Перейти к содержанию
s.reily

Тайбуга

Рекомендуемые сообщения

Добрый день, в 2002 году я поместил в краеведческом журнале "Лукич" свою статью-гипотезу о Тайбуге. Взгляните, господа, если не трудно, укажите на основные ошибки.

P.S. Не думайте обо мне плохо, другие мои произведения опираются только на факты. Сей же труд написан после прочтения книг Дёмина, если доктору исторических наук можно витать в облаках, что ж мне нельзя :-)))

ТАЙБУГА, ЧУЖОЙ В СТРАНЕ ЧУЖИХ (ВЕРСИЯ).

Есть на Земле территории, история населённости которых людьми насчитывает тысячи лет. Менялись племена, глаза жителей меняли разрез, а волосы цвет. Менялся уклад, менялось государственное устройство, но эти территории не пустовали.

Мистического в этом мало. Люди селились там, где природа предлагала им благоприятные условия. Доступ к источникам воды, богатые леса, здоровый воздух. Тот, кто первым пришёл на место, положил начало поселению своего народа, заслуживает памяти. Но память держится, к сожалению, пока существует народность, существует основанное поселение, государство. Новые народы, пришедшие на смену, редко заботятся о памяти бывших хозяев земли.

Тюмень была основана Сукиным, Мясным и Чулковым летом 1586 года от Рождества Христова. Это общеизвестный для нас факт. Но кто первым из саргатского племени пришёл на Туру, основав Мысовские поселения? Кому первому из южных манси приглянулись холмы, на которых сейчас располагается Тюменский Загородный сад? Саргатские племена растворились в Великом Переселении, манси, теснимые им, ушли на север, изменив уклад хозяйства, уклад жизни. Личности их первопроходцев, градооснователей растворились в потоке истории.

Тюмень была основана на месте татарского города Чимги-Туры. Письменных памятников об основателе этого города не найдено. Сохранились лишь предания татарского народа. В своё время эти сведения были оценены гг. Г. Ф. Миллером (1705 – 1783) и Н. А. Абрамовым (1812-1870). Историки XVIII – XIX веков вынесли свой строгий вердикт: предания плохо согласуются друг с другом и с известными историческими данными, отражают, скорее всего, строго местные исторические процессы. Неужели и предпоследняя страничка истории нашего края уходит в никуда? Был ли он – Тайбуга, основатель Чимги-Туры? Был ли он местным князьком или представителем высшего звена монгольского знати? Произошло ли с ним всё то, о чём говорят древние сказания? Попробуем ещё раз сопоставить имеющиеся факты.

I. ЕГО НЕЯСНОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ.

Краткую историю ханов правивших в Сибири, составленную на основе Сибирской летописи Ремезова, а также Сибирской летописи, хранившейся в Тобольской семинарии, даёт Н. А. Абрамов в своей статье «Город Тюмень».

«Первое, главное татарское владение в Сибири, было на реке Ишиме, в городе Кизил-Тура…Об имени первого там хана в летописях не упоминается», так он излагает содержание известных ему Сибирских летописей. В дальнейшем, Абрамов приводит список ханов, последовательно владевших Кизил-Турой, коих набирается 15 (включая первого безымянного), причём, только в 7 случаях говорится о переходе правления от отца к сыну, а в одном – от брата к брату.

Отец Тайбуги, Он-Сом, был братом 15-го хана Кизил-Туры, Мунчака. О времени жизни Тайбуги Н. А. Абрамов заключает следующее: «Принимая в соображение, сколько было после Тайбуги ханов до покорения Сибири, можно примерно полагать, что Тайбуга ханствовал в конце XIV столетия».

Г. Ф. Миллер, исследуя татарские сказания, пришёл к мнению, что Он-Сом был небольшим татарским князем в Сибири во время правления Чингисхана. А последний, при завоевании Сибири, просто передал местную власть его потомкам. Так родилась легенда о «местном» происхождении Тайбугидов, повторенная впоследствии другими историками.

Но вряд ли правление Сибирью было предоставлено Чингисханом (или его наследниками) бывшим правителям той земли. До монголов, на территории Приишимья находились племена, схватка пришельцев с которыми была продолжительной и ожесточённой.

Дело в том, что, в начале XIII столетия, на территории Юго-Западной Сибири кочевали восточные половцы (они же кыпчаки), пришедшие туда ещё в XI веке (Л. Н. Гумилёв «От Руси до России» стр.68; «В поисках вымышленного царства», стр.82). Этот народ, вступая в союзы с врагами монголо-татар, оказывал последним сопротивление в течение 13 лет (1216-1229 гг.). Типичные европеоиды со светлыми волосами и глазами (Л. Н. Гумилёв «Тысячелетие вокруг Каспия», стр. 219), они вряд ли могли считаться сибирскими татарами за своих предков.

Итак, предки сибирских татар пришли в долины Ишима в 20-х годах XIII века, основав первый город – Кизил-Туру. Кто были их правители? На курултае 1229 года, после смерти Чингисхана, великим ханом был выбран его сын Угедей. Тогда же среди правящего рода были распределены области его улуса. Большая Орда, правое крыло улуса, западные земли (монголы, рассматривая земли, руководствовались взглядом с севера на юг), достались потомкам Джучи, старшего сына Чингисхана (Джучи погиб в 1227 году, незадолго перед смертью отца). Ханом улуса Джучи был выбран Батый, непосредственно управлявший также правым крылом своего улуса, Золотой Ордой.

Левым крылом улуса Джучи управлял старший сын Джучи – Орду-Ичэн. Его земли включали территории современного Казахстана, Юго-Западную Сибирь. Столицей этой территории, впоследствии отделившейся Ак-Орды, стал город Сыгнак на Сырдарье.

Северные земли своего улуса Орда-Ичэн отдал во владение ещё одного своего брата, Шейбана. Ему была дана во владение область Курал (Урал?), а из родовых владений – четыре рода: кучичи (ку-кижи-лебединцы?), найман, карлык (карлуки?) и буйрак (байырку?). Именно в Шейбанидский улус и входили территории долин Ишима и Тобола, Кулундинские и Барабинские степи. Таким образом, первый город в Сибири (Сибирью ранее именовали более ограниченную территорию, нежели сейчас, см. В. О. Ключевский «Сказания иностранцев о Московском государстве» стр. 23) мог быть основан именно Шейбаном.

К сожалению, учитывая прерывистость вертикальной преемственности, нельзя говорить о 8 поколениях, отражённых в перечне Абрамова. Нельзя говорить и о принадлежности всех предшественников Тайбуги к роду Шейбанидов, правивших улусом, в состав которого входила Сибирь. В 1230-х годах область Ак-Орды, включавшая Сибирь, находилась под правлением Орды-Ичена, старшего сына Джучи. Этот правитель, необычайно выделяясь по своим моральным качествам среди всех предшествующих и последующих Чингизидов, не только отказался от трона Джучи (улус Джучи включал в себя Ак-Орду), но и выделил из своего государства улусы для своих братьев Шейбана и Туга-Тимура. С этого времени, перечень владетелей различных территорий Ак-Орды представлял собой смесь трёх родословных деревьев Джучидов, потомков Орды, Шейбана и Туга-Тимура. Достаточно вспомнить, что историки до сих пор не могут точно указать к какому роду относятся такие властители как Урус-хан и Чегра.

Однако учитывая некоторое сходство имён на родословных древах, можно попытаться идентифицировать Тайбугу именно на родословном древе Шейбанидов. По татарским преданиям, сын Тайбуги именовался Ходжа и был ханом Тюмени. Принимая во внимание расчёты Н. А. Абрамова, можно предполагать время правление Ходжи в первой половине XIV века. Именно в 1421 году на престол Тюмени был возведён шейбанид Хаджи-Мухаммед. По родословной Шейбанидов, дедом Хаджи-Мухаммеда являлся шейбанид Бек-Хованди (в другом прочтении, Бек-он-ди). Данное предположение, основанное, впрочем, лишь на сходстве имени, было высказано и современником Миллера, Гебардтом (Миллер, стр.33).

Отцом Хаджи-Мухаммеда, сыном Бек-он-ди был Али. Именно он и являлся, в этом случае, Тайбугой. Гипотеза, объясняющая разницу имен нашего героя, будет изложена позднее. Кстати, перевод имени Тайбуга как «необъезженный жеребец», предлагаемый в некоторых сочинениях (В. Софронов. «Искер – город из прошлого»), не полон. Точнее, «конь, слишком длительное время задержавшийся в состоянии жеребца». Более похоже на прозвище, тем более, что соответствует жизни нашего героя. На мой взгляд, можно проводить также аналогии со тюркскими словами «тайши»-«царевич» и «бага»-«герой, могучий».

