Перейти к содержанию
Гость Anonymous

Тенгрианство

Рекомендуемые сообщения

Про ариев знаю что они разрушили Харапскую цивилизацию от которой не осталось никаких письменных источников.

О дравидах слышал, но как об одной из каст.

Затем "дикари" (имевшие письменность) создали величественный эпос "Махабхарата" и написали четыре Веды.

Письменность древних ариев (возможно и руническая) до нас не дошла, т.к. первоисточники переписывались и другими алфавитами и другими языками.

О том откуда они пришли давайте будем доверять самим ариям и Ригвде (к чему им врать - уж не для русских это точно).

Хеттами же во времена захвата ариями Индии (первого из двух) в Иране и не пахло.

Кого вы подразумеваете под иранцами мне не понятно (это сравнительно недавний этноним).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О дравидах слышал, но как об одной из каст.  

Все, дискуссия закрыта.

Руст, прошу зачистить тред - совсем уже оффтопик пошел, не хватало нам тут споров с мистиками и неоязычниками.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
Дикари с Запада завоевали высокоразвитую дравидскую цивилизацию и естественно приняли ее достижения. А у хеттов или иранцев таких трофеев не было. Сами потихоньку развивались.

Сейчас старую схему об арийском завовании Индии пересмотрели. Нет следов войн и разрушений. Скорее Индская цивилизация затухла из-за экологических проблем. А арии инфильтровались туда. Поначалу, действительно, были диковатыми.

У туземцев Хараппской цивилизации была письменность, правда, она очень слабо читается.

Не помню про "Ригведу", но Авеста называет прародиной какой-то "Великий простор", кажется. Локализуют где-то в Туркестане, но все по-разному. Артак, где Вы?

Меня какое-то время раздражали разговоры о "Влесовой книге", но один знакомый парень (белорус) с образованием свято верит в это дело. Правда, оснований маловато. Пока это нечто убеждения и эмоциональной веры. Может быть назрел разговор в теме "Иранцы"? Тогда "бред пантюркизма" можно развести с "арийским простором". Там и Урал подключится:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Читая "познания" гостя я невольно ассоциирую "притчу", которую выдал какой-то бюрократ псковской области. Ага вспомнил, цитирую:

 

Александр Христофоров - председатель комитета по социальной политике Псковского областного Собрания депутатов, член ЛДПР. На двух губернаторских выборах он был доверенным лицом нынешнего губернатора Евгения Михайлова. В декабре прошлого года местная прокуратура возбудила против него уголовное дело за разжигание национальной вражды. Сейчас оно приостановлено, потому что депутаты областного собрания отказались лишить Христофорова депутатской неприкосновенности. Он часто публикуется в газете "Псковская нива". Несколько номеров выходили со знаком, который очень напоминает нацистские эмблемы. По его мнению, "Россия - в общем арийская страна. Арийцы - это русские, белорусы, украинцы и нецветное население городов Европы".

Как говорится, комментарии излишни.........

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Таалаю.

Притчу не понял, т.к. в притче бывает мораль - тут её нет - прочитайте в каком-нибудь словаре определение притче и пополните свой багаж знаний, прежде чем о других отзываться.

Вопрос: а что быть арийцем - это расизм? Или он не прав в том что цветные не арийцы? Вот скажем изгнание русских из Узбекистана - это расизм без всякой натяжки? Ну и что скажете?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну вы даете, уважаемый гость!

Притча как вы сказали есть мораль. Но....есть маленькое но, слово притча взята в кавычки "...". И если вы грамотный, то должны уловить..."какой-то" другой смысловой оттенок. :lol:

Ну да, быть арийцем - рассизм. Это смотря с какой стороны смотреть. Вопрос-то "объемный".... А насаждать на нацменьшинства россии, "русскую душу" хорошо? Или рассцвет шовинизма вкупе с фашизмом среди русской молодежи....не рассизм?

