Гость Qaraqalpaq

Туркестан под властью Советов

3 сообщения в этой теме

Туркестан под властью Советов. К характеристике диктатуры пролетариата.

Мустафа Чокай-оглы.

ГЛАВЫ ИЗ КНИГИ

Простор.1992.N9-10.C.101-112.

Архив: тайные страницы.

Боль за свой поруганный народ считалась в социалистическом отечестве признаком национализма. Таким «национализмом» был болен Мустафа Чокайоглы. Ныне мы отвергаем ярлыки. Это способ обрести здоровое сознание. Национализм в тех пределах, в которых он служит утверждению национального достоинства, говорит правду о годах унижения и разорения наций, указывает верно тех, кому мешали черты национального своеобразия и сплоченности,- всегда необходим. И народу и каждому его представителю. На мой взгляд, есть простой способ вернуть многим оболганным истинам первоначальный смысл. О явлениях, объявленных большевистским мировоззрением гнусными и неприемлемыми, надо думать как о необходимых и полезных в нашей будущей нормальной жизни. И тогда вновь у людей появится чувство Родины, подлинное знание Истории, обнаружится смысл Жизни. После прочтения книги Мустафы Чокая возникает желание сделать только одно уточнение. Большевизм никогда не был идеологией русского человека. Трагедия народов была всеобщей. Гнусности большевизма, организованные в стране агентами международного зкстремизма, отразились и до сих пор отражаются на каждом из нас. Книга Мустафы Чокая полезна тем, что показывает особенноети революционных приемов уничтожения наций и народов так называемых окраин...

Е.Гусляров, зав. отделом документальной прозы

http://kungrad.com/history/biblio/turk/

_________________________________________________________________

Жигит болсанг арысландай тууылган,

Хызмет еткин, удайына халык ушын! ( Бердах)

С уважением,

Qaraqalpaq.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

По Алаш Орде и вообще очень рекомендую:

Sabol S., Russian colonization of Central Asia and the genesis of Kazak national consciousness, 1868-1920, New York, 2003

Что касается автономии нигде в литературе не нашёл подробной программы, а конкретно как они видели свои взаимоотношения с центром.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Научная общественность Башкортостана до сих порнаходится под гипнозом советских концепций.

Еще в самые первые периоды существования советского государства, перед большевиками стояла проблема создания общенациональной истории Союза, где революция 17-го года представлялась как единственно возможный результат в развитии государства и его народов. Вплоть до середины 40-х гг. более менее разработанной концепции не было. Система в основном занималась преследованием историков (разгром школы Покровского). Но к середине 40-х гг. такая необходимость возникла. Дело в том, что в период ВОВ бюрократический аппарат несколько ослаб. Потому в общественной и научной мысли начали появляться на свет работы с критикой гос строя. В чем естественно ЦК видел для себя прямую угрозу. Очевидно, примерно в начале 1944 года было принято решение о проведении специальных секретных совещаний по выработке основных идеологических установок по основным отраслям науки. В этот период появляется специальных идеологических орган Управление по пропаганде и агитации (УПА).

В мае 1944 года УПА принимает решение о проведении секретного совещания историков при ЦК ВКП(б). На этом совещании была положена основа новой идеологически выдержанной концепции истории Советского государства. Один из результатов этого совещания стало появление специальных постановлений по агитпроп работе в автономных республиках. 9 августа 1944 года появляется постановление по ТАССР, 27 января 1945 гг. – по БАССР. Но эти постановления касались не только истории. На основе этих постановлений шло наступление «по всему фронту». Она затронула все стороны общественно культурной жизни республик.

1. Союз советских писателей. Сразу после выхода постановления по ТАССР в 1944 году в Уфе начинается лихорадочный поиск идеологически невыдержанных произведений. Таким образом еще до выхода постановлений по БАССР были найденны «козлы отпущения». Ими стали выдающийся сесен Мухаметша Бурангулов и писатель Баязит Бикбай. Так же «на заметке» были писатели Р. Нигмати, и Даянов. В течении 45-46 гг. шло «обучение» писателей БАССР. После выхода постановлений ЦК «О произведениях «Звезда» и «Ленинград»» Бурангулову был подписан приговор

2. Театральный репертуар. Зимой начинается смотр национальных театров. И опять в отчете смотра фигурирует имя Бурангулова и его пьесы «Идукай и Мурадым» и «Башкирская свадьба».

3. По всей республике вводились лекции по истории ЦК ВКП(б)

4. И, наконец, история. Летом 1945 года была организованна специальная комиссия. Примечательно, она называлась также как и комиссия при Оренбургской экспедиции в 1735году – Башкирская комиссия. Председателем ее стал известный московский историк Лебедев. Но меня поразило то что я обнаружил когда разгребал стенограммы этой комиссии. Это то, что ее организатором был ни кто иной как Греков, главный историк по средневековой истории отечества (Киевская Русь, Золотая орда и ее падение и тд). Он был особо приближенный консультант Сталина по вопросам истории. Очевидно именно он решал вопросы о проведении совещания при ЦК и выходе Постановлений по ТАССР и БАССР. Кроме Башкирской комиссии им были организованы комиссии в Казани, Узбекской и Казахской ССР. Из этого видно в каких масштабах велась работа. Она принимала всесоюзный характер.

Какие же были результаты этой работы? Домонгольский период, т.е. до 1223 года. башкиры представлялись как народ находящийся на стадии разложения первобытнообщинного строя кочевники, не имеющие классового общества и естественно не способного к государственности. С приходом монголо-татар башкиры были порабощены из-за чего развитие их было заторможено вплоть до середины 16 века. И вот с приходом русских и их массовым заселением на Южном Урале башкиры смогли «обрести свое «Я»» и полноценно развиваться в дружной семье народов Советского Союза. Ведущую роль в развитии народов Сталин отвел русскому народу. При этом вместе активно сопротивлялись феодально-буржуазному гнету. С этого момента и начинался отчет образования новой национальности – советский человек. В конце развития которого как логический итог Великая революция 1917 года. Почти все работы наших историков в той или иной степени отражают эту концепцию: Усманов А. Добровольное присоединение, Кузеев Происхождение башкирского народа, Акманов Башкирские восстания (при всем уважении к ученому) тд. Лишь Мажитов (археолог) хоть как то пытается отойти от этих рамок.

Параллельно шел процесс в ТАССР. Там тоже проходили совещания, конференции. Была утверждена концепция, где татары признавались прямыми и единственными потомками булгар. Постановление вышло по ТАССР, но главный удар пришелся по чувашам и башкирам. Результаты этих постановлений мы можем видеть со всем колоритом и по сей день, хотя бы в виде псевдоисторических статей, монографий, форумов и тд и тп. Но надо сказать концепция имела свое развитие в 60-80 гг. когда выходили так называемые булгаро-татарские работы Мухамадиева Денежная сиситема…, Юсупова Булгаро-татарская эпиграфика, Усманова М. Татарские исторические источники 17-19 вв., Халикова Татарский народ и его предки и пр. Сегодня, из-за тупиковости самой концепции ее развитие заглохло. Как альтернатива появилась новое движение татаро-татаристы. (Д. Исхаков, Измаилов).

Т.о. попытался наглядно показать в какой сложной ситуации оказался башкирский народ, его прошлое, а соответственно и будущее.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!


Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.


Войти