Прощаясь в повествовании с Кизил-Турой, можно выразить предположение о районе её местонахождении. В последнее время её яростно ищут возле устья Ишима. Но в преданиях сказано, что Он-Сом удалился от своего брата, властителя Кизил-Туры к Иртышу, где основал своё ханство. Исходя из этого, можно предположить местоположение столицы Шейбанидского улуса в верхнем течении Ишима. И не случайно ли, в верховьях одного из притоков Ишима, Селеты, находится старинное поселение Кзыл-ту (Кокчетавская область Казахстана). Основание столицы улуса в зоне лесостепей, нежели в лесах, более вероятно для монголо-татар XIII века.

Город же Он-Сома на Иртыше мог находиться в окрестностях современной Тары. Именно там Ермак обнаружил татар, также как и жители Чимги-Туры, носящих имя «турали».

II. ЕГО СОМНИТЕЛЬНОЕ НАСЛЕДСТВО.

Итак, возвращаясь к преданиям, Мунчак стал 15 ханом Кизил-Туры, а его брат, Он-Сом, удалился к Иртышу, основав там новый улус, покорил ближайшие племена остяков и вогул, вёл торговлю и был очень богат. Но…пришёл некий Чингий, бунтовщик из простых людей, который убил Он-Сома и завладел его царством. Во время нападения, Тайбуга был спасён дворецким Чингия, Мурат-бием и увезён в отдалённые места.

Попробуем разобраться в данном трагическом повествовании. Личность Чингия тревожила всех историков, разбиравших данный вопрос. Однако, Погодинский летописец (по некоторым исследованиям, летопись основанная на наиболее ранних писаниях о завоевании Сибири – «казацких сказках») абсолютно точно отвечает на этот вопрос: «….в Русском государстве в некоторое время наименовался Темир-Аксаком». Вот так, не более, не менее, Тимур - завоеватель Сибири. Но Тимур действительно был «из простых людей» рода Барлас, нецарского рода! Но войска Тимура действительно были в Сибири!

Рассмотрим историю Ак-Орды 2-ой половины XIV века. В 1359 году в Золотой Орде началась Великая Замятня. За 20 лет на троне перебывало 25 ханов. Причём, права на престол Джучи пытались в своё время предъявлять и Шейбаниды (Хидырь, Темир-Ходжа, 1361 год). В Ак-Орде же наблюдалось иное. В 1361 году к власти пришёл Урус-хан (по одним сведениям, из рода Орды-Ичена, по другим – из племени Тука-Тимура, ещё одного сына Джучи). Он укрепил власть на территории улуса, подавив возникающий сепаратизм и, пользуясь ситуацией, начал захватывать сопредельные территории охваченного смутой соседнего крыла. Ак-Орда отделилась от Золотой Орды. В 1372 году Урус-хан завоевав столицу Золотой Орды, Сарай, даже объявил себя ханом всего улуса Джучи. Но ненадолго, в том же 1372 году, Сарай был отбит ханом Мамаем. В том же 1372 году от Урус-хана бежал Тохтамыш, сын убитого властителем Ак-Орды правителя Мангышлака. Бежал он на юг, к Тимуру, правителю Мавеннахра. Тимур в 1370 году объединивший Среднюю Азию, территорию Джагатайского улуса, был, как упоминалось, из простого монгольского рода Барлас. Для признания своей власти он был вынужден держать при себе истинных наследников Чингисхана, признавая их «де-юре» правителями своего государства. Таким же образом и Тохтамыш стал претендентом Тимура на трон Ак-Орды. С 1372 по 1377 года следуют безуспешные попытки Тохтамыша во главе войск «железного хромца» покорить державу Урус-хана. И лишь смерть последнего и бесталанность его наследников позволяет ему овладеть Ак-Ордой. Весной 1377 года он захватывает столицу государства, Сыгнак и за следующий год подчиняет себе всю территорию. Как говорится в «Анониме Искандера», он «…обманывал правителей отдалённых пограничных областей, пока заполучил их; тех из них, кого он нашёл угодным оставить при себе, удержал, тех, которых нашёл пригодными для охраны этих границ, вернул обратно, а тех. Которые не соответствовали его пользе, уничтожил».

В последнем походе за Тохтамышем «присматривали» три военноначальника Тимура: Али-бек-конгурат, Урук-Тимур и Ак-буга-бахрин из Синей Орды. Они были гарантией покорности Тохтамыша воле Тимура. Али-бек-конгурат стал, к тому же, старшим эмиром Тохтамыша. «Гарантии» хватило на пять лет. За это время новый правитель Ак-Орды привёл в повиновение подвластные улусы и совершил то, что не удалось Урус-хану, воспользовавшись разгромом Мамая в Куликовской битве, напал на Золотую Орду и объединил улус Джучи в 1381 году. К тому времени умерли (сами ли?) Урук-Тимур и Ак-буга-бахрин, а Али-бек-конгурат уже не являлся старшим эмиром (но был жив, что подтверждается упоминанием о нём в послании Тимура Тохтамышу в 1391 году).

Вышеописанные события и были, собственно, первым появлением в Сибири гулямов Тимура. Посланные им войска покоряли для Тохтамыша улусы Ак-Орды. Именно в то время и возможны события упомянутые в татарских сказаниях. Он-Сом пал от руки Тохтамыша, ставленника «безродного разбойника» Тимура. Ну а кто был храбрым дворецким, в тайне от своего правителя спасшим Тайбугу? Возможно, это был именно Али-бек-конгурат, обладавший собственной властью, в определённой степени неподконтрольный Тохтамышу, в интересах которого было бы устранение всех мятежных родов. Малолетний царевич из рода Шейбанидов был увезён в отдалённые места не из человеколюбия. Он, в своё время, мог быть использован как дополнительная карта на столе политической игры. И был использован.

III. ЕГО ПРИЧУДЛИВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

Подчинению Тимуром Ак-Орды препятствовала одна деталь. Тимур был ревностным мусульманином, его гулямы были выходцами из мусульманского населения оазисов Средней Азии. В то же время, население Шейбанидского улуса не знало ислама. По мнению Л. Н. Гумилёва, это и послужило одной из причин выступления Тохтамыша против знаменитого эмира (Л. Н. Гумилёв «От Руси до России», стр. 166). Население Западной Сибири, как татары, так и соседние остяки и вогулы, поклонявшиеся своим духам и предкам, восстали против мусульманской интервенции.

Потенциальный претендент на трон Шейбанидов должен был устранить это препятствие. Его воспитали в традициях Корана, впоследствии он повёл шейхов в поход на свою родину. Но это потом…

Так где же то отдалённое место, где укрывался Тайбуга, где он вырос и возмужал?

Позволю себе высказать догадку. Хрупкую догадку. И одновременно рассмотреть ещё один интересный факт истории.

Слово «Тюмень» было исследовано вдоль и поперёк. До сих пор не найдено его точного перевода с какого-либо языка. Чимги-туру Тюменью не называли. Можно было бы предположить, что название не относиться к татарскому языку, что его дали русские в 1586 году. Но они-то откуда его взяли?

А дело в том, что в XVI веке слово «Тюмень» было на слуху у русских людей. В 1552-1559 годах множество мелких княжеств Северного Кавказа, ошеломлённых удачным нападением Москвы на Казанское и Астраханское ханства, попросились под руку московского государя. В их числе было и Тюменское княжество. Но, просясь под руку московского государя, данное княжество жестоко беспокоило другие народы Северного Кавказа. И в 1560 году российское войско под началом воеводы Черемисина взяло Тюмень, поставив там «своего» князя, Агиша. В 1575-1600 годах его сыновья, Роман и Василий, состояли на службе у Российского государства. Где находилось Тюменское княжество?

В «Кратком описании рек и озёр в Российской империи» сказано, что Тюменский град стоял на устье Тюменки, протока Терека. Там же в 1560 году и был поставлен Тюменский острог, просуществовавший до 1586 года (Старый Терский городок стоял невдалеке у впадения в Терек реки Сунжи, Новый Терский городок вблизи Тюмени).

Терский город был основан Иваном Грозным для защиты своего тестя, Темрюка, князя пятигорских черкес, князя Малой Кабарги.