Я не имею ничего против русских. Но будучи и при том, живя 20-30, а то и 40 лет в союзных республиках мало кто из русских "удостоил" своим вниманием изучение местного языка. да и принятие русского как официального, не останавливает отток русских. Вы скажете ну у вас там с экономикой что-то нелодное творится. Да....к сожалению, да. Но где "любовь" тех русских которые выросли в этих краях, где "энтузиазм" для поднятия страны?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, забыл добавить интересную деталь. Ребята узбеки (молодые лет 20-22) болели за Россию в недавнем чемпионате, как-будто за своих!!! А я нет :lol: Я за японцев болел,..... видя это они не могли меня понять :P

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Таалаю.

Я разговаривал с людьми приехавшими из Узбекистана. Знаю о русских погромах в 60-х там же. Знаю как в 90-х русским запрещали вывозить из Узбекистана заработанное имущество. Знаю что такое ферганская долина и т.д.

Почему русские должны учить местный язык - ведь согласно вашей логики - местную культуру нельзя насаждать нац. меньшинствам?

Гостю.

Арии жили не только за Уралом.

P.S.: кстати о Туране - 1914 год, армяне - это правило или исключение?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Рус, я уже просил Вас не переходить на личности, пожалуйста смените тон.

По поводу ариев - приверженцы арийско-русской идеи почему-то избивают и таджиков и узбеков и цыган, чьи арийские корни более очевидны, чем у европейцев. Что это? Я уже не говорю об индийцах - они то вообще прямые потомки ариев. В чем дело? Я объясняю это простой безграмотностью и интеллектом на уровне неандертальцев.

В Ферганской долине, я могу говорить только о южном Кыргызстане, отношение к русским было и есть всегда ровное. А по поводу отъезда - уезжают оттуда не только русские, но и националы - все это из-за экономики.

В любом случае никто на этом форуме не касается политики - хотя у каждого на этот счет есть свое мнение. Я например, понимая угрозу со стороны Красного дракона, всегда ратую за сближение с Россией и усиление СНГ. Я за СССР, который развалил Ельцин только для того, чтобы получить власть, при этом кинув своих соотечественников по всему периметру СНГ. Кто виноват? Насколько я помню тогда была задекларирован некий Славянский союз - Россия, Украина и Белоруссия. Где он сейчас?

И сейчас некоторые нац. республики во всем поддерживают именно Россию, в отличие от тех же украинцев.

В любом случае предлагаю отойти от вопросов политики. Если желаете пообсуждать арийцев или Влесову книгу - тогда пожалуста, а мусолить то, кто кого обидел не вижу смысла - сам живу в России с 86 года и только недавно начал испытывать к себе некие проявления национализма. Приходится иногда бить в тыкву :lol: , извините за резкость.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Руст!

Я честно говоря не понимаю в каком месте я перешёл на личности. Если я и делал такие переходы, скажем в отношении Таалая, то лишь в качестве ответа. Вы наверное имеете в виду переход на национальности, но это уже тема отдельного разговора.

Касательно ариев замечу лишь, что говорить, скажем на китайском и быть китайцем - это две разные вещи. И внешне ни цыгане, ни таджики не похожи на ариев. А какое отношением к ариям имеют узбеки я вообще не понимаю, т.к. если не ошибаюсь их язык относится к другой группе.

Насчёт неандертальцев, всё же таки не хорошо - ну назвать подлым - это одно: мнение такое, а неандертальцем - оскрбление уже получается.

А насчёт ровного отношения - это вы преувеличиваете (может ровно отрицательное?), потому как ещё раз повторю я разговаривал не с одним человеком уехавшим из нац. республик и им полагаю виднее, что там происходило, чем вам. Тем более, что вы с 86 живёте здесь. Хотя конечно случаи бывают разные, но в Чечне начала 90-х это скорее исключение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Rust

А если смысл о чем-то спорить с субъектом, называющим дравидов кастой и отрицающим принадлежность таджиков к индоиранцам?

