Перейти к содержанию
Timirhan

Монгольские роды в составе якутского народа

Рекомендуемые сообщения

Среди народа саха очень много монгольских родов. Остальные якутские роды и они сами признают то что они монголы.

хатыгын

югюлээт

хоро

баатылы

боотулу

ногой

тумат

чорду

бэти

куулээт

бахсы

чакы

чэрэндэй

игидэй

алтан

арагат

ёльтёк

найаахы

кыргыдай

байды

Кедеhю или как говорят старые люди ГедеhY - род моей матери

Есть ли аналогии в монголии?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В ходе дальнейшего изучения истории материнского рода, я все больше удивляюсь запутанности этногенеза народа саха. Род Көдөhү (Кёдёсю) входит в родовое объединение Атамай входящее в племенное объединение Нам.

Согласно родовой легенде первопредок рода был с большим животом, поэтому его отец Ала Атамай назвал его Көдөhү, в старомонгольском языке слово Гөдөсү означающее живот, а в современном монгольском живот Гэдэс.

Кедюсинский наслег занимал часть территорий Намского, Горного районов и г. Якутска. На данной территории протекает река Кэнкэмэ, топоним с монгольского Хэнхэмэ переводится как промоина или большой ручей. Названия многих аласов имеют окончания -дай,-дэй,-дой что свойственно для монгольского языка, к примеру следующие названия: Эрэдэй, Амыдай, Оhуодай, Чабыдай, Хородой и т.д.

Есть и архаические диалектизмы в словарном запасе кедюсинского рода: нохой - пёс (в совр.монг. собака), мёрё - рабочая лошадь (в совр.монг. морин-скаковая лошадь), байардаах - радость, радостный человек (в совр.монг. счастье) и очень много других слов.

В составе рода Көдөhү есть подрод Онходой а5а ууhа.

Племенное обьединенин Нам включает следующие роды: Салбан, Арбын, Кобокон, Нам, Бётун, Кедесю, Юёдэй, Атамай, Модун Модут, Быдьа5адьы, Хатырык, Одуну и д.р.

Есть интересное предание что название Намского улуса произошло от человека по имени Нам обладавшего тихим и спокойным нравом. А в монгольских языках Нам означает тихий и спокойный.

Очень интересно. Получается я потомок монголов принявших участие в этногенезе народа Саха :))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В ходе дальнейшего изучения истории материнского рода, я все больше удивляюсь запутанности этногенеза народа саха. Род Көдөhү (Кёдёсю) входит в родовое объединение Атамай входящее в племенное объединение Нам.

Согласно родовой легенде первопредок рода был с большим животом, поэтому его отец Ала Атамай назвал его Көдөhү, в старомонгольском языке слово Гөдөсү означающее живот, а в современном монгольском живот Гэдэс.

Кедюсинский наслег занимал часть территорий Намского, Горного районов и г. Якутска. На данной территории протекает река Кэнкэмэ, топоним с монгольского Хэнхэмэ переводится как промоина или большой ручей. Названия многих аласов имеют окончания -дай,-дэй,-дой что свойственно для монгольского языка, к примеру следующие названия: Эрэдэй, Амыдай, Оhуодай, Чабыдай, Хородой и т.д.

Есть и архаические диалектизмы в словарном запасе кедюсинского рода: нохой - пёс (в совр.монг. собака), мёрё - рабочая лошадь (в совр.монг. морин-скаковая лошадь), байардаах - радость, радостный человек (в совр.монг. счастье) и очень много других слов.

В составе рода Көдөhү есть подрод Онходой а5а ууhа.

Племенное обьединенин Нам включает следующие роды: Салбан, Арбын, Кобокон, Нам, Бётун, Кедесю, Юёдэй, Атамай, Модун Модут, Быдьа5адьы, Хатырык, Одуну и д.р.

Есть интересное предание что название Намского улуса произошло от человека по имени Нам обладавшего тихим и спокойным нравом. А в монгольских языках Нам означает тихий и спокойный.

Очень интересно. Получается я потомок монголов принявших участие в этногенезе народа Саха :))

Вы потомок хори туматов. Смотрите тему - саха якут.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В ходе дальнейшего изучения истории материнского рода, я все больше удивляюсь запутанности этногенеза народа саха. Род Көдөhү (Кёдёсю)(переводится с бурятского живущие в степи (кудо - степь, сю,hу - жить, проживать)входит в родовое объединение Атамай входящее в племенное объединение Нам(хоршо устроенные, проживающие)

Согласно родовой легенде первопредок рода был с большим животом, поэтому его отец Ала Атамай назвал его Көдөhү, в старомонгольском языке слово Гөдөсү(звучит гедэhэн)( гэдэсу не соответствует кёдёсу) означающее живот, а в современном монгольском живот Гэдэс. 

Кедюсинский наслег занимал часть территорий Намского, Горного районов и г. Якутска. На данной территории протекает река Кэнкэмэ, топоним с монгольского Хэнхэмэ (звучит ХЭНХЭРМЭ) переводится как промоина или большой ручей. Названия многих аласов имеют окончания -дай,-дэй,-дой что свойственно для монгольского языка, к примеру следующие названия: Эрэдэй(переводится пестрый), Амыдай (переводится перехваченный), Оhуодай (переводится подмоченный), Чабыдай (переводится замазанный), Хородой (переводится сокращеные, уменшеные, ) и т.д. 

Есть и архаические диалектизмы в словарном запасе кедюсинского рода: нохой - пёс (в совр.монг. собака), мёрё - рабочая лошадь (в совр.монг. морин-скаковая лошадь), байардаах - радость, радостный человек (в совр.монг. счастье) и очень много других слов. 

В составе рода Көдөhү есть подрод Онходой а5а ууhа. 

Племенное обьединенин Нам включает следующие роды: Салбан(перводится распространились), Арбын(переводится десять), Кобокон(русловые, коренные), Нам (твердо, хорошо живущие), Бётун (цельные), Кедесю(живущие в степи), Юёдэй (девятисоставные), Атамай, Модун Модут(лесные), Быдьа5адьы, Хатырык(скачущие), Одуну (звездные)и д.р.

Есть интересное предание что название Намского улуса произошло от человека по имени Нам обладавшего тихим и спокойным нравом. А в монгольских языках Нам означает тихий и спокойный.

Очень интересно. Получается я потомок монголов (бурятов)принявших участие в этногенезе народа Саха

 

 

 

 

Мне придется Вас огорчить , напомнить что Вы потомок Хори ТУматов (бурятов), Переводы на бурятский конкретно об этом говорят.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

В ходе дальнейшего изучения истории материнского рода, я все больше удивляюсь запутанности этногенеза народа саха. Род Көдөhү (Кёдёсю)(переводится с бурятского живущие в степи (кудо - степь, сю,hу - жить, проживать)входит в родовое объединение Атамай входящее в племенное объединение Нам(хоршо устроенные, проживающие)

Согласно родовой легенде первопредок рода был с большим животом, поэтому его отец Ала Атамай назвал его Көдөhү, в старомонгольском языке слово Гөдөсү(звучит гедэhэн)( гэдэсу не соответствует кёдёсу) означающее живот, а в современном монгольском живот Гэдэс. 

Кедюсинский наслег занимал часть территорий Намского, Горного районов и г. Якутска. На данной территории протекает река Кэнкэмэ, топоним с монгольского Хэнхэмэ (звучит ХЭНХЭРМЭ) переводится как промоина или большой ручей. Названия многих аласов имеют окончания -дай,-дэй,-дой что свойственно для монгольского языка, к примеру следующие названия: Эрэдэй(переводится пестрый), Амыдай (переводится перехваченный), Оhуодай (переводится подмоченный), Чабыдай (переводится замазанный), Хородой (переводится сокращеные, уменшеные, ) и т.д. 

Есть и архаические диалектизмы в словарном запасе кедюсинского рода: нохой - пёс (в совр.монг. собака), мёрё - рабочая лошадь (в совр.монг. морин-скаковая лошадь), байардаах - радость, радостный человек (в совр.монг. счастье) и очень много других слов. 

В составе рода Көдөhү есть подрод Онходой а5а ууhа. 

Племенное обьединенин Нам включает следующие роды: Салбан(перводится распространились), Арбын(переводится десять), Кобокон(русловые, коренные), Нам (твердо, хорошо живущие), Бётун (цельные), Кедесю(живущие в степи), Юёдэй (девятисоставные), Атамай, Модун Модут(лесные), Быдьа5адьы, Хатырык(скачущие), Одуну (звездные)и д.р.

Есть интересное предание что название Намского улуса произошло от человека по имени Нам обладавшего тихим и спокойным нравом. А в монгольских языках Нам означает тихий и спокойный.

Очень интересно. Получается я потомок монголов (бурятов)принявших участие в этногенезе народа Саха

 

 

 

 

Мне придется Вас огорчить , напомнить что Вы потомок Хори ТУматов (бурятов), Переводы на бурятский конкретно об этом говорят.

Что уже буряты не входят в состав монголов?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В ходе дальнейшего изучения истории материнского рода, я все больше удивляюсь запутанности этногенеза народа саха. Род Көдөhү (Кёдёсю)(переводится с бурятского живущие в степи (кудо - степь, сю,hу - жить, проживать)входит в родовое объединение Атамай входящее в племенное объединение Нам(хоршо устроенные, проживающие)

Согласно родовой легенде первопредок рода был с большим животом, поэтому его отец Ала Атамай назвал его Көдөhү, в старомонгольском языке слово Гөдөсү(звучит гедэhэн)( гэдэсу не соответствует кёдёсу) означающее живот, а в современном монгольском живот Гэдэс. 

Кедюсинский наслег занимал часть территорий Намского, Горного районов и г. Якутска. На данной территории протекает река Кэнкэмэ, топоним с монгольского Хэнхэмэ (звучит ХЭНХЭРМЭ) переводится как промоина или большой ручей. Названия многих аласов имеют окончания -дай,-дэй,-дой что свойственно для монгольского языка, к примеру следующие названия: Эрэдэй(переводится пестрый), Амыдай (переводится перехваченный), Оhуодай (переводится подмоченный), Чабыдай (переводится замазанный), Хородой (переводится сокращеные, уменшеные, ) и т.д. 

Есть и архаические диалектизмы в словарном запасе кедюсинского рода: нохой - пёс (в совр.монг. собака), мёрё - рабочая лошадь (в совр.монг. морин-скаковая лошадь), байардаах - радость, радостный человек (в совр.монг. счастье) и очень много других слов. 

В составе рода Көдөhү есть подрод Онходой а5а ууhа. 

Племенное обьединенин Нам включает следующие роды: Салбан(перводится распространились), Арбын(переводится десять), Кобокон(русловые, коренные), Нам (твердо, хорошо живущие), Бётун (цельные), Кедесю(живущие в степи), Юёдэй (девятисоставные), Атамай, Модун Модут(лесные), Быдьа5адьы, Хатырык(скачущие), Одуну (звездные)и д.р.

Есть интересное предание что название Намского улуса произошло от человека по имени Нам обладавшего тихим и спокойным нравом. А в монгольских языках Нам означает тихий и спокойный.

Очень интересно. Получается я потомок монголов (бурятов)принявших участие в этногенезе народа Саха

 

 

 

 

Мне придется Вас огорчить , напомнить что Вы потомок Хори ТУматов (бурятов), Переводы на бурятский конкретно об этом говорят.

Что уже буряты не входят в состав монголов?

А нам достаточно того что мы себя считаем бурят -монголами. Со своей длиной но не всегда гладкой историей. Чтобы назваться лебедем не всегда обязательно сидеть в одном водоеме. У лебедя есть историческая связь как с соколом так и с беркутами. К сожалению сокол не помнит родства а беркут высокомерен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...