Ещё во второй половине 13 века эти места были знакомы Шейбанидской династии. Там на протяжении нескольких десятков лет нёс службу по охране «железных ворот Дербента» внук Шейбана, Токдай.

Можно было бы предположить, что слово «Тюмень» было принесено русскими. Тем более, что в числе строителей Тюмени, по Сибирским летописям, входил и соратник Ермака Черкас Александров (по предположению Д. И. Копылова, руководил отрядом «иноземцев» в дружине Ермака)…Но в 1526 году Герберштейн описал живущих к востоку от Перми Тюменских татар. Во время взятия Казани в 1553 году постоянно упоминаются её восточные, Тюменские, ворота. Ну а если вспомнить обозначение «Тога-Тура-Тюмень», расположенное в районе бассейна Обь-Иртыш на карте братьев Пицигано 1367 года, то становится ясно, что термин существовал там задолго до прихода русских отрядов. В XIII-XIV веках на берегах Туры не было татарского населения. По исследованиям археологов, это был район расселения южных манси. Татары Шейбанидского улуса предпочитали степи, их основным занятием было скотоводство. Первые татары пришли сюда с Тайбугой. Они отличались от соседей. Миллер пишет, что тюменских и тобольских татар звали «Турали» за то, что они селились в городках, были в отличие от остальных оседлым народом (Миллер, стр.36). Антропологически тюменские татары отличаются от других сибирских татар, у тех ярко выражено сходство с ханты и манси. Тюменские татары отличаются от других сибирских татар и особенностями быта. Если сравнить их занятия то окажется, что профилирующим у них является земледелие, в то время как у других (барабинских, томских) выражены скотоводство, рыболовство и охота. Уникальным является и ковроткачество тюменских татар (З. П. Соколова. «Путешествие в Югру»).

Кстати, в те же года, когда Тюмень Каспийская просилась под руку Московского царя, Тюмень Великая также приняла русское подданство (1555 год). Трогательное согласие.

Так не назвались ли новые хозяева земли по имени своей покинутой родины? Тайбуга, сменив веру, опираться на своих соплеменников. Неужели тюменские татары – это потомки кабардинцев? Кабарда, берега Терека. Неужели это и есть те места где рос наш герой в ожидании своего звёздного часа?

Более прозаически выглядит ещё один вариант местонахождения юного Тайбуги. В 1407 году Пулад-хан выдвинул свои войска на киргизов, проживавших тогда по верхнему течению Оби. Но Шейбаниды отказались участвовать в этом походе, аргументируя это тем, что, во времена Тимура, киргизы предоставляли им убежище.

IV. ЕГО СКАНДАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ.

Так когда же был этот звёздный час? Когда сработал часовой механизм?

С 1383 года Тохтамыш вступает в прямое единоборство с Тимуром – он пытается отвоевать у него Хорезм, в 1385-1386 годах вступает в зону его интересов, вступая в Азейбарджан, в 1387-1388 годах пытается вновь завоевать Мавераннахр. Любому терпению есть предел. В 1389 году Тимур идёт на Ак-Орду, «вслед за весной» пересекая степи Казахстана. (Это был единственный способ провести большое войско через их безбрежные пространства. Степь покрывается весной травой с юга на север, этот быстро исчезающий «мостик» и использовал Тимур). На севере он дошёл до Иртыша, несколько его отрядов переправились через реку, но не рискнули углубляться в тайгу. Видимо, в дальнейшем, Тимур жалел, что не довёл до конца свой Северный поход. Улусы Тохтамыша в Западной Сибири, поставлявшие ему новых воинов остались нетронутыми.

В 1391 году Тимур преследует Тохтамыша, настигает его на Кондурче, притоке Волги и наносит ему поражение. Но правитель Золотой Орды скрывается на севере своих владений. За 3 года он восстанавливает свою армию и в 1394 году вновь вступает в Закавказье. В апреле 1395 года Тохтамыш терпит сокрушительный разгром в битве на Тереке и опять спасается от Тимура, уходя на север, к Булгару.

В этот, 1395 год, к северо-востоку от театра боевых действий произошло примечательное событие, отмеченное в документах, хранящихся в Тюменских мечетях. В 797 год по мусульманскому летоисчеслению (27.10.1394 – 15.10.1395) в Бухаре, во времена хана Абу-ль-лейса, с благославления основателя Ордена мистиков «Накшбандия» ишана ходжи Багау-ль-хакк-уа-д-дина, 366 конных шейхов направились к хану Шейбани с целью принести истинную веру на берега сибирских рек. Хан присоединился к ним с 1700 своими всадниками и лично направился к Иртышу. Это был кровавый поход. Как говорится в арабской рукописи, «…язычников и татар они истребили несметное количество, сражаясь так, что по берегам Иртыша не осталось ни оврага, ни речки, где бы они не бились, и тем язычникам не дали даже возможности бежать (буквально: лицо земли сделалось тесным)». Из числа воинов Шейбани пало 1448 человек. Хан Шейбани с оставшимися 252 героями отправился в Среднюю Орду и стал называться Вали-ханом (священным ханом). Из 366 шейхов 300 погибли, 3 остались в Сибири, остальные 63 вернулись в Бухару. (И. Гарифуллин. Очерки истории татарского населения Тюменской области, стр. 39-40. «О религиозных войнах учеников шейха Багауддина» перевод с арабского Н. В. Катанова).

Как охарактеризовать данный поход? Было ли распространение ислама его единственной целью? Надо сказать, что ишан ходжа Багау-ль-хакк-уа-д-дин ко времени похода скончался (точнее, ещё в 1389 году). Поход можно рассматривать как исполнение его завещания. Да уж больно момент подходящий. Для замысла Тимура. Выбить почву у Тохтамыша, встревожить его тыл. Разумеется, в результате похода, ислам не закрепился в Сибири. Это подтверждается и тем, как Кучум, через 160 лет после описываемых событий также с кровью прививал его своим подданым. Отряд храбрецов был практически истреблён, но эффект был достигнут. Хан Золотой Орды уже не так надеялся на свои северные владения. Через 3 года бесплодной борьбы за утерянные владения, он уходит на запад, вступая в союз с литовским князем Витовтом.

Но кто же был Шейбани-хан, упоминаемый в документах? Следуя версии, это и был выросший Тайбуга. Карта легла на стол. По татарским сказаниям, Тайбуга, возглавив войска Чингия, прошёл огнём и мечём по Иртышу и Оби, приводя в повиновение местные племена.

Кстати, здесь наш герой и приобретает своё второе имя – Вали-хан (или, по родословной Шейбанидов – Али-хан).

После успешных походов, Тайбуга обращается с просьбой к Чингию «иметь особливый двор», как говорит Миллер и выбирает реку Туру. Чингий благословляет его и царевич строит город Чимги-Туру. Исходя из предлагаемой версии, это и послужило причиной ухода Тохтамыша в Литовские пределы. Кольцо вокруг него быстро смыкалось. Так и получилось, что наш герой, после продолжительной диверсионной войны, со своим двором (читай, народом) основался на берегах Туры приблизительно в 1398 году.

Кроме того, оказывается, что основание Чимги-Туры санкционировал Тимур. А город, по татарским преданиям, назван в его честь, в честь второго Чингисхана Вселенной. Тимуроград словом. Так появилась Тюмень – местность с центром Чимги-Турой.

В Лихачёвской редакции Есиповской летописи (оригинальном варианте, сочитающем в себе элементы Есиповской и Строгановской летописей) говорится также, что Тайбуга был женат на дочери Чингия. Возможно ли это? Впрочем, похоже, это единственное упоминание о данном факте.

Что было дальше? Тохтамыш в союзе с Витовтом вновь потерпел поражение на Ворскле в 1399 году. Вновь бежал за Урал. В истории сказано, что он сражался в Сибири с Шадибеком. С 1400 по 1404 год произошло 16 сражений. Но с кем? И кто сражался за Тохтамыша. А сражались за него те татары Шейбанидского улуса, которые не приняли своего вернувшегося принца-ренегата. Тохтамышев улус, по историческим сведениям, был основан в верховьях Оби, между Чулымом и Томью. Но с кем он сражался так отчаянно? Пребывание Шадибека на крайних восточных границах своего улуса в течении 4-х лет при начавшейся войне Тимура с Эдигеем, при нестабильности русско-литовских отношений, при самой неустойчивости его только что приобретённого трона, является весьма недостоверным. Но здесь, в Сибири, согласно версии, у Тохтамыша был его старый враг – Тайбуга.