Обычный скинхед или сочувствующий им. С такими в цивилизованном обществе цивилизованные люди вне зависимости от расовой или конфессиональной принадлежности не разговаривают.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я объясняю это простой безграмотностью и интеллектом на уровне неандертальцев.  

давайте не будем обижать неандертальцев, это были довольно высокоразвитые люди, в среднем с большим объемом мозга чем у современных людей, со своей культурой и верованиями. сравнивать с ними маргинальные части современной городской культуры, не обезображенные интеллектом вообще не очень хорошо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Кыргызбай

Известно, что кыргызы и не только кыргызы, но и почти все народы ЦА поклонялись Хан-Тенири и Умай-эне. Но позднее большинство народов ЦА приняли ислам, который так и не смог прижиться к культуре кочевников (по крайней мере кыргызов). До сих пор я слышу упоминание Хан-Тенири и Умай-эне в разговорах кыргызов и некоторые языческие действия. Более того кыргызы никогда не отличались набожностью я имею в виду ислам и считая себя мусульманами не относились к исламу как относятся например узбеки и уйгуры.

Все таки язычество крепко сидит в душах народа.

Как вы думаете уважаемые участники форума возможно ли возрождение Тенгрианства и нужно ли оно нам? Может кто то имеет дополнительные интересные сведения о Хан-Тенири и Умай-эне?

С уважением,

Кыргызбай

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Почему же возрождение???

По моему, западные буряты - язычники и есть тэнгрианцы...

Вот, только у них в советские времена было принято называть это шаманизмом, хотя и о тэнгриях писали всегда...

По моему, Урбанаева И.С. в открытую заявила, что это тэнгрианство...

У них сохранился полный пантеон из 99 тэнгриев из которых на территории Этнической Бурятии из них, наоходится лишь 4-5 (может и больше), остальные тэнгрии разбросаны по всей территории Центральной Азии...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Меня очень интерисует тэнгрианство, так как мы живём во многом по этой культуре. Не хочу говорить религии, именно культуре. Например такие слова - кук, су-инэсэ, жир- инэсэ, убр, кот(котлы был) и многое другое я знал с детства,и многие приметы, суеверия, традиции всё это было и есть до сих пор в татарских и башкирских деревнях. А я узнал что всё это тенгрианство только недавно, до этого всё это воспринималоьс как что-то естественное. А культура созданное на основе тэнгри очень обширное. Даже обычный восточный гороскоп оказывается обычный тэнгрианский календарь, ведь действительно животные-то в гороскопе наши, а не китайские. Большая просьба участникам форума пришлите сообщения о тенгрианстве всё что знаете, любая мелочь может оказаться ценностью. Спасибо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У кыргызов очень распространены обряды и традиции тенгрианства.

До сих пор остается распространенным культ Умай эне. Когда кто-то болеет знахарки при лечении взывают к помощи Умай эне. Даже матери и бабки, особенно, в аилах лечат своих детей хлебом или солью.

Когда дают лекарство матери приговаривают "это не моя рука, это рука Умай эне...".

Есть обряд окруивания помещений арчой. Считается что это свещенное дерево и при окуривании изгоняются злые духи.

Покойных кыргызы хоронят вопреки исламским канонам не в тот же день, а на третий. Это отголосок кочевого прошлого, когда с покойным должны были проститься даже самые дальние родственники. До сих пор у кыргызов говорят что можно не прийти на свадьбу, но на похороны ты прийти обязан.

Кыргызы до сих пор ставят памятники на могилы с изображением покойных, опять таки вопреки исламским канонам.

В Кыргызстане есть крупный банк "Кыргызстан" и его слоган "Тенирим колдосун" есть на всех вывесках.

За внешней вывеской исламизированности кыргызы по прежнему соблюдают традиции тенгрианства.

Еще вспомню, напишу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Кыргызбай

To Sogd

Уважаемый Sogd!

Спасибо за ответ и справку.

