нужно. Могли ли предвидеть это меркиты? Конечно, нет! Ведь сами они жили северо-западнее ареала пассионарного толчка, и у них молодое поколение воспроизводило стереотип поведения старого. Меркиты были храбры, выносливы, метко стреляли из луков, были верны старейшинам, но этого мало для того, чтобы успешно сражаться с противником, способным на то же самое плюс сверхнапряжение.

На мой взгляд слишком много у Гумилева домыслов, слишком много он позволял себе "домысливать". В том числе и про Бектера с его матерью - непонятно как они "стучали" - бегали в степь и в условном месте оставляли записки что-ли или навели меркитов сигнальными кострами? Кроме того, считаю домыслом его версию о тангутском плене Чингис Кагана, то, что Чингис Каган признал Чжучи (это, думаю теперь одному Богу известно признал он его или нет как и то попрекал он Борте-хатун или нет)И, вообще мало доверия автору ССМ и самому ССМ, в частности про Мухали сказано, что его нарекли Го-Ваном на курултае 1206 года, еще какие-то несоответствия с РАДом есть не помню сейчас.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Рахмет за информацию,

Теперь буду знать, что предки Абак-Кереев приняли к себе часть Меркитов.

Nurlan5

Далеко не факт, что потомки Меркита среди абак-кереев это те меркиты которые были врагами Чингиз-хана.

Вполне возможно они потомки человека по имени Меркит, который был абак-кереем.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Возможно Имя человека- Меркит послужило веткой нового подразделения рода Абак-Кереев,

Однако это можно проверить по числу колен. Обычная практика казахских тайпов принять разбитых в сражениях

соперников в свой тайп, при этом предварительно раздробив их на отдельные семьи и обезоружив.

Подобным дроблением во многие казахские рода попали осколки Саков, Уйсеней или Массагетов.

Nurlan5

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Возможно Имя человека- Меркит послужило веткой нового подразделения рода Абак-Кереев,

Однако это можно проверить по числу колен. Обычная практика казахских тайпов принять разбитых в сражениях

соперников в свой тайп, при этом предварительно раздробив их на отдельные семьи и обезоружив.

Подобным дроблением во многие казахские рода попали осколки Саков, Уйсеней или Массагетов.

Nurlan5

а вот это получится вряд ли... потому, как считается, что Меркiт - приёмный (не родной... именно так оговорено в абак-керейском шежире) сын Байталака - а это "колен" 30... если есть интерес - "маякните" мне в ЛС... у меня есть схемка абак-кереев с моего же шежире (не поленился, сделал в "Экселе")

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

БiрАтану,

Спасибо за предлжение разобраться с Меркитам из Абак-Кереев, но мне это не интересно. Хотя то что Вы посчитали колена это уже считается исследованием!

Но вот что интересно на мой взгляд Почему знаменитые Чингизиды Крыма и Казахов носили имя Герей или Керей?

Я имею ввиду Керей-Хана и Джанибека. Почему у русских полно фамилий Киреевых? Получется Кереи в средневековье были не "разборчивы" в связях и столько на плодили, или имя Керей было очень популярно?

С Уважением,

Nurlan5

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

БiрАтану,

Спасибо за предлжение разобраться с Меркитам из Абак-Кереев, но мне это не интересно. Хотя то что Вы посчитали колена это уже считается исследованием!

Но вот что интересно на мой взгляд Почему знаменитые Чингизиды Крыма и Казахов носили имя Герей или Керей?

Я имею ввиду Керей-Хана и Джанибека. Почему у русских полно фамилий Киреевых? Получется Кереи в средневековье были не "разборчивы" в связях и столько на плодили, или имя Керей было очень популярно?

С Уважением,

Nurlan5

1. пока единственный меркит из абак-кереев сдал ДНК-тест ... и ... не совпал с остальными кереями...

2. а фамилии (вернее имена - ни о чём не говорят)... в моём роду (керей) встречаются имена Аргын, Найман... это же совершенно не значит, что эти люди не кереи... просто отцы решили дать такие имена детям (из-за уважения... или напротив, как "Сасыкбай" или "Итемген"... "чтоб не умер"...)... так же и Орыс, и Узбек, и Татар, и Калмак... согласитесь, не самые редкие имена среди современных (вернее "чуть раньше") казахов...

а по крымчанам - может действительно "из-за уважения"... потому как род "керей-гирей" (+ещё и "ачамайлы" и "абакты") встречается не только среди казахов, но и среди ногайцев, крымских татар, кумыков... вот и делайте выводы...

3. из керейской "выборки" не совпали с С3 несколко образцов (5-6 волосков, трудного ничего нет) - 1 меркит (из абак-керей, что по керейской легенде не удивительно), 1 бике-мадияр (я такого ру из кереев не знаю, "прошерстил" все известные мне шежире, но не нашёл... если кто поможет по "бике-кереям" - буду искренне признателен) и... один из ашамайлы-кереев (который в итоге оказался атыгай-аргыном... не то, чтобы меня обманул... но он сам себя искренне считает кереем, хотя его прадед был усыновлён "от аргынов"...)...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1. пока единственный меркит из абак-кереев сдал ДНК-тест ... и ... не совпал с остальными кереями...

