Перейти к содержанию
Гость None

Родословное древо тюркских языков

Рекомендуемые сообщения

Уважаемые участники форума!

Подскажите, пожалуйста, где можно найти самую общую (но последнюю, новейшую!) информацию по лингвистической классификации народов Ц. Азии.

Буду очень благодарен за ответы

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Подскажите, пожалуйста, где можно найти самую общую (но последнюю, новейшую!) информацию по лингвистической классификации народов Ц. Азии.

Статей и книг на эту тему пишется довольно много, и узкими специалистами, и теми, кто любит систематизировать и складывать и рассовывать языки по группам и подгруппам.

Общие идеи относительно внутригрупповых классификаций у всех одинаковые, расходятся в некоторых частностях, типа являлся ли (является ли до сих пор) каракалпакский язык диалектом казахского, когда советские ученые, идя вслед за политическими географами, обособили его как отдельный язык. Ну и т.д.

Копья ломаются на более высоком уровне - являются ли тюркские, монгольские и т.-маньчжурские родственными.

Есть люди, которые не обращают на это никакого внимания и смотрят куда глубже (ностратики). Но это совсем другая наука (серьезно), поэтому решайте, лезть в эти дебри или нет.

Можете почитать вводные статьи, вполне традиционные, в академическом издании "Языки мира". Два тома, посвященные тюркским и монгольским языкам, вышли году в 97.

В.А.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На самом деле с внутригрупповой классификацией тоже не все в порядке.

В тюркологии, например, до сих пор нет общепринятой классификации языков. Одна из последних, вероятно, наиболее адекватно отражающая генетические связи отражена в книге "Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков региональные реконструкции". Но все равно, вопрос о статусе, скажем, халаджского окончательно не решен.

В монголистике, между прочим, мне тоже не попадалось сколько-нибудь внятной классификации. Обычно считается, что есть южные языки, северные и могольский, а подробности - побоку. Диалекты среднемонгольской эпохи в классификациях также не учитываются ( в отличие скажем от средневековых и древнетюркских диалектов в тюркских классификациях). Я не так давно написал статью Middle Mongolian dialects and modern Mongolian languages in regard to their spatial case systems, в которой проследил некоторые связи среднемонгольских диалектов с современными языками.

Основной результат: система пространственных падежей всех современных языков унаследована от западного среднемонгольского (на котором Мукаддимат ал-адаб), а не от восточного среднемонгольского (на котором Сокровенное сказание). Статус дагурского и хамниганского языков еще находится под обсуждением.

В тунгусских языках с классификациями все более-менее в порядке, хотя Дерфер и Икегами пытались несколько изменить классификации. По-моему речь там шла о том, что Кур-урмийский диалект негидальского реально - диалект нанайского языка. Вобщем, примерно та же история, что и с диалектами узбекского или крымско-татарского языков, которые относятся к разным подгруппам тюркских языков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

atk9 писал:

Есть люди, которые не обращают на это никакого внимания и смотрят куда глубже (ностратики). Но это совсем другая наука (серьезно), поэтому решайте, лезть в эти дебри или нет.

Прошу прощения за оффтопик, но все-таки интересно, почему Вы считаете, что ностратика - это совсем другая наука? Мне, наоборот, кажется, что это обычная компаративистика (какая бы она ни была - алтайская, индоевропейская или афразийская), только "копающая" чуточку глубже, чем обычно. И дистанция между ностратикой и алтаистикой гораздо меньше, чем, например, между ностратикой и индоевропеистикой (в смысле - ностратическая реконструкция не многим превосходит по сложности праалтайскую). Не то чтобы я хотел спорить с Вашей точкой зрения, но мне на самом деле интересно понять, на чем она основывается. А то может это я чего-то не улавливаю?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый, Яглакар. А почему вы считаете, что

дистанция между ностратикой и алтаистикой гораздо меньше, чем, например, между ностратикой и индоевропеистикой
. Мне скорее кажется, что индоевропеистика существенно более подробно разработана, чем алтаистика и ностратика (можно ли это назвать дистанцией?). Это связано прежде всего с продолжительностью изучения и обилием специалистов. Ностратика, на мой взгляд, отличается от "обычной компаративистики" уровня ие или алтайской семьи тем, что требует от исследователя существенно более обширных знаний: досконального знания сравнительной-грамматики всех ностратических семей.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ностратика, на мой взгляд, отличается от "обычной компаративистики" уровня ие или алтайской семьи тем, что требует от исследователя существенно более обширных знаний: досконального знания сравнительной-грамматики всех ностратических семей.

В этом Вы, конечно, правы. Хотя, увы, следует отметить, что ностратисты часто в конкретных проблемах тюркологии/самодистики/бербероведения (важных для ностратической реконструкции) разбираются хуже, чем узкие специалисты в этих дисциплинах, что приводит иногда к весьма досадным ошибкам. Примером тому - сам В.М.Иллич-Свитыч, который, будучи замечательным индоевропеистом (он пришел к ностратике через индоевропеистику), хуже разбирался в других ностратических ветвях. В общем-то, такое положение совершенно нормально, и аналогичным образом тюрколог может, например, прекрасно ориентироваться в материале древнеписьменных памятников, но не быть специалистом в чувашском языке и т.п. Просто всегда надо оставаться в разумной степени скептиком в своих изысканиях и время от времени консультироваться у узких специалистов.

Когда я говорил о дистанции между ностратикой и алтаистикой (или индоевропеистикой), я имел в виду прежде всего хронологический уровень существования/распада тех или иных праязыковых общностей. Т.е. алтайский праязык распался, по-видимому, несколько раньше, чем индоевропейский, и, таким образом, хронологическая дистанция между ним и праностратическим меньше, а трудности реконструкции больше, чем в случае индоевропейского праязыка. Поэтому и методика реконструкции праалтайского и праностратического имеет много общего, отличающего ее от индоевропейской (хотя расхождения в методике индоевропейской и алтайской или ностратической реконструкции не стоит преувеличивать).

И еще. По прочтении Вашей статьи о связях среднемонгольских диалектов с современными языками у меня появились по этой теме некоторые соображения, которые я изложу на форуме Monumenta Altaica.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Зато теперь у ностратики, видимо, очень радужные перспективы, поскольку сейчас ей занимается группа узких специалистов по отдельным ностратическим языкам.

Кстати, в оправдание Иллича-Свитыча следует сказать, что он первым додумался до реконструкции трех рядов смычных (придыхательные глухие, непридыхательные глухие и звонкие) для праалтайского, а также сделал достаточно важные открытия в области тюркологии, так что индоевропейскими языками он не ограничивался.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, в оправдание Иллича-Свитыча следует сказать, что он первым додумался до реконструкции трех рядов смычных (придыхательные глухие, непридыхательные глухие и звонкие) для праалтайского, а также сделал достаточно важные открытия в области  тюркологии, так что индоевропейскими языками он не ограничивался.

Сайн байн у!

У В.И.Цинциус было что-то похожее на реконструкцию трех рядов взрывных смычных, но - пишу сходу, надо проверить.

Кажется, основное существенное отличие индо-европейского традиционного метода - в требовании установления строгих фонетических соответствий между максимально возможно древними, прототипическими состояниями отдельных языков и языковых групп, ну и так далее. Чего нет в ностратике, где много исключающих, допускающих моментов. Что, впрочем, понятно.

В.А.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Современная ностратика требует установления строгих фонетических соответствий не меньше, чем индоевропеистика. И успехи здесь не такие уж скромные. Уже в словаре Иллич-Свитыча содержатся полные таблицы фонетических соответствий между ностратическими семьями. (Другое дело, что последующие исследователи иногда считают необходимой их коррекцию, но разве не аналогично обстоят дела в той же индоевропеистике?)

Кстати, в тюркологии строгими фонетическими соответствиями вплоть до последнего времени часто пренебрегали (примеры - замечательные по-своему работы А.М. Щербака и фундаментальная "Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Фонетика" 1984 г.). Впрочем, и здесь положение в последнее время как будто исправилось.

Новаторство Иллич-Свитыча в реконструкции трех рядов праалтайских смычных состоит главным образом в указании на их рефлексы в тюркских языках. В то же время он не вывел четких правил рефлексации, предполагая (как Щербак и др. тюркологи близких взглядов) "спонтанное озвончение" и т.п. Строгие фонетические соответствия между начальными смычными огузских тюркских языков установлены только С.А. Страростиным в книге "Алтайская проблема и происхождение японского языка" (М., 1991). Старостин, однако, совершает методологическую ошибку, механически проецируя реконструированное им праогузское состояние в общепратюркскую эпоху. (Может быть, он прав, и пратюркское состояние системы смычных действительно совпадало с праогузским, но этот вопрос должен еще быть дополнительно исследован.)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Смотреть здесь:

http://ehl.santafe.edu/images/turc.png

Сделано Старостиным на основе данных глоттохронологии.

Интересно, что чувашский все-таки получается отделился раньше всех. Потом примерно через 300 лет идет разветвление на четыре ветви.

1) Кыпчакско-карлукская ветвь. Что кыпчаки с карлуками по языковым признакам ближе друг к другу, чем, например, к огузам, нет ничего удивительного, но при дальнейшем ветвлении отдельные детали выглядят неожиданно (например, что татары оказываются ближе к узбекам и уйгурам, чем к башкирам).

2) Якутская ветвь.

3) Тувинская ветвь.

4) С огузской ветвью неожиданно объединяются хакасский и сары-югурский, причем именно эти последние два языка оказываются самыми близкими из современных языков к древнетюркскому.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Керим-хан

Вы извините, уважаемый Яглакар. Возможно Старостин классификацию провёл по каким-то неизвестным мне параметрам, но в основном это полный бред. Татарский и башкирский на 95% (как минимум) выдают соответствие. Другое дело что у башкирского тяжёлая фонетика и грамматика. Восточный и южный диалекты башкирского в чём-то ближе к казахскому (кое-какие лексические особенности например). Но в общем-то я могу реально всё-таки судить что на что похоже. Башкиры для меня говорят на родном языке. А узбеков и уйгуров я не понимаю.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А куда тут поставить казахский? Ведь он близок как ногайскому, так и каракалпакскому.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Керим-хан
А куда тут поставить казахский? Ведь он близок как ногайскому, так и каракалпакскому.
Ну вообще-то уважаемый BAUYR$AK, до того как Мангытский юрт распался на Большую, Малую Ногайскую и Алтыульскую орду, каракалпаки и были ногайцами. И у них язык действительно был раньше общий с казахами. Поэтому эта глоттохронология Старостина немножко идиотская. Если вы не возражаете я приведу ту глоттохронологию которая считается классической.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Буду вам весьма благодарeн, Керим.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы извините, уважаемый Яглакар. Возможно Старостин классификацию провёл по каким-то неизвестным мне параметрам, но в основном это полный бред.

Вот и я думаю, что бред в отношении татарского. И даже могу объяснить, отчего у Старостина такой результат в этом случае: у татар исторически мощная письменная традиция, причем развивавшаяся в сильном взаимодействии с чагатайской традицией Средней Азии. Литературный язык под влиянием чагатайского, разговорный под влиянием литературного... Как результат, глоттохронологический процент общей лексики достаточен, чтобы записать татар в ближайшие родственники уйгурам и узбекам.

В общем, яркий пример ограниченности метода. Заметьте, что для вычисления времени дивергенции/степени родства используется не вся лексика, а сто- или двухсотсловный список, т.е., может быть, во всем словаре между татарским и башкирским действительно 95% схождений (а между татарским и узбекским меньше), но именно в глоттохронологическом списке оказывается обратная картина, которая и вводит в заблуждение. Хотя, вообще говоря, не исключено, что Старостин здесь просто обсчитался. :blink:

Вот с чем я в приведенной схеме абсолютно согласен - это с тем, что чувашский язык должен был обособиться раньше других ветвей. Потому что морфология свидетельствует. B)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Керим-хан
Вот с чем я в приведенной схеме абсолютно согласен - это с тем, что чувашский язык должен был обособиться раньше других ветвей. Потому что морфология свидетельствует.
Уважаемый Яглакар, я с этим утверждением полностью согласен. Чувашский уникален. Кстати насчёт подсчёта общей лексики, может Старостин основывался и на этом, но если честно для меня (не знающего шахрисябский диалект узбекского и уйгурский) это тоже удивительно. Потому что литературный язык у нас татар и башкир ещё в начале 20 века был общий - поволжская разновидность языка тюрки, и в самом деле восходящего к чагатайскому. Например один из ранних памятников этого языка поэма башкира Кул Гали "Кысса и Йусуф". А то что сейчас называют татарским и башкирским это разговорные диалекты, первые письменные памятники которых появились лишь в 19 веке. Я попытаюсь привести ту глоттохронологию которую вывел коллектив авторов под руководством Тенишева, но к сожалению у меня нет такого наглядного файла как у вас. Не уверен что сам смогу такой сделать. :unsure:
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С интересом посмотрю обещанную глоттохронологию в любом виде - не обязательно наглядном и красивом. :P (Насколько понимаю, это из "Сравнительно-историческая гламматика тюркских языков. Региональные реконструкции"? О книге этой наслышан, но в руках пока не держал. Так что материал для меня будет новым.)

Вообще говоря, есть еще одна глоттохронология, которую предлагает М.Т.Дьячок. Статью смотреть здесь: http://www.philology.ru/linguistics4/dyachok-01.htm. Вот он-то как раз насчет чувашского языка очевидную чушь пишет:

Булгарская подгруппа (чувашский язык) равноудалена от других подгрупп тюркских языков и выделилась из единого тюркского праязыка не ранее (а, возможно, даже несколько позже), чем другие ветви.

Собственно, по контрасту с версией Дьячка я и обрадовался, что хоть у Старостина чувашский получается там, где и должен быть по всем мыслимым неглоттохронологическим соображениям.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Между прочим, некоторые узбекские диалекты очень близки к татарскому (казанскому), на слух почти одинакова.

А на письме узбекский и татарский почти идентичны.

Вот для меня, вписьменном смысле три языка не отличаются от татарского - бащкирский, ногайский. узбекский. По казахски читаю, но не 100%, бывает, что многое ускользает. Возможно из-за того, что читаю, в основном, надписи на пакетах из супермаркетов :=)).

А вот указанные выше 3 - практически на 100%.

При этом ближе всего к татарскому ногайский, затем узбекский, затем башкирский.

Но ближе всего ногайский.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ближе всего к татарскому ногайский, затем узбекский, затем башкирский.

Но ближе всего ногайский.

Ильяс, интересное наблюдение.

По классификации Баскакова татарский и башкирский находятся вместе в кыпчако-булгарской подгруппе, в то время как ногайский - в кыпчакско-ногайской подгруппе (вместе с казахским и каракалпакским).

http://www.kyrgyz.ru/?page=31

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Между прочим, некоторые узбекские диалекты очень близки к татарскому (казанскому), на слух почти одинакова.

А на письме узбекский и татарский почти идентичны.

Вот для меня, вписьменном смысле три языка не отличаются от татарского - бащкирский, ногайский. узбекский

Поправьте меня, если я ошибаюсь.

Насколько я знаю, тюркская составляющая узбекского языка, действительно, очень близка к татарскому. Однако, взаимопонимаемость татар и узбеков осложнена большим количеством иранизмов в узбекском.

Так мне говорил знакомый узбек. Насколько он прав?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Между прочим, некоторые узбекские диалекты очень близки к татарскому (казанскому), на слух почти одинакова.
Ну уж извините, уважаемый Ilyas Xan Astraxanski, узбекский не является монолитным языком. В нём есть карлукские, кыпчакские и огузские диалекты (разница приличная всё-таки). От того что узбекский близок графически к татарскому ещё не значит что ты будешь всё там понимать. Многие слова идентичные по написанию могут обладать "смещённым" значением. А многие слова идентичные по значению и корню могут отличаться в произношении. Хотя вот татар большинство тюрков более или менее понимает (в зависимости от степени владения родным языком кстати), а башкир нет (фонетика тяжёлая). Тем не менее башкирский литературный и волжско-татарский почти идентичны. Другое дело начинается уже когда южно и восточнобашкирские диалекты разбираешь. Там всякие нестандартные слова вроде калай в значении "как" (а не "жестянка" как в стандартном татарском) попадаются. Для меня например если честно карачаево-балкарский проще чем башкирский воспринимается (он сам по себе до удивительного простой). Но это потому что я уже более-менее к нему привык.
Насколько я знаю, тюркская составляющая узбекского языка, действительно, очень близка к татарскому. Однако, взаимопонимаемость татар и узбеков осложнена большим количеством иранизмов в узбекском.
Ну уважаемый jvarg, иранизмов везде хватает, но когда кто-нибудь скажет вместо таджик тоджик, а вместо казах козох это немножко необычно. Почему узбеки так говорят (также выговаривают абсолютно нетюркские таджики) я не знаю. :P
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Там всякие нестандартные слова вроде калай в значении "как" (а не "жестянка" как в стандартном татарском) попадаются

У казахов идентично - калай (как).

Керим, так как там насчет обещанной классической глоттохронологии?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Извините, уважаемый BAUYR$AK, я помню что обещал, но я сейчас в Казахстане, литературы под рукой нет, так что только через неделю смогу две версии глоттохронологии, разработанной в Сравнительно-исторической грамматике привести.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Другое дело начинается уже когда южно и восточнобашкирские диалекты разбираешь. Там всякие нестандартные слова вроде калай в значении "как" (а не "жестянка" как в стандартном татарском) попадаются.

Гхм.

Я как раз юго восточный башкир.

Мне мама в детстве иногда говорила:

"Малай кутэ калай". :P

Кто носил школьную форму с погончиками меня поймет.

Калай это жесть

Интересно какие башкиры грят в значении "как"?

В каких р-нах?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я как раз юго восточный башкир.

Мне мама в детстве иногда  говорила:

"Малай кутэ калай". :P

Кто носил школьную форму с погончиками меня поймет.

Калай это жесть

Интересно какие башкиры грят в значении "как"?

наверное это выражение известно всем татарам от Казани до Рязани и Нижнего Новгорода

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...