В январе 1405 года, Тохтамыш чуть не взял реванш, вновь примирившись с Тимуром. Тому был необходим союзник в борьбе с вышедшим из повиновения Эдигеем. Тимур обещал, вернувшись из похода на Китай, помочь Тохтамышу в возвращении трона Золотой Орды. Но Тимур скончался в феврале 1405 года. Вскоре пал в сражении Тохтамыш. Как говорится в летописях «под Тюменью». Можно предполагать, что Тайбуга отомстил убийце отца.

IV. ЕГО СЧАСТЛИВАЯ УЧАСТЬ.

Как складывалась судьба Тайбуги далее? В преданиях говорится, что он жил в Чимге-Туре в полном покое до глубокой старости. Вряд ли это полностью соответствовало реальности, но отчасти так могло быть. Видимо, Тайбуга сразу сошёлся с Эдигеем, воевавшим с сыновьями убитого им Тохтамыша. Только защита сильного патрона могла обеспечить ему спокойную старость.

Тем временем, Эдигей пытался объединить Орду. В 1306 году он завоевал Хорезм, воспользовавшись смертью Тимура. В 1307 году сменил на троне Золотой Орды Шадибека, поставив на него Булат-Темира. Хан Шейбанидского улуса, попав в стан кровных врагов Эдигея, поневоле поддерживал его. Для того, чтобы привести в повиновение остальную часть монголо-татарского государства, ему следовало поставить своего человека на трон Ак-Орды. И в 1408 году был извлечён на свет Чегра, царевич из рода Орда-Ичен, ещё одна укрываемая до времени карта. До этого он содержался при дворе Абу-Бакра, сына Миран-шаха, в Иране. Когда, он достиг Эдигея в Поволжье, ими совместно был принят поход в Сибирь. Захватив территорию Ак-Орды и передав властные полномочия Чегре, Эдигей пошёл на Москву, продолжая объединение Орды под своей рукой. Но в 1411 году удача изменила Эдигею, новый ставленник на троне Золотой Орды, его зять, Тимур-хан, решил добиться самостоятельности и сверг Эдигея, который бежал в Хорезм. Но, видимо, Тимур-хан был слишком легковесен для самостоятельной политической игры. Сначала погнавшись за Эдигеем, он потерял трон (его занял сын Тохтамыша, Джелал-эд-дин, поддерживаемый Витовтом), а затем был убит собственным подчинённым. Джелал-эд-дин, оказавшись на престоле, также выслал отряд на поимку Эдигея, но в 1412 году, в свою очередь, был свергнут новым ханом, Керим-Берды, который в свою очередь отбивался от Кепек-хана. Два хана, сцепившись за престол, на время оставили в покое Эдигея, но в 1414 году Шахрух, сын и наследник Тимура, отбил Хорезм. Эдигей был вынужден обосноваться в Крыму. Тут и пригодился Чегра, с его помощью, Эдигей свалил Кепека, поборовшего таки Керим-Берды. Чегра оставался на троне Золотой Орды в течение 2-х лет, это были последние годы удачи Эдигея. Но в 1416 году на престоле появился Джабар-Берды, сын Тохтамыша, в 1419 году его сменил Улуг-Мухаммед. Эдигей уже не влиял на ситуацию, а в 1420 году знаменитый эмир погиб в битве на Яике с Керимом-Берды.

Тайбуга вынужден был поддерживать Эдигея до гибели последнего в 1420 году, его сын, Хаджи-Мухаммед, сражался в войсках эмира (видимо со времени сидения последнего в Хорезме). Это позволяло хану Чимги-Туры пользоваться поддержкой могучего покровителя. А в 1421 году Хаджи-Мухаммед был возведён сыном Эдигея, Мансуром, на трон Ак-Орды. В 1423 году его изгоняет царевич Борак из рода Орду-Ичена и Хаджи-Мухаммед удаляется в Чимги-Туру, которая становится новой столицей Шейбанидского улуса. К этому времени Тайбуга был уже мёртв. Кто знает, что послужило причиной его смерти? Возможно, действительно, старость. Если учесть, что в 1377 году он был малолетним, то в 1420 году ему было около 45 лет или более. Порядочный возраст по тем временам.

Всё это только версия…

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый s.reily,

история первых сибирско-татарских правителей до сих пор остается огромным белым пятном. Этот регион на протяжении почти всей своей истории был "медвежьим углом" (может быть, за исключением кимакского периода), и сведения источников о нем или очень лаконичны, или легендарны. Поэтому любая версия событий и любая попытка разобраться постепенно приближает нас, грешных, к пониманию средневековой истории юго-западной Сибири.

Ваши размышления очень интересны. Хотя есть некоторые возражения, но это неизбежно при такой степени гипотетичности, ведь какую-то связную "историю" тех мест пока вряд ли можно создать.

Для начала несколько общих соображений:

1) как я понял, Вы воспринимаете слово "тайбуга" как прозвище или титул. Это возможно, но в целом выбивается из общей линии повествований, т.к. остальные персонажи приводятся под "нормальными" именами (Мар, Ходжа, Мамет и др.). "В целом" - т.к. исключение все же есть: это явно титульное обозначение Он-хан (Он-Сом-хан).

2) почему-то Вы обошли молчанием версию, которую пережевывают почти все сибиреведы: отголоски борьбы Чингсхана с кереитским Ван-ханом (Он, Онг, Унк-хан). Уже в 13 в. перипетии этой борьбы стали превращаться в популярную фабулу, своего рода "народный роман", и пересказываться как мусульманскими, так и европейскими авторами. Причем зачастую в тех же выражениях и с теми же поворотами сюжета, что и в Сибирских летописях (правда, без Тайбуги, Бухары, ухода в Сибирь и т.п.).

3) Ваша идея об отождествлении "Чинги" с Тимуром представляется новой (насколько я знаком с литературой) и вполне продуктивной. Некоторые детали биографии Тамерлана действительно сближают его с Чингисом, и неудивительно, что в популярную легенду о победе разбойника Чингиса над Он-ханом вплелись события 14 в. (это участь всех фольклорных сочинений).

Есть возражения по частностям, но это вовсе не тыканье носом в ошибки, а лишь предмет для дискуссии. Все не буду разбирать, но вот некоторые:

Но вряд ли правление Сибирью было предоставлено Чингисханом (или его наследниками) бывшим правителям той земли. До монголов, на территории Приишимья находились племена, схватка пришельцев с которыми была продолжительной и ожесточённой.

Как раз оставление у власти прежних правителей в качестве вассалов было нередким в Монгольской империи. А насчет домонгольских или немонгольских "монархов" с Сибири... Вспомните, что Ермак в устье Ишима обнаружил (и тут же прикончил) "царство" некоего Саргачика - явно не джучидского правителя.

Не знаю, что Вы имеете в виду под "схваткой". Разве есть данные о каких-то баталиях в начале 13 в. на Ишиме? Или Вы подразумеваете погоню Джучи за меркитами накануне Иргизской битвы? Вы абсолютно правы, когда пишете, что в тех краях кочевали кипчаки. Но не помню, чтобы где-то было написано об их "продолжительном и ожесточенном" сопротивлении монгольским войскам (именно в Западной Сибири и Северном Казахстане).

Итак, предки сибирских татар пришли в долины Ишима в 20-х годах XIII века, основав первый город – Кизил-Туру.

Из Вашего тексто не ясно, кем (этнически) все-таки были эти предки и откуда пришли.

. Принимая во внимание расчёты Н. А. Абрамова, можно предполагать время правление Ходжи в первой половине XIV века. Именно в 1421 году на престол Тюмени был возведён шейбанид Хаджи-Мухаммед. По родословной Шейбанидов, дедом Хаджи-Мухаммеда являлся шейбанид Бек-Хованди... Отцом Хаджи-Мухаммеда, сыном Бек-он-ди был Али. Именно он и являлся, в этом случае, Тайбугой.

Вы сомневаетесь в распространенной версии о династической "незнатности" Тайбугидов. Но как раз она-то имеет четкую основу. На протяжении своего правления в 1 половине 16 в. Тайбугидские правители всегда являлись беками ("князьями"). Это наглядно проявляется в источниках на фоне свергнутого ими хана Ибака и свергнувшего их хана Кучума. Все-таки этот клан не принадлежал к Чингисидам. Иначе даже некоронованные (не признанные в качестве ханов) тайбугидские правители титуловались бы в 14 в. огланами, а позже - султанами. Но не беками.

Неужели тюменские татары – это потомки кабардинцев? Кабарда, берега Терека.

Думаю, здесь заблуждение. Тюменский улус в устье Терека был населен не кабардинцами, а тюрками несомненно кипчакского происхождения. Насколько мне известно, подробная история этого владения пока не написана. Оно представляло собой, очевидно, осколок распавшейся Большой Орды, затем подчинялось Астраханскому ханству. А позже стало объектом аппетитов окрестных правителей: шамхалов, ногаев, русских воевод... - и кабардинских князей тоже.

А в общем Ваши рассуждения логичны, непротиворечивы и дают пищу для размышлений. В том числе о судьбах Родины :P

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Тетон, благодарю за замечания.

Кстати, от себя если внимательно прочесть с картой Пицигано (1367 год) я промахнулся, она ломает всю мою кабардинскую Тюмень :D

Ваши замечания (те, на которые могу дать ответ или вопрос сразу):

1.) Чингисхан и кереитский Ван-хан. На мой взгляд слияние этой истории с историей тайбугидов натянуто куда более, чем моя история. Я могу ошибаться, но вроде как первым высказал эту идею Гумилёв (или во всяком случае поддержал), таким образом, она вошла в анналы истории под сенью великого магистра и посему необходимо каждый раз её как мантру талдычить. Но события с Ван-ханом отличались от легенды о Тайбуге, да и происходили вдалеке.

2.) Отчего бы Саргачику не быть Джучи?

3.) О длительных войнах кипчаков с войсками Чингисхана. Здесь я, действительно, руководствовался лишь замечаниями того же магистра Гумилёва. Возможно, не прав, необходимо изучить более тщательно.

4.) Насчёт беков и ханов/огланов. Вот шейбанид Бек-он-ди, "бек" это что, с Вашей точки зрения, часть прозвища или титул? Ведь он из Джучи.

Чтобы вести разговор по иным аспектам, надо освежить в памяти информационное поле данной темы, я не касался его 3 года. Ещё раз спасибо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чингисхан и кереитский Ван-хан. На мой взгляд слияние этой истории с историей тайбугидов натянуто куда более, чем моя история.

Здесь скорее литературный интерес: бродячий сюжет трансформировался на сибирском материале. А связь между сибирским Он-ханом с кереитским Ван-ханом определена задолго до Гумилева, т.к. "Он(г)" - это тюркское произношение китайского титула "ван", полученного от Цзиней кереитским Тоорилом. Поскольку другие Ван/Он-ханы в истории вроде бы неизвестны, его и связали с сибирским Оном.

Отчего бы Саргачику не быть Джучи?

Оттого, что Джучи - сакральная фигура для тюрок восточного Дешта, и никаких эвфемизмов и заменителей имени к нему не применялось (как и к Чингисхану).

Насчёт беков и ханов/огланов. Вот шейбанид Бек-он-ди, "бек" это что, с Вашей точки зрения, часть прозвища или титул? Ведь он из Джучи.

В данном случае "бек" - это часть имени, никак не отражающая ранг его носителя. Ср. ханские имена Узбек, Джанибек, Бердибек...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как раз оставление у власти прежних правителей в качестве вассалов было нередким в Монгольской империи.

Дополню это еще одним соображением - указание на взятие в жены родственницы монгольского хана отлично вписывается в общую схему такой политики монголов Чингисхана. Ср. например с онгутами и уйгурами - в обоих случаях для этих народов Чингисханом оставлялись собственные владетели, которые одновременно становились гургэнами "золотого рода".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1.) Чингисхан и кереитский Ван-хан. На мой взгляд слияние этой истории с историей тайбугидов натянуто куда более, чем моя история. Я могу ошибаться, но вроде как первым высказал эту идею Гумилёв (или во всяком случае поддержал), таким образом, она вошла в анналы истории под сенью великого магистра и посему необходимо каждый раз её как мантру талдычить. Но события с Ван-ханом отличались от легенды о Тайбуге, да и происходили вдалеке.

Нисколько не отличается. Просто вы игнорируете неудобные для вас версии. А ведь есть в сибирских летописях ПРЯМЫЕ сообщения о Чингисхане (не "Чингии"), который узурпировал трон "Он-хана". См. например в Строгановской, Ремезовской и Есиповской летописях, где есть такой пассаж: "бе царь Моаметова закону именем Он. И воста на него его же державы от простых людей имянем Чингис и шед на него, яко разбойник, с прочими, и уби царя Она, и царство сам приемлет Чингис» [ПСРЛ т.36, с.46]. Очевидная контаминация событий начала 13 в. с позднейшими (упоминание исламских ханов), но при этом сохраняется основные факты борьбы Чингисхана (вассал кереитского хана и, соответственно, мятежник против своего сюзерена) с Ван-ханом (он же Онг-хан).

Кроме того есть еще 2 замечания:

1. А почему вас не устраивает этимология Тюмени от "тумен" или в иной огласовке "тюмень" ?

2. Тай-буга вполне может быть не тюркским, в монгольским именем, в весьма распространенной для того времени формантом "буга" - "бык", "силач".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Тетом, привожу информацию, которая, не будучи ответом на Ваши замечания, тем не менее, относится к данной теме, и может Вас заинтересовать:

I. Список ханов Кизил-Туры (по рукописи, извлечённой Абрамовым из Тобольской семинарии и Ремезовской летописи):

1.) Неизвестный хан в Кизил-Туре.

2.) Кизил-Тин (краснотелый, Кизил-Тура – красный город), сын первого хана.

3.) Девлет, брат Кизил-Тина.

4.) Юваш, сын Кизил-Тина. Неудачная попытка экспансии («…желал силой оружия покорить себе ближние племена и набрал войско из 300 человек, коих оружием были луки и пращи; но подданные его не захотели вступать в войны и, оставив своего хана, разошлись кочевать в разные места. Юваш остался в своём городке только с шестью семьями, не изменившими ему»).

5.) Ишим.

6.) Мамет, сын Ишима.

7.) Куташ.

8.) Аллагул.

9.) Кузей.

10.) Ебардул.

11.) Бахмур (Бахадур, сын Шейбана?).

12.) Яхшимет.

13.) Юрак, сын Бахмуров. Существенно расширил улус, покоряя соседние улусы. (Джучи-Буга?). («…начал покорять своей власти соседние улусы и налагать дань зверями. Рыбой и съестными припасами.»).

14.) Мунчак, сын Юрака. Он 20 жён имел 50 детей. (Бадакул?).

15.) Юзак, сын Мунчака. Царствовал долго. При нём у татар развилось земледелие. (Менгу-Тимур или Мунга-Тимур?). («…при нём в подвластных улусах начали пахать землю и сеять овёс, полбу и ячмень»).

Сыновья Юзака: 16.) Он-Сом (Бек-Он-ди?), откочевал к Иртышу, притесняемый братом, экономический расцвет его улуса, активное расширение, в том числе по Туре (завоевание). Ханствовал очень долго. («…будучи очень корыстолюбив, брал дань с ближайших своих родственников, вёл торговлю с сопредельными городами и через это был очень богат…кроме татар, ему были подвластны многие остяки и вогулы»).

Его брат 16.) Мунчак в Кизил-Туре.

Курсивом – мои попытки сопоставления.

II. Песнь о Саргачике. .

1.) Из «Истории Сибири» Миллера (тот пишет, что взял от Ремезова): «…сперва при реке Ишим владетелем был хан Он-Сом, который на устье сея реки к Иртышу на Красном Яру (что татары называют Кизил-яр) имел свой столичный город тремя валами окружённый, который по имени того места Кизил-Тура назывался. Наследником его был Иртышак, по которому река Иртыш так называется. Против сего Тюменский хан именем Чингис войной наступил, и его победил. По нём принял владение при реке Ишим Саргачик, по которому ещё некоторые ишимские татары Саргачиками называются».

Затем, товарищ Миллер доблестно громит сию легенду, утверждая, что следов Кизил-Туры у устья Ишима нет, но есть остатки большого города вверх по Ишиму около Орлового городища. Что Чингиз не Тюменский хан et cetera.

