Гость samansur

Афганские кыргызы

Рекомендованные сообщения

Гость samansur

Отунчу Ники

Афганские киргизы

Некоторые исторические сведения о киргизах Афганского Бадахшана

Киргизы скорее всего закрепились на Памире в 17-18 вв, куда попали в связи с нашествием калмаков. Киргизы Афганистана упоминаются в отчете лейтенанта Джона Вуда (John Wood), представителя Ост-Индийской Компании (1836-1838), бывшего при миссии сэра Александра Бёрнса ко двору Амир Дост Мухаммед-хана в Кабуле. Вуд вместе с другим офицером миссии доктором Б. П. Лордом был послан к узбекскому правителю северного Афганистана Мурад-беку. С разрешения Мурад-бека Вуд отправился к Амударье и в Талукане (нынешний центр провинции Тахар) увидел двух плененных киргизов с Памира. Вот как он описывает их:

Несмотря на то, что черты их были китайскими, цвет их лица был светлым и даже розовым. Одна – симпатичная молодая женщина, с грудным ребенком, горько плакала, описывая обстоятельства своего пленения. Другая, более старшая, не показывала горечь потери своей свободы так сильно.[1]

Рабство в этих краях было обычным явлением. Вуд упоминает о войне 1823 г. Мурад-бек против Бадахшанских правителей, в результате которой Бадахшан был подчинен. В Вахане Вуд останавливается в Хандуде (в настоящее время административный центр Вахана), при этом важно его сообщение о стоянке киргизов недалеко от Хандуда на восток.

Орда состоит из 100 семей и обладает около 2000 яками, 4000 овец и 1000 верблюдов; не уродливые верблюды Аравии, а вид известный как Бактрийским... Это был первый год их проживания в Вахане и лишь просьба киргизов сделала данный район их зимником. Они испросили этого у узбеков Кундуза, с которыми они претендуют на кровное родство.[2]

По словам Шахрани, это первое кочевье киргизов в верхней Амударьи среди ваханцев, могло быть и последним, так как эти киргизы, скорее всего были насельниками плато Большого Памира.[3] Ставка правителя Вахана Мухаммед Рахим-хана находилась в Кала-и Панжа. Вуд отмечает, что ваханцы являются шиитами (исмаилитами), резиденция главы которых Ага-хана находитсяв Бомбее.

В результате неудачной войны с Афганистаном (ноябрь 1838-1842) англичане ищут альтернативные пути в Кашгарию. Один из исследователей Т. Г. Монтгомери, привлекает к мероприятию местных. В 1868 посылает некоего Мирзу, который под видом индийского торговца пройдя через Кабул, Бадахшан, Вахан, долину реки Сархад достиг Таш-Кургана в Восточном Туркестане.[4]

Мирза также как и Вуд отмечает, что рабство является довольно распространенным явлением в «в царстве беззакония» между Кабулом и Ваханом. Он отмечает, что миры (правители) Бадахшана имеют тесные отношения с мирами Хунзы и Читрала, которые якобы платать дань первым.

В январе 1869 г. Мирза собирает караван из лошадей и проходит из Файзабада в Вахан. Многие купцы предпочитали вести свои караваны в Восточный Туркестан зимой по двум главным причинам. Первая – р. Сархад замерзает зимою и позволяет перевозить по льду грузы. Вторая причина – зимой киргизы со своими стадами опускаются на более низкие земли, где находятся их зимники, что уменьшает вероятность грабежа караванов со стороны киргизов. Он отмечает, что: «Киргизские орды выглядят многочисленными и до сих пор придерживаются кочевого образа жизни... Мужчины временами служат кашгарским, кокандским или бадахшанским правителям, но они не склонны подчиняться строгой дисциплине и меняют стороны буз малейшего колебания. У киргизов есть много стад лошадей, верблюдов и овец».[5]

Хотя Мирза показал киргизов и их южных соседей кунджутцы как разбойников, которые грабят караваны, он отмечает, что для кунджутцев это было основным занятием. Он также докладывает о том, что кунджутцы добились некоторого преобладания, с тех пор как они сделали набег на киргизские кочевья у Бузаи Гумбеза и убили многих.

Прибыв в Таш-Курган он встретил киргизских солдат Якуб-бека (Аталык-гази).[6] Бывшего правителя Таш-Кургана Алиф-бека, Мирза встречал еще в Кала-и Пандже. Тогда Алиф-бек жаловался ему, что Аталык-гази, приказал всем жителям Таш-Кургана переселиться в Кашгару и Яркенду. Их место должны были занять киргизы. Однако мы из отчета не совсем ясно, принимали ли участие в данных событиях памирские и афганские киргизы.

Отчет Мирзы, как и другие отчеты англичан, таких как Роберт Шоу (Robert Shaw 1870 и 1871) и капитан Хайвард (Captain Hayward 1870) показывают, что киргизы были относительно независимы. Из отчета Мирзы не ясно, жили ли киргизы в Малом Памире.

Через пять лет в 1874 г. Сэр Дуглас Форсит (Sir Douglas Forsyth) отправляет «Ваханскую миссию» из Яркенда. Миссия возглавлялась капитаном Гордоном (Gordon) и капитаном Труттером (Trotter). Они докладывали, что «в былые годы оба Памира были густо населены киргизами, принадлежали ваханцам, но сейчас эти земли остаются незанятыми из-за постоянных стычек между шугнанцами (Shighnis), ваханцами и киргизами Алая, что привело к тому, что страна совершенно небезопастна»[7].

Из этого сообщения мы видим, что возможно пастбища Памира использовались киргизскими племенами Алая, что и показывает родоплеменной состав киргизов Афганистана. Однако по данным француской экпедиции Габриеля Бунвало (Gabriel Bonvalot), прошедшей из Русского Туркестана в Индию через Афганский Памир и Гиндкуш в 1886-1887 гг., киргизы возвращаются в Ваханский корридор. В апреле 1887 г. они попытались пройти к Кунджуту через перевал Таш Купрук, однако им пришлост вернуться к Сархаду и оттуда они через перевал Брогил (Broghil или Барогиль) достигли Читрала и Британской Индии. Французы нашли небольшие группы, зимовавшие в том году на Малом Памире, держась на дистанции от китайцев, которые после смерти Якуб-бека в 1877 г. вновь захватили Восточный Туркестан. Французы указывают на упадок экономики кочевников, так как киргизы потеряли множество голов скота в результате сильных холодов и снега. Они говорили французам, что они не собираются больше проводить здесь зимы из-за сурового климата.[8]

Посетивший Памир в 1890 г. британский исследователь Фрэнсис Янгхазбэнд (Francis Younghusband) обнаружил небольшое количество киргизских кочевий на Памире и отметил, что несмотря на суровость климата здесь круглогодично проживают киргизы и некоторые беженцы из Вахана. В Акташе, самой восточной точке Малого Памира, он нашел «три или четыре юрты и бека или предводителя который был назначен китайцами. Как бы то ни было он не препятствовал нашему путешествию через Памир, который считался тогда китайской территорией».[9]

Между тем сентябре 1881 г. правитель Афганистана Абдуррахман-хан, завершая объединение Афганистана под своей властью, предпринял наступление на Герат. Он разбил войска Аюб-хана, эмигрировавшего затем в Иран, и присоединил Гератский оазис к остальной части страны. Снова афганские земли, хотя и в урезанном виде, были сплочены в единое государство. Период правления эмира Абдуррахман-хана (1880–1901 гг.) был временем укрепления центральной власти и настойчивой борьбы эмира против мятежных феодалов и проявлявшихся с их стороны сепаратистских тенденций.

В 1883 г. Абдуррахман-хан двинул свои войска против небольших припамирских княжеств: Рушана, Шугнана и Вахана. Эти княжества некогда подчинялись Кокандскому ханству, вошедшему в 1875–1876 гг. в состав владений России в Средней Азии, и были расположены (в большей своей части) на правом берегу Аму-Дарьи. Россия со своей стороны посылает на Памир корпус полковника Ионова.

В 1893 г. британское правительство направило в Кабул для переговоров с Абдуррахман-ханом специальную миссию, во главе которой был поставлен секретарь вице-короля Индии по иностранным делам Мортимер Дюранд. Именно при его посредничестве было южная часть Вахана вошла в состав Афганистана и стала буфером или прокладкой между русскими и английскими владениями. Эти земли стали называться Ваханским языком или ваханским корридором.[10]

Англо-русская коммиссия по демаркации и неофициальные представители Афганского правительства встретились в июле 1895 г. на озере Зор-Куль в Большом Памире, и таким образом, делимитация границ между Россией, Ьританской Индией и Китаем была завершена. Хотя Китай и не присутствовал на этой встрече, цинское правительство не имело никаких возражений. Афганско-китайская граница окончательно была демаркирована летом 1964 г.

Период буферной зоны и киргизы.

Интересное сообщение находим у неутомимого исследователя Центральной Азии сэра Ауреля Стейна (Sir Aurel Stein). Во время второй своей экспедиции в Восточный Туркестан, Стейн, с разрешения Афганского правительства, посетил бассейн реки Сархад, пройдя из Читрала, через перевал Барогиль. Стейн отмечает, что по словам киргизского предводителя Мухаммеда Исы, после Памирской пограничной коммиссии 1895 г., более сотни семей перешли из русских земель в Афганский Памир и пасут здест свой скот. Официальные годовые сборы, которые они платят управляющему Ваханом, составляют одну овцу с десяти.[11]

Шахрани считает, что некоторая группы киргизов, могли переселиться на Памир после Андижанского восстания 1898 Дукчи-ишана, однако, мы не имеем таких свидетельств.

Хаким Вахана, Мансур-хан, говорил Стейну о том, что эмир Хабибулла-хан (который вскоре провозгласил себя королем Афганистана), собирался построить караван-сараи на определенном расстоянии друг от друга по реке Амударье и Сархаду до Вахджира, чтобы оживить торговлю с Китаем. Однако данный план не был реализован.

После революции 1917 г., разгрома Кокандской автономии, когда более менее лояльные к России силы были разгромлены самими большевиками, в Центральной Азии началось басмаческое движение. Вот что рассказывал Рахманкул-хан, Назифу Шахрани о тех событиях.

Мой отец был минбаши Мургаба в течении 14 лет во времена правления Николая [Второго]. Когда коммунисты стали брать верх, мне был всего год, и мой отец вместе со своими родичами и административными служащими пришел на афганскую территорию, на Малый Памир. В то время восстание беков (Beklardin Qozghaleshi) уже охватило многие части Туркестана... До прихода моего отца на этот Памир, здесь насчитывалось около 50 юрт. С моим отцом сюда пришло около 250 юрт, многие из них затем вернулись в Советский Союз или ушли в китайский Памир.[12]

Афганские киргизы принадлежат к четырем киргизским племенам среднего отдела "ичкилик": Тейит (главенствующая группа - к ней и принадлежал Рахманкул-хан), Кесек, Кыпчак и Найман. Согласно данным Реми Дора Класа Науманна родоплеменное соотношение семей афганских киргизов на начало семидесятых годов прошлого века было следующим:[13]

Род (уруу) Большой Памир Малый Памир

Тейит 4 почти все, включая Рахманкула

Кесек Почти все 40-50

Найман 5 4

Кыпчак 2 3

Всего 80-90 300-350

Авторы книги Die Kirghisen des Afghanischen Pamir оценивают численность киргизов примерно в 2660 – 3080 человек, исходя из семи человек на одну юрту.

Вышеназванные подразделения (уруу) афганских киргизов имеют более мелкие родовые единицы (урук).

Тейит: Сары Тейит, Кара Тейит, Кочкор, Шахим, Текрен, Нооруз, Кутан, Чегитир

Кесек: Жыгым, Кызыл Айяк, Кыдыр Шах, Куралай, Маматшар, Кесек, Бостон, Чок

Найман: Мурза, Жору

Кыпчак: Чела, Мудурук, Сарт[14]

Все предки Рахманкула, кроме его деда Кожояра – Жапаркул-ажы, Касымбек, Атамбек, Авалбек были мин-баши.

Авалбек

Атамбек

Касымбек (умер в 90 лет)

Ажы Кожояр-хан (родился в местечке Тагарма, вблизи Ташкургана (Китай), умер в 55 лет в Мекке)

Жапаркул-хан (родился вблизи Гунду-бая, умер в 81 год на Малом Памире между 1947 и 1952 гг.)

От Жапаркула было два сына – Мухаммед Кабыл и Рахманкул[15]

В 1921 г. генерал Мохаммед Надир-хан, в качестве министра обороны в правительстве эмира Амануллы-хана, посетил Вахан и Малый Памир. Сопровождавший его секретарь, Бурхануддин-хан Кушкаки, отмечал в официальном отчете поездки, что население Афганского Памира составляет 2000 человек, и около 100 семей живет на Малом Памире и около 30 семей живет на Большом Памире. Хан уверен в своей оценке численности киргизов и в своем отчете он отмечает, что деревянные остовы для юрт они покупают в Кашгаре [в Кашгарии?]. 60 семей из 100 довольно таки зажиточные и только 40 семей считаются бедными чабанами и слугами. Отец Рахманкула упоминается как грамотный, богатый и обладающий властью человек, у которого по сообщениям имеется более дюжины английских, германских и русских винтовок.[16] Рахманкул-хан сообщил Шахрани, что генерал Надир-хан неофициально возложил ответственность за охрану границы на его отца.[17]

В самом начале советского власти, киргизам Афганистана было позволено зимовать на территории Союза и оставаться там в течении 4 месяцев. Но афганские киргизы были вынуждены платить «сборы» за пользование пастбищами – одно животное за десять подобного вида. Некоторые таджики Сарыколя, которые приходили из Восточного Туркестана на территорию СССР для зимовки, также облагались подобными сборами. Афганские киргизы не использовали территорию китайского Памира, так как дорога туда была более трудной и эти земли были более заселенными нежели советский Памир.

В начале тридцатых годов советское правительство закрывает доступ афганских киргизов на территорию СССР. В результате, киргизы теряют свои былые привилегии, лишившись большей части своих пастбищ и зимних стоянок на территории СССР. Кроме этого, со стороны СССР было предпринято несколько рейдов против афганских киргизов. Один из старых ажы,[18] подробно описал один из подобных рейдов.

Русские солдаты совершили набег на кыштоо (зимнюю стоянку) отца Рахманкул-хана на Гонжу-Байе [местность в районе Ак-Таша, недалеко от афганско-советской границы]. Советы взяли много вещей, включая несколько важных документов, среди которых была санжыра (генеалогическое древо). Солдаты схватили Рахманкула, его старшего брата и еще одного их важного родственника и отправили их в Мургаб пленниками. Хан был освобожден через 6 месяцев и вернулся к себе, но его старший брат и другой арестованный тогда были отвезены в Сталинабад (Душанбе) и были отпущены лишь спустя год.[19]

Позже Рахманкул-хан рассказал, что солдаты намеревались схватить его отца, который действительно был против коммунизма и активно искал пути влияния среди киргизов, чтобы противостоять советскому режиму в регионе. Так как его отец знал о возможности русских рейдов, он решил пока оставаться на территории китайского Памира вместе с несколькими киргизами. Не найдя его отца, русские взяли его сыновей и другого родственника в качестве заложников, отняв при этом почти все их имущество, включая несколько винтовок. Отец Рахманкула вернулся на Малый Памир и умер спустя пять лет после этих событий. Его старший брат умер спустя несколько месяцкв после смерти отца, оставив Рахманкула в качестве главы их влиятельной семьи.

Другая крупная атака на афганских киргизов произошла осенью 1941 г. Эти рейды были направлены на оба Памира, Большой и Малый, в ходе которых было убито 40 киргизов на Большом Памире и 3 – на Малом, многие были арестованы и некоторые из них уже никогда вернуться. Подобные рейды советских солдат не афишировались и были ответом, на реальные или мнимые атаки советских пограничных постов со стороны афганских киргизов. Киргизы отрицали факты нападения на советских пограничников и считали, что «русские хотят запугать их и отнять их земли, как они отняли их прежние земли».[20]

Ужесточение контроля над границей привело к тому, что торговцы уже не могли в былой мере использовать этот участок торгового пути. Киргизы нанимались купцами проходящими в Китай и имели от этого небольшой доход. Кроме этого, киргизы получали плату за обслуживание пилигримов из Восточного Туркестана, которые направлялись или возвращались из Мекки. Торговцы-уйгуры выменивали свои товары на продукты животноводства и самих животных. Сами киргизы никогда не направлялись к рынкам Кашгара.

Последний советский рейд был осуществлен летом 1946 г., и был направлен на поимку Рахманкул. Хан, был предупрежден о приближающейся угрозе и вместе с несколькими верными людьми дал отпор небольшой группе советских солдат, заставив их покинуть афганскую территорию. Он доложил об инцинденте властям в Вахане, но не получил никакой поддержки от них. Остерегаясь за свою безопасность, хан иего родичи покидают Малый Памир и переходят в местечко Кара-Чукор, в Тагдумбаше, на территории Китая. Он и его группа жили здест некоторое время, занимаясь животноводством и выращивая некоторые сельхозкультуры. Однако приход к власти в Китае коммунистического режима заставляет Рахманкула вновь искать убежища от новой угрозы.

К этому времени, премьер-министр Афганистана шах Махмуд-хан, отправляет посланника с тем чтобы пригласить хана и его людей вернуться на их бывшие земли, обещая им защиту от внешней угрозы. Это была благоприятная новость для киргизов. Рахманкул расправляется с китайским пограничным постом, для приобретения большего количества оружия и возвращается на Малый Памир.

Рахманкул-хан вспоминает, что через 10 дней после его возвращения на Малый Памир прибывает американская чета – Франк и Джин Шоры с несколькими афганскими сопровождающими. Они шли по следам Марко Поло, однако не смогли пройти на территорию Китая и люди Рахманкула сопроводили их в Хунзу, на территории Пакистана. Вот что они рассказывают о Рахманкуле.

Два года назад... Рахманкул и его племя перешли Русский Памир. Они ограбили караван и убили всех сопровождающих его людей. Преследуемые русскими, они скрылись в китайском Туркестане и поселились вблизи пограничного поста Минтака [Мин Теке Даван находится недалеко от китайско-пакистанской границы]. Рахманкул становится большим другом маленького китайского гарнизона. Менее чем за месяц до нашей встречи, он пригласил командира и его гарнизон из восьми человек на обед в честь мусульманского праздника. Пока китайцы обедали, люди Кула [Рахманкула] вошли в юрту и хладнокровно убили их всех. Они захватили оружие, аммуницию, лошадей и обмундирование гарнизона и перейдя афганскую границу вернулись на свое прежнее место на памирском плато. [21]

Приход к власти коммунистов в Китае, привел к тому, что киргизы оказались полностью отрезаными от внешних сношений не только с севером, но и с востоком. Южная дорога в Паикстан была трудной и оставалась пригодной для путешествий только около двух летних месяцев. Таким образом, киргизы начинают свою жизнь в условиях закрытых границ. В новых условиях киргизы выживают во многом благодаря умелой внутренней в внешней политике Рахманкул-хана. Рахманкул, однако, подвергся критике со стороны другого известного зарубежного киргиза, Азамата Алтая, за то, что он давал образование только своим сыновьям, а не всему народу. Обладая огромными стадами, Рахманкул проводил так называемую систему – аманат, при которой его народ мог «занимать» некоторое количество скота у него, используя молоко, шерсть и другие продукты животноводства. Однако скот и помет от него оставались в собственности Рахманкула. Таким образом, Рахманкул обладал необходимой рабочей силой, котороая он фактически нанимал только за еду. Создав самодостаточное общество, Рахманкул выступал в нем как учитель, судья, религиозный лидер и арбитр в спорах. Иногда он посылал до 1500 голов овец на продажу в Кабул. Деньги вырученные за продажу скота шли на закупку риса, сахара, чая и посуды.

Авторы Die Kirghisen des Afghanischen Pamir условно подразделяют киргизское общество Афганского Памира на три группы или класса:

Бай (владелецы – ‘Besitzer’)

Чарбачы (животноводы – ‘Viehzüchter’)

Койчу (чабан и работники – ‘Schäfer und Arbeiter’)[22]

Рахманкул-хан вел умелую политику смог добиться признания со стороны короля Афганистана, который удостоил его титула «Пасбани Памир» - «Защитник Памира». Несмотря на то, что киргизов насчитывалось в то время по разным данным до 3000 человек, Рахманкул-хан стал представлять свой народ в Лойя-Джирге Афганистана. В связи с вторжением советских войск в Афганистан, Рахманкул-хан, опасаясь за свою судьбу и помня об атаках советских войск, решает покинуть территорию Афганистана. К нему добровольно присоединяется большая часть киргизов Малого Памира. Около 1300 киргизов, членов 280 семей присоединяется к Рахманкулу-ажы и уходит в Пакистан. Только 10 очень бедных, недовольных ханом семей, в количестве около 50 человек, решает остаться на Малом Памире. Киргизы Большого Памира остаются на своей родине. Первоначально Рахманкул-хан решает обратиться к правительству США с просьбой принять его с народом. Прибывший к ним Шахрани, советует обратиться также к Турции, как к наиболее реальному помощнику в данном деле. В марте 1982 г. Турция забирает киргизов Рахманкул-хана и поселяет их в Восточной Анатолии, большую часть населения которой составляют курды. Помимо переселенцев из Афганистана, в Турции живут и кыргызы, эммигрировавшие в Турцию в 1953 году.

Однако 50 семей присоединившись к Абдуррашид-хану, решает вернуться в свои родные кочевья, скорее всего предварительно договорившись с советскими военными. По данным Шахрани, вернувшихся с Абдуррашид-ханом было около 150 человек, которые вернулись на Памир поздней весной 1980.

Судьба вновь испытывает афганских киргизов, которых турецкое правительство поселило в Восточной Анатолии среди курдского населения. По словам Достмухаммед уулу Абдубаки, который в 2003 г. дал интервью корреспондентке газеты «Заман-Кыргызстан» Н. Максутовой, в настоящее время в районе Вана живет около 500-550 семей, что составляет около 2500 человек. До 80% составляет молодежь. Молодежь учится, но многие парни заняты в отряде самообороны. Девушки занимаются ковроткачеством и около 20-30 из них могли бы работать преподавательницами в соседних школах. Однако окружающие их поселки населяют преимущественно курды, которые видят в учителях орудие туркизации и ассимиляции со стороны Анкары. Поэтому учителя сельских школ нередко становились жертвами отрядов Курдской рабочей партии или ППК. Из них представители 17 семей (101 человек) обращались к президенту Киргизии с просьбой о переселении в нашу страну. [23]

Численность киргизов Афганистана и стратегия выживания

Как мы уже сообщали в предыдущей главе, 150 человек во главе с Абдуррашид-ханом вернулись обратно в Афганистан. Кроме этого, на Большом Памире оставались киргизы, которые не присоединились к Рахманкулу. Часть киргизов Большого Памира ранее переселилась и в настоящее время проживает в районе Зебака, к юго-западу от Ишкашима. Согласно данным А. Князева:

Небольшая группа киргизов – по словам представителя душанбинского посольства Афганистана Амрилло-хана, не более 200 семей, – живет в районе Зебака. Это тоже в афганском Бадахшане, на стыке дорог, ведущих через перевал Дора в пакистанский Шах-Селим и из Талукана в Файзабад. Население Зебака и окрестностей не очень лояльно к правительству Бурхануддина Раббани: в августе 1998 г., во время наступления талибов на севере, зебакцы подняли над селом белый флаг движения "Талибан". Подоспевшие моджахеды Ахмад Шаха Масуда успокоили страсти. Уже в 2000 г., опять-таки во время наступления талибов в северо-восточной части страны, со стороны Читрала через тот же перевал Дора талибами была предпринята попытка пройти в Зебак и с помощью местной "пятой колонны" выйти с тыла на Файзабад, ставший после падения Талукана временной столицей законного правительства. [24]

Однако, по словам Шахрани, в Зебаке живет всего лишь несколько семей киргизов, которые переселились туда более чем 100 лет назад и практически утратили свой язык, хотя и идентифицируют как киргизы.

В настоящее время реальная численность киргизов до сих пор не известна точно. Так, по словам представителя киргизов в новой Лойе Джирге Афганистана Торди Ахунд’а сейчас в Ваханском корридоре проживает около 5 500 киргизских семей.[25] Нам кажется, что киргизский представитель немного приувеличивает численность киргизов для того чтобы заставить себя уважать и получить гуманитарную помощь в большем количестве. К тому же сомнение вызывает его слова о том, что киргизы впервые участвуют в Лойе Джирге.

На пресс-конференции по поводу отправки гуманитарной помощи афганским киргизам 14 октября 2003 года, пресс-секретарь МЭиЧС, Алийма Шарипова упоминает о 235 семьях афганских киргизов.[26]

На брифинге в агенстве «Кабар», состоявшемся 2 апреля 2002 директор департамента миграционной службы при МИД Кыргызстана Толон Турганбаев говорит о том, что в Ваханском корридоре проживает около 3000 киргизов.

А. Князев также приводит данные представителей киргизского государственного агенства по демографии и миграции о том, что «официальный Бишкек готовит практические меры по переселению в Киргизию из афганского Бадахшана около двух тысяч этнических киргизов. По словам заведующего международным отделом администрации президента Киргизии Аскара Айтматова, соответствующую просьбу направили в адрес правительства Киргизии старейшины киргизской диаспоры в Афганистане. Айтматов сообщил также, что его правительство ведет переговоры с рядом международных организаций о финансовом содействии возвращению афганских киргизов на историческую родину».[27]

Однако по словам А. Шариповой «за 10 последних лет эти поселения не были исследованы ни разу. Но по имеющимся данным, люди в той местности просто на грани выживания. У них нет даже элементарного понятия о деньгах».

Таким образом, налицо несостыковка в информации приводимой различными ведоствами.

Не совсем ясно, каким образом киргизам удается выживать в подобных услових. По словам пресс-секретаря МЭиЧС, Алиймы Шариповой – «Ситуация в этих поселениях очень сложная. Семьи живут на высоте более 4,5 км. Кормятся тем, что обменивают скот на продукты питания в соседнем Пакистане. О грамоте никто и не знает».[28] Александр Князев прямо обвиняет киргизов в связях с наркомафией. Более того инициативу переселения Ваханских киргизов в район Сары-Таша он приписывает наркобаронам.

Киргизских кочевников предполагается переселить в район Сары-Таша в Киргизии. Что это означает? По мнению многих специалистов, уже в начале 90-х гг. транзит наркотиков по Памирскому тракту Ош-Хорог был взят под контроль международными криминальными группировками. Перевозка небольших партий наркотиков в условиях тяжелой социально-экономической ситуации являлась источником доходов для очень широких слоев населения как Горно-Бадахшанской АО Таджикистана, так и Ошской области Киргизии. Недовольство среди населения было использовано криминальными структурами. Одним из способов противодействия пограничникам, осуществлявшим контроль административной границы согласно указу президента Киргизии и директиве директора ФПС РФ, была дискредитация их деятельности по самым разным поводам. К примеру, ссылаясь на сотрудников МВД КР, американская "Нью-Йорк таймс" писала еще летом 1995 г. о якобы являющемся нормой попустительстве российских военнослужащих по отношению к пересекающим зону контроля автомашинам, направляющимся из Хорога в Ош. Наибольшего развития эта ситуация достигла к декабрю 1996 – январю 1997 г. Именно в то время в различные органы государственной власти КР начали поступать заявления от жителей Ошской области, из автохозяйств, осуществляющих перевозки по трассе Ош-Хорог с жалобами на якобы противоправные действия российских пограничников, в частности на участке спецкомендатуры "Сары-Таш". Заявляя о "защите прав человека", к этой кампании подключились ряд депутатов парламента, известные политики. Наибольшее раздражение, судя по обращениям и заявлениям, вызывал пограничный контроль в спецкомендатуре "Сары-Таш". Это легко объяснимо: бывшая погранзастава, реорганизованная в спецкомендатуру, находится непосредственно на трассе Ош-Хорог, которая является единственным наземным маршрутом в таджикский Бадахшан, действующим круглый год. Именно в здешние края – не менее важные с точки зрения наркодельцов, нежели нынешнее место проживания афганских киргизов, – последних и хотят переселить. Люди, уже, так сказать, проверенные в деле… [29]

Вовлечение киргизов в наркоторговлю стало настолько общепринятым мнением, что об этом даже упоминает археепископ Ташкентский и Среднеазиатский Владимир в своей известной книге «…А друзей искать на Востоке»

Разумеется, наркоиндустрия талибов нацелена не на внутренний рынок, а на масштабный экспорт. Их наркодельцы проникли даже на Малый Афганский Памир и отбирают у кочующих там кыргызов скот, оставляя взамен героин: чтобы избежать голодной смерти, скотоводы вынуждены сбывать наркотик в Ферганской долине.[30]

Однако, по словам Шахрани это вряд ли возможно, так как киргизы покупают опиум для личного потребления (они курят его употребляя трубки). Сведения А. Князева вовлечение киргизов Афганистана в террористическую деятельность и торговлю наркотиками требуют тщательной проверки. Многие верят информации А. Князева, который имеет авторитет среди специалистов по Афганистану. Однако многие данные кажутся нам сомнительными, да и в данных самого А. Князева существует ряд несостыковок. Судите сами:

Условия жизни здесь суровые. Любые товары вымениваются, нет ни поликлиники, ни школы. Деньги неизвестны. Все кочевники неграмотны. Ежегодных караванов в Кабул для продажи откормленных кочевниками овец не было уже целую вечность, и теперь они в них сильно нуждаются, ну а товары из столицы также больше не попадают сюда. Зато процветает другая торговля. Опиумные дилеры из таджикского Бадахшана приносят свой товар на пастбища Малого Памира, где меняют его на овец. Местные командиры из антиталибского движения требуют оплаты за использование дорог. Мятежники из "Талибана" финансируют свою борьбу доходами от торговли опиумом, твердят о своей неизбежной победе и обещают установить фундаменталистское исламское государство. Киргизское меньшинство в Афганистане видело, как очень многие из участников этого движения вовлекались в употребление наркотиков в течение нескольких лет. По оценкам международных экспертов, около 90% киргизских кочевников начиная с 10-12 лет употребляют опиум. [31]

«Оценка межлународных специалистов» – это сведения Германа Круцманна, который опубликовал статью об афганских киргизах в Frankfürter Rundshau. Обращает внимание тот факт, что территория населенная афганскими киргизами на картах А. Князева обозначена как перевалочный пункт на пути «исламских террористических организаций».[32] Также данная область обозначена как «район выращивания опия сырца и через нее проходит маршрут транспортировки наркотиков к границам стран СНГ».[33]

Во-первых, некоторое удивление вызывает факт выращивания опия-сырца в таком суровом районе как Малый Памир. Во-вторых, если киргизы, по словам А. Князева, выращивают опиум сами, зачем же им менять свой скот на наркотики, которые им приносят «опиумные дилеры из таджикского Бадахшана». Мы не отрицаем факт употребления киргизами Афганистана опиума, и возможно цифры приводимые Германом Круцманом верны.

Не совсем ясны настроения киргизов по поводу возвращения на историческую родину. Так, например на брифинге в агенстве «Кабар», состоявшемся 2 апреля 2002 директор департамента миграционной службы при МИД Кыргызстана Толон Турганбаев заявил, что к ним обратились 60 афганских беженцев, пожелавших вернуться на Родину.

По словам Толона Турганбаева, делегация МИД Кыргызстана планирует выезд на Большой и Малый Памир Афганистана, где проживает около 3 тыс. этнических кыргызов, чтобы непосредственно ознакомиться с проблемами своих соотечественников и "изучить их миграционные настроения". Если некоторые из них изъявят желание вернуться на свою историческую родину, то в соответствии с Указом Президента КР о поддержке афганских этнических кыргызов, они будут переселены на юг Кыргызстана. Еще в 1999 году они обратились к руководству страны с просьбой оказать действенную помощь в переселении в Кыргызстан.[35]

Киргизская сторона должна уделить большее внимание поддержке афганских и памирских киргизов. В мае 2004 году открылась дорога в Китай, через Сарыкольский хребет, которую построила турецкая фирма Etnes, выигравшая тендер на строительство в начале лета 2000 г., и приступившая к асфальтированию дороги в 2003 году.

Киргизы Памира отличаются предпреимчивостью. Так например по словам фотографа Кирилла Самурского, побывавшего недавно в Бадахшане в составе съемочной группы телекомпании NHK, 70-80 % населения восточного Памира составляют киргизы. «Киргизы Мургаба словно муравьи спозаранку заняты каким-то делом и целый день передвигаются по городу на своих мотоциклах с колясками. Таджики же до самого вечера сидят на корточках и о чем-то разговаривают, в огромных количествах поглощая семечки».[36]

Все лозунги, включая «21 век – век Бадахшана», здесь на киргизском. Все продукты привозные. Недавно, ожидая бурного развития торговли с Китаем, к Мургабу от китайской границы турки начали прокладывать безумно дорогую асфальтовую дорогу европейского качества, совершенно дико смотрящуюся средь снежных гор и безжизненной пустоши. [37]

Не ясно, также, сколько киргизов проживает в Горном Бадахшане. По переписи 1989 г., население ГБАО составляло 160 886 человек, из которых таджиков и представителей памирских народностей было 143 932 чел., киргизов - 10 756 (они компактно проживали в восточной части области), представителей славянских народов - 4 758. Имелись небольшие группы казахов, узбеков, туркмен, каракалпаков, татар.[38]

Помощь афганским киргизам может поступать практически круглогодично. Так, например, упоминаемый нами выше Мирза прошел с караваном лошадей из Файзабада в Вахан в январе 1869 г. Таким образом, используя лед реки Сархад можно поставлять помощь киргизам и зимой.

Однако нам представляется важным обеспечить поддержку со стороны нашего государства идее возвращения киргизов к дореволюционным путям кочевания, когда они использовали пастбища Афганского Бадахшана как жайлоо, располагаясь на зиму на территории ГБАО. Подобные пути кочевания, которые проходят по территориям двух стран, существуют у некоторых кочевников Ирана, Афганистана и Пакистана. Как мы отмечали выше, вовлечение афганских киргизов является пока что мифом, не подкрепленным фактами. Подобные пути традиционного кочевания помогли бы киргизам наладить торговлю между Киргизией и Афганским Бадахшаном. Так, например, бывший посол Польши Марек Гавески в Казахстане и Киргизии посетивший Афганистан до войны, встречался с Рахманкул-ханом. Он рассказал мне о том, что киргизы продавали серпы и косы бадахшанцам, которые контрабандой получали из Советского Союза. В настоящее время киргизы могут занятся торговлей одеждой и возможно продовольствием. Так К. Самурский сообщил мне, что летом 2002 года, когда он посетил ГБАО, со стороны Китая строился КПП на границе с Афганистаном и даже советовал мне поехать к афганским киргизам через Китай.

Будущее Памира

Эмомали Рахмонов – первый кулябец пришедший к правлению республикой за весь советско-постсоветский период ставит у власти любого кулябца который умеет кричать и открывать двери пинком. При подобном правлении, которое продлится по крайней мере до 2020 г., согласно июньскому референдуму 2003г., регионализм в стране будет расти. В этом отношении бадахшанские исмаилиты, которые хотя и объединились в прошлой войне с представителями оппозиции, стоят особняком. Хотя представители Исламской партии возрождения Таджикистана в лице Тураджона Заде и Саида Абдулло Нури проповедуют идеи «просвященного и либерального ислама», все же союз с исмаилитами кажется вынужденным. Идеологически сунниты и шииты в Таджикистане враждовали во все времена. У таджиков есть даже поговорка – «Если женишься на памирке – ты и последующие твои семь поколений будут прокляты».

Подобное отношение к исмаилитам, не может не вызвать у них ответную реакцию. Существовавшее при Советском Союзе распределение ролей – «Ленинабадцы правят, кулябцы охраняют, памирцы танцуют» уже не устраивает представителей ГБАО.

В лице принца Карима Ага-хана IV, Горный Бадахшан имеет солидную подпитку из-за рубежа. Следует отметить, что благоприятные отношения Киргизии и Ага-хана, показателем которого является визит главы исмаилитов в Киргизию в октябре-ноябре 2002 г. и помощь со стороны фонда Ага-хана. Наличие принца, обладающего огромными средствами,[39] но не имеющего своего государства, всегда было важным политическим фактором в истории. Однако в настоящий момент бадахшанцы ищут альтернативные пути поставок продовольствия. В случае конфликта с Душанбе западная дорога будет закрыта и бадахшанцы будут зависить от единственной дороги Ош – Хорог. Поэтому бадахшанцы ищут новые пути сообщений с внешним миром и постройка дороги связавшей Бадахшан с Китаем лишнее тому свидетельство.

Киргизия не может доверять лидерам исламской партии Таджикистана, так как во время Баткенских событий 1999-2000 гг. боевики ИДУ проходили через территорию контролируемую ИПВ. Так например Саид Абдулло Нури – лидер ОТО встречался с Джумой Намангани 4 ноября 1999 г., после чего Нури заявил, что Намангани пообещал вывести свои формирования.[40] Однако на следующий год вторжения боевиков ИДУ со стороны Каратегина возобновились и скорее всего никакого вывода не было. Отметим, что с территории Бадахшана вторжений не было. Поэтому Киргизия дожна стараться сохранить лояльность бадахшанцев.

Наличие киргизского населения по всей протяженности дорог связывающих Бадахшан с остальным миром (Киргизией, Китаем и Пакистаном) является еще одним фактором влияния на ГБАО. Киргизия не должна опасаться исмаилитского движения в соседнем Бадахшане. Предубеждением к исмаилитам восходит своими корнями к истории становления данного течения ислама в Центральной Азии и с деятельностью «Старца горы» - «шейх уль-Джебеля» Хасана ибн Сабаха. Однако бадахшанский исмаилизм более поэтичен и принесен сюда Насиром Хусровом, тысячелетний юбилей рождения которого отмечают бадахшанцы в этом году. Следует также отметить, что в исмаилизме, как и в шиизме в целом, ворота ичтихада считаются открыми. В этом отношении шиизм более демократичен, что дает надежду на предотвращение стагнации религиозных взглядов шиитов.

Против переселения афганских киргизов выступает также известный киргизский специалист по Афганистану А. Князев. Он в частности пишет:

Афганская правительственная сторона отрицательно относится к инициативе переселения ваханских киргизов. Реализация репатриационной идеи Бишкека может стать серьезнейшим дестабилизирующим фактором для очень широкого регионального и субрегиональнпго пространства. С уходом киргизов Ваханский проход вряд ли будет заселен и станет совершенно уникальным плацдармом с вы ходами сразу на несколько стран и регионов и без того далеко не стабильных: к верховьям Вахан-Дарьи - в Ак-Суйский район СУАР КНР, через ГБАО РТ - в Каратегинскую зону, откуда - в Ферганскую долину... Использование Ваханского прохода может кардинально усилить и без того нарастающую интеграцию религиозных радикальных группировок в регионе, усугубляемую и прогрессирующим все более наркофактором. Дорогу в Кашмир через перевал Барогиль уже проходили люди Рахманкул-хана в 1978, а значит, в индо-пакистанском кашмирском конфликте талибско-пакистанская сторона получает возможность действий с севера,в направлении Гилгита и Хунзы. Из пакистанского Читрала почти до афганской границы идет дорога. В Читрале есть аэродром.

В целом соглашаясь с вышеприведенным мнением, еще раз отметим, однако, что вовлечение киргизов в наркоторговлю и их сотрудничество с международными террористами требует проверки. То, что, зебакские киргизы поддержали талибов во время их вторжения в Бадахшан не может служить обвинением. Никто не знает всех моментов данного события. Следует отметить, что возможные поставки киргизской электроэнергии в Пакистан, могут обеспечиваться через территорию населенную памирскими и афганскими киргизами. Соотвествующее соглашение было подписано еще во времена Беназир Бхутто. При этом киргизская сторона должна была выбрать, какими путями стоит экспортировать электроэнергию – через Китай или через Афганистан.

--------------------------------------------------------------------------------

1. Wood, John. A personal Narrative of a Journey to the Source of the River Oxus, by the Route of the Indus, Kabul, and Badakhshan. Londodn, John Murray, 1841. c. 242; Shahrani M. N. The Kirghiz and Wakhi of Afghanistan. University of Washington Press. Seattle and London. C. 28.

2. Wood, John. A personal Narrative of a Journey to the Source of the River Oxus, by the Route of the Indus, Kabul, and Badakhshan. Londodn, John Murray, 1841. c. 325.

3. Shahrani M. N. The Kirghiz and Wakhi of Afghanistan. University of Washington Press. Seattle and London. C. 29.

4. Montgomerie, T.G. “Report of the Mirza’s Exploration from Caubul to Kashgar”. // Journal of the Royal Geographical Society 41: 132-193; Shahrani M. N. The Kirghiz and Wakhi of Afghanistan. University of Washington Press. Seattle and London. C. 31.

5. Montgomerie, T.G. “Report of the Mirza’s Exploration from Caubul to Kashgar”. // Journal of the Royal Geographical Society 41: 149; Shahrani M. N. The Kirghiz and Wakhi of Afghanistan. University of Washington Press. Seattle and London. C. 32.

6. Якуб-бек – выходец из Кокандского ханства, сумел временно освободить часть Восточного Туркестана от господства китайцев и основать государство Йети-шаар (1862 – 1878), которое признали Россия, Англия и Россия. После его отравления Китай вновь восстановил свой контроль над этими землями.

7. Trotter Capt. Henry. “On the Geographical Results of the Mission to Kashghar, Under Sir T. Douglas Forsyth in 1873-74”. Journal of the Royal Geographical Society. 1878, 48: 210; Shahrani M. N. The Kirghiz and Wakhi of Afghanistan. University of Washington Press. Seattle and London. C. 33.

8. Bonvalot, Gabriel. Through the Heart of Asia: Over the Pamirs to India. Translated by C. B. Pitman. London, Chapman and Hall. 1889; Shahrani M. N. The Kirghiz and Wakhi of Afghanistan. University of Washington Press. Seattle and London. C. 34.

9. Younghusband, Francis. The Heart of a Continent: A Narrative of Travels in Manchuria, Across the Gobi Desert, through the Himalayas, the Pamirs and Chitral, 1884 – 1894. 2nd ed. London, John Murray, 1896. c. 297; Shahrani M. N. The Kirghiz and Wakhi of Afghanistan. University of Washington Press. Seattle and London. C. 35.

10. Sykes, P. M. History of Afghanistan, vol, II, London, Macmillan & Co. 1940, c. 175.

11. Stein, Sir Aurel. Ruins of Desert Cathay: Personal Narrative of Explorations in Central Asia and Westernmost China. 1. vol. London, Macmillan & Co. 1912, c. 79.

12. Shahrani M. N. The Kirghiz and Wakhi of Afghanistan. University of Washington Press. Seattle and London. C. 39.

13. Таблица из книги Remi Dor – Clas M. Naumann. Die Kirghisen des Afghanischen Pamir. Graz, 1978. c. 49.

14. Remi Dor – Clas M. Naumann. Die Kirghisen des Afghanischen Pamir. Graz, 1978. c. 49.

15. Remi Dor – Clas M. Naumann. Die Kirghisen des Afghanischen Pamir. Graz, 1978. c. 51.

16. Kushkaki B. Rahnuma-i-Qataghan Wa Badakhshan. [Guide to Qataghan and Badakhshan]. Kabul, Ministry of Defense Press. 1923, c. 285-309; Shahrani M. N. The Kirghiz and Wakhi of Afghanistan. University of Washington Press. Seattle and London. C. 40.

17. Shahrani M. N. The Kirghiz and Wakhi of Afghanistan. University of Washington Press. Seattle and London. C. 40.

18. Человек совершивший хадж у киргизов пользуется безграничным уважением.

19. Shahrani M. N. The Kirghiz and Wakhi of Afghanistan. University of Washington Press. Seattle and London. C. 41.

20. Shahrani M. N. The Kirghiz and Wakhi of Afghanistan. University of Washington Press. Seattle and London. C. 42.

21. Shor, J & F. We took the hugh road in Afghanistan. National Geographic Magazine. №98. 1950. c. 70.

22. Remi Dor – Clas M. Naumann. Die Kirghisen des Afghanischen Pamir. Graz, 1978. c. 54.

23. Н. Максутова. Ван кыргыздары жок болуу коркунучунда // Заман Кыргызстан. 2003-06-14

24. Александр Князев. «Смутные времена на крыше мира. Вернутся ли афганские киргизы на историческую родину?» // Независимая газета, № 229 (2291). – 2 декабря.

25. http://www.reliefweb.int/w/rwb.nsf/0/a8608...1256bdb006144e3?

Minorities make themselves heard

The country's smaller ethnic communities are keen to have their say at the grand assembly.

By Samander Khan in Kabul. (ARR No 14, 17-Jun-02)

"This is the first time our representatives have come to a Loya Jirga," said Tordi Akhund, from the Kighiz minority in the Wakkan corridor in the province of Badakhshan, a mountainous area with little or no agriculture. "No one has even come to discover our problems. There is no road for vehicles. Even horses and donkeys find it difficult going."

He said the area used to have about 5,500 Kirghiz families. When the war with the Soviet Union broke out, 300 of them moved to Pakistan and were then granted asylum in Turkey, where they remain. The Kirghiz speak a Turkic language.

26. http://www.pr.kg/lenta/031014afghan.htm

Афганские кыргызы получат гуманитарку от МЭиЧС Кыргызстана 14/10/03 12:55.

13 октября в два часа дня с территории МЭиЧС в сторону Исламского Государства Афганистан стартовала колонна из трех автомашин. Этот конвой везет груз, в котором находятся медикаменты, орудия сельского хозяйств, зимняя одежда.

- Более ста лет на Малом и Большом Памире проживают более 235 семей этнических киргизов - говорит пресс-секретарь МЭиЧС, Алийма Шарипова. - Это первый выезд с грузом помощи от республики.

27. Александр Князев. «Смутные времена на крыше мира. Вернутся ли афганские киргизы на историческую родину?» // Независимая газета, № 229 (2291). – 2 декабря.

28. http://www.pr.kg/lenta/031014afghan.htm

Афганские кыргызы получат гуманитарку от МЭиЧС Кыргызстана 14/10/03 12:55.

29. Александр Князев. «Смутные времена на крыше мира. Вернутся ли афганские киргизы на историческую родину?» // Независимая газета, № 229 (2291). – 2 декабря.

30. http://ihtik.lib.ru/philsoph/ihtik_401.doc

Архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Владимир. …А друзей искать на Востоке.

Ташкентская и Среднеазиатская епархия Русской Православной Церкви. Ташкент - 2000

31. Александр Князев. «Смутные времена на крыше мира. Вернутся ли афганские киргизы на историческую родину?» // Независимая газета, № 229 (2291). – 2 декабря.

32. См. Приложение №5 в книге Князев А. А. История афганской войны 1990-х гг. И превращение Афганистана в источник угроз для Центральной Азии. Издание 2-е, переработанное. Бишкек, 2002. с. 227.

33. См. Приложение №6 в книге Князев А. А. История афганской войны 1990-х гг. И превращение Афганистана в источник угроз для Центральной Азии. Издание 2-е, переработанное. Бишкек, 2002. с. 228.

34. Александр Князев. «Смутные времена на крыше мира. Вернутся ли афганские киргизы на историческую родину?» // Независимая газета, № 229 (2291). – 2 декабря.

35. http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=1017693000

Афганские киргизы возвращаются на "историческую родину". 00:30 02.04.2002

36. http://www.national-geographic.ru/sections...artid=29&page=3

37. http://www.samurskiy.narod.ru/pamir.html

38. http://www.fp.ru/bulletin/14tadj.htm

39. Следует отметить, что собственно исмаилиты подразделяются на множество подтечений. Большинство современных исмаилитов – низариты - по имени одного из сыновей фатимидского халифа Мустансира (1032-1064), Низара. Именно их главой является Ага-хан, при этом специалисты отмечают, что большинство современных исмаилитов являются низаритами.

40. Информация агенства «Кабар». Бишкек, 1999 – 15 ноября.

41. Князев А. А. История афганской войны 1990-х гг. И превращение Афганистана в источник угроз для Центральной Азии. Издание 2-е, переработанное. Бишкек, 2002. с. 166-167.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Что известно о родо-племенной структуре этой популяции?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

в основном сары тейит, кесек, найман и кыпчак из кыргызского рода Сары-тейит происходит например Рахманкул-хан, который вместе со своим народом эмигрировал в Ван, Турция.

еще кыргызы в современном Афганистане проживают в провинциях Тоокар(тахар) и Кундуз, некоторые добрались даже до Балха:). в Тахаре есть даже улусволи (уезд, район) Кыргыз :qyrgyz_new: .

да и посмотрите эту тему, которую написал один Кырылбас Кыргызович:) - Отунчи Ники :kg2:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Рахмет, уже нашел что в основном Ичкилики.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

передаются точные данные по селениям памирских кыргызов :qyrgyz_new:

1(6).jpg

2(2).jpg

3(1).jpg

4(2).jpg

  • Одобряю 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Рахмет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

44948_107158606013424_7589314_s.jpg

Алмас Турдумаматов

С предводителем афганских кыргызов - Абдирашитханом. Афганистан. 2008 г.

По моим данным Абдирашит хан скончался в 2010 году.

188309_492669090795705_1822361277_n.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В конце прошлого года делегация из Кыргызстана во главе,тогда еще,министром туризма и молодежи,а также с журналистами,посетили афганских кыргызов,с гуманитарным грузом..население сократилось почти в два раза..

Изменено пользователем Tynych
  • Одобряю 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Таджикистанская кыргызка (Жерге-Тал)

 

19593_10152662928950670_8980806541868249

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Представитель афганских кыргызов в Лойя Джирга

 

10984472_10152664498010670_4240052285166

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ванские кыргызы из Турции мечтают возвратиться на родину.

 

https://www.youtube.com/watch?v=1TwMR4H8EJI&list=FLCNnYuy36iZZ06g1jVomkLg&index=40

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Памирские кыргызы — один из самых выносливых народов мира

 

big.jpg

4.jpg

3.jpg

5.jpg

7.jpg

9.jpg

10.jpg

11.jpg

12.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Песня-плач памирских(афганских) кыргызов

 

Сагындым сени Памырым
Сагындым айлуу түндөрүн
Ак сөөл ойноп жүргөнүм
Балалык өткөн күндөрүм
Сагындым сени памырым

Кой аралап оттогон
Кийиктер келип токтогон
Котозу жатып жохшогон
Кызыл жашыл гүлдөгөн
Сагындым сени памырым

Улуган түндө бөрүсүн
Сүзүлүп учкан жорусун
Тарпка конгон гажырын
Көбүргөн дана тамырын
Жазында жаған жамгырын
Сагындым сени памырым

Ышкырган тоодон уларын
Шаркырап аккан суларын
Жөргөмүш козу кулагын
Буралып өскөн туланың
Чүкүрү жеген хумарын
Сагындым сени памырын

Кышы менен жазыңы
Суу бойлоп учкан газыны
Бахары менен күзүнү
Пайга тала түзүнү
Бүт жеринин үстүнү
Сагындым сени памырым

Агарып аткан таңыны
Паркырап тийген айыны
Рахманкулдай ханыны
Кембагалы байыны
Сагындым сени памырым

Жашоосү кату болсо да
Ток болсок да хош эдек
Ач болсок да хош едек
Ата бабам өскөн жер
Ата бабам көмгөн жер
Кыштоо жайлөө күздөө деп
Жылында үч жол көчкөн жер
Киндик каным төккөн жер
Бир жолу барып көрсөм дейм
Сагындым сени памырым

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Часто читал мнения Юзеров особенно из КЗ, а также из КГ, что Ислам обеспечил им "расширенное детопризводство". Часто отбрасываются др.основные факторы, в угоду местному юмору.

В КЗ, к тому же Истор.наука считает, что с момента осознания себя Казахом все начали усиленно размножаться и многое еще суперпатриотическое))). Интересна след.инфа:

http://www.vatanym.ru/?an=vs107_mp6

""На жизнь киргизских племён в Афганистане существенное влияние оказал ислам. Мужчины по мусульманским нормам имеют право завести до четырёх семей. В условиях демографического дисбаланса, когда количество женщин составляет всего 35 процентов, сумма выплаты калыма (выкупа) за невесту составляет более 100 овец. Мало кто из рядовых скотоводов может себе позволить семью. Поэтому много мужчин не женаты, а зажиточная часть афганских киргизов имеет более 4-5 жён. Это ведёт к постепенному вымиранию киргизских племён в Афганистане.""

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Власти против массового переселения афганских кыргызов

- Если мы обучим детей, то они могут развиваться сами. Туда могут поехать волонтеры, которые научат людей правильно стирать, соблюдать санитарно-гигиенические нормы, готовить разнообразные блюда. Земля там хорошая. В реке Пяндж можно руками ловить рыбу. К сожалению, наши кыргызы не едят рыбу, считая ее вонючей. Поехавшие туда афганцы и фельдшеры сильно пережаривают рыбу. Со временем они привыкли. Мы говорили им, что рыба полезна для укрепления детских костей. Вот такая помощь им нужна.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас