Рекомендованный пост


Гость Rasul

Khori Tumed - geroi mongolskogo shamanizma. Odnajdy on zametil 9 lebedei letyashih na ostrov Oikhon na ozere Baikal. Lebedi snyali s sebya perya i prevratilis v krasavits. Ne zamechaya ego, jenshiny nachali kupatsya v ozere. Khori Tumed, ne zametno podkravshys, vykral odno iz lebedinyh platyev-peryev. Kogda nastupilo vremya uletat, odna iz krasavits ostalas na ostrove.

Khori Tumed jenilsya na nei i nachal jyt schastlivoi suprujeskoi jyznyu. Ona rodila emu 11 synovey. Odnako nastupilo vremya kogda jenshina-lebed poprosila Khori Tumed vernut ee perya. Geroi otkazalsya, no ona prodoljala prosit ego pozvolit ey nadet ee odejdy hotya by raz i obeshala ne pokidat ego. V kontse kontsov, Khori Tumed soglasilsya i pozvolil ey nadet lebedinnye odejdy. Kak tolko ona poluchila svoi perya, jenshina-lebed vzletela v nebo iz yurty. Pered tem kak sovsem pokinut geroya, ona po prosbe Khori Tumed'a dala imena synovyam i blagoslavila ih i ihniye plemena.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость Rasul

Ot - koroleva ognya u mongolov. Ona poyavilas na svet v moment sozdaniya mira kogda zemlya i nebo razdelilis. Ee svyashennogo blagoveniya prosili na svadbah i govoritsya chto siyaniye-blesk korolevy Ot pronikayet vo vse sfery i oblasti vseh tsarstv. Takje schitayetsya shto Ot i Umai, tyurkskaya boginya materinstva, iznachalno otojestvlyali drug druga.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Ot - koroleva ognya u mongolov.

У вас некоторое заблуждение или вы не знаете тюркское слово "ОТ – ОГОНЬ".

У монголов нету богиня по имени "ОТ".

Монголы называют самого младшего сына в семъе "ОТГОН" хуу, то есть "ОТ ХАН" или король огня (хаан домашнего очага), так как он должен унаследовать отцовсий дом или очаг.

Само слово имеет тюркский корень, монгольский прямой перевод "галын хаан".

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость Rasul
У вас некоторое заблуждение или вы не знаете тюркское слово "ОТ – ОГОНЬ". У монголов нету богиня по имени "ОТ".

Монголы называют самого младшего сына в семъе "ОТГОН" хуу, то есть "ОТ ХАН" или король огня (хаан домашнего очага), так как он должен унаследовать отцовсий дом или очаг.

Само слово имеет тюркский корень, монгольский прямой перевод "галын хаан".

Po moim istochnikam OT yavlyayetsya imenno mongolskoi boginey ognya. V tyurkskoi mifologii, po krayney mere k toi k kotoroi ya imeyu dostup, boginya OT ne upominayetsya. :wink:

Privedu lish neskolko primerov:

OT - The Mongolian goddess of marriage and the Queen of fire.
http://www.pantheon.org/articles/o/ot.html
OT - the fire queen of the Mongols. Ot is believed originally to have been identical with UMAI, mother goddess of the Turkic people of Siberia

The Ultimate Encyclopedia of Mythology. A.Cotterell & R.Storm, Anness Publishing Ltdm, 1999

Ot - Mongolian queen of fire and goddess of marriage.

  2 S, 218 W:NIMS hot spot 9611A. Also name Ot Mons, 3 N, 218 W

Koordinaty zvezdy nazvannoi v chest bogini OT

http://pirlwww.lpl.arizona.edu/~phillips/i...o_features.html

Vozmojno pokloneniye bogine OT rasprostraneno tolko u oirot-altaitsov:

Культ огня ("От-Очоктын Баайы")

Культ огня у ойрот-алтайцев это целый комплекс почитания огня называется "От-Очоктын Баайы", что в переводе означает "Святости Огня-Очага". Огонь воспринимается ойрот-алтайцами живым явлением и к нему обращаются - "От-ээзи" т.е. "хозяин Огня". От-ээзи хранитель рода - символ счастья семьи, рода. Огонь в юрте поддерживается с того момента, когда складывается семья. Молодую невесту не допускают к огню до свадьбы, так как она с другого рода. На свадьбе ее приводят за белой ширмой в аил где горит "От очок", ее не показывают Огню до тех пор пока жених, водимый дядей вокруг "Огня-очага" по солнцу, не закончит церемонию благопожелания и угощения будущему "Огню-очага" новой семьи. После этого брат жениха, иногда сам жених, открывает ширму плеткой или ружьем, что дает находящейся там невесте право быть хозяйкой нового аила, бережно хранить до конца своей жизни "От-очаг" семьи и передавать своим потомкам.