2. а фамилии (вернее имена - ни о чём не говорят)... в моём роду (керей) встречаются имена Аргын, Найман... это же совершенно не значит, что эти люди не кереи... просто отцы решили дать такие имена детям (из-за уважения... или напротив, как "Сасыкбай" или "Итемген"... "чтоб не умер"...)... так же и Орыс, и Узбек, и Татар, и Калмак... согласитесь, не самые редкие имена среди современных (вернее "чуть раньше") казахов...

а по крымчанам - может действительно "из-за уважения"... потому как род "керей-гирей" (+ещё и "ачамайлы" и "абакты") встречается не только среди казахов, но и среди ногайцев, крымских татар, кумыков... вот и делайте выводы...

3. из керейской "выборки" не совпали с С3 несколко образцов (5-6 волосков, трудного ничего нет) - 1 меркит (из абак-керей, что по керейской легенде не удивительно), 1 бике-мадияр (я такого ру из кереев не знаю, "прошерстил" все известные мне шежире, но не нашёл... если кто поможет по "бике-кереям" - буду искренне признателен) и... один из ашамайлы-кереев (который в итоге оказался атыгай-аргыном... не то, чтобы меня обманул... но он сам себя искренне считает кереем, хотя его прадед был усыновлён "от аргынов"...)...

Мои молодые друзья попросили прояснить ситуацию относительно керейского рода Бике-Мадияр.

Род Бике-Мадияр происходит от двух братьев Шакира и Бакира (18 век), достаточно известных, так как еще в 60-х годах прошлого века об этом говорили старики. Общий родственник - Акмырза. Вообще, неправильно будет называть этот род двойным именем, просто еще были близки родственные связи, как двоюродных братьев и сестер. Мои предки из рода Бике, названный так, поскольку родом управляла женщина, достаточно властная и умная (дочь хана Касыма, сына Аблай хана по некоторым рассказам). Потомок (сын или внук) Бакира по имени Мадияр, по преданиям, однажды пропал, его долго искали и решили, что он заблудился в степи и погиб. Через некоторое время возле юрты в ауле Шакира был кем-то увиден верблюд Мадияра. Так его и нашли.Выяснилось, что он покинул свой аул и жил с полюбившейся ему женщиной. Там он и остался, а уже его потомков стали называть родом Мадияр. Одним из потомков Мадияра является известный в Северном Казахстане Нияз-сере*, одного из его правнуков я видел в детстве. Он и мой отец случайно в гостях познакомились и выяснили, что у них общие предки (Шакир и Бакир), поэтому я более или менее подробно знаю историю рода. Это было в конце 60-х годов прошлого века. В свое время я интересовался историей рода Керей, поэтому записывал все, что слышал. Много информации я получил от своего отца. В начале 60-х годов мы часто выезжали в одно село Северного Казахстана к родственникам, где жил один аксакал, ослепший по каким-то причинам. Когда он был зрячий, он записывал шежире Курсары, в т.ч. Бике, хотя знал наизусть предков до 40 колена, записи ему передал его дед. Каждый раз отец переписывал шежире (арабский шрифт), так как старик держал тетрадь всегда при себе, и она быстро приходила в негодность. Аксакал требовал дополнять шежире о всех новых появившихся (родившихся) членов рода. Поэтому отец запомнил какую-то часть шежире, которая представляла собой не просто перечисление имен, а и различные истории и события.

В силу ряда обстоятельств, род Бике официально практически не упоминается. Единственное упоминание в романе Г.Мусрепова «Улпан ее имя». В трилогии С.Муканова «Школа жизни» нет ни одного упоминания о роде Бике, хотя есть персонажи, относящиеся к этому роду. Одной из причин является то, что часть рода Бике после революции была выслана (или откочевала) в Тюменскую область, вследствие преследований со стороны властей. В первые годы власть не устраивало происхождение рода, близкого ханским семьям. Затем, в период жесткой критики движения хана Кенесары, свою роль сыгоало участие рода в этом движении. Необходимо также отметить, что в составе рода находились потомки джунгарского хунтайши Галдана-Церена от его дочери Хочече. Род Бике подразделение рода Курсары, проживает в основном в Жамбылском (Пресновском) районе СКО, часть в Тюменской области и нынешней Акмолинской области. Незначительная часть проживает в Костанайской области. Общая численность, по моему мнению, вряд ли превышает 50 000 человек.

* по странным обстоятельствам имя Нияз-сере упоминается в алфавитном указателе энциклопедии «Северо-Казахстанская область», но статья о нем отсутствует.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

dscn7106.jpg

Жители селения Меркит из Восточного Туркестана, музыканты - очень известные исполнители доланских мукамов.

остальные фото тут

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

dscn7106.jpg

Жители селения Меркит из Восточного Туркестана, музыканты - очень известные исполнители доланских мукамов.

остальные фото тут

Уйгуры.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

dscn7106.jpg

Жители селения Меркит из Восточного Туркестана, музыканты - очень известные исполнители доланских мукамов.

остальные фото тут

Таранчы

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...