Далее, товарищ Миллер упоминает ещё одну летопись (видимо, ту которую читал Абрамов в тобольской семинарии), написанную по приказу тобольского воеводы П. И. Годунова (1667 год, в отличие от, примерно, 1700 года Ремезова), которой он доверяет больше. По ней: «…как царь Чинкис…Бухарию под свою власть покорил, то царевич Касачьей орды, или ныне так называемых киргиз-кайсаков, именем Тайбуга, сын Мамык-хана, просил у него себе во владение места лежащие по рекам Иртышу, Тоболу, Ишиму и Туре».

Товарищ Миллер также излагает и основную историю, которую использовал впоследствии Абрамов, не затрудняя себя названием источника («сказывают» мол).

Что имеем?

Основная легенда (она отрывочно изложена в моей статье) наиболее полна фактами. Поэтому, предлагаю её взять за основу.

Саргачик. Держал власть в Кизил-Туре после нашествия Чингиза. Обратите внимание, что в основном варианте ничего не сказано о судьбе брата Он-Сома, Мунчака, хана Кизил-Туры, основного домена Приишимья. А «Аноним Искандера» говорит, что некоторых властителей мест Тохтамыш удерживал при себе, некоторых убивал. Саргачик – Мунчак, переживший перелом истории? Верный Тохтамышу хан, опора его в войнах 1400-1405 годов? Откуда прозвище такое – Саргачик?

2.) По Миллеру: волость Саргач (Саургаш-аул) в 8 днях хода судами от Тобольска вверх по Иртышу (за волостью Каурдак, граничевшей с Тобольском, в 1594 году, во время основания Тары в ней было 80 ясачных душ и князь Янбыш). По походу Ермака: «..наехали они (красиво сказано) на некоторого татарского старосту или начальника, которого предки древними Ишимскими ханами, а особливо сомнительным Саргачиком, о котором в первой главе сей истории показано (значит старосту-то не Саргачик звали, а наследник Саргачика), в одном только Тобольском Летописце (Ремезова) упоминается, судьями над всеми татарами сих стран поставлены были».

Саргач – сейчас Саургач Усть-Ишимского района.

III. Рейд 1395 года. Где кто лежит порубленный, замученный (по рукописям):

- шейх Айкани, внук Зенги-бабы – в Искере

- шейх Бирий, внук Зенги-бабы – перед Искером

- шейх Назар – внук Зенги-бабы – перед Искером

- шейх Муса из детей имама Малика – в Кучан-Ялане

- шейх Юсуф из внуков имама Абу-Юсуфа – на холмах (простенько и со вкусом)

- господин Хаким-шейх из детей имама Шафии – на Баише (по другой рукописи – Хаким-ата, имам Шабик)

- господин Касим-шейх, сын имама Ахмеда, внук Абу-ль-Хасана – внутри Вагая

- шейх Ахмед-Алий, сын имама Ахмеда, внук Абу-ль-Хасана – на Сопре, с правой стороны Иртыша

- шейх Турсун-Алий, сын имама Ахмеда, внук Абу-ль-Хасана – на озере Уватском

- шейх Девлет-Алий, сын имама Ахмеда, внук Абу-ль-Хасана Хиркани – у реки Вагая на Юруме

- шейх Анджетан из внуков шейха Мачин – в Тебенди

- шейх Бичич-Ата, внук Джамия, основателя ордена Мевлеви – у устья Ишима (по другим рукописям – Бикиш-Ата)

- шейх Баграм, внук Сеид-аты – в Вагае (по другим рукописям – Байрам Газиз)

- шейх Назар, внук Сеид-аты – на берегу Вагая

- шейх Мир-Кямал, сын Бахти-ата – в Бикятуне (по другим рукописям – Мирлам-шейх)

- Ходжай-шейх, сын Бати-ата – в Карагае (по другим рукописям – Хучах-шейх)

- почтенный Науф, сын султана Баязида – у озера Лючюк

- почтенный Аляф, сын султана Баязида – в Атъяле

- Дауд из Кандагара, сын имама Джафара – в Бурбабе (по другим рукописям – Хазиз-имам, Чикбар-шейх)

- шейх Абду-ль-Азиз, сын мудрого Сулеймана – в селении Каш (по другим рукописям – Кубыш-Али)

- шейх Абду-ль-Менаф, сын мудрого Сулеймана – в селении Кан-Чубари (по другим рукописям – Камыш-Али)

- шейх Дауд, внук имама Гусейна – в Эрум-джине

- шейх Омар-Алий, сын Омар-аль-Фарука – в Карбине

- шейх Кепеш-Алий, сын Омар-аль-Фарука – в Карагае

- Акыл-биби – в Иш-тамале

- Хадиджа-биби – в Юруме

- шейх Муслиху-д-дин с двумя дочерьми (Салиха-биби (по другим рукописям – Сарби Чамал Аулия), Афифа-биби (по другим рукописям – Саргист Аулия)) (по преданиям, девушки участвовали в походе в качестве лекарей) – у Саургача и устья Вагая

- 251 шейх из погибших не объявился (могила не найдена) – так по рукописи

IV. Кыпчаки, Чингисхан и другие (из Гумилёва).

1208 год – Субэтэй настиг и вынудил к битве найманов и меркитов в долине Иртыша у впадения в него Бухтармы. Вождь меркитов Токта пал в бою, его дети (Куда) бежали к кыпчакам (в совр. Кахахстан).

1216 год – меркиты (Куда, сын Токты), получив помощь от кыпчаков, ударили монголам в тыл (вместе с найманским царевичем Кучлуком), два тумена под командованием Джучи, остановили и оттеснили противника. Меркиты проиграли бой и бежали до реки Иргиз, где были истреблены до последнего человека. На их противников, монголов, там же напал хорезмшах Мухаммед, монголы отступили после патовой ситуации на поле боя.

1218 – 1229 года – врагами монголов в степи оставались только кыпчаки. Война с ними затянулась до 1229 года.

1229 год – монголы взяли город Саксин на нижнем течении Волги или Яика. Половецкое население прикаспийских и приаральских степей частью бежало на запад, частью подчинилось монголам. «…коренные монголы смешались с местным тюркским населением…в результате вторичной адаптации и метисизации возник новый народ, который с течением времени полностью обособился от коренных монголов и получил древнее название – ойраты или новое – калмыки».

Из других источников:

1222 год, весна – тумены Чжэбэ и Субэдэя столкнулись в северокавказских степях с объединённым войском аланов и кыпчаков. Уловка Субэдэя: татары послали сказать кыпчакам – «Мы и вы одного рода» и т. д., за плату деньгами и одеждой кыпчаки ушли от аланов. После разгрома аланов, тумены разгромили отошедших с взяткой кыпчаков (уничтожены орды Юрия Кончаковича и Даниила Кобяковича). (Тизенгаузен – извлечение из арабских источников, Новгородская летопись). Остатки разбитых орд влились в тумены («Юань Ши»).

1223 год – битва на Калке – ну тут понятно

- после поражения туменов от булгар, Субэдэй и Чжэбэ ушли из страны кыпчаков и кто от них спасся, вернулись в собственную землю (Тизенгаузен)

– набор «тысяч» кыпчаков в поредевшие тумены Чжэбэ и Субэдэя («Юань Ши»). Однако, речь идёт о кипчаках, служивших ранее хорезмшаху.

1229 год – Угэдэем сформирована новая армия против Кыпчака, Саксина и Булгара (Рашид-ад-дин), причём в тумен Субэдэя были набраны также кыпчаки («Юань Ши»). Кыпчаки бегут от татар вверх по Волге к Булгару (Полное Собрание Русских Летописей, том 1).

1230 год – «вспыхнуло пламя войны между кыпчаками и татарами» (Тизенгаузен).

1229 – 1236 года – ежегодные набеги тумена Субэдэя на кыпчаков и булгар, особенно рьяно оборонявшиеся города – Канлин, Кибчаут, Бачжигит, Орусут, Асут, Сесут, Мачжар, Кешимир, Сергесут, Булар, Келет, Мекетмен, Кермен-кеибе (Козин, Сокровенное сказание).

1236 год – начинается Западный Поход. Корпуса Мэнгу и Гуюка действуют против кыпчаков и аланов, в направлении от Нижней Волги к устью Дона. Автор Сокровенного Сказания вообще называет этот поход Кыпчакским. Часть кыпчаков так и не удаётся разбить (Карпини). Видимо Карпини имеет ввиду сопротивление отряда Бачмана в тылу монгольских войск в 1237 году.

1237 - пополнение кыпчаками туменов Бату перед походом на Суздаль (Фома Сплитский)

1238 год – восстание кыпчака Бачмана в Нижнем Поволжье, подавление его туменом Мэнгу (Джувейни. Рашид-эд-дин, «Юань Ши»)

- Берке громит кыпчаков во главе с Арджумаком в Крыму (Рашид-ад-дин)

Ни в одном источнике не упоминается о переходе кыпчакских вождей к монголам, по словам Г. А. Фёдорова-Давыдова, «их родовая аристократия вырезалась».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Роман. Насчёт этимологии от "тумена". Подобная версия очень правдоподобна, не только из-за сходства сих слов. Знаете, на той же карте 1367 года было "Тога-Тура-Тюмень". Тумен Тога-Тура? Вспоминается 13 сын Джучи, Тога, которому была дана территория Сибир-Шибир. Кроме того, говоря о Тюмени Каспийской. Возможно, этимология её названия связана с кочевавшим на территории современной Кабардино-Балкарской Республики образованием т. н. Кубанским Туменом в 14-15 веках.

Кстати, в некоторых источниках, Тайбугу называют беем Салжаватского тумена. Нет информации?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Любящая коров!!!&#33

s.reily, я вот тут всё удивляюсь раздостороностью ваших интересов.......тут вабще рамки предусматриваются???

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый s.reily,

Список ханов Кизил-Туры (по рукописи, извлечённой Абрамовым из Тобольской семинарии и Ремезовской летописи)

Вы приводите список правителей по татарским преданиям и шеджере, который уже неоднократно публиковался и анализировался (последний раз, по-моему, - Г.Файзрахманов "История сибирских татар". Казань, 2002). Главное препятствие здесь - несоответствие между именами и событиями в местных сибирских повествованиях и тем, что мы знаем из источников монгольской и золотоордынской эпохи. Как Вам известно, придворные восточные хроники и русские летописи практически не обращали внимания на северо-восточную окраину Золотой Орды. Поэтому искать совпадения сибирских персонажей с известными царевичами и военачальниками - довольно рискованное занятие. Относительное сходство имен и хронологий, как мне кажется, не приближает нас к расшифровке раннетатарской истории Сибири, а только еще больше запутывает. Наверное, нужно отойти от поиска прототипов среди Джучидов. Местные правители на Иртыше-Ишиме скорее всего принадлежали к местным тюркским кланам.

Ни в одном источнике не упоминается о переходе кыпчакских вождей к монголам, по словам Г. А. Фёдорова-Давыдова, «их родовая аристократия вырезалась».

Все-таки картина была более сложной. Во-первых, случаи перехода кипчакских предводителей на службу к Чингисидам были не редкими. Эти факты собраны, в частности, А.Ш.Кадырбаевым ("Тюрки и иранцы в Центральной Азии и Китае". Алматы, 1990), и, возможно, Роман Храпачевский может что-то добавить. Во-вторых, "вырезание" родовой аристократии вероятно на территории к западу от Волги и очень сомнительно на восточных землях. Составленная Вами хроника монголо-кипчакских конфликтов отражает события главным образом на пространстве между Волгой и Дунаем. Но значительная часть кипчакской знати несомненно сохранилась. Это было просто необходимо для управления огромной массой кочевников: ведь для собирания их по степи при военной мобилизации, регулировния кочевок, улаживания ссор между родами не хватило бы никаких принцев-Чингисидов. См. огромное количество не-династической знати в Золотой Орде в конце 14-15 вв. - в основном в "левом крыле", т.е. на территории Казахстана (до тех пор правительство было сильным, и племенные беки смирно сидели в своих кочевьях, не лезли в политику, отчего и не замечались источниками). Вот и Вы пишете:

в некоторых источниках, Тайбугу называют беем Салжаватского тумена.

Т.е. Тайбуга был беком салджиутского эля - как раз одним из таких местных предводителей-нечингисидов. Кстати, не подскажете, откуда у Вас сведения о "салжаватском" Тайбуге?

Насчёт этимологии от "тумена". Подобная версия очень правдоподобна, не только из-за сходства сих слов.

Присоединяюсь к недоумению Р.Храпачевского. Не знаю, но этимология Тюмени от "тумен=округ 10000" кажется настолько прозрачной, что какие-то другие версии выглядят натянутыми.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Думаю, здесь заблуждение. Тюменский улус в устье Терека был населен не кабардинцами, а тюрками несомненно кипчакского происхождения. Насколько мне известно, подробная история этого владения пока не написана. Оно представляло собой, очевидно, осколок распавшейся Большой Орды, затем подчинялось Астраханскому ханству. А позже стало объектом аппетитов окрестных правителей: шамхалов, ногаев, русских воевод... - и кабардинских князей тоже.
А вот эта деталь крайне интересна. Собственно тут речь идёт о Тюменском ханстве на севере Дагестана, то есть о древних предках кумыков, которые впоследствии, перейдя под власть шамхала - правителя нагорного Кумука, получили название къумукъ. Связано ли название этого улуса с древним городом Тюмень на северном Кавказе? И какая информация в принципе имеется об этом владении?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Собственно тут речь идёт о Тюменском ханстве на севере Дагестана...   Связано ли название этого улуса с древним городом Тюмень на северном Кавказе? И какая информация в принципе имеется об этом владении?

Об истории и населении кавказской Тюмени есть единичные статьи (Лавров и др.), но какой-то связной картины пока не получается. В 15 и 16 вв. туда свободно перемещались кочевники из Большой и Ногайской Орд. В 1515 ордынские царевичи даже организовали там съезд знати и формально восстановили Большую Орду, разгромленную крымцами 13 лет назад (правда, из этого в итоге ничего не получилось). В 1 половине 16 в. Тюмень мелькает в источниках случайно, т.к. была слаба и никому не интересна. Думаю, она входила в Астраханский юрт и за убогостью не замечалась наблюдателями. Вот и И.Зайцев в книге о татарской Астрахани про Тюмень ничего не пишет.

Краткий всплеск внимания к ней произошел в 1550 - нач. 60-х гг., когда Астрахань была завоевана русскими, а у ногаев шла междоусобная война. Т. е. бывшим сюзеренам стало не до Тюмени. В то время появляется особый тюменский бек, который рассылает посольства к соседям. Их материалы не сохранились, но есть опись архива Посольского приказа за эти годы, где значится несколько "тюменских книг". Во всяком случае в Москве рассматривали Тюмень как самостоятельного дипломатического партнера (иначе не завели бы для нее особые посольские книги).

Вокруг Тюмени были сильные и агрессивные соседи, и из них беки попробовали выбрать покровительство Москвы. Известно о посольстве бека Бибарса к царю и о выезде в Россию на службу потомков бека Агиша (будущие князья Тюменские).

Позднее на месте Тюмени воеводы построили Терский городок.

Но из царского покровительства ничего не получилось, т.к. гораздо ближе и сильнее, чем астраханские воеводы, был казикумукские шамхалы. Они в конце концов и прибрали к рукам эту территорию. В русских документах шамхалы титулуются тюменскими, а их подданные названы "шевкалью тюменской".

Дагестанские историки упорно называют это владение Тюменским ханством, но ханов там, кажется, никогда не было. В 1515 упоминаются "тюменские салтаны", т.е. в терминологии того времени нецарствующие принцы-Джучиды. Куда они делись потом, неизвестно. Позднее во главе Тюмени становится "князь" (бек").

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

:tw1: Салями! На мой взгляд пытаться реконструировать историю Сибирского юрта по преданиям дело гиблое. Счет гипотез и трактовок пошел на десятки. Аналогии Он-Сона и Чинги просто широчайшие. Согласитесь, что такой сценарий реализовался в степи неоднократно. Тем более, что сей баит преподнесли уже русские источники. Отождествлять Чингиса преданий с Чингисханом опасно. Просто опасно. Хотя у Трепавлова на этот счет свое мнение. Что-то там глобоальное. Но он пока не хочет деиться информацией.

Про Тайбугу известно чуть больше, чем знают коллеги, но точно, что местная татарская традиция связывает формирование Юрта с Тайбугой и "Бухарой". Этот момент требует внимания. Но вот в каком ракурсе. Нужно помнить, что государство стало государством здесь в конце 14- начале 15 вв. И Тайбуга не мог в 1220 г. прибыть сюда, основав "Сибирское ханство". Как бы Миллер не старался. Я читал у Трепавлова, вроде, могу ошибаться, что отцом Едигера был Тайбуга (!). Русские акты зафиксировали выражения "Тайбугин юрт", "Тайбугина рода". Т.е., на мой взгляд, это не титул, а имя. Имя одного из карача-беев Сибирского юрта. К Джучидам он точно не принадлежал. М.б. салжавутский тумен. Но других сведений о салжавутах в юрте мне не попадалось. Вообщене ясно, с кем Тайбугидов нужно соотносить. Это точно не ногаи (мангыты). Исхаков относит их к салджигутам. Я пожалуй в этом месте промолчу.

:oz1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

у Трепавлова на этот счет свое мнение. Что-то там глобоальное. Но он пока не хочет деиться информацией.

Я немного в курсе, что Трепавлов не делится не потому, что не хочет, а потому, что делиться ему пока особенно нечем. Сейчас он изучает материалы бездонного фонда Сибирского приказа, но каких-то свежих сведений найти не удается. К тому же он всегда избирательно относится, с кем можно делиться, а кто подождет публикации.

Я читал у Трепавлова, вроде, могу ошибаться, что отцом Едигера был Тайбуга (!).

Едва ли он мог такое написать. Тайбуга жил неизвестно когда, а бек Едигер (сер. 16 в.) - это сын бека Казыя (или Касима).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Слово «Тюмень» было исследовано вдоль и поперёк. До сих пор не найдено его точного перевода с какого-либо языка.

Интересно то, что в словаре Фасмера приводится как раз версия происхождения названия города ТЮМЕНЬ от названия более древнего города ЧИМГИ-ТУРА или ЧИНГИ-ТУРА через посредство манси:

Vasmer's Etymological Dictionary :

Word: Тюме́нь

Near etymology: (ж.) -- город в Зап. Сибири. Из манси Тš́еmẋ "Тюмень", Тšεmgǝn "в Тюмень". Последнее объясняется из тюрк. Čimgi или Čingi turа -- названия более древнего города, находившегося на том же месте; см. Каннисто, FUF 17, 211.

Pages: 4,136

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно то, что в словаре Фасмера приводится как раз версия происхождения названия города ТЮМЕНЬ от названия более древнего города  ЧИМГИ-ТУРА или ЧИНГИ-ТУРА через посредство манси

Остроумная и неожиданная версия. Хотя, как всякая умозрительная догадка, кое в чем уязвима:

1) в русских летописях Тюмень впервые упоминается под 1406 годом как место гибели хана Тохтамыша. Об этом русские впервые узнали наверняка от татар, а не от манси (вогулов). Т.е. для тюркоязычных информаторов город был именно "Тюменью". Тут однако сложность в том, что нет прямых сведений, будто татары называли крепость Тюменью. Для них это была только Чинги-тура (во всяком случае в 16 веке);

2) остается еще Тюмень на Тереке, где никаких манси не было (разве что их родичи савиры в эпоху гуннского нашествия ;) );

3) скорее можно предполагать, что в языке манси

Из манси Тš́еmẋ "Тюмень", Тšεmgǝn "в Тюмень".

произошло заимствование и искажение "русского" слова Тюмень, а не наоборот.

Ну и еще остается бесспорное сходство с тюрко-монгольским tumen.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Приветствую!

Ну ладно, Тетон, не писал так не писал. Постараюсь поискать цитату из литературы, чтоб не быть голословным. Ну а хвастать приближенностью к трону императора я и не собирался.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

историчность Тайбуги по сибирским летописям определять не стоит

скорее всего он был мифическим первопредком в династии Тайбугидов, чья генеалогия создавалась с целью обоснованию прав на княжескую власть в Сибири

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Хорошо знаком с версией Asan'a-Kaygy, которую полностью поддерживает Кылышбай.

 

Суть версии состоит в том, что легендарный основатель Сибирского юрта Тай-Бука или Тайбуга был выходцем из племени буркут, одного из 92 узбекских племен "Илатийа" Дешт-ы Кыпчака.

 

Если мне не изменяет память, то эту свою версию Asan-Kaygy основывает на версии Д.М. Исхакова и Мустакимова, в свою очередь основанной на чтении "Таварих-и гузида-и нусрат-наме", в которой упоминается якобы тёзка, буркут Тайбуга в составе войска Шибана, точнее эмир буркутов Тайбуга.

 

И что этот же Тайбуга упоминается в "Чингиз-наме" как карачи (военачальник) Шибанидов.

 

И что те буркуты согласно "Нусрат-наме" были ветвью племени ойрат.

 

Кто такие буркуты и мог ли быть буркутом основатель Сибирского юрта?

Если нет, то из какого племени он происходил?

 

Здесь в силу своих возможностей попытаемся дать ответ на этот вопрос.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

В.В. Вельяминов-Зернов писал:

 

"… Род Тайбугин был знатным и влиятельным княжеским домом при предках Ибака, потомках Шейбана, сына Джучиева, властвовавших в местах Тюменских и Сибирских".

 

Отсюда первый вопрос - были ли буркуты знатным, влиятельным, а тем более княжеским родом, домом?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Г.Ф. Миллер:

 

"…  Источники по истории Сибирских ханств основаны только на устных преданиях, которые сибирские татары получили от своих предков, но это не лишает достоверности историю этого владения. Эти предания вскоре после завоевания Сибири были записаны и вошли в состав сибирских летописей."

 

Речь у автора идет про легенду о Чингизхане и сыне керейтского Онхана, получившего у дел Юго-Западную Сибирь, с именем которого (тайбуга) летописи связывают образование Сибирского юрта (позже ставшего ханством).

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

А.В. Парунин:

 

"… Сведения Сибирских летописей, скорее всего, носят не исторический, а легендарный характер, дабы лишний раз подчеркнуть законность права княжеской династии Тайбугидов на сибирские земли."

 

Возникает закономерный вопрос, а известно ли по источникам хоть о каком-то подобном праве буркутов?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Далее Парунин пишет:

 

"… В одной из своих работ исследователь Д.М. Исхаков предположил, что Тайбугиды относились к клану буркут, «чьи потомки были правителями (хаким) города Чимги-Тура вплоть до первых десятилетий XV века.»

Интересна и приводимая исследователем информация о том, что «Тайбуга из буркутов» был одним из четырех десятитысячников, чьи кланы были пожалованы Шибану после Западного похода 1236 - 1242 гг."

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Возникает и другой закономерный вопрос - а упоминается ли этот тёзка в других имеющихся источниках, кроме Шибанидских?

В частности, источниках, более близких к освещению истории Сибирского ханства?

 

Попытался отыскать, но нигде больше таинственных буркутов в Сибири я не обнаружил. Вот они.

 

И.Г. Андреев "Описание Средней Казачьей Орды...":

 

"... Волость Кыят: тамга Ачамай Х ... А старинные татарские повести подтверждают: как мунгальский хан Чингис Бухарию под свою власть покорил, то царевич Казачьей Орды Тайбуга, сына Мамык хана, просил у него во владение места, лежащие по рекам Иртышу, Тоболу, Ишиму и Туре, которые получа, и своим потомкам во владение оставил." (С.30)

 

Г.Ф.Миллер "История Сибири". М-Л: Изд. АН СССР, 1937. Т.1 ("Описание Сибирского царства". 1750, 1787 гг.) Примечания к тексту "Истории Сибири" и к приложениям:

 

"... Родословная Тайбугинца Едигера):

...Он (по Ремезову Онсом), иначе Иван...

"...Мне представляется..., что более ближе к истине И.Е. Фишер (Сибирская история. СПбЮ 1774. С.3), который отождествляет Она с Унк-ханом, т.е. противником Чингис хана - Ван ханом. Князья Тайбугина рода ... возводили свой род к не менее славному Кераитскому хану... Такое толкование вполне согласуется и с известием П. Годунова, согласно которому отец Тайбуги был убит "царем" Чингисом, т.е. Чингис ханом после покорения Бухары...".

 

И.Е. Фишер "Сибирская история". СПбЮ 1774. С.90-93):

 

"... В другой версии легенды (сообщенной тобольским воеводой Годуновым, услышанной им от татарских и бухарских купцов, шедших через калмыцкие степи в Кита) князь Казачьей орды именем Тайбуга, сын хана Мамыка, у великого могольского хана Чингиса выпросил себе во владение места у Иртыша, Ишима, Туры и Тобола, которые получив оставил их в наследство своим потомкам".

  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...