Но например кыргызы больше считают себя мусульманами. Мои родители мусульмане, а мне по душе тенгрианство, так как я не отличаюсь тем что слепо верю в Аллаха. Я верю в какое то высшее божество и оно мне представляется именно как Хан-Тенири и Умай-эне.

А почему возрождение, потому что вообще не понятно кто мы сейчас, я имею в виду кыргызов. То ли мы мусульмане, то ли мы язычники??? Но как я упоминал в моем предыдущем сообщении в нас до сих пор живут языческие корни.

Наверное мне нужно почитать труды Урбанаева И.С. кстати первый раз слышу об этом авторе.

Кто знает где достать?

Кыргызбай

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Кыргызбай

Как отметил Кара-Кыргыз у нас очень сильны традиции Тенгрианства.

В некоторых районах например, до сих пор есть священные деревья, к которым привязываются лоскутки и загадывается желание, как правило эти деревья расположены у родников и вода так же считается священной, горы и даже всем известный Иссык-Куль считается священным. Моя бабушка всегда подходила к озеру и сначала мыла руки и лицо, здоровалась с озером и говорила, что я должен делать то же самое, но я был мал и не осознавал всего этого.

Например схема лечения типуна напрямую уходит корнями в язычество. "Тилиме тибиртке чыкты - Иттин кетуно кат" Так лечат до сих пор и что удивительно очень успешно! Я много раз пытался понять как врач этот механизм, но у меня нет никаких объяснений как это происходит?!

Кыргызбай

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Кыргызбай,

вынужден признаться, что лично книг Урбанаевой И.С. не читал, знаю о ее положениях по дискуссиям, да и то вкратце, т.к. религия не мой конек...

Однако нашел ссылку на ее статью:

http://incart.spb.ru/~ikv/meta/russian/texts/sham.htm

познакомтесь

P.S. в душе-то я тоже язычник, а вот в мыслях атеист...

С уважением

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

-Например схема лечения типуна напрямую уходит корнями в язычество. "Тилиме тибиртке чыкты - Иттин кетуно кат" Так лечат до сих пор и что удивительно очень успешно! Я много раз пытался понять как врач этот механизм, но у меня нет никаких объяснений как это происходит?!-

Да действительно, моя бабушка почти ежедневно читала Коран, но если касалось лечения, то заговоры которые она произносила, были явно не на арабском, потому что текст был мне понятен. И на самом деле, у моего братишки таким образом пропала киста, а он готовился на операцию. Правда в процессе заговора он ещё перешагивал несколько раз через коромысло.

-Покойных кыргызы хоронят вопреки исламским канонам не в тот же день, а на третий. -

Возможно, христиане переняли это, по каким-нибудь соображениям, у тэнгрианства.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У Тологона Кысымбекова в "Сломаном Мече" описывается обряд человеческого жертвоприношения. При провозглашении нгового хана и поднятии его на бейлом войлоке, кыргызы принесли в жертву молодого воина, окрапив его кровью войлок. Действие происходиоло в конце 19-го века. В это время кыргызы уже считали себя мусульманами.

В другом его произведении "Там за тучей белеет гора" описывается подобный случай где бай дабы умилостивить духа воды, предпринимает попытку убийства своего батрака и принесения его в качестве жертвы.

Когда кто-то приезжает из далека в родительском доме проводят обряд очищения водой: над головой проводят вкруговую чашу с водой, произносят заклинания, после этого пришедший должен сплюнуть в воду.

От порчи и сгалза помогает когда смотришь на проточную воду. Родители приводят детей на речку и гворят им чтобы они смотрели на воду.

Я слышал что в Татарстане существет целое движение за возрождение древних тюркских традиций и верований. Они рассматривают будущее развитие тюркских народов вне ислама , а согласно традиций и верований доисламских предков. Особое внимание уделяется изучению Тенгрианства и шаманизма. Они выпускают свою газету под названием "Бизнен Ел". Читал пару выпусков, очень интересно. Особенно теория эгрегоров.

Кстати один из них был в Кыргызстане года 3-4 назад и был потрясен, он сказал что из всех тюркских народов кыргызы в наибольшей степени сохранили свои доисламские традиции и обычаи.

Интересно было бы узнать об этом движении побольше.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вспомнил!

Есть еще книга Чоюна Омралиева "Тенирчилик". Правда она на кыргызском языке. Там очень хорошо описаны Тенгрианские воззрения кыргызов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казахи называют Бога по разному:

по-персидски Кудай (Ходай) (эпоха зороастризма)

по-тюркси Танiр (Тенгри) (эпоха тенгрианства)

по-арабски Алла (Аллах) (эпоха Ислама)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Следы шаманства у киргизов" (в сокращении)

Шаманство как религия составляет предмет, еще не исследованный. У киргизов оно смешалось с мусульманскими поверьями и, смешавшись, составило одну веру, которая называлась мусульманской, но /они/ не знали Магомета, верили в Аллаха и в то же время в онгонов (по верованиям монголов, души предков; казахи называют их аруахами), приносили жертвы на гробницах мусульманским угодникам /и одновременно/ верили в шамана, уважали магометанских ходжей /и/ поклонялись огню, а шаманы призывали вместе с онгонами мусульманских ангелов и восхваляли Аллаха. Такие противоречия не мешали друг другу, и киргизы верили во все это вместе.

Такой порядок вещей продолжался до наших дней, когда ислам вместе с русской цивилизацией проник в Степь и грамотные дети, воспитанные фанатичными татарами, с презрением отвернулись от обычаев предков и стали преследовать и запрещать их.

Мусульманство среди народа неграмотного оставалось звуком, фразой, под которыми скрывались прежние, шаманские представления. Оттого изменению подверглись имя, слова, а не мысль. Онгон стали называть арвахом, кок-тэнгри – Аллахом или Худаем, духа земли – шайтаном, пери и джином, а идея осталась шаманская. Тем не менее, основания шаманской веры были поколеблены магометанским единобожием. Небо слилось с идеей Аллаха, а второстепенные тенгри совершенно были забыты, потому что более преследовались при введении ислама как идолы, столь ненавистные мусульманам. Зато солнце, луна, звезды, которые не были олицетворены, пользуются до сих пор уважением, и в народе сохранились некоторые обряды их культа.

Шаманство, с одной стороны, есть почитание природы вообще и в частности. Человек живет и действует под влиянием природы. В этом смысле шаманство представляет крайний материализм. С другой стороны, умирая, человек сам становится божеством – это крайний спиритуализм.

Человек шаманский удивлялся солнцу и поклонялся ему; увидел луну – и ей поклонился; он поклонился всему в природе, где замечал присутствие этой неизъяснимой силы, вечной как время, которую он назвал синим небом, кок-тэнгри. Происхождение шаманства – это обожание природы вообще и в частности.

Другое чудо – человек. Эта душа, эти способности, этот дух мыслящий и пытливый, не есть ли очевидное присутствие божества? Он поклонялся живому духу в лице шамана и мертвому духу онгону. Но влияние природы в этой жизни на человека слишком сильно, и он должен был создать правила, которыми он руководствовался в отношении к таинственной природе: что делать и чего не делать. Вот происхождение тех обычаев и обрядов, которые мы называем теперь шаманским суеверием и которые тогда были истинной верой, верой несомненной, живой.

Таким образом, шаманство первоначально было почитанием природы вообще – в идее неба, солнца, луны, рек и прочих чудес природы и стихий и поэтому отчасти походило на фетишизм. Человек мертвый был сам свободное божество, поэтому влияние неба простиралось только на человека живого. Поэтому же и идеи греха (в смысле христианском) не было; от божества зависело благо и худо, добро и зло, счастие и несчастие во время земной жизни, а благодать и кара следовали тотчас за грехом.

АРВАХИ, ИЛИ ОНГОНЫ, - ДУХИ УМЕРШИХ ПРЕДКОВ

Шаманство обоготворяло природу. Человек предписывал небу, солнцу и луне власть над собой, но влияние это действовало на него только в этом мире от рождения до смерти. По смерти власть природы на него /т.е. над ним/ прекращалась, он сам становился арвахом. Благополучие его в том мире зависело от того, как родственники исполняли обряды поминок. Если поминки были исправны, он был спокоен и покровительствовал всем родным, не то он становился врагом и вредным. Небо было беспристрастно как божество.

Люди великие, сильные были и всесильными онгонами, мелкие натуры и по смерти становились ничтожными духами. Чингис-хан после смерти был почитаем, как Бог. У киргизов почитание арвахов до сих пор во всей силе.

В честь арвахов приносят в жертвы разных животных, а иногда нарочно ездят на поклонение к их могилам и, принося жертву, просят их о чем-нибудь.

Китайские писатели сохранили нам некоторые обычаи, соблюдавшиеся при погребении царей у хунну, киданей и других шаманских народов. Европейские путешественники, ездившие к монголам, говорят о подобных обычаях у команов (т. е. кипчаков) и монголов. Если сравним их с киргизскими, то найдем в них замечательное единство идей и даже сходство обрядов.

Шаманы почитались как люди, покровительствуемые небом и духами. Шаман – человек, одаренный волшебством и знанием, выше других, он поэт, музыкант, прорицатель и вместе с тем врач.

Киргизы шамана называют бахши /баксы/, что по-монгольски значит учитель, уйгуры бахшами называют своих грамотников, туркмены этим именем зовут своих певцов. Команы называли шаманов кам, так называют его и теперь сибирские татары.

У киргизов не всякий может быть шаманом, как не всякий из нас может быть поэтом.

Э М – лечение. Болезни, по мнению шамана, происходят не от физических причин, но от воли божеств и духов. Некоторые болезни имеют своего хозяина, т. е. своего духа.

О Г О Н Ь . Почитание огня заимствовано от персов. Из всех шаманских поклонений у киргизов поклонение огню до сих пор имеет большую силу. Киргизы огонь называют авлие. Огонь имеет свойство очистительное. Очищают, проводя между двумя огней. Скочевывая с зимовок, они переходят кочевкой между огней. Человек, дающий публичную клятву, должен также очищаться огнем.

Огонь был покровителем жилищ, домашним святилищем, поэтому у киргизов невеста при вступлении в новое семейство должна была поклониться огню в большом доме. Обычай этот существует у монголов и заменяет венчание. Точно так же при рождении ребенка приносят огню жертву. В огонь нельзя плевать, нельзя проходить через огонь, даже через место, где он когда-то был разведен… Почитая огонь, боялись гнева огня и поэтому клялись огнем.

О ЖИВОТНЫХ, ПРИНОСИМЫХ В ЖЕРТВУ

В жертву приносили животных всех видов, по преимуществу верблюдов, лошадей, баранов и, редко, быков, но всегда самцов и с известными приметами.

Ислам допускает жертву от стад только в память курбана Авраамова, но киргизы при малейшем несчастии режут животное во имя Божие… или во имя арвахов и приносят жертвы на могилах предков. Такие жертвы они называют курбандык и садака и этим некоторым образом смягчают их языческое значение.

Верблюд показывает крайнюю важность причины, побудившей сделать жертву. Верблюд должен быть белый.

Баран должен быть белый с желтой головой.

Киргизы нередко в беде именуют лошадей или скот, почему-либо им дорогой, а приносят в жертву другой, мене любезный. Для этого слюной именованного животного мажут рот животного, которое хотят в самом деле убить.

КОСМОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ КИРГИЗОВ

Звезды, по мнению некоторых киргиз, не что иное, как большие горы из драгоценных камней, лежащие от нашей планеты в таком расстоянии, что кажутся маленькими точками. Киргизы верят во влияние звезды на человеческое счастье. По мнению других, каждая звезда соответствует душе какого-нибудь человека на земле и, когда умирает человек, то и звезда его падает на землю.

Из звезд киргизы знают и отличают очень немного.

Полярная звезда – Темир казык (букв.: железный кол); по ней Железный Кол, вероятно, дано вследствие видимой неподвижности, поэтому две звезды, близкие к ней и имеющие около нее движение, ориентируются киргизские путешественники во время ночи. Название которое похоже на ход лошадей, привязанных на веревке к колу, называются “двумя белыми лошадьми”.

Большая Медведица называется киргизами Семь Воров – Джеты каракчи; это души семи разбойников, которые днем воровали, а ночью каялись в грехах, за это они были обращены после смерти в семь звезд.

Плеяды – уркер. Киргизы заметили поступательное движение Плеяд к Большой Медведице и думают, что она преследует семь воров, чтобы выручить свою дочь. По Плеядам киргизы узнают часы ночи и времена года.

Венера – Пастушеская звезда. По восходе этой планеты киргизские пастухи гонят баранов в аул в загон.

Утренняя Звезда – Чулпан-джулдуз.

Знаки Зодиака и их созвездия известны киргизам под арабскими, но несколько исковерканными названиями.

Луна, вероятно, была божеством. Киргизы при виде новой луны делают земные поклоны и летом берут с того места, где делали поклоны, траву, которую, придя домой, бросают в огонь. Киргизы не смотрят долго на луну. При отправлении естественных нужд не обращают лица своего к луне. Вообще, о луне говорят с уважением.

Небо – это высочайшее божество в шаманстве. Кок-тэнгри – Синее небо. Небо было свободно в своих поступках, оно награждало и карало. От его воли зависело благополучие людей и народов. На небе есть жители – люди, они опоясываются под горлом; мы живем в середине, на земле, и носим пояс на середине тела; люди же подземные, у которых также свое солнце, луна и звезды носят пояс на ногах (образ жизни небесных жителей – киргизский, так как это элементы суть плод киргизской фантазии).

ЯВЛЕНИЯ В НЕБЕ

Гром. Киргизы говорят, что гром – гневный глас Божий. А молния – стрелы, которыми он поражает шайтанов. Нам случалось также слышать относительно первого грома, “небесный жеребец ржет…” При этом у киргизов соблюдается следующий обряд: хозяин юрты с ковшом выбегает из юрты, бьет им, бегая вокруг, свою кибитку снаружи, приговаривая: “Молока много, углей мало”, а потом, придя домой, втыкает ковш около дверей в керегу. Говорят еще, что льют молоко у порога, что есть доброе пожелание обилия молока, следовательно, и увеличение стад.

Вихрь, вероятно, был олицетворен как один из тэнгриев стихийного происхождения, потому что киргизы, встречая вихрь, плюют три раза: “тфу, тфу, тфу”.

О ЧАРУЮЩИХ СИЛАХ, ЗАКЛЮЧАЮЩИХСЯ В САМОМ ЧЕЛОВЕКЕ

Грозны были для младенствующего человека стихии, но от них можно было укрыться; хуже беда была в самом человеке – страх перед какой-то неведомой силой, которую он ощущал в себе. Человек был окружен страхом. Даже во сне он боялся, его страшил сон.

Язык человека через слово имел, по мнению киргиз, разрушительное влияние.

Если у киргиза умрет красивый ребенок, пропадет хороший конь, улетит хороший сокол, испортится оружие – все приписывается человеческому языку.

Глаз действует так же, как и слово.

Ногти. Киргизы вместо клятвы лизали ногти на руках, смотря на небо. Приписывается ли чародейская сила ногтям всех пальцев или одного пальца по преимуществу, не знаем.

ЧАРУЮЩАЯ СИЛА, ПРИПИСЫВАЕМАЯ НЕКОТОРЫМ ДЕЙСТВИЯМ

“Обвести”, “окружить” употребляется в эпических сказаниях народов индогерманского племени в смысле “приворожить”, “околдовать”.

У киргизов чарующая сила заключена собственно в кружении. Они избегают полного круга при осмотре чего бы то ни было. Обойти человека – значит принять на себя все его болезни, чары, которые тяготят над ним. Поэтому самое нежное слово у киргизов и самое верное выражение любви заключается в словах айналайын, что значит “обхожу тебя”. Мы слышали, что в старые годы часто чадолюбивые отцы бегали с поясом на шее вокруг юрты, где лежал их больной сын, предлагая якобы себя небу взамен больного, а родственники и одноаульцы старались удержать его от такого гибельного намерения. Так киргизы верили в кружение.

КЛЯТВЫ

“Да побьет меня огонь мой!”

“Да буду твоим синим ослом!”, иногда они прибавляют: “в двух мирах”, т.е. “на том и на этом свете”.

Рым, т.е. обычаи, соблюдение которых в шаманстве избавляло от несчастий, а нарушение вело за собой какое-нибудь бедствие. Одним словом, /это/ те простонародные обычаи, которые европейцы называют предрассудками или суевериями, а в шаманстве они составляют обрядную часть их веры.

Наиболее употребительные рымы:

При отчуждении из табуна лошади берут клок волос от гривы и, помочив в слюне животного, кладут в карман; этот обычай называется “брать слюну”.

Отдавая кому-нибудь платье, оставляют у себя одну пуговицу или завязку.

При продаже животных не отдают от лошади узды, от верблюда – носовой веревки, от сокола – путалищ, от собаки – ошейника. В русских сказках есть чародей, который оборачивается в разных животных: в лошадь, собаку, сокола и проч., обыкновенно просит, чтобы при продаже его в этом виде не отдавать узды, ошейника и путалищ.

Входить в юрту с пищей во рту нехорошо, выходить, напротив, хорошо. Некоторые киргизы имеют свой собственный рым, то есть, заметив, что известные действия первых ведут за собой худо, а известные – благо, они избегают первых и не упускают делать последние и проч.

Особенно много рымов киргизы наблюдают во время походов и баранты.

ТАЛИСМАНЫ ОТ ГЛАЗУ, ОТ НЕЧИСТЫХ ДУХОВ И ОТ РАЗНЫХ БОЛЕЗНЕЙ

В прежние годы талисманы были большей частью вещественные, а именно разные части тела вещих животных или птиц, кости животных и иногда камни.

Кости животных, имеющих сверхъестественную силу. Локтевая кость могла заменить для скота пастуха, т.е. сберегать от волков и от воров. Локтевую кость киргизы носят также привязанной к передней луке седла как хранителя седельного прибора и лошади. Волчья чашка предохраняла от ревматизма в пояснице и от “глазу”.

Голова филина, ноги и перья сохраняют от злых духов; для этого их привязывают к юрте и колыбелям детей.

От “худого” глаза и языка носят камень, называемый “ишек тас”. Камень этот, по поверью, должен находиться в желудке ослов, но торговцы продают под этим именем зеленую муравленную глазированную глину.

Все болезни в шаманстве приписывали наваждению злых духов или гневу онгонов, оттого лечение проводилось шаманами.

Есть и животные, которых боятся черти. Например, при родах – верблюда-самца и ежа. К колыбели детей привязывают ежовые иголки, а при родах кладут их на страждущую. Замечательно, что волосы русского человека употребляют также в числе средств для изгнания болезней.

Киргизы приписывают особенную силу кие некоторым стихиям, некоторым животным, птицам и разным предметам, полезным в их кочевом быту, и воздают им известного рода почет, думая, что исполнение почетных обрядов утверждает за ними богатство и счастье – кут. Предметы, имеющие такую силу кие, называют киелы, а карательная сила их – кеср.

Поэтому надо полагать, что шаманские народы добро и зло приписывали благоволению или гневу обоготворямых ими предметов и стихий кие. Благочестие заключалось в известных обрядах уважения, а грех – в нарушении их; они боялись кесра.

http://www.unesco.kz/heritagenet/kz/conten...a/st_shaman.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...