Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showt...=1269&st=15&hl=

Уважаемый Ар_, о разрубании тела на куски и пропавших кусочках что-то можете еще вспомнить?

Объясню почему заинтересовало. При раскопках погребений 8-10 вв., в Южной Сибири, мы сталкиваемся с таким странным погребальным обрядом - в могиле находятся сожженные кости. Но иногда с ними брошены отдельные кости не побывавшие в огне. Их просто не подобрали, когда сжигали останки. Это могут быть стопа ноги, ключица, лопатка, палец, в общем, самые неожиданные кости, но главное, что их не сожгли вместе со всеми, видимо, нашли позже.

Тема о "расчлененке" настолько обширна и интересна, что имеет полное право быть выделенной в отдельную ветку. Говорить на эту тему можно столь же бесконечно долго, как и, например, про тех же СОБАКУ или МИРОВОЕ ДРЕВО. Поэтому начинаю ветку, а там уж при желании буду добавлять понемногу. Не уверен, что обнаружится ответ на ваш вопрос о погребениях, но почему бы не считать его удобным поводом для беседы на эту тему. ;)

Если уж речь зашла об АРХЕТИПАХ, то начнем с цитаты из Юнга.

К.Г. Юнг - Феноменология духа в сказках

- убит и расчленен. (Типичная судьба богочеловека! Злой дух кладет его расчлененное тело в бочку и бросает ее в море, что напоминает о судьбе Осириса.)

(прим. К слову, отметим в стаье Юнга сюжет о ДЕРЕВЕ - очевидно МИРОВОМ, растущем до небес, на вершине которого заточена девушка , см. всевозможные легенды и сказки про Данаю, Аттилу и т.д. и т.п.. А также про ворона, распятого на этом ДЕРЕВЕ, и оказавшегося ДЬЯВОЛОМ - очевидно еще одна разновидность Прометея , Закхока, Иисуса, распятых на своих Мировых Горах и Деревьях)

Фраза о типичной судьбе богочеловека отражает лишь один аспект обширного пласта в мифах , описывающих такие вещи как сотворение мира, религиозные ритуалы, начало народа и т.п. и т.д.

Например во многих мифы начало мира связывают с принесением в жертву первочеловека, с тем самым расчленением или проливанием крови.

Например:

http://piramyd.express.ru/lah/konspekt/nasledie/19univ.htm

В Ригведе в одном из самых знаменитых и чтимых до сих пор гимнов рассказывается, как прародитель всех Богов Праджапати сотворил вместе с ними вселенского человека Пурушу. И лишь затем были созданы обычные люди. Однако его вскоре принесли в жертву. Тело Пуруши было расчленено на части. Вот из них-то и возникли небесные светила, земной небосклон, стихии, ветер, огонь и т.п. 

Сходные космогонические мотивы обнаруживаются и в других индоевропейских мифологических картинах мира. Например, в древнескандинавских преданиях о происхождении Космоса из частей первопредка Имира. Имир - гигантский вселенский великан, из его расчлененных частей был создан весь Мир (понятие "мир" как раз и содержится в имени Имир).

Имира плоть

стала землей,

стали кости горами,

небом стал череп

холодного турса,

а кровь его морем.

(Речи Вафтруднира, 21)

Или вот цитата из Элиаде:

http://www.screen.ru/vadvad/Litoboz/eliade.htm

...Ряд источников повествует о том, что Земля и Небо были созданы из тела Вритры, подобно тому, как в мифологии Месопотамии Мардук творит Небо и Землю из расчлененного тела Тиамат. В Шатапатха брахмане (I, 6, 3) содержится немаловажное уточнение: побежденный Вритра молит Индру: "Не наноси свой удар, ибо ты теперь – то же, что прежде был я." Он упрашивает Индру рассечь его на две части, что Индра и делает. Из части, содержавшей в себе сому, Индра творит небо. Из другой же половины тела, которая не содержала божественного элемента, он создает желудки людей. Вот почему говорится: "В нас заключен Вритра!"

Эта тема развита настолько, что является предметом разных философских построений. Например, о СТРУКТУРИРОВАННОСТИ пространства, или о том что человеческое ТЕЛО служит основой для разнообразных классификаций пространства, таких как пространственные (верх, низ , право, лево) , цветовые, и т.д. и т.п.

В. Н. ТОПОРОВ, ПРОСТРАНСТВО И ТЕКСТ

...Мифопоэтическая Вселенная не просто широкое, развертывающееся вовне, открытое, свободное (точнее — вольное) пространство. Это пространство к тому же организовано изнутри в том отношении (по меньшей мере), что оно расчленено, состоит из частей и, следовательно, предполагает две противоположных по смыслу операции, удостоверяющих, однако, единое содержание — составность пространства. Речь идет об

операциях членения (анализ) и соединения (синтез), которые выступают не только как то, что обнаруживается в реконструкции, но и реально, вполне осознанно используются в основном годовом ритуале архаичных традиций, на стыке Старого и Нового года: распадение старого мира (прежнего пространственно-временного и вещного континуума) — расчленение жертвы, понимаемой как образ этого мира; составление (соединение, синтезирование из частей, образовавшихся при распадении) нового мира 24 — собирание воедино членов тела расчлененной ранее жертвы 25 (более опосредствованный вариант — мифопоэтическая по своим истокам, но сохраняющаяся еще в

--------------------------------------------------------------------------------------

            25 Аналог новой жизни, т. е. жизни после смерти, в бессмертии.

--------------------------------------------------------------------------------------

раннефилософских и ранненаучных концепциях, например, у ионийских натурфилософов, и даже в более поздних «мистических» версиях научных теорий, идея дружбы элементов или стихий, их взаимная συμ-πάθεια, с-родство).

      Мифы творения и описания основных ритуалов нередко довольно полно отражают эти свойства организованного пространства как некоего отдаленного аналога геометрического пространства современной математической науки.

......................

......................

Многие мифы (как собственно космогонические, так и этиологические, не говоря уже о мифах, посвященных тому, что найдено, открыто, изобретено, введено, внедрено культурным героем), достаточно полные собрания загадок, сакрализованные тексты — списки, тексты-каталоги и т. п. — описывают происхождение не только пространства в целом, но и его отдельных частей. Особого внимания заслуживают случаи, когда разные (в идеале— все) возникающие части пространства имеют единый источник

--------------------------------------------------------------------

28 Так, в частности, понимал пространство Декарт, отрицавший атомистическое понятие пустоты.

-------------------------------------------------------------------

происхождения, в частности, когда им ставятся в соответствие разные части некоего единого другого образа. Ср. мифы о происхождении частей космического или (чаще) земного пространства из членов тела Первочеловека (ср. мифы о Пуруше, Гайомарте, Адаме, Имире и т. п.) или, наоборот, Перзочеловека из разных частей космического пространства 29. Эти мифы не только устанавливают общий источник Вселенной и ее пространства, но и выявляют конкретные ряды соответствий, благодаря которым элементы пространства получают свое мифопоэтическое значение. Типичный пример—ведийский Пуруша (рurusa-, букв. 'человек'), чье имя образовано от глагола со значением 'наполнять' (тот же принцип лежит в основе лат. populus, plebs при plenus 'полный'; близкий тип отражен в лит. tauta 'народ' при и.-евр. *teu- / *tou- 'тучнеть' или в русск. люди при готск. liudan 'расти') 30. «Пуруша—вселенная, которая была и будет»: RV X, 90, 2 ; он со всех сторон покрывает землю. Его рот стал брахманом, руки—раджаньей, бедра — вайшьей, ноги — шудрой (происхождение социальной структуры). Из его духа родилась луна, из глаз — солнце, из уст — Индра и Агни, из дыхания — ветер, из пупа — воздушное пространство, из головы — небо, из ног — земля, из уха — стороны света (ср. RV Х 90 и АV X, 2, а также ŚВr. X, 3, 3, 8 и др.). В иудаизме и мусульманстве тема параллелизма «большого» и «малого» пространства (макрокосма и микрокосма) развертывается в образе Адама. В поэме «Месневи» Джелалэддина Руми дьявол проникает внутрь Адама и находит внутри «малый мир», подобный «большому миру». Голова Адама — небо о семи сферах, его тело — земля, волосы — деревья, кости — горы, жилы — реки и т. д. Четырем временам года в «большом мире» соответствуют четыре природы в Адаме: жар, холод, влага, суша, заключенные соответственно в черной и желтой желчи, флегме и крови. Вегетативный годовой цикл природы уподобляется круговращению пищи в теле Адама. В так называемой «ягвистской» версии Ветхого Завета утверждается, что сотворение Адама было первым актом творения (согласно так называемому «Жреческому кодексу» Адам был сотворен в шестой день творения как венец мироздания). В раввинистской литературе Адам изображается как Первочеловек огромных размеров: в момент сотворения его тело простиралось от земли до неба, заполняя собою всю землю с севера до юга, с запада до востока. В некоторых текстах указывается, что Господь взял прах для тела Адама со всех четырех концов земли; эта земля была четырех цветов — красная (кровь Адама), черная (его внутренности), белая (его кости и жилы), зеленая (его туловище). В одном средневековом мистическом тексте («Sefer chassidim») рассказывается, как Бог уменьшил размеры тела Адама, заполнявшего собою весь мир, последовательно отсекая от его членов и разбрасывая куски плоти по всему пространству. В ответ на жалобу Адама Бог обещал вернуть отнятое, призвав одновременно плодиться, множиться и наполнять землю 31.

    Хотя существуют разные точки зрения по вопросу о том, что в соотношении мира (пространства) и Первочеловека (тела) является моделирующим, а что моделируемым (Первочеловек — модель Вселенная или последняя — модель человека), первичен ли антропоморфичный код, с помощью которого описывается Вселенная, или космологический код, которым можно описать тело человека, — в настоящее время, кажется, можно с достаточной уверенностью говорить о том, что роль источника должна быть отдана человеку и его телу. Именно по этой модели мифопоэтическое сознание первоначально строило описание Вселенной 32. В пользу этого решения вопроса говорят все более

---------------------------------------------------------------------------------

     31 В более поздних индивидуальных концепциях продолжает развиваться идея связи Первочеловека с миром, взятым уже как духовное метафизическое начало. У Филона (De confusione linguarum 11), например, «небесный Адам» приравнивается к Логосу, т. е. к смысловой наполненности бытия. Разительная параллель содержится в древнеиндийском мифологическом мотиве супружеской связи Праджапати, сотворившего все, что есть в мире (иногда он сам выступает как Первочеловек), со Словом — Vāc и рождения ими богов, олицетворявших элементы Космоса. Учение о «трех телах» Будды (Trikāya) отсылает как к физическим, так и духовным аспектам бытия (ср. христианское учение о Троице). Заслуживают внимания и фнлософизированные мифологемы гностицизма о плероме (πλήρωμα), абсолютной полноте бытия, о том, как Праотец (он же Глубина), обладающий высшей потенцией и стоящий выше всякого бытия, открывает цепь развития, в результате которого появляются Ум, Истина, Логос, Жизнь и т. д. — вплоть до 30 эонов, образующих полноту абсолютного бытия. Последний зон — София, стремящаяся познать Праотца (ср. учение Валентина, II в. н. э.).

       32 Ср. «очеловечение» вселенского пространства через его связь с членами тела в таких примерах, как подножье горы, горный хребет, устье реки, глава горы, горловина и т. п. С некоторым основанием человека, из себя производящего мир, можно уподобить известному мифопоэтическому образу паука, испускающего из себя паутину, из которой и формируется основа мира — праматерия (ср. уподобление творца мира Брахмы такому пауку). Все это естественно соотносится со структурой системы предлогов-превербов в языке, задающей основные пространственно-временные координаты мира в терминах отношений, ориентированных на некий центр (Я, человек), при том что по происхождению многие предлоги-превербы восходят к обозначению частей человеческого тела. Тем самым многие предлоги могут рассматриваться как своего рода отражения человека и его частей в сфере языка, грамматики. Можно пойти еще дальше, выдвинув тему «а н т р о п о ц е н т р и ч н о с т и» языка и в частности его грамматики, о чем см. в другом месте.

-----------------------------------------------------------------------------------

и более увеличивающиеся в своем количестве и вполне надежные данные, согласно которым человеческий организм (тело) и его функции во всем многообразии жизненного (телесного и душевного) опыта образуют основу архаичной классификации (ср. противопоставления правого и левого, верха и низа, чета и нечета, огня и воды и т. п., различение первоначальных трех цветов — красного, белого и черного, соответствующих крови, молоку и выделениям, т. е. продуктам человеческого тела, появляющимся обычно в условиях повышенного эмоционального напряжения; сама же сублимация физиологического опыта, как правило, объясняется избытком энергии космического — в широком смысле — происхождения 33). Тем самым «надфизиологическая» культура (в данном случае представления о внешнем мире, Вселенной и специально о пространстве) в своих истоках оказывается мотивированной физиологическим аспектом человеческой жизни, конкретно — телом как «малым миром» («малым пространством»). Применительно к ряду ситуаций можно сказать, что во внешнем мире, т. е. там, где помещается пространство, человек может различать и соответственно описывать только то, что есть

--------------------------------------------------------------------

33 Особая роль категории цвета в связи с темой пространства видна уже из того, что цвет неотъемлем от пространства (во многих классификациях существуют стандартные соответствия между цветами и разными частями пространства, иногда представляемого в виде элементов; такие схемы существуют как в архаичных традициях, так и в опытах Нового времени, ср. у Альберти: серый — земля, зеленый — вода, синий — воздух, красный — огонь), что для зрительно-цветовых знаков важнее пространственное измерение, чем временное, особенно существенное для знаков слухового типа. Уже этим определяется универсальное значение категории цвета в природе и в человеческой культуре, что подтверждается самыми разнообразными фактами. В. У. Тернер, исследовавший проблему цветовой классификации у африканских ндембу, показал, что в их языке только белый, красный и черный цвета обозначаются особыми самостоятельными словами, все же другие цвета передаются производными терминами или «подверстываются» к одному из трех основных цветов. Цветовой символизм ндембу отличается исключительной детализацией и полнотой. Он реализуется и в особом ритуале, начинающемся с «тайны трех рек»: белизны, красноты и черноты; главная или старшая — река белизна, младшая — река черноты; река красноты (реально канавка, с водой подкрашенной кровью или краской) символизирует мужчину и женщину, слитие, смешение крови, порождающее ребенка, — и в специальном учении о цветовой символике, излагаемом инициируемым в виде наставлений. См.: Тернер В. У. Проблема цветовой классификации в примитивных культурах (на материале ритуала ндембу). — В кн.: Семиотика и искусствометрия. М., 1972, с. 50—81. — «Пространство, время и цвет (цветность) есть формы объектов», — скажет Л. Витгенштейн (указ. соч. 2.0251).

---------------------------------------------------------------------------

или, точнее, имеет соответствие в самом человеческом организме (ср. зрение — глаз — свет, слух — ухо — звук, обоняние — нос — запах, осязание — кожа — материально-предметный мир, вещь и т. п.) и притом в той степени, которая предусмотрена возможностями органов восприятия. Исследования последних лет, показавшие врожденный характер некоторых существенных способов ориентации человека, делают особенно наглядной мысль о биологических истоках культурных феноменов. Образ пространства в этом отношении один из наиболее ярких примеров (здесь не затрагивается образ времени, который также мог формироваться на основе био-физиологических моделей, ср. ритм сердечной деятельности, дыхания и другие биоритмы).

В этой статье Топорова есть много еще чего интересного. Например про Мировое Древо ;) как центр всего этого структурированого пространства.

С религиозным аспектом ЧЛЕНЕНИЯ БОГА - ЧЕЛОВЕКА сталкиваются те, кто на литургии причащаются хлебом и вином. “Теофагия” - поедание частицы божества, приобщение к богу через его поедание, присвоение.

“ядите: сие есть Тело Мое, пейте все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов” (Матф. 26, 26-28).

Кстати , на ваш вопрос про ПОИСКИ ЧАСТЕЙ ТЕЛА могу указать , наверное, на самые знаменитые ПОИСКИ подобного рода. Им не просто посвящены книги, начиная от культовых и заканчивая ширпотребом типа "Кода да Винчи", - это целое направление культуры ;) . Речь идет , понятное дело, о поисках Святого Грааля. И уже неважно что это - реальная "кровь" или только символ.

Вернемся к алтайцам ;) . А ведь у них тема ЧЛЕНЕНИЯ занимает в мифологии не самое последнее место.

Например, легенды о происхождении. Я уже упоминал про аналогию между легендой о происхождении кыргызов и мифом о рождении Афродиты. В ней одного парня, разрезали на куски и бросили в озеро. Попробовав красную пену , образовававшуюся после этого на берегу озера сорок девушек и принцесса забеременели. В легенде о происхождении тюрок, у мальчик которого кормила волчица были отрезаны и руки и ноги.

Могу предложить такой вариант трактовки такого слова как МУШЕ - "часть тела, член". Летоисчисление у тюрок, например у казахов, базируется на 12-летних циклах, называемых МУШЕЛЯМИ. При этом, например, возраст человека измеряется не годами, а МУШЕЛЯМИ. Почитать про это можно, например, здесь

http://www.iamik.ru/?op=full&what=content&ident=17469

или здесь

http://www.dialog.kz/print.php?lan=russian&id=77&pub=124

"Истинный год" состоит ио пяти мушелей, т.е. равен 60 годам. Нормальный срок человеческой жизни принимается равным ДВУМ "годам" , т.е. 120 годам.

(Кстати, советую обратить внимание на последнюю ссылку - статью за авторством Зиры Наурзбаевой. Отличный автор , и про Мировое Дерово пишет ... :D )

Там же у нее , поимо всео прочего, например неоднократно упоминавшуюся на форуме аналогию ШАНЫРАК=МИРОВОЕ ДРЕВО=ТЕНГРИ, написано про аналогию ШАНЫРАК - МУШЕЛ

...Шесть күлдiреушей пересекают круг в 12 местах, причем 12 точек сгруппированы в 4 группы, так что шанырак может рассматриваться как изображение зодиакального круга, а также мушеля...

Остается вспомнить, что ТЕНГРИ=НЕБО это БОГ, что НЕБО поделено ЗОДИАКОМ =МУШЕЛЕМ на двенадцать ЧАСТЕЙ, и мы опять приходим к идее ЧЛЕНЕНИЯ И СТРУКТУРИЗАЦИИ БОГА-НЕБА-ПРОСТРАНСТВА.

Причем используется самое обыкновенное БЫТОВОЕ слово - МУШЕ

http://sozdik.kz

Казахский

Русский

муше

орган

организм

часть тела

член

мушел

старинное исчисление возраста человека по двенадцати

мушелену

разделываться

расчлениться

мушелеу

разделать

разделка

разделывание

расчленение

расчленить

членить

Осталось привести сравнительную этимологию по Старостину этого слова. По нему это слово монгольского происхождения.

Nostratic etymology :

Nostratic: *mo"t.i

Meaning: joint

Altaic: *mi_o/t`i

Dravidian: *mut.-

--------------------------------------------------------------------------------

Altaic etymology :

Proto-Altaic: *mi_o/t`i

Meaning: joint

Russian meaning: сустав

Mongolian: *mo"c^i

Korean: *ma>\ta>\i

Comments: A Mong.-Kor. isogloss.

--------------------------------------------------------------------------------

Mongolian etymology :

Proto-Mongolian: *mo"c^i

Meaning: body part, extremity

Russian meaning: часть тела, конечность

Written Mongolian: mo"c^i (L 544: mo"c^e, mo"c^i)

Middle Mongolian: muc^e (MA 405)

Khalkha: mo"c^

Buriat: mu"se

Kalmuck: mo"c^@

Ordos: mo"c^o"

Dagur: muz^|i (Тод. Даг. 155), (MGCD) moiz^|i

Monguor: muc^ir

Comments: KW 267, MGCD 492. Mong. > Kirgh. muc^o", Kaz. mus^e, Yak. mu"sa" etc. (see TMN 1, 505, Щербак 1997, 206).

--------------------------------------------------------------------------------

Korean etymology :

Proto-Korean: *ma>\ta>\i

Meaning: joint (of bamboo; of body)

Russian meaning: коленце (бамбука); сустав

Modern Korean: madi

Middle Korean: ma>\ta>\i

Comments: Nam 195, KED 561.

--------------------------------------------------------------------------------

Dravidian etymology :

Proto-Dravidian : *mut.-

Meaning : knee, elbow

Proto-South Dravidian: *mut.-

Proto-Telugu : *mud.-

Proto-Kolami-Gadba : *mur.-c

--------------------------------------------------------------------------------

South Dravidian etymology :

Proto-South Dravidian : *mut.-

Meaning : knee, elbow

Tamil : mut.t.u

Tamil meaning : knee, elbow, knuckle

Malayalam : mut.t.u

Malayalam meaning : knob, joint or knot of cane or bamboo, knee and elbow

Tulu : mut.t.e\

Tulu meaning : knuckles, joints of fingers

Proto-Nilgiri : *mut.

Number in DED : 4935

--------------------------------------------------------------------------------

Nilgiri etymology :

Proto-Nilgiri : *mut.

Meaning : bone from elbow to wrist, top joint of front leg of a calf

Toda : mut. el/.f

Number in DED : 4935

--------------------------------------------------------------------------------

Telugu etymology :

Proto-Telugu : *mud.-

Meaning : elbow

Dravidian etymology:

Telugu : ce:ti-mud.uku

Additional forms : Also [1] ka:li-mud.uku, [2] mud.umu knee

Number in DED : 4935

--------------------------------------------------------------------------------

Kolami-Gadba etymology :

Proto-Kolami-Gadba : *mur.-c

Meaning : knee

Kolami : mu:d.s (Pat.), mur.ug (P)

Kinwat Kolami : mur.uc "knee, elbow"

Kolami (Setumadhava Rao) : mud.su:

Kondekor Gadba : mud.kul "knee-cap"

Number in DED : 4935

Пока на сегодня все. Про Толкиена, скандинавские саги, Мировое Древо с распятием как нибудь в другой раз ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Ар_, извините, я как-то просмотрел Ваш ответ и прочитал только вчера. Спасибо за информацию. С большим удовольствием почитал ссылки. (Особенно меня порадовали отзывы на опус Зиры Наурзбаевой).

Все-таки, проблема сложнее, чем я думал.

Либо расчленение, как основа реинкарнации.

Либо расчленение как способ ритуального причащения.

Есть ли следы в тюркских легендах каких-то отголосков андрофагии?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"ГЭСЭР"

Дело в том, что один из небожителей Хан Хурмас, победив в схватке, там, у себя на небе, другого небожителя Атай-Улана, имел неосторожность разрубить побежденного на куски и куски эти побросать вниз на землю. На земле из каждой части поверженного и разрубленного образовались злые чудовища и мелкие бесы, вообще всяческая нечисть и всяческое зло. Бесы и бедствия заполнили и завоевали землю.

Всюду шныряют,

Всему мешают,

Счастье отнимают,

Удачи лишают,

Как черви ползают,

Как мухи жужжат,

Свободой пользуясь,

Людям вредят.

Прыгают, носятся на свободе,

Зло свое на жителях вымещают,

Мальчиками родившихся людей изводят,

Девочками родившихся людей умерщвляют.

В истоки рек опускают яд,

Ядовитыми реки делают,

В корни трав подсыпают яд,

Ядовитыми травы делают,

Насекомых вредоносных плодят,

Землю бесплодной делают.

Наводят болезни и мор,

Напускают нищету и разор.

Напускают голод, холод и тьму,

Напускают язву, оспу, чуму.

Напускают распри, слезы и кровь,

Забывают люди жалость, любовь.

Куда ни посмотришь, все люди злятся,

Мертвые повсюду валяются,

А бесы прыгают, веселятся,

А бесы бегают, похваляются.

Богатая жизнь стала бедной,

Жирная жизнь стала скудной,

За что ни схватятся люди — вредно,

За что ни возьмутся люди — скучно.

Болезни, о которых никто не знал,

Людей косят,

Болезни, о которых никто не слыхал,

Стада косят.

Люди плачут и голосят.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...