Огонь оберегается. Его запрещалось выносить из жилища. Время выноса огня из жилища строго регламентировалось. После заката солнца огонь выносить из юрты запрещалось. Не допускается обращаться с огнем в аиле человеку другого рода. Имели свои нормы прикуривание трубки. Хозяин аила сам подавал прикуренную трубку. Необходимо докурить трубку, сидя у очага, а если хочешь выйти из аила, то следует выбить трубку о подошву обуви или о конец полена горящего в очаге.

Функции огня чрезвычайно многообразны. Помимо духа-хранителя рода, очага, огню присуща очистительная функция. Огонь якобы не впускает в жилище злых духов, рассеивает злые мысли человека. С помощью огня и святого вереска окуриваются-очищаются предметы домашнего обихода, люлька для новорожденного, загоны скота и т.д. Тем самым очищается вся отрицательная энергия.

Запреты домашнего огня-очага: острыми предметами топор, нож и т.д. указывать и вести в огонь; сыпать соль и другие горькие ядовитые вещи; запрещается бросать мусор; запрещается сквернословить, ругаться, скандалить и т.д.

Это только главные понятия культа огня народа. А перечислить множество других обрядов и запретов связанных с огнем это значит составить целую книгу.

http://www.altai-republic.com/culture/tales_rus2.htm

Kak by tam ni bylo boginya OT schitayetsya mongolskogo proishojdeniya v zapadnoi literature po mifologii .

Interesno imeyetsli tyurkskoye slovo OT (ogon) otnosheniye k sankritskomu slovu AG-NI (ogon)?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
У монголов нету богиня по имени "ОТ".

Монголы называют самого младшего сына в семъе "ОТГОН" хуу, то есть "ОТ ХАН" или король огня (хаан домашнего очага), так как он должен унаследовать отцовсий дом или очаг.

Само слово имеет тюркский корень, монгольский прямой перевод "галын хаан".

Po moim istochnikam OT yavlyayetsya imenno mongolskoi boginey ognya. V tyurkskoi mifologii, po krayney mere k toi k kotoroi ya imeyu dostup, boginya OT ne upominayetsya.

Как-то страннно, у хакасов есть От-ине ("мать огня") со своим специальным культом. Младший сын вроде по-монгольски (в "Сокровенном сказании") Отчигин (похоже на тюркскую форму).

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

"Отчигин" это древняя форма. Современная форма "отгон". Ну "отчигин" и "отгон" обе слова понятны всем.

"отчи хан" ––> "от хан" = "отчигин" и "отгон"

В поэтических или в классических выражениях используют слово "отчигин" звучит красиво по–старинному.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость chuluu

Srano bilo chitat mnenie mongolov o tom chto u nas net boga ognya.

U nas est' , pravda s prinyateiem buddizma stal nazivatsya Galin ezen -hozyain ognya. Mojet gorodskie neznayut a derevenskie doljni znat' kak starie lyudi zapreshayut oskvernyat ogon' i brasat v ogon' raznie veshi. Kogda rejut barana ili kogda proishodit vsyakie obryadi pervii kusok myasa i jira brosayut hozyainu ognya , starayutsya negnevit ego i t.d. A otchigin eto drugoe ponyatie chem Ot khaan. Vobshem est' mnogo isledovanii naetu temu tuda i obrashaites druzya.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У бурят говорят ГалаХаан Эжы, Мать-Ханша Огня. Многое у бурят осталось мифов связанных с шаманизмом о происхождениии различных племен, о традициях и поверьях.

В бурятском(западном) шаманзиме упоминается 13 Высших Бурханов, 12 из которых имeют свою резиденцию на западной стороне Байгал-Далай и лишь один на севере в долине Баргузин.

Khori Tumed - это название племени Хори, а звали их прародителя Хоридой(Мэргэн).

quoted from www.buryatia.org:

Обряды, молитвы и другие магические действа в шаманизме бурят были весьма разнообразны, и имели определенный порядок. Существовали коллективные, индивидуальные молебствия и обряды жертвоприношения, которые были как обязательные, так и необязательные, регулярные и нерегулярные.

Коллективные молебствия назывались "тайлган" и "сасли". Тайлганы - молебствия, устраиваемые всем обществом улуса или улусов одного рода. Тайлганы являлись обрядами жертвоприношения, в жертву приносили обычно баранов и лошадей, всё это сопровождалось ритуальными действами и окроплениями спиртным. Устраивались тайлганы, начиная с конца мая, и кончая осенью, в октябре. Каждый тайлган посвящался конкретному божеству или группе эжинов, покровительствующих какой-либо одной стихии или явлению, скажем, духам воды. Из всех тайлганов самым значительным и популярным был Ехэ Тайлган - Большой Тайлган, на который собирались все жители какой-либо местности.

Сасли, или дугаабари, была коллективным молебствием без кровавого жертвоприношения, и заключается в брызгании, окроплении белой пищей-молоком и молочными продуктами, чаем и спиртным. Сасли, с одной стороны, были самостоятельным обрядом, но также были частью тайлганов, и устраивались перед каждым более-менее значительным событием.

У бурят существуют также священные места, где устраиваются молебствия, которые часто можно встретить на видных местах, у дороги в Бурятии, и округах, в особенности в Усть-Ордынском округе. Их сразу можно отличить по столбам - сэргэ или бариса, обвязанных разноцветными платками и лентами, также обвязанными лентами и платками деревьям, священными камням-обо. У значительных капищ стоят скамейки, навес. Буряты, да и не только буряты, проезжая мимо священного места со спиртным, или просто в знак уважения, останавливаются у священного места, капают спиртным, повязывают на священные столбы-бариса ленточки - залаа, бросают сигареты, спички, мелочь. Помимо этих мест, шаманисты могли проводить молебствия просто на открытом воздухе или дома, на улице, в ограде.

Хамаганов Евгений

1. Эжины земель и вод. Земля, согласно шаманизму, является срединным миром между, Вечным Синим небом и подземным царством.

Каждая местность, гора, река, озеро, дерево имеют своего эжина - покровителя. Существуют эжины; а) всей земли (газар дайдын эжин) - богиня Этуген, у некоторых групп бурят богиня земли Улгэн эхэ - мать Ульген; б) эжин тайги Баян Хангай, повелевающий всем животным и растительным миром лесов, он дарует удачу охотникам; в) эжины вод. Уhан ханы. Их 27, главный эжин - Уhан Лобсон хан, олицетворяющие свойства воды, покровители рыболовства; г) эжины крупных рек, островов, гор; Лены, Ангары, Селенги, Иркута, Байкала, Восточных Саян острова Ольхон и т.д. Они широко известны в Бурятии, имеют титул "нойон"; д) местные эжины, степень почитания которых ограничена пределами улуса, рода, общины.

2. Эжины небесных тел и воздушных явлений.

Помимо Вечного Синего неба, тэнгэринов и хатов, о которых говорится выше, существуют эжины Солнца, Луны, звезд и планет - это Солбон (Венера), считавшаяся покровителем коней, Большая Медведица, Созвездие Ориона.

3. Эжин подземного царства Эрлик (Эрлэн) хан, грозное божество, имеющее многочисленных помощников, судящий и карающий души умерших людей за их проступки.

4. Эжины огня и домашнего очага (гал гуламта) - Сахале-хатан ( госпожа Сахале), и Сахяадай убгэн (старец Сахяадай), покровительствующие потомству, семейному благополучию.

5. Эжины покровительствующие ремеслам и хозяйству - небесный кузнец-дархан Божинтой, его сыновья Дольто Сагаан ноён-хозяин наковальни, Бажин сагаан ноён-хозяин молота, и др.

6. Эжины - покровители военной и общественной деятельности, эжины-покровители учебы, искусства, игр, развлечений, семейного быта и т.д.

7. Эжины болезней - чумы, оспы, сибирской язвы(anthrax), простуды и прочих.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Посмотрел я Джангар впервые, ну впрям бурятский Гэсэр.

О.-к. м. в большей степени, чем в мифологии монголов, сохранились элементы «охотничьей» мифологии
- это качество присуще бурятским версиям Гэсэра которых больше десятка. У монголов Заянская версия Гэсэра была окончательно отредактирована в конце 18 века, но у бурят эпос Гэсэр был таким популярным что всё время изменялся, обрастал новыми подробностями и передавался из уст в уста вплоть до середины 20-ого века приняв отличные черты. У бурят в России сложились несколько школ-направлений сказания Гэсэра, главными из которых являлись Унгинская, Эхирит-Булагатская и Хоринская. Они отличались стилем, и содержанием и длинной. Первые два школы относятся к достоянию западных бурят полные версии которых превышали 13-15 тысяч стихотворных строк.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость Shalkar
Само слово имеет тюркский корень, монгольский прямой перевод "галын хаан".

В казахском языке есть слово - жалын, да и в кыргызском наверняка. Озночает пламя, язык пламени. Не могут ли иметь галын и жалын общий корень?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость Rust
Vozmojno pokloneniye bogine OT rasprostraneno tolko u oirot-altaitsov:
Культ огня ("От-Очоктын Баайы")

Культ огня у ойрот-алтайцев это целый комплекс почитания огня называется "От-Очоктын Баайы", что в переводе означает "Святости Огня-Очага". Огонь воспринимается ойрот-алтайцами живым явлением и к нему обращаются - "От-ээзи" т.е. "хозяин Огня". От-ээзи хранитель рода - символ счастья семьи, рода. Огонь в юрте поддерживается с того момента, когда складывается семья. Молодую невесту не допускают к огню до свадьбы, так как она с другого рода. На свадьбе ее приводят за белой ширмой в аил где горит "От очок", ее не показывают Огню до тех пор пока жених, водимый дядей вокруг "Огня-очага" по солнцу, не закончит церемонию благопожелания и угощения будущему "Огню-очага" новой семьи. После этого брат жениха, иногда сам жених, открывает ширму плеткой или ружьем, что дает находящейся там невесте право быть хозяйкой нового аила, бережно хранить до конца своей жизни "От-очаг" семьи и передавать своим потомкам.

Огонь оберегается. Его запрещалось выносить из жилища. Время выноса огня из жилища строго регламентировалось. После заката солнца огонь выносить из юрты запрещалось. Не допускается обращаться с огнем в аиле человеку другого рода. Имели свои нормы прикуривание трубки. Хозяин аила сам подавал прикуренную трубку. Необходимо докурить трубку, сидя у очага, а если хочешь выйти из аила, то следует выбить трубку о подошву обуви или о конец полена горящего в очаге.

Функции огня чрезвычайно многообразны. Помимо духа-хранителя рода, очага, огню присуща очистительная функция. Огонь якобы не впускает в жилище злых духов, рассеивает злые мысли человека. С помощью огня и святого вереска окуриваются-очищаются предметы домашнего обихода, люлька для новорожденного, загоны скота и т.д. Тем самым очищается вся отрицательная энергия.

Запреты домашнего огня-очага: острыми предметами топор, нож и т.д. указывать и вести в огонь; сыпать соль и другие горькие ядовитые вещи; запрещается бросать мусор; запрещается сквернословить, ругаться, скандалить и т.д.

Это только главные понятия культа огня народа. А перечислить множество других обрядов и запретов связанных с огнем это значит составить целую книгу.

http://www.altai-republic.com/culture/tales_rus2.htm

Kak by tam ni bylo boginya OT schitayetsya mongolskogo proishojdeniya v zapadnoi literature po mifologii .

Interesno imeyetsli tyurkskoye slovo OT (ogon) otnosheniye k sankritskomu slovu AG-NI (ogon)?

Об этом уже писалось на форуме, но повторюсь - ойраты-алтайцы - алтай кижи (киши - с тюрк. человек), телеуты, кумандинцы и т.д. являются тюрками по происхождению, правда в разные времена входившие в состав монгольских государств.

От-очоктын-байы переводится с любого тюркского языка как "Хозяин (бай) очага (очок, очог) с огнем (от - огонь). Как видим слово очаг является чистым тюркизмом.

От-ээзи переводится и с кыргызского как "хозяин огня".

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

"Джалын" - пламя. Академик Владимирцов считал это очень ранним монгольским заимствованием из тюркских языков. Юлай - татарское имя и название дущи. Хакасское - Чула - одна из душ человека. В монгольской титулатуре тоже распространенно.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Үнэгчлэх - подстать хитростью лисы.

У монголов есть поверье "үнэгчлэх" что связано с поведением совсем крошечного младенца в сне "усмехать или корчить рожу как плачет". Народном поверье говорится что во сне младенца придет лиса и разным образом обманывает младенца "мать твоя ушла далеко, ушла далеко" (младенец корчит рожу как палачет) и когда младенец "плачет" то лиса говорит что "неправда, я обманывал" тогда младенец радуется (усмехается).

И чтобы защитить младенца от этой лисицы из сна, монголы обязательно делают войлочную лису и повесят или положат у головы младенца.

Когда в сне придет коварная лисица, тогда младенец говорит что у меня уже есть лиса и я не обманываюсь. (кстати я тоже сделал, это обязательство отца, войлочных лисиц).

Сейчас об интересном.

У монголов очень в престиже комплект для младенцев российского производства, потому что качество лучшее и очень подходит для младенцев.

Вот на днях я был в магазине и видел рекламу "качественный комплект для младенцев Российского производства". :D

Но что удивил меня то что внутри всех комплектов в центре и на самом видном месте положена "войлочная лисица" для собственно младенца. Это во первых освобождает отца из "трудного занятия" подготовления войлочной лисицы, и во вторых очень хитрая маркетинговая политика.

6262ee500f1dt.jpg

В самом центре "войлочная лисица".

Монголы обычно очень востревожатся если крошечный младенец во сне "усмехается или корчит рожу как будто плачет",  и сразу принимает необходимые меры против коварной "лисицы сна